Викторины игры по худ литературе для дошкольников. Литературная викторина для старших дошкольников «В гостях у сказки» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

  • 06.07.2019

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам. При помощи викторины, на основе прочитанных сказок, можно закрепить пройденный материал, развить способности к драматизации. Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей, а осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.

В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках, мной была создана литературная игра «В гостях у сказки». Я использовала эту игру в викторине «В гостях у сказки».

Цель : закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Практическая значимость:

  • поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  • повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  • создаст мотивацию для самостоятельности;
  • доставит радость и эмоциональное равновесие.

Целевая аудитория: презентацию предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в досуговой деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.

Программное содержание:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Развивать умение действовать согласованно.
  4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, стульчики

Ход мероприятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель . Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети . Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети.

  • Дом без книги - день без солнца.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Будешь книги читать - будешь много знать.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Книга мала да ума придала.
  • Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

  1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
  2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.

Воспитатель.

Отправляемся, друзья,
В чудо сказку - вы и я!
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»).

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка ).

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга ).

3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка ).

4. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Р епка ).

5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок ).

6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята ).

7. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка ).

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки).

  • «Иван царевич и зеленый волк»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
  • «Дарьюшкина избушка»;
  • «Плавучий корабль»;
  • «Лапша из топора».

Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель . В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят,
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.

(Дети стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Воспитатель : А вы сможете все картинки мне собрать и сказку русскую назвать! Картинка откроется, если вы правильно отгадаете загадку.

(Дети отгадывают загадки по одной строчке, на экране открывается картинка).

1. Сколько животных встретилось Колобку по дороге?

2. Вымолвил словечко - покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что незнаю, повезло лентяю.

3. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его.

Воспитатель .

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А вот еще одна беда,
Вся запуталась я.
Помогите мне друзья.
«Отгадать мелодию».

Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарок свой всем сейчас покажу.

(Детям-победителям дарятся раскраски по сказкам, а всем остальным книга со сказками).

Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

Викторины для дошкольников - это не просто игра. Если вопросы подобраны на одну тему, составлены профессионально, а сам процесс облачён в увлекательную игровую либо сказочную форму, то это может стать «гвоздём» детского праздника.

Учиться с увлечением, играя и соревнуясь!

Например, викторина для дошкольников по сказкам будет стимулировать у ребят желание ближе познакомиться с этим родом детской литературы. Особенно занимательно это проходит, если всё мероприятие подчинятся одному сюжету.

Например, весёлый и никогда не унывающий Карлсон может пригласить ребят попутешествовать по сказкам или побродить по городу, поиграть во дворе или порезвиться в квартире, пока никого нет дома. И в сюжетную линию удачно впишется викторина по безопасности для дошкольников. Можно ли играть со спичками? Почему нельзя? А что может произойти? Как следует поступать, если вдруг в доме возникнет пожар? Почему нельзя глотать без ведома взрослых таблетки? Следует ли ходить куда-нибудь с незнакомыми людьми? Вопросов можно подобрать великое множество! Важно, чтобы детям стало понятно, что опасностей всегда можно избежать, если следовать правилам поведения.

Игра-путешествие по литературным произведениям

Обязательно на детских мероприятиях проводятся конкурсы. Они удачно вписываются в общий сюжет, когда ребята как бы отправляются в виртуальное путешествие. Следуя по «карте», в которой указан маршрут, дети встречаются с героями произведений, которые им загадывают загадки, задают вопросы, просят выполнить какие-либо задания.

Вот тут может отлично вписаться викторина для дошкольников по сказкам. Провести её лучше всего не самому ведущему, а, например, злой ведьме, которая охраняет тёмный лес. После того как все её задания будут выполнены, а правильные ответы удачно найдены, ребята преодолевают это препятствие.

Вопросы для викторины в стихах

Самым маленьким дошколятам лучше всего задавать рифмованные загадки. Вопросы викторины для дошкольников могут опираться на знакомые им сказки. Например, такие стишки-загадки обязательно понравятся малышам:

  • Девочка к бабушке в гости пошла,
    Гостинец с собою она забрала.
    Волк повстречался ей по пути -
    Девочке дал серый хищник уйти.

    Только узнал волк, где бабка живёт,
    И побежал сам скорее вперёд!
    Как звали девочку, милую лапочку?
    Каждый ответит, что… (Красная Шапочка )

  • Он - из дерева мальчишка,
    Длинноносый хвастунишка,
    Он дружит с девочкой Мальвиной,
    Его зовут все… (Буратино )

Литературные праздники для старших дошколят

Перед школой кругозор детей уже достаточно широк. И навыков у них намного больше, чем у малышей. Они умеют не только отгадывать загадки и отвечать на поставленные вопросы. Разыгрывать короткие сценки ребятам в этом возрасте доставляет большое удовольствие. Поэтому очень уместно проводить на праздниках такие литературные викторины для дошкольников, в которых дети сами выступают в роли актёров, представляя остальным спектакли-миниатюры по сюжетам детских произведений. Перед зрителями же ставится задача отгадать, откуда взят отрывок, кто является героями и кто автор.

Миниатюра для литературного праздника

Сюжетные викторины для старших дошкольников должны проводиться не только по сказкам. Например, интересны в этом плане стихи Агнии Барто «Я лишний». На сцену выходят шестеро ребят, у каждого в руке лопата. Вокруг расставлены макеты деревьев, их ровно пять. Под музыку дети выбирают по одному деревцу и пантомимой показывают, как они окапывают вишни. Последний мальчик произносит:

  • «Я лишний.
    Пять деревьев, пять ребят —
    Я напрасно вышел в сад».

Затем дети уходят со сцены под музыку. Выходит девочка с тарелкой, на которой лежат ягоды. Она громко кричит: «Дети! Поспели вишни!» Пять ребят, которые работали в саду, подбегают и начинают лакомиться вишенками. Подходит и Сергей - тот, который в первом эпизоде был «лишним». Он тоже протягивает руку к тарелке, но девочка отодвигает его в сторону со словами: «Ну, нет, теперь ты лишний!»

Викторины с загадками-ребусами

Старшие дошкольники уже знакомы с буквами и имеют навыки чтения. Поэтому разгадать простые ребусы им вполне по силам. Почему бы тогда не включить в викторины для старших дошкольников зашифрованные при помощи картинок ответы на вопросы?

Ведущая показывает детям картинки-ребусы. Вписав в квадраты под ребусом первые буквы названий изображённых на картинках предметов, ребята прочитают имя одного из своих любимейших персонажей - Карлсон.

Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения!

В последнее время прочно обосновались в воспитательно-образовательном процессе всероссийские викторины для дошкольников на самые разные темы. Одной из ведущих, конечно же, является тема безопасного поведения на дорогах. Очень интересно может проводиться викторина по ПДД для дошкольников, если устроить её в форме увлекательной игры.

Каждому участнику следует выдать специальные «права пешехода», в которых ведущий будет ставить определённые отметки за правильные ответы.

  1. Это что за зверь такой
    Тут лежит на мостовой?
    Ваня крикнул: «Ты не верь!
    Это полосы, не зверь!
    Каждый знает пешеход -
    Это просто… (переход)!»
  2. Зверь трёхглазый! Он повис
    Высоко и смотрит вниз.
    Как откроет красный глаз -
    Все стоят. И вот как раз
    Жёлтым подмигнёт - все ждут
    И не едут-не идут.
    Глаз зелёный засветился -
    Значит, путь для всех открылся.

После каждой загадки можно провести закрепление знаний на практике. Например, можно установить в большом зале или во дворе на площадке макеты светофоров, разрисовать дорожки «зебрами» и дать задание «водителям» проехать по заданному маршруту. В это же время «пешеходам» тоже даются с заданиями. Дети должны добраться до указанных конечных пунктов, соблюдая все правила движения.

Очень важно, чтобы мероприятия, проводимые для дошколят, были им интересны, чтобы дети получали удовольствие, принимая в них участие. Только тогда они принесут ребятам пользу.

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

О себе: В школе работаю 27 лет. Имею немалый опыт в работе с детьми и считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цели:
— активизировать детское чтение;
— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Сценарий викторины по ИЗО для старших дошкольников

Автор: Рязанцева Валентина Михайловна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 52 «Чебурашка» г. Новоалександровск, Ставропольский край
Художественная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста, может быть использована педагогами начальной школы, а так же педагогами дополнительного образования в летних оздоровительных лагерях.
Художественная викторина
Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.
Задачи: Закреплять знания детей о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи. Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение. Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Материалы и оборудование: Наборы репродукций картин разных жанров. Наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта. Эмблемы для каждой команды. Костюм Карандаша. Музыкальное сопровождение из классических произведений. Табло с изображением 2 стаканчиков и цветные карандаши из картона для подведения итогов конкурсных заданий. Атрибуты для игр: 2 листа ватмана, закрепленные на мольбертах; длинный фломастер (привяжите к палке, длина которой около 50 см, фломастер); альбомный лист, сложенный втрое. Призы (раскраски, карандаши, краски). Художественный материал: краски, карандаши, фломастеры, кисти, листы бумаги.
Предварительная работа. Беседы о жанрах живописи, о гамме цветов. Рассматривание репродукций. Проведение художественно – развивающих игр “Собери портрет (пейзаж, натюрморт)”. Занятие по смешиванию цвета.
Ход викторины.
Звучит торжественная музыка. Жюри проходит на свои места. Участники игры заходят в зал.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный и знаменательный день! Здесь в этом зале собрались ребята из двух групп, чтобы принять участие в художественной викторине. Это команда “Карандаши” и команда “Краски”, которые приготовили друг другу приветствия:
Команда “Карандаши”:
Кисточки, краски, карандаши
Детям и взрослым очень нужны!
Они помогают весь мир оживить,
Листик бумаги в мечту превратить!
Команда “Краски”:
Если взять краски в руки,
То у вас не будет скуки!
Ведущий: Перед вами, ребята, строгое и справедливое жюри (представить членов жюри). Оценкой за правильный ответ будут цветные карандаши, которые члены жюри будут ставить в стаканчики команды “Карандашей” или “Красок”. Чья команда наберет больше карандашей, та и будет считаться победителем. А теперь послушайте правила игры:
Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.
Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку.
Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.
Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.
Ответ должен быть четкий и ясный.
Ребята, на нашем празднике много гостей, но самого главного почему-то нет. Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав которую вы сразу поймете, кого же нет в зале:
Любо бегать по бумажке
Остроносому Аркашке
(карандаш).
Появляется Карандаш : Здравствуйте, ребята! Извините, что я опоздал, давайте скорее начинать нашу викторину.
Ведущий: Итак, начинаем 1 тур викторины “Веселая палитра”.
Первый вопрос:
На минутку в землю врос

Разноцветный чудо – мост.
(Радуга)
Второй вопрос:
Назовите все цвета радуги.
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Третий вопрос:
Какие цвета являются основными или главными?
(Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета)
Четвертый вопрос:
Как получается фиолетовый цвет?
(Смешиваем синий и красный цвет)
Пятый вопрос:
А если мы желтый смешаем и красный,
Какой тогда цвет получаем?
(Оранжевый)
Карандаш: А цвет для елки, огурчика, а цвет для травки у крылечка?
Ведущий: Это и будет шестой вопрос.
О каком цвете спрашивает Карандаш, и как его получить?
(Это зеленый цвет. Смешиваем желтый и синий цвет)
Ведущий: Все цвета делятся на две группы.
На какие две группы делятся все цвета?
(Теплые и холодные)
Какие цвета называются холодными и почему?
(Синий, голубой, фиолетовый – холодные цвета. Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана)
Какие цвета теплые? И почему они так называются?
(Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца)
Ведущий: В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет. Следующий вопрос:
Какой цвет получится, если смешать белый и красный?
(Розовый)
Какой цвет получится, если смешать белый и синий?
(Голубой)
А теперь самый главный вопрос обеим командам – что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными?
(Цвет)
Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным?
(Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на людях, вещи, игрушки, книги станут неинтересные, люди печальные)
Карандаш: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Пока жюри подводит итоги 1 тура я объявляю “Веселую разминку”.
Игра «Большой фломастер»
Карандаш: Нарисуйте «большим фломастером» человечка. (Дети по очереди рисуют человечка на листах ватмана).
Карандаш: Отличные получились рисунки, очень веселые. А пока жюри оценивает “Веселую разминку”, мы начинаем 2 тур викторины.
Ведущий: Итак, начинаем 2 тур викторины “Мир живописи”. Вы хорошо знакомы с жанрами живописи. Перед вами наборы репродукций. Их нужно разложить по жанрам, а затем объяснить на какие группы вы их разложили. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и даст правильный ответ.
(Дети выполняют задание, отвечают на вопрос – жанры, портрет, пейзаж, натюрморт)
Ведущий: Следующее задание: разобрать по группам карточки с элементами портрета, натюрморта и пейзажа. Оценивается быстрота, правильность выполнения и дружное согласованные действия между ребятами.
(Дети получают наборы карточек с элементами жанров и распределяют их на три группы)
Карандаш: Вы очень хорошо потрудились, объявляю «Перемену»
Игра «Тройки фантазеров»
Каждая тройка участников игры получает лист бумаги, сложенный втрое. Первые номера на верхней части листа рисуют какую-нибудь голову (человека, животного, птицы и т.д.). причем делают это так, чтобы никто не видел изображения. Выведя на одну треть листа место, где кончается шея, первые номера передают листок товарищам. Вторые номера дорисовывают туловище и руки (так же любые), а третьи номера – ноги, лапы, хвост и т.д. остается дать чудовищу имя. Оно может составляться из первых слогов названий, составляющих изображение, например: цветптиком (цветок, птица, кошка).
Карандаш: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А теперь объявляется последний 3 тур викторины.
Ведущий: 3 тур викторины “Маленькие художники”. Мы сегодня много узнали о цвете, жанрах живописи и теперь в художников превратитесь вы.
Карандаш: Нарисуйте, Чебурашку!
Ведущий: Хорошая идея, но немножко странная! Все дети будут рисовать только Чебурашку?
Карандаш: Но ведь все будут рисовать по – разному! Кто-то нарисует доброе и веселое лицо – получится портрет. Кто-то может нарисовать Чебурашку на прогулке в лесу или на речке – получится пейзаж. А кто-то, возможно, нарисует его в виде игрушки с мячом или с карандашами и красками – тогда это будет натюрморт. Вот и получится, что рисунки будут разные, но везде с Чебурашкой.
Ведущий: Ну и что мы решим, ребята? Принимаем предложение Карандаша?
(Дети соглашаются)
Ведущий: Можно использовать любой материал, который вы найдете за столом или за мольбертом: краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки.
(Дети выбирают художественный материал по желанию. Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная, тихая музыка. Работы выставляются перед жюри. Подведение итогов. Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение призов.)
Ведущий: Ну, вот и закончилась наша игра.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует!
Цветы и птицы,
Лес из сказки…
Все нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
(С.Шмаков)
Карандаш: До свидания, мои дорогие друзья. Спасибо за ваши рисунки. До новых встреч!

Д.Б. Кабалевский.

План:

  1. Вступительное слово об актуальности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Викторина «Знатоки искусства» с участием детей и родителей группы.

Цель:

  • уточнение представлений родителей о значении художественно-эстетического воспитания детей
  • создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному, творческому взаимодействию между родителями, детьми, педагогом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • уточнить представления родителей и детей о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж)
  • закреплять знания цветов и оттенков
  • закреплять знания фамилий художников и их работ.

2. Развивающие:

  • развивать эстетическое восприятие предметов изобразительного искусства
  • развивать фантазию, воображение
  • закреплять умение подбирать материалы для изготовления открытки («Валентинки» ) .

3. Воспитательные:

  • обогащать эмоционально-чувственную сферу детей
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выполнять задания сообща.

Оборудование и материалы:

магнитофон, 2 больших стола, мольберт, цветные фишки для жюри, выставка репродукций картин художников, художественно-развивающие игры («Цветовые примеры» , «Убери лишнюю» , «Собери пейзаж» , «На что похоже» ) , материалы для украшения «Валентинок» , крупно напечатанная цитата Д.Б. Кабалевского «Прекрасное пробуждает доброе» .

Предварительная работа:

рассматривание репродукций картин художников; рисование натюрмортов, пейзажей, портретов; экспериментирование с красками; дидактические игры «Собери пейзаж» , «На что похоже» , «Найди пару» , «Краски» ; разучивание песни «Весенняя капель» .

1. Вступительное слово

Эстетическое воспитание – развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.

Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание» . Проведенные педагогические и психологические исследования показывают, что в результате воспитания дети дошкольного возраста могут воспринимать, понимать доступные им художественные произведения, проникать в их смысл и содержание.

Художественное воспитание в детском саду осуществляется 2-мя путями:

  • воспитание способности эстетически воспринимать явления действительности как непосредственно в самой жизни, так и через произведения искусства
  • деятельность, связанная с искусством: пение, пляска, слушание музыкальных произведений, чтение стихотворений, рассказывание сказок, игры-драматизации, рисование, лепка, аппликация.

Развитие способности к творческой деятельности невозможно без расширения объема представлений детей, без обогащения их художественными впечатлениями. Чувства детей постепенно становятся разнообразными и более устойчивыми. Поэтому можно ставить задачу – развивать у детей дошкольного возраста эстетические чувства и способность восприятия искусства.

Эстетическое восприятие формируется:

  • в процессе наблюдения в природе
  • в эстетике окружающей действительности, быта
  • в искусстве (художественное слово, музыка, изобразительное искусство) .

2. Викторина «Знатоки искусства»

Участвуют две команды: «Волшебная палитра» , «Веселые карандаши» .

1-ый тур «Разминка»

Ведущий: Ты мне скажешь: «Не бывает
В мире больше волшебства».
Но под кистью оживает
Небо, солнце и трава.

Взмах волшебный – и палитра
Морем красок разлилась,
Слышу я гуденье ветра,
Птица в небо поднялась.

Брызги, краски, капля сини –
И течет уже река.
Дарит новый мир в картине
Нам художника рука.

Ведущий: Художник, рисуя свои картины, использует множество цветов и оттенков.

Задание №1 для «Волшебной палитры» :

«Назовите основные цвета, из которых получаются все остальные» .

(Красный, желтый, синий.)

Задание №1 для «Веселых карандашей» :

«Назовите все цвета радуги» .

(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Задание №2 для обеих команд: «Раскрась стихотворение» .

(На столе у каждой команды полоска, на которой нужно выложить цветные квадраты в порядке называния цветов в стихотворении.)

Таится радость в каждом цвете,
Рисует чудо-карандаш…
Как много красок на Планете,
Взгляните на рисунок наш!

Синее небо, желтое солнце,
Склоны высоких коричневых гор,
Зелень деревьев, красные маки
И голубые просторы озер.

Жюри проверяет правильность выполнения заданий, фиксирует результаты на мольберте фишками.

2-ой тур «Основные жанры изобразительного искусства»

Ведущий: Обе команды отлично справились с разминкой, перейдем к основному конкурсу.

Задание №1 «Отгадай загадку»

«Волшебная палитра» :

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
То подобную картину называют…
(натюрморт)

«Веселые карандаши» :

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака

Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина называется…
(пейзаж)

Ведущий хвалит команды и предлагает отгадать еще загадки.

«Волшебная палитра» :

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется…
(портрет)

«Веселые карандаши» :

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,

Там, глядишь - красота!
(цветные карандаши)

Ведущий: Молодцы, команды! Проявили смекалку, отгадали загадки. А теперь посмотрим, как команды различают жанры живописи.

Задание №2. «Найди лишнее»

(В конвертах собраны мини-репродукции пейзажей, портрета, натюрморта. Для одной команды лишний – портрет, для другой – натюрморт.)

Ведущий хвалит команды,

объявляет конкурс капитанов «Собери пейзаж» .

(Капитаны собирают из разрезных картинок пейзаж. Выигрывает тот капитан, который быстрее соберет картинку.)

Задание №4. «На что похоже?» (Команды по очереди называют варианты.)

Радуга (коромысло, хомут, мост др.) ;

слон (дом, пылесос, корабль и др.) ;

апельсин (мяч, солнышко, яблоко и др.) ;

снег (облако, вата, мороженое и др.) .

Ведущий: Молодцы, команды! У любого художника должно быть развито воображение, фантазия! А сейчас я хочу попросить, вас, назвать фамилии художников, которые знаете.

Задание №5 «Назови фамилии художников»

(«Волшебная палитра» - отечественных художников, «Веселые карандаши» - зарубежных)

Ведущий объявляет музыкальную паузу. Дети поют песню о весне «Весенняя капель» .

Жюри подводит итоги 2-го тура.

3-ий тур «Творческий»

Ведущий предлагает детям вместе с родителями украсить «Валентинку» .

Жюри подводит итоги викторины, всем участникам вручаются памятные грамоты участников викторины.

Ребенок читает стихотворение:

И в шесть, ив десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки
Все нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!