Коротышки из цветочного города главные герои. "приключения незнайки и его друзей"

  • 09.05.2019

Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей"

Другие произведения про Незнайку:

Главные герои сказки "Приключения Незнайки и его друзей"

  1. Незнайка, малыш. который ничего не знал, но потом стал читать книги и уважать малышек
  2. Знайка, самый умный малыш, придумал воздушный шар
  3. Пилюлькин, доктор
  4. Медуница, доктор
  5. Винтик и Шпунтик, механики
  6. Тюбик и Гусля, художник и музыкант
  7. Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Почник, Сиропчик, Пулька. Растеряйка, Торопыжка
  8. Синеглазка, очень красивая малышка из Зеленого города
  9. Бублик, Гвоздик, Смекайло, Шурупчик - жители Змеевки
  10. Снежинка, Ласточка, Кисонька, Самоцветик, Кубышка, Белочка - малышки из Зеленого города
  11. Гунька, друг Незнайки
  12. Ромашка, Кнопочка - малышки из Цветочного города
  13. Цветик, поэт
План пересказа сказки "Приключения Незнайки и его друзей"
  1. Коротышки и Цветочный город
  2. Незнайка - музыкант
  3. Незнайка - художник
  4. Незнайка - поэт
  5. Газированный автомобиль и лечение Незнайки
  6. Воздушный шар
  7. Полет
  8. Катастрофа
  9. Незнайка в Зеленом городе
  10. Винтик и Шпунтик в Змеевке
  11. Уборка урожая
  12. Стоглавый дракон
  13. Возвращение Знайки
  14. Синеглазка и Незнайка
  15. Возвращение домой.
Кратчайшее содержание сказки "Приключения Незнайки и его друзей" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Малыши из Цветочного города на воздушном шаре отправляются в путешествие.
  2. Шар разбивается и малыши оказываются среди малышек в Зеленом городе
  3. Незнайка выдает себя за главного и командует малышами, все занимаются уборкой плодов
  4. Возвращается Знайка и обман Незнайки раскрывается все над ним смеются, но малышки жалеют Незнайку.
  5. Незнайка дружит с Синеглазкой и малыши собираются домой.
  6. Знайка с малышами возвращается в Цветочный город и Незнайка начинает читать книги.
Главная мысль сказки "Приключения Незнайки и его друзей"
Главное не то, что человек сам о себе говорит, а то, что о нем думают другие. Знание - сила.

Чему учит сказка "Приключения Незнайки и его друзей"
Эта сказка учит нас не обманывать и не хвастать. Учит тому, что от учения только польза, учит дружбе, учит уважать других людей. Также эта сказка учит нас не судить других людей, потому что нет людей безгрешных.

Отзыв на сказку "Приключения Незнайки и его друзей"
Мне эта сказка очень понравилась и она является одной из самых моих любимых книг. Мы понимаем, что Незнайка в этой книжке большой хвастун, но он в конце понимает свои ошибки и встает на путь исправления. Между тем, в сказке очень много приключений, очень красивый сюжет со множеством интересных и необычных героев. Эту книжку нужно прочитать каждому, чтобы никогда не быть таким как Незнайка в начале сказки, а быть таким, каким он стал в ее конце.

Пословица к сказке "Приключения Незнайки и его друзей"
Ученье свет а неученье тьма.
Хвастать не косить, спина не болит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Приключения Незнайки и его друзей" по главам
Глава 1.
В Цветочном городе на берегу Огурцовой реки живут коротышки. Среди них были малыши и малышки, причем малышей называли забияками, а малышек воображульками.
В одном из домов на улице Колокольчиков жило 16 малышей.
Самым известным среди них был Незнайка, который прославился после истории с жуком, которого он принял за осколок солнца. Незнайка переполошил весь город, пока астроном Стекляшкин не успокоил жителей города.
Глава 2.
Однажды Незнайка решил стать музыкантом и попросил музыканта Гуслю дать ему какой-нибудь инструмент. Он перепробовал много инструментов, но все они играли недостаточно громко. Наконец он взял трубу и решил играть на ней. Но жители дома прогнали Незнайку и тот решил, что малыши не доросли до его музыки.
Глава 3.
Потом Незнайка решил стать художником и выпросил у художника Тюбика краски. Он нарисовал всех малышей, и сперва поругался со своим другом Гунькой. Потом Незнайке пришлось снимать все портреты, потому что малыши обижались и наконец остался только портрет Тюбика. Когда Тюбик его увидел, он отобрал краски, а портрет порвал.
Глава 4.
Потом Незнайка решил сочинять стихи и поэт Цветик объяснил ему, что такое рифма. Но стихи у Незнайки получались обидными и смешными. Незнайку опять обругали и он решил больше не сочинять стихов.
Глава 5.
Потом Незнайка решил кататься на газированном автомобиле и чуть не передавил весь город, сломал автомобиль и сам разбился. Доктор Пилюлькин выдергивал ему занозы, а когда пошел за градусником, Незнайка убежал, потому что думал, что градусник - это больно.
Глава 6.
Однажды умный малыш Знайка придумал воздушный шар и малыши решили отправится в путешествие. Другие малыши не верили, что шар полетит и смеялись, глядя на то, как малыши делают воздушный шар. Они считали, что шар легкий, но все-таки тяжелый.
Глава 7.
Утром малыши собрались в путешествие и Незнайка первым полез в корзину, но оказалось что еще надо набрать песка и наполнить шар теплым воздухом. Малыши вокруг смеялись над путешественниками. Знайка спустил холодный воздух и все вокруг опять засмеялись, они решили, что шар лопнул. Но тут Знайка наполнил шар теплым воздухом и он оторвался от земли.
Глава 8.
Шестнадцать малышей залезли в корзину и шар снова опустился на землю. Но Знайка выбросил один мешок и шар взлетел. Все вокруг славили путешественников, а поэт Цветик сочинил стихи и стал знаменитым.
Глава 9.
Шар плавно взмыл в воздух и Ворчун стал ворчать, а Пончик заметил пятно, которое бежало за шаром. Оказалось это тень от шара. Потом шар поднялся выше облаков и Незнайка решил, что они летят вверх ногами. Но шар стал остывать и малыши стали выбрасывать мешки.
Глава 10.
Коротышки очень мерзли на высоте и у них выросли сосульки. Шар совсем остыл и стал падать. Мешков больше не было и Знайка решил прыгать с парашютом. Он первым выпрыгнул из шара и тот стал подниматься. Пока коротышки спорили, кому прыгать следом, шар ударился о землю и разбился.
Глава 11.
Незнайка очнулся в красивой комнате на кровати. Он увидел двух малышек и сперва притворялся спящим. Но потом открыл глаза и познакомился с Синеглазкой. Пришла доктор Медуница и осмотрела Незнайку. Она выписала ему медовый пластырь.
Глава 12.
Незнайка случайно ударил дверью двух малышек, а потом ударил линейкой Синеглазку. Он приклеил ей пластырь в виде кружочка, а потом нехотя умылся и почистил зубы.Синеглазка принесла Незнайке одежду и позвала пить чай.
Глава 13.
Незнайка знакомится в столовой с малышками и рассказывает о полете на воздушном шаре.Он просит не мешать ему врать и рассказывает, что это он придумал воздушный шар. Он рассказал о других малышах и о том, что трусишка Знайка спрыгнул первым.
Глава 14.
Снежинка, Незнайка и Синеглазка идут гулять по Зеленому городу. Незнайка удивляется красоте и продуманности города. Он спрашивает про малышей, и оказывается что в Зеленом городе нет малышей, а все они живут в Змеевке возле реки. Малышки рассказывают про Гвоздика, который пришел к малышкам и много хулиганил. Незнайка удивляется арбузам.
Глава 15.
Незнайка и малышки приходят в больницу.Незнайка притворяется врачом и проводит осмотр своих коротышек. Он говорит Медунице, что все малыши кроме Пульки здоровы, и что их можно выписать. Медуница решает выписывать малышей по два малыша.
Глава 16.

Первыми выписали Тюбика и Гуслю. Малышки ждали, когда малыши выйдут из дома. Но вот из дома полились звуки флейты. А им вторили звуки арфы из соседнего дома.
Глава 17.
Из больницы выписывают Винтика и Шпунтика и они осматривают автомобиль. Они решают сходить в Змеевку за паяльником. Возле самой Змеевки они встречает малыша и сломанный автомобиль. Винтик и Шпунтик помогают починить автомобиль и малыш отвозит их в Змеевку.
Глава 18.
В Змеевке много воздушных змеев. Водитель Бублик приводит винтика и Шпунтика к изобретателю Шурупчику. Тот показывает малышам паровой автомобиль с фисташковым охлаждением. Шурупчик вспоминает, что отдал паяльник писателю Смекайло.
Глава 19.
Винтик и Шпунтик приходят к Смекайло и писатель рассеянно с ними знакомится. Он показывает гостям бормотограф. Бублик рассказывает Смекайло, как малыши перехитрили его бормотограф и специально говорили в него всякую ерунду. Смекайло дает мастерам паяльник.
Глава 20.
В это время в Зеленом городе Тюбик рисует портреты малышек. Он знакомится с поэтессой Самоцветик и та читает свои стихи. Малышкам так нравится портрет Синеглазки, что они просят Тюбика рисовать их точно такими же.
Глава 21.
Ласточка и Кисонька рассказывают как упросили медуницу выдать им Авоську и Торопыжку, но те залезли на дерево и пытались сорвать яблоко.Малышки принесли им пилу и стали откатывать яблоки в подвалы. В это время возвращаются Винтик и Шпунтик, а малышки ругают Бублика. Бублик обижается, но не уезжает, а остается помогать чинить автомобиль.
Глава 22.
На следующее утро Синеглазка уговорила Медуницу выписать Небоську и Растеряйку, а также Пончика, Сиропчика и Молчуна.
Винтик и Шпунтик чинят автомобиль и вместе с Бубликом помогают малышкам убирать яблоки и груши на машинах.
Глава 23 .
Малыши и малышки видят бегущего Пилюлькина, за которым гналась Медуница и весь персонал больницы. Пилюлькин забирается на дерево. Медуница уходит, а малышки предлагают Пилюлькину сарафан. Малыши смеются над Пилюлькиным, и он снимает сарафан.
Медуница обнаруживает, что пропал Ворчун. Ворчун прячется в лопухах, а когда Медуница уходит приносит Пилюлькину его одежду. Он улыбается.
Глава 24.
В Змеевке потеряли Бублика и его пошел искать Гвоздик, но тоже не вернулся - он остался помогать собирать урожай.Тюбик решил писать портреты по трафарету и приспособил для этого Авоську. Тюбик называл свои портреты халтурой.
Глава 25.
Пулька остается один в больнице и капризничает. Он посылает нянечек искать Бульку. Но вот Пульку должны были скоро выпустить. Гвоздик исправился и малышки были им очень довольны.
Глава 26.
В Змеевку приходит Знайка, и ему рассказывают о Винтике и Шпунтике. Знайка собирается в Зеленый город, но ему говорят, что там поселился стоглавый дракон. Знайка все равно собирается идти в Зеленый город, но тут приезжают Винтик, Шпунтик и Бублик. Они привозят малышам подарки и приглашение на бал.
Глава 27.
В Зеленом городе готовятся к балу и тут приезжает Знайка. Обман Незнайки раскрывается. Он прячется в одуванчиках. А малышки показывают Знайке город.
Глава 28.
Начинается бал. Приезжают жители Змеевки. Малыши дразнят Незнайку. Малышки стыдят малышей и говорят, что они ничуть не лучше. Незнайка решает всегда дружить с малышками.
Глава 29.
Прекрасный бал. Пилюлькин танцует с Медуницей, Пончик с Кубышкой, Винтик с Белочкой, Незнайка с Синеглазкой. Гусля и оркестр малышек дают концерт. Малыши поют песню про кузнечика.Малыши решают возвращаться домой и прощаются с малышками. Они обещают прийти в гости.
Глава 30.
Малыши возвращаются в Цветочный город и их встречают с восторгом. Незнайка дружит с Кнопочкой и Ромашкой. Знайка сделал в городе водопровод, а Незнайка каждый вечер читал книги.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Приключения Незнайки и его друзей"

Пончик - очень толстый и прожорливый житель Цветочного города. Единственным его конкурентом в плане обхвата талии был Сиропчик. Кроме этого, у Пончик был жадным, хитрым и трусливым, немножко подлым коротышкой (правда, в конце трилогии, после тяжелой жизни на Луне, Пончик вроде бы исправился).

В первых двух книгах Пончик был второстепенным персонажем (правда, в первой книге было несколько удачных эпизодов с его участием), но в романе "Незнайка на Луне" он стал одним из главных героев. Он вместе с Незнайкой пробрался на корабль, нечаянно запустил его и попал на Луну. Там он быстро освоился, разбогател, но, из-за действий крупных капиталистов, разорился и стал рабочим-крутильщиком. Когда Знайка с друзьями нашли его, Пончик придумал как облегчить труд рабочих с помощью невесомости.

О прожорливости

Когда Незнайка провалился в пещеру и упал на ядро Луны, Пончик остался на космическом корабле и, в одиночку, уничтожил весь запас еды за 4,5 суток. А запас сделан из расчета, что 10 коротышек будут находится в корабле 48 дней.

Тем не менее, любовь к еде помогла ему подружиться с коротышкой Кубышкой (имя говорит само за себя).

О жадности и запасливости

Когда у коротышек появились магазины с бесплатной одеждой, Пончик набрал себе столько костюмов, что они не помещались у его квартире. Из-за обилия шерстяной одежды в доме завелась моль и Пончик насквозь пропах нафталином.

Когда лунный коротышка попросил у Пончика щепотку соли, тот ответил: "А вы мне что дадите?", хотя соли у него были полные карманы.

Когда коротышки отправились в путешествие на воздушном шаре, Пончик одел костюм с семнадцатью карманами и набил их едой и полезными предметами.

В больнице у Медуницы, Пончик натаскал сладостей и спрятал их под подушку и в карманы.

Об ожирении

Когда шар стал падать, Ворчун предложил сбросить самого тяжелого. Естественно, первой кандидатурой оказался Пончик. Кстати, в этот момент произошла просто феерическая сцена спора Пончика с Сиропчиком, о том, кто из них толще.

О хитрости и подлости

Когда Знайка пришел в Зеленый город и обман Незнайки вскрылся, Пончик первым стал обзывать и дразнить Незнайку, хотя, раньше во всем его поддерживал.

Когда Знайка нечаянно создал в доме состояние невесомости и коротышки не могли приготовить еду и покушать, Пончик один съел всю летающую манную кашу (каша вылетела из кастрюли). При этом, он притворился, что не может приспособиться к состоянию невесомости, чтобы не работать.

Попав на Луну, Пончик смог быстро открыть и заработать много денег, догадавшись продавать лунным коротышкам соль. Тем не менее, он даже не пытался найти Незнайку и помочь ему.

О трусости

Пончик, тайно забравшись вместе с Незнайкой в ракету, струсил и решил выбраться из нее, оставив друга. Это у него не получилось и, вместо открытия двери, он нечаянно запустил двигатель и корабль улетел на Луну.

Когда Незнайка провалился в яму на лунной поверхности, Пончик бросил его и победал на корабль.

Цитаты

Зачем же мне лишнюю тяжесть таскать? - сказал Пончик. - Я съем сахар - шар станет легче и поднимется еще выше.

Ну ладно, - согласился Незнайка, - сбросим Пончика. Он у нас самый толстенький.
- Правильно, - поддакнул Сиропчик.
- Что? - закричал Пончик. - Кто самый толстенький? Я?.. Да Сиропчик толще меня!

Пончик танцевал с Кубышкой. Между ними происходил совсем другой разговор.

Любите ли вы конфеты? - спрашивал Пончик.
- Очень, - отвечала Кубышка. - А вы?
- Я тоже. Но больше всего я люблю пирожные.

Вот я и сыт, и ничего мне больше не надо! - говорил с удовольствием Пончик. - А остальные пусть трудятся, если им это нравится.

Слушай, Пончик, это правда, что у вас была невесомость?
- Вот она, невесомость ваша, у меня на носу! - сердито ответил Пончик.

Мне нельзя на Луну. Я слишком тяжеленький. Ракета не поднимет меня.

Но на Луне ведь, говорят, нечего кушать, - сказал Пончик.
- Ничего, тебе это полезно, похудеешь немного, - сердито ответил Незнайка.

Проснись скорее. Незнайка! Беда! - бормотал Пончик испуганно.
- Какая беда? - спросил, окончательно проснувшись. Незнайка.
- Беда, братец, мы, кажется, проспали ужин!

Не знать Незнайку невозможно. Если даже судьба обошла вас стороной, не подарив встречу со сказочной трилогией Николая Николаевича Носова, герой с таким именем наверняка известен хотя бы понаслышке. Впрочем, зачем доверяться слухам, когда мы готовы предоставить вполне конкретную и достоверную информацию?

Итак, Незнайка - самый известный коротышка Цветочного города. И хотя там живёт множество достойнейших малышей и малышек, среди которых и учёный Знайка, и знаменитый механик Шпунтик, и талантливый музыкант Гусля, именно балбес и непоседа Незнайка известен в городе всем и каждому.

Во-первых, потому что, увидев хотя бы раз, его невозможно забыть. Вызывающе пёстрый и яркий наряд и нестандартное, можно даже сказать, агрессивное поведение выделяют его в любой толпе.

Кроме того, он известный врун, хвастун и лентяй.

И хотя Незнайке далеко до идеального коротышки, почему-то именно этого неумёху и враля Николай Николаевич Носов выбрал в главные герои трёх своих сказочных романов.

Вот и спросите - почему? А мы ответим - из-за обаяния! Да! Того самого обаяния, что делает коротышку неотразимо привлекательным и даёт ему возможность с первой же минуты завоевать читательское сердце.

К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и отнюдь не лишён талантов.

Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. Ну, а то, что он работал скорее в жанре шаржа, нежели реалистического портрета, говорит, на наш взгляд, только о своеобразии художественного дара.

Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры:

Подумать только, какая сила воображения, какая экспрессия!

Сравните эти поэтические строки хотя бы с виршами поэта Цветика:

Гениально, конечно, особенно последние две строки. Но ведь Цветик профессионал, тогда как Незнайка сделал лишь первые шаги на поэтическом поприще.

А какая у нашего героя широта интересов! Едва он отложил в сторону кисти и краски, ещё в воздухе носились отзвуки его поэтических опытов, а он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как же этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, некоторые городские сооружения немного пострадали, некоторые - были снесены, да и сам автомобиль, слетев с обрыва, утонул в реке, но… И ещё раз повторим - но! - все встреченные по дороге малыши и малышки остались живы, да и шофёр уцелел! И это несомненное достижение.

Вот такой он, Незнайка, разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно, даже как-то поразительно похожий буквально на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.

Собственно, в этом и состоит, как сейчас говорится, главная «фишка» Николая Николаевича Носова. Ведь его Незнайка, по сути своей, - квинтэссенция мальчишеского характера и поведения. А потому ошибки и промахи героя, его проказы и проступки, его выдумки и фантазии не только без труда воспринимаются маленькими читателями, но великолепно «примеряются» на себя. Причём «костюм» героя оказывается любому читателю впору, подтверждая тем самым поразительное мастерство закройщика.

Главный герой Носова - незнайка

Малыш Незнайка - без сомнения, большая удача Н.Н.Носова. Хотя по большому счёту и все предыдущие герои писателя - «незнайки». Витя Малеев и Коля Синицын из повестей, Мишка и Коля из рассказов - это мальчишки, которые пока мало что знают и умеют, но стремятся всё испробовать, узнать и сделать. Чаще всего с весьма сомнительным результатом.

Вообще, «“незнайство”, связанное с детской наивностью» (С.Сивоконь), Н.Н.Носов использует и обыгрывает виртуозно, заставляя его служить в своих произведениях (реалистических и сказочных) и главным двигателем сюжета, и основным источником комического. Хотя сейчас речь, конечно, не совсем о том. Вернёмся лучше к нашему герою.

Итак, Незнайка у Н.Н.Носова - герой вполне закономерный. И всё-таки его появление кажется странным. Ведь до начала 1950-х годов Носов сочинял реалистические рассказы и повести. За одну из них - «Витя Малеев в школе и дома» - он даже получил в 1952 году Сталинскую премию. И вдруг почему-то - сказка. Странно!

А ничего странного здесь нет.

Кое-что из истории создания «Незнайки»

Середина XX века - время далеко не самое светлое и для литературы вообще, и для литературы детской в частности.

Даже обласканная властью повесть о Вите Малееве довольно часто подвергалась нападкам за то, что мир школьников в ней изображён совершенно оторванным от жизни всей страны и, следовательно, он умышленно «сужен и обеднён» . Где, спрашивалось в критических статьях, пионерская организация, где направляющая роль вожатых и учителей? И ведь на самом деле ничего этого в книжке Носова не было. Ну, что здесь прикажете делать писателю? Ломать себя? Или сменить направление? Вот разве что в сказке можно пренебречь пионерской организацией. А герой, непоседа и фантазёр, он и там приживётся.

Когда впервые у Н.Н.Носова возникла мысль написать сказку о государстве коротышек, сказать трудно. Достоверно известно только, что в том же 1952 году, направляясь с делегацией советских писателей в Минск на юбилей Якуба Коласа, Носов целую ночь напролёт проговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым (в то время редактором журнала «Барвинок»). Именно ему Носов поведал о замысле «Незнайки». Говорят, Чалый буквально влюбился в образ обаятельного коротышки и предложил сразу же, как только появятся первые главы произведения, даже не дожидаясь его окончания, опубликовать их в своём журнале. Предложение было принято, а слово сдержано. Так что впервые сказка была напечатана в журнале «Барвинок» в 1953-54 гг. на двух языках - русском и украинском (в переводе Ф.Макивчука) - под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с подзаголовком «сказка-повесть». Незамедлительно она появилась и отдельным изданием, уже как «Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка» (М.: Детгиз, 1954).

Вторая часть - «Незнайка в Солнечном городе» - увидела свет в 1958 году сначала в журнале «Юность», а потом была издана книжкой (М.: Детгиз, 1958).

И, наконец, третий роман-сказка «Незнайка на Луне» впервые был опубликован в журнале «Семья и школа» в 1964-66 годах. Отдельное же издание появилось через год (М.: Дет. лит., 1967).

Вот так для своего постоянного места жительства Незнайка получил целых три книги Н.Н.Носова, а сам писатель за предоставление герою столь уютного обиталища - Государственную премию РСФСР им. Н.К.Крупской. Это радостное событие произошло в 1969 году.

Был ли у Незнайки прототип?

На самом деле - был ли прототип у Незнайки?

Был! Вернее, были. От вполне реальных до вполне сказочных.

Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова - Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по характеру он - непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий как мячик. Так что кое-что Незнайка мог позаимствовать и у Петра Николаевича.

Хотя от своего создателя, самого Н.Н.Носова, герой тоже унаследовал некоторые черты. Вот, к примеру, коротышки не раз говорили, что Незнайка - мастер присочинить.

Этот дар у него, несомненно, от Николая Николаевича. Или, скажем, пристрастие к шляпам с широкими полями. Ну, то, что Незнайка без своей шляпы никуда, - ясно. Но вот Носов…

На одной из самых удачных его фотографий он как раз в шикарной шляпе. И сразу видно, он с ней - единое и неразрывное целое. А взять другую фотографию, и сходство будет просто разительным. На ней у маленького Коки (в начале прошлого века имя Николай уменьшали либо до «Коки», либо до «Ники») глаза огромные, совершенно круглые и ясные, просто те самые глаза, которыми Незнайка смотрит на нас с любой страницы носовской трилогии.

Однако, по словам писателя, жизненный прототип Незнайки - это просто «ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколь-нибудь долгое время, - в общем, со всеми хорошими задатками… и недостатками…» (Н.Н.Носов. О себе и своём творчестве).

Это что касается «жизненных прототипов». Но, оказывается, были у Незнайки и совсем даже не жизненные прототипы.

Незнайка - в прошлом Мурзилка да к тому же ещё и эльф

Станислав Рассадин в книге, посвящённой творчеству Н.Н.Носова, пишет, что Николай Николаевич рассказывал ему о прочитанной в детстве сказке А.Хвольсон «Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков», воспоминания о которой натолкнули его на мысль о Незнайке.

Эта книжка на рубеже веков была весьма популярна. Героями её были малютки эльфы с забавными именами (Мурзилка, Чумилка-Ведун, Заячья Губа, Дедко-Бородач), а основу сюжета составляли их путешествия по миру и всевозможные дорожные приключения.

Впервые Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик - с пальчик, девочка - с ноготок». Автором этой сказки была известная писательница Анна Борисовна Хвольсон (18..-1934), а иллюстрациями служили рисунки художника Палмера Кокса.

Первое издание книжки «Царство малюток», включающее 27 рассказов и 182 рисунка, вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898-м, 1902-м и 1915-м.

После революции 1917 года книжка А.Б.Хвольсон не переиздавалась ни разу, и о ней вскоре забыли. Поэтому и о родстве героев А.Б.Хвольсон и Н.Н.Носова почти никто не знал.

Но вот недавно, в начале 1990-х годов, сказку о Мурзилке напечатали снова:

Хвольсон А.Б. Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах. - М.: ПолиКом, 1991. - 222 с.: ил.

Хвольсон А.Б. Приключения Мурзилки и лесных человечков: В 27 рассказах / Худож. В.Костылева, М.Гончаров. - Ижевск: Квест, . - 147 с.: ил.

И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на Незнайку. Он такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно попадающий в разные переделки. Однако у этих двух героев имеются и различия. Мурзилка, например, заправский денди. Фрак или длинное пальто, цилиндр, сапоги с узкими носами, тросточка и монокль - непременные составляющие его каждодневного костюма. Так что пристрастие Незнайки к вызывающе ярким тонам в одежде неприятно поразили бы утончённый вкус Мурзилки.

Но это отличие чисто внешнее, а что касается сути… Вот с этой самой сутью значительно сложнее. Хотя характер Мурзилки или, как его называют друзья, «Пустой головы» вполне схож с характером его литературного потомка, выписан Незнайка куда более детально и объёмно. И если у Хвольсон герой умышленно карикатурен и условен, то у Носова это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Поэтому, наверное, над безалаберным и хвастливым Мурзилкой читатели только смеются, а вот Незнайке часто сочувствуют, искренне его жалеют и любят.

Мурзилка Хвольсон статичен. Он совершенно не меняется на протяжении всей книжки. Зато характер и внутренний мир Незнайки претерпевают существенные перемены, которые Носов изображает «тщательно и весьма достоверно психологически» (Ст.Разумневич). Если в первой части Незнайка легкомыслен и беззаботен, во второй любознателен и совестлив, в третьей - он почти приближается к образу типичного положительного героя любого приключенческого романа, становится «храбрым, находчивым, удачливым, а иногда, увы, чересчур сентиментальным» (И.Васюченко).

Правда, задумывая своего Незнайку, Н.Н.Носов совсем не хотел углубляться в «психологические дебри». «Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по замыслу. Малютки эти, которых я назвал коротышками, были удобны тем, что я мог не развивать и не углублять их характеры, загружая повествование ненужными деталями, а снабжать их отдельными чёрточками, отражать какую-нибудь одну сторону характера, что вполне вязалось с их микроскопичностью и в то же время заостряло, обобщало образ, типизировало его» (из письма Н.Н.Носова Ю.С.Пухову). В принципе, этот замысел был блестяще реализован применительно ко всем персонажам сказочной трилогии. За исключением Незнайки. Он не мог не меняться, иначе утратил бы и внутреннюю достоверность образа, и симпатии читателей.

Но вернёмся к Мурзилке. Почему же «позаимствовав» у Хвольсон образ героя, хотя и несколько трансформировав его, Носов пренебрёг его именем? Да потому что в середине XX века имя это было уже весьма «раскручено» популярным детским журналом. А сам Мурзилка стараниями художника А.М.Каневского из лесного эльфа превратился в забавное лохматое существо в беретике.

Кстати, ещё немного о трансформации имени. Когда в 1924 году журнал утверждали, Мурзилкой назвали собаку, деревенскую дворняжку. А в 1950-е годы на киноэкранах нашей страны шли мультфильмы, в которых крошечный мальчик-репортёр (тоже по имени Мурзилка) из газеты «Пионерская правда» обличал пороки, побеждал великанов и летал в космос.

Так что имя для своего героя Носову пришлось искать другое. И в этом ему помогли всё те же малютки эльфы Хвольсон, один из которых, Незнайка, был братом Знайки и полным его антиподом. В развитии сюжета дореволюционной сказки этот персонаж принимал незначительное участие, поэтому в компании братцев эльфов терялся совершенно.

К слову сказать, эльфы А.Б.Хвольсон имеют очень небольшое сходство с фольклорными эльфами, которые обитают в сказках и легендах многих народов мира. Чтобы уяснить, до какой степени они несхожи, мы адресуем наиболее любознательных граждан к книгам, которые подробно расскажут и об эльфах, и о других представителях чрезвычайно обширного «маленького народца» - гномах, карликах, троллях, цвергах, лепрехунах и т.д. и т.п. Кстати, среди сказочного миниатюрного населения есть и наши доморощенные. Вы, например, слышали о лесавках или боли-бошках? Даже леший, оказывается, может уменьшаться до размеров небольшой травинки. Но мы не будем утомлять вас фольклорными изысканиями и ограничимся лишь списком популярной литературы.

Маленький список книг о маленьких существах

Аппензеллер Т. Гномы / Пер. В.Шартова. - М.: ТЕРРА, 1996. - 144 с.: ил. - (Зачарованный мир).

Булычёв Кир. Фантастический бестиарий. - СПб.: КN, 1995. - 264 с.: ил.

Заяц В. Привидения и духи. - М.: Эгмонт Россия, 2002. - 160 с.: ил. - (Тайны планеты Земля).

Каневский А. Монстры и чудовища. - М.: Эгмонт Россия, 2002. - 160 с.: ил. - (Тайны планеты Земля).

Мифологический бестиарий: От Алкоста до Ягила. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 240 с.: ил.

Феи и эльфы. - М.: ТЕРРА, 1996. - 144 с.: ил. - (Зачарованный мир).

Если кто-то захочет припасть к самым истокам, то фольклор разных народов мира обеспечит любого желающего массой впечатлений и находок.

А казачок-то засланный!

Что же касается эльфов Анны Борисовны Хвольсон, то они больше напоминают героев комиксов, чем своих фольклорных собратьев. И это вполне естественно. Слышали ли вы, дорогие соотечественники, что генеалогические корни нашего «рассейского» Незнайки ведут не куда-нибудь, а в далёкие Соединённые Штаты Америки.

Некто С.Червонный из Харькова не поленился провести библиографические изыскания, результатом которых явились следующие данные.

Во-первых, сказки о приключениях Мурзилки - не плод изысканной фантазии А.Б.Хвольсон, а некое сочинение на заданную тему. Тема же была изначально подсказана рисунками американца Палмера Кокса.

Во-вторых, этот самый Палмер Кокс (1840-1924), как оказалось, стоял у истоков создания первых комиксов, которые начали печататься на последних страницах американских журналов со второй половины XIX века. Ранним примером этого жанра является серия рисунков П.Кокса «The Brownies», изображавших маленьких человечков.
В-третьих, с 1887-го по 1918-й год Палмер Кокс выпустил более десятка книжек-комиксов о приключениях крошечных героев. Он же являлся автором текстов к своим рисункам.

Наконец, в-четвёртых, российское издательское Товарищество М.О.Вольф (между прочим, поставщик Его Императорского Величества) «воспользовавшись заграничными рисунками Кокса, поручило А.Хвольсону (интересно, почему в начале прошлого века, а рецензия, строки из которой мы цитируем, появилась в шестом номере «Педагогического сборника» за 1900 год, фамилия дамы склонялась? Непорядок!) составить к ним текст, напечатало и то, и другое в журнале «Задушевное слово», а потом выпустило отдельным изданием».
Так-то вот!

Возможно, для кого-то эти факты станут большим потрясением и разочарованием - наш, мол, Незнайка, подобно Буратино и Волшебнику Изумрудного города, на самом деле вовсе даже не наш. Мы же полагаем, что это лишь очередное подтверждение лелеемой нами мысли о том, что всё - «всехнее», а идеи и образы свободно путешествуют по миру, связывая человечество в единое целое.

И ещё о прототипах

Что же до литературных прототипов, то есть у Незнайки ещё один, уже наш, коренной, российский. Для наглядности сразу же приведём цитату. Нет, две цитаты. Чтобы сравнить.

Первая:
«- Скажите, пожалуйста, кто это придумал на воздушном шаре летать?

- Это я, - ответил Незнайка…

…Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать: «Придумай что-нибудь, братец, да придумай». Я говорю: «Мне, братцы, уже надоело придумывать. Сами придумывайте». Они говорят: «Где уж нам! Мы ведь глупенькие, а ты умный. Что тебе стоит? Придумай!» - «Ну ладно, - говорю. - Что с вами делать! Придумаю». И стал думать…

Думал я три дня и три ночи, и что бы вы думали? Придумал-таки! «Вот, говорю, братцы: будет вам шар!» И сделал шар. Про меня поэт Цветик… есть у нас такой поэт… стихи сочинил: «Наш Незнайка шар придумал…» Или нет: «Придумал шар Незнайка наш…» Или нет: «Наш шар придумал Незнайка…» Нет, забыл! Про меня, знаете, много стихов сочиняют, не упомнишь их все». (Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Гл. XIII. Разговор за столом).

Вторая:

«Анна Андреевна . Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно и в журналах помещаете?

Хлестаков. Да, и в журналах помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений. Женитьба Фигаро, Роберт Дьявол, Норма. Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях…» (Н.В.Гоголь. Ревизор. Действие III. Явление VI).

Прерывать столь упоительный диалог жалко, но приходится. Ведь даже этих строк вполне достаточно для выявления несомненного сходства двух героев. Распространяться же о мальчишеской хвастливости и безалаберности Ивана Александровича Хлестакова и о «хлестаковстве» Незнайки, пожалуй, не стоит - всё более чем очевидно. К слову, Н.В.Гоголь был любимым писателем Н.Н.Носова, и в носовских произведениях часто встречаются реминисценции и ассоциации, заставляющие вспомнить великого русского классика XIX века.

И ещё о литературных родственниках

Но есть у Незнайки и его друзей коротышек ещё одна весьма многочисленная родня - «маленькие человечки»: Мальчик-с-пальчик Ш.Перро, Дюймовочка Х.К.Андерсена, Пиноккио К.Коллоди и его брат-близнец Буратино А.Н.Толстого… В принципе, этот ряд можно продолжать и продолжать. Но лучше заглянуть на нашем сайте в раздел «Парад героев» и найти целый список книг об этих маленьких человечках. Впрочем, рассуждать об их родственных взаимосвязях мы тоже не собираемся. Тогда бы наши рассуждения затянулись надолго, а результат свёлся к минимуму. И так ясно, что все эти литературные малыши возникли по одной-единственной причине - маленькому читателю необходим маленький герой, с которым он мог бы себя отождествить.

Собственно, это всё, что мы хотели сказать о прототипах. Но, коль скоро зашла речь о крошечных размерах наших героев, наверное, стоит их уточнить.

Какого же роста был Незнайка?

В первых же строках первой книги трилогии мы читаем: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец».

Но «огурец» всё-таки слишком расплывчатое определение. За конкретикой мы обратимся уже к третьему роману-сказке Н.Н.Носова «Незнайка на Луне». И в девятой главе вышеупомянутого романа обнаружим исчерпывающие сведения.

Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста… (заметим в скобках, что обмер Незнайки происходит в полицейском отделении, куда тот попал почти сразу же по прибытии в государство лунных коротышек) Измеряем окружность вашей головы… Вот так…

Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая… Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь две с половиной единицы, то есть коротенький».

Исходя из «стандартности» лунных единиц, читатели, следовательно, могут узнать, что рост Незнайки - 72 мм (как у небольшого, но и не маленького огурчика), нос - всего 2,5 мм, зато окружность головы - аж 30 мм! Это ж сколько мыслей может поместиться в такой черепной коробке!

А теперь от общих измерительных параметров перейдём к внешнему виду нашего героя.

Кто подарил Незнайке зрительный образ?

Если вот так прямо поставить вопрос «кто?», можно получить столь же прямой ответ - Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965). Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А.М.Лаптевым образ.

Выполненные пером и акварелью рисунки А.М.Лаптева не просто украсили первые две части носовской трилогии, они, как точно заметил в рецензии на «Приключения Незнайки и его друзей» Юрий Олеша, подчеркнули «её лёгкость, её радостный, летний, мы бы сказали, полевой колорит» . В той же самой рецензии, строчку из которой мы только что процитировали, Ю.Олеша заметил, что вся книжка напоминает хоровод: «целый хоровод приключений, шуток, выдумок» . Эта ассоциация возникла у рецензента, без сомнения, благодаря иллюстрациям А.М.Лаптева. Они многофигурны и невероятно подвижны. Изображения постоянно «меняют места, конфигурацию, врезаются в текст, пересекают его по диагонали» (Л.Кудрявцева), не давая нашему глазу оторваться от великолепного, яркого, разнообразного хоровода забавных и милых коротышек. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А.Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л.Кудрявцева).

Так об иллюстрациях А.М.Лаптева и созданных им образах говорили профессионалы. Мы же, на правах дилетантов, позволим себе заметить следующее. На наш взгляд, планета коротышек Н.Н.Носова - это модель представления детей о взрослом мире, где любое занятие и работа - всего лишь игра, где нет вопросов рождения и смерти, где нет разделения на взрослых и детей, где есть просто люди, увиденные с позиций и глазами ребёнка. Нам кажется, что А.М.Лаптеву невероятно точно удалось передать в своих иллюстрациях этот взгляд. Его рисунки даже чем-то напоминают детские. Быть может, своей бесхитростностью.

Третью, последнюю часть носовской трилогии иллюстрировал уже Генрих Оскарович Вальк (1918-1998). Вальк - один из самых ранних иллюстраторов Н.Н.Носова. Первая книжка писателя - сборник «Тук-тук-тук» - вышла в 1945 году с рисунками Генриха Валька, лёгкими, непринуждёнными, несущими едва заметный оттенок журнального юмора. Для молодого тогда художника-карикатуриста этот сборник стал первой детской книжкой в его профессиональной деятельности. «Так началось, - писал сам Г.О.Вальк, - наше многолетнее содружество с Николаем Николаевичем» . И продолжал: «Мне посчастливилось проиллюстрировать почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого его «Незнайку на Луне».

Генрих Вальк сохранил лаптевский образ Незнайки и окончательно его канонизировал.

Остальным же персонажам, согласно носовскому (вполне сатирическому) повествованию, «художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности» (Л.Кудрявцева).

Ни один из последующих иллюстраторов сказочной трилогии не может пока конкурировать с этими признанными мастерами. Хотя поклонники Незнайки благосклонно относятся к современным изданиям с рисунками Евг.Козлова (стилизованными под Лаптева) и А.Борисенко (стилизованными под Валька).

Издание же трилогии конца 1970-х годов с рисунками А.Борисова, увы, так и не нашло горячих приверженцев.

Как Незнайка стал раскрученным брэндом

Обретя стараниями художников свой зрительный образ, Незнайка смело шагнул за страницы родной книжки. Все те полстолетия, которые прошли с момента появления сказки Н.Н.Носова, Незнайку можно было встретить где угодно. В мультфильмах (зайдите сюда , если хотите уточнить каких) и на сценах театров, на эстраде и в детской периодике, на радио и телевидении, на карнавалах (кстати, костюм Незнайки - беспроигрышный и очень недорогой вариант) и викторинах. Есть игрушки «Незнайка», конфеты «Незнайка» и всякая прочая всячина. Даже в экзотической Японии известный кондитер Мацуо Кокадо позаимствовал имя и образ носовского героя для своей вкусной продукции. А уж на родине… Поговаривают, что известная арт-компания во главе с Сергеем Курёхиным (Африка, Тимур Новиков и др.) выбрала в те памятные годы своим графическим символом изображение Незнайки, как единственного не заимствованного у иностранцев героя (вот ведь как промахнулись!). Правда, информацию эту мы так и не смогли проверить, но и не смогли от неё отказаться - уж больно хороша. Остаётся лишь адресовать самых въедливых к статье Б.Карлова, откуда мы её почерпнули (см. библиографию).

Итак, за последние пятьдесят лет Незнайка стал настоящим брэндом, который используется всеми, кому не лень. Вероятно, именно поэтому внук Н.Н.Носова Игорь Петрович решил взять фамильное дело в свои руки.

И в настоящее время пристально отслеживает «халявщиков» и, главное, трудится над созданием всевозможных продолжений сказки своего деда. Книги И.П.Носова печатают и раскупают, но, чтобы нас не упрекнули в их рекламе или антирекламе, мы ограничимся лишь констатацией этого факта.

О мультфильмах

Мультфильмы про Незнайку шли на экранах нашей страны с начала 1960-х годов. Недавно появился мультик «нового поколения» - вполне качественный международный продукт «Незнайка на Луне». Режиссёр А.Люткевич не только разглядел в романе Н.Н.Носова и иллюстрациях Г.О.Валька идеальную мультипликационную историю, но и воплотил её в экранную жизнь.

А сейчас на студии «Центрнаучфильм» снимается полнометражный анимационный фильм «Незнайка и Баррабас», где будут задействованы и носовский герой, и герои книжек Анны Хвольсон и Палмера Кокса.

Синдромом Незнайки страдают малыши и философы

Право, это было бы забавно, как всё, что связано с весёлым носовским героем, если бы «синдром Незнайки» не являлся профессиональным термином, употребляемым в педиатрической практике. Совсем по научному заболевание называется так - синдром нарушенного внимания. Именно он часто является причиной «плохого» поведения детей. Жизнь таких малышей и их родителей в большинстве случаев становится весьма тяжёлой, так как повышенная импульсивность, невнимательность и гиперактивность заболевших совершенно не укладываются в традиционные схемы поведения в обществе. Правда, синдром Незнайки хоть и тяжёлое заболевание, но специалисты утверждают, что оно, к счастью, лечится.
Однако своеобразным синдромом Незнайки страдают не только дети, но и величайшие философы.

Чтобы пояснить эту мысль придётся заглянуть в такие глубины истории, что аж дух захватывает. V век до нашей эры, Афины.

Некто, желая узнать ответ на мучивший его вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?», - обратился за разъяснениями к Дельфийскому оракулу. И получил ответ: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». Философ, которому передали ответ, произнёс тогда ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Я знаю, что ничего не знаю». Вот так, без комментариев.

А ещё говорят, что Сократ был невысоким, коренастым человеком с огромной головой и небольшим курносым носом. Какое странное совпадение!

Библиография - источник информации к размышлению

Бегак Б. Город Солнца и город Луны // Бегак Б. Дети смеются. - М.: Дет. лит., 1979. - С. 140-153.

Бегак Б. Странствия продолжаются // Бегак Б. Правда сказки. - М.: Дет. лит., 1989. - С. 77-88.

Жизнь и творчество Николая Носова: Сб. - М.: Дет. лит., 1985. - 256 с.: ил.
Очень хороший сборник, отлично составленный и весьма разнообразный. Здесь представлены статьи Ю.Олеши, В.Катаева, Л.Кассиля (какие имена!), посвящённые Н.Н.Носову. Воспоминания о писателе близких и друзей. Заметки самого Николая Николаевича о своём творчестве. Солидная библиография. Нас особенно порадовали два материала: статья Л.Кудрявцевой «Этот ребёнок - я сам» (об иллюстраторах книг Н.Н.Носова) и воспоминания Генриха Валька.

Карлов Б. «Я знаю только то, что ничего не знаю», - сказал Сократ, но он не знал Незнайку: Всё о Незнайке // Пять углов. - 1996. - № 19. - С. 8-9.
Эта статья Бориса Карлова подарила множество фактов, идей и ассоциаций, отталкиваясь от которых мы выстроили наш материал о носовском герое.

Лавров А. Художник А.Лаптев // Детская литература. - 1969. - № 1. - С. 39-45.

Медведева Н. Кто первый познакомил наших детей с Мурзилкой? // Детская литература. - 1993. - № 7. - С. 42-43.

Первик А. Мир фантастических существ в советской детской литературе // Детская литература 1984: Сб. - М.: Дет. лит., 1984. - С. 181-190.

Приходько В. Сверкающая флейта Николая Носова // Детская литература. - 1999. - № 2-3. - С. 4-7.

Рассадин Ст. Николай Носов: Крит.-биогр. очерк.- М.: Дет. лит., 1961. - 79 с.: ил. - (Дом дет. кн.)

Репьева И. Носов, отец Незнайки // Учительская газета. - 2002. - № 1. - С. 24.

Самоделова С. Полувечный Незнайка // Московский комсомолец. - 2003. - 24 ноября. - С. 10.

Червонный С. Мурзилка, старший брат Незнайки // Книжное обозрение. - 1995. - № 20. - С. 24-25.

От имени всех коротышек -

В всех трёх книгах больше можно насчитать больше ста персонажей. Имя большинства персонажей являются его краткой характеристикой (как личности или основной деятельности). Имена некоторых звучат как фамилии (Пилюлькин, Свистулькин), у одного есть имя и отчество (Сахарин Сахариныч Сиропчик). На Луне встречаются созвучные имена, отражающие деятельность персонажа. У всех богачей имена заканчиваются на «с» (Спрутс, Клопс, Дубс,) или «инг» (Грязинг, Дрянинг), кроме Скуперфильда, но включая Крабса, главного управляющего Спрутса, вероятно тоже из-за своего богатства. Имена полицейских и остальных служителей закона заканчиваются на «гль» (Мигль, Вригль, Бигль)

Персонажи первой книги

Шестнадцать коротышек с улицы Колокольчиков в Цветочном городе

Главные персонажи первой книги и «семья» Незнайки. Большинство появляются в других книгах,

Мушка - подруга Кнопочки и Гуньки, который защитил её и Кнопочку от Незнайки. Наблюдала за отлётом воздушного шара.

Стекляшкин - астроном из Цветочного города. В первой книге к нему обращался Незнайка когда подумал, что кусок Солнца ударил его по голове. В третьей книге был одним из ключевых героев, летал со Знайкой на Луну.

Цветик - псевдоним поэта Пудика из Цветочного города. Взят потому, что поэты, согласно книге, «любят красивые имена».

Ромашка - малышка из Цветочного города. Наблюдала за отлётом воздушного шара.

Микроша - житель Цветочного города и друг Топика. Наблюдал за отлетом воздушного шара

Топик - житель Цветочного города и друг Микроши. Изначально не верил в то, что шар полетит.

Жительницы Зеленого города

Синеглазка - малышка из Зелёного города, куда аварийно приземлились путешественники из Цветочного города. Незнайка во время пребывания в Зелёном городе жил в доме, где жила Синеглазка с другими малышками. Охарактеризована как справедливая и рассудительная малышка.

Белочка - подруга Синеглазки. Носит передник, на котором вышита красная белочка.

Галочка - соседка Синеглазки. Черноволосая малышка.

Ёлочка - соседка Синеглазки.

Заинька - подруга Синеглазки. Носит передник, на котором вышит зелёный зайчик.

Кисонька - подруга Ласточки.

Ласточка - подруга Кисоньки.

Кубышка - соседка Синеглазки. Толстенькая малышка.

Маргаритка - соседка Синеглазки.

Пушинка - подруга Синеглазки.

Снежинка - коллега (сослуживица) Синеглазки.

Соломка - агроном и селекционер арбузов из Зелёного города.

Стрекоза - подруга Синеглазки.

Медуница - врач в Зелёном городе. Оппонентка доктора Пилюлькина, которого ей пришлось лечить.

Самоцветик - поэтесса из Зелёного города.

Жители Змеевки

Бублик - житель Змеёвки, водитель газированного автомобиля. Согласился помочь Винтику и Шпунтику - возил их сначала в Змеевку, затем в Зеленый город, где помогал убирать фрукты.

Гвоздик - житель Змеёвки, хулиган, позже исправившийся.

Шурупчик - житель Змеёвки, механик и изобретатель, у которого дома всё на кнопках.

Смекайло - писатель из города Змеёвки, не написавший ни одной книги, но собирающий разные приспособления для писательского мастерства: подслушивающее устройство «Бормотограф», складной столик и т.п. Винтик, Шпунтик и Бублик и ходили к нему чтобы забрать давно одолженный Шурупчиком паяльник для ремонта автомобиля.

Персонажи второй книги

Главные

Незнайка - после первой книги научился красиво писать, полюбил чтение, но расхотел учиться. В одной из книг узнал, что если совершить три добрых поступка подряд, то появится Волшебник и даст волшебную палочку . Так и не искоренил в себе тщеславие и задиристость, из-за чего и совершил с помощью волшебной палочки три дурных поступка, отчего палочка потеряла силу, а Солнечный город погрузился в беспорядки ветрогонов.

Кнопочка - добрая и воспитанная малышка. Более тесное знакомство с Незнайкой приобрела благодаря общей увлечённости сказками. Кнопочка совершила вместе с Незнайкой путешествие в Солнечный Город. Имеет маленький носик, и по этой причине получила имя Кнопочка.

Пёстренький - он же Пачку́ля, он же Пачкуале Пестрини. Сопровождал Незнайку и Кнопочку в Солнечный город. Своё прозвище получил от странствующего коротышки по имени Циркуль, который, заметив его в толпе, не захотел унижать его словом «грязный» и назвал Пёстреньким (новое прозвище ему понравилось больше, чем собственное имя, поэтому он его стал использовать в качестве такового). Пережил во время путешествия много приключений, после которых решил с Незнайкой больше не связываться.

Ключевые

Волшебник - единственный персонаж из трилогии, не вписывающийся в общую научно-фантастическую концепцию произведения. Обладает сверхъестественными способностями. Имеет волшебные предметы, один из которых (волшебную палочку) он даёт в пользование Незнайке. Появляется в начале и в конце второй книги.

Совесть Незнайки - постоянно упрекает его по ночам за плохие поступки.

Упоминавшиеся

Капелька - жительница Цветочного города. Упоминается как малышка, которая «каждый раз плакала, как только начинался дождь».

Циркуль - знаменитый путешественник-велосипедист из города Катигорошкина, решивший объехать все коротышечьи города, «какие только были на свете». Упоминается при объяснении имени Пачкули Пёстренького.

Солнечный город

Архитекторы и инженеры

Клёпка - эксцентричный инженер из Солнечного города. Имеет холеричный темперамент и очень подвижен. Изобретатель. Его многофункциональный трансформирующийся и всепроходимый автомобиль поразил Незнайку во время путешествия в Солнечный город. Совершил путешествие на Луну, где был ранен в столкновении с полицией.

Арбузик - знаменитый архитектор, который нашёл замечательный способ строить очень красивые здания и изобрёл целый ряд новых строительных материалов. Упоминается Кубиком.

Вертибутылкин - архитектор из Солнечного города, создавший первый проект вращающегося дома в Солнечном городе «несколько лет назад».

Кубик - архитектор из Солнечного города. Демонстрировал Незнайке и его спутникам архитектурные изыски Солнечного города. Позднее познакомил из с другими Солнечногорцами. Летал со Знайкой на Луну.

Цилиндрик - инженер, который упоминается Карасиком при демонстрации большого текстильного котла системы инженера Цилиндрика на одёжной фабрике в Солнечном городе.

Милиционеры

Караулькин - милиционер из Солнечного города, который при задержании Незнайки за обливание водой из шланга сидел у пульта в отделении милиции. Маленького роста и толстенький.

Сапожкин - милиционер, который «схватил за шиворот Супчика и потащил в отделение милиции», а затем арестовал его на 7 суток.

Свистулькин - милиционер из Солнечного города, задержавший Незнайку за обливание водой из шланга и отправивший его в отделение милиции. Длинненький и худой. После разрушения Незнайкой отделения милиции получил травму головы (вероятно, сотрясение мозга) и на время потерял память.

Модельеры

Иголочка - сотрудница художественного отдела на одёжной фабрике в Солнечном городе.

Ниточка - художница на одёжной фабрике в Солнечном городе и шахматистка из Шахматного городка.

Пуговка

Шпилечка - художница на одёжной фабрике в Солнечном городе.

Карасик - мастер на одёжной фабрике в Солнечном городе, а также актёр в театре.

Ветрогоны

Калигула, Брыкун, Пегасик - ослы, превращённые Незнайкой в коротышек. Все имеют веснушчатые лица и вздернутые носы. Носят узкие пиджаки и брюки зеленовато-желтого ядовитого цвета.

Супчик и Кренделёк - жители Солнечного города, ветрогоны, повздорившие на улице.

Штучкин - театральный режиссёр-ветрогон из Солнечного города.

Артисты

Блинчик - знаменитый артист-трансформатор, который выступал в солнечногородском эстрадном театре.

Звёздочка - певица из эстрадного театра в Солнечном городе.

Фантик - конферансье из эстрадного театра в Солнечном городе.

Фунтик - певец из эстрадного театра в Солнечном городе.

Писатели и авторы статей в газетах

Козявкин - профессор из Солнечного города. В опубликованной статье раскрыл тайну общественного явления ветрогонов.

Букашкин - газетный читатель из Солнечного города, опубликовавший «большую статью в газете» про безобразия ветрогонов.

Таракашкин - читатель Солнечного города, поместивший ответ на статью Букашкина в «другой газете». Упоминается, что со статьями «по этой теме» также выступили Гулькин, Мулькин, Промокашкин, Черепушкин, Кондрашкин, Чушкин, Тютелькин, Мурашкин , а также профессорша Мордочкина.

Пёрышкин - газетный корреспондент из Солнечного города.

Ластик - известный писатель из Солнечного города. Упоминается как автор книги «Тридцать три весёлых воронёнка», использовавшейся доктором Компрессиком при лечении милиционера Свистулькина.

Обычные горожане

Бубенчик - упоминается при обсуждении случая с исчезновением Листика одним из пассажиров девятого номера автобуса в Солнечном городе как его знакомый, который «заблудился однажды ночью на улице и никак не мог найти дорогу домой».

Буковка - подруга Листика. Совместно с ним основала книжный театр.

Ёршик - житель Солнечного города, предводитель толпы пешеходов, пытавшихся отнять шланг у обливавшихся водой Пегасика и Незнайки.

Калачик - машинист комбайнов, житель Солнечного города.

Клюшкин - приятель Шутилы и Коржика.

Компрессик - доктор из больницы Солнечного города. Лечил Свистулькина.

Лилия - дежурный директор солнечногородской гостиницы «Мальвазия».

Листик - коротышка из Солнечного города, превращённый Незнайкой в осла, типичный «книгоглотатель», основатель книжного театра и друг Буковки.

Маковка - малышка, доставившая в больницу милиционера Свистулькина.

Шутило и Коржик - жители Солнечного города, два друга и острословы. Ошибившись дверью, раненый Свистулькин заснул в их квартире.

Чубчик - садовник в Солнечном городе.

Фляжкин - приятель Шутилы и Коржика.

Фигура - шахматный чемпион из Солнечного города. Сконструировал большой шахматный автомат.

Персонажи третьей книги

Главные герои:

Незнайка - главный герой первых двух книг, проявлял интерес к невесомости, что однажды привело к краже им прибора невесомости. Из-за инцидента с прибором невесомости Незнайка не был допущен к экспедиции и поэтому решил полететь тайком, а для этого он подговорил Пончика. Попав на Луну, Незнайка через помощь случайных знакомых Миги и Жулио стал организатором Общества гигантских растений, крах которого стал причиной бегства, а затем и отправки на Дурацкий остров.

Козлик - досыта хлебнувший жизни лунатик, который, несмотря на все валящиеся на него каждый день проблемы, всё же пытается сохранить облик честного коротышки. Незнайка встретил его в каталажке, куда Козлик попал за то, что понюхал бублик в булочной, что было расценено продавцом, как попытка кражи. Умудрённый жизнью Козлик и легкомысленный Незнайка стали хорошими друзьями, что помогло им выжить в тяжёлых условиях существования в лунном мире.

Пончик - известный по первым книгам любитель сладкого и склонный к накопительству коротышка. Появление бесплатных магазинов, как в Солнечном городе, сыграло с ним злую шутку: он заполнил свою комнату новой одеждой до самого потолка, а потом боролся с молью и весь пропах нафталином. Из-за этого он стал меньше общаться с друзьями. Также как и Незнайка, не был взят в экспедицию, потому что первые опыты на Земле показали его плохую адаптацию к невесомости (по мнению доктора Пилюлькина). На деле Пончик отлично приспособился, но не показывал этого, чтобы его не заставили участвовать в приспособлении дома к условиям внезапно возникшей невесомости и не лишили возможности в одиночку съесть кастрюлю манной каши, которая осталась не съеденной за завтраком. Пробравшись в ракету, Пончик струсил и попытался уйти, но вместо шлюзового отсека попал на командный пункт, откуда запустил ракету. В подлунном мире разминулся с Незнайкой, но в отличие от последнего, быстро усвоил товарно-денежные отношения и даже завел свой бизнес по добыче и продаже соли. Разбогатев, стал называть себя господин Понч и отстроил себе виллу, но с приходом на рынок богачей разорился и устроился на работу крутильщиком водных аттракционов.

Земляне:

Знайка - идейный вдохновитель космической экспедиции, открыватель лунита, искусственной невесомости, антилунита и автор гипотезы об обитаемом ядре Луны.

Селёдочка и Фуксия - единомышленницы Знайки, учёные из Солнечного города. Вместе со Знайкой сконструировали три ракеты, летавшие к Луне. Упоминается еще одна ракета, сконструированная ими еще до присоединения Знайки, но ее судьба неизвестна.

Звёздочкин - профессор, астроном из Солнечного города и научный оппонент Знайки, впоследствии признавший свою неправоту. Во время полёта на Луну - его ближайший помощник. Во время полёта на Луну являлся командиром космического корабля.

Стекляшкин, Клепка, Кубик, Пилюлькин, Гусля, Тюбик, Винтик, Шпунтик - остальные члены земной экспедиции.

Рогалик - житель Солнечного города, первым сообщивший о проникновении Незнайки и Пончика в ракету.

Жители Луны

Богатые

Спрутс - богатейший и самый влиятельный житель Луны. Он очень любит существующий режим и крайне болезненно реагирует, когда кто-то пытается разбогатеть, не согласовав это с ним. Ещё сильнее он не любит тех, кто богатеет на благих целях, как это происходит с Обществом гигантских растений. Является очень опасным противником для положительных персонажей, особенно после того, как смог переманить на свою сторону слабохарактерных Мигу и Жулио, но вскоре ему приходится оказаться в такой ситуации, когда его деньги уже оказываются бесполезными. Правда, это делает его ещё опаснее - ведь он совместно с Жулио взорвал ракету ФИС.

Крабс - главный управляющий мануфактурщика Спрутса, ловкий переговорщик. Убедил Мигу и Жулио развалить Общество гигантских растений, а затем сбежал с Мигой, предав Жулио.

Скуперфильд - житель города Брехенвиля, невероятный скряга и жадина. При этом ещё и слегка глуповат. Примером служат факты поведения его в гостинице, в лесу и в поезде, а также указания, которые он отдавал своим «горлодёрикам» (брокерам) - продавать акции гигантских растений по 1 фертингу штука, в результате которых он почти прогорел, ибо к тому времени Общество гигантских растений лопнуло, и акции обесценились, но он ничего не знал о новостях биржи, потому что ему жалко было денег на газеты. Всю жизнь страдал от страха лишиться всех своих денег и избавился от него, когда и вправду потерял всё. В лес попал первый раз с помощью господина Крабса (помощника Спрутса), где находился продолжительное время связанным до прихода Миги и Жулио. Последние хотели за свою «заботу» получить вознаграждение, но Скуперфильд сумел от них сбежать, стукнув Жулио по голове тростью до потери сознания. После чего блуждал по лесу, был покусан муравьями. В тумане набрёл на хижину бедных у реки, затем на картофельное поле, где набрал картофельные клубни, не подозревая, что это такое. Был прогнан сторожем. Лишился части своих капиталов в результате неудачных финансовых махинаций с акциями «Общества гигантских растений». После снижения им зарплаты на фабрике рабочие устроили забастовку. Попытка нанять новых провалилась - прежние рабочие устроили стачку: не пустили новых на фабрику и избили. После прилёта Знайки с друзьями рабочие прогнали Скуперфильда и взяли фабрику в свою собственность. Впоследствии Скуперфильд перевоспитался и поступил работать на свою собственную макаронную фабрику, где зарекомендовал себя как ответственный и инициативный работник. С тех пор каждый день ходит в зоопарк, так как очень любит животных (особенно после посещения леса вместе с Крабсом) и природу.

Грязинг - лунный капиталист и производитель мыла. У него в доме Козлик когда-то работал истопником. Любил устраивать журфиксы, где ломалась мебель, а затем приобреталась новая.

Гадкинз - владелец нескольких лунных газет, среди них «Давилонские побасёнки» и «Газета для любителей почитать лёжа», в которых были опубликованы статьи «Паника на Давилонской барже», «Берегите карманы», «Куда тянутся щупальца Спрутса» и «Почему Спрутс помалкивает», написанные по заказу богачей Жмурика, Тефтеля и Ханаконды. В статьях указывалось, что ситуация вокруг общества гигантских растений выгодна непосредственно Спрутсу.

Дракула - один из лунных капиталистов и крупнейший землевладелец, которому принадлежит всё побережье, начиная от Лос-Паганоса вплоть до Лос-Свиноса. Впоследствии - соляной магнат и председатель соляного бредлама. Вместе с другими соляными магнатами довёл Пончика и других мелких солепромышленников до банкротства.

Жмурик, Тефтель и Ханаконда - биржевые спекулянты, которые стремясь ликвидировать убытки от покупки акций, запустили ряд статей в газеты, позволившие оживить спрос и распродать купленные акции. Основным покупателем акций стал Скуперфильд, впоследствии разорившийся.

Дрянинг - один из лунных олигархов, владелец платных ночлежек (примитивных и неблагоустроенных) типа «Тупичок» для бездомных и член большого бредлама.

Дубс - один из лунных олигархов, владелец лесопильных заводов и член большого бредлама. Туго соображает.

Жадинг - один из лунных олигархов и член большого бредлама. Соперничает в жадности со Скрягинсом и Скуперфильдом.

Клопс - житель Давилона и владелец сада, куда Незнайка спустился на парашюте. Травил Незнайку собаками.

Минога - богатая любительница собак в Сан-Комарике. У неё Незнайка работал собачьей няней. Узнав от сыщика Бигля, что Незнайка водил вверенных ему собак в ночлежку, лично явилась туда и, увидев, что её питомцы лежат на грязном полу и забавляются крысами, устроила громкий скандал, объявив Незнайке, что он уволен.

Пудл - шинный фабрикант, увеличивший продажи своей продукции после массовой порчи автомобильных покрышек, вызванной сообщением о том, что давилонские грабители спрятали украденное в шинах. Впоследствии бы обвинен в сговоре с давилонцем Брехсоном, от имени которого опубликована статья и судился с нефтяниками, которые имели убытки от остановки автомобильного движения.

Скрягинс - один из лунных олигархов, владелец консервных заводов и член большого бредлама.

Тупс - один из лунных олигархов и член большого бредлама. Тугодум, как и господин Дубс.

Хапс - хозяин гостиницы «Изумруд» в лунном городе Давилоне, где бесплатно поселился Незнайка после прибытия им в образе космонавта и широкой пиар-акции на телевидении и радио.

Бедные и бездомные

Седенький - крестьянин-лунатик, бедняк, и первый акционер Общества гигантских растений, давший интервью в прессу.

Покладистый - бездомный из Сан-Комарика и обитатель ночлежки «Тупичок». Стремится во всём видеть хорошее. В этом отношении - оппонент Строптивого.

Строптивый - бездомный из Сан-Комарика и обитатель ночлежки «Тупичок». Ругает господина Дрянинга, владельца гостиницы. В этом отношении - оппонент Покладистого.

Мизинчик - один из нищих, живущий в хижине на берегу реки. К ним попал Скуперфильд. Он в тот день, согласно очереди, разливал чай.

Клюква, Миллиончик, Пекарь, Орешек, Чижик - брехенвильские бездомные, ночевавшие под мостом. Вместе с Незнайкой и Козликом были пойманы ночью полицией и отправлены на Дурацкий остров.

Пузырь - брехенвилец, бездомный, один из ночевавших под мостом. Единственный, кто скрылся от полицейской облавы, уплыв на надувной подушке.

Колосок - лунатик и крестьянин из деревни Нееловки близ лунного города Фантомаса. Первым встретил Знайку с друзьями, прилетевшими на ракете «ФИС».

Пискарик, Лещик, Сомик и Судачок - крутильщики, коллеги Пончика по Обществу свободных крутильщиков

Мякиш - коротышка, заподозривший в Пончике переодетого полицейского и старавшийся отделаться от него любой ценой.

Румбик - знакомый Пончика, безработный капитан, который повел корабль с землянами на остров Дураков.

Преступники

Жулио - мелкий, низкоморальный предприниматель с Луны, торговец оружием. Его магазин назывался «Магазин разнокалиберных товаров». Не прочь заняться любым законным и незаконным делом, которое способно принести прибыль - принимал участие в создании АО «Гигантские растения». Легко изменяет своим принципам и людям: был подкуплен Спрутсом, собирался сладко жить на вырученные миллионы. Вместе с Мигой и Крабсом вымогал деньги у Скуперфильда, поддался на его хитрость. После удара тростью по голове лишился сознания. Брошен Мигой и Крабсом в лесу, впоследствии явился к господину Спрутсу, помогал ему выживать в новых условиях. Совместно со Спрутсом участвовал во взрыве ракеты «ФИС».

Мига (полное имя - Мигс ) - мелкий аферист, неоднократно сидевший в тюрьме за плутовство, друг и напарник Жулио. Был выручен им из тюрьмы за деньги. Практичный, остроумный и редкостный прохвост, однако, по словам Жулио, честнейший и добрейший коротышка. Встретился с Незнайкой в каталажке, где помог ему приспособиться к обстановке. Первоначально вместе с Жулио хотел действительно помочь Незнайке, однако у богачей города были другие планы. Впоследствии предал и Жулио, скрывшись с деньгами вместе с Крабсом.

Стрига - заключенный в каталажке, купивший у Незнайки шляпу за 15 сантиков и этим облапошивший его. Подстриженный. Друг Вихра.

Вихор - заключённый в каталажке, облапошивший Незнайку. Имеет вихор на лбу. Друг Стриги.

Полицейские и другие служители закона

Фигль - один из лунных полицейских и патрульный. Судя по имени, склонен к грубости, садизму и психопатии. Задержал Незнайку после неоплаченного обеда в столовой и доставил в полицейское управление.

Мигль - инспектор полицейского управления. Ведет регистрацию правонарушений и предварительное дознание. Обладает плоским юмором. Считает себя первым человеком в управлении, поскольку задержанные попадают сначала именно к нему. По биометрическим данным ошибочно идентифицировал арестованного Незнайку как опасного преступника, грабителя банков Красавчика. Коррумпирован. Вымогал у Незнайки взятку.

Дригль - начальник каталажки, продавал заключенным картошку за 5 сантиков, проводил мытьё заключенных, отводил их к судье.

Сигль, Жмигль и Пхигль - надзиратели в каталажке. Разгоняли драку вместе с Дриглем.

Вригль - судья. Одет в ту же полицейскую форму, что и другие полицейские, только на голове носит колпак вместо каски. На суде признал Незнайку не известным вором и мошенником Красавчиком, а «шантрапой с пустыми карманами» и приказал выставить на улицу (по сути, оправдал, если можно так выразиться).

Пшигль - полицейский комиссар, расследовавший ограбление банка в Давилоне. За письмо, где указывалось, что деньги были якобы похищены самими полицейскими грозился сажать любого подозреваемого в этом лысого коротышку (не в ограблении банка!) в каталажку.

Шмыгль - один из полицейских, пытавшихся догнать грабителей. Порвал штаны и потерял каску.

Бигль - детектив, нанятый госпожой Миногой. Следил за Незнайкой. Единственный служитель закона, не являющийся полицейским, имя которого оканчивается на «гль».

Рвигль - командир отряда из 10 полицейских, устроивших облаву под мостом.

Пнигль - один из полицейских отряда во главе со Рвиглем. В ходе облавы потерял сознание от удара по носу его же собственной электрической дубинкой, которую против него ловко обратил Пузырь, сумевший сбежать.

Ржигль - главный полицейский комиссар, которому Спрутс приказал готовиться к прилёту коротышек на ракете с Земли. Принял соответствующие меры.

Ригль - командир полицейского отряда, который первым встретил землян на ракете «ФИС».

Жригль - толстый полицейский, повисший на дереве.

Жгигль - суперинтендант полиции, участвовавший в облаве на землян.

Мшигль - командир отряда полицейских, первыми испытавших на себе последствия выстрелов в невесомости.

Вшигль, Гнигль, Кхигль, Чхигль - полицейские, под началом Мшигля впервые испытавшие на себе последствия выстрелов в невесомости. В результате все получили травмы различной степени тяжести, а Вшигль вообще остался в больнице.

Злигль - старший полицейский инспектор, прервавший пресс-конференцию о пришельцах и приказавший арестовать выступавшего профессора Бету, объявив зрителям, что та же участь отныне ждёт любого за такие мысли.

Мстигль - обер-атаман и начальник полиции Фантомаса. Руководил нападением на ракету «ФИС».

Хныгль - полицейский, совершивший в невесомости выстрел из крупнокалиберной винтовки и облетевший лунный шар от возникшей реактивной силы. В телестудии получив свою винтовку в руки моментально изменил отношение к жизни.

Эпизодические

Гопс, Персик, Трухти, Лопушок, Бузони, госпожа Кактус, Брехсон, Сарданапал - читатели давилонских газет, устроившие полемику по поводу пропавших денег.

Гризль - лунный журналист, внешне смахивающий на крысу, главный редактор газеты «Давилонские юморески», принадлежащей Спрутсу, и мастер пиара. Сам же на него покупается (планирует купить акции гигантских растений).

Альфа и Мемега - учёные-астрономы с Луны. Доказали существование внешней Земли.

Бета - доктор физических наук, профессор, выступавший на пресс-конференции, посвящённой пришельцам. За распространение своих мыслей был арестован полицией прямо во время выступления.

Кантик и Квантик - лунные физики.

Болтик - телерепортёр из Фантомаса. Вёл репортаж про рейд полицейских на деревню Нееловку, где сеялись гигантские растения.

Глазик - телеоператор, работавший с Болтиком.

Клопс - землевладелец. Выращивает у себя различные садово-огородные культуры. К нему, прибыв на Луну, попал Незнайка, который стал есть малину и попал в капкан. В наказание за это стал травить его собаками.

Фикс и Фекс - слуги Клопса. Первый из них поймал Незнайку за поеданием малины и, пленив, силой доставил к Клопсу. Второй привёл собак, чтобы Клопс мог травить ими Незнайку.

Шприц - доктор из Давилона. Во время торжественной встречи пришельца из космоса вызвался бесплатно обследовать его. Прослушивая Незнайку, заодно рекламировал свои услуги и цены.