Что же такое натуральные материалы? Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии.

  • 17.04.2019

Или карго-культ (англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии . В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Культ карго является проявлением "магического мышления ".

Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся "точные копии" взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения ("муштру") и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи "USA".


Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний - движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа - Новой Гвинее - это культ Таро на севере и безумство Вайлала.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз ("карго") больше не прибывал.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату).


Другие примеры культов карго
  • Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа Пайуте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.
  • Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.
  • На протяжении истории восстаний Машона и Матабеле в 1896 - 1897 годах против английской колонизации в Южной Родезии возникали мессианские поверья, напоминающие культ карго. Один из лидеров восстания жрец Мквати и его соратники твердо придерживались принципа, что их воины должны убивать европейцев, но не должны брать их вещи.
  • Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.
По материалам Вики -

Казалось бы, религия была с человечеством всегда. Следы религиозных культов и традиций дошли до наших дней в самых древних раскопках и захоронениях. Но ниоткуда ничего не берется, и вера в высшие силы точно так же не могла возникнуть на пустом месте. Возможно, разгадку можно найти, исследовав интереснейший религиозный феномен — "культ карго".

Двадцатый век вошел в историю не только как эра развития науки и появления новых технологий. Параллельно в это время образовалось множество новых религиозных верований, причем процесс их возникновения, развития и угасания происходил буквально на глазах одного-двух поколений людей. Впрочем, далеко не все из "новых" религий достаточно быстро исчезли, некоторые существуют и по сей день, явно не собираясь уходить в небытие. Самым интересным из таких культов, на мой взгляд, является так называемый карго-культ, который и поныне распространен на островах Тихого океана.

Он в первую очередь интересен тем, что является настоящей "народной" религией со всеми ее атрибутами . Дело в том, что большинство религий ХХ столетия на самом деле либо представляют собой некие модификации традиционных конфессий (например, кришнаиты — это всего лишь космополитическая версия древней индуистской конфессии вишнуизма), или своеобразный религиозный "постмодернизм". Он заключается в том, что кто-то, весьма начитанный и образованный, выбирает понравившиеся ему куски из различных вероучений, мастерски сшивает их и выдает за новую "истинную веру". Примеров таких учений множество — "Белое братство", "Аум Синрике", "Живая этика" и прочее, и прочее.

Однако все они имеют одну характерную особенность — достаточно хорошо известно имя и биография основателя каждой конкретной религии. А часто и его цель, которая в большинстве случаев и проста и незатейлива — обеспечить именно себе популярность среди масс для того, что бы разбогатеть. Поэтому-то данные учения, как правило, долго не живут, поскольку уже второе поколение адептов начинает задумываться над тем, какие цели преследует основатель, и, в большинстве случаев, приходит к правильным выводам. С карго-культами история же совсем другая.

Несмотря на то, что большинство карго-культов появились в середине XX века (хотя первый из них, движение Тука, возник на Фиджи еще в 1885 году), сказать, кто был основателем каждого из них, практически невозможно. Всего за 50-70 лет их имена успели стереться в памяти адептов. Соответственно, изначальные замыслы тоже успели забыться — их заменила созданная буквально всем миром приверженцев религиозная идеология. Поэтому для ученых, исследующих это явления, уже сейчас достаточно сложно реконструировать ситуации, при которых зародились ключевые ритуалы и идеологические установки нового культа.

Во-вторых, карго-культы явились истинным подарком для антропологов и этнопсихологов, которые посчитали, что их возникновение представляет собой идеальную модель, описывающую процесс возникновения религии. И какого же было их удивление, когда они увидели, что, согласно данной модели, в основе появления религиозных верований лежат не иррациональные откровения, а… четкая логика. Причем, как и полагается, железная.

Уж в чем-в чем, а в умении сопоставлять факты и выводить на этой основе закономерности островитянам отказать сложно. Они весьма наблюдательны и со времен колонизации их островов европейцами усвоили одну простую истину — белые люди каким-то образом имеют много полезных вещей и вкусной еды, для получения которых им не нужно тратить никаких усилий.

Действительно, смотря за тем, чем занимаются чиновники колониальной администрации или военные, туземцы не могли припомнить, что бы они хоть когда-нибудь работали, то есть собирали съедобные растения, охотились, ловили рыбу, разводили свиней или возделывали огороды — а ведь именно это и считается с их точки зрения работой. Тем не менее, у белых всегда все есть. Возникает логичный вопрос — откуда? Может, все это доставляют им неведомые божества?

Подозрение переросло в уверенность, когда туземцы поняли, что белые большую часть времени занимаются абсолютно бессмысленными (на первый взгляд, да и на второй — тоже) действиями. Они перекладывают с места на место листы бумаги, что-то при этом на них рисуя, нажимают на кнопки странных устройств, маршируют в красивой одежде с оружием. А с точки зрения островитян подобное значило лишь одно — эти действия являются ритуальными, то есть представляют собой религиозные церемонии. Оставалось лишь узнать, каким образом божества белых отвечают на молитвы своей паствы. И этот случай скоро представился.

В 30-40-е годы прошлого века в связи с началом Второй Мировой войны на многих островах Тихого океана были размещены военные гарнизоны. Снабжали их, опасаясь японских подводных лодок, в основном по воздуху, то есть сбрасывали грузы с самолетов. Это-то и явилось ответом на вопрос, давно мучивший туземцев. Теперь два и два сложилось в четыре. Они поняли, что после того, как белые вдоволь набегаются с ружьями и понажимают на всякие кнопки, самые лучшие из паствы отправляется в священное место — на аэродром, и исполняют там заключительную ритуальную пляску с флажками. Ведь действия сигнальщиков со стороны можно и так интерпретировать, верно? В результате от богов прилетает железный крылатый посланец, который доставляет все необходимое, сбрасывая груз на парашюте. Итак, механизм взаимодействия белых со своим богом стал абсолютно понятен.

Тогда же туземцев ждало еще одно открытие, которое, собственно и привело к созданию карго-культов. В составе гарнизонов сил союзников были не только бледнолицые, но и чернокожие солдаты. Как раз они-то и составляли большинство среди обслуживающего персонала аэродромов. Из этого островитяне сделали вывод — боги белых помогают не только им одним, но всем, кто в них верит.

Вот тут-то и началось массовое возникновение карго-культов. Они стихийно появлялись на Новой Гвинее (там их возникло аж полсотни!), Соломоновых островах, в Меланезии и Микронезии. Наиболее известным, тем не менее, оказался карго-культ на Вануату. Остановимся на нем подробнее.

При зарождении данного культа на островах архипелага местный житель, которого звали Манехиви, объявил, что ему явился пророк по имени Джон Фрум. Он сказал, что если туземцы откажутся от всех аспектов европейского общества (денег, западного образования, христианства, работы на кокосовых плантациях), то боги устроят "апокалипсис", в результате которого все белокожие люди, включая миссионеров, навсегда оставят их землю, а коренное меланезийское население получит материальные блага, которыми наслаждается "белая раса". Эффект получился потрясающим — в 1941 году последователи Джона Фрума избавились от всех своих денег, покинули миссионерские церкви, школы, деревни и плантации и переселились во внутренние районы острова Танна.

Попытки колониальных властей арестовать зачинщиков и ликвидировать эту "вредную" с их точки зрения религию не принесли результата — наоборот, у карго-культа Джона Фрума появились первые "мученики", что еще больше стимулировало его развитие. Его последователи соорудили на острове символическую взлетно-посадочную полосу и поместили там макеты самолетов из дерева и соломы, чтобы заманить на остров божественный самолет Джона Фрума. Также ими были сооружены символические вышки, на которых дежурили "диспетчеры", носящие на голове муляжи наушников.

Связь с пророком осуществлялась так — новоиспеченные жрецы культа, увидев переговоры белых друг с другом по радио, мастерски подражали данному виду общения. Для этого выбирались женщины, легко поддающиеся внушению, их талии обматывались проводами, после чего они впадали в транс и начинали произносить непонятные слова. Эти бессвязные выкрики жрец "переводил" всем островитянам и толковал их. Так в новой религии, которая до сих пор основывалась на исключительно рациональном подходе, появился мистическо-иррациональный элемент (причем, заметьте, на достаточно позднем этапе).

Кто же такой этот Джон Фрум, который и по сей день почитается на Вануату пророком новой религии? Ученым так и не удалось установить его личность. Есть предположение, что имя "Джон Фрум" является искажением выражения "John from (America)" то есть "Джон из (Америки)". Не исключено, что так называли себя американские солдаты, представляясь туземцам. А поскольку в ряде диалектов Вануату "о" при транслитерации переходит в "у", так и родился Фрум. Интересно, что эта фамилия весьма редка как в США, так и в Великобритании и Австралии. Поэтому достаточно легко было установить, что такого военнослужащего или чиновника в указанное время на островах не было.

Карго-культ Джона Фрума, скорее всего, так бы и заглох через несколько лет после своего возникновения (как это было со многими подобными культами на других островах), однако союзники, сами того не желая, поддержали его тем, что после окончания войны при ликвидации военных баз раздали туземцам множество вещей и продуктов с военных складов. Некоторые специалисты по истории религии сравнивают этот поступок с крушением Римской империи, которое и привело к быстрому распространению христианства в Средиземноморье, ибо исполнилась исходная мечта адептов данной религии. И культ продолжил свое развитие.

В 1957 году один из лидеров новой религии по имени Накомаха создал "Армию Танны" — организацию, объединяющую наиболее усердных адептов. Они стали проводить символические военные парады, участники которых носили футболки с надписью "T-A USA" ("Tanna Army USA"). С тех пор парады ежегодно проходят 15 февраля, в день, в который, согласно последователям культа, Джон Фрум должен явиться островитянам.

Несколько раз христианские миссионеры вызывали адептов карго-культа на религиозные диспуты в надежде, что победа в дискуссии поможет им вернуть утерянную паству. Однако результат всегда получался обратным — невежественные, вроде бы, поклонники карго-культа легко побеждали в спорах искушенных теологов. Эти публичные споры еще более укрепили позиции карго-культа, а фраза "Если вы ждете своего пришествия своего Иисуса Христа уже 2 тысячи лет, то почему бы нам не подождать обещанного Джоном Фрумом еще 50 лет?" стала одним из популярных лозунгов новой религии.

В 70-е годы прошлого столетия в прежде единой религии на Вануату возникли "еретические" течения. После посещения островов британским принцем Чарльзом часть жителей решила, что именно он и является воплощением Джона Фрума. Они сформировали свою собственную "церковь", которая существует по сей день параллельно с основной. Интересно, что никаких религиозных войн между этими двумя направлениями до сих пор не было.

В наши дни карго-культ на Вануату испытывает новую фазу подъема. Это связано с тем, что новую религию активно пиарят в европейских и американских СМИ, что вызывает к ней интерес туристов. Которые, понятное дело, хорошо платят адептам за возможность посмотреть на церемонии и поучаствовать в ритуалах.

Итак, подведем итоги. Возникший более 50 лет назад карго-культ не только не умер, но и продолжает развиваться и привлекать новых адептов. При этом он уже давно выполняет функцию межнациональных религий вроде христианства, ислама или буддизма, объединяя представителей разных племен и кланов в единую общину. Так что у него есть все шансы со временем стать основной религией народов Океании.

В заключение хочется еще раз отметить, что карго-культ весьма наглядно показал — религия рождается не из мистических откровений, а из способности человека анализировать результаты своих наблюдений. Конечно, в данном случае анализ был построен на неверных, с нашей точки зрения, предпосылках — туземцы не знали, откуда на самом деле белые берут все эти вещи. Однако разве может кто-нибудь с абсолютной уверенностью сказать, что знает истинные причины вещей? И пусть на зов адептов карго-культа прилетают не железные птицы, а туристы с "длинным долларом" — выходит, что их ритуалы работают, то есть приносят им вожделенные консервы и кока-колу.

В этой статье можно узнать все ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 7 октября 2017 года (07.10.2017). Сначала можно посмотреть вопросы, заданные игрокам Дмитрием Дибровым, а затем и все правильные ответы в сегодняшней интеллектуальной телеигре "Кто хочет стать миллионером?" за 7.10.2017.

Вопросы первой паре игроков

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий (200 000 - 400 000 рублей)

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?
2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?
3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?
4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?
5. Из чего делают строганину?
6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?
7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?
8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?
9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?
10. Флаг какого государства не трёхцветный?
11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?
12. Как называется модель человеческого тела - наглядное пособие для будущих врачей?
13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Вопросы второй паре игроков

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв (200 000 - 200 000 рублей)

1. Что создают люди в социальных сетях?
2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?
3. Что используют для просеивания муки?
4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?
5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?
6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?
7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?
8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?
9. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?
10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?
11. Кто убил огромного змея Пифона?
12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?
13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Ответы на вопросы первой пары игроков

  1. развалился
  2. не вешать нос
  3. "Поехали!"
  4. на своих двоих
  5. из лосося
  6. отжим
  7. "В Багдаде все спокойно"
  8. на верхней палубе
  9. Константина Станиславского
  10. Албании
  11. Александра Рукавишникова
  12. фантом
  13. золотая курочка

Ответы на вопросы второй пары игроков

  1. профиль
  2. И лучше выдумать не мог
  3. видеоповторы для судей
  4. в Барселоне
  5. Где же ты была?
  6. пел куплеты
  7. денег
  8. спектакль "Юнона и Авось"
  9. Аполлон
  10. самая красивая
  11. взлетно-посадочные полосы

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы — так называемые «культы карго» (cargo — груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!


Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками — и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз — все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.


Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды — и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно — надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это — магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.


Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.

Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!


Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму — иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.

Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре — на Соломоновых островах, четыре — на Фиджи, семь — на Новых Гебридах и более сорока — в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение — в этом суть культов карго — новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

В переводе с английского cargo означает груз. А суть религии заключается в поклонении доставляющим его самолётам и кораблям, которые (по мнению адептов) посланы духами предков.

Подобные культы фиксировались с XIX столетия. Они возникали независимо друг от друга (географически и культурно) и были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана - на Соломоновых островах, Новой Каледонии, Фиджи, Папуа-Новой Гвинее, и т.д… Но особенно сильное распространение они получили в ходе Второй мировой войны и после неё на острове Танна (республика Вануа́ту).

Во время кампании против Японской Империи американская армия стала строить свои военные базы в Тихом Океане недалеко от Австралии. В целях обеспечения солдат, на острова поступало несметное количество техники, одежды, провизии и оружия…

Местные жители находились под сильнейшим впечатлением от огромного количества невиданных доселе сокровищ, падающих с неба на головы американцам: яркие жестяные банки с Кока-Колой, консервы, сигареты в разноцветных коробочках, военное обмундирование, фотографии полуобнажённых белокурых красавиц, складные ножи, часы, зажигалки, фонарики, чудотворные лекарства в ящиках с красным крестом… А что уж говорить о холодильниках, радиоприёмниках, мотоциклах и джипах!?

Бо́льшая часть этого груза доставлялась по воздуху. Вид загадочных самолётов и парашютов завораживал аборигенов. Они сочли это посланием богов - дарами свыше.

Для так называемого цивилизованного человека поведение туземцев зачастую кажется нелепым и смешным. Для островитян же действия светлокожих вторженцев были наполнены магическим смыслом. Иноземные люди светили в небо искусственными огнями, размечали на земле длинные и широкие полосы, переговаривались с неведомыми устройствами, носили на голове странные шлемы, выстраивались в шеренги и вышагивали стройными рядами… Все эти действия привлекали гигантских железных птиц, которые приносили чудесные подарки.

Островитяне с интересом наблюдали за белыми людьми, удивляясь, как же тем удаётся получать столько разных даров, ничего особенного для этого не делая. Туземцы искренне не понимали, почему именно бледнолицым суждено быть хозяевами сказочных и диковинных вещей. В то время как другим приходится заниматься земледелием, рыбной ловлей и охотой, чтобы прокормить себя.

Трудолюбивым аборигенам такой ход вещей показался обидным и несправедливым. Не могут лентяи-американцы иметь все блага этого мира! Прекрасные вещи должны принадлежать всем людям поровну. К тому же, никто никогда не видел, чтобы янки делали хоть что-то своими руками.

И тут-то жители островов смекнули: хитрые бледнолицие нечестным путём присваивают себе карго, предназначенный для меланезийского народа. Белые люди владеют тайными знаниями и священными обрядами, которые призывают духов предков, а те, в свою очередь, посылают на землю волшебные грузы. А значит, нужно украсть тайны ритуалов и делать то же самое!

Стремясь побороть вопиющую несправедливость, коренные островитяне принялись копировать «обряды» солдат, моряков и лётчиков. Из дерева и соломы они сооружали копии грузовых самолётов в натуральную величину.

Также, из подручных материалов, они строили диспетчерские вышки и маяки, натягивая между ними провода-лианы. Они вырубали лес и расчищали взлётные полосы, зажигая вдоль них факелы или костры, имитируя тем самым посадочные огни. Из половинок кокоса они мастерили наушники, а из бамбука - микрофоны и рации. Аборигены регулярно проводили подобие строевых учений и военных маршей, размахивая импровизированными ружьями и раскрашивая свои тёмные тела под военную форму с погонами, орденами и медалями…

Все эти потешные действия проводились с одной единственной целью - приманить божественные самолёты и корабли, полные сокровищ капиталистического мира.

Война закончилась… Воздушные базы были заброшены, американцы удалились восвояси, а небесный груз больше не прибывал.

Но как же так? Ведь белым чужестранцам удавалось находить общий язык с Богами, медитируя перед ящиками с мигающими лампочками. Может, молитв и ритуалов недостаточно? Тогда обитатели «Островов Невезения» принялись за дело с утроенной силой. Круглые сутки члены племени несли дежурство вдоль «взлётно-посадочных» полос, жгли факелы, и неустанно твердили свои мольбы в плетёные коробочки-приёмники. Чтобы просьбы поскорее дошли до Небес, островитяне придумали специальный обряд с Мамой-рацией. Самая толстая, а стало быть, самая красивая женщина деревни обматывалась проводами-верёвками. Танцуя, она входила в транс, а туземец «радист» выкрикивал ей в пупок на неведомом языке бледнолицых заветные заклинания: «База! База! Приём! Как слышно?» Когда же Мама-рация, пребывая в трансовом безумии, что-то бормотала, верховный жрец растолковывал её слова как послание мессии…

Шли месяцы, годы, а самолёты всё не садились… Аборигены настолько увлеклись своей новой религией, что окончательно забросили повседневные дела. В попытках достичь единения с духами предков, они до беспамятства упивались кавой (напиток из кореньев местного галлюциногенного растения), упорно сигнализируя духам флажками из крашеных циновок. Вскоре островитяне погрузились в состояние непрерывного наркотического бреда, а местная экономика накрылась ко всем чертям.

Застав нерадивых самолётопоклонников в столь плачевном состоянии, учёные и антропологи мира забили тревогу - племена могли исчезнуть с лица земли. Чтобы горе-туземцы не умерли с голоду, им была срочно оказана гуманитарная помощь. Завидев сыплющиеся с неба вожделенные дары, «папуасы» окончательно убедились в правильности своих деяний - наконец-то Боги стали к ним благосклонны!

За последние полвека большинство культов карго исчезло. Однако, кое-где эта религия до сих пор жива и здорова. Сегодня меккой культа Небесных Даров можно смело назвать остров Танна - один из 80 зелёных островов архипелага Новые Гебриды.

Именно здесь, у самого доступного в мире действующего вулкана, местные жители поклоняются своему мессии и спасителю - Джону Фруму. Это движение отмечается в различных частях острова и стало одной из наиболее интересных составляющих многогранной культуры Вануату.

Ещё в далёких тридцатых мистер Фрум явился островитянам в образе американского военнослужащего в элегантном белом мундире с блестящими пуговицами. С именем этого человека связано множество легенд, и сегодня при всём желании невозможно докопаться до истины и понять, существовал ли он на самом деле, ведь фамилия «Frum» практически не встречается в англоязычных странах. Зато есть предположение, что имя Джон Фрум - это искажённое производное от «John from (America)». В переводе с английского языка - «Джон из (Америки)».

Одни приверженцы всесильного Фрума видят в нём доброго духа предков, другие - Бога, третьи - посланника страны мечты и «короля процветающей Америки», спустившегося на землю меланезийского народа. Но все верят, что однажды он явится вновь, принеся с собой бесчисленное множество карго, и сделает своих последователей богатыми и счастливыми.

Второе пришествие Джона Фрума ожидается 15 февраля. Когда именно это будет - остаётся загадкой. Поэтому каждый год в этот день островитяне устраивают грандиозные празднества в честь своего мессии. Утро начинается с торжественного марша отряда местных юношей, которые гордо вышагивают с бамбуковыми ружьями наперевес. Штыки бутафорского оружия для устрашения раскрашены кроваво-красной краской. На груди и спинах парней красуются буквы «USA», а на плечах нарисованы погоны. Все они одеты в потрёпанные временем джинсы - главный символ Америки.

Руководит парадом седой бородатый вождь в синем военном кителе с золотыми эполетами.

По его команде над бамбуковым флагштоком, взвивается выцветший американский стяг. Рядом колышутся флаги поменьше: государственный флаг Вануату и флаг австралийских аборигенов, которых жители Танны поддерживают в борьбе за расовое равенство. Также, вопреки здравому смыслу, встречаются и флаги бывших миссионеров-колонистов - Великобритании и Франции. Но всех почётнее флаг Швейцарии, ибо главным сакральным символом культа карго является красный крест - эмблема международной гуманитарной организации.

В честь праздника женщины острова облачаются в нарядные платья, вторя цветам поднятых знамён, и выплясывают под современную американскую музыку.

Весь день бравые воины острова Танна славят своего Бога, приносят цветы и просят у него богатства. Они играют на гитарах и поют песни, восхваляя Джона Фрума и его «апостолов» - ковбоев Джимми и Джерри. Также они вспоминают ещё одного лирического персонажа - моряка Тома.

В одной из неприметных тростниковых хижин деревушки Ламакара есть даже часовня, посвящённая Джону Фруму. Внутри, на чёрной доске выведены заповеди, соблюдать которые пророк завещал островитянам. Смысл этих наставлений сводится к призывам вести праведную жизнь, не убивать друг друга и не есть. Ведь на Вануату ещё сравнительно недавно некоторые гурманы промышляли каннибализмом!

Каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу у священной хижины начинаются всеобщие бдения, сопровождаемые дружным распитием дурманящей кавы и распеванием хвалебных гимнов. И, само собой, всякая песнь сводится к одному и тому же рефрену: «Мы ждём тебя, Джон! Когда же ты придёшь с долгожданным карго?»

Так и ждут наивные но упёртые туземцы второго пришествия своего Фрума… И никакие разумные доводы не способны их разубедить.

Вы, христиане, ждёте возвращения Иисуса уже больше двух тысяч лет, а мы всего лишь шестьдесят!

С гордостью заявляют самолётопоклонники.

Однако, не только мифический Джон Фрум из далёкой сказочной Америки стал объектом поклонения адептов культа карго. В пантеоне божеств жителей острова Танна есть куда более реальный герой - принц Филипп, он же - герцог Эдинбургский, он же - ныне здравствующий 91-летний супруг Британской королевы Елизаветы II.

Жители деревушки Yaohnanen (где мужчины не носят ничего, кроме пучка травы на причинном месте, и растят марихуану и дикий табак) убеждены,что принц Филипп - божественный человек и брат Джона Фрума.

Они считают его потомком магического духа, живущего в священной горе Тукосмера, откуда открывается вид на деревню. По их мнению, если Филипп не родился ни в Англии, ни во Франции, ни в США, то его родиной может быть только остров Танна. Греческое происхождение монарха для туземцев ровным счётом ничего не значит.

Согласно одной из легенд, однажды юный принц покинул остров Танна и отправился за тридевять земель в загадочную страну Англию, посмотреть на королеву. Королева оказалась влиятельной и властной женщиной и потому сделала Филиппа царём.

Когда Филипп был маленьким ребёнком, жрецы нашего острова предсказали, что он будет правителем всего мира

Поясняет один из старейшин деревушки.

Букингемскому дворцу известно о так называемом «движении принца Филиппа». Британские антропологи внимательно изучили этот феномен и обнаружили, что жители Танны стали обожествлять герцога Эдинбургского после того, как тот в 1971 году посетил Новые Гебриды.

С тех пор королевская чета Великой Британской Империи регулярно отправляет своим скромным почитателям подарки, а также портреты принца Филиппа и его семейства с автографом. При этом сами монархи не сильно-то стремятся вновь ступить на земли Вануату.

Зато жители деревни ни на секунду не сомневаются: старинная легенда о возвращении белокожего сына на историческую родину непременно сбудется.

«Наши дети знают Филиппа и знают его детей - они видели их на картине. Мы все надеемся, что когда-нибудь он будет здесь. Однажды он вернётся и привезёт с собой дикие сексуальные праздники и много карго. И тогда настанет конец смерти и болезням», - делится Джек Наива, глава деревни.

Оглядываясь назад, не так-то просто дать точный ответ, когда же возник первый культ карго. Если верить документам, то самым ранним прецедентом стало фантасмагорическое действо на Папуа-Новой Гвинее, датированное концом XIX века, которое впоследствии окрестили «безумие Вайлала».

Но, если копнуть глубже, то первым карго-божеством можно смело назвать великого английского мореплавателя и капитана Джеймса Кука. Он-то и открыл Старому Свету в 1774 году остров Танна, перевернув с ног на голову жизнь несчастных и ни в чём не повинных туземцев. Так и стали зарождаться крохотные островные религии, где обожествлялось такое непонятное, но столь притягательное добро, которым по неведомым причинам завладели белые люди.

О популярности культа карго можно судить по желанию американских военных откреститься от него. В попытках прекратить массовое помешательство и образумить местное население, несколько раз предпринимались просветительские миссии, неизменно заканчивающиеся полнейшим фиаско. О, да! Это была абсолютная и унизительная неудача представителей западной цивилизации. Борьба с культом лишь усилила убеждение местных в том, что бледнолицые хотят присвоить себе все божественные дары.

Более того, американцы сами подлили масла в огонь, когда по окончании войны на соседнем острове Эспириту-Санто спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, мотоциклы и самолётные запчасти. С тех пор это место стали именовать Мысом Миллиона Долларов, ибо и по сей день ловкие ныряльщики продолжают доставать с морского дна куски авиационных моторов и непочатые бутылки Кока-Колы…

Человеку с западным образованием чужда философия самолётопоклонников. Зато её приверженцы постоянно получают свою «небесную манну» от многочисленных съёмочных групп, что кадый год 15 февраля приезжают воочию увидеть национальный праздник острова Танна.

Миф о неиссякаемости рога изобилия подтверждается с каждым новым появлением белокожих гостей… Следовательно, Боги помнят о своих подопечных и Магия работает!