Как составить вопросы по литературе 20 века. Литература XX века_вопросы к экзамену

  • 27.06.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Жизнь и творчество немецкого романиста, поэта, критика и публициста Г. Гессе. Вступление в литературное общество, первый роман. Автобиографичность произведений Гессе, противоречие между природой и духом, телом и сознанием как основная тема его романов.

    презентация , добавлен 22.03.2013

    Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования послевоенной американской литературы. Творчество Дэниела Киза как образец "продуманной» литературы". Анализ взаимоотношения человека и личности в рассказе "Цветы для Элджернона".

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2002

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

    курс лекций , добавлен 06.09.2008

    Творчество Э. Хемингуэя в культурно-историческом контексте ХХ века. Тип героя и особенности поэтики романа "Острова в океане". Автобиографический аспект в творчестве писателя. Прототипы персонажей в романе. Роль монологов в структуре образа героя.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Герман Гессе как одна из самых сложных фигур западноевропейской культуры XX века. Краткий анализ книги "Процесс" Ф. Кафки. "Голодарь" как одно из самых прекрасных и трогательных сочинений Франца. Краткая характеристика проблематики толкования Кафки.

    реферат , добавлен 09.04.2014

    Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.

    Класс
    Фамилия, имя

    Тест по русской литературе второй половины 20 века

    № п п
    Вопрос
    Ответ

    1
    Русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (1950-54, 1958-70). Автор строк: Переправа, переправа!Пушки бьют в кромешной мгле.Бой идет святой и правый.Смертный бой не ради славы,Ради жизни на земле.
    1) М.Булгаков2) А.Твардовский3) Н.Заболоцкий4) Б.Пастернак

    2
    Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,Назовите автора этих строк.
    1) Евгений Симонов2) Константин Симонов3) Александр Твардовский4) Борис Пастернак

    3
    Русский писатель. В автобиографических повестях, отмеченных психологической точностью, беспощадно изображает бессмысленную жестокость войны («Крик», 1962; «Убиты под Москвой», 1963; «Это мы, Господи!»)
    1) А.Солженицын2) Ю.Бондарев3) В.Распутин4) К.Воробьев

    4
    В 1943 по горячим следам событий Гроссман в редкие свободные от фронтовых командировок и редакционных заданий часы начал писать роман о Сталинградской битве. В августе 1949 рукопись романа «За правое дело» была представлена в редакцию «Нового мира». Редактирование рукописи продолжалось почти три года. Назовите появившийся роман.
    1) Мастер и Маргарита2) Горе от ума3) Жизнь и судьба4) Валентин и Валентина

    5
    Впервые это понятие было введено в 1954 в повести И. Г. Эренбурга, которая так и называлась.
    1) заморозки2) утренник3) оттепель4) вечерня

    6
    °Фамилия писателя и личности в истории и культуре второй половины 20 века, лауреата Нобелевской премии. Его имя Александр Исаевич.
    1) Куприн2) Пастернак3) Булгаков4) Солженицын

    7
    Какую тему поднимает в "Колымских рассказах" В.Шаламов?
    1) природы2) лагерную3) деревни4) любви

    8
    Назовите писателей направления - "деревенской прозы"

    9
    Назовите две поэтические противоборствующие группы второй половины 20 века.(50-60 -х гг)

    10
    Под каким псевдонимом выходили статьи Бабеля?

    11
    Название психологического сборника дневниковых записей, написанных на фронтах гражданской войны Бабелем?

    12
    Каким поступком молодой еврей из рассказа Бабеля "Мой первый гусь" вошел в среду казаков?

    13
    Перечислите известные вам сатирические произведения Булгакова

    14
    Название романа Булгакова о русских офицерах, трагедии семьи белогвардейцев?

    16
    Назовите главного героя романа "Тихий Дон"

    17
    Волосы какой героини романа «Тихий Дон» пахли травой дурнопьяном?

    18
    За какой роман-эпопею Шолохову вручена в 1965 году Нобелевская премия?

    19
    Какую тему поднимает Шолохов в романе "Поднятая целина"?

    20
    Кем был Шолохов в годы Великой Отечественной войны?

    21
    Какие произведения Шолохова о войне вы запомнили?

    22
    Назовите известные вам названия произведений Набокова.

    23
    Какими областями знаний интересовался Набоков?

    24
    Кто из поэтов 20 века родился близ Казани в 1903 г, выпустил первый сборник "Столбцы" в 1929 г.

    Контрольный тест по теме «Произведения русских писателей 20 века»

    (творчество А.И. Куприна, А.С. Грина, А.П. Платонова, К.М. Симонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина).

    Предмет: литература;

    Класс: 6;

    Инструкция к выполнению теста

    Тест состоит из 30 заданий. Время выполнения - 40 мин.

    Выполнение теста проходит без использования справочных материалов.

    Все задания с выбором ответов. Это задания, к которым предложены три варианта ответа, из которых два неверных и только один верный. Из трех предложенных вариантов необходимо выбрать правильный. Внести правильные ответы в отдельный бланк.

    1.Литературовед О.Н. Михайлов, определяя главную особенность таланта этого писателя писал: «При мысли о … сразу хочется сказать: « добрый талант».

    а) Куприне;

    б) Грине;

    в) Астафьеве.

    2.Определите, о ком идет речь: « Его воображение рисовало ему дальние страны, загадочные берега, морские просторы. Ему захотелось путешествовать, и он попытался стать моряком»

    а) о А.С. Грине;

    б)А.П. Платонове;

    в) В.Г. Распутине

    3. Кто из писателей написал о себе такие строки: «Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры»?

    а)А.С. Грин;

    б) В. П. Астафьев;

    в) К.М. Симонов.

    4. Великая Отечественная война сделала его фронтовым корреспондентом газеты « Красная звезда». Он получил возможность печатать рассказы и очерки от героических событиях и людях воны. Однако другие его произведения не печатались. О ком идет речь?

    а) А.П. Платонов;

    б) В. П. Астафьев;

    в) К.М. Симонов.

    5. Кто из писателей написал о себе такие строки: « Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Пятиклассником, мальчишкой из глубокой сибирской деревни»?

    а) В. П. Астафьев

    б) К.М. Симонов.

    в)В.Г. Распутин

    а)А.С. Грин;

    б) В. П. Астафьев;

    в) К.М. Симонов.

    7. Какой рассказ имел первоначальный заголовок « Истинное происшествие»?

    а) Чудесный доктор;

    б) Конь с розовой гривой;

    в) Уроки французского.

    8. Какое произведение относится к жанру феерия?

    а) Неизвестный цветок;

    б) Алые паруса;

    в) « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..».

    9. В каком литературном произведении «живут» профессор Пирогов, Гришка Мерцалов, Машутка, Елизавета Ивановна?

    а) Уроки французского;

    б) Чудесный доктор;

    в) Алые паруса.

    10. Название произведения «Уроки французского» говорит о том, что перед нами

    а) рассказ юного героя о трудностях изучения иностранного языка;

    б) рассказ об уроках нравственности и доброты;

    в) рассказ о жизни обычного мальчика из обеспеченной семьи.

    11. Истинный смысл игры в «замеряшки» в рассказе В.Г. Распутна «Уроки французского»

    а) подготовить ученика к районной олимпиаде по французскому языку;

    б) повысить общую успеваемость в классе;

    в) помощь учительницы способному, но голодному ученику.

    12. Мечтой всех деревенских мальчишек в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» был

    а)пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, розовыми глазами, розовыми копытами;

    б) пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, вишневыми глазами, розовыми копытами;

    в)калач конем с розовой гривой, розовым хвостом, разовыми глазами, розовыми копытами;

    13. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:

    а) не любил бабушку;

    б) поддался на уговоры деревенских ребят;

    в) решил, что всё обойдётся.

    14 . Описание главного героя «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» принадлежит главному герою из произведения

    а) Конь с розовой гривой;

    б) Уроки французского;

    в) Чудесный доктор.

    а) мелким и легким;

    б) звонкий и быстрый

    в)тихий и вкрадчивый

    16. К кому обращается К.М. Симонов в стихотворении

    а) к К. Паустовскому;

    б) к А. Суркову;

    в) к В. Шукшину.

    17. Какой троп использован в строках

    « Мы вас подождём!» — говорили нам пажити.

    « Мы вас подождём!»—говорили леса.?

    а) метафора;

    б) гипербола;

    в) олицетворение.

    18. Чей образ предстаёт в последней строфе в стихотворении К.М. Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»?

    а) образ русской женщины, который сливается с образом Родины;

    б) образ бравого, непобедимого солдата;

    в)образ врага, которого ждет погибель.

    19. Какой период войны описан в данном стихотворении?

    а) начало войны - самый сложный и тяжелый период войны;

    б) время первых побед;

    в) окончательный разгром врага.

    20. За что возненавидел Меннерса Лонгрен в произведении А.Грина «Алые паруса»?

    а) за то, что он не пришёл на п омощь Мери и обрёк её на смерть;

    б) за то, что он утаил правду о корабле с алыми парусами;

    в) за то, что он разбил лодку Лонгрена.

    21. Какую сказку Эгль подарил девочке?

    а) о золотой карете, в которой ее увезет прекрасный принц;

    б) о прекрасном замке, хозяйкой которого она станет;

    в) о корабле под алыми парусами, на котором приплыв ёт прекрасный принц и увёзёт её.

    22. Кому из героев произведения А.Грина «Алые паруса» принадлежат данные слова: « Надо уметь любить, а этого они не могут »?

    а) Меннерс;

    б) Лонгрен;

    в) Ассоль;

    23. Каким образом жители Каперны узнали историю о корабле под алыми парусами, на кот ором приплывёт прекрасный принц?

    а) историю рассказал Меннерс перед смертью

    б) её подслушал нищий и рассказал всем в отместку за то , что Лонгрен не дал ему табаку;

    в)историю рассказал кабатчик, который услышал ее от Эгля.

    24. Как изображает Платонов животных и растения в своих произведениях?

    а) как равноправных героев и добрых друзей человеку;

    б) как зависимых от людей существа;

    в) как немых свидетелей человеческого вмешательства в природу.

    25. Какова мораль сказки-были А.П. Платонова « Неизвестный цветок»?

    а) уметь не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце;

    б) жить по принципу «после нас хоть потоп»;

    в) жить на зависть всем.

    26. Какую заветную мечту высказал автор в сказке?

    а) о будущем человечества, где труд победит враждебные силы природы, а любовь и добро помогут людям объединиться и преодолеть все преграды

    б) о том, чтобы не было войны, и люди жили в согласии с природой

    в) о том, чтобы родители не отправляли своих детей в лагеря, а всегда были с ними вместе

    27. Главный герой рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой» расплакался на кухне, потому что:

    а) считал себя незаслуженно обиженным;

    б) ему не удалось обмануть бабушку;

    в) ему было стыдно за своё поведение перед бабушкой и дедушкой;

    28. Что символизирует подаренный бабушкой пряник из рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой»:

    а) мудрое умение любить и прощать;

    в) искреннюю заботу о мальчике;

    б) обыкновенный знак внимания.

    29. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?

    а) Она научила его азартным играм, что пригодилось ему в будущем;

    б) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств;

    в) Она научила его выживать в трудное, послевоенное время.

    30. Чем закончилось произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?

    а) Лидия Михайловна уехала домой на Кубань;

    б) герой перешел учиться в другую школу

    в) директор попросил прощения у Лидии Михайловны за нечуткое отношение к учителям и ученикам.

    Ключ ответов.

    Бланк правильных ответов (печатается на каждого ученика)

    ФИО ученика

    Класс

    Номер вопроса

    Буква правильного ответа

    Система оценки: верный ответ на 1 вопрос дает 1 балл. Для получения отметки «отлично» необходимо выполнить верно 29-30 заданий, для получения отметки «хорошо» необходимо выполнить верно от 19 до 28 заданий, для получения отметки «удовлетворительно» необходимо выполнить верно от 13 до 18 заданий.

    Контрольная работа (тест) (9 класс)

    По творчеству И. Бунина, М. Булгакова, М. Шолохова, А. Солженицына

    И. Бунин «Темные аллеи»

    1.Укажите годы жизни И.А. Бунина

    а) 1860-1904

    б) 1865-1921

    в) 1870-1953

    г) 1899-1960

    2. И.Бунин родился

    а) в Нижнем Новгороде

    б) в Москве

    в) в Воронеже

    г) в Таганроге

    3. После октябрьской революции И. А. Бунин

    а) был осужден и расстрелян

    б) эмигрировал в США

    в) остался в России

    г) эмигрировал во Францию

    4. Николай Алексеевич из рассказа «Темные аллеи» оставил Надежду

    а) из-за разницы в социальном положении

    б) так как полюбил другую

    в) так как был женат

    г) из-за решения родителей

    5. В рассказе «Темные аллеи» главные герои встречаются

    а) после 20 лет разлуки, вызванной ее замужеством

    б) после многих лет, проведенных им на дипломатической службе

    в) более 30 лет после того, как он ее бросил

    г) после разлуки, вызванной войной

    6. Устами Надежды из рассказа «Темные аллеи» Бунин утверждает

    а) что вечная любовь невозможна

    б) что женщина способна на вечную любовь

    в) что любви нет

    г) что любовь не умирает со смертью предмета любви

    М. Булгаков «Собачье сердце»

    7. Жанр произведения

    а) юмористическая повесть

    б) сатирическая повесть

    в) сатирический роман

    8. Действие в произведении происходит

    а) в Петербурге

    б) в Ленинграде

    в) в Москве

    9. Профессор Преображенский проводит эксперимент, ставящий целью:

    а) изучение анатомии и физиологии человека

    б) превращение собаки в человека

    в) улучшение человеческой породы

    10. По мнению профессора Преображенского разруха «поселилась»:

    а) в сердцах людей

    б) в головах людей

    в) в домах людей

    а) подтвердил гениальность и талант врача

    б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела

    в) не удался

    12. Шариков, став человеком после операции:

    а) сохранил доброе расположение к людям, стремился к труду

    б) перенял худшие черты Клима Чугункина

    в) не смог найти свое место в обществе, так как ему не хватало знаний

    13. Произведение написано:

    а) в 1920 году

    б) в 1925 году

    в) в 1927 год

    М.Шолохов «Судьба человека»

    а) 1956-1957гг.

    б) 1946-1947гг.

    в) 1967-1968гг.

    г) 1953-1954гг.

    15. Сколько лет было Ванюше, когда рассказчик встретил Соколова с мальчиком?

    а) четыре – пять

    б) пять-шесть

    в) шесть-семь

    г) семь-восемь

    16. Сколько времени ждали рассказчик и Соколов лодку?

    а) четыре часа

    б) три часа

    в) два часа

    г) полтора часа

    17. Сколько лет было Андрею Соколову, когда началась война?

    а) 40 лет

    б) 41 год

    в) 44 года

    г) 45 лет

    18. «Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души» - говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?

    а) на их дом упала бомба

    б) погибли в гражданскую войну

    в) были репрессированы

    г) погибли в голодные годы

    19. Какими профессиями владел Андрей Соколов?

    а) шофер
    б) плотник

    в) рабочий на заводе

    г) слесарь

    20. Почему об Анатолии «даже в центральной газете писали»?

    а) отличник учебы

    б) талантливый спортсмен

    в) проявил способности к математике

    г) совершил героический поступок

    21. Сколько лет прожили вместе Ирина и Андрей?

    а) пятнадцать лет
    б) семнадцать лет

    в) девятнадцать лет

    г) двадцать лет

    22. В каком году Андрей Соколов попал в плен?

    а) в 1941 году

    б) в 1942 году

    в) в 1943 году

    г) в 1944 го

    23. Почему Андрей Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба? Совпадает ли мнение героя с мнением автора? (Ответ должен содержать не менее 10 предложений).

    А. Солженицын «Матрёнин двор»

    24. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

    а) деревенская проза

    б) городская проза

    в) военная проза

    г) интеллектуальная проза

    25. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

    а) лишний человек

    б) маленький человек

    в) преждевременный человек

    г) праведный человек

    26. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

    а) модернизма

    б) реализма

    в) классицизма

    г) экспрессионизма

    27. Эпизод разрушения дома является:

    а) завязкой

    б) экспозицией

    В) кульминацией

    г) развязкой

    28. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

    а) притчи

    б) былины

    в) эпоса

    г) жития

    29. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

    а) рассказчик

    б) лирический герой

    в) главный персонаж

    г) постоялец

    30. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:

    А) диалектными

    б) устаревшими

    в) жаргонными

    г) неологизмами

    31. Какое слово в рассказе «Матрёнин двор» неоднократно используется в разных значениях?

    А) деревня

    б) зло

    в) добро

    г) неустроенность

    Тест

    Вариант 2

    1. Когда Соколов попытался совершить первый побег из плена?

    А) по дороге в Познань

    Б) бежал с силикатного завода, на котором работал

    В) работал на каменном карьере

    Г) был отправлен рыть могилы военнопленным

    2. Определите, описание какого героя дано: «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на "о" налегал, будто коренной волжанин».

    А) Крыжнев

    Б) немец Мюллер

    В) немецкий инженер, в чине майора армии

    Г) друг Соколова, пригласивший его работать водителем.

    3. В каком году погибли Ирина с детьми?

    А) 1941 год

    Б) 1942 год

    В) 1943 год

    Г) 1944 год

    4. Кем стал Анатолий после того, как записался на фронт?

    А) зенитчиком

    Б) артиллеристом

    В) снайпером

    Г) ракетчиком

    5. Где впервые увидел Ваньку Андрей Соколов?

    А) Андрей увидел его на дороге, возвращаясь с рейса

    Б) Ваню приютили бездетные друзья Андрея

    В) Ваня сидел у чайной

    Г) Ваня прибежал на элеватор, где разгружался Андрей

    6. Каким образом Андрей лишился шоферской книжки?

    А) отобрали, так как Андрей пристрастился к алкоголю

    Б) съехал с дороги и сбил корову

    В) Андрею стало нехорошо в пути, он попал в аварию

    Г) Ваня прижимался к Андрею, и он упустил руль

    7. Как погиб Анатолий?

    А) был убит в сражении под Москвой

    Б) попал в плен

    В) убит в Берлине

    Г) оказался в доме, на который упала бомба

    8. Определите, какие фразы принадлежат Андрею Соколову, а какие – рассказчику:

    1)Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом.

    2) Два осиротевших человека, две песчинки.

    3) Этакий маленький оборвыш.

    4) И я весь превратился в слух.

    5) Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать.

    6) А на фронте ты такой не нужен...

    7) И вдруг словно мелкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся.

    8) Глядя мне прямо в глаза, как небушко, глазами...мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.

    9. В чем отличие понятий «жизнь» и «судьба». Почему М. Шолохов для названия рассказа выбрал именно второе слово?

    Ответы

    Вариант 1

    1. А,В,Г

    Вариант 2

    1. 5,6 – Андрей Соклов

    1. Фантастический реализм» М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Художественное своеобразие и структурная организация романа. Значение романа для развития современной русской литературы.

    2. Творчество А.Н.Толстого советской эпохи. Жанрово-тематические особенности романа «Петр I». Новаторство писателя.

    3. Творческий путь В.В. Набокова. Жанрово-стилевое многообразие романов писателя (2-3 произведения по выбору).

    4. Концепция социалистического реализма в литературных дискуссиях конца 20-х - начала 30-х годов. Основные идейно-эстетические категории метода. Споры о соцреализме в современной критике.

    5. Художественное осмысление гражданской войны в России в ранней советской прозе 20-х годов (А. Фадеев, М. Булгаков, Б. Пильняк, М. Шолохов и др. - 2 автора по выбору). Жанрово-стилевое многообразие прозы этого периода.

    6. Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» как литературный памятник эпохи. Трагический эпос романа. Споры о романе в литературной критике.

    7. Основные темы и мотивы дореволюционной прозы И.А. Бунина. Мастерство Бунина-художника.

    8. Творчество С.А. Есенина. Особенности его художественного мира. Своеобразие поэтики.

    9. Русский символизм и его литературно-эстетические концепции. Старшие и младшие символисты. Кризис идей.

    10. Концепция мира и человека в творчестве А. Платонова. Своеобразие философской прозы писателя (на материале рассказов и повестей «Усомнившийся Макар», «Джан», «Чевенгур», «Котлован» и др.).

    11. Творческая эволюция А. А. Блока. Особенности художественного мира поэта (поэтические циклы «Стихи о Прекрасной Даме, «Страшный мир», «На поле Куликовом»).

    12. М.А. Булгаков - драматург. Пьесы о гражданской войне в контексте героико-революционной драмы 20-х годов. («Дни Турбиных», «Бег»). Жанрово-композиционные особенности.

    13. Поэзия постмодернизма. Основные направления и творческие установки (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Е. Шварц, Т. Кибиров, И.Жданов и др.).

    14. Проза И.А. Бунина эмигрантского периода. Традиции русской классической литературы в творчестве писателя («Жизнь Арсеньева», цикл рассказов «Темные аллеи»).

    15. Русский футуризм как авангардное течение в литературе XX века. Творчество В.В. Маяковского дореволюционного периода. Урбанистические мотивы. Образ лирического героя, своеобразие поэтики.

    16. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в прозе 50-60-х годов: жанры, своеобразие конфликта и героя (Ю. Бондарев, В. Гроссман, К.Воробьев, В. Астафьев и др. – 2 автора по выбору).

    17. Творчество В.В. Маяковского 1917-1930 гг. Многообразие тем и образов в лирике поэта. Сатира Маяковского в процессе утверждения социалистических идеалов нового общества.


    18. Акмеизм как литературно-эстетический феномен «серебряного века». Творческие манифесты и поэзия акмеистов (А.А.Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам).

    19. Пути развития поэмы 50-60-х годов. Социально-философское осмысление эпохи, судеб народа в произведениях А.Твардовского, А.Ахматовой, А.Смелякова, В.Федорова и др. (на примере 2-3 произведений). Образ лирического героя, особенности жанра и стиля.

    20. Постмодернизм в русской литературе: причины зарождения, жанровое и стилевое своеобразие постмодернистской прозы (на примере 2-3 авторов).

    21. Творческий путь Л.М. Леонова. Проблемы эволюции творческого метода, жанра и стиля. Особенности психологизма в романах писателя («Вор», «Русский лес», «Пирамида» - по выбору).

    22. «Возвращенная» литература и ее место в литературном процессе конца 1980-90-х годов («Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина и др. - на примере 2-3 произведений).

    23. Поэзия Н. Рубцова. Основные темы и мотивы в лирике поэта. Своеобразие поэтики.

    24. Драматургия 50-60-х годов: проблемно-тематические и жанрово-стилевые аспекты (на примере 2-3 авторов).

    25. Проблематика и поэтика ранних пьес А.М. Горького («Мещане», «Варвары», «Враги» - по выбору). Мастерство Горького-драматурга в пьесе «На дне».

    26. Творчество А.М. Горького советского периода. Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» как «движущаяся панорама десятилетий». Особенности психологизма в романе.

    27. Жанр исторического романа в литературе русского зарубежья. Особенности проблематики и стиля (М. Алданов, М. Осоргин, А. Солженицын - по выбору).

    28. Творческий путь М.М. Пришвина. Основные темы и мотивы творчества писателя.

    29. Развитие драмы 1980-90-х годов: нравственная проблематика, характер конфликта, типология героя (М. Рощин, В. Розов, А.Галин, Э.Радзинский, Л. Петрушевская, Н. Коляда и др. - на примере 2-3 авторов).

    30. Культурная атмосфера «оттепели». Поэзия этого периода (на примере творчества 2-3-х авторов).

    31. Гуманистический пафос творчества А.И. Куприна. Мастерство Куприна- новеллиста. Повести «Молох» и «Поединок» как образцы русской реалистической прозы на рубеже веков.

    32. Жанровое и стилевое многообразие лирики военных лет. Поэма в годы войны. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как литературный памятник эпохи.

    33. Литературная эмиграция первой волны: судьба и творчество (К.Бальмонт, И.Шмелев, Д.Мережковский и др.- по выбору).

    34. А.И.Солженицын. Жизнь, творчество, личность писателя.

    35. Творческие искания А.М. Горького на рубеже 1890-1900-х годов. Идейно-художественное своеобразие романтических и реалистических произведений писателя.

    36. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Творческая история произведения. Судьба России, народа и интеллигенции, трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление.

    37. Театр А.Вампилова. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Автор и его герои (на примере 1- 2-х пьес). Влияние творчества А. Вампилова на отечественную драму 1970-80-х годов.

    38. «Деревенская проза» 50-70-х годов и споры о ней в критике. Русский национальный характер в рассказе А.Солженицына «Матренин двор», в повестях В.Белова «Привычное дело», В. Распутина «Последний срок». «Деревенская проза», на современном этапе: общая характеристика

    39. Творческие искания Л.Н.Андреева. Своеобразие его художественного метода. Особенности психологизма в прозе писателя. Место Андреева в русской литературе XX века

    40. В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность писателя.