Кто такой николай новиков. Николай Новиков: биография и фото

  • 23.09.2019

Родился 27.IV (8.V).1744 г в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии, умер там же 31. VII. (12.VIII).1818 г.

Писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель, просветитель.

С 1755 учился в дворянской гимназии при Московском университете, в 1760 ушел из нее.

В 1762 поступил па службу в Измайловский гвардейский полк, принимал участие в дворцовом перевороте.

В 1767-68 Новиков Николай Иванович работал секретарем Комиссии по составлению проекта «Нового уложения». На заседаниях вел дневниковые записи дискуссий, увидел нищету, бесправие крестьянства, жестокость крепостников и убедился в лицемерии Екатерины II . Работа в комиссии имела большое значение для формирования антикрепостнических и просветительских убеждений Новикова.

В январе 1769 был уволен в чине поручика в связи с роспуском комиссии, вскоре поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где более пяти лет работал переводчиком.

В то время Екатерина II, разрешила частным лицам издавать сатирические журналы.

В январе 1769 появился первый журнал «Всякая всячина», фактическим руководителем которого была сама царица. «Всякая всячина», отстаивая «улыбательную» сатиру, рекомендовала «не целить на особ, а единственно на пороки», не связанные с конкретными лицами и русской социальной действительностью. Вместо сатиры Екатерина, по существу, требовала гимнов и песнопений своему царствованию.

В мае 1769 воспользовавшись разрешением Екатерины, Николай Иванович Новиков. стал издавать журнал «Трутень». От имени Правдулюбова он вступил в полемику с «госпожой» «Всякой всячиной» и отстаивал боевую, социальную сатиру, направленную на обличение не пороков вообще, а конкретных носителей этих пороков. Идейное направление журнала определял эпиграф, взятый из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». В журнале контрастно изображалась жизнь дворянских трутней и трудового крепостного крестьянства.

Основными темами журнала были события и факты русской крепостнической действительности, неразумность, несправедливость которой он доказывал из номера в номер. Под пером Новикова сатира приобрела остро социальный, откровенно антикрепостнический характер. Разоблачая дворянство, писатель создал яркие обобщенно-сатирические образы. Безрассуд рассуждает: «Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы... и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка». Змеян «кричит и увещает, чтоб всякий помещик... был тираном своим служителям... и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании».

Вместо славословия в честь царствования Екатерины Новиков Н.И. нарисовал неприглядную картину произвола и деспотизма чиновно-бюрократического аппарата. Писатель показал, что в России нет ни законности, ни справедливости; государственные учреждения и суды отданы на откуп взяточникам, казнокрадам. «Трутень» сообщал, что некоему судье «потребно самой свежей и чистой совести», а воевода в связи с отъездом па новое место назначения «за ненадобностью продает совесть». Развернутая картина судейского самоуправства и взяточничества представлена в «Письме, дяди к любезному племяннику» и в истории о пропавших часах судьи.

Эти произведения разоблачали лживость лицемерных заявлений Екатерины о торжестве правосудия во время ее царствования.

Неотразимым языком документа и сухих цифр писатель создал картину бедственного положения крестьян, помещичьего произвола и деспотизма. Староста Андрюшка сообщает своему барину, что указ господский выполнен: деньги подушные, оброчные собраны, а «больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде».

Драматична судьба крестьянина Филатки, который ничего не может заплатить, потому что «сам все лето прохворал, а сын большой помер, остались маленькие ребятишки, и он нынешним летом хлеба не сеял, некому было землю пахать, во всем дворе была одна сноха, а старуха его и с печи не сходит». За недоимки у него уже взяли две клети, корову, больше продавать нечего. В то время как помещик отбирает у мужика все до последней нитки, крестьяне проявляют к бедному Филату сочувствие, оказывают помощь: платят за него подушные, дают корову, чтобы прокормить ребятишек и больную старуху. В полемике со «Всякой всячиной» писатель остроумен, беспощаден, находчив и неуязвим, а его острая сатира так метко била в цель, что разгневанная Екатерина, не в силах вести с ним спор, вынуждена была применить власть и в апреле 1770 закрыла «Трутень».

В 1770-е гг. Николай Иванович издавал журналы «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-73), «Кошелек» (1774) и другие. Хотя в них писатель был более осторожным, они носили по-прежнему оппозиционный характер.

В «Пустомеле» был помещен целый ряд ярких сатирических статей («Послание к слугам моим» Фонвизина, «Ведомость», «Истинное приключение»), направленных против дворянства и крепостного права. В «Завещании Юнджена, китайского хана к оппозиционных дворянских кругов посадить на русский престол законного наследника Павла I, и через два месяца новый журнал также был закрыт.

Журнал «Живописец», который пользовался большим успехом и при жизни писателя выдержал пять изданий. Соблюдая осторожность, издатель из тактических соображений ставит новый журнал под покровительство царицы, посвятив его сочинителю комедии «О время!».

Продолжая идейно-тематическое направление «Трутня», писатель по-прежнему обличает дворянство, утратившее связи с родиной, национальной почвой, народом, русской культурой. Он создает яркие карикатуры щеголей и щеголих, высмеивает их язык, засоренный иностранными словами. Журнал, издававшийся накануне Пугачевского восстания, смело и решительно выступал не только против отдельных злоупотреблений помещиков-деспотов, но в ряде произведений поднялся до глубокого обличения крепостного права как системы угнетения народа, хотя и не дошел до революционных выводов, оставшись на позициях дворянского либерализма.

Наиболее значительными и яркими произведениями «Живописца» были «Письма к Фалалею» и «Отрывок путешествия в ***И***Т***». В первом из них отец, мать и дядя пишут письма юноше Фалалею, уехавшему служить в Петербург. В письмах дается яркая сатирическая картина быта и нравов, повседневной крепостнической практики невежественных и жестоких помещиков в деревне, названной иронически Благополучной. Трифон Панкратьевич служил в армии, потом по гражданской части, он был уволен «от дел за взятки». Теперь он живет в своем имении и жалуется на новые порядки, которые стали несравненно хуже «благословенного» прошлого. «Эх! - вспоминает он былое, - перевелись старые паши большие бояре: то-то были люди, не только что со своих, да и с чужих кожи драли. То-то пожили да поцарствовали, как сыр в масле катались: и царское, и дворянское, и купецкое - все было их; у всех, кроме бога, отнимали; да и у того чуть тако не отни...» Отлично усвоив науку «отнимания и обирания», он жалуется на то, что его доходы с разоренных мужиков уменьшаются. Верной помощницей выступает и его супруга: «Я за то ее и люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен двенадцать подадут».

Не отставал от родителей и Фалалеюшка. «Куда какой ты был проказник смолоду! - умиляется отец. - Как, бывало, примешься пороть людей, так пойдет крик такой и хлопанье, как будто за уголовье в застенке секут; так, бывало, животики надорвем со смеха». По политической заостренности, яркости картины крепостнического быта, язвительности и тонкости иронии, меткости и выразительности языка «Письма к Фалалею» принадлежат к самым ярким страницам сатирической литературы XVIII в., которые будут продолжены Фонвизиным в «Недоросле» (Описание сайта цифротех отзывы о магазине).

В противоположность дворянским писателям, которые идиллически рисовали крестьян в виде добродетельных пастухов и пастушек, блаженству которых завидуют даже цари, Новиков в «Отрывке путешествия в...» обнажил ужасы русской крепостнической действительности. Писатель показывает жизнь крестьян деревни Разоренной, «сего обиталища плача», страдающей и изнемогающей под невыносимым гнетом «жестокосердного тирана». За три дня путешествия рассказчик нигде не нашел ничего, «похвалы достойного». «Бедность и рабство повсюду встречалися со мной в образе крестьян». В деревне Разоренной все, начиная с внешнего вида улицы и кончая внутренностью избы, свидетельствовало о безграничной бедности и крайней степени разорения. Особенно тяжело и безрадостно положение крестьянских детей, всегда голодных и смертельно запуганных помещиком.

Несмотря на ряд тактических оговорок о «премудрости, сидящей на троне», Писатель публикацией этого произведения проявил политическую смелость и гражданское мужество. «Отрывок путешествия в...» - первое самое сильное и негодующее изображение крепостного рабства вплоть до выхода «Путешествия из Петербурга в Москву » Радищева. «Отрывок путешествия в...» вызвал величайшее возмущение помещиков-крепостников, придворных, справедливо усмотревших в нем дерзостные нападки на «целый дворянский корпус».

Новиковские журналы ознаменовали новый этап в развитии русской и европейской журналистики в период подготовки буржуазной революции в Европе и крестьянского восстания в России. Сатира Николая Ивановича принципиально отличалась от сатиры классицизма. Вместо рационалистического протеста против абстрактного человеческого зла, выраженного в условно- схематических образах, писатель принес в литературу новые приемы изображения действительности. Протестуя против идеализации, прикрас действительности, свойственных «Всякой всячине», писатель стремился правдиво показать русскую крепостническую действительность, какой бы горькой и жестокой она ни была. «Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!» - заявлял автор в «Отрывке путешествия в...». Отстаивая необходимость сатиры на социальные явления и «на лица», писатель оперировал точными фактами, реальными событиями, добиваясь конкретизации и типизации изображаемых явлений.

Для новиковской сатиры характерно исключительное разнообразие сатирических жанров, связанных с жизнью, практической деятельностью человека: путешествие, новелла, послания и письма, диалог, пародия на деловой документ, «ведомости» и объявления, рецепты, письма к издателю, редакционные примечания. Хотя в сатире Новиков еще сохраняются традиционные схемы, прямолинейность и односторонность образов, свойственные классицизму (Чужехват, Криводушии, Чистосердов, Любомудров и др.), в лучших своих произведениях писатель подходит к созданию живых типических образов-характеров («Письма к Фалалею» и др.). На смену торжественно-декламационному языку классицизма в сатиру Новикова Н.И. пришла живая, повседневная речь, свойственная изображаемому герою: каждый заговорил по-своему. Все это отдаляло его сатиру от поэтики классицизма и знаменовало зарождение реалистических приемов изображения действительности.

В годы реакции после Пугачевского восстания Новиков отказывается от политической сатиры и все свои силы отдает просветительской деятельности. «Патриотическая ревность к возлюбленному Отечеству» в новых условиях заставляет его искать новые формы борьбы, чтобы «приобщить что-либо к пользе и благостоянию своих сограждан». Писатель приходит к убеждению, что в современных условиях только распространение знаний является единственным способом уничтожения зла и воспитания истинных граждан. Он разрабатывает программу воспитания нового поколения «единоземцев» в духе патриотических и гражданских доблестей.

В 1774 Новиков ушел в отставку и всецело отдался литературной и книгоиздательской деятельности.

С 1775 Николай Иванович Новиков становится масоном .

В сентябре 1777 Николай Иванович начинает издавать первый в России философский журнал «Утренний свет».

Рационалистическая философия просветителей XVIII в. нашла наиболее полное выражение в разрешении нравственных проблем общественного бытия человека, его отношения к государству, окружающим людям, самому себе. В новом журнале главное внимание было сосредоточено не на обличении, а на нравоучении, изложении взглядов на поведение человека в обществе.

Журнал провозглашал человека центром мироздания: «Человек - истинное средоточие сотворенной земли и всех вещей, и главное для него заключается в познании самого себя». Нравоучение для Новикова было средством воспитания добродетельного человека-гражданина, который должен проявлять себя не в разгуле собственных страстей, а в практической деятельности на благо отечества. Став одним из влиятельных руководителей масонов, он использовал «братьев по ордену» в своих просветительских и издательских целях.

В 1779 Новиков Н.И. переезжает из Петербурга в Москву. Начинается новый период в жизни писателя. Это было время нового подъема в развитии русского общественного движения и расцвета литературы. Новиков развивает бурную просветительскую и издательскую деятельность. Он на десять лет арендует университетскую типографию, на средства масонского ордена создает «Типографскую компанию», имевшую еще две типографии.

Газета «Московские ведомости» (1779-89) издававшаяся Новиковым стала первой русской газетой европейского типа, где помещались не только официальные материалы, но и политические статьи о современных, особенно американских, событиях, внутренней жизни страны.

В 1781 вместо «Утреннего света» стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание».

С 1783-84 выходило «Приложение к «Московским ведомостям» , заключавшие «в себе собрание разных лучших статей, касающихся до философических и словесных наук и других полезных знаний».

С 1782-86 выходили периодические издания, как «Городская и деревенская библиотека».

С 1785-89 первый русский детский журнал «Детское чтение», «Экономический магазин», посвященный вопросам сельского хозяйства.

Во всех этих периодических изданиях писатель осуществлял свою просветительскую программу, доказывая, что «причина всех заблуждений человека есть невежество, а совершенства - знания». Иногда он, возвращался к острым социальным и политическим проблемам.

В статье «Рассуждение о войнах» автор размышлял «о справедливых и несправедливых» (по терминологии журнала) войнах. Осуждая несправедливые войны, он утверждал, что к справедливым следует отнести не только оборонительные от внешних захватчиков но и освободительные против поработителей, примеры которых он видел в Голландии и в Америке. Воспитывая патриотические чувства, Новиков Н.И. писал: «Любовь к отечеству, любовь к благу общественному обязуют нас посвятить с удовольствием имения и жизнь нашу к подкреплению государства и к благополучию сограждан».

В статье «Философ» высказывалась актуальная для России мысль, что только свобода способствует расцвету наук, художеств и только народ является истинным хранителем завоеваний науки.

А в статье «Государь» решительно осуждался фаворитизм, деспотизм самодержца.

Помимо журнально-издательской деятельности, Новиков выступал в эти годы и как автор художественных, философских, экономических сочинений: цикл сатирических рассказов «Пословицы российские» (1782), цикл статей на философские темы. Особенно большое значение имела его статья «О воспитании и наставлении детей» (1783). В ней он обосновывал систему умственного, нравственного и физического воспитания молодого поколения. Уделяя особое внимание воспитанию патриотических и гражданских чувств, автор подчеркивал необходимость развития у детей самостоятельности мышления, человеческого достоинства, уважения к людям без различия национальности и имущественного состояния.

Главным жизненным делом этих лет была книгоиздательская деятельность, которая определялась не коммерческими, а просветительскими целями. Самой насущной задачей для России было распространение грамотности, поэтому в первую очередь он издавал большое количество учебных пособий: азбуки, буквари, грамматики, арифметики, учебники по истории, географии, книги для первого чтения и т. д. Выпускал Новиков и общеобразовательные книги по таким прикладным наукам, как сельское хозяйство, агрономия, медицина. Много уделялось внимания изданию переводных философских сочинений Вольтера, Руссо, Дидро, Локка, Монтескье.

Большое значение придавал просветитель пропаганде художественной литературы. Еще в 1772 вышел «Опыт исторического словаря о российских писателях», являющийся первым опытом библиографического словаря.

В 70-е гг. издавалась «Древняя российская Вивлиофика» (1773-75), в которой публиковались старинные документы, повести, драмы. Впервые широко познакомил книгоиздатель русского читателя с классиками западноевропейской литературы, опубликовав переводы сочинений Мольера, Корнеля, Расина, Бомарше, Свифта, Шеридана, Фильдинга, Стерна, Лессинга и многих других. Около трети всех книг, изданных в эти годы в России, приходилось на долю новиковских типографий.

Для широкого распространения книг среди населения Николай Иванович в 16 городах организовал книжную торговлю, в Москве открыл библиотеку-читальню. На средства «Типографской компании» основал две школы для детей разночинцев, открыл бесплатную аптеку.

Во время голода в 1787-89 он оказал большую, по тогдашним масштабам помощь голодающим крестьянам.

Имя Николая Ивановича становилось очень популярным, а его деятельность казалась Екатерине опасной и подозрительной, и она начала его преследовать. Царица приказала митрополиту Платону проверить все издававшиеся им книги для отыскания ереси и крамолы («испытать в вере», вызывать к губернатору для допроса), запретила продолжать аренду университетской типографии.

В 1792 13 апреля по указу Екатерины Новиков был арестован, и заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины Павел I в 1796 освободил его, но не разрешил издательскую и общественную деятельность. Не улучшилось положение опального писателя и при Александре I . Для писателя наступила гражданская смерть.

Больной, одинокий и разоренный, оторванный от всего, в чем он видел жизненное призвание, писатель прожил последние годы в родовом имении Тихвинское-Авдотьино под Москвой.

Гражданский и просветительский подвиг Новикова Н.И. высоко оценили революционные демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский. В. И. Ленин подписал Постановление Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников деятелям революции, писателям и поэтам, среди которых было и имя Новикова Николая Ивановича.

Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считала это поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал лично известен Екатерине.

Начало журналистской деятельности

Журнал «Трутень»

Журнал «Живописец»

Издание памятников истории

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» ( , см. его факсимильное электронное pdf-переиздание), а также «Древняя Российская Вивлиофика…» - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории ( -), «Древняя Российская Идрография» (т. I, - описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов.

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п. , иногда прилагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в «Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в . Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.

Масонство

В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, «яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно»; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёл в масонстве.

Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 зазывали его в масонство, но он долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Новикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трёх «степеней» до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашёл «истинное» масонство в системе Рейхеля, в которой «было все обращено на нравственность и самопознание».

«Утренний Свет»

Ежемесячный журнал, прекратив «Ведомости», Новиков стал издавать с сентября , сначала в Петербурге, с апреля - в Москве . Он считается первым в России философским журналом. Здесь были опубликованы «Нощи» Юнга, «Мнения» Паскаля , но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов и мистиков. «Утренний Свет» издавался при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьёв и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.


Сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).

- ТРУТЕНЬ.

Выходил не только в 69 году, но просуществовал до 27 апреля 1770. Н.И. Новиков (1744-1818). Происходил из дворянской семьи, гимназия при Московском университете, служил в Измайловском полку. В 1767 принимает участие в заседаниях Комиссии по составлению Нового уложения – протоколист. В 68 уходит с военной службы. В 1770 – занимает должность переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1773 окончательно уходит в отставку. Хочет перечитать все журналистские произведения.

Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. Рассматривает три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю. Вопрос: к чему потребен я в обществе? Слова Сумарокова. Считает, что может быть полезен, издавая труды других авторов.

19 номер журнала «Всякая всячина». «Письмо Афиногена Перочинова». Письмо против критики и сатиры вообще. Предлагает отказаться от нее. Сначала пытается образумить литературными способами. Афиноген предлагает бороться с критикой. 4 требования: 1) никогда не называть слабости пороком; 2) хранить во всех случаях человеколюбие: 3) не думать, что существуют совершенные люди; 4) просить бога, чтобы тот дал снисхождение. Это программа смягчения критики. Жесткий постскриптум: еще два правила, не таких лояльных – 5) никому не рассуждать о том, в чем не смыслит; 6) чтобы никто не думал, что он один весь свет может исправить.

Многие считали, что Екатерина пытается закрыть «Трутень». В 5 номере «Трутня» под подписью «Правдолюбов» Новиков упрекает Екатерину в потакании пороку. Считает, что более человеколюбив тот, кто помогает исправить пороки. Упреки в плохом знании языка. Новиков обрушивается на дворянские нравы, упрекает в презрении ко всему русскому, увлечении иностранщиной. С уважением упоминает о разночинцах.

В 70-м году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он даже меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Он подчеркивал, что понимает опасность своих выпадов. В 70-м году демонстративно изгоняется Правдолюбов. Следующая редакционная заметка, что его письма больше печататься не будут. Журнал нападает на кокеток, серьезные темы исчезают. По сути, характер критики как хотела Екатерина. Журнал обесцветился. Тираж падает с 1200 до 750 экземпляров. Новиков публиковал письма якобы от читателей, которые писал сам. Шуточные псевдонимы: «тот, кто написал» и «услужница ваша, не угадаешь кто». Маскировка собственной позиции под читательскую. Сам Новиков пишет, что поступило еще 4 таких читательских письма.

В заключительном номере Новиков пишет: «Против желания моего с вами прощаюсь» - административный нажим. Но официальных документов, подтверждающих закрытие, нет. «Трутень» 70-го года и не интересовал так читателя. Он выполнил свою миссию – выражение оппозиции. «Всякая всячина» тоже закрылась, до «Трутня».

В журнале, видимо, участвовал Фонвизин, известный переводчик-китаевед Алексей Леонтьевич Леонтьев. Василий Майков, Федор Александрович Эммин.

- Пустомеля.

Всего два номера. В конце апреля закончился «Трутень». В июле появляется «Пустомеля». Но Новиков действовал через подставное лицо. Журнал зарегистрирован на имя фон Фока. В 1-й книжке «Пустомели» Новиков поставил цель создать положительный образ русского героя. Это должен был быть юноша Добросерд. Но развитие образа не удалось – не успел. Первые образцы театральных рецензий в России. Театральная жизнь. Второй номер – 2 материала привели к гибели. 1- переводчик Леонтьев «Завещание Юнджена, китайского хана, своему сыну». Материал преподнесен как перевод с китайского. Посвящен обязанностям правящего человека. Тенденция: маскировка. 2 – стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим». Дух вольнодумства. Журнал закрыт без объяснения причины. Тираж 500 экз.

- Журнал «Живописец».

Екатерина уже дважды пыталась повести за собой общественное мнение: комиссия и журнал. Пытается использовать еще одно средство – театр. В 70-е годы Екатерина решила заняться драматургией. В 1771 пишет 5 комедий, в 72 году они выходят на сцене придворного театра. Художественный уровень невысокий. Назидательный характер. Высмеивает сплетни, пороки – продолжение журнальной абстрактной сатиры. Ожесточенно нападала на дворянских либералов. В России замечательное правительство, но ему мешают либералы. Комедии успеха не имели.

Воспользовавшись фактом появления этих комедий, с середины апреля 1772 года Новиков выпускает еженедельный сатирический журнал «Живописец». Издавал по июнь 1773. Долго было непонятно, как его разрешили. Но оказалось, что Екатерина негласно разрешила в 69 году издавать журналы всем желающим. Об этом сохранилось свидетельство Тузова. По-видимому, такое разрешение давалось на один год, а затем журнал могли закрыть. В России всегда были возможности обходить цензуру. Например, если однажды текст был издан, то потом мог свободно переиздаваться, даже если был запрещен.

Новиков посвящает журнал Екатерине, а точнее, неизвестному сочинителю комедии «О, время». Характер вызова. Более лояльный характер. Но Новиков нападает на разных литераторов, в том числе на тех, которым покровительствовала Екатерина. Сначала тираж 600, потом рос. Хорошо принят. В одном из первых номеров поднимается крестьянская тема. Выступал под собственным именем. Материал назывался «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Некоторые считают, что это значит «Издатель Трутня». Авторство этого отрывка сложно установить. Вторая версия принадлежит сыну Александра Радищева Павлу, который утверждает, что автор его отец. ИТ три дня путешествовал по российским деревням. Не видит ничего хорошего: непаханые поля, неурожай – он приписывает это плохой заботе помещиков. Основное место пребывания – деревня Разоренная. Написан текст кратко, но емко. Принцип художественного лаконизма – характерен и для этого отрывка, и для всего творчества Новикова и его журнала. Материал вызвал обсуждение. В одном из следующих номеров опубликован отрывок «Английская прогулка». Написано с целью смягчить предыдущий материал – 13 номер. В 14 номере продолжение путешествия. Она отличалась от первой части – сатира обычная, носители пороков, абстрактная сатира. В противовес этим порочным людям поставлены крестьяне. Заканчивается описание этого отрывка упоминанием о деревне Благополучной, о которой якобы рассказывали автору. «Английская прогулка» подготавливает ко второй части. В 15 номере – Фалалей, цикл писем к нему, тоже крестьянский вопрос. Опять жанр письма. «Письмо уездного дворянина к сыну». Уволен за взятки, отыгрывается на крестьянах. Трифон Панкратьевич. Критика невежества. В 23 и 24 номерах продолжение – письма от матери и от дяди. П.Н. Берков доказывал, что эти письма принадлежат перу Фонвизина.

Еще одна важная тема – галломания. Тема просвещения. Новиков говорил, что дворяне, не прошедшие должного воспитания, будут плохими слугами государству. 4 номер – персонажи Щеголиха и Волокита. Это сквозные персонажи, переходили из номера в номер. В 9-м номере Щеголиха печатает письмо. Особый жаргон – с французскими вкраплениями. Щеголиха просит издателя создать женский модный словарь. Тенденция: жанр словаря. В 10 номере печатается такой словарь. Название «Опыт модного словаря щегольского наречия» - слова на две первые буквы алфавита.

Новиков придерживается линии «Трутня» - конкретная сатира. Обличение социального, а не нравственного зла. Новиков растет: больше приемов, более тонкая психологическая характеристика своим персонажам. Авторское повествование перемежается с высказываниями самих персонажей. Принцип типизации. Жанровое своеобразие: жанр письма. Эффект правдоподобности.

На 2-м году жизни «Живописец» блекнет, как и «Трутень». В 73-м году иногда печатаются странные материалы, переводы. В конце июня 73-го года закрывается без объяснения с читателем.

Журнал «Кошелек» Н.И. Новикова. Борьба с галломанией, за демократизацию литературного языка в журналах Новикова.

С 8 июня по 2 сентября 1774 года. Последний сатирический журнал Новикова. Новиков увлекался историей. «Древняя российская вифлиофика» - издает после «Живописца». Это научное издание, публикует древние письменные документы. Екатерина содействовала: давала субсидии, через своего секретаря сообщала различные исторические сведения и разрешала пользоваться архивами. Новиков говорит, что издает этот журнал для уведения дворянства от галломании и возвращения к истокам. Разрешения на этот журнал он не получил, просит Козицкого принести первый номер Екатерине. На 9 номере Новиков пишет: «Конец кошелька». Видимо, Екатерина с опозданием не одобрила его. «ДРВ» и «Кошелек» параллельно боролись с галломанией.

Журнал прежде всего связан с положительным. Намеревался прославлять древнерусские добродетели и хаять космополитизм. Пытается критиковать реакционные явления.

Кошелек кроме своего прямого значения еще может означать кофтяной или кожаный мешочек, куда клали косы париков. Намек: очень много денег тратится на следование французской моде. Обещал объяснить название в статье.

Центральная мишень критики – Шевалье де Мансонж (от французского «ложь»). Приехал в Россиб обучать детей, хотя на родине был парикмахером.

В 9 номере появляется «Ода России» пера Байбакова. Единственная цель этой оды – попытаться спасти журнал. Тираж неизвестен. История журналов Новикова показывает, что в 18 веке было очень трудно выражать оппозиционное мнение. Следование принципам, которые провозгласил Петр Первый – ясность, краткость, бережное отношение к языку. Две темы – крестьянство и галломания. Особый стиль: художественный лаконизм. В целом, конспективный характер, концентрированность. Эпистолярный жанр. Пытался увести журналистику от сухого академизма. Стремление приблизить язык журналов к разговорной речи. Еженедельный.

Просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова в 1780-е годы. Масонство и русская просветительская журналистика.

Просветительская журналистика. Своя программа просветителя и масона. Главными средствами просвещения считал книгу и журнал. Он понимает, что кроме столиц надо разрабатывать и провинцию. Хороший коммерсант. Ценовая политика. Новиков считал чтение источником совершенства. Невысокие цены, работал с комиссионерами. Хороший предприниматель. Много сделал для книжной торговли в 16 городах России. Книжные лавки в отдельных селах, а в 1780 при книжной лавке Московского Университета организовывает первую общедоступную библиотеку-читальню. После выхода из Шлиссельбурга он открывает суконную фабрику. В 1781 Новиков создает Дружеское Ученое общество. До 1783 деятельность этого общества скованна. В 1783 – указ о вольных типографиях. 1784 – создает типографическую компанию.

1775 в Питере вступает в масонскую ложу.

Масонство – появилось в 20-е годы 18 века в Англии. Это полусекретная организация людей, которые стремились к самосовершенствованию в соответствии с христианскими правилами. Форма объединения – средневековые цехи вольных каменщиков – freemasons. Они переняли все атрибуты этой профессии: циркуль, передник, перчатки и т.д, только дали им символическое толкование.

Первое достоверное свидетельство о существовании масонов в России – 1741. В 1756 в Петербурге в масонской ложе состояли Сумароков, Херасков и Карамзин. В 70-х годах в масонстве важную роль стал играть Иван Перфирьевич Елагин, литератор, драматург. 1773-1775 крестьянская война под предводительством Пугачева – провоцирует рост масонских лож. Потому что многие ищут духовное убежище. Конец 70-х – начало 80-х 18 века – около 100 масонских лож, около 2500 членов – видные сановники, вельможи, военные и штатские дворяне. Разные масонские системы – английская, шведская, розенкрейцерская (Новиков). Много шарлатанов, например, Калиостро, которые стремились добыть деньги. Часто политические интриги в масонских ложах, пытались влиять на внешнюю политику, много авантюристов. На первых порах масонство совмещало мистические настроения и идеи просветительства. Это использовал Новиков. 6-=70-е годы – все члены масонских лож были просветителями. Но уже в 80-е годы усиливается мистическое настроение, начинается увлечение тайными науками: алхимией, магией и т.д. В целом, масонство оказало влияние, как на общественное сознание, так и на литературу. Призывает к углублению в мир человеческой личности. Отразился на сентиментализме. Многие воспринимали масонство как дань времени. Екатерина Вторая масонством обеспокоилась и начала с ним борьбу.

Некоторые издания сугубо масонской ориентации. 1777 – «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Конец сатиры. Первый в России журнал критической библиографии. Журнал выходит с опозданием. На 22 номере он кончился без объяснения причин. Тогда рецензия была в новинку. Жанр: не столько рецензии, сколько аннотации. Новиков в 1 номере дает аннотацию на «Наказ» Екатерины Второй. Тираж неизвестен. Идейное развитие Новикова: отказ от конкретной сатиры. Стремился объединить единомышленников только ради просветительских целей.

«Утренний свет» - ежемесячный с сентября 1777 года по август 1780. Нравственно-религиозное издание из-за того, что Новиков масон. Сначала в Питере, потом в Москве. Впервые посчитал самым важным внимание к человеку. Познай самого себя. Обещает пользоваться только абстрактной сатирой. Тираж: в первые годы 1000 экз (плюс дополнительные). Демократизация российского читателя. Борьба с материализмом и рационализмом. Коллективное руководство. Литературный отдел – Херасков. Отход от персонального журнализма. Новиков был меценатом, занимался благотворительной деятельностью.

В 80-е годы открывает два училища для мальчиков и девочек. Гражданская самодеятельность.

Первый журнал для женщин – 1779 «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». Сначала (с января по апрель) в Питере, потом в Москве. Заботится о приятном досуге: сказки, загадки, анекдоты, эпиграммы. Авторы анонимны – тенденция. Сумароков, Майков. Хотел сообщать о парижских модах, но по большому счету о моде говорили только картинки. Это практически карикатуры, нелепые, смешные. Картинки сопровождались подписями, которые иногда были перепутаны, скорее всего, намеренно. Надписи носили сатирический характер. Тираж неизвестен.

В апреле 1779 года Новиков берет в аренду на 10 лет типографию Московского университета. Новиков взял в аренду и газету «Московские ведомости» и поднял ее. Типография умирала, Новиков оживил. Херасков тоже был масоном – благодаря этой связи удалось получить типографию. Начинает обновлять оборудование, работников, шрифты. К 85 году число печатных наименований достигло 400. Открыты специальные «Книжные лавки Новикова», не только в Москве. В конце 1779 года вокруг Новикова создается Дружеское ученое общество, в основном, из масонов – Шварц, Трубецкие и т.д. Прежде всего, они вносили деньги в Фонд общества. Открыты семинарии: педагогическая, филологическая, медицинская и т.д.

В 1784 году Новиков создает типографическую компанию. Участники – пайщики. Открывают аптеки и т.д., вносят немалые деньги, создают типографию, где до 20 печатных станков.

До Новикова тираж «Московских ведомостей» - 500-600, в 80-х – 4000 экз. Сотрудничали многие писатели, создал переводческую семинарию. Серьезно работал с кадрами. Структурно перестраивает газету «Московские ведомости». Раньше – в основном переводы, теперь – российские известия. Налаживание сети приложений, многие из них носили практический характер. С 1780 по 1789 – «Экономический магазин». Журнал-приложение. Рассчитан, прежде всего, на деревенского жителя. Редактором журнала был помещик-агроном Болотов.

С января по декабрь 1781 – «Московское ежемесячное издание». В значительной степени продолжение «Утреннего света», а также статьи политического, географического, исторического характера. Был политический отдел, похож на сатирический журнал. Письмо «О государях», мало завуалировано. О государе мужского рода, но понятно, что о Екатерине. Выступает против любвеобильных государей – фаворитизм. Здесь принимали участие студенты МУ.

1782-1786 приложение к «Московским ведомостям» - «Городская и деревенская библиотека». Четкой периодичности нет. Сначала хотел ежемесячный сроком один год. Пытался заинтересовать чтением помещиков. Основная функция – развлекательная. В основном беллетристика, переводная. Среди оригинальных произведений – цикл «Пословицы российские». 16 нравоучительных рассказов. Пытается толковать пословицы. Некоторые имели политическое звучание – «Седина в бороду, бес в ребро», «Фортуна велика, да ума мало». Юноша Лавид, которому постоянно везет становится государем на неизвестном острове. Первое распоряжение – построить карусель. Остров подходит к гибели. Во время испытания карусели он погиб. «Близ к царю, близ к смерти».

«Вечерняя заря» - ежемесячный. Мистический смысл названия. Должен служить продолжением «Утреннего света». Редактором журнала был Шварц, немец. Сначала был гувернером, потом зачислился в штат университета. Розенкрейцерство. Здесь сотрудничали студенты Шварца. Оторван от действительности. Рассуждении о посте, благоразумии, чувствах и т.д.

«Прибавление к Московским ведомостям» (1783-1784). Почти к каждому номеру газеты. История, география, текущая иностранная политика. Проблема воспитания: собственная система педагогических взглядов. Очень много места уделяется США. Проамериканские настроения – Бенджамин Франклин, тоже масон. Журнал разозлил Екатерину. В одном из номеров за 1784 год «История ордена иезуитов». Иезуиты – члены католического монашеского ордена, возникшего в 16 веке во Франции. Принцип: строгая централизация, младшие покорны старшим. Екатерина покровительствовала ему. Новиков критикует. Екатерина велит изъять этот номер.

Журнал «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), нерегулярный. Называл себя продолжением «Вечерней зари», но менее мистический. В основном студенты МУ. Связан с масонством. Много развлекательных статей, даже статей для детей. Иногда были сатирические выпады. Интересна работа над языком. Упрощение газетно-журнального языка, отказ от архаизмов и торжественности.

Еженедельное приложение – первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Считал, что воспитывать надо с помощью книги. Главное – доступность. Просвещать и развлекать. Журнал связан с благотворительностью. Бесплатное приложение. В 89 году заканчивается арендный договор с МУ. Первые два года редактировал сам Новиков, потом Петров и Карамзин. В основном короткие статьи, нравоучительные письма. В целом, христианское воспитание – тексты из Ветхого и Нового завета. Карамзин несколько выбивается – длинные переводные повести. Журнал направлен на патриотическое воспитание. «Крестьянское состояние», «Переписка отца с сыном о деревенской жизни» - уважение к крестьянскому труду. Определенный стиль публикаций – доступность. Популярность, переиздание.

1788-1790 приложение «Магазин натуральной истории, физики и химии». Сначала дважды в неделю 2 года, потом еженедельно. Редактор – Прокопович-Антонский. В основном, переводы из трех французских словарей по естественным наукам. Просвещение. Противоречие с масонством.

Итак, за период с 1779 по 1792 (до ареста и ссылки в Шлиссельбургскую крепость) около 900 наименований книг и много периодики. Основная часть книг – для просвещения: сочинения Сумарокова, Хераскова, Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Свифта.

Екатерина для борьбы с масонством в 80-е годы сочиняет три комедии: 1785 «Обманщик» и «Обольщенный», 1786 – «Шаман сибирский». 1785 – приказала освидетельствовать все его книги, архиепископ Платон, должен испытать Новикова в соответствии с законами христианской веры. Тот говорит, что Новиков – истинный христианин. Из 460 книг – 23 признаны вольнодумными, 6 – сжечь, остальные – Вольтер, сказки, песни, нельзя продавать.

1787 – неурожайный год, правительство не может бороться. Новиков решил помочь крестьянам: раздает весь хлеб из собственных амбаров, занимает денег, закупает зерно и отдает. Ораторская деятельность. Обеспечил жителей 100 селений. Создает хлебный фонд на случай неурожая. 1789 год – Французская революция. Екатерина не продлила договор с Новиковым. Прозоровский должен наблюдать за Новиковым. Весной 1792 года – обыск, арест, тайно перевозят в Шлиссельбургскую крепость. Допрос с пытками – Шишковский, протоколы читала лично Екатерина. Новиков объявлен государственным преступником, организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества против христианства, агентом иностранных держав и издателем развращенных книг. Приговорен к смертной казни, Екатерина заменила ее на 15 лет в крепости. Вся издательская деятельность Новикова разрушена. Вместе с Новиковым пострадали масоны – Трубецкой, Лопухин как соучастники – подписка о невыезде из имений. В 1796 Екатерина умирает, Павел Петрович лоялен к Новикову, освобождает его и призывает во дворец, видимо, предлагая работу. Тот предпочел удалиться от политики. Вышел больным, прожил до 1818, но всю жизнь боролся с нищетой и болезнями, хотел организовать суконную фабрику. Всю жизнь провел в своем имении Авдотьино.

Восемнадцатое столетие в истории нашей страны было богато на имена талантливых людей, которые заставили историю двигаться в просветительском гуманистическом направлении. Одним из таких людей был яркий и самобытный журналист, писатель и педагог Николай Новиков.

Рассмотрим биографию и основные работы этого человека более подробно.

Вехи биографии: детство, юность, годы учебы и службы

Новиков Николай Иванович родился в Подмосковье, в имении своих родителей Тихвинском-Авдотьине, в 1744 году. Семья его принадлежала к дворянскому роду.

Детство Николая прошло в тихой домашней обстановке, его первым учителем был деревенский дьячок. Позже мальчик поступил в Московскую дворянскую гимназию, из которой был исключен в 1760 году «за леность».

После исключения из учебного заведения Николай Новиков не стал предаваться грусти, а посвятил свое свободное время чтению литературы. Спустя пару лет, в 1762 году, он поступил на военную службу в престижный Измайловский полк. Став случайным участником дворцового переворота, в результате которого к власти в стране пришла Екатерина Великая, Новиков был произведен в офицеры указом новой императрицы.

Екатерина нашла занятие образованному и начитанному юноше. Николай Новиков был включен в число депутатов, которым было поручено сочинение проекта будущего государственного уложения. Известно, что Николай Иванович очень добросовестно относился к своим новым обязанностям и всеми силами стремился принести пользу Отечеству.

Журналистика

Николай Новиков вошел в русскую историю как талантливый журналист и издатель. В 1769 году он оставил военную службу и приступил к осуществлению своей мечты: писатель (как и многие просветители) считал, что путем сообщения людям правильных знаний можно изменить общество в лучшую сторону. Орудием своей борьбы он выбрал сатиру.

Новиков стал издавать несколько журналов. Назывались они «Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля». В этих изданиях Новиков пытался высмеивать нравы своего времени: он выступал за реформы системы образования и воспитания, указывал на недостатки крепостного права, невежество и социальную несправедливость. Часто он в мягкой форме критиковал и действия властей.

Его журналы заняли позицию оппонентов по отношению к официальному изданию «Всякая всячина», которое активно поддерживалось Екатериной Великой.

Естественно, что журналы, издаваемые Новиковым, закрывались властями из-за их независимой и смелой позиции.

Педагогические сочинения

Многое за свою жизнь успел сделать Николай Новиков, биография этого человека - яркое тому подтверждение.

Известен Николай Иванович и как яркий педагог. Его перу принадлежат многочисленные произведения, обращенные к родителям и учителям. Это, как правило, журналистские работы и специальные авторские труды по педагогике.

Фактически Новиков создает свою педагогическую теорию, основанную на идеях просветительства и гуманизма. Он отрицает воспитательную силу физических наказаний детей, указывает на необходимость для родителей уделять большое вниманию делу воспитания подрастающего поколения, любить своих отпрысков, просвещать их разум знаниями, а душу - добродетельными примерами.

Особо ратует Новиков за нравственное образование и воспитание подрастающего поколения в семье и в учебных заведениях. Он говорит о необходимости отказа от передачи детей на попечение нанятых гувернеров и слуг, а также о необходимости одинаковой доступности образования для мальчиков и девочек.

Масонская ложа

Новиков Николай Иванович был членом масонской ложи - влиятельной тайной организации, распространенной в те годы в Европе и в России.

Впервые на заседании вольных каменщиков Новиков оказался в 1775 году - его привлекли идеи просветительства, уважение к нравственности, стремление к созиданию нового социального устройства.

Предполагается, что свою типографию на базе Московского университета Новиков создал благодаря поддержке друзей-масонов. Идеи масонства и протестантизма прослеживаются во многих сочинениях писателя.

Заточение и годы забвения

Именно за свои идеи Новиков и пострадал.

В 1792 году по приказу императрицы он был арестован и помещен в В обвинении, предъявленном писателю, указывалось, что он распространял мистико-протестантскую и масонскую литературу, чем смущал умы своих современников.

Существует предположение историков, согласно которому наследник престола - сын императрицы Павел - сочувствовал идеям масонов и благосклонно относился к Новикову, поэтому его царственная мать и была так строга в отношении писателя.

К слову сказать, сразу же после смерти матушки Павел освободил Новикова из крепости. Однако тот, по собственному признанию, утратил в заточении все здоровье. На волю он вышел немощным стариком, который мечтал только об одном - покое и забвении.

Николай Иванович Новиков, биография которого полна и взлетов, и падений, прожил остаток своих лет в доме родителей, заботясь о крестьянах и ведя тихий образ жизни. Умер он в 1818 году и был похоронен у себя в имении.

(1744 - 1818)

Николай Иванович родился 27 апреля (7 мая по новому стилю) 1744 года в селе Авдотьино, под Москвой. Отец его - обедневший дворянин, воевода в Алатыре в чине статского советника. Грамоте Николая учил дьячок, а затем ему посчастливилось несколько лет учиться в гимназии при Московском Университете. Именно там складывалось мировоззрение юноши, окрепло желание прожить свою жизнь с пользой для отчизны. В гимназии Николай Новиков впервые понял значение книги и просвещения. Исполняя долг службы в армии, Новиков в 1762 году стал солдатом Измайловского полка, но будучи хорошо образованным, работал в комиссии по составлению нового военного уложения, вёл протоколы заседаний. Эта работа ввела юношу в атмосферу общественно-политической борьбы эпохи. Это и бесправное положение крестьян, и жестокость помещиков, то есть все пороки крепостничества. У Новикова зрела потребность собственного протеста против насилий, чинимых над русским народом. В 1768 году, в связи с окончанием работы комиссии, Новиков ушёл с военной службы. В 1770 году он поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком, где прослужил всего три года, ушёл в отставку и более на государственной службе не состоял. С 1763 года началась издательская деятельность Новикова. Он выпускает журналы «Трутень» (1769-1770 гг.), «Пустомеля» (1770 г.), «Живописец» (1772-1773 гг.), «Кошелёк» (1774 г.). Здесь его главное кредо - активная деятельная помощь людям по их просвещению. Он находит переводчиков для знакомства широкого круга читателей с лучшими произведениями западных авторов. Новиков мечтает, чтобы люди устремились к совершенствованию. Помогли друзья, единомышленники по Московскому Университету: братья Фонвизины, Херасков, Богданович, Домашнев, Карин, братья Нарышкины и другие. В издательском деле Новиков проявил незаурядное мужество, смелость и находчивость, ведь надо было умело обходить препоны цензуры. В 1779 году Новиков переехал в Москву и развернул поистине небывалое, по тем временам, издание книг и журналов, привлекая к сотрудничеству известных писателей, переводчиков, издателей и книготорговцев. Он полагал, что печатное слово больше всего содействует просвещению. Его влекла активная деятельность, возможность помогать ближнему, просвещать, учить добру, справедливости, любви и милосердию. Николай Иванович был отличным рассказчиком, добрым, душевным человеком, легко сходился с людьми. Это был человек больших духовных накоплений, умелый и находчивый, внимательный и наблюдательный. Там, где других подстерегали неудачи, он с честью выходил из затруднений. Так один за другим выходили в печать его сатирические журналы с 1769 по 1774 год. Он обличал в них крепостничество, пошлость окружающей жизни, призывая людей быть самоотверженными патриотами, пробуждал в них гражданский дух и совесть, т.е. взывал к самым лучшим качествам, стараясь разбудить их сердца.

Новиков основал книжную торговлю в 16-ти городах России, создал две школы для детей ремесленников, крестьян и мелких торговцев. Организовал бесплатную аптеку, библиотеку - читальню. В 1787 году занимался организацией помощи голодающим крестьянам

Очень многогранна деятельность Н. И. Новикова, до сих пор она мало изучена. Он был и писателем, и историком, критиком и философом, сатириком, драматургом и книгоиздателем. При жизни и после его ухода было много клеветы, но сохранились свидетельства лучших людей того времени: Белинский, Герцен, Чернышевский и Добролюбов неоднократно выступали в защиту Новикова, указывая на его большое значение в истории русской литературы и общественной мысли, призывая к изучению его творчества. И только в советское время, в 1951 году вышло первое собрание избранных сочинений Новикова.

Выступая против крепостничества, Новиков настроил против себя Екатерину II. По её приказу за Новиковым была установлена слежка, она считала его «умным и опасным» человеком. В 1792 году по указу Екатерины II Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость, где провёл целых 15 лет, но, вступив на престол, Павел I-ый освободил Новикова в 1796 году, запретив при этом заниматься издательской деятельностью, также не удалось возобновить её и при Александре I. Тяжело больной, без средств к существованию, в последние годы жизни Николай Иванович не мог уже заниматься литературным творчеством, но до конца земной жизни оставался верен своим убеждениям. Он ушёл с земного плана 31 июля 1818 года в возрасте 73 лет после перенесённого инсульта.

Основные мысли Н. И. Новикова

Большое значение имеют работы Новикова по истории. Он явился достойным продолжателем дела Ломоносова. Новиков был членом масонской ложи, последователем Бёме и Сен-Мартэна, он верил в братство всех людей, которые встали на путь совершенствования под влиянием нравственно-философских учений, «полезных книг и полезных дел». Масонство пришло в Россию в 30-х годах 18 века из Англии. Масонские ложи образовались сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге. В 70-80-ые годы в стране насчитывалось около 100 масонских лож с 2500 членов. Новиков вступил в масонскую ложу в 1775 г. в Петербурге, где была «Белая ложа» мартинистов. Это была школа истинного гуманизма, которая развивала творческие способности. Книга Сен-Мартена «Об ошибках и истине» была опубликована на русском языке в 1785 г. Многие переводы сочинений Якоба Бёме распространялись в рукописях и лишь некоторые из них были напечатаны. Под истинным христианством масоны понимали развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним. Е. И. Рерих так писала о масонах того времени: «Все достойнейшие представители и лучшие умы ее, как Новиков, кн. Кудашев, Суворов, Голенищев-Кутузов, светлейший кн. Смоленский, Грибоедов, Пушкин, Херасков, Бакунин и др., - были масонами», - Письмо от 12.12.1934 г. В том же письме Елена Ивановна писала, что следует изучать масонство - чем оно было и чем стало сейчас. Речь идёт о затемнении масонства уже с 19 века. «Ознакомившись с первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственному кодексу его. Нужно бороться с косностью и невежеством, с тёмным сознанием, с ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание. Ведь жизнь питается только высокой мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведёт к разложению… Мысль ограниченная является проводом для тёмных проявлений. Потому мысль может развиться в великое напряжённое начинание или может разрушить каждое начало».

Новиков особенно активно участвовал в распространении идей Сен-Мартэна, издавал книги, редактировал масонские периодические издания, организовывал библиотеки. Новиков в своём мировоззрении приближался к идеалам масонства, взяв из них самое лучшее. Н. И. Новиков выражал лучшие идеи белой масонской ложи. Так из прошлого он протягивал нам руку помощи - тем, кто ещё не понял, что человек создан для того, чтобы «добродетель являть». Государство - это большое сообщество людей, где всё должно быть во благо, богатый должен помогать бедному. Новиков проповедовал необходимость нравственного и духовного совершенствования человека, осуждал злоупотребления в области светской и духовной жизни.

Основные его взгляды:
1. Добропорядочен тот, кто воспринимает 10 заповедей Христа по сути и применяет их в жизни.
2. Новиков выступал против схоластической школы, против догматизма. Он писал: «Разум дан человеку, чтобы служить людям».
3. Просветительство должно быть главным делом и должна быть добрая воля людей воспринять и осознать полученные знания. Человек должен «являть добродетель».
4. Нравоучение - есть полезнейшая наука, это учение о нравах. Нрав - отражение нашего характера, а характер - отражение нашего духа. Таким образом, нравоучение - есть наука о полноте выражения духа. Новиков пишет о том, что настоящий труд - для высокого, среднего и общего нравоучения, то есть по разной степени выражения духа. Он старался дать знания по сознанию.

Из всего выше сказанного, мы видим, что Новиков - истинный последователь Христа, Бёме, то есть он исполнял волю Великих Учителей, идеи Братства. Он знал о бессмертии духа, поэтому так самоотверженно и беззаветно служил людям, являл добродетель на деле. Он понимал, чтобы претворять в жизнь 10 заповедей Христа, нужно овладеть определённой системой знаний, необходимо знать общие законы развития и общества. Поэтому он и занимался просветительством, старался донести до людей лучшие книги. Большое значение Новиков придавал издательской деятельности и публицистике. Он выпускал журнал «Утренний Свет», который выражал лучшие взгляды масонов того времени. Журнал выходил ежемесячно с сентября 1777 года по август 1780 года - сначала в Санкт-Петербурге, а с мая 1779 года и параллельно в Москве. Это было нравственно-религиозное издание с философским уклоном, где читателям предлагалось на только верить, но и размышлять об основаниях своей веры. Впервые в русской журналистике «Утренний Свет» провозгласил самым важным и необходимым делом - внимание к человеку, к отдельной личности, к её развитию и совершенствованию. «Своим предметом авторы видели добродетель, благоденствие и счастье человека».

Таким предстаёт перед нами Николай Иванович Новиков - великий просветитель, истинный гражданин России, писатель-сатирик и учёный-философ, публицист и книгоиздатель, он постоянно и самоотверженно трудился на общее благо, для ускорения роста сознания человечества, он исполнял волю Братства на Земле.

Ирина Турыгина, 2013 г.

Использованная литература:
1. Билевич. Н. Николай Иванович Новиков, М., 1948
2. Вернадский, Г.В. Николай Иванович Новиков, М., Наука и школа, 1918
3. Новиков Н. И. «Избранные произведения»
4. Рерих Е. И. Письма в 2-х тт.