Cочинение «Теория Раскольникова и ее развенчание в романе «Преступление и наказание. Как развенчивается в романе «Преступление и наказание» теория Родиона Раскольникова? (Теория Родиона Раскольникова и её развенчание) (Достоевский Ф

  • 01.05.2019

Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о «праве сильного» отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях.

Раскольников считает, что люди представляют собой «две категории». Первые – «твари дрожащие», именно они принимают на себя роль страдающих и безропотных. Другие – «сильные мира сего», эта категория в силу своей исключительности может пренебрегать любыми моральными устоями. Раскольников относит себя ко второй группе людей и задается вопросом, как далеко он может пойти в своей «свободе».

«…Вошь ли я, как вы, или человек? Смогу ли я преступить и взять или нет? … Тварь ли я дрожащая или право имею?» – именно эти мысли и привели Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. В какой-то момент для него преступление становится той силой, которая может разъяснить главному герою, в чем смысл его существования.

Однако, совершив убийство, Раскольников перестает чувствовать свою исключительность. Теперь сомнения одолевают его, хотя сам процесс развенчания идеи не носил моментальный характер. Раскольников много времени шел к собственному разоблачению.

Причину своего страшного поступка Раскольников объясняет Соне Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а убил себя, свою душу, божественное начало.

Следовательно, теория «сильного человека» во многом была бессмысленной изначально, если после долгих и мучительных душевных страданий Раскольников все же приходит к мысли о несостоятельности своих идей. Ф. М. Достоевский уверен, что бунт

Раскольникова является преступлением перед законами божескими и человеческими, которые существуют в народе в виде основ христианской нравственности.

Кульминация развенчания идей героя происходит в финале романа, когда во время каторжных работ Раскольников только и живет мыслями о Соне, о любви к ней. Любовь в самом широком смысле этого слова становится тем единственным, что спасает Раскольникова от духовной гибели.

    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

  1. Новое!

    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из величайших произведений мировой литературы, «роман-трагедия», как писали о нем критики. Мир «Преступления и наказания» - это мир Петербурга. Однако в романе, на мой взгляд, присутствуют три...

  2. Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” - Раскольников...

    Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек - Достоевский», - писал М. Горький. «Преступление и наказание » - самый значительный и совершенный...

Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя!
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

“Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф.М.Достоевского. Писатель работал над ним в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции. Герой Достоевского – не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее.

Родион Романович Раскольников – бывший студент. Уже в самом начале, на первых страницах, мы узнаем, что “странная мысль наклевывается в его голове, как из яйца цыпленок”. Она заключается в следующем: “Убить старуху, взять ее деньги, “обреченные в монастырь”, взять не себе – для погибающих, умирающих от голода и порока, и "будет восстановлена справедливость”. Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови. Герой создает теорию, по которой все люди делятся на “имеющих право” и на “тварей дрожащих”. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом: к какому разряду людей относится он сам? “…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?.. ” Убийство старухи- процентщицы – это самопроверка героя. Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа) одновременно. Существует много мотивов преступления. Сам же герой объясняет их следующим: во-первых, “ …я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…”, во-вторых, “хотел помочь матери, спасти сестру… всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…”, в-третьих, “я просто убил; для себя убил, для себя одного…мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как и все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..”. Значит, убийство совершено со справедливой целью – взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет?.. Теперь перейдем к моментам, когда Раскольников осознает свою ошибку.

После того, как Родион совершает убийство, он пытается найти человека, которому можно поведать свою страшную, мучительную тайну и который поймет его. Соня Мармеладова была именно таким человеком. Узнав о том, что именно Раскольников убил процентщицу и Лизавету, Сонечка в первую минуту “…отошла от него к стене, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет ”. Она увидела в лице своего друга глубокие страдания и сожаление. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!” – воскликнула она. После долгого и мучительного разговора ей стало еще больше жаль Родиона. Она предположила, что он сделал это не ради себя, а ради дорогих ему людей. В то же время Раскольников совершает для себя открытие. Раньше, исходя из своей теории, он относил себя к “имеющим право”, а теперь он убеждён, что его теория не верна и что он попадает в разряд “тварей дрожащих”. Поняв это, герой считает, что жизнь не стоит продолжать: “Разве я старушонку убил? Я себя убил… а старушонку эту черт убил, а не я…” Но Соня подсказывает ему выход: “Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: “Я убил!”… страдание принять и искупить себя им, вот что надо”.

Незадолго до признания у Раскольникова начинается почти распад сознания, он как бы теряет разум. Его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия. Он уже не владеет своими мыслями, волей и чувствами, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения. Вся его арифметика оборачивается страшной ложью, а теоретическое преступление – полной бессмыслицей. Не медля ни минуты, герой отправляется в контору, где и делает чистосердечное признание: “Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру её Лизавету топором и ограбил ”. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели же не достиг. Конечно, мы понимаем, сколько силы воли нужно иметь, чтобы прийти с повинной и все рассказать. Раскольников жестоко наказан. Но в этом наказании - его спасение.

Идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в пешку, лишенную воли. После признания героя отправляют на каторгу в Сибирь. Раскольников, дитя огромного мрачного города, оказывается в новом, необычном для него мире, он вырван из фантастической больной жизни Петербурга, из той искусственной почвы, которая взрастила его страшную идею. Это иной, доселе чуждый ему, мир - мир народной жизни, вечно обновляющейся природы. Приговор оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению. Но судьи учли тот факт, что “причиной всему было скверное его положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью по крайней мере трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами”. И вот, он один, без друзей, без дорогих ему людей, без мечты, без цели в жизни, в мрачной пустой холодной крепости.

И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий написанную Достоевским в “Преступлении и наказании” картину человеческого бытия, мы видим просвет в жизни героя. Мы верим в нравственную силу, мужество и решимость Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям. Ведь он был и остался “человеком и гражданином”.


На вопрос Суть теории Раскольникова? заданный автором Правоспособный лучший ответ это ЧТО ЕСТЬ ДВА ТИПА ЛЮДЕЙ. ЛЮДИ. И НЕЛЮДИ. НУ И ПОДРОБНО ОКАЖДОЙ.))) ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИЖКА

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Не читал (а) ?
По мнению Раскольникова старушенции деньги не нужны и вообще нечего ей мир коптить, взял да убил, а потом чуть с ума не выжил от страха.


Ответ от Невропатолог [гуру]
Одни люди - масса, мясо для пушек.
Другие - избранные. Им можно все, что они хотят, ибо они обладают какой-то великой целью, для воплощения которой могут делать с остальными людьми все, что захотят.
Бред. Очень похоже на фашизм.


Ответ от Опорос [гуру]
Твари дрожащие или право имеем...Он считал что может убивать чтобы показать что не боится морали и закона и останется безнаказанным


Ответ от Meffistoffel [гуру]
все люди делятся на тех, кто право имеет(к примеру, Алекс Македонский) и "тварей дрожащих" он решил доказать, что право имеет))))


Ответ от Ѐоман Мамаев [гуру]
У кого топор тот и сильнее


Ответ от Џзва [гуру]
ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА.
а) Право на насилие. В мире существует 2 разряда людей: обыкновенные люди - их большинство; избранные - их очень мало, они могут сомневаться в справедливости существующего положения в общ-ве и, если надо, они могли переступить через чуществующее положение вещей, но такое переступление является преступлением.
б) Достоевский подталкивает героя к эксперименту, т.е. к самопроверке и проверке теории. Достоевский развенчивает антигуманность (тварь ли я...)
1) эта теория антигуманна, она вызывает непредсказуемую епную реакцию (собирается убить старуху, а случайно убивает еще 2-х
2) Цель и ср-ва. Цель прекрасная - помочь человечеству, вывести человечество в светлое будещее; средства - никуда не годятся), значит и цель не была достигнута. Ср-ва должны соответствовать уели, нельзя идти к цели, круша все вокруг себя. Народ не видит своего героя.
3) Раскольников хочет взять власть над обществом, чтобы делать ему добро, и он сам прямо говорит в соем споре с Соней, что он хочет взять власть над муравейником.
4) Несостоятельность теории показана через идеологических двойников Раскольникова - Лужина и Свидригайлова. Лужин выдвигает теорию разумного эгоизма. Свидригайлов - духовно-нравственный аспект теории.
Достоевский показывает, что даже в сознании закоренелого преступника рано или поздно всплывали категории нравственности и тогда преступник вершит суд над собой.


Ответ от Наталия [активный]
нужны были деньги, а теория так для прикрытия


Ответ от Алиса [эксперт]
Люди правда,избранные есть...с этим поспорить нельзя...главное с пустого места не возомнить из себя избранного и не переубивать кучу народа,как многие делают...



Ф.М. Достоевкий – великий русский писатель. Его произведения читают не только в России, но и далеко за рубежом. Роман «Преступление и наказание» - один из самых известных.

Главный герой романа – Родион Романович Раскольников, «бывший студент». Живет он в одном из домов Петербурга, в маленькой душной «каморке», больше похожей на шкаф, сундук или гроб.

Из-за нехватки денег он был вынужден бросить учебу. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, и Дуня, его сестра, тоже находятся в бедственном положении. Всё это навело Раскольникова на создание некой новой теории, которую он впоследствии изложил в статье «О преступлении». Согласно этой теории все люди делятся на две группы: «обыкновенные» («твари дрожащие») и «необыкновенные». «Обыкновенные» представляют собой не что иное, как просто материал. Они должны жить в смирении, безропотно подчиняться всему и всем. А «необыкновенные» - это люди, которые «имеют право». Они могут позволить себе всё, даже «кровь по совести», если цель оправдывает средства.

Создав эту теорию, главный герой стал постоянно задумываться о том, кто же он сам: «…Тварь я дрожащая или право имею?...» .

Именно эти мысли привели Раскольникова к решению об убийстве старухи-процентщицы. Этим преступлением Родион прежде всего хотел доказать достоверность своей теории, убедиться, что он не «бесполезная вошь», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Главный герой был уверен, что в данном случае цель оправдывает средства. По его мнению, убийство этой жалкой и вредной старухи принесет людям только пользу. «Одна смерть и сто жизней взамен», - так рассуждал Родион.

Однако, совершив убийство, Раскольников перестал ощущать свою исключительность. Героя начала мучать его собственная совесть. Он стал чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Между ним и окружающим миром возникла непреодолимая пропасть. Спустя некоторое время Родион начал понимать, что его теория терпит крушение. Убив старуху, а вместе с ней и ни в чем неповинную Лизавету, он осознал, что преступление не принесло счастья ни ему самому, ни окружающим. Украденные деньги, которые так и остались лежать под большим камнем, не принесли никому добра. Самые близкие для Раскольникова люди, Пульхерия Александровна и Дуня, стали для него словно чужими. Чувствуя кровь на своих руках, он уже не мог общаться со всеми как прежде.

Дальнейшее разрушение «теории исключительности» происходит после знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой. Причину своего страшного поступка он объясняет ей так: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Теперь Родион чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а прежде всего себя, свою душу, божественное начало. Раскольников больше не может жить по своей теории, поэтому сам идет и сознается в содеянном.

Окончательный крах теория претерпевает во время последнего сна Раскольникова, который он видит во время пребывания на каторге. После этого начинается физическое и духовное исцеление героя.

Таким образом, показывая несостоятельность теории Раскольникова, Достоевский хотел доказать, что идеи, противостоящие извечным человеческим ценностям, никогда не смогут найти себе места в этом мире. «Нельзя прийти к добру дорогою зла» - сказал выдающийся русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Обновлено: 2018-08-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Читайте также:
  1. Админ теории менед-та(А Файоль) и теория бюрократического построения орг-и(М Вебер)
  2. Ападная философия XX века: неомарксизм. «Критическая теория» Хоркхаймера, «негативная диалектика» Адорно, неофрейдизм Фромма и «Великий отказ» Маркузе.
  3. Билет № 13 Происхождения жизни. Теория Опарина-Холдейна
  4. Билет № 14 Происхождения жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни
  5. Билет № 24 Системная теория эволюции, понятие эволюции в синергетике
  6. В современной российской философии (как и в прежней со­ветской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, -- это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.

В трактире Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятельство -- роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее, Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея.



Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.

Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание"

1. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

Чичиков – центральный персонаж поэмы, вокруг него происходят все события, с ним связаны все действующие лица.



В отличие от статичных портретов помещиков у Чичикова динамичная характеристика. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добросовестного человека, а «припрячь» подлеца, Гоголь детально исследует истоки его личности. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков – порождение окружающего мира с его кричащими противоречиями бедности и богатства. Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком» вроде Акакия Акакиевича. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, а самое главное – беречь и копить копейку. Чтобы подняться по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова – черта нового буржуазного общества, деньги для него – средство достижения карьеры, комфорта. Гоголь очень точно определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуазии – жизненную энергию своего героя, целенаправленность его действий и, в то же время, предельную эгоистичность. Хотя все предприятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, на огромное терпение, чтобы затем начать действовать «по большому счету».

Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Ему недоступна радость жизни. Счастье порядочного человека для Чичикова основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал из его «мертвой душой»

Каждая глава расширяет наши представления о Чичикове и приводит к мысли о поразительной изменчивости его характера. С Маниловым он приторно-любезен, Коробочкой – мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым – напорист, с Собакевичем – торгуется уверенно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свою выгоду.

Если образы помещиков основаны на одной доминирующей черте, то характер Чичикова более разносторонен. У него нельзя выделить какие-либо яркие черты, это образ собирательный. Нас не интересует его внешний вид, а интересен только его характер. Внутренняя многоликость, неуловимость подчеркивается его неопределенной внешностью: «В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающего типа и собрал их воедино в образе Чичикова