Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы. Картины Рубенса с названиями

  • 18.06.2019

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать - воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.


В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.


Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.


В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.


Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.


Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.


В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.


Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса - «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.


Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.


«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия . Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.


Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.


Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.


В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 - «Воздвижение креста»
  • 1610 - «Самсон и Далила»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1614 - «Снятие с креста»
  • 1616 - «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 - «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 - «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 - «Адам и Ева»
  • 1639 - «Суд Париса»

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс - исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко . Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе "Святой Георгий, поражающий дракона" (см. ниже). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель - продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.


Имя: Питер Рубенс (Peter Rubens)

Возраст: 62 года

Место рождения: Зиген, Дания

Место смерти: Антверпен, Бельгия

Деятельность: великий живописец

Семейное положение: был женат на Елене Фоурмен

Питер Пауль Рубенс - биография

Всей своей жизнью Питер Пауль Рубенс опроверг расхожее мнение о бедных художниках. Он был обласкан королями, знаменит, богат, и, как ему казалось, любим. К счастью он не узнал, что его жена и муза была о его творчестве невысокого мнения.

Потомки называли Рубенса ремесленником, а его бесчисленные картины - «мясной лавкой». На картинах Питера Пауля действительно царит плоть. Могучие телеса мужчин, белотелая пухлость женщин. Даже ангелочки так раскормлены, что с трудом летают. А свободное от этого телесного изобилия пространство щедро заполнено парчой, атласом, сверкающими латами и богатой мебелью.

Таковы были представления о счастье купеческой Фландрии, плотью от плоти которой был Рубенс. Таким, полнокровным, цветущим и был этот край, пока в XVI веке Испания, под властью которой находились Нидерланды, не начала искоренять народившееся здесь протестантство. В ответ северные провинции Нидерландов подняли восстание во главе с принцем Вильгельмом Оранским.

Городской судья Антверпена Ян Рубенс, формально служа королю Филиппу Испанскому, втайне помогал принцу Вильгельму. В 1568 году это раскрылось. Под угрозой смерти Яну с женой Марией Пейпелинкс и четырьмя детьми пришлось бежать в Германию. В изгнании родилось еще трое малышей, включая Питера Пауля, который появился на свет в июле 1577 года.

Начало его жизненной биографии было не очень-то счастливой -на чужбине его отец, мужчина видный и весьма галантный, закрутил роман с женой принца Оранского Анной. Узнав об этом, Вильгельм поступил гуманно - жену оставил при себе, а соратника не казнил, а всего лишь отнял у него все имущество и отослал его с семьей в свою немецкую вотчину - городок Зиген. Чтобы прокормить детей, Мария выращивала овощи и продавала их на рынке.

В 1587 году Ян умер от лихорадки, и его вдова с детьми вернулась в Антверпен, где установился относительный порядок. Правда, былое процветание города ушло в прошлое -забыв о кровном родстве, голландские купцы перекрыли своим конкурентам из Антверпена и Гента выход к морю. Подросшим детям Яна Рубенса пришлось забыть о торговле, которой занимались поколения их предков, и подыскивать другие профессии. Дочери вышли замуж, средний сын Филипп стал философом и юристом, старший, Ян Баптист, избрал карьеру художника.

К тому времени Италия перестала безраздельно царить в искусстве - маленькие Нидерланды почти сравнялись с ней благодаря одному удивительному открытию. Долгое время художники рисовали темперой, основой которой был быстро сохнущий яичный желток. Братья-фламандцы ван Эйки первыми начали применять в качестве основы для красок льняное масло. Масляные краски были ярче и сохли медленнее, что позволяло мастеру работать без спешки. К тому же художник мог накладывать красочные слои один на другой, добиваясь удивительного эффекта глубины. Европейские монархи с удовольствием заказывали картины фламандским мастерам.

В 15 лет Питер Пауль твердо заявил матери, что по примеру старшего брата будет художником. Первым учителем в биографии Питера Пауля Рубенса стал дальний родственник его матери, Тобиас Верхахт. От него он вскоре перешел в мастерскую к Адаму ван Норту, а потом - к самому известному амстердамскому жиэописцу того времени Отто ван Вену. Если первый наставник всего лишь научил юношу правильно держать кисть, то второй внушил ему любовь и интерес к родной Фландрии с ее жизнелюбием и грубоватыми сельскими развлечениями.

Роль третьего оказалась еще больше -он познакомил Питера Пауля с античной культурой, знание которой требовалось тогда не только художнику, но и любому образованному человеку. Он же первым обратил внимание на талант Рубенса и его исключительное трудолюбие. Вениус учился в Италии и теперь решил отправить туда своего лучшего ученика.

Деньги для поездки Питера Пауэла его матери пришлось занимать у родственников, которые не одобряли намерений младшего Рубенса. Во Фландрии того времени художников было больше, чем булочников. К тому же в Италии уже учился живописи его брат Ян Баптист, который вскоре умер, так и не сыскав себе славы. Питера Пауля ждала иная судьба.

В Италию Питер Пауль Рубенс прибыл в возрасте 23-х лет и пробыл там до 31 года. Ему необыкновенно повезло: едва приехав в страну, он сделался придворным художником герцога Мантуи Винченцо Гонзага, щедрого мецената. Герцог отличался весьма своеобразным художественным вкусом. Он не любил современную живопись и заказывал Рубенсу в основном копии шедевров античности и Возрождения. И это тоже можно считать везением - в то время художники в Италии попали «под колпак» церкви, искавшей в их творениях ересь.

Самому Микеланджело пришлось прикрыть одеждой ряд фигур Сикстинской капеллы, а с живописцем из вольнодумных Нидерландов инквизиция и вовсе не стала бы церемониться. Копирование спасало Рубенса от подозрений; к тому же он за счет герцога, посылавшего молодого художника в разные города, познакомился с живописными сокровищами Венеции, Флоренции. Рима и даже Мадрида. При этом Питер Пауль вел исключительно благонравный образ жизни. Во всяком случае, он, в отличие от многих фламандских живописцев, учившихся в Италии, ни разу не попадал в тюрьму. Тогда как его коллеги частенько подвергались наказанию за пьяные дебоши.

В 1608 году Рубенс узнал, что его любимая мать тяжело больна. Он спешно вернулся в Антверпен, но в живых мать не застал. Питер Пауль настолько тяжело переживал утрату, что отказался возвращаться к герцогу Гонзага -он решил оставить живопись и уйти в монастырь. Но жизнь распорядилась иначе. Узнав о возвращении художника из Италии, состоятельные жители Антверпена начали наперебой заказывать ему картины. Среди заказчиков были даже эрцгерцог Альберт и его супруга Изабелла, которых король Филипп II назначил правителями Нидерландов.

Они предложили Рубенсу место придворного живописца и огромное жалованье -15 тысяч гульденов в год. Но для этого художнику нужно было переехать в Брюссель, где находилась резиденция эрцгерцога. Рубенс, не желая вновь ограничивать себя рамками придворной живописи, проявил чудеса дипломатии, чтобы получить должность, но остаться в Антверпене. Его талант, помноженный на трудолюбие, позволял ему легко выполнять многочисленные заказы эрцгерцога и одновременно работать на магистрат Антверпена и расписывать соборы близлежащего Гента.

О трудолюбии Рубенса ходили легенды. Побывавшие в его мастерской рассказывали, что художник одновременно работал над несколькими картинами, при этом охотно беседовал с посетителями, диктовал секретарю письма и обсуждал домашние дела с женой. В жены он взял 18-летнюю Изабеллу Брант, дочь богатого судейского чиновника. Женившись по расчету, Рубенс долгое время относился к своей супруге весьма сдержанно. Изабелла же души в нем не чаяла и 17 лет незаметно окружала мужа уютом и заботой, успев при этом родить и воспитать троих детей.

Хотя какая уж тут незаметность, если Изабелла Брант, которая охотно позировала художнику, навсегда вошла в историю искусства под именем «рубенсовской женщины» - полной, широкобедрой. Впрочем, такими были все женщины на картинах Рубенса. Похоже, художник нарочито утрировал эти черты - в соответствии с канонами женской красоты своего времени. Известно, что, работая над портретами, он писал с натуры только лица, а тело дорисовывал по памяти. При этом тела у Рубенса получались настолько живыми и естественными, что разнесся слух - он подмешивает к своим краскам настоящую кровь.

Стиль Рубенса оказался настолько востребованным, что вскоре художник уже не справляйся с заказами в одиночку, и ему пришлось набирать себе помощников. От желающих работать у популярного мастера не было отбоя: «Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, - писал Рубенс, -что многие юноши готовы подолгу ждать у других мастеров, чтобы я принял их к себе... Я был принужден отклонить более ста кандидатов...»

В построенном по собственному проекту Рубенса роскошном особняке на антверпенской набережной Ваппер художник оборудовал на первом этаже просторную мастерскую. в которой работали десятки учеников. Они четко делились по категориям. Младшие ученики грунтовали холсты и готовили краски, более опытные рисовали декор и детали пейзажа, а самым талантливым хозяин доверял изображение людей.

Среди помощников Рубенса были и подлинные гении живописи, такие как Якоб Йордане и Франс Снейдерс. То, что они большую часть жизни были в тени Рубенса, их вполне устраивало. Рубенс обеспечивал их заказами и не скупился в оплате. Строптивость проявил только один ученик мэтра - юный Антонис Ван Дейк, единственный, кто мог талантом поспорить с Рубенсом. После бурной ссоры он покинул учителя, за что был лишен заказов и вынужден был уехать в Англию.

С годами «фабрика живописи» на набережной Ваппер заработала настолько отлаженно, что Рубенс порой лишь делал набросок будущей картины, а в конце проходился по ней рукой мастера и ставил свою подпись. Другие художники того времени за свою карьеру создавали в лучшем случае сотню полотен. Подпись Рубенса же стоит на полутора тысячах картин.

К тому времени, когда Рубенсу уже перевалило за сорок, за ним прочно закрепилось прозвище «властелин империи красок». Его тогдашний образ жизни описал в мемуарах племянник художника: «Он поднимался в четыре утра, взяв за правило начинать день с посещения мессы, если только его не терзал приступ подагры; затем он принимался за работу, усадив возле себя слугу, который читал ему вслух какую-нибудь хорошую книгу, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку... Работал он до пяти часов вечера, а потом седлал коня и отправлялся на прогулку по городу, либо находил другое занятие, которое приносило отдохновение от забот.

По возвращении его обычно уже дожидались несколько друзей, с которыми он ужинал. Он терпеть не мог обжорства и пьянства, равно как и азартных игр». Тем не менее у художника была слабость, на которую он не жалел денег: он собирал произведения античного искусства. Первые экспонаты своей коллекции он привез из Италии. В доме он отвел для коллекции особую полукруглую башню, которая со временем заполнилась сотнями картин и скульптур. Были в этой коллекции и работы самого Рубенса, которые он пожелал оставить у себя.

Среди них - знаменитая «Беседка, увитая цветущей жимолостью», его автопортрет с Изабеллой Брант. Художник смело омолодил себя, изобразив крепкого мужчину с вьющимися кудрями и рыжеватой бородкой - Рубенс рано начал лысеть, чего стеснялся. На людях он никогда не снимал свою широкополую испанскую шляпу.

Конечно, большинство его картин находило себе место во дворцах, ратушах и соборах. Но не все они вызывали единодушный восторг у современников. Сразу после написания картины «Снятие со креста» для Антверпенского собора недоброжелатели назвали ее богохульной. Похоже, жизнелюбец Рубенс просто не мог извлечь из созерцания смерти чего-либо позитивного. Мученичество святых, адские страдания грешников -все это решительно не привлекало его. Зато никто лучше его не создавал картины на темы пышных праздников и деяний монархов.

По этой причине именно о нем вспомнила французская королева Мария Медичи, пожелавшая украсить свой дворец 21 аллегорической картиной по случаю своего примирения с сыном, Людовиком XIII. Год, проведенный за работой в Париже, настроил художника против французов: «Они ужасные сплетники и самые злоязычные люди на свете». Рубенса возмутило, что французские художники за его спиной шептались о том, что изображенные им фигуры якобы выглядят неестественно, ноги у них слишком короткие и вдобавок кривые.

Единственное яркое впечатление, оставшееся у Рубенса от Парижа, было связано с тем, что там он познакомился с британским послом герцогом Бекингемом. Гёрцог заказал Рубенсу свой портрет и в долгих разговорах с художником побудил его попробовать себя на новом поприще - дипломатии. Рубенс, который был знаком с королевскими особами почти всей Европы, с азартом взялся за новое для себя дело, не оставляя при этом и занятий живописью.

В то время Европа бурлила - протестанты воевали с католиками, Голландия и союзная ей Англия стремились отнять у Испании южную часть Нидерландов, втянув испанцев в войну с Францией. Испания же, в свою очередь, пыталась помириться с Францией и вместе с ней выступить против англичан. В гуще этих интриг и оказался в 1625 году Рубенс. С его помощью герцог Бекингем и его доверенное лицо авантюрист Балтазар Жербье начали тайные переговоры с Мадридом. В качестве посредника они использовали покровительницу Рубенса -инфанту Изабеллу. Художник настолько увлекся политикой, что даже на похороны своей жены Изабеллы Брант, умершей от чумы, приехал из Мадрида всего на один день.

Пять лет Рубенс был - или казался - достаточно заметной фигурой на шахматной доске европейской политики. Служа разным силам, он вел свою игру, направленную на то, чтобы прекратить войну в его родной Фландрии. Для этого требовалось примирить Англию с Испанией, чему была посвящена львиная доля усилий Рубенса. В ход шло все - тайные визиты, шифрованные письма, покупка секретных сведений. Рубенсу пришлось бороться с самим кардиналом Ришелье, поклявшимся не допустить англо-испанского сближения.

Курсируя между Лондоном и Мадридом, Рубенс сумел добиться заключения в 1630 году мира между двумя странами. За это испанцы пожаловали ему крупную сумму, а английский король Карл I произвел его в рыцари. Но успех оказался эфемерным: когда художник попытался поучаствовать в испано-нидерландских переговорах, испанский посланник герцог Арсхот выставил его за дверь, заявив: «Нам не нужны живописцы, которые суются не в свое дело». Вскоре умерла инфанта Изабелла, что лишило Рубенса главной покровительницы и возможности влиять на политику. Ему так и не удалось остановить войну, разорявшую его родину.

Рубенс, которому было уже за пятьдесят, вернулся в Антверпен, где его ждала молодая жена Елена Фоурмен. На 16-летней дочери придворного обойщика он женился в конце 1630 года. Елена родила ему пятерых детей и стала музой десятков картин, где нагота изображалась с невиданным для того времени откровением. Она была Дианой, Венерой, Еленой Троянской - и самой собой, играющей с детьми или выходящей из купальни в шубке, кокетливо накинутой на голое тело.

В отличие от спокойных отношений с первой женой на сей раз художник был не на шутку влюблен. И немудрено: Елена считалась первой красавицей Фландрии, что признавал даже новый наместник страны кардинал-инфант Фердинанд. Но искусство не обманешь -на всех картинах глаза Елены холодны, а выражение лица недовольное.

В письме к другу Рубенс писал: «Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе, но я испугался этого бедствия знатности и особенно надменности... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти...» Елена, тем не менее, краснела. Ей, добропорядочной мещанке, не нравилось, что супруг рисует ее обнаженной, да еще и хвастается этими картинами перед свои гостями.


В последние годы жизни Рубенс действительно изменил прежней умеренности, будто спеша наверстать упущенное.

Редкий день в его замке Стеен, который он приобрел в 1635 году, обходился без шумных пирушек. Посиделки продолжались до ночи, а потом гости отправлялись гулять по набережной, либо, как свидетельствовал один из друзей художника, «ехали на модное гулянье, именуемое паломничеством Венеры. Порой пели и танцевали до глубокой ночи, а потом предавались любви в таких видах, что об этом нельзя и рассказать».

Сам Рубенс если и не участвовал в таких увеселениях, то всячески побуждал к ним. Несмотря на артрит и приступы подагры, он был весьма крепок и по-прежнему много работал, отказавшись от любой помощи учеников. Похоже. Рубенс осознал, что на пороге вечности значение имеет только то, что создано своими руками...

В апреле 1640 года внезапная слабость заставила Питера Пауля слечь в постель. 30 мая он умер, держа за руки беременную супругу Елену и старшего сына от первого брака Альберта.

После его смерти Елена поспешила скупить картины Рубенса, на которых она была изображена обнаженной. Прожив десять лет с великим художником, она так и не поняла, чем восхищались поклонники его творчества. И неудивительно - многие в Нидерландах считали, что Рубенс «утопил живую душу Фландрии в сале». Лишь через сто лет, когда в стремительно меняющейся Европе повсеместно утвердилось барокко, его философия и стиль, стало ясно, что гений Рубенса предвосхитил новую эпоху.

В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577–1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс – создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества. Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции. Поездка в Италию, где он изучал творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту.

По возвращении в 1608 году в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Его слава быстро росла. Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в ней работали лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу граверов.

Ранние (антверпенский период) произведения Рубенса (до 1611 – 1613 годов) хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо. В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 веке. Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов. В них перед зрителями разыгрывались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем и нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. Так решена композиция «Воздвижение креста» (около 1610–1611, Антверпен, Собор), где поднятый ввысь крест с могучей фигурой озаренного узким снопом света Христа господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких и враждебных им палачей, а также богохульных стражников. Прекрасная голова Христа, вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия духа, является «кульминационной и самой выразительной нотой поэмы, иными словами ее верховной строфой» (Фромантен). «Воздвижение креста» показывает, как переосмысливал фламандский живописец опыт итальянцев. У Караваджо Рубенс заимствовал мощную светотень и пластическую убедительность форм. Вместе с тем выразительные фигуры Рубенса исполнены патетики, охвачены стремительным напряженным движением, какие были чужды искусству Караваджо. Склоненное порывом ветра дерево, ярость усилий атлетически сложенных палачей, поспешно поднимающих крест, резкие ракурсы сплетающихся друг с другом фигур, беспокойные блики света и тени, скользящие по трепещущим от напряжения мышцам,– все сливается в единый стремительный порыв, объединяющий и человека и природу.

Рубенс охватывает целое в его многообразном единстве. Каждая индивидуальность раскрывает характер во взаимодействии с другими персонажами. Рушатся принципы классической композиции искусства Возрождения с типичной для нее замкнутостью и изолированностью изображаемой сцены. Пространство картины решается как часть необъятного окружающего мира. Это впечатление подчеркнуто диагональю креста, словно вырывающегося за пределы рамы смелым срезом дерева и фигур. Монументальные алтарные композиции Рубенса органически включались в барочную пышность церковного интерьера, захватывали зрелищностью, интенсивностью стиля, напряженными ритмами («Снятие с креста», 1611–1614, Антверпен, Собор).

Свежесть восприятия жизни и стремление придать изображенному убедительность правды составляют существо его произведений. Герои античных мифов, христианских легенд, современные ему исторические деятели и люди из народа живут в его полотнах неутомимой жизнью; воспринимаются как часть могучей первозданной природы. Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии повседневного.

Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сип. Рассказы о подвигах античных богов и героев – свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования. В «Вакханалии» (1615–1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства), изображающей празднество в честь бога вина Вакха, мифологические образы – носители природного стихийного начала, плодородия, неиссякаемого жизнелюбия.

Со второго десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. Движение пластических масс, патетика жестов подчеркиваются экспрессией развевающихся тканей, бурной жизнью природы. Сложные композиции строятся асимметрично по диагонали, эллипсу, спирали, на противопоставлении темных и светлых тонов, контрастах цветовых пятен, с помощью множества переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и пронизывающих группы. В «Похищении дочерей Левкиппа» (1619–1620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Тела молодых женщин, борющихся с похитителями, вздыбленные кони образуют сложный по линейным и цветовым ритмам узор – он подчеркивает структуру композиции. Беспокойный силуэт группы разрывается бурными жестами. Патетика композиции усиливается низким горизонтом, благодаря которому фигуры героев возвышаются над зрителем и четко смотрятся на фоне бурного неба.

Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана» (Дрезден, Картинная галерея), «Охота на львов» (около 1615, Мюнхен, Старая пинакотека; эскиз – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала. Трепет жизни передан художником во всех явлениях материального мира, его природных формах.

Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е годы. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому. Нежные голубоватые тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других. Цвет отдельных предметов передается плотным слоем корпусных красок. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь активные цвета. Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой лессировки, усиливающие глубину тона, свежесть и легкость живописи, смягчающей контуры, светлые места выделяются густыми бликами. Создается впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной средой.

Эти особенности лучистой палитры Рубенса характеризуют шедевр Эрмитажа – картину «Персей и Андромеда» (1620–1621, прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда. Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия. Героическая тема раскрыта живописно-пластическими средствами, напряженной внутренней динамикой линий, форм, ритмов. В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом. Грозно сверкает металл доспехов Персея. Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее композицию, подобно вихрю, воспринимается как отзвук недавней битвы. По мере приближения к Андромеде оно замирает и едва ощущается в трепете плавных очертаний ее фигуры. К ней устремляется уверенной мужественной поступью Персей, легко и стремительно летит богиня победы Виктория, венчающая Персея лавровым венком. Ярко-красный цвет плаща Персея, холодное серебро его лат контрастируют с теплым нежным тоном тела Андромеды, точно сотканного из света, окруженного ореолом сверкающих золотых волос. Световоздушная среда растворяет контуры ее тела. Тончайшие сопоставления розово-желтых тонов с голубыми полутонами, коричневых тонов с вспыхивающими красными рефлексами придают трепетность круглящимся формам. Мерцающие пятна светло-желтого, розового, красного и голубого – развевающихся одежд, объединенные золотистым подмалевком, образуют единый слитный красочный поток, порождают атмосферу ликования.

К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622–1625, Париж, Лувр), предназначенных для украшения Люксембургского дворца. Это своего рода живописная ода в честь правительницы Франции. В полотне «Прибытие Марии Медичи в Марсель» театральность целого сочетается с естественностью и свободой в расположении фигур.

В 1620-е годы Рубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели. «Портрет молодой женщины» (около 1625, Санкт-Петербург, Эрмитаж) чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется па темном фоне. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения.

Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. В «Автопортрете» (около 1638, Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка – все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.

С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса. После смерти Изабеллы Брант художник женился на Елене Фоурмен. Пресыщенный славой и почестями, он ушел от дипломатической деятельности, отказался от официальных заказов и проводил большую часть жизни в загородном замке Стэн. Рубенс писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным. Эти последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636, Лувр, Париж). Часто в его произведениях звучат интимные ноты. Полон особой свежести образ Елены Фоурмен, молодой фламандки, с ее упругим телом, атласной кожей, мягкими пушистыми волосами, блестящими глазами – пышной, цветущей, женственно-обаятельной. Переливающееся нежными перламутровыми красками тело оттенено темным пушистым мехом шубки – картина «Шубка», (1638–1639, Вена, Историко-художественный музей). Художник тонко чувствует оттенки полупрозрачных красок, нежных, голубовато-серых теней, розовых мазков, переходящих друг в друга и образующих словно эмалевый сплав.

Одна из центральных тем этого периода – сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью. В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом. Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635, Флоренция, галерея Питти). Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 годами, Мадрид, Прадо), где молодые крестьяне, прекрасные своим здоровьем, бьющей через край жизнерадостностью, даны в органической связи с поэтическим образом плодородной земли. В дальнейшем творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи. Особое значение оно имело для формирования фламандской живописи, и прежде всего – Ван Дейка.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640).

Автопортрет. 1623 г.


Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens) 28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
"История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа"
, - писал о Рубенсе один из его биографов.

Биография Рубенса:

Фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат. Руководил обширной мастерской, выполнявшей по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. Собственноручно создал большое количество произведений: портреты, пейзажи, аллегории, мифологические и религиозные картины, монументальные алтарные композиции для антверпенских церквей. Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций). Творчество Рубенса оказало заметное влияние на развитие европейского искусства XVII-XIX вв.
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Художник происходил из старинной семьи антверпенских граждан, его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу.



Автопортрет в кругу друзей Мантуа. Фальфраф Ришартц Музей, Кельн

Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого, эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс.
Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 - 78 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец. Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Питера вместе с братом Филиппом отдают в латинскую школу, давшую юношам основы гуманитарного образования. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг. В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а весной 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправляется оканчивать свое художественное образование в Италию, где изучает произведения Тициана, Микеланджело, Рафаэля, Караваджо.



Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г.

В конце 1601 г. художнику было предложено место при дворе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского. В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров. У герцога художник оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.
Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно. По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. В дороге случается неприятность: дождь безнадежно испортил несколько картин, исполненных Пьетро Факкетти, и Рубенсу приходится взамен писать свои собственные. Картины производят впечатление, и Рубенс тут же получает свой первый заказ - от первого министра короля герцога Лермы. Композиция (на которой герцог изображен сидящим верхом на коне) имеет оглушительный успех, и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам.
В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602; в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603, в мадридском муз. дель Прадо), "Преображение" (1604; в муз. Нанси), "Св. Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св. Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).




Леда и лебедь, 1600.Стефан Мейзон, Нью-Йорк, США


The Deposition. 1602. Галерея Боргезе, Рим


Богоматерь с младенцем C. 1604, Musйe изобразительных искусств, Tours


Битва с амазонками. 1600 г. Потсдам (Германия), Картинная галерея

В 1608 г., получив известие о тяжелой болезни матери, Рубенс спешно возвращается в Антверпен. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине.
В 1609 г. он соглашается занять должность придворного живописца при правительнице Фландрии Изабелле Австрийской. Осенью того же года Питер женится на аристократке Изабелле Брандт., дочери Джона Брандта, секретаря городского суда. От этого брака родилось трое детей.



Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609-1610.
Альт Пинакотека, Мюнхен


Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Галерея Уффици, Флоренция


Портрет юной девочки, (Портрет дочери Клары Серена Рубенс)
1615-16. Вадус, Музей Лихнетштейна


Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626-1627.
Музей Лихтенштейна, Вадус

В ранний период творчества Рубенс пишет парадные портреты в духе нидерландских традиций XVI в. («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). В 1610-е гг. исполняет алтарные образы в духе барокко для антверпенского собора и городских церквей («Водружение креста», «Снятие с креста»). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена.
В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церкви св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церкви св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской Пинакотеке). В 1612-20 гг. складывается зрелый стиль художника. В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины («Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Союз Земли и Воды», «Венера перед зеркалом», «Битва греков с амазонками»); сцены охоты («Охота на гиппопотама и крокодила»); пейзажи («Возчики камней»).




Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины


Снятие с креста.1614: O.-L. Vrouwekathedraal, Антверпен


Распятый Христос.1611: Koninklijk музей воор Schone Kunsten, Антверпен


Страшный Суд. 1617. Старая Пинакотека, Мюнхен. Германия

«Похищение дочерей Левкиппа».1618


Венера перед зеркалом.1615: коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц


Туалет Венеры, ок. 1608 г. Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса

Охота на крокодила и гиппопотама.1615-1616 гг., Старая пинакотека, Мюнхен


Голова медузы. 1617. Частная коллекция


Самсон и Далила.1609 г.,национальная галерея, Лондон


Мальчик с птицей. 1616. Столичный музей, Берлин, Германия


Четыре философа (справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус,
ученик Липсиуса, брат художника Филипп и сам Рубенс; над ними бюст Сенеки).
1612. Галерея Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия

В этот же период Рубенс выступил в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. К концу 1610-х гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. В общей сложности из мастерской Рубенса вышло три тысячи картин.
В 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы" (в церкви Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенской Пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Франциска" (в антверпенском музее), "Битва амазонок" (в мюнхенской Пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее.



Охота на львов 1616, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия



Битва Амазонок, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

В 1620-е гг. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца («История Марии Медичи»), пишет парадные аристократические портреты («Портрет Марии Медичи», «Портрет графа Т. Эренделя с семьей»), исполняет ряд интимно-лирических портретов («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), создает композиции на библейские темы («Поклонение волхвов»). Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, а также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, так и оставшийся незавершенным. Блестяще образованный, владеющий несколькими языками, Рубенс довольно часто привлекался испанскими правителями для выполнения дипломатических миссий.


Галерея Медичи, 1622-1625 Лувр, Париж

Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629).
После смерти супруги, в 1627-30 гг., художник посещает Голландию, Францию, затем едет в Мадрид и Лондон с поручениями дипломатического характера. Он встречается с Карлом I, герцогом Бекингемом, Филиппом IV, кардиналом Ришелье, способствует заключению мирного договора между Испанией и Англией, за что испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский - дворянство.
Во время путешествий Рубенс пишет портреты царственных и просто высокопоставленных особ: Марии Медичи, лорда Бекингема, короля Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской. В Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполненых для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне - девять больших плафонов на сюжеты из истории короля Иакова II.
Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в антверпенском музее), "Бегство Лота" (Лувр), "Христа и Грешницу" (в мюнхенской Пинакотеке), "Воскрешение Лазаря" (в берлинском музее), "Вакханалию" (Эрмитаж), "Вакха" (там же), "Сад любви" (в мадридском музее, в дрезденской галерее), "Игру кавалеров и дам в парке" (в венской галерее), "Возчиков камней" (Эрмитаж) и др.


Бегство Лота. 1622. Париж, Лувр



Сад любви, 1632,Музей Прадо, Мадрид

В 1630-е гг. начался новый период творчества художника. В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла. После четырех лет вдовства, в 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурман, дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фоурмана. У них было пятеро детей. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой.



Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630.
Королевский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель


Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. Музей Лувр, Париж

:: Рубенс Питер Пауль" src="http://www.wm-painting.ru/plugins/p19_image_design/images/816.jpg">
Рубенс, его жена и сын.1639. музей Метрополитен, Манхэттен


Рубенс в своем саду с Еленой Fourment. 1631: Частная коллекция

Время от времени художник создает декоративно-монументальные композиции, но чаще пишет небольшие картины, исполняя их собственноручно, без помощи мастерской. Его главной моделью становится молодая супруга. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах («Вирсавия»), создает более 20 портретов Елены («Шубка», «Портрет Елены Фурмен»). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).



Венера в шубе.1640: Художественно-исторический музей, Вена


"Три грации".1639: Музей Прадо, Мадрид


Суд Париса.1639: Музей Прадо, Мадрид

Тематика произведений этого времени разнообразна. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности.
В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской галерее). Он продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен), "Триумф церкви" (в 9 сценах).
Наряду с поэтическими пейзажами («Пейзаж с радугой», «Пейзаж с замком Стен»), Рубенс писал сцены деревенских празднеств («Кермесса»).



Осенний пейзаж с видом на замок (Het Steen).1635, Национальная галерея, Лондон

Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен. По эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы - в мюнхенской Пинакотеке и в Эрмитаже). Кроме этих работ, Рубенс исполнил немало и других, например, серии охотничьих сцен для королевского дворца дель Прадо в Мадриде, картины "Суд Париса" (в лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и "Диана на охоте" (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам" (в галерее Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Эрмитаже).




Пейзаж с коровами, 1636. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен

Пейзаж: доярки и коровы. 1618.Королевская коллекция, Лондон

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами. Он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.
Последние произведения Рубенса - «Три грации», «Вакх» и «Персей, освобождающий Андромеду» (закончена учеником Рубенса Я. Йордансом).



Персей, освобождающий Андромеду 1640. Музей Прадо, Мадрид.

Весной 1640 г. здоровье Рубенса резко ухудшилось (он страдал подагрой), и 30 мая 1640 г. художник скончался.
Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики. В большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли сами картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачей заказчикам.
Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, Ван Гук, Дипенбек, Ван Тюльден, Воутерс, д""Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, Ван Моль и др.

Дом Рубенса в Антверпене

Памятник Рубенсу в Антверпене