Системные характеристики культуры. Культура как система, структурная целостность культуры

  • 06.04.2019

В современной культурологии уже довольно прочно закреплено понимание культуры как единой многофункциональной и многоуровневой системы, вбирающей и отражающей противоречия всего мира. Однако такое представление о культуре утвердилось далеко не сразу. Оно стало итогом интеллектуальной работы целого ряда мыслителей XIX-XX вв., намечавших и развивавших так называемыми систе мный подход . Собственно, в рамках системного подхода и стало возможным осмысление культуры как систе мы - функционирующей целостности феноменов, т.е. неразрывного единства элементов, находящихся в функциональном взаимодействии.

Как пишет современный отечественный специалист Ю.В. Осокин: «Системный подход в культурологии, культурологический подход - „дочерняя“ версия системного подхода, целенаправленно ориентированная на исследования культуры и культурных процессов». Системный подход принципиально отличается от традиционного, «классического» подхода, рассматривающего культуру как сложный объект, понимание которого возможно через постижение входящих в его состав частей - самостоятельных (и даже самодостаточных) элементов в составе простой («арифметической») совокупности. Скажем, через анализ достижений в искусстве, науке, философии и т.д. пытаться оценить уровень достижений какой-то конкретной культуры, охарактеризовать эту культуру через оценку результативности того вклада, который внесли в нее конкретные представители отдельных культурных сфер... Таков «классический» подход.

Подчеркивая специфику системного подхода, Ю.В. Осокин пишет, что он изначально основывается на принципе целостности изучаемого феномена и занимается исследованиями его свойств как единого целого , единой системы . При этом важно учитывать, что целое обладает качествами, которых нет у его отдельных составляющих. Иными словами, рассматривая культуру, исследователь не сможет понять всю ее глубину, если будет сводить изучаемое к простой сумме составляющих. Сторонники системного подхода настаивают, что культура и не может считаться такой суммой (простой совокупностью), ибо в реальности не было такого момента, когда разрозненные феномены и предметы «соединились», чтобы, суммируясь, определить облик той или иной культуры. Все проявления культуры вырастают в ней, из нее же самой и обладают ценностью только в единстве с другими проявлениями той же культуры.

Понимание культуры как системы и, следовательно, становление системного подхода происходило постепенно и в течение длительного времени. Развитию и утверждению нового взгляда на культуру в основном препятствовала инертность мышления ученых, находящихся под влиянием «классического» подхода к культуре, а также господство гегельянского объективизма в философской интерпретации феноменов окружающего мира. Тем не менее с развитием в XIX в. постклассических философских парадигм (в частности, субъективистского взгляда на человека у С. Кьеркего ра, А. Шопенга уэра, Ф. Ни цше и др.) происходит неуклонный сдвиг и в понимании культуры, изменение ведущего методологического принципа в ее интерпретации. Рассмотрим некоторые наиболее важные концепции, изображающие культуру в виде целостной системы. В настоящее время их можно считать классическими для системного подхода.

Начало системному рассмотрению культуры фактически было положено Эдуардом Бе рнетом Та йлором (1832-1917) в его работе «Первобытная культура» (хотя сам Тайлор и не говорил о своем подходе как о «системном»). На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой, формулируя целостное видение культуры первобытности в контексте теории аними зма - специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы, которая связывала в единое целое весь его практический опыт построения отношений с окружающим миром. Будучи сторонником эволюционной теории, Тайлор ставил перед собой конкретную цель - показать культурное единство и единообразие в развитии человечества на пути от «дикости» через «варварство» к «цивилизации». Первое же определение культуры, данное Тайлором, гласит: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (курсив наш. - С.П. ).

Как видим, Тайлор еще не порывает с «классическим» определением понятия культуры, пытаясь указать на ее составляющие (достижения, проявления). Вместе с тем отчетливо видно и перенесение акцентов на целостность культуры - указание на то, что культура есть некое целое, в котором ее составляющие утрачивают свой самостоятельный облик и смысл и не могут быть различимыми и понятыми вне этой целостности. Конечно, нельзя утверждать, что Тайлор поднял системный подход на высоту, необходимую для высокоэффективных исследований культуры. Скорее, он обладал некоторой интуицией системности, сослужившей ему хорошую службу при исследовании первобытной культуры. Но примечательно, что именно Тайлора высоко ценил американский культурантрополог Лесли Уайт - основатель научной культурологии, оказавший большое влияние и на становление системного подхода.

Категория «культура» понимается Уайтом как особый объект действительности, специфический класс социальных явлений. По его мнению, она представляет собой объективное образование (т.е. реальное, имеющее место в действительности), не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся внутренней логике развития. При этом культура рассматривается американским ученым как организованная интегрированная система, обладающая свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных ее элементов. Оставаясь в значительной мере антропологом, Уайт подчеркивает, что, воспринимая род человеческий как единое целое, можно аналогичным образом рассматривать культурное множество «как единство - как культуру человека», таким образом исследуя сам феномен культуры.

В культуре как целостной системе Л. Уайт описывает три подсистемы , или стороны (функциональных проявления):

  • технологическую подсистему , которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, типы жилищ, особенности питания и т.д.; данная подсистема отражает материально-техническую сторону культуры, ее орудийно-производственную деятельность;
  • социальную подсистему , которая связана с общественными отношениями и соответствующими типами поведения, включая родственные, экономические, политические, военные, морально-этические и пр. отношения; здесь культура выступает как сфера общественного взаимодействия, социального обмена и сугубо межличностной коммуникации;
  • идеологическую подсистему , которая представляет собой сферу формализации и функционирования идей: верований, обычаев, а также различных видов знания; эта подсистема отражает отношения человека с самим собой - важное место в ней остается за процессами мышления, а также за различными способами обретения знаний, выработки установок, договоренностей и т.д.; именно здесь коренится то, что затем будет переходить к другим людям (действие социальной подсистемы) и, возможно, обретать грубые осязаемые материальные формы (действие технологической подсистемы).

По Уайту, культура как система находится над индивидом (вне индивида). Рассуждая об этом, он, в частности, писал: «Культура должна объясняться в присущих ей терминах, и, хотя это может показаться парадоксальным, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура. Наиболее реалистическая и научно адекватная интерпретация культуры будет достигнута в том случае, если мы отвлечемся от существования самого человека». Эта мысль станет понятной, если принять во внимание системный характер рассмотрения культуры. Ведущая посылка Уайта сводится к тому, что культура представляет собой внебиологическое средство поддержания жизни биологического вида . Таким образом, согласно Уайту, системность феномена культуры определяется не только и не столько самим характером взаимодействия и взаимосоотнесенности его элементов, образующих целостное единство, но прежде всего наличием у культуры функции целеполагания , задаваемой самой природой культуры.

Идея культуры как целостной системы активно раскрывалась и в деятельности такого научного течения, как «британская социальная антропология», одним из ярких представителей которого был Брони слав Ка спер Малино вский (1884-1942). Понятие «культура» является для него центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Малиновский проводил изучение функциональности социальных институтов в структуре культуры как целого - их роль и значение для функционирования культурного организма (в частности, в своей работе «Функциональный анализ»). Малиновский показал, что разрушение одного из институтов культуры неизбежно (даже автоматически) ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. Культура - это способ социального контроля, своего рода культурный стандарт жизни, который реализуется в традиционном обществе. Культура складывается на базе основных, естественных потребностей человека, к которым примыкают и производные потребности. Способы удовлетворения основных и производных потребностей различны для разных типов культуры. Однако каждая культура как социальная система - самодовлеюща.

Приведенные выше модели системного подхода далеко не бесспорны. Но несмотря на свои противоречия и недостатки они предлагают реализацию весьма продуктивного подхода - рассмотрения культуры во всей ее целостности, единстве и полноте, а не как простой совокупности отдельных элементов.

Поскольку в настоящее время в культурологии доминирует системное восприятие культуры, то весьма часто культуру представляют в виде целостного организма, многообразного по деятельности и сложного по форме. В культуре как организме проявляются феномены двух порядков. Во-первых, функционирование (деятельность), протекающее как процесс и приводящее (или не приводящее) к определенным результатам. Во-вторых, субъекты (участники) этой деятельности, организованные по иерархическому принципу, - как разнопорядковые творцы культуры и агенты культурного процесса, выступающие от лица разнообразных структур (институтов) культуры. Признание актуальности этих сторон социокультурной жизни с необходимостью ведет к структурно-функциональному осмыслению системы культуры; в культурном организме взаимосвязанно функционируют: нравственность, религия, искусство, наука, философия, идеология, политика, мировоззрение и многое другое. Их сложное взаимодействие образует целостную ткань культуры.

Деятельность культуры как системы представляет собой процесс, направленный на достижение определенных целей и разрешение определенных задач, стоящих перед участниками культурного процесса. В этом смысле культура, как говорят, функционирует, выполняет специфические функции , т.е. проявляет деятельные стороны, присущие ее социальной природе. Ниже рассмотрим основные функции системы культуры.

Ведущей функцией культуры как системы является человекотворческая , или гуманистическая . Все остальные функции так или иначе связаны с ней или даже вытекают из нее. Эта функция выражает и воплощает основную цель культуры - всестороннее развитие человека, его творческих способностей и стремлений духа. В ней осуществляется основной механизм зарождения и формализации культурных ценностей (смыслов) - индивидуальное и коллективное творчество людей.

Важнейшей является трансляционная функция, связанная с передачей общечеловеческого (в том числе социального) опыта. Нередко ее называют функцией исторической преемственности, или информационной . В ней культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает как универсальный механизм передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной локальной общности (страны) к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества (как вариант: «коллективная память народа», - по определению отечественного культуролога Ю.М. Ло тмана). Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкурти зма ) с вытекающими отсюда разрушительными последствиями.

Другой ведущей функцией системы культуры является познавательная (гносеологическая ) , которая тесно связана с первой и во многом обусловлена ею. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. При этом и сам процесс познания возможен и осуществляется исключительно в культуре. Культура нацелена на познание - познает сама себя.

Регулятивная (нормативная ) функция связана прежде всего с организацией и регулированием различных сторон общественной деятельности и личной жизни людей. В сферах труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей, в значительной мере определяя их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Эта функция опирается на такие нормативные системы, как обычаи, мораль, право.

Важнейшей в системе культуры является семиотическая (знаковая ) функция. Обладая знаковой природой и располагая в своем арсенале набором знаковых средств, культура предполагает приобщение человека к миру знаков, овладение соответствующим инструментарием. Без изучения знаковых систем культуры войти в ее смысл и получить доступ к ее достижениям практически невозможно. К примеру, естественные науки (физика, химия, биология и др.) располагают собственными знаковыми системами. Специфические языки необходимы для познания мира музыки, живописи, театра. Важнейшим средством овладения достижениями национальной культуры остается литературный язык (см. гл. 4).

Достаточно весома ценностная (аксиологическая ) функция, которая отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Критерием соответствующей оценки выступает, как правило, нравственное, интеллектуальное или духовное содержание.

Большое значение для личной и общественной жизни человека имеет функция приспособления (адаптационная ) . Культура как деятельный организм помогает человеку приспосабливаться к природным и социальным условиям и обстоятельствам. Многие считают эту функцию наиболее древней. Она проявляется на двух уровнях: приспособление к природной среде (помощь человеку в решении проблемы выживания в определенных природно-климатических условиях) и приспособление к социальной среде (помощь в адаптации к конкретным социальным условиям).

Итак, системный подход позволяет рассмотреть культуру в функциональной взаимосвязи с человеком (обществом). Перечень функций культуры может быть очень разным как по их количеству, так и по наименованиям. Главное в том, что культура - это мир деятельности, и каждый аспект этой деятельности служит одной цели - обретению и переживанию человеком гармоничного единства со всем сущим.

Помимо системных категорий имеет смысл рассматривать культуру с позиций ее внутреннего строения. На этом основан структурный подход . Так, в современной культурологии принято говорить о структуре (структурах) культуры, о ее составных компонентах, которые могут описываться вполне обособленно, в условном отрыве от функционального единства. Данный подход оказывается весьма эффективным с методической точки зрения - как удобный способ изучения отдельных явлений или компонентов культурной среды. Таких компонентов можно насчитать не один десяток, и многие из них представлены попарно: например, ядро и периферия культуры, мировая и национальная культура, городская и сельская культура, религиозная и светская культура, а также экономическая культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура, молодежная культура и т.д. Рассмотрим некоторые наиболее важные структуры культуры.

Прежде всего в структуре культуры необходимо выделить ядро (стержень ) , которое обычно определяют как стабильную целостность ведущих ценностных установок в конкретной культуре. Ядро культуры содержит доминирующие черты каждого ее элемента и выступает в роли основополагающего принципа творческой активности. Ядро культуры не существует «само по себе», как обособленный институт. Это набор ментальных свойств, которые обнаруживают себя в деятельности основных форм культуры, таких как религия, нравственность, наука и т.д. Однако именно благодаря ядру обеспечивается целостность конкретной культуры, ее неповторимый облик и эффективность осуществления функций, свойственных культуре. Специфика ядра той или иной культуры характеризуется иерархией составляющих его ценностей. К примеру, ядром древнееврейской культуры, основным компонентом составлявших ее ценностей была ветхозаветная (древнееврейская) религия, определявшая не только систему верований и священнодействий, но и этику, социальный и политический строй, хозяйственный и бытовой уклад. Конечно, религия не всегда выступает в роли ядра (например, в современном секуляризованном мире это могут быть ценности сугубо светского порядка), но в любом случае от него зависит менталитет культуры.

Наряду с ядром в конкретной культуре отчетливо представлена периферия , или так называемые внешние слои культуры. Как правило, периферия - это ценности и формы, не порожденные ядром, но тесно с ним связанные в силу исторических причин, а порой испытывающие значительное влияние доминирующих (стержневых) ценностей. Например, периферией западной средневековой культуры можно считать «смеховую» (карнавальную) культуру низовых слоев общества, эпическую культуру, унаследованную от варварского язычества, а также городскую культуру, опиравшуюся на ценности буржуазного свойства. Если под воздействием причин социально-исторического характера ядро культуры разрушается или трансформируется, то разрушается и трансформируется культура как целостность. Ядро обеспечивает устойчивость и стабильность культуры, а периферия более склонна к новациям и, конечно же, менее устойчива. Тем не менее периферийные ценности в какой-то момент могут выйти на первый план, образуя (или войдя в) ядро преемственной культуры (как это произошло, например, с буржуазной городской культурой Западной Европы в раннее Новое время).

Для отечественной культурологии XX в. типичным было вычленение в культуре таких составляющих, как материальная и духовная. Обычно эти две стороны культуры представлялись как антиподы, как самостоятельные виды культуры. Культурологи нового поколения склонны отрицать антагонистичность материальной и духовной сторон в культуре, воспринимая данное разделение как чисто условное и настаивая на органической целостности культуры. Действительно, тот культурный организм, с которым человек имеет дело в повседневной жизни, - это единство материальной и духовной жизни самого человека, неразрывность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется или, иначе говоря, единство материальных и духовных проявлений культуры.

Под материальной культурой принято понимать культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру то поса, или места жительства (жилища, дома, деревни, города), культуру отношения человека к собственному телу, физическую культуру. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, в которых природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь. В данном контексте вещь - это предмет, у которого свойства и характеристики заданы и воспроизведены творческими усилиями человека. Иначе говоря, материальная культура - это человеческое «я», отраженное в вещи; это человеческая душа, воплощенная в вещах; это дух, нашедший свое предметное выражение.

Раскрывая категорию «материальная культура», следует сказать, что с ее помощью описываются и разнообразные средства материального производства. Среди них - энергетические и сырьевые ресурсы (как органического, так и неорганического происхождения), геологические, гидрологические или атмосферные составляющие в технологиях материального производства. Здесь и орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машин. Сюда входят и разнообразные средства потребления, продукты материального производства, различные виды материально-предметной, практической деятельности человека, а также сами материально-предметные отношения человека в сферах технологии, производства или обмена. Необходимо подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире материального производства, существующего в конкретных сообществах. В ней также находят свое место архитектурные постройки, сложные технические сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и рукотворные ландшафты (в том числе произведения современного ландшафтного дизайна).

Наряду с этим материальная культура содержит в себе и материальные ценности прошлого (например, памятники архитектуры, археологические объекты и т.п.), а потому объем материальных ценностей культуры гораздо шире объема материального производства. Следовательно, нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Однако и то и другое оценивается культурологией с позиций приемлемости и эффективности создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его душевных свойств, духовных качеств, творческих потенций, самой сущности человека как субъекта культуры. Прямой зависимости между уровнем развития материально-технической стороны жизни и уровнем духовного развития человека, по всей видимости, не существует. Однако достижения материальной культуры могут способствовать (как и препятствовать) созданию различных средств для воплощения творческих идей и замыслов человека в его стремлении улучшить мир и самого себя.

Духовная культура выступает как многогранная система феноменов интеллектуально-эмоциональной жизни человека и охватывает познавательную, интеллектуальную и эстетическую деятельность людей, а также философский, нравственный, художественный, правовой, педагогический, религиозный срезы культуры. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры могут существовать в разнообразных формах. Среди них - обычаи, нормы и стандарты поведения человека, сложившиеся в конкретных исторических и социальных условиях. Здесь сосредоточены нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы и ценности, а также разнообразные идеи и научные знания. Условно их тоже можно называть продуктами деятельности человека. Как и продукты материального производства, они используются в жизнедеятельности человека, в том числе и для удовлетворения его потребностей.

В настоящее время многие культурологи полагают, что духовная культура имеет приоритетную значимость, поскольку удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более важная и сложная. Кроме того, нужно учесть, что человек сохраняет способность дерзать и творить (в том числе и в материальной сфере), проявляя неисчерпаемую фантазию и гений, только руководствуясь потребностями своей души. Обратившись к истории культуры, можно убедиться, насколько величие человека проявлялось именно в сферах духовной культуры. При этом довольно часто материальные блага совершенно не принимались в расчет, и только запросы высшего порядка двигали им. Достаточно перечислить и проанализировать основные формы, в рамках которых функционирует духовная культура, чтобы понять ее значимость для человечества. К всеобщим формам , или институтам , духовной культуры относятся: миф, религия, нравственность, искусство, философия и наука. В каждой из этих форм человек по-разному может реализовать свое творческое начало. Каждая из них обладает своей специфически окрашенной смысловой составляющей, своими символическими инструментами и свойствами.

Миф - это исторически первая форма духовной культуры, которая сохраняется и в те культурно-исторические эпохи, когда мифологическое сознание утрачивает свое абсолютное господство. Миф представляет собой специфическое измерение внутренней (душевной) жизни человека, и суть его - в том, что он определяет бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие природы или бытие общества. Для мифа необходима синкрети чность (неразделенность) сознания у его носителей, выражающаяся в том, что человек не осознает свою идентичность, индивидуальность, са мость. В те исторические периоды, когда миф выступал единственной формой культуры, человек не мог отличить смысл от природного свойства, а потому все в природе становилось для него одушевленным: мир наполнялся со нмом родственных человеку существ (демонов, богов, духов и т.п.). С утратой мифом своего доминирующего положения меняются и разновидности мифотворчества (мифополагания). Миф занимает место одного из путей примирения человека с враждебной или дружественной ему реальностью (например, отождествление смысла индивидуальной человеческой жизни с коллективными интересами в тоталитарном государстве).

Религия , приходящая на смену мифу в качестве доминанты духовной культуры, тоже выражает потребность человека ощущать себя частью бытия. Однако отличие здесь заключается в том, что человек ищет свои жизненные основания не в окружающем мире (природе, космосе и т.д.). Развитая религия предполагает безусловную веру человека в бытие потусторонней (трансценде нтной) сферы, в которой существуют боги (бог). Таким образом, религия обожествляет не природу (природные свойства), а сверхприродные силы самого человека - прежде всего, дух , наделяемый свободой, творчеством и бессмертием. Помещая божественное за пределами космоса, понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия делает возможным освобождение человека от мифологической (первобытной) слитности с природой, обеспечивает преодоление синкретического мышления и внутренней (бессознательной) привязанности человека к природным явлениям и стихиям. Такое освобождение средствами религии (необязательно организованной в институциональном отношении) возможно и для современного человека: например, на путях освобождения от деструктивной привязанности к внешним проявлениям жизни и своим эгоистическим пристрастиям.

Возникновение нравственности становится возможным только после того, как преодолевается абсолютное господство мифа. Поскольку в мифологическую эру человек внутренне сливался с жизнью коллектива, то для его поведения не требовались средства сознательного контроля: это происходило на бессознательном уровне, благодаря программированию магическими табу (запретами). Преодоление синкретизма ведет к возникновению потребности в самоконтроле, поскольку теперь индивид осознает себя внутренне автономным от коллектива. Первыми нравственными регулятивами для него становятся: долг, стыд и честь. В дальнейшем возникает совесть - более сложный регулятив, соответствующий повышенному уровню внутренней автономности человека и формированию в нем зрелой личности. Постепенно нравственность начинает действовать как внутренняя саморегуляция, а не как нечто навязанное человеку извне, хотя это и не исключает сохранения специфических форм подчинения индивида неким внешним поведенческим стандартам (например, феномен моды). В любом случае развитая нравственность - это творческая реализация духовной свободы человека, которая ищет своего выражения через созидание, а не через ограничение.

Искусство как форма духовной культуры существовало параллельно с мифом и религией. Его появление стало неизбежным, как ответ на потребность человека в образно-символическом переживании и выражении значительных моментов и проявлений своей жизни. Считается, что искусство создает «вторую реальность», генерируя мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Утверждая свои ценности, искусство способствует развитию художественной деятельности человека, вовлекает его в художественное освоение действительности. Оно обогащает культуру духовными ценностями через творчество, через созидание и оформление субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы конкретного культурно-исторического периода. Важно также отметить, что само приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание индивида в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия , как теоретическое мировоззрение, исходит из понятия му дрости (от греч. sophia ) в качестве основополагающего. Интерпретируя это понятие в самых разнообразных вариациях, философия стремится выразить мудрость мыслительными средствами и категориями. Иначе говоря, философия - это теоретическое осмысление общечеловеческого опыта в постижении сущности бытия, включая бытие самого человека. Философия возникла как попытка преодоления мифа - внерационального института, в котором также выражалась мудрость, но в таких формах, которые не допускали ее критического осмысления и рационального доказательства. Рациональность - это основа классического философского метода (даже те философские школы, которые критически настроены по отношению к категории рациональности, обычно выражают свое миропонимание рационалистическими способами). Помимо этого, философия, обращаясь к смысловым основам сущего, видит вещи в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. А посему философия выражает именно человеческие ценности, сугубо человеческое отношение к миру. Это обстоятельство, по всей видимости, и дало немецкому философу Г. Гегелю основание называть философию теоретической душой культуры. Не случайно большинство классических культурологических теорий создано философами, занимавшимися поисками смысла культуры.

Наука представляет собой форму духовной культуры, в которой реализуется конкретная цель - рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей. Будучи неразрывно связанна с философией (последняя весьма часто выступает как методология научного познания), наука все же имеет свои принципиальные отличия. Самое главное отличие сводится к тому, что наука не удовлетворяется абстрактными выводами, подкрепленными логической аргументацией, а ищет подтверждения своим гипотезам в эксперименте (опора на принцип верифика ции , т.е. проверяемости знания). Наука - это один из самых молодых институтов в структуре культуры (становление классической концепции науки относится к XVI-XVII вв.), который тем не менее оказывает значительное влияние на развитие культуры. Наука - это и особый способ производства объективных знаний, фактор выживания человечества, инструмент преобразования общественной жизни. Творческие возможности науки поистине колоссальны, и они все более и более глубоко преобразовывают культуру. Однако в последнее время в философской среде проявляется весьма заметный скепсис в отношении классической модели науки. В частности, ставится под сомнение сама возможность продуцирования человеком объективных знаний через так называемый научный поиск. Все чаще поговаривают о смерти науки в ее ценностном измерении. Существует также мнение о том, что наука - это один из вариантов мифа, т.е. особая мифологическая модель объяснения мироздания, ставящая во главу угла средства логического объяснения результатов эксперимента и наблюдений, модель, в чем-то изжившая себя и наносящая значительный вред духовному развитию человечества.

Проанализировав основные формы духовной культуры, можно убедиться в ее особой значимости для человека и общества. Но справедливости ради следует заметить, что нередко (и почти всегда) материальное и духовное идут не просто рука об руку, как две тесно связанные, но разные стороны действительности, а являют собой нерасторжимое целое. В самом деле, чтобы иметь возможность воплотить определенные художественные или интеллектуальные задачи, порой необходима солидная материальная база. Например, это относится к созданию масштабной кинопродукции, проведению дорогостоящих экспериментов с целью доказательства научных гипотез, возведению архитектурных шедевров и т.п. Но поскольку все явления культуры материального порядка определяются духовной составляющей, то именно духовную культуру следует признать доминантой в структуре культуры. Важно отметить, что и само подразделение на материальную и духовную культуру зачастую бывает чисто условным, ведь в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроницаемы. По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры невозможно отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой так называемое вертикальное сечение культуры, как бы «пронизывая» всю ее систему. В ряду примеров вертикального сечения можно назвать экономическую, политическую, экологическую, эстетическую и многие другие виды культуры.

Специальная литература

  1. Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Его же. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г.С. Кнабе. - М.: Индрик, 1994. - С. 17-28.
  2. Крёбер А.Л. Конфигурации культурного роста // Его же. Избранное: Природа культуры / А.Л. Крёбер. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 5-800.
  3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991.
  4. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия / Б. Малиновский. - М.: REFL-book, 1998.
  5. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии / Е.М. Мелетинский // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия,
    1991. - С. 653-657.
  6. Осокин Ю.В. Система культуры. Системный подход в культурологии // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях / Ю.В. Осокин. - М.; КомКнига, 2007. - С. 232-255.
  7. Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства / Ю.В. Осокин. - М.: Алетейя, 2003.
  8. Уайт Л. Понятие культуры / Л. Уайт // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 17-48.
  9. Черносвитов П.Ю. Эволюция картины мира как адаптационный процесс / П.Ю. Черносвитов. - М.: Изд-во ГИИ, 2003.
  10. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

Введение

В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.

Таким образом, в культурологии культура - это основополагающее понятие, характеризующее сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творит мир и себя самого. Кроме того, культура - это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.

Культурные процессы - сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия, увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.

Именно этому и посвящена данная работа.

Культура как система

Материальная и духовная культура

Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными - они задуманы и созданы человеком как творцом.

Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек - не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.

Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль -- это роль творца, а место человека в культуре -- это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты - это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Материальная культура, в другом понимании, -- «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества» Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. -- М.: Центр, 2001, с.51.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.

Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой -- и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

Структурная целостность культуры

Структурная целостность культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие -- второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие -- локальное и конкретное.

Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.

Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни -- это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур.

Культура действует как живая система ценностей, пока активно действует сам человек - как творческое, созидающее начало.

Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Структура культуры и ее основные элементы

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры . И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура - это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда - все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура - это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, - также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гар­монии между творческими замыслами и их реализацией при­водило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

Духовная культура , тесно связанная с материально-тех­ническим развитием общества, включает в себя всю совокуп­ность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, мораль, науч­ные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной дея­тельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его опреде­ленных потребностей. Конечно, деление культуры на мате­риальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида . С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выс­тупает ее результатом. Но в интересах анализа такого много­мерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности . Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя : поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь» ). Обычай - это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выс­тупают также обряды или ритуалы. Обряд - это последова­тельный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадеб­ные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - «до­жинки») и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы . Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических . Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

Политическая культура;
нравственная культура (мораль);
эстетическая культура (искусство);
религиозная культура;
философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную . Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства - элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Рассмотрев структуру культуры, следует отметить нали­чие в культуре каждого народа классовых и общечеловечес­ких, национальных и интернациональных ценностей . В тра­диционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались та­кие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть гос­подствующих классов, были достаточно развитыми. Это , искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности , есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в ментали­тете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ счи­тает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «на­стоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно счита­ет настоящим человеком прежде всего самого себя. В каче­стве примера гармоничного сочетания национальных и ин­тернациональных начал в культуре обычно называют Япо­нию. С одной стороны, Япония - традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой сто­роны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно со­единить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочета­нии одного и другого.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность - это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека - при­родные, и вторичные - социальные или культурные . Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

— это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры , как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности .

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.

представление о единовременном сосуществовании многих культур.

Переход от биологической формы бытия к антропо-социо-культурной .

Понятие антропо-социо-кулътурное фиксирует рождение и развитие сверхприродного типа бытия. Три части термина соответствуют трем формам этого бытия, а дефисы, разделяющие и связывающие части в одно слово, указывают на TO, что динство форм предполагает их своеобразие, отличие каждой составляющей от двух других. Подчеркивая сотворенность этой среды человеческого бытия, ее нередко именуют «второй природой». «Вторая природа» отделяет человека от мира естественных сил и предметов и в то же время связывает его с этим миром. предпосылка целесообразного приспособления природы к потребностям человеческого существования

Культура в системе бытия: человек, природа, общество . она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах.

Атрибутивное свойство человека – деятельность. отличительная особенность культуры состоит в том, что она создана деятельностью человека. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они наделены особым свойством - быть ценностями. Создавая особый предметный мир, человек созидает нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение человеческой сущности. Однако главное назначение культурной деятельности человека заключается в создании того предметного мира (материального, духовного, художественного), через рый он реализует свою особую сущность. Его конкретные элементы принято называть артефактами, а деятельность по их созданию - артефактами. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Ценности - регулятор человеческого поведения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического).

Труд , особенно в сфере материального производства, до сих пор является основой культуры.

Культурная деятельность представляет собой вид сопряженной коллективной деятельности. человек в процессе деятельности преобразует природу согласно своим потребностям и в конце концов создает особую среду - искусственно созданный мир культуры. преобразует и себя так и внутренний мир человек выделяется из среды

культурной деятельности как особого вида субъектно-объектного отношения

культурная деятельность - это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть по ее собственным законам культуру как творчество. Культурная деятельность отличается свободой

Строение культуры: духовная, материальная, художественная.

Духовная культура: познание мира, ценностное осмысление мира, преобразование, дух. Обогощение людей. М. С. Каган рассматривает строение духовной культуры под тем же углом зрения, что и материальной, подчеркивая, что оно зависит от духовного освоения тех же трех сфер бытия – природы, общества и человека. Кроме того, духовное освоение мира осуществляется и на уровне обыденного сознания, и на уровне специализированном, как правило, профессионализированном и институционализированном. Структура духовной культуры сложнее, чем строение материальной культуры, она обусловлена и предметом освоения, и его способом, и различием его уровней. Результатом познавательной деятельности человека является знание, продуктом ценностно-ориентационной деятельности – ценности, итогом духовно-преобразовательной деятельности – проекты (как технические, (инженерные) проекты, так и создание моделей общественных явлений) .

Материальная культура: техническая, физическая, культура соц. Организации, материальное общение людей . Под материальной культурой обычно понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. 1. физическая культура, охватывающая спортивные, медицинские и игровые воздействия на человеческое тело.

2. техническая деятельность , направленная человеком не на самого себя, а вовне, и имеющая своей целью создание вещей так называемой «второй природы» (орудия труда, машины, бытовая утварь, оружие, медицинские инструменты и т. п.)

3. социально-организационная деятельность людей , создающих самостоятельно существующие учреждения, институты (экономические, политические, юридические; все социальные институты – от семьи до государства).

Материальная деятельность соотносится с тремя исходными для нее формами бытия – с природой, обществом и человеком : так из материалов природы культура создает технические конструкты – вещи; из материальной основы человеческого бытия – физические конструкты, тела людей; из материала общественных отношений – социальные конструкты, организации.

Художественная культура как тождество духовной и материальной: худ. Образ, восприятие, деятельность. Художественная культура охватывает все виды искусства – искусство слова, устно-фольклорное и письменное (литературу ), скульптуру, живопись, музыку . В художественной культуре происходит отождествление материального и духовного, доказательством чему является неизвестная ни материальной, ни духовной культуре особенность: непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы другим содержанием. Художественное произведение, в отличии от всех иных, требует эстетического переживания , т. к. материальная форма в произведении является не внешней для его содержания оболочкой, а способом бытия самого этого духовного содержания.

«художественная деятельность » включает в себя художественное творчество и его результаты

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества , форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. средство и форма освоения жизни искусством

художественное восприятие более или менее точно воспроизводит заключенное в произведении неизменное содержание,

Все уровни культуры глубоко взаимосвязаны. В культуре нет и не может быть ничего чисто материального, неодухотворенного интересом людей, замыслами, проектами создателей «второй природы», и нет и не может быть ничего чисто духовного, нематериализованного

Культурология и искусствоведение

Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...

4 вопрос

Культура как система.

В современной культурологии довольно прочно закреплено представление о культуре как о сложной многофункциональной и многоуровневой системе, вбирающей и отражающей противоречия всего мира. Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Оно стало плодом интеллектуального творчества многих культурологов XIX–XX вв., намечавших и развивавших системный подход.

Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе «Первобытная культура». На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма – специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы, которая связывала в единую целостность весь его практический опыт построения отношений с окружающим миром. Будучи сторонником эволюционной теории, Тайлор ставил перед собой конкретную цель – показать культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» через «варварство» к «цивилизации». С точки зрения английского ученого культура представляет собой целостность, которая складывается из знаний и верований, искусства и нравственности, законов и обычаев, традиций и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Большое влияние на становление представления о культуре как о целостной системе оказал известный американский культурантрополог Лесли Уайт. Категория «культура» понимается им как особый объект действительности, специфичный класс социальных явлений. Она представляет собой объективное образование, не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития. А потому ее следует рассматривать без обращения к индивидам.

В культуре как целостной системе Л. Уайт выделяет три подсистемы:

Технологическую подсистему, которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, типы жилищ, особенности питания и т. п.;

Социальную подсистему, которая содержит в себе общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, военных, этических и т. п. отношений;

Идеологическую подсистему, которая включает в себя идеи, верования, обычаи, а также различные виды знания.

Идея культуры как целостной системы активно воплощалась и в творчестве «британской социальной антропологии», одним из ярких представителей которой является Бронислав Малиновский. Понятие «культура» является для него центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Малиновский проводил исследование функциональности социальных институтов в структуре культуры как целого – их роль и значение для функционирования культурного организма. В частности, он показал, что разрушение одного из институтов культуры ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. Культура – это способ социального контроля, своего рода культурный стандарт жизни, который осуществляется в традиционном обществе. Культура складывается на базе основных или естественных потребностей человека, к которым примыкают производные потребности. Способы удовлетворения основных и производных потребностей различны для различных типов культуры. Однако каждая культура как социальная система – самодовлеюща.

Приведенные концепции культуры как целостной системы далеко не бесспорны. Но, несмотря на свои противоречия и недостатки, они предлагают реализацию весьма продуктивного подхода – рассмотрения культуры во всей ее функциональной полноте, а не как простой совокупности отдельных элементов. В настоящее время системное восприятие культуры является доминирующим в культурологии. Весьма часто культуру представляют как целостный организм – сложное по деятельности и многообразное по формам образование. В этом организме взаимосвязано функционируют нравственность, религия, искусство, наука, философия, идеология, политика, мировоззрение и др. Сложное взаимодействие таких систем артефактов образует целостную ткань культуры.

  1. Внебиологичность культуры

Отсуствие взаимосвязи между биологическими факторами и культурным уровнем личности. Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (духовный аспект)

  1. Генезис культуры

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления самой проблемы зарождения культуры. Термин "генезис" пришел к нам из греческого языка и переводится как "происхождение, возникновение", а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.

В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых. Тем более что проблема генезиса культуры есть проблема скорее умозрительная, чем опытная. Несомненно, выводы той или иной теории должны совпадать с последующим развитием культуры, но этап ее зарождения настолько далеко отстоит от нас на временной оси, что исследователям остается только выдвигать гипотезы и строить теории.

Подходы:

Деятельностный подход к культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", написанная в 1876 году. Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что "труд создал человека".

Вторая точка зрения - психоаналитическая - представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе "Тотем и табу" он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью.

В совершенно ином ключе представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк Йохан Хейзинга, предложивший игровую концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе "Homo ludens" ("Человек играющий", 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.

Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура - вторична. Игру знают уже животные. Постепенное усложнение игры, создание собственных правил, отличных от данных природой, привело к появлению человека и зарождению культуры.

На современном этапе развития культурологического знания, возможно, наиболее совершенной следует назвать символическую концепцию , предложенную Эрнстом Кассирером. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических "символических формах". Мы можем говорить о нем, как об одном из создателей символической концепции происхождения культуры. Первичной посылкой его рассуждений является мысль о том, что человек несовершенен в своем биологическом естестве. Он менее чем животные приспособлен к жизни в природе, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21428. ПРАВО ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ 19.84 KB
Раз, возникнув, размер долей в дальнейшем они могут меняться: по соглашению участников ОИ, если участник ОДС осуществит за свой счет с соблюдением установленных правил использованием общим имуществом неотъемлемые улучшения этого имущества, он имеет право на соответствующее увеличение своей доли в ПС на это ОНИ
21429. ПРАВО ОБЩЕЙ СОВМЕСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 21.26 KB
Собственное имущество КХ имущество приобретенное на общие средства всех членов КХ: земельный участок насаждения хоз и иные постройки возведенные на этом земельном участке, скот живность, с/х техника, транспортная техника инвентарь и иное имущество приобретенное на общие средства
21430. ЗАЩИТА ПС И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ 20.02 KB
Вещь должна сохраниться в натуре, если нет вещи, то нет и СПС или возникла качественно иная вещь т.е. необязательно вещь уничтожать. Собственник утратил владение вещью т.е. она выбыла из сферы его хозяйственного господства и вещь находится в сфере хоз господства другого лица
21431. НЕГАТОРНЫЙ ИСК 17.64 KB
Это иск владеющего собственника к третьему лицу об устранении препятствий мешающих нормальному осуществлению собственником правомочиями пользования или распоряжения (яма перед гаражом, где стоит автомобиль)
21432. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО 19.73 KB
Обязательство это межотраслевое понятие, так считают некоторые ученые т.е. существуют налоговое трудовое адм обязательства (профессор Абова и Танчук): общая и главная особенность обязательства состоит в том, что это относительное правоотношение правовая форма связи между конкретно управомоченным и конкретно обязанным лицом
21433. ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 19.72 KB
В условиях рыночной экономике действует закон стоимости в соответствии, с которым и осуществляется товарооборот в обществе. Наиболее адекватной правовой формой данного товарооборота является сделка
21434. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА 33.46 KB
Существенные: такие условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора т.е. если не согласовано хотя бы одно из существенных условий договор считается незаключенным; пункт 1 статья 432 ГК: условия о предмете договора, такие условия
21435. ПЕРЕМЕНА ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ 20.2 KB
Поэтому цессия всегда совершается уже воисполнение существующего обязательства В большинстве обязательств сторона имеет права и обязанности Уступка права является одновременно и переводом долга т. связано с переменой лиц а так ее не произойдет Пункт 5 письма: возможна если предмет обязательства делим Уступка права требования по возврату средств по кредитному договору: статья812 ГК: может давать только банк или другая кредитная организация т. по требованию кредитора исполняется обязательство Пассивная...
21436. ПРЕДМЕТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 21.06 KB
Особые требования предъявляются к денежным обязательствам Статья 317 ГК: они д. оплачено в рублях за исключением установленными ЦБ РФ Особо важно учитывать инфляционные процессы в тех случаях когда они направлены на содержание гражданина Статья 318 ГК: сумма выплачиваемая по ДО непосредственно на содержание гражданина возмещение вреда по договору пожизненного содержания индексируется по уровню инфляции в порядке и...