Вся правда о кремации людей. Крематории и кремация - ликбез по важным вопросам

  • 04.05.2019

Правда ли, что болезни объясняются психологическими причинами, какие разумные основания есть у этой идеи, и что делает её такой соблазнительной.

В 1923 году писательница Кэтрин Мэнсфилд, страдая от запущенного лёгочного туберкулёза, отметила в своём дневнике: «Скверный день. <...> ужасная боль и так далее. Ничего не могла делать. Слабость была не только физической. Чтобы выздороветь, я должна исцелить своё "я" . В этом корень того, что я не выздоравливаю. Мой разум мне не подчиняется». Тремя годами ранее Франц Кафка, страдая от того же заболевания, писал Милене Есенской: «Болен мой разум, а болезнь лёгких лишь выражение моего душевного недуга».

Если все болезни происходят от нервов, то лечить от туберкулёза нужно не лёгкие, а больную волю. Примерно так рассуждали тысячи вполне благоразумных людей на протяжении десятков лет - до тех пор, пока врачи не обнаружили причины туберкулёза и не научились эффективно его лечить с помощью стрептомицина и других противомикробных препаратов. Теперь сложно найти человека, который бы всерьёз верил в то, что туберкулёз происходит от внутренних конфликтов или чрезмерных страстей.

Убеждения меняются, но многое остаётся неизменным. Например, вера в то, что корни заболеваний нужно искать в психике человека.

Психосоматика - слово, которым принято обозначать единство телесных и психических функций у млекопитающих вида Homo sapiens . Психологические факторы влияют на возникновение заболеваний, а заболевания оказывают обратное влияние на психику человека: с этими простыми утверждениями не станут спорить даже самые консервативные представители официальной медицины.

Но человек, который убеждён, что «все болезни - от нервов», порой идёт гораздо дальше. Язву желудка и двенадцатиперстной кишки он свяжет с нелюбовью к себе, артрит - с нерешительностью и отказом действовать. Приверженцы альтернативной медицины любое, даже самое тяжёлое заболевание могут объяснить психологическими причинами. Как в таком случае отделить правду от вымысла, а реальные медицинские факты - от пустых заявлений?

«Каждый сам создаёт свою болезнь»

Луиза Хей и Лиз Бурбо - одни из самых известных апологетов идеи, что наши мысли и убеждения - главный источник наших психоэмоциональных и физических недугов (в России их дело продолжает, к примеру, Валерий Синельников ). Они даже разработали таблицы, в которых конкретные болезни соотносится с определёнными психологическими состояниями. Болезнь Паркинсона, по мнению Хей, возникает от страха и стремления к контролю. Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят. «Злоба, недовольство и обида, накопленные в течение долгого времени, буквально начинает поедать тело и становится болезнью, называемой РАК» - пишет она в своей самой известной книге «Исцели свою жизнь».

И у этой веры есть вполне серьёзные (и печальные) последствия. Человек, который убеждён, что его сердечные недомогания вызываются отказом от радости, скорее будет повторять про себя «я с удовольствием пропускаю поток радости через своё сознание, тело, жизнь» (как советует Хей), вместо того, чтобы своевременно обратиться к кардиологу. Альтернативная медицина вовсе не случайно подвергается наибольшим нападкам со стороны многих учёных и профессиональных скептиков. Даже если лечение, которое предлагают альтернативные «целители», само по себе безвредно, оно может стоит вам жизни из-за игнорирования реальных медицинских проблем.

Приведём всего один пример. Многие знают, что Стив Джобс девять месяцев после постановки диагноза отказывался от операции по удалению рака поджелудочной железы. Вместо этого он сел на диету, пробовал пищевые добавки, акупунктуру и другие альтернативные методы лечения. Когда он всё-таки лёг на операционный стол, было уже поздно: метастазы распространились по телу, и врачи не смогли его спасти. Артур Левинсон, друг Джобса и коллега по Apple, позднее рассуждал : «Мне кажется, Стив так страстно желает, чтобы мир был устроен определённым образом, что заставляет его быть таким. Иногда это не срабатывает. Реальность жестока». Рак не подчиняется нашим убеждениям, какими бы позитивными и благозвучными они не были. Любая болезнь своенравна. На неё не подействовать лишь убеждением.

Когда Сьюзен Сонтаг обнаружила, что болеет раком, она решила написать эссе , которое избавило бы эту болезнь от моральной и психологической окраски. В 1970-е годы многие считали, что рак вызывают определённые психологические характеристики пациентов: подавление эмоций, неудовлетворённость близкими отношениями, боль от недавней разлуки. Она сравнила эту болезнь с туберкулёзом, который тоже совсем недавно связывался с конкретными психологическими комплексами и «страстями». Ещё раньше такими характеристиками наделяли чуму. В XVI-XVII веке, в страдающем от эпидемии Лондоне бытовало поверье, что «счастливый человек неуязвим для заразы». Когда были найдены реальные методы лечения, эти фантазии быстро отошли в прошлое. То же самое случилось с туберкулёзом, а со временем, возможно, произойдёт и с раком.

Но как бы далеко ни зашёл прогресс в медицине, массовое убеждение в психологической природе заболеваний никуда не уходит.

С одной стороны, под этим убеждением кроются реальные основания. Влияние хронического стресса на возникновение многих заболеваний доказано многократными исследованиями. Стресс ослабляет реакции иммунной системы и делает организм более уязвимым для самых разных болезней. В этом случае врачи прибегают к «теории слабого места» , согласно которой на фоне стресса в первую очередь отказывают те органы и системы, которые у конкретного пациента ослаблены генетически. Но, как замечает Сонтаг, «гипотеза об иммунологическом отклике на эмоциональные потрясения вряд ли тождественна - или поддерживает - мысль о том, что эмоции вызывают болезни, а тем более положение о том, что определённые эмоции становятся причиной определённых болезней».

Не существует прямой связи между болезнями и психическими состояниями.

Вера в то, что источником заболеваний являются определённые состояния психики, уходит глубоко в прошлое. Ещё во времена Платона и Сократа греческий врач Гиппократ утверждал, что состояние организма тесно связано с темпераментом человека. Гневливость вызывает астму, вялость - расстройства желудочно-кишечного тракта, меланхолия - болезни сердца и мозга. Но Гиппократ всё-таки не преувеличивал важность психологии: основным источником болезней он считал дисбаланс жидкостей (гуморов) внутри организма. Гуморальная теория веками определяла облик западной медицины, пока не были найдены более эффективные теории и соответствующие методы лечения. Во времена Гиппократа многое было простительно. Но сегодня утверждение о том, что рак вызывают невысказанные обиды, можно объяснить только цинизмом или глупостью.

Какие болезни можно объяснить психологией

Само слово «психосоматика» появилось только в XIX веке, а классическая теория психосоматических заболеваний возникла уже к середине XX столетия. Один из основоположников этого подхода, психоаналитик Франц Александер,в 1950 году привёл перечень из семи основных психосоматических болезней, который в целом остаётся верным до сих пор. Это так называемая «чикагская семёрка»:

    эссенциальная гипертензия;

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

    ревматоидный артрит;

    гипертиреоз (тиреотоксикоз);

    бронхиальная астма;

    язвенный колит;

    нейродермит.

Современная медицина не отрицает, что эти заболевания часто возникают на фоне стресса и негативных психологических переживаний. Но нельзя считать психологию их единственной причиной. Так, для возникновения язвы желудка не менее важным компонентом в большинстве случаев является бактерия Helicobacter pylori .

Другая разновидность заболеваний, которыми занимается современная психосоматическая медицина - это расстройства, у которых отсутствует физиологический субстрат при несомненном наличии негативных симптомов. Симптомы могут быть самыми разными: боли в разных частях тела; расстройства желудочно-кишечного тракта; кожные высыпания; неконтролируемые судороги и головные боли. Считается, что психосоматическую природу имеет синдром раздражённого кишечника - одно из самых распространённых в мире заболеваний ЖКТ, от которого страдают примерно 15-20% взрослого населения планеты. Но в последние годы учёные обнаруживают доказательства того, что определённые виды СРК являются аутоимунным заболеванием, которое возникает у людей, перенёсших бактериальную кишечную инфекцию.

Синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит - болезнь, которая сейчас подвергается сходному пересмотру. Ранее этот синдром, жертвы которого испытывают недостаток энергии даже при минимальных нагрузках и зачастую оказываются изолированы от общества, считался одной из разновидностей истерии. Пациентам рекомендовалось пройти курс психоанализа, чтобы проработать вытесненные эмоциональные травмы, которые якобы выражаются в упадке сил и других физиологических симптомах. Причины этой болезни до сих пор неизвестны (хотя есть предположения о вирусном характере СХУ). Зато очень хорошо известно, что ни психотерапия, ни антидепрессанты, ни «позитивный настрой» не помогают избавиться от болезни.

Состояние сознания и психологические установки обладают большой властью над телесными функциями. Это доказывает действенность механизма плацебо и его оборотной стороны - ноцебо. В 2007 году житель американского города Джексон, участвовавший в клиническом испытании антидепрессанта , поссорился с подругой, проглотил оставшиеся таблетки и был доставлен в больницу с тахикардией и опасно низким давлением. Когда организаторы испытаний сообщили, что пациент был в группе плацебо и принимал пустышки, все симптомы прошли за 15 минут.

Сознание телесно, а тело воспринимается психологически. Стресс - это не просто набор ощущений в нашей голове. Это конкретный физиологический процесс, который влияет на работу внутренних органов. Но, помимо психологических причин, у большинства заболеваний есть множество иных - питание, образ жизни, состояние окружающей среды, генетическая предрасположенность и случайные инфекции. Именно эти причины, как правило, оказываются основными.

Потребность объяснять болезни через негативные эмоции и психологические установки больше говорит не о болезнях, а о самом объясняющем и об уровне знаний его эпохи. Когда люди ничего не знали о бактериях и антибиотиках, у них были все основания считать чуму божьей карой, а туберкулёз - следствием несдержанных страстей. У любой болезни по определению есть психологическое измерение. То, как ведёт себя наше тело, влияет на внутреннее состояние и образ мыслей, а внутреннее состояние влияет на тело.

Что делает этот путь объяснения таким соблазнительным? Во-первых, его относительная простота. «Язва у тебя потому, что ты кого-то не перевариваешь» - произнесите это, и жизнь станет простой и понятной. Гораздо сложнее говорить о взаимодействии бактерий с внутренней средой организма, рационом питания, образом жизни, стрессом и многими другими физиологическими механизмами. Во-вторых, психологическое объяснение даёт иллюзию контроля над заболеванием. Прими свои эмоции, научись контролировать внутренние конфликты - и болезни тебе не грозят. Нет нужды говорить, что счастье никогда не было достаточной причиной для бессмертия.

В большинстве случаев от психологических объяснений в медицине лучше избавиться и посмотреть для начала на физиологию. Иногда болезнь - это просто болезнь, без всяких скрытых значений и подтекстов.

Цель данной публикации - расширить представление о кремации как современном способе захоронения, который стремительно развивается практически во всем мире. Наибольшее развитие он получил в Японии, Великобритании, Франции, Германии, Польше и Чехии.

Среди многих рациональных соображений, ведущих к кремации усопших, приоритетным является именно гигиенический аспект, прежде всего охрана источников питьевой воды и недостаток земельных мест для классического захоронения. Вредное воздействие кладбищ на подземные воды намного больше, чем общество предполагает. Речь не только об экологии, но и об экономике. Расходы захоронений в крематориях на 20-25 процентов дешевле в сравнении с захоронениями в земле.

О том, как осуществляется сам процесс кремации, мы попросили рассказать генерального директора Новосибирского крематория А.М. Кравчука.

Для России процесс кремации не является пока привычным способом захоронения. Именно поэтому нужны определенные знания о сущности процессов, протекающих в кремационной печи, а также понятие обо всей процедуре этого нового для россиян вида захоронения.

Признаюсь, мне самому пришлось немало потрудиться, чтобы во всех тонкостях постичь основы кремационных процессов. Когда впервые увидел печь, которая в два раза меньше обычного металлического гаража, то подумал, что смогу быстро разобраться в технологии и основное внимание уделю обряду, организации собственно ритуала прощания. Именно там, в душевной горести людей, как мне казалось тогда, будут основные мои заботы. Но когда стал вникать, увидел сложнейшую компьютерную начинку, понял, что это только с виду печь выглядит маленькой.

Истории современной кремации более 100 лет. Много ученых в мире трудились над этой задачей. При всей кажущейся простоте конструкции печи сама кремация как технология предстала для меня как емкий, высокотехнологичный инженерно-биологический, последовательно управляемый с помощью электроники процесс.

Но все по порядку. Кремационный процесс возвращает природе тела усопших после предварительного сжигания в кремационной печи. Чтобы превратить труп человека в горстку пережженных белых косточек, которые легко превращаются в пепел, требуется очень высокая температура, 860-1100 градусов Цельсия. Такой температуры легче достичь, сжигая не твердое топливо, а газ, который может дать необходимую для сжигания трупа температуру. Мало достичь высокой температуры, нужно еще добиться того, чтобы сжигать труп не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха. В этом случае будет гарантия, что останки не смешаются с продуктами горения топлива.

Камеру сжигания делают из огнеупорного кирпича; размером она более обширна, чем самый большой гроб. Чтобы исследовать и постичь конструктивные детали, я сам неоднократно залазил в эту самую камеру сжигания. Находясь в печи, представлял все физические процессы, которые происходят во время сгорания: как происходит подача газа, воздуха; за счет чего создается давление; из каких форсунок и в какой момент проводится нагнетание горячего воздуха; за счет чего происходит огненное вихрение; куда отходят газовые продукты сгорания; каким образом осуществляется дожиг останков с помощью дополнительной горелки.

Процесс кремации должен проводиться до полной минерализации органической массы, при соблюдении строгой сепарации праха отдельных умерших. Совершенно неприемлемо ускорять процесс путем воздействия более высоких температур, делением тел или разгребать горячие остатки.

Мертвые тела отличаются с точки зрения кремации по возрасту усопших, по времени, которое истекло между смертью и кремацией, по применяемым лекарствам при длительных болезнях, ведущих к смерти, и по весу.

Классическим примером влияния длительного лечения на процесс кремации является затруднительное сжигание кальцинированных тканей умерших от туберкулеза. Во время моего знакомства с работой крематориев в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Милане, Кельне, Риме, во многих чешских крематориях персонал откровенно делился со мной опытом. Например, рабочие зала печей рассказывали мне о таких своих наблюдениях: кремация более полных умерших протекает очень быстро, как спички вспыхивают тела наркоманов. И наоборот, тела умерших от рака горят на 20-35 минут дольше. Я сам неоднократно в глазок печи наблюдал за кремацией раковых больных. Интересно, что пораженные опухолью ткани фактически не горят, или горят, но совсем другим - синим, сияющим пламенем, как будто это не тело, не органическая ткань сгорает, а что-то совсем иное. Не даром сегодня медики все чаще говорят об информационной природе раковых и других системных заболеваний.

В стенке камеры есть специальное отверстие для отвода жидкости, испаряющейся с трупа. Органы человеческого тела имеют в себе много жидкости: легкие - 79%, печень - 74%, почки - 81%, мозг - также 81% и т.д. Вся эта жидкость при высоких температурах печи превращается в пар, вот почему от взрослого человека весом 60-65 кг после сжигания остается только 2 - 2,5 кг пепла и пережженных костей. Кроме тел умерших, сжигаются также гробы, их оснащение и одежда покойника.

Неотделимой операцией технологического процесса в крематориях является обработка пепла перед укладкой в урну. Зольники с выгребенным пеплом охлаждаются в пространстве печи. Традиционно урны выполняют в виде кубка, вазы с крышкой, шкатулки, чаши, изготавливаются из мрамора, гранита и другого натурального камня, керамики, синтетических материалов, имеют религиозную символику, украшаются растительным или геометрическим орнаментом.

Совершить погребение урны с прахом можно уже на следующий день после кремации, если уже определено место. Но родные и близкие умершего имеют возможность после кремации без спешки найти оптимальное место и удобное время года для погребения урны с прахом. В течение одиннадцати месяцев ее могут оставить на хранение в крематории и лишь на двенадцатый, если она еще не получена, напоминают ответственному лицу из родственников и близких покойного о необходимости ее погребения.

К достоинствам колумбарного вида захоронения относится невысокая стоимость ниши и мемориальной плиты, закрывающей помещенную в нее урну. Кроме открытых колумбариев, бывают и закрытые. Колумбарий, расположенный в помещении, удобен для посещения места захоронения в любую погоду в любое время года. Однако в последнее время более часто прибегают к захоронению урн с прахом на кладбищах в могилах родственников, что также обходится недорого.

После окончания церемонии гроб перемещают на передвижную платформу и с помощью специального приспособления подают в камеру сжигания. В дверях камеры есть небольшое отверстие, «глазок», через которое можно следить за процессом сжигания, которым управляет компьютер. Чтобы не было ни одной возможности смешивать останки, каждого покойника, которого привезли в крематорий, регистрируют, а на гроб кладут номерок из огнеупорного кирпича или металлическую пластину с номером. Когда заканчивается сжигание, номерок оказывается вместе с пеплом, таким образом, невозможно смешать останки разных покойных.

В заключение хотелось бы добавить, я недавно вернулся из третьей своей заграничной командировки в Чехию, Германию, Италию, где проходил стажировку, знакомился с опытом работы европейских крематориев, обучался работать на оборудовании фирмы «ТАВО», которое будет поставлено в Новосибирск уже в июне. Я присутствовал при закладке новосибирской печи. Сегодня она уже приняла законченное очертание, завершена футировка стен. Чехи обещают к середине июня закончить ее производство.

А.М. Кравчук, генеральный директор Новосибирского крематория

В.А. Толоконский, глава администрации новосибирской области:

Еще в мою бытность мэром я тщательно изучил вопросы кремации. К этому обязывал меня статус города-гиганта, у которого за вековую историю накопилось много проблем в сфере погребения. Городской бюджет ни тогда не имел, ни сейчас не имеет резервов для значительных многомиллионных инвестиций. К счастью, теперь появились частные инвесторы. За основу мы приняли самую дешевую и самую эффективную технологию кремации на основе европейского опыта. Когда я был мэром, нам было сделано предложение от франко-голландской фирмы «ТАВО» о поставке кремационного оборудования. По нашей просьбе тогда был разработан бизнес-проект крематория. Бюджет не позволил реализовать его.

Честно говоря, мы рассматривали много предложений от иностранных и отечественных производителей - их было более десяти. По просьбе департамента потребительского рынка собирала эти планы «Сибирская Ярмарка» - устроитель единственной в России похоронной выставки «Некрополь». У них большая база данных, обширные контакты со всем миром в этой сфере.

Инвесторы обещают в конце 2001 года открыть крематорий. Конечно, он не заменит традиционные формы захоронений. Один из самых важных аргументов в пользу кремации - ее дешевизна, а также экологичность.

Новосибирск - город с полуторамиллионным населением - давно должен был иметь крематорий, а новосибирцы должны иметь выбор: погребение в землю или кремация.

Обязанность живущих не только заботиться хорошо о своих усопших, но и обеспечить такую окружающую среду, чтобы живым было возможно безопасно жить.

С.Б. Якушин, президент Выставочного общества «Сибирская Ярмарка»:

Горький опыт прощания с близким постиг я более двадцати лет назад, когда почил мой отец, находясь в гостях у старшего сына в Ленинграде. Мама, брат, сестра - все мы вместе решили тогда, что тело отца будем кремировать, чтобы урну захоронить на Первомайском кладбище в Новосибирске. Отец был известным человеком в районе, он много сделал для Первомайки. Нам выделили место на главной аллее для погребения праха. Тогда это была «новая», малоизвестная форма захоронения.

До сих пор не могу забыть детали торжественного ритуала в Ленинградском крематории. Отец мой - фронтовик. Мама трижды за годы войны получала на него похоронку, но никогда - в душе - не хоронила его, верила, что он жив. И все три раза он возрождался. Ведущий церемонии, профессиональный артист-оратор, начал короткий рассказ о жизни отца простыми и одновременно торжественными словами: «Сегодня мы прощаемся с гражданином СССР Борисом Ивановичем Якушиным, орденоносцем..., фронтовиком, которого не смогла сразить пуля врага...» Все тихо рыдали. Говорили сдержанно, проникновенно, атмосфера была благоговейная. Прощались мы с отцом под гимн Советского Союза. Почему-то на душе было светло.

Прежде чем гроб опустился из траурного зала в зал печей, ведущий попросил всех присутствующих обойти постамент по кругу и правой рукой дотронуться до изголовья гроба.

Мы с братом и сестрой переживали за маму, не знали, как её сердце «справится» в крематории. Но ритуал был спланирован и проведен таким образом, что в нем не было места громкому плачу, исступленным завываниям, «бросаниям на гроб». Тихо, торжественно, достойно, уважительно. Во многом благодаря самой церемонии мама смогла по-христиански спокойно пережить прощание с отцом.

С тех пор я - горячий сторонник кремации. На наших выставках - сначала «РитуалСиб», а затем «Некрополь» (вот уже пять лет выставка проводится в Москве) - мы старались как можно шире пропагандировать идею кремации. Мы собирали крематоров со всего мира. Сегодня нам известны более 20 производителей кремационного оборудования. Все они выставляли свои проекты на выставках. Не случайно несколько лет назад мэрия Новокузнецка обратилась к нам с просьбой помочь им провести тендер на лучший крематорий. Тогда эксперты признали лучшим оборудование франко-голландской фирмы «TABO», у которой открыто большое производство в Чехии. Крематорий в Новокузнецке уже работает.

Мне давно хотелось, чтобы и в нашем городе был построен крематорий. Помню, долго убеждал мэра И.И. Индинка в необходимости кремации в новосибирском мегаполисе, где под кладбища занято почти полмиллиона гектаров. Иван Иванович - глубоко верующий человек, а православие в то время занимало более жесткую позицию по вопросу кремации. Однажды мы оказались вместе в Лондоне. Я уговорил его посетить старейший крематорий в Европе, которому больше века. Поездка в крематорий произвела глубокое впечатление на нашего мэра. Мы подошли к урне с прахом русской балерины А. Павловой. Рядом с урной небольшая статуэтка балерины. От трогательности момента, которая выражалась прежде всего в достоинстве и уважении памяти ушедших, Иван Иванович расплакался. Сравнение было не в нашу пользу. «Хороним индустриально, складируем в земле, как на промышленной базе, память не сохраняем, семьи на кладбищах разлучаем. Крематорий в Новосибирске обязательно нужно строить. Упустили время!» - сказал И.И. Индинок.

Ущемленный бюджет города не позволил начать стройку. Но подготовительная работа была проведена большая. Новый мэр В.А. Толоконский исследовал эту проблему во всех тонкостях. Заочно мы в мэрии провели два тендера на лучшее кремационное оборудование. По причине финансовых трудностей и других более веских социальных приоритетов проект крематория был отложен.

Попытки «Сибирской Ярмарки» на выставках «Некрополь» привлечь внимание частного капитала в этот проект не принесли успеха. Частный бизнес неохотно вкладывает деньги в проекты, срок окупаемости которых 8-10 лет. К тому же похоронная сфера не очень емкая - весь оборот новосибирской похоронки не превышает 50-70 млн рублей в год. Это большая иллюзия, что похоронка - сфера богатая, где можно получать сверхприбыли. Для крупного капитала это сравнительно небольшие деньги, чтобы выделить крематорий в качестве приоритетного проекта. К тому же возврат средств пролонгирован во времени. А у мелкого и среднего предпринимателя - на похоронном рынке Новосибирска 15 фирм - нет свободных средств для крупных инвестиций.

Сегодня у Новосибирска появился уникальный шанс построить крематорий с помощью иностранного инвестора. Было бы непростительной ошибкой не воспользоваться этим.

Недавно я беседовал на тему кремации с Епископом Новосибирским и Бердским Тихоном. У православия, как и у католиков, заметно смягчилось отношение к кремации. Владыка Тихон, например, не видит глумления над телом во время кремации. «А если утонувших подводников съели рыбы? Или люди погибли в пожаре? Разве их души не воскреснут?» - лаконично и просто ответил на мой вопрос о его отношении к кремации Владыка Тихон.

Православный и католический синоды несколько лет назад постановили не вмешиваться в дела государства: если по причинам экономической, санитарно-эпидемиологической целесообразности и с учетом волеизъявления граждан необходима кремация, обе христианские церкви решили совершать отпевание усопших перед кремацией. По благословению Патриарха Русской православной церкви Алексия II во всех российских крематориях служат православные священники.

Нет сомнения, открытие крематория - это новый культурный, эстетический, духовный уровень в похоронном деле Новосибирска. Возможность для многих семей оставаться после кончины вместе, в одном семейном склепе - колумбарии, а не быть захороненными на разных кладбищах, в разных городах согласно прописке. Это решение и назревшей социальной проблемы - удаление похорон из многоэтажек, представляющих опасность физическому и психологическому здоровью соседей, путем переноса ритуала прощания в специальные залы в крематории.

Не могу не вспомнить и другие слова И.И. Индинка: «Нужно было бы построить Дом прощаний обязательно на Красном проспекте. Человек жил в этом городе, приумножал своим трудом его развитие. Каждый новосибирец вправе рассчитывать на то, что в последний его день город будет прощаться с ним на своей главной улице».

Хочется надеяться, что уже в конце этого года в Новосибирске будет построен крематорный комплекс с колумбарным парком и двумя залами прощания.

Безусловно, потеря близких людей становится для нас настоящим психологическим потрясением и тяжелейшим стрессом. Когда умирает человек, его родственникам приходится решать вопрос о том, какой тип захоронения выбрать, чтобы душа усопшего «нашла вечный покой».

В настоящее время в нашей стране все большую популярность приобретает такая процедура, как кремирование человека. Агентства, специализирующиеся на оказании ритуальных услуг, вынуждены решать огромное количество вопросов, непосредственно связанных с кремацией. При этом многие люди, которые в силу различных причин вынуждены заниматься организацией похорон, не имеют ни малейшего представления о том, кремирование человека. Нижеизложенная информация об этом будет им весьма полезна.

Итак, что же такое и насколько дорогостоящий данный ритуал?

Кремация представляет собой одну из вариаций захоронения, которое предполагает сжигание тела человека в специальной печи до тех пор, пока не образуется пепел. После этого прах покойного кладут в специальный контейнер, который отдают родным и близким покойника для того, чтобы они завершили процедуру захоронения одним из следующих методов: либо поместили пепел в могилу, либо поместили урну в колумбарий.

Какова цена вышеуказанной процедуры

Необходимо отметить, что стоимость кремации не так уж и высока - она составляет порядка 4 тысяч рублей.

Рассматривая такой ритуал, как кремирование человека, цена которого зависит от того или иного набора необходимых услуг и принадлежностей, следует подчеркнуть, что даже покупка гроба для кремации - родственников усопшего. Так или иначе, смета расходов на кремацию составляется на основе их финансовых возможностей.

В настоящее время проблем с выбором гроба для покойника не существует. Единственное требование заключается в том, чтобы он был сделан из материалов, которые отлично поддаются горению.

В чем причина того, что кремирование человека как вид погребения становится все более предпочтительным? Их несколько. И они индивидуальны.

Некоторые эксперты заявляют о том, что со временем кремация «вытеснит» земельное захоронение, поскольку это менее затратная с финансовой точки зрения процедура.

Огромный интерес у многих вызывает не только вопрос о том, как происходит кремирование человека, но и то, нужно ли перед сжиганием тела его кремировать. Если пункт кремации расположен на удаленном расстоянии и к нему следует добираться длительное время или когда процедура прощания намечена непосредственно перед кремированием покойника, то рекомендуется тело бальзамировать.

Весьма индифферентно к вышеуказанной процедуре относится церковь. Существует позиция, в соответствии с которой само по себе сжигание тела не противоречит церковным канонам. Однако определенная часть духовенства крайне негативно относится к кремации. Прошло совсем немного времени с того момента, как священнослужители начали отпевать покойников непосредственно в здании крематория.

В XXI веке услуга кремации тела стала популярной во многих странах Европы. Несмотря на общие консервативные настроения и не самое лояльное отношение официальной церкви, идея кремировать тела усопших после смерти постепенно вытесняет старые традиции погребения. Если верить статистике, сегодня уже около 70% населения Западной благосклонно относятся к этому ритуалу и с годами число его приверженцев только увеличивается.

Кремация тела человека заключается в его сжигании в специальной печи до полной минерализации скелета и всех мягких тканей. Объектом религиозных обрядов в данном случае становится прах кремированного (скелетные останки и зольный остаток). Если рассматривать этот процесс в чисто техническом аспекте, основное отличие кремации от простого захоронения заключается в скорости трансформации тела. При сжигании на полное преобразование трупа уходит около двух часов, в то время как при традиционном погребении, весь процесс занимает годы или даже десятилетия.

Как происходит кремация тела - особенности технологии

Современная кремация - это сложный и высокотехнологичный процесс. Несмотря на кажущуюся простоту, печи, используемые для этого процесса, управляются «умной» электроникой. Они выполняют множество функций и позволяют добиться полной минерализации останков.

Чем отличаются современные кремационные печи от старых?

В отличие от устаревших моделей, которые были в ходу лет 20–25 назад, большинство современных печей используют не твёрдое или жидкое топливо, а работают на газу. Тело сжигается не в самом пламени, а в потоке раскалённого воздуха при температуре 900–1100с. В результате процесса остаётся только горстка пережжённого костного материала, который после извлечения металлических частей, превращается в пепел.

Существуют также и электрические печи. В этом случае процесс также отличается предельной чистотой и эффективностью, но из-за больших затрат электроэнергии, себестоимость услуги может быть достаточно высокой.

Можно ли сохранить весь прах?

Старые технологии кремации имели несколько значительных недостатков: смешивание останков с продуктами горения и так называемый «выхлоп» в атмосферу, во время которого сгоревшие органические ткани улетучивались через дымоход. Сегодня эти проблемы полностью решены. Современные печи не имеют мощных вытяжных систем. Вместо них применяется закольцованное обращение горячего воздуха, поэтому прах усопшего сохраняется полностью.

Будет ли полученный прах экологически чистым?

Ранее, очень часто случалось так, что тело сгорало неравномерно и среди останков попадались жирные органические сгустки. И это, конечно же, является абсолютно неприемлемым. Такая оплошность не только ужасна с эстетической точки зрения, но и несёт в себе потенциальную опасность, ведь любая сохранившаяся органика будет продолжать разлагаться.

Но в любом случае это уже осталось в прошлом. Современные печи управляются с помощью электронного оборудования, которое точно рассчитывает продолжительность процесса и температуру горения, учитывая габариты и вес тела. Благодаря этому достигается 100% минерализация всех останков. К тому же в качестве дополнительной меры в печах предусмотрены специальные камеры дожига, которые исключают любую возможность неполного сгорания органики. Поэтому полученный после процедуры , а также он является пригодным как для захоронения, так и для безопасного хранения в специальной урне.

Что происходит с телом человека при кремации

После завершения окончательной подготовки тела, запечатанный гроб с покойным при помощи специальных манипуляторов помещается в камеру сжигания. После этого момента в работу включается электроника.

  • Первый этап - это загорание поверхности гроба. Обычно он занимает до 3–5 минут, после чего гроб полностью распадается, и начинается воспламенение всех горючих материалов. Параллельно происходит тепловое разложение тканей тела, которое запускает процесс карбонизации.
  • В дальнейшем электроника печи регулирует температурный режим таким образом, чтобы термическое разрушение тела происходило по определённым параметрам, поскольку если этот процесс будет протекать слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, не удастся достичь 100% минерализации скелета и мягких тканей.

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, существую множество факторов, которые обязательно необходимо учитывать. К ним относятся возраст усопшего, вес тела, количество времени между смертью и кремацией, а также особенности рациона и лекарственной терапии если человек умер в результате длительной болезни.

Данные параметры очень важны, ведь к примеру, одни заболевания вызывают кальцинирование тканей, другие - обезвоживание, третьи - изменение плотности костной и мышечной ткани и так далее. Поэтому в организациях, которые профессионально занимаются подобной деятельностью, перед началом процесса кремации всегда внимательно изучают эту информацию.

Последующая обработка праха

Непосредственно сжигание тела - это ещё не всё. Другой неотъемлемой частью процесса кремации является последующая обработка сгоревших останков. Образованный после термической обработки прах имеет неоднородную форму.

Они состоят из золы, фрагментов костей, а также всевозможных металлических частей - шурупов, ручек от гробов, гвоздей (также могут остаться протезы, штифты, стержни, пластины, если таковые когда-то использовались для лечения переломов). До однородного состояния прах доводят с помощью кремулятора - специальной машины, которая аккуратно разминает минеральный остаток до состояния однородной золы, отсеивая сторонние предметы.

Впрочем, во многих крематориях обходятся без такого оборудования, действуя по старинке (обрабатывая прах с помощью молоточков и просеивая его вручную). Но и тут поводов для беспокойства нет. Действительно, в старых крематориях советского образца после сожжения могли оставаться непрогоревшие кости, которые сотрудники учреждения, игнорируя моральные и этические моменты, просто извлекали и выбрасывали.

Но сегодня такое полностью исключено. Современные печи эффективно сжигают тело, оставляя однородный прах. Он абсолютно безвреден и экологически чист, а ручное изъятие металлических частиц проводится быстро и легко. После этого прах заключается в урну и отдаётся родственниками, которые смогут распорядиться им по своему усмотрению либо следуя воле усопшего.

На что следует обращать внимание если выбрана кремация тела

Выбор гроба и аксессуаров для покойного необходимо осуществлять по принципу «красиво и легко воспламеняемо». Такой подход упростит сам процесс кремации и удовлетворит запросам агентства ритуальных слуг (основные из них касаются техники безопасности во время процесса). В целом же все предварительные меры сводятся к удалению вживлённых в тело медицинских устройств (если таковые имеются) и изъятию ювелирных изделий.

Если же по желанию родственников ювелирные украшения остаются на теле покойного, не стоит переживать насчёт того, что их могут похитить после окончания процесса. Золото, серебро и драгоценные камни обычно не выдерживают сильного жара современных печей и распадаются на мелкодисперсные частицы.

Нужно отметить, что кремация не обязательно должна сопровождается отходом от традиционных обрядов погребения. Даже в этом случае можно провести все привычные похоронные мероприятия, включая прощание родных, близких и друзей с усопшим; торжественное захоронение урны с прахом и организацию поминального обеда.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена , но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Господь всегда с Вами!