Где родился иван федорович крузенштерн. Крузенштерн Иван Федорович

  • 23.09.2019

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Основные события

Первое русское кругосветное плавание

Вершина карьеры

Адмирал, почетный член Академии наук

Орден Святой Анны 2-й степени

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern ; 19 ноября 1770 - 24 августа 1846 - российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.

Биография

Детство

Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791).

С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.

Служба

Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.

Гогландское сражение

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию - одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.

Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль - «Принц Густав» - сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля.

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна

В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.

«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

  • были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
  • было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
  • установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.

    Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом. В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 - 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    Директор морского кадетского корпуса

    В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.

    В отставке

    В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

    Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
    После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять - швунг жимовой.

    Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

    Награды

    • Орден Святого Георгия 4-й степени
    • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
    • Орден Святого Владимира 3-й степени
    • Орден Святой Анны 2-й степени
    • Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»

    Увековечивание памяти

    В Санкт-Петербурге, Ивану Фёдоровичу установлен памятник. 12 географических пунктов носят, имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. Также, его именем назван барк.

  • Иван Федорович Крузенштерн - знаменитый , которому было суждено оставить значимый след в и развитии морского дела в . Имя Крузенштерна широко известно, и, слава Богу, что не только по фразе собаки Шарика из мультика про дядю Федора.

    Иван Крузенштерн родился в начале ноября 1770 года. Его родители были дворянами. В возрасте 14-ти лет Крузенштерн начал обучение в Морском кадетском корпусе. Первый морской поход гардемарина Крузенштерна состоялся в 1787 году. Ходил Иван Федорович по Балтийскому морю. Спустя год Крузенштерн уже участвовал в первом для себя морском сражении.

    В 1793 году Иван Федорович Крузенштерн покидает . В качестве волонтера путь Ивана лежит в Великобританию. Здесь, на службе, ему удается побывать в Тихом, Индийском и Атлантическом океане. Спустя шесть лет, окрепнув и набравшись опыта, Иван Федорович Крузенштерн вернется на Родину.

    Русское Адмиралтейство по заслуге высоко оценило знания и навыки «возвращенца». В 1802 году Иван Крузенштерн был назначен командиром первой русской кругосветной экпедиции. Кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна началось 7 августа 1803 года. Именно в тот день, в торжественной обстановке, русские парусные суда «надежда» и «Нева» отправились в нелегкое плавание.

    Перед членами экспедиции стояли серьезные задачи. Нужно было изучить Тихоокеанское побережье Дальнего Востока. Сделать это было необходимо для того, чтобы наладить сообщение с отдаленными территориями . Еще одной важной задачей экспедиции Крузенштерна была доставка русского посольства в Японию. Путь экспедиции лежал через Атлантику, вокруг Америки. Символичным стало пересечение русской экспедиции экватора, это был большой успех. В Бразилии русские суда встали на стоянку, их ждал ремонт, а команду - отдых. В марте 1804 года русские суда обогнули мс Горн и отправились к северным широтам. В Тихом океане «Надежда» и «Нева» разошлись. Встретились они только у Гавайских островов. От них суда вновь ушли в разные стороны. «Нева» к берегам Аляски, а «Надежда» в Петропавловск-Камчатский, оттуда в Японию. В конце 1806 года корабли вернулись в Кронштадт. Экспедицию Крузенштерна в столице встречали торжественно - здесь были и члены императорской фамилии, и представители Академии Наук.

    Первое русское кругосветное путешествие под началом Ивана Федоровича Крузенштерна имело большое значение. Русские суда побывали в самых отдаленных уголках океана, показали себя во всей красе. Где только не говорили о русском флоте и его отважных моряках. Были составлены новые карты, проложены маршруты.

    Иван Федорович Крузенштерн внес огромный вклад в мировую науку. Мореплавателя по достоинству оценили потомки, в честь него названы 12 населенных пунктов, один из атоллов Маршалловых островов, тех, что в Охотском море, и одна из гор в Антарктиде.

    Адмирал И.Ф. Крузенштерн краткая биография

    Иван Федорович Крузенштерн – русский морской офицер, мореплаватель, руководитель первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда и «Нева» 1803-1806 гг. Почетный член Петербургской Академии наук с 1806, один из учредителей Русского Географического общества, автор «Атласа Южного моря», адмирал флота.

    19.11.1770 - 24.08.1846

    Происхождение

    Adam Johann von Krusenstern происходил из небогатой дворянской семьи обрусевших немцев. Родился в Эстонии, в имении Хагудис. Про детство и юность Крузенштерна почти ничего не известно.

    Образование

    Получил начальное домашнее образование, затем:

    1782-1785 учился в церковной школе в Ревеле (Таллинн).

    1785 г. поступил в Морской кадетский корпус в С-Петербурге.

    1788 г. досрочно выпущен из корпуса (в связи с началом очередной войны со Швецией) с присвоением звания мичмана.

    Балтика

    Определен служить на 74-х пушечный корабль «Мстислав» под командованием капитана Г. И. Муловского. Отличился храбростью в первом же сражении со шведским флотом у острова Гогланд 6 июля 1788. Выполнял обязанности помощника командира корабля после гибели многих офицеров, участвовал в блокаде шведского флота в Свеаборге. В 1789-90 годах участвовал в сражениях при Ревеле, Красной Горке и Выборге. В это время Крузенштерна посещает идея о кругосветном плавании. После подписания мира со Швецией в 1790 г. «Мстислав» вернулся в Кронштадт, а мичман Крузенштерн был произведен в лейтенанты.

    Англия

    1793 г. - руководство Адмиралтейства решает направить нескольких способных молодых морских офицеров в Англию для совершенствования в мореходном и военном деле. Крузенштерн в числе группы из 16 человек попадает на туманный Альбион. Ему очень хотелось попасть в Индию, но его сразу же направляют в составе английской эскадры к берегам Северной Америки, где он участвует в войне с французами. За проявленные храбрость и старания был произведен в тамошние лейтенанты. Корабль, на котором он возвращался в Англию, налетел на скалы и разбился. Спасли американские рыбаки. Так Крузенштерн очутился в США, где сам Джорж Вашингтон предложил ему, как уже опытному морскому офицеру, поступить на службу в американский флот. Так Крузенштерн впервые побывал в тропиках, на Барбадосе, Суринаме, Бермудах. Однако служба в ВМФ США Крузенштерну не понравилась, и он возвращается в Англию.

    Юго-Восточная Азия

    Оказавшись в Англии, Крузенштерн решает во что бы то ни стало попасть в Индию. Но англичане не пускали иностранцев в свои индийские владения. Тогда Крузенштерн нанялся на корабль до Кейптауна. Сойдя на берег, он дождался корабля до Калькутты и на нем добрался до Индии. Из Индии он отправляется в Индокитай, затем в Китайский Макао, где прожил целых полгода. Знание это ему весьма пригодилось в его кругосветке.

    Возвращение

    Потом он из Макао возвращается в Англию на попутном корабле, после сразу в Россию, куда он прибывает в 1799 году. Слава о молодом предприимчивом русском морском офицере, объехавшем почти полмира без денег, только благодаря своему желанию, бежала впереди самого Крузенштерна.

    Идея путешествия

    Оказавшись на родине, Крузенштерн подает в правительство прошение и подробный план кругосветной экспедиции. Павел I сходу отвергает идею. Но идея пришлась по нраву руководителям Российско-Американской компании, пайщиками и соучредителями которой были влиятельные столичные вельможи. В идее кругосветного похода их привлекли два момента:

      Крузенштерн брался показать на деле, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю вокруг Африки существенно быстрее дешевле, чем наземная транспортировка товара через всю Сибирь

      что меха и другие товары выгоднее продавать в Макао, чем в Европе

    В то время транспортные расходы Аляска-Камчатка-Охотск-Сибирь-Петербург съедали львиную долю прибыли торговли пушниной. Дорога в один конец занимала больше двух лет! К рузенштерн же предлагал изведать два направления :

    1. Петербург > Атлантика > Тихий океан > Русская Америка

    2. Русская Америка > Тихий океан > Индийский Океан > Атлантика > Россия.

    Сам Крузенштерн был служака и мореплаватель, его не интересовали барыши РАК. Но ему нужна была мощная поддержка в реализации давней мечты – кругосветного плавания. И не только для удовлетворения собственного любопытства, но и для пользы государства. В том числе для обучения и воспитания морских офицеров.

    Дело сдвинулось с приходом к власти в 1801 году императора Александра I . Заинтересованным людям удалось сделать императора пайщиком Российско-Американской компании. Это была своеобразная взятка самому императору, но он её принял!

    Подготовка и старт первой кругосветки

    По замыслу Крузенштерна экспедиция должна была быть не частной инициативой купцов, но делом государственной важности. Корабли экспедиции должны были находиться под защитой Андреевского стяга. Проект Крузенштерна утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, Крузенштерн был произведен в капитан-лейтенанты и назначен руководителем экспедиции.

    Крузенштерн без колебаний назначил капитаном второго корабля экспедиции своего давнего друга еще с кадетских времен Юрия Лисянского, который хоть и был на 3 года младше Крузенштерна, уже побывал во многих сражениях, избороздил тысячи миль под парусами и тоже имел чин капитан-лейтенанта. Все матросы, по требованию Крузенштерна, были набраны из русских моряков, прошли большой конкурсный отбор. Только ученые в составе экспедиции были иностранцы.

    Итак, мечта его жизни сбывалась. А ведь молодому капитану Ивану Федоровичу Крузенштерну в тот момент было всего 32 года! Между тем правительство дало поручение экспедиции доставить в Японию первое русское посольство. Послом выступил не кто-нибудь, а сам директор РАК Николай Петрович Резанов. Одновременно он работал в и качестве «административного ресурса» всего дела.

    Из Англии прибыли корабли – два шлюпа. Большой в 450 тонн Крузенштерн назвал «Надежда», малый в 370 – «Нева». На «Надежде» оказались два молоденьких мичмана – Отто Коцебу и Фаддей Беллинсгаузен. Корабли, помимо посла с подарками, загрузились большим количеством товара для РАК. В свите посла присутствовал ставший знаменитым граф Федор Иванович Толстой «Американец» - хулиган, кутила, дуэлянт, известная историческая личность.

    Путешествие

    Седьмого августа 1803 года корабли экспедиции подняли паруса и вышли в море.

    Маршрут экспедиции: Анлантика > Южная Америка > мыс Горн / пролив Дрейка > Тихий океан > о. Пасхи / о. Нукагива > Гавайские острова.

    Отсюда «Надежда» отправлялась на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку затем Макао. «Нева» пошла в Русскую Америку, на Кадьяк к Баранову, оттуда тоже в Макао с грузом мехов. В Макао оба корабля должны были в условленное время соединиться и через Индийский океан > мыс Доброй Надежды > Атлантический океан > возвратиться в Кронштадт.

    Подробно про кругосветное плавание Крузенштерна читайте здесь.

    После путешествия

    После возвращения в Петербург в 1806 году Крузенштерн приступает к составлению описания плавания своей экспедиции, систематизирует результаты наблюдений и исследований.

    1811 – его назначают на пост инспектора классов морского кадетского корпуса

    1815-1818 гг. он участвует в подготовке кругосветного плавания О. Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания. Кроме того, Крузенштерн участвовал в подготовке экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева (1819-21) и Станюковича - Литке (1826-29).

    1818 – Крузенштерн получил бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета. На протяжении шестнадцати лет Крузенштерн возглавлял это учебное заведение, сумев поднять его на новый качественный уровень.

    И.Ф. Крузенштерн стал одним из создателей Русского географического общества, основанного в 1845 году. Был отмечен государственными наградами:

    Орден Святого Георгия 4-й степени

    Орден Святого Александра Невского с бриллиантами

    Орден Святого Владимира 3-й степени

    Орден Святой Анны 2-й степени

    Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах» (1842)

    Память

    Крузенштерну сооружен монумент в Петербурге напротив Морского корпуса. Его имя носит парусный барк «Крузенштерн», а также один из проливов между островами Курильской гряды.

    В 1993 г. банк России выпустил памятную монету «Первое русское кругосветное путешествие».

    Русские путешественники и первопроходцы

    Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий


    Иван Федорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) - российский мореплаватель и адмирал. Родился 19 ноября 1770 года, скончался 24 августа 1846 года. Крузенштерн - уникальная историческая личность, его имя неразрывно связано с русской географией и океанологией. Иван Федорович стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции. Он впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина, был одним из учредителей Русского географического сообщества.

    Биография

    Путешественник-исследователь Крузенштерн - по национальности потомок немецкого обрусевшего дворянского рода Крузенштернов. Адам Крузенштерн стал седьмым ребенком в семье шведского судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики, урожденной фон Толь. Семья Крузенштерн подарила Европе несколько видных деятелей, среди которых особенно известны немецкий дипломат Филипп Крузий и адмирал шведского флота Мориц-Адольф Крузенштерн, который приходился Ивану Крузенштерну двоюродным дядей. Возможно, именно рассказы дядюшки так впечатлили мальчика, что он стал мечтать о море. Адам находил книги о морских сражениях в отцовской библиотеке и по много раз перечитывал их. Именно поэтому, когда юноше исполнилось 15 лет, сразу после окончания городской школы при Домском соборе в Ревеле, было принято решение отдать его на обучение в Морской кадетский корпус в Крондштате.

    Обучение в кадетском корпусе

    Несмотря на престижность учебного заведения, жизнь кадетов оказалась непростой: питание было скудным, аудитории не отапливались, а в казармах отсутствовали окна. Для дворянского мальчика, привыкшего к домашнему уюту, учеба стала настоящим испытанием. Несмотря на то, что Иван Федорович старался вспоминать только приятные моменты, своих сыновей, когда они заявили о желании стать моряками, определил в Царскосельский лицей. В 1787 году Иван Крузенштерн был произведен в гардемарины. Однако полную программу обучения пройти не удалось: началась русско-шведская война - всех кадетов досрочно выпустили прямо в бой.


    Гогландское сражение


    Военная служба

    В 1788 году Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский были отправлены на службу на корабль «Мстислав». В отличие от остальных выпускников чина мичмана ему не дали, а лишь указали в документах - «проходил службу за мичмана». В том же году Иван Федорович участвовал в Голладском сражении, а позже, в 1789, - в Эландском. В 1790 сражался при Ревелле, Красной Горке и Выборгской бухте. Начальство заметило моряка, который показал себя как человек отважный и мужественный. После некоторых обсуждений Иван Крузенштерн был произведен в лейтенанты. После военных баталий жизнь показалась молодому лейтенанту пресной, и он попросил направить его туда, где еще велись сражения. Так оно оказался в Англии, где по приказу главнокомандования начал знакомиться с традициями местного флота. На английском судне он совершил плавание к берегам Северной Америки и Филадельфии, посетил Южную Америку, Барбадос, Суринами и Бермудские острова. Ходил в Бенгальский пролив, целый год прожил в Индии. Английская «командировка» Ивана Крузенштерна продлилась 6 лет.


    Первая кругосветная экспедиция Крузенштерна

    В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию. Желая открыть путь для русской торговли в Индию, он подал в Адмиралтейство проект кругосветного плавания. Идея была отклонена. Причинами послужили неизвестность Крузенштерна и тяжелое финансовое положение России, воевавшей тогда с Францией. Ситуация изменилась с приходом Александра I. В 1802 году поступило такое же предложение от руководства РАК, и вот тогда вспомнили об Иване Федоровиче. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского было предпринято в 1803–1806 годах. Корабли Крузенштерна и Лисянского назывались «Надежда» и «Нева». Командовали кораблями Иван Крузенштерн и капитан-лейтенант Юрий Лисянский соответственно.

    26 июля (7 августа) 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта. Корабли направились через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана внимание экспедиции привлекли Камчатка, Курильские острова и Сахалин. В Крондштат участники первого кругосветного путешествия вернулись 7 (19 августа) 1806 года. В своем журнале Крузенштерн рассказал о культуре, экономических особенностях увиденных мест, интересны факты, иллюстрирующие быт дикарей. В записках Лисянского сохранились описания берегов Ситки и Кодиака. Нельзя сказать, что экспедиция прошла гладко. Первая ее часть была омрачена эксцентричным поведением графа Федора Толстого, которого даже пришлось высадить на Камчатке, и конфликтом между Крузенштерном и послом Николаем Рязановым, который официально был главой экспедиции. Рязанову и Крузенштерну приходилось делить одну каюту. Отношения обострились настолько, что единственным способом для общения стали записки. Одной из причин недовольства Ивана Федоровича было то, что свита посла стесняла команду на небольшом корабле. Прибыв в Петропавловск- Камчатский, Рязанов пожаловался местному губернатору на непокорный экипаж. Позже глава экспедиции сообщил, что Крузенштерн принес ему официальные извинения.


    Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна


    После экспедиции

    После того, как Крузенштерн совершил кругосветное путешествие, в 1811 году Крузенштерна назначили инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 Иван Федорович завершил работу над инструкцией для кругосветного путешествия 1815–1816 года под руководством Коцебу, который принимал участие в первой экспедиции. Затем Крузенштерн отправился в Англию для покупки всех необходимых для путешествия инструментов. После возвращения он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря» и приложения под названием «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».



    Руководство морским кадетским корпусом

    В 1827 году Крузенштерна назначили директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. В 1828 году стал почетным членом Московского университета. Иван Крузенштерн занимал пост директора 16 лет. За время его работы произошло множество положительных изменений: были введены новые учебные предметы, библиотеки и музеи пополнились пособиями, был учрежден офицерский класс.


    Деятельность в отставке

    В 1842 году адмирал Иван Федорович Крузенштерн ушел в отставку и уехал в свое имение. Однако работать он не прекращал. В 1845 году вместе с другими известными исследователями - Ф.П. Врангелем, Ф.П.Литке и К.М. Бэром - стал учредителем Русского географического сообщества. Иван Крузенштерн скончался 12 августа 1846 года, был похоронен в Домском соборе в Ревелле.


    Награды

    Орден Святого Георгия IV класса,
    Орден Святого Владимира 3-й степени,
    Орден Святого Александра Невского,
    Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского
    Орден Святой Анны 2-й степени,
    Прусский Орден Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste.


    Что открыл Крузенштерн?

    Иван Федорович Крузенштерн славится многочисленными заслугами и достижениями. Открытия, сделанные Крузенштерном, имеют большое значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Например, в 1812-м году Крузенштерн опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света...», а в 1813-м его избрали членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции. До 1836 года Крузенштерн издал свой “Атлас Южного моря”, в котором сделал множество гидрографических примечаний. С 1827-го по 1842-й, постепенно повышаясь в званиях, русский путешественник Крузенштерн в итоге дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Кроме того, долгое время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию.

    Труды

    Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika (СПб.,1813);
    Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia (СПб., 1813);
    Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane (Лпц., 1819);
    Статьи в Bulletin акад. наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 - 27), Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun и др. изданиях.

    Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» был издан на русском языке трижды:

    Первое издание. Его первая часть увидела свет в 1809 году, вторая и третья - в 1810 и 1812 соответственно. Уже в 1813 году из печати вышел «Атлас» большого формата, который содержал карты и иллюстрации. Третья часть стала научной, в ней были отражены результаты наблюдений, таблицы долгот.

    Второе издание появилось в 1950 году с изменениями и сокращениями. Была выпущена ускоспециализированная информация, которая требовала дополнительных комментариев, практически полностью отсутствовала третья часть: остались только нотные записи камчадальской и маркизской музыки и письмо министра коммерции графа Н.П. Румянцева.

    Третье издание, вышедшее в свет в 2007 году, полностью повторяло вариант 1950 года. Единственное отличие - новое предисловие.

    В память о Крузенштерне

    6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, занял свое место памятник Крузенштерну.
    Авторами проекта стали скульптор И.Н. Штерн и архитектор И.А. Монигетти. Монумент был установлен на частные средства, однако небольшая финансовая помощь была получена и от государства.

    В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

    В честь И.Ф. Крузенштерна были названы:

    остров Крузенштерна,
    пролив Крузенштерна,
    риф Крузенштерна,
    кратер на видимой стороне Луны,
    корабль "Крузенштерн"

    Имя путешественника носят:

    Барк «Крузенштерн»,
    Ледокол «Иван Крузенштерн»,
    Самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A320 c номером VP-BKC.

    Интересные факты

    Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.

    Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

    Крузенштерн отличался хорошей физической формой. Как отмечали современники, он выделялся на фоне сильнейших матросов своим атлетическим телосложением и богатырской грудью. Недоумение моряков вызывал тот факт, что путешественник возил с собой две двухпудовые гири. С ними он ежедневно выполнял свое любимое упражнение - швунг жимовой.

    Иван Федорович любил домашних животных. В экспедициях его сопровождал спаниель, который стал любимцем команды. У моряков даже появился ритуал: почесать за ухом у спаниеля, чтобы плавание прошло удачно. Известны случаи, когда дикари, никогда не видевшиеся животных с такими длинными ушами, в ужасе разбегались.

    В плавании Крузенштерна принимали участие Федор Толстой и Николай Петрович Рязанов. Последний известен благодаря Андрея Вознесенского и рок-опере «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.

    Имя исследователя-путешественника упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин рассказывает, что именем Крузенштерна назван пароход, на котором плавала его бабушка.

    В 1799 году Крузенштерн из своего путешествия на английском фрегате Oiseau в Юго-Восточную Азию привез список памятника малайской словесности «Малайские родословия». Сейчас он хранится в архиве Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге.