Дом романовых в доме архитектора клейна. Спасти и заселить: как девелоперы осваивают наследие архитектора Клейна

  • 12.06.2019

160 лет назад, 31 марта 1858 года родился архитектор Роман Клейн - один из самых востребованных архитекторов в России конца XIX - начала XX веков. Именно он возводил Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазин "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), Бородинский мост и десятки доходных домов. От стилизаций и эклектики ранних работ он впоследствии пришел к неоклассическому стилю. Открыв в 1888 году частную практику, он превратил ее фактически в школу, через которую прошли многие талантливые архитекторы, такие как А.Я. Головин, И.И. Рерберг, В.Г. Шухов и другие.


Роман Клейн, 1890-е

Роман Клейн родился в многодетной купеческой семье. Он был пятым из семи детей московского коммерсанта Ивана Клейна. Дом был большим и гостеприимным - в нем постоянно бывали литераторы, музыканты, художники. Личность мальчика формировалась в творческой и культурно-образованной среде. Он рано проявил склонности к рисованию и музыке, а покровительство и дружба известного архитектора Вивьена сыграли определяющую роль в выборе профессии.
В 1879 году Роман Клейн окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 году - Императорскую Академию Художеств со званием классный художник-архитектор 3-й степени. Затем Клейн стажировался в Италии, изучал европейскую архитектуру, художественные музеи и памятники. Он начал свою практическую работу в качестве помощника архитектора во время сооружения в Москве Исторического музея. Одна из первых самостоятельных построек Клейна - Средние торговые ряды на Красной Площади, стилизация под древнерусское зодчество. Их сооружение на месте, прежде занятом множеством мелких ветхих лавок и складов, явилось ярким событием того времени.
Если мысленно собрать на одной территории все здания, построенные в Москве Клейном, то получится целый маленький город со своим центром. Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х годов.
С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.
Умер Роман Иванович Клейн 3 мая 1924 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище. Всего архитектор построил в Москве более 60 крупных зданий, все его проекты показать сложно, вот только 16 из них.

1. Неоклассический особняк по адресу Воздвиженка, 14 был построен в 1886-1888 годах архитектором Р.И. Клейном для известной московской общественной деятельницы, предпринимательницы и меценатки, владелицы Тверской мануфактуры и представительницы двух знаменитых купеческих родов, Варвары Алексеевны Морозовой. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.


Особняк Морозовой. Улица Воздвиженка, дом 14. 1886

2. В 1887 году участок по нынешнему адресу Олсуфьевский переулок, 6 приобрёл Роман Клейн. Здесь тогда находились деревянный дом и несколько дворовых построек. В 1889 году зодчий несколько видоизменяет это здание, а в 1896 году надстраивает вторым этажом и размещает там чертёжную мастерскую и личную библиотеку.


Дом архитектора Р.И. Клейна. Олсуфьевский пер., дом 6, строение 2. 1889-1896

С этого времени все последующие архитектурные проекты Клейна создавались именно в этих стенах. В этот дом приходил Иван Владимирович Цветаев - инициатор создания и первый директор Музея изящных искусств, над проектом которого здесь и трудился Роман Иванович.

3. Дом № 3 по Вспольному переулку - особняк А.В. Эджубова, построен в 1889 году. В этом очень скромном одноэтажном особняке узнаются черты эклектичного стиля Клейна.


Особняк А.В. Эджубова. Вспольный переулок, дом 3. 1889

4. Экзотическое здание в китайском стиле, известное как "Чайный дом", обновлялось архитектором Карлом Гиппиусом под руководством Роберта Клейна. Фасад украшен лепными изображениями китайских животных и других исторических символов, стилизованных под китайские иероглифы с надписями, а на крыше установлена башенка в виде двухъярусной китайской пагоды.


Чайный дом. Мясницкая улица, дом 19.1890 -1893
https://galik-123.livejournal.com/164532.html

5. По проекту архитектора Р.И. Клейна в центре Москвы в 1889-1893 годах были построены Средние торговые ряды. Они являлись частью архитектурного ансамбля вместе с Верхними торговыми рядами. Западным фасадом выходят на Красную площадь. В настоящее время комплекс зданий находится на реконструкции.


Средние торговые ряды. Красная площадь, дом 5. 1890-1893
https://galik-123.livejournal.com/378805.htm

6. В 1893 году на средства П.Г. Шелапутина был заложен Гинекологический институт. Архитектором института стал Р.И. Клейн. Здание заняло угол Большой Пироговской улицы и Олсуфьевского переулка. Оно имеет Г-образную форму. На Большую Пироговскую улицу здание Института выходит глубоким балконом, украшенным четырьмя легкими колоннами и ажурной оградой. Угол венчает стеклянный купол.


Улица Большая Пироговская, 11, С1. Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной. 1893-1895

7. Здание около метро Красная Пресня было построено к 1895 году по инициативе профессора А.П. Богданова для бактериолого-агрономической станции ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений. Архитекторами здания считаются Р.И. Клейн и А.Э. Эрихсон. Финансировал постройку и исследования, проводимые станцией, владелец самой известной в дореволюционной России аптеки - магистр фармации, меценат и ученый В.К. Феррейн.


Станция Ботанического сада на Красной Пресне. 1895
https://galik-123.livejournal.com/173943.html

8. В 1898 году модный в то время архитектор Роман Клейн перестроил для семьи Депре старое здание на Петровке. Элегантный дом с элементами французской архитектуры был оборудован последними новшествами. На первом этаже располагался "Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре".


Дом виноторговца Депре. Улица Петровка, дом 8. 1898
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

9. Четырехэтажное здание №19 на Кузнецком мосту в архитектурном мире известно как доходный дом c магазинами князя Андрея Гагарина, построенный в две очереди: сначала архитектором Виктором Косовым, потом - Клейном.


Пассаж "Кузнецкий мост". Улица Кузнецкий мост, 19. 1898
https://galik-123.livejournal.com/389214.html

10. Дом чаепромышленников Высоцких по адресу Огородная слобода, 6 построен в 1900 году по проекту Клейна. Талантливый стилизатор Р.И. Клейн сумел совместить в этом доме элементы средневекового замка и дворца эпохи Возрождения.


Дом Высоцких. Переулок Огородная Слобода, дом 6. 1900
https://galik-123.livejournal.com/378296.html

11. Здание в стиле неоготики с элементами модерна, в котором сейчас находится ЦУМ, в настоящем его виде было построено в 1908 году по проекту архитектора Романа Клейна для компании "Мюр и Мерилиз".


Универсальный магазин "Мюр и Мерилиз". Улица Петровка, дом 2. 1906-1908
https://galik-123.livejournal.com/380617.html

12. В конце 1896 года основателем музея - профессором кафедры теории и истории искусства Иваном Владимировичем Цветаевым, были разработаны условия конкурса на архитектурный проект Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг.


Музей изящных искусств. Улица Волхонка, дом 12. 1898-1907

Клейн вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея.

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. За строительство Музея изящных искусств Клейн был удостоен звания академика (1907 год).

13. Заметной работой Клейна является перестройка старинного здания на Ильинке, дом 12, по заказу Серпуховского городского общества. В основе постройки лежит дом купца Хрящева, воздвигнутый по проекту известного архитектора Матвея Казакова в 1778 году.


Доходный дом И.Г. Хрящева. Ильинка, дом 12. 1901-1904

Клейн преобразил фасад, внеся туда ряд изменений. Композиционным центром дома стали три крупных арочных окна второго и третьего этажей.

14. В 1899-1902 годах всё тот же Роман Клейн построил для "Товарищества К. Ф. Депре" большой доходный дом с фирменным магазином и большими подвалами на Петровском бульваре.


Доходный дом. Петровский бульвар, дом 17. 1902
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

15. В 1906 году Клейн построил особняк для предпринимателя Ивана Некрасова. Дом возведен в лучших традициях английской неоготики, черты которой отражены в орнаменте верхнего эркера, сводах парадной лестницы и других элементах.


Особняк И.И.Некрасова. Хлебный переулок, дом 20. 1906

16. В 1912 году богатый меховщик А.П. Гуськов заказал Р.И. Клейну проект нового для начала XX века типа здания - кинотеатра под названием "Колизей".


Кинотеатр "Колизей". Чистопрудный бульвар, дом 17. 1914

В соответствии с названием он был построен с использованием элементов античной архитектуры. Очень удачна колоннада, ограждающая входную площадку. В настоящее время заканчивается реставрация здания.

Р оман Клейн спроектировал около 130 сооружений, из них свыше 60 - в Москве. Он был одним из первых в России, кто начал применять в строительстве железобетонные конструкции. Ярким образцом клейновского стиля, сочетавшего мотивы старинного зодчества и новейшие технические достижения, стал универмаг «Мюр и Мерилиз», известный сегодня как ЦУМ. Но главное детище, прославившее имя архитектора, - здание Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Первые самостоятельные проекты архитектора Клейна

Будущий архитектор был пятым из семи детей московского купца первой гильдии Ивана Клейна. При рождении мальчику дали имя Роберт Юлиус, но окружающие стали называть его по-русски - Романом. Мать Эмилия Клейн собирала в доме кружок интеллигенции, куда были вхожи пианисты Антон и Николай Рубинштейны. Другом семьи был архитектор Александр Вивиен, преподававший в Межевом институте и Земледельческой школе. Под его влиянием 10-летний Роман увлекся градостроительством. В 1873–1874 годах, еще учась в гимназии, он посещал курсы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 17 лет Клейн ушел из дома, на мизерное жалованье младшего чертежника снимал на пару с товарищем комнату практически без мебели, часто недоедал, но отказывался брать деньги у родителей. В 1875 году архитектор Владимир Шервуд, у которого работал Клейн, начал строить Исторический музей на Красной площади, что стало для юноши серьезной школой. Спустя два года Клейн поступил в Императорскую академию художеств в Петербурге. После ее окончания молодой архитектор отправился в пенсионерскую поездку. Академия художеств оплачивала лучшим выпускникам пребывание в Италии или Франции для завершения образования. За 1,5 года Клейн побывал в Равенне и Риме, а в Париже работал в мастерской самого Шарля Гарнье - архитектора, построившего здание Парижской оперы и Казино в Монте-Карло. От Гарнье Роман Клейн перенял любовь к эклектике и в частности - к модному тогда во Франции стилю боз-ар. За его основу брались элементы итальянского Ренессанса и французского барокко. В дальнейшем Клейн обращался в своем творчестве к разным странам и эпохам.

Вернувшись в Москву, архитектор реализовал свой первый самостоятельный проект: перестроил особняк на Новой Басманной улице для купца Василия Хлудова. В 1886–1888 годах Клейн возвел дом для московской купчихи Варвары Морозовой. Здание, стилизованное под итальянское палаццо, стало лучшей рекомендацией для молодого архитектора. Отныне к нему постоянно обращались заказчики из купеческой среды.

Архитектор лично курировал строительство на «своих» объектах, одним из таких был Гинекологический институт (ныне - Институт акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева). Его построили в 1893 году в Клиническом городке при Московском университете на Девичьем Поле. Это здание интересно угловой башней-операционной с большими окнами и стеклянным потолком. Клинику возводили на средства мецената Павла Шелапутина. По его же заказу Роман Клейн построил неподалеку дом для выдающегося врача Владимира Снегирева.

К тому же периоду относятся такие проекты Клейна, как Средние торговые ряды на Красной площади, Торговый дом Серпуховского городского общества, Торговый дом «Варваринское подворье».

Торговый дом Серпуховского городского общества. Фотография: livejournal.com

Средние торговый ряды на Красной площади. Фотография: Володина Ольга / фотобанк «Лори»

Бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье». Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Музей изящных искусств

В августе 1896 года был объявлен конкурс на проект здания Музея изящных искусств имени Александра III при Московском университете. Инициатором и душой музея, его первым директором был профессор Московского университета историк искусства и доктор римской словесности Иван Цветаев . Он разработал и условия конкурса - в них оговаривалось, что проект должен быть выполнен «в формах античной архитектуры или в стиле эпохи Возрождения». Интерьеры залов должны были быть оформлены сообразно эпохе, к которой принадлежали выставленные в них экспонаты. Конкурс проводила Академия художеств, в нем приняло участие 19 архитекторов с 15 проектами. Роман Клейн был удостоен лишь дополнительной награды, но правление Московского университета выбрало его проект для реализации. Иван Цветаев объяснял это так:

«Неудачный конкурс в Санкт-Петербургской академии художеств, на который из-за внутренних раздоров архитектурного отделения с живописным никто из больших архитекторов не пошел: выступили только второстепенные и молодые силы, не представившие хорошего проекта. Вследствие чего остановились на Клейне, хотя тоже не удовлетворившем своим конкурсным проектом, но близко знакомого Николаю Андреевичу Звереву и обещавшем возможность разработки планов музея совместно со мною и по указаниям заграничных специалистов, каковую надежду, при художественной своей натуре и отличном нраве, он и исполнил, переделывая шесть раз свой проект».

Музей изящных искусств строили 16 лет. Из 2,6 миллиона рублей, в которые обошлось строительство, больше двух миллионов выделил меценат Юрий Нечаев-Мальцев. Клейн не раз ездил в Европу - консультировался с историками, археологами и специалистами по музееведению.

Здание возвели в стиле античного храма. Колонны фасада повторяют колоннаду восточного портика Эрехтейона - храма в Афинском акрополе. В декабре 1904 года случился пожар, пострадали залы антиквария и библиотека. Иван Цветаев в это время находился в Берлине, и Клейн, по сути, взял на себя руководство, так как «пожарными распоряжался лишь пьяный брандмейстер Тверской части». В письме к Цветаеву архитектор рассказывал: «…пожарные, не церемонясь, пробивали ломами насквозь ящики и таким образом громили все содержимое. Меня отчаяние охватывало до слез… Хладнокровнее всех, как мне показалось, отнесся к случившемуся Юрий Степанович (Нечаев-Мальцев. - Прим. ред.)… он успокаивал меня, говоря, что убытки небольшие и ограничатся суммою не более 25 000 рублей, но мне думается, что они значительнее» .

В 1907 году за проект Музея изящных искусств Роману Клейну присвоили звание академика архитектуры. Музей открылся 31 мая 1912 года.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: arts-museum.ru

Здание московского театра «Современник». Фотография: Shuvaev / wikimedia.org

Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ). Фотография: moscow.org

Пивоваренный завод, Торговый дом, Храм-усыпальница

Параллельно с работой над музеем Роман Клейн возводил другие здания. В 1901 году он построил особняк для чаеторговцев Высоцких, стилизовав его под французское шато. Сегодня в этом здании в Огородной слободе располагается Дворец творчества детей и молодежи. В 1903 году закончилось строительство Института для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых в Больничном городке при Московском университете. Для промышленных нужд Клейн построил электростанцию и пивоваренный завод, чаеразвесочную, каучуковую и шелкоткацкую фабрики. По его проектам возводились винные склады и доходные дома, приюты и гимназии. В 1906 году к нему обратилась еврейская община Москвы. После того как власти разрешили вновь использовать здание Большой Хоральной синагоги по прямому назначению, необходимо было восстановить убранство, созданное ранее архитектором Семеном Эйбушицем.

Клейн охотно брался за реконструкции, хотя слава в этом случае доставалась автору первоначального проекта. Но бывало и наоборот. В 1893 году Клейн построил дом в ренессансном стиле для чаеторговцев Перловых . В 1896 году Перловы поручили архитектору Карлу Гиппиусу переоформить строение в китайском стиле, чтобы привлечь клиентуру. Дом украшает Мясницкую улицу и сегодня, но авторство китайского декора нередко по ошибке приписывают Роману Клейну.

В 1906–1908 годах под руководством Клейна возводился торговый дом «Мюр и Мерилиз». Семиэтажное здание, напоминающее английский готический замок, построенное из стекла и бетона на несущих металлических конструкциях, смотрелось в центре Москвы революционно. Впервые окна нижних этажей представляли собой сплошную витрину - выставку товаров, как тогда говорили, - впервые покупатели могли пользоваться лифтами.

В 1912 году Клейн участвовал в сооружении нового Бородинского моста через Москву-реку. Спустя два года на Чистопрудном бульваре открылся построенный им кинотеатр «Колизей». После реконструкции 1970-х годов в это здание переехал театр «Современник» . Одной из последних значительных работ Романа Клейна стал храм-усыпальница Юсуповых в усадьбе Архангельское - «Колоннада». По прямому назначению это величественное здание никогда не использовалось, сегодня в нем проводят выставки и концерты.

Роман Клейн преподавал в Московском высшем техническом училище и Рижском политехническом институте, базировавшемся в 1916–1918 годах в Москве. В его мастерской стажировались Леонид Веснин и Григорий Бархин, с именами которых связан облик новой советской Москвы. В 1924 году Романа Клейна назначили руководителем проектного бюро Наркомпроса. В том же году архитектор скончался.

Архитектор Роман Иванович Клейн (настоящее имя и отчество - Роберт Юлиус) родился в марте 1858 года в городе Москве в еврейской купеческой семье, проживавшей в то время на Малой Дмитровке.

В гостях у его родителей часто бывали такие известные люди, как композитор и дирижер Антон Рубинштейн со своим братом Николаем - пианистом-виртуозом, архитектор Александр Осипович Вивьен и многие представителе культурной общественности (художники, писатели, поэты и музыканты).

Скорее всего, занятия с Александром Вивьеном определили будущий выбор специальности Романа Ивановича.

Далее была учеба в Императорской Академии художеств в Петербурге, которую Роман Иванович закончил в 1882 года с присвоением звания «Классного художника архитектуры». Для совершенствования своих умений был направлен в пенсионерскую (пансионерскую) поездку в Европу от этого заведения.

Там ему посчастливилось поработать с таким мэтром архитектуры, как Шарль Гарнье, участвовавшим тогда в возведении построек для Парижской выставки, состоявшейся в 1889 года.

После своего возвращения в Москву в 1885 году, архитектор Клейн работает помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова.

С 1888 года Роман Иванович начинает самостоятельную практику. Первой постройкой стал дом Морозовой на улице Воздвиженке. Именно благодаря Варваре Алексеевне, молодой человек знакомится с представителями старообрядческого купечества - Шелапутиными, Прохоровыми, Морозовыми и Коншиными.

Двадцать лет своей жизни архитектор Клейн посвятил одному из самых значимых своих творений - Музею изящных искусств им. Александра III (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Роман Иванович признан и как специалист по промышленной архитектуре. По его проектам возводились производственные здания для промышленников Москвы - Юлия Гужона, Альберта Гюбнера, семьи Жиро и многих других.

Большой вклад внес архитектор в облик южной части района Китай-город. Там по его проектам были построены здания нескольких банков и Средние торговые ряды.

После революции 1917 года Клейн остается в России и продолжает заниматься архитектурной деятельностью, но создать что-то значимое не успел. В 1924 году Романа Ивановича не стало. Похоронили мастера на .

Дома и здания работы архитектора Клейна Р.И. в Москве

Фото 1. Кинотеатр "Колизей" на Чистопрудном бульваре, 17





Фото 2. Доходный дом графини Милорадович на Поварской, 22

Бывшие доходные дома, фабрики, торговые предприятия, построенные по проектам знаменитого архитектора, сегодня превращаются в элитные жилые комплексы

Роман Клейн — один из самых важных и узнаваемых российских архитекторов конца XIX — начала XX веков. Почти за 40 лет работы он только в Москве спроектировал больше полусотни построек, в том числе здание Торгового дома товарищества «Мюр и Мерелиз» (ныне ЦУМ), корпуса Трехгорного пивоваренного завода и Бородинский мост. Всемирную известность архитектору принесло здание Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Основная часть московского наследия Клейна — многочисленные доходные дома и бывшие фабричные корпуса, которые сегодня перестраиваются под элитное жилье. «РБК-Недвижимость» рассказывает о некоторых таких примерах.

Доходный дом Клейна

Одним из первых проектов реновации клейновских построек стала реконструкция бывшего доходного дома Клейна (1889, 1896), расположенного в Олсуфьевском переулке, 6, стр. 1. После революции трехэтажное строение постигла участь большинства доходных домов — его перепланировали и приспособили под коммунальные квартиры. В 1993 году компания «Реставрация Н» расселила здание и приступила к его реконструкции. «В результате был создан новый и необычный для середины 1990-х годов тип жилья — элитный дом с просторными планировками квартир, самой современной на то время инженерией и оригинальным интерьером входной группы. Кстати, это один из первых столичных домов, подъезд которого в 1990-х годах вновь стал называться парадным», — говорит генеральный директор девелоперской компании «Реставрация Н» Энвер Кузьмин.

«Клубный дом Depre на Петровском бульваре»

Девелоперская компания KR Properties занимается реконструкцией сразу нескольких объектов Романа Клейна. Один из них — здание бывшего «Торгового дома К. Ф. Депре» на Петровском бульваре, 17/1. Одноэтажное здание в стиле модерн было построено в 1899-1902 годах для «Торгового дома К. Ф. Депре», официального поставщика вин для императорского двора. До революции здесь находился фирменный магазин предприятия, а в советские годы — завод по розливу кавказских вин и коньяков «Самтрест». В 1993-м здание надстроили вторым этажом. Сейчас клейновский дом реконструируют, проект называется «Клубный дом Depre на Петровском бульваре». Девелопер обещает восстановить архитектурный облик здания по оригинальным эскизам Романа Клейна более чем вековой давности.

Лофт «Рассвет»

Здание складов и выставочных сооружений торгового дома «Мюр и Мерилиз», официального поставщика императорского двора, в начале ХХ века считалось одним из самых передовых в техническом отношении. Постройка 1910-х годов, стилизованная под английскую готику, была выполнена из металлических конструкций по проекту инженера Владимира Шухова и оснащена электрическими лифтами. В советские годы здесь располагался машиностроительный завод «Рассвет», один из корпусов которого, в Столярном переулке, 3, сейчас реконструируется под жилой проект.

Задачу превратить бывший заводской корпус позднесоветской постройки в лофт-аппартаменты компания KR Properties пригласила российское бюро ДНК аг. Фасад вытянутого промышленного корпуса визуально разбит на несколько объемов, напоминающих средневековые домики. Бетонные панели заменены на кирпичную кладку разных тонов и фактур.Условный «дом» по фасаду соответствует в плане большому лофту — с видом на музей на западной стороне здания и двум поменьше — на восточной стороне. Дома отличаются фактурой кирпичной кладки, обрамлением окон и балконами. Кроме того, западные и восточные фасады имеют разную ширину, пропорции и количество окон. После реконструкции здесь планируется разместить двухуровневые апартаменты и таунхаусы в составе клубного комплекса «Рассвет».

ЖК «Садовые кварталы»

В 1915-1916 годах по проекту Романа Клейна на улице Усачева были построены корпуса фабрики акционерного общества «Каучук», из которых сегодня сохранился лишь один — шестиэтажное здание заводоуправления (корпус 3.9). Он расположен на территории элитного комплекса клубных домов «Садовые кварталы», возведенного на месте фабрики по проекту архитектурного бюро «Сергей Скуратов Architects» (девелопер — ГК «Интеко»). От исторической постройки архитекторы сохранили только фасад — основной объем, облицованный клинкерным кирпичом четырех оттенков, выстроен заново.

«К сожалению, от клейновского здания удалось сохранить лишь одну стену, и то с большим трудом, потому что она была в очень плохом техническом состоянии. Почти век там размещалась фабрика по производству каучука, и вредные химические выхлопы, оседая на стенах, разрушали их. Москомнаследие не признало эту постройку памятником архитектуры, поэтому сохранение единственной стены и контура здания (включает высоту, ширину, площадь) было моей личной инициативой, — рассказывает Сергей Скуратов. — Мы пригласили реставраторов, чтобы восстановить исторический фасад и первоначальную форму окон. Роман Иванович Клейн — один из лучших российских архитекторов, и работать с его наследием — большая честь. Но вместе с тем это чрезвычайно сложная задача, потому что не всегда просто объяснить девелоперу, почему нужно сохранить полуразрушенную заводскую постройку или аварийный доходный дом. Восстанавливать старые здания сложнее и дороже, чем строить новые». После завершения строительных работ в бывшем здании заводоуправления расположится один из жилых корпусов всего на 15 квартир. Рядом с «Садовыми кварталами» находятся еще свыше десятка других построек знаменитого архитектора, в память об этом сквер между Большой и Малой Пироговскими улицами назвали аллеей Архитектора Клейна.

Клейн, Роман Иванович

Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) - российский архитектор, работавший в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX - начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и др.

Клейн, Роман Иванович , фото 1890х гг., фото

Биография

Родился в купеческой (потомственного почётного гражданина) семье. Во время обучения в гимназии посещал курсы в МУЖВЗ, в 1875-1877 работал чертёжником у В. О. Шервуда на постройке Исторического музея, в 1877-1882 окончил петербургскую Академию художеств, затем два года стажировался в Европе, работал у Шарля Гарнье. В 1888 открыл собственную практику в Москве. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - Ф. О. Шехтеля. Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - Кекушеву, Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю. - М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896-1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым, архитектором-самоучкой без разрешения на право производства работ, который не мог быть допущен к строительству такого масштаба (и, вероятно, не собирался посвятить многие года такому длительному проекту). В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему длительное турне в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера и ученики Клейна, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Через школу фирмы Клейна прошли десятки молодых архитекторов, инженеров и художников. Например, фасад и интерьеры знаменитого чайного магазина Перлова на Мясницкой, выстроенного фирмой Клейна, фактически проектировал К. К. Гиппиус.

Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса авиазавода в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).


Клиника на Девичьем Поле, 1893, фото Attribution-Share Alike 2.5

Доходный дом князя А. Г. Гагарина, 1898, фото

"Мюр и Мерилиз" (ЦУМ), 1906-1908, фото Attribution-Share Alike 2.5

Особняк Некрасова, Хлебный переулок, 20, 1906, фото Attribution-Share Alike 2.5

Шелапутинское училище, Ленинский проспект, 15, 1900-1903, фото Attribution-Share Alike 2.5

Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города - он построил Средние торговые ряды на Красной площади, банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстрои школы на Ленинском проспекте, 15, в проезде Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература

  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты - Издание 3-е. - М.: Жираф, 2005. - С. 254-274. - 2 500 экз. - ISBN 5-89832-043-1.

См. также

  • Фабрика Жиро в настоящее время

источник : статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org