Почему мастер. Cочинение «Почему Мастер заслужил «покой», а не «свет Почему маргарита заслужила не свет а покой

  • 29.08.2019

М. А. Булгаков - русский писатель, основной период творчества которого пришелся на трудные 1920- 1940 годы, когда отношения между художником и властью до крайности усложнились. Булгаков неоднократно обращался к теме «Художник и общество» («Жизнь господина де Мольера», «Мольер», «Последние дни»). Наиболее полное воплощение эта тема получила в романе «Мастер и Маргарита».
В своих более ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму «власти» и «стихийности» истории. В «Мастере и Маргарите», своей наиболее зрелой веши, писатель приходит к другой мысли. Человек, а в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляции, для Булгакова неприемлема.
В 20-е годы, когда возникал замысел романа, оформились концепции А. И. Опарина и Дж. Холдейна о происхождении жизни на Земле. Согласно их взглядам, мир вообще, и мир человеческий в том числе, возникли в результате эволюции от примитивных форм ко все более сложным, от механических к органическим, от животных к человеческим, от эгоистических к одухотворенным. Как врач и естественник, человек большой эрудиции, Булгаков был знаком с этой теорией. Она нашла художественное отражение в романе «Мастер и Маргарита» в разных образах и символах. В частности, в романе «свет» противоположен «покою». Ведь «свет» - это движение, и путь человеческих стремлений к нему бесконечен. «Покой» - это уход из жизни. По мнению Булгакова, только в борьбе, в преодолении жизненных трудностей может обрести себя человек.
Суд земной в лице литературных критиков Латунского и К° осудил Мастера. В обществе воинствующего атеизма его обвинили в «апологии Иисуса Христа», в «пилатчине» и старообрядстве. И хотя Мастер прекрасно понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен. Но не этот суд главный.
Почему Мастер так быстро отрекается от своих идей, от своего романа? Он даже пытается отказаться от своей великой любви - Маргариты (находясь в клинике для душевнобольных, он надеется, что она его за четыре месяца забыла). Видимо, потому, что и раньше в его жизни было немало случайного, импульсивного. Лишь по стечению обстоятельств он начинает работу над романом. Возможно, если бы не вера и поддержка Маргариты, он не окончил бы роман вовсе. Не случайно Булгаков ни разу на протяжении романа не показал своего героя в работе, в усилиях духа. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но не так скоро должен отступать человек. А он всю жизнь бежит от окружающего мира - то в исторический музей, то в подвал, то в клинику для душевнобольных. Зная обстановку в стране, где в 1930-е годы усилились репрессии, можно было предположить, что Мастера поместили в клинику власти по обвинению в инакомыслии. Но нет - он попадает туда по собственному желанию, даже находит, что «здесь очень и очень неплохо». Он уверяет себя, что «не нужно задаваться большими планами».
Вот почему Булгаков осуждает своего героя. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Великая борьба Добра и Зла за душу человека - это противостояние космического мрака (Воланд и его свита) и самоотверженного и творческого человеческого света (образ Иешуа). Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, вне «света». Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован «покой».

Основная философская линия романа - это борьба между добром и злом

осудившем Иешуа.

За свой гениальный роман мастер страдает, его обвиняют литераторы в том,

что он пишет об Иисусе Христе. И герой переживает душевный кризис, в ходе

которого он сжигает свой роман, но его возлюбленная, видимо, почуяв

сердцем что-то неладное, спасает одну пачку. О судьбе Мастера сказано так:

\"Он не заслужил света, он заслужил покой\".

Грех Мастера связан с его романом. Приговор Мастеру выносит Иешуа. Но

но и Воланда. Поэтому Воланда он просит о покое для Мастера. Но сатана

распоряжается адом.

ответа на вопрос, почему мастер заслужил покой, а не свет, получается в

результате сопоставления героев, заслуживших свет (Левий Матвей и Иешуа) с

мастером.

Образ Левия Матвея сложный и противоречивый, он необходим в романе для

возмездия за зло, совершаемое в мире. Например, он пытался спасти Иешуа,

невиновного человека, которого Понтий Пилат покарал.

Левий Матвей отпустил Иешуа одного, а это было ошибкой. Возможно, из-за

этого он и не избавил своего учителя от казни и истязаний.

Левий впадает в отчаяние, проклинает Бога за то, что тот допустил смерть

Иешуа. В таком же отчаянии находится и мастер, когда его ненадолго

оставляет Маргарита. И герой в порыве уничтожает свой труд.

Предав Иешуа Левий заслужил свет, а мастер, никого не предавший, не

заслужил

На самом деле Левий хотел спасти человека от мучений даже ценой своей

жизни, того, кто любил всех и считал, что злых людей нет вообще. Ученик

Иешуа боролся за справедливость, не за себя, а за своего учителя. Мастер

же хотел соответствовать той любви, которая была ему подарена Маргаритой и

которая возвысила его. То есть, фактически, мастера беспокоят только их с

Маргаритой отношения.

Поступок Левия Матвея оценен в романе выше, чем любовные переживания

главных героев. И мне кажется, что именно поэтому Левий и заслужил свет,

последовав за учителем.

А мастер и Маргарита получают покой из рук дьявола;Воланд преподносит

покой следующим образом: «О, трижды романтический мастер, неужто вы не

хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают

зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?..»

Но мастер - творец, вольная натура, и страшнее этого покоя для него сложно

придумать, ведь существование героя будет бессмысленно. ... память

мастера, беспокойная, стала потухать....

Добро и зло дополняют друг друга в романе, они представляют собой единое

целое и не могут существовать друг без друга.

С одной стороны, покой - это зло для героя, как уже говорилось выше. Но

ведь Воланд освобождает мастера от земных мучений, страданий, которые

испытали возлюбленные; он предлагает им новый гармоничный мир.

Булгаков оставляет рассмотренный вопрос открытым, он не дает точных

Класс: 11

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип: урок-закрепление, развитие речи.

(обуч.) учащиеся должны уметь ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой 20 века;

(развив.) развивать навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста;

уметь выявлять закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими);

(воспит.) уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Приёмы: аналитическая беседа, работа с художественным текстом, мотивный и детальный анализ.

Оборудование: портрет писателя, текст романа, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, отрывок фильма Владимира Бортко “Мастер и Маргарита” (отрывок “Беседа Левия Матвея с Воландом о судьбе Мастера”), мультимедийная презентация с основными положениями урока.

Учитывая сложность темы, в презентации уже указаны основные тезисы, нуждающиеся в комментарии, но их можно показать только после ответов ребят.

Ход урока

(Cлайд 1)

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по роману “Мастер и Маргарита. Для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма “Мастер и Маргарита”.

(Просмотр эпизода) (НО! возможно чтение по ролям заранее подготовленными учениками)

В 29 главе романа Левий Матвей, посланник высшей божественной силы, предстает перед Воландом с просьбой. У меня как у читателя этот диалог вызывает целый ряд вопросов. А у вас? Каких? (Ответы)

  • Почему Мастер не заслужил света?
  • Если Мастер “заслужил покой”, то почему Левий сообщает это “печальным голосом”?
  • Почему Иешуа обращается с этой просьбой к Воланду, ведь Иешуа всемогущ?
  • Куда должен взять с собою Мастера Воланд, проходит ли награда по его “ведомству”?
  • Что значит “покой” и как соотносится со “светом” и “тьмой” в романе М.Булгакова?

На эти вопросы нам предстоит ответить.

На некоторые из причин, по которым Мастер заслужил покой, в разное время обращали внимание известные исследователи. Чаще причины носили религиозно-этический характер. Но мы с вами помним об особенностях романа обманного, фантастического и знаем, что ответы должны вытекать из анализа разных уровней, “зон” романа.

Итак: Мастер не заслужил света, потому что это противоречило бы:

Христианским требованиям,

Философской концепции романа,

Жанровой природе романа,

Эстетическим реалиям 20 века.

II. Анализ причин религиозно-этических, христианских (“зона героев”). (Слайд 4)

  • Мастер оставался слишком земным

Учащиеся: Он не преодолел в себе телесного начала, оглядываясь на свою земную, грешную любовь, он хотел бы с нею делить неземную жизнь.

//библейский сюжет о жене Лота, которая превратилась в соляной столп, оглянувшись на рушившийся город.

По христианским представлениям земные заботы, радости и печали не должны отягощать покидающего грешную землю.

  • Мастер отчаялся

Учащиеся: Да, Мастер устал. Но уныние, отчаяние тоже греховны. Мастер отказывается от открывшейся ему в романе истины, он признается: “У меня нет больше никаких мечтаний, вдохновения тоже нет…ничто меня вокруг не интересует, кроме нее…Меня сломали, мне скучно, я хочу в подвал…Он мне ненавистен, этот роман…Я слишком много пережил из-за него”.

  • Мотив самоубийства

Учащиеся: Сожжение романа – это своего рода самоубийство. Можно предположить, что сожжение повлекло появление Воланда в Москве.

  • Отсутствие стремления к свету.
  • (Как изображен Иешуа в романе Мастера?)

Учащиеся: Иешуа предстает нравственно прекрасным человеком, хотя Мастер не отказывает ему в божественной сущности. В романе нет воскрешения. Следственно, Мастеру открылась историческая правда, но не истина настоящего христианина.

  • Единство с возлюбленной

Учащиеся: Маргарита грешна, несмотря на самопожертвование, любовь.

III. Анализ философской концепции романа (“зона автора”). (Cлайд 5)

  • Одностороннее решение проблемы добра и зла

Учащиеся: В романе представлена диалектика добра и зла: они не могут существовать друг без друга. Недаром Левий Матвей не желает спорить с Воландом: “Что делало твое добро, если бы не существовало зла?”

  • Дуалистическая модель мира
  • Древняя идея о конечном примирении Бога и Дьявола

Учащиеся: Как известно, христианская церковь проповедует единобожие, где дьявол занимает подчиненное положение. Очевидно, что в романе отношения Воланда и Иешуа партнерские, нетрадиционные.

Учитель: Существует учение Оригена, который выдвинул идею о примирении Бога и дьявола. Может, покой – воплощенная идея о конечном примирении. Примиряет их творческий подвиг Мастера и настоящая любовь.

  • Литературная традиция

Здесь ребята анализируют эпиграф из Гете.

IV. Анализ жанровой природы романа. (Cлайд 6)

  • Трагический
(смерть героев, трагизм судьбы свиты Воланда)
  • Фарсовый
  • (игра Воланда с людьми, игра автора с читателем)
  • Лирический
  • (любовная линия, повествование от первого лица)
  • Сатирико-бытовой
  • (смеховое начало, гротеск, сатира – московские главы)
  • Автобиографический
  • (// с жизнью Булгакова, судьбой романа).

    Конечно, нельзя назвать Мастера и Булгакова тождественными, ведь Булгаков иронизирует над своим героем. И разве мог писатель своего автобиографического героя наградить райским финалом?

    V. Анализ эстетических взглядов 20 века (“зона эпохи”). (Cлайд 7)

    Учитель: Здесь речь пойдет о том, как мироощущение Булгакова отразилось в романе – истинном романе своего времени.

    • В XX веке идея достигнутого, остановившегося времени, счастья-награды не бесспорна.
    • С эстетической точки зрения того времени не было ничего более скучного, чем вечное блаженство.

    И.Бродский: “…ибо за Раем ничего нет, ничего не происходит. И потому можно сказать, что Рай - тупик”.

    • Разлад церковной жизни и жизни культурной.

    Роман Булгакова создан в ту эпоху, для которой характерно разделение духовной жизни и жизни культурной.

    Учитель: Ребята, мы проанализировали причины, по которым Мастер не заслужил покой. Но что такое покой по Булгакову?

    VI. Анализ эпилога романа с точки зрения булгаковского покоя.

    Покой воспринимается как единственно возможная награда для многострадального художника. Посмотрите на цитаты. (Cлайд 8)

    Б.В.Соколов пишет о Мастере: “Лишь в потустороннем мире он находит условия для творческого покоя”

    Е.В.Карсалова: “…булгаковский покой – это не наказание для тех, кто не смог попасть в “свет”, но это награда, воплощенная мечта Мастера, возможность легко творить”.

    Но слова о покое произносит Маргарита. Давайте проанализируем текст с точки зрения ключевых слов. (Cлайд 9)

    “Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

    Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.

    Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

    Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось , что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера , беспокойная, исколотая иглами стала потухать . Кто-то отпускал его на свободу , как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну , ушел безвозвратно , прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.

    Вывод. (Cлайд 11)

    Покой у Булгакова – не божественный, а телесно-душевный

    Любовь и творчество не дают возможности попасть в божественный светлый покой

    Учитель: Об этом свидетельствует и измененный эпилог романа. (Cлайды 12-16)

    Учитель: О чем говорит окончательный вариант эпилога?

    Учащиеся делают выводы.

    VI. Заключительное слово учителя.

    Такой финал является логическим следствием развития романного сюжета, определенным итогом христианских мотивов в классической мировой литературе, предметом эстетической игры.

    Литература:

    1. В.П.Крючков “Он не заслужил света, он заслужил покой…” Комментарий к “Мастеру и Маргарите” М.А.Булгакова. // Литература в школе. – 1998. - №2. – С.54-62.

    М. А. Булгаков – русский писатель, основной период творчества которого пришелся на трудные 1920-1940 годы, когда отношения между художником и властью до крайности усложнились. Булгаков неоднократно обращался к теме “Художник и общество” (“Жизнь господина де Мольера”, “Мольер”, “Последние дни”). Наиболее полное воплощение эта тема получила в романе “Мастер и Маргарита”.
    В своих более ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму “власти” и “стихийности”

    Истории. В “Мастере и Маргарите”, своей наиболее зрелой вещи, писатель приходит к другой мысли. Человек, а в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляции для Булгакова неприемлема.
    В 20-е годы, когда возникал замысел романа, оформились концепции А, И. Опарина и Дж. Холдейна о происхождении жизни на Земле. Согласно их взглядам, мир вообще, и мир человеческий в том числе, возникли в результате эволюции от примитивных форм ко все более сложным, от механических к органическим, от животных к человеческим, от эгоистических к одухотворенным. Как врач и естественник, человек большой эрудиции, Булгаков был знаком с этой теорией. Она нашла художественное отражение в романе “Мастер и Маргарита” в разных образах и символах. В частности, в романе “свет” противоположен “покою”. Ведь “свет” – это движение, и путь человеческих стремлений к нему бесконечен. “Покой” – это уход из жизни. По мнению Булгакова, только в борьбе, в преодолении жизненных трудностей может обрести себя человек.
    Суд земной в лице литературных критиков Латунского и К° осудил Мастера. В обществе воинствующего атеизма его обвинили в “апологии Иисуса Христа”, в “пилатчине” и старообрядстве. И хотя Мастер прекрасно понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен. Но не этот суд главный.
    Почему Мастер так быстро отрекается от своих идей, от своего романа? Он даже пытается отказаться от своей великой любви – Маргариты (находясь в клинике для душевнобольных, он надеется, что она его за четыре месяца забыла). Видимо, потому что и раньше в его жизни было немало случайного, импульсивного. Лишь по стечению обстоятельств он начинает работу над романом. Возможно, если бы не вера и поддержка Маргариты, он не окончил бы роман вовсе. Не случайно Булгаков ни разу на протяжении романа не показал своего героя в работе, в усилиях духа. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но не так скоро должен отступать человек. А он всю жизнь бежит от окружающего мира – то в исторический музей, то в подвал, то в клинику для душевнобольных. Зная обстановку в стране, где в 1930-е годы усилились репрессии, можно было предположить, что Мастера поместили в клинику власти по обвинению в инакомыслии. Но нет – он попадает туда по собственному желанию, даже находит, что “здесь очень и очень неплохо”. Он уверяет себя, что “не нужно задаваться большими планами”.
    Вот почему Булгаков осуждает своего героя. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Великая борьба Добра и Зла за душу человека – это противостояние космического мрака (Воланд и его свита) и самоотверженного и творческого человеческого света (образ Иешуа). Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, вне “света”. Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован “покой”.

    • Почему Мастер Не Заслужил Свет Но Засл

    (Пока оценок нет)



    Другие сочинения:

    1. “Почему Мастер в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” заслужил покой, а не свет?” На мой взгляд, ответ на этот вопрос тесно связан с темой совести – одной из ведущих тем в произведении. Совесть для автора – это чуть ли не Read More ......
    2. Роман “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Сначала Булгаков назвал его “Инженер с копытом”, но в 1937 году он дает книге новое название – “Мастер и Маргарита”. Read More ......
    3. В творчестве каждого писателя есть какое то центральное, основное произведение, воплотившее в себе все его идеи и образы, раскрывшее его душу и сердце. А. С. Пушкин написал “Евгения Онегина”, М. Ю. Лермонтов вдохнул жизнь в Григория Печорина, Л. Н. Толстой Read More ......
    4. Булгаковский роман, отразивший в себе высоту авторского взгляда, трудности времени и писательской судьбы, стал одной из основных глав в истории русской культуры. В романе “Мастер и Маргарита” совершилась победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над краткостью человеческого Read More ......
    5. Роман “Мастер и Маргарита” М. Булгаков начал писать в 1928 году. Доведенный до 15-го раздела, в 1930-му году роман был уничтожен автором, а в 1932 году он был начат снова. В этом романе описывается жизнь людей 30-х годов XX ст. Read More ......
    6. Роман “Мастер и Маргарита” – главное произведе­ние М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хоро­шо знающий творчество писателя, который бы стал ут­верждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила роман “Мастер Read More ......
    7. Не законченный в 1940 году роман “Мастер и Маргарита” является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая структура позволяет наилучшим образом показать изменения, происшедшие Read More ......
    8. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – “Мастер и Read More ......
    Почему Мастер заслужил “покой”, а не “свет”

    «Почему Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет?»

    Выполнил ученик 11 «а» класса

    Средней 276 школы

    Захаренков Михаил

    «Почему Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет?» На мой взгляд, ответ на этот вопрос тесно связан с темой совести - одной из ведущих тем в произведении.
    Совесть для автора – это чуть ли не самый главный показатель порядочности и вообще одна из примет человека, как высшего создания. Поэтому писатель всех своих героев испытывает на наличие этого качества.
    Одним из первых и ярких примеров того, каким становится человек, не прошедший испытание совестью, становится судьба Понтия Пилата. Он «умыл руки», пошел против себя и покарал Иешуа Га-Ноцри, как того требовал закон. Но потом муки совести одолели этого героя. Понтий Пилат, игемон, этот «жестокий прокуратор», «недрогнувшей рукой прославленного воина» отправлявший на верную смерть и виселицу сотни и тысячи безвинных людей, не отважился поставить под удар свою блестящую карьеру и помиловать бродячего философа. Трусливый прокуратор решил отомстить за того, кого не сумел спасти. Отомстить за смерть Иешуа, но не себе (что было бы логично), а тому, кто его предал – Иуде. Вспомним разговор Пилата с начальником стражи.
    Небрежно расспрашивая о казни, прокуратор колеблется, словно взвешивает все «за» и «против», страшится и тщательно проверяет готовность Афрания следовать за ним, участвовать в некоем заговоре. Прокуратор ни словом, ни жестом не выдает своих чувств. Однако, «невольные гримасы», «внезапно треснувший голос», «дергающаяся жилка под левым глазом» не могут ускользнуть от знаменитого «особенного взгляда» ночного гостя. Так автор показывает нам муки совести, и если постороннему наблюдателю они кажутся не такими уж и сильными, то это не так. Прокуратор будет наказан за свое малодушие вечным сидением в каменном кресле. В нем он будет ожидать встречи с Иешуа, который смог бы излечить его от головной боли. Но эта встреча никогда не состоится.
    Следующий персонаж, которого автор испытывает на совесть, – это Мастер. Он написал свой роман согласно велению сердца, отдав всего себя на создание этого сочинения. Одно это уже выгодно отличает его от массолитовских «творцов». Это замечательное произведение представлено в «Мастере и Маргарите», но…
    Есть одно «но», на которое, правда, редко обращается внимание. Мастер свой роман написал, но он же его и сжег. А если сжег - значит, предал. Ведь история литературы уже знала подобный поворот событий. Вспомним Н.В. Гоголя, который сжег вторую часть «Мертвых душ». Но там, правда, писатель и не считал свое произведение написанным верно. Наоборот, он продолжил поэму во многом для того, чтобы оправдаться перед властью, но потом вовремя одумался, что предает самого себя и все то, во что свято верит, и сжег. Отступился, отказался.
    А Мастер? Он опустил руки, потому что те, которые не имели права называться писателями, критиковали его и его творчество. А критиковали они не столько само произведение, сколько его тему. И Мастер сдался… За что и был наказан «заключением» в психиатрической больнице, за что и заслужил не света, а всего лишь покоя.