Список использованной литературы
Заключение
В целом 19 век – это время большого подъема русской культуры. он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи.
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русской национальной культуры заключалась в ее художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.
Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам - вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.
Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи перед живописью. 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех. Передвижничество - ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Течение передвижников охватило исключительно Россию. В конце XIX появилось Товарищество, которое занималось передвижными выставками картин. Оно было создано ведущими представителями реалистического течения в стране. С созданием Товарищества, те, кто входил в артель, также не преминули вступить в ряды художников-передвижников. Основная цель, которая стояла перед ними провести эстетизацию населения, широко ознакомив с искусством. К ним относились и самые известные художники России – Шишкин, Васнецов, Репин, Суриков, Левитан, Саврасов и многие другие. Тематика портретной живописи становится разнообразной.
Русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Итогом культурной революции на рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры.
Таким образом, во второй половине XIX века в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры.
1. Аленова О. А. Карл Брюллов. - М., 2000. – 376с.
1. Алешина Л.С., Ракова М.М, Горина Т.П. Русское искусство XIX -н.XX века. - М.:Наука,1992. - 503с.
2. Аношкина В.Н, Петров С.М. История русской литературы XIX века. - М.: Просвещение,1999. - 445с.
3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч.2. - М.: Владос, 2009. - 398с.
4. Голлербах Э. Портретная живопись в России 19 века. - М., 1993. – 238с.
5. Гомберг- Вержбинская Э.Н. Передвижники. - Л.: Искусство, 1990. - 231с.
6. Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России 19 в. - М., 1994. – 180с.
7. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высшая школа,2009. - 368с.
8. История русского художественного искусства. - М.: Искусство, 1980. - 551с.
9. История русской живописи в 3т., Т. III. - М.: Наука, 1994. - 900с.
10. Краткий очерк истории русской культуры. - Л.: Наука, 1997. - 651с.
11. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т., Т. II. - М.: Прогресс - Культура, 1994. - 528с.
12. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. - М., 2007. – 380с.
13. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М.: Просвещение, 1996. - 490с.
14. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. - М., 1997. – 264с.
1. Советский энциклопедический словарь. Составители: А. М. Прохоров, - М. С. Гиляров, Е. М. Жуков. - М., 1980. – 420с.
Березовая, Л.Г. История русской культуры. - М. : Владос, 2009. - С. 55.
История русского и советского искусства. - М.: Высшая школа, 2008. - С.42.
Стасов В.В. Искусство / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.3. - М. : Искусство,1992. - С.56.
История русского и советского искусства. - М.: Высшая школа, 1999. - С.38.
Стасов В.В. Искусство XIX века / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.3. - М.: Искусство,1992. - С.34.
Великие русские люди: Сборник. - М.: Молодая гвардия,1994. - С.44.
Стасов В.В. Наша живопись / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.2. - М.-Л. : Искусство, 1997. - С.34.
Стасов В.В. Наша живопись / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.2. - М.-Л. : Искусство, 1997. - С.63.
Гомберг- Вержбинская Э.Н. Передвижники. - Л. : Искусство, 1990. - С.93.
Краткий очерк истории русской культуры. - Л.: Наука,1997. - С.57-58.
Алешина Л.С., Ракова М.М, Горина Т.П. Русское искусство XIX -н.XX века. - М.: Наука,1992. - С.70.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2, ч.2. - М.: Издательская группа "Прогресс-Культура", 1994. - С.126.
Советский энциклопедический словарь. Составители: А.М.Порохов, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков. М., 1990.
Аленова О.А. Карл Брюллов. - М, 2000. – С.79
«Мир искусства» - (1898-1910, 1910-1924): А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Добужинский, А.Остроумова-Лебедева, Л. Бакст, А. Головин, И. Билибин, Н. Рерих.
Находятся на стыке символизма и модерна. 1904 г. – упадок. Вторая волна связана с другими именами.
З. Серебрякова, К. Богоевский, А. Яковлев, В. Шухаев; графики: С. Чехонин, Д. Митрохин, Г. Нарбут.
М.И. – творческое объединение художников; журнал, просуществовавший 6 лет (1899-1904гг.); одноименные выставки в СПБ.
Универсализм:
- художники пробовали себя в разных жанрах и видах искусства;
- 2 вида большого синтеза – синтетическая книга (оформление книги и графика) и театральный синтез (принимают участие в сценографии).
Кустодиев Б. Групповой портрет художников «Мир искусства» 1916-1920гг.
1899г. – первый журнал при содействии меценатов С. Мамонтова и графини Тинищевой. Помимо отдела художества был отдел художественной хроники, дпи и поэтический. Обсуждались общие теоретические проблемы.
- Провозглашение художественной реформы. Против академизма и позднего передвижничества. Критика Перова и Репина. За эксперимент с формой.
- Лозунг свободного искусства. Против литературщины и тенденциозности. Идея искусства для искусства. Глобальный пан-эстетизм. Гармония, красота, совершенство. Приблизились к поэтике символизма
- Поэтика символизма. Использование метафоры, весь язык метафоричен. Мотив маски, ряженного, тема маскарада. Обращение к мифологизированному сюжету.
Д. Сыробьянов: «двойное преображение мира» - художественное воплощение сюжета в специфическом материале самого искусства, мир воображения, фантазии, а не реальный мир; театрализация сюжета (гуляния, народных сборищ, шествия, выезды, охота и т.д.).
С. Маковский: «ретроспективные мечтатели» - возвращение к 2 эпохам, «эхо прошедшего времени», канонизация прошлого; 18 век-первая половина 19 века (ориентация на традиции национальной художественной культуры); западноевропейская х.к. 19-20вв.
Стилевая эклектика.
А.Бенуа.
(Версальская серия)
Прогулки короля, 1906г. (смешанная техника)
Парад при Павле 1, 1907г.
Иллюстрации к поэме А. Пушкина «Медный всадник»
Итальянская комедия (тема театра дель Арте)
Символизм считается одним из самых ярких направлений в европейском искусстве 19 века, которое изменило не только само искусство, но и отношение к нему. Охарактеризовать этот стиль несколькими словами проблематично. Именно в России символизм стал масштабным, значимым и оригинальным явлением. Конечно, русский символизм прежде всего связывают с литературой, с такими именами как С. Соловьев, Ф. Достоевский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Д. Мережковский. Но и в живописи отечественных мастеров символизм не прошел незамеченным.
Русский живописный символизм достаточно неоднозначен и противоречив, можно даже сказать, что он противоречит своему литературному предшественнику. Художники-символисты предпочитали отображать чистую духовность («Пустырник», «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова), а не духовные искания, заменяли пафосный настрой гротеском и иронией («Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала). Одним из первых символизм в живописи стал использовать Михаил Врубель . В его работах ощущается противоречие между фантазией художника и реальным миром. Картины Врубеля переносят нас в седую древность, эпоху были и легенд, которую мы воспринимаем что-то сказочное фантазийное. Каноничный пример русского символизма в живописи картина «Жемчуг» («Жемчужина») . В маленькой жемчужине отражается или заключена бесконечная вселенная, может быть это и есть наш мир? Другая, не менее известная и характерная его работа «Демон сидящий ». Благодаря оригинальным композиционным решениям, взгляд сидящего демона притягивает и гипнотизирует, поселяя в душе чувство страха и внутренний дискомфорт. Но, несмотря на это, взгляд снова и снова возвращается к персонажу.
Дальнейшее развитие символизма в отечественной живописи связано с творческим объединением «Голубая роза». Наиболее яркий представителей этой группы - Виктор Борисов-Мусатов . Он начинал как импрессионист , но постепенно пришел к своему оригинальному стилю картин-панно, которые наполнены образностью. Его знаменитая работа «Гобелен» на первый взгляд кажется обыденной и привлекает простотой сюжета. Но две беседующие женщины скрывают нечто большее. Зритель ощущает особую напряженность композиции, словно картина полна таинственных знаков высшего бытия или чего-то неизведанного. В начале 1910-х годов художники-символисты объединились вокруг журнала «Мир искусства». События 1917 года были словно предсказаны символистами, а потом передавался и переосмыслялся в живописи. В дальнейшем эти приемы стали инструментом выражения для живописи новой эры, например картины «Большевик»
Символизм
Направление
Символи́зм (фр. Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-1880-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символику, недосказанность, намёки, таинственность и загадочность.
«Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, вот формула символизма».
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. Иннокентий Анненский указывал:
«Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.
Явление символизма Лев Троцкий объясняет просто «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство - ключ к тайне.
Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако, романтизм , как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек - величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной» (Новалис). Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна - есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух.
Вячеслав Иванов в своей работе «Заветы символизма» ёмко и по-символистски образно выразил художественные признаки и эстетические принципы собственно «символического» направления в искусстве (сказанное здесь о поэзии вполне применимо и к остальным видам искусства):
Удивительной магией символистичной образности проникнуты такие строки Константина Бальмонта, проливающие свет и на эстетические принципы символизма:
В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, - основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.
Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления. Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится просто всеобъемлющей. Поэтические образы-символы, как будто приподнимающиеся над реальностью, дающие поэтический ассоциативный ряд, воплощаются у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной форме, причем звучание самого стихотворения имеет не меньшее, а то и большее значение для выражения смысла того или иного символа. Константин Бальмонт так описывает собственные ощущения от звуков, из которых затем складываются поэтические слова:
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Википедия:Живопись – довольно обширный раздел изобразительного искусства, который включает в себя много разных стилей. Один из таких стилей – символизм.
Понятие символизма и его черты в живописи
Символизм – это один из живописных стилей изобразительного искусства, который возник во Франции в конце 19 столетия. В основу символизма легли представления художников о мире, который мы не видим, но можем представить его, так как наш мир является смутным отражением того, настоящего мира, который для нас закрыт. В живописи символистов присутствуют символы, знаки, которые зрители пытаются расшифровать. Символисты были против простого, обыденного смысла в картинах. Художники-символисты вдохновлялись литературой, мифами и библейскими историями. Героев и предметы в своих картинах они наделяли мистическим смыслом. Символы в картинах использовались для передачи чувств, эмоций, мыслей. Наиболее популярными темами в символической живописи были страдания и смерть, предчувствие каких-то событий. Вообще живопись символистов можно легко угадать по выраженным чувствам на картине. Но чувства и эмоции были не положительные. В этом угадывалась идея донесения людям о том, что мир несовершенен.
Если говорить о выполнении, то изображение на картинах довольно обобщенное и простое, тона однотипные. И самое важное – загадочный сюжет, где каждая мелочь имеет определённое значение. Символизм не имел собственного художественного языка, как импрессионизм или пуантилизм, поэтому и данное направление в живописи не называлось отдельным стилем.
Яркие представители символизма в живописи
Альфред Кубин
Данный художник – символист, который был известен своей необычайно депрессивной, темной символикой. Его работы пропитаны тревогой, ужасом. Причиной таких работ были постоянные галлюцинации, которые его преследовали. Но его такая, довольно странная жизнь, и принесла ему славу. Наиболее известное полотно его руки – «Дух воды». В данной картине как раз и отражен его темный символизм. Бессилие людей перед такой природной стихией, как вода.
Михаил Врубель
Известный русский символист. Его символизм, как и вообще весь символизм России, был связан с христианством и религией. Михаил Врубель – ярчайший представитель символизма. В его картинах чувствуются противоречия между его внутренним миром и миром реальным. «Жемчужина» Врубеля яркий пример его символизма, а также это одна из последних его картин. На ней изображены две античные богини, которые наблюдают за миром из своего мира бессмертных.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк у многих ассоциируется с немало известной картиной «Крик». Мунк – норвежский художник. Гиперболизированные эмоции сумрачная реальность, контраст цветов – это символизм Эдварда Мунка. На его творчество повлияла его необычайно сложная жизнь. Картины написаны кистями, которые пропитаны страхом смерти и одиночества. Это подмечают даже те, кто не особо знаком с его творчеством. Ярким примером символизма является его картина «Расставание», которая повествует нам о мужчине, которому очень тяжело расстаться с прошлым.
На примере художников становится ещё более понятно, что из себя представляло данное течение. Хоть данный стиль и не имел собственного художественного языка, который, в принципе, был и не нужен. Смысл данного течения был в том, чтобы показать неведомое посредством картин.
Далее → Синопия
Наше деление на стили весьма условно, а символизм вообще-то можно было записать в жанры живописи… Или говорить о направлениях…
Пепельное, дымное, томное, пастельное, воздушное… Лиловое, бледно-голубое, нежное, прозрачное… Пепел розы. В безумно талантливом романе-бестселлере К. Маккалоу «Поющие в терновнике» цвет платья главной героини, обреченной на вечную разлуку с возлюбленным, назывался «пепел розы». В портрете Марии Лопухиной, умершей от чахотки через год после его завершения, все пронизано тончайшей грустью молодости, не ведущей ни к какому будущему, исчезающей как дым – все пронизано «пеплом розы».
Превосходная по изяществу колорита, гениальная по простоте и смысловой наполненности сюжета картина Исаака Левитана, казалось бы, представляет собой просто «фотографический снимок» пейзажа с водой, мостиком, лесом, в котором скрываются колокольни и церкви «Тихой обители». Но вдумаемся в символы и знаки.
сочинения по картинам известных художников на сайт
Картина знаменитого русского художника, прожившего большую часть жизни в Индии, прошедшего с экспедицией Центральную Азию, изображает не менее великого тибетского отшельника, странствующего учителя и практика Йоги Миларепу. Что он услышал?..
сочинения по картинам известных художников на сайт
Вариант картины «Сантана» Николая Константиновича Рериха 1938 года создания, находящийся в художественной галерее «Шри Читралайям» (Тируванантапурам, Керала, Индия) безусловно интересен как сам по себе, так и в сравнении с картинами художника на аналогичный сюжет.
сочинения по картинам известных художников на сайт
Жертвенник — картина, характерная для Чюрлениса, и в то же время несколько механистически-странно выглядящая. Какие символы изобразил художник — то ему ведомо, а нам только угадывать досталось.
сочинения по картинам известных художников на сайт
Я не знаю, какая именно картина показана на репродукции — может, оригинал 1909 года (это вряд ли, скорее хранящееся в Питере авторское повторение от 1912-го). Подобно Айвазовскому, Рерих весьма плодовит, картины исчисляются сотнями и тысячами, но видите — есть и дубли.
К чему снится Курорт? К чему снится курорт
Искать вещь во сне и не находить
Колокольцев Владимир Александрович, министр МВД – биография
Как без труда сделать домашний йогурт в йогуртнице
Кексы рецепты самый. Рецепт теста для кексов