Древнее царство основные черты искусства. Особенности египетской скульптуры

  • 04.03.2020

Искусство Древнего Египта
«Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу»…(Из древнеегипетского папируса)
Египет - страна, население которой проживало в районе Сахары еще с неолита, т. е. было автохтонным. Глубинная связь с породившей ее первобытностью пронизывает всю египетскую культуру. Так, идея пирамиды могла родиться из представления о священной горе. Мысль о сакральном значении отдельно стоящего камня реализуется в форме обелиска. Египетская культура медленно вырастала из первобытности, сохраняя связь с такими первобытными верованиями, как анимизм, фетишизм и тотемизм. Анимизм проявлялся в создании статуй-дворников, мумификации тел фараонов, в росписях пирамид и скальных гробниц, темой которых являлось путешествие души умершего в царстве Аида. Основы иконографии и стилистики египетского искусства сохранятся на протяжении тысячелетий.

Искусство в Египте имело своей целью утверждение идеи о всевластии «бога благого», таков был официальный титул фараона. Еще одна отличительная черта искусства Древнего Египта - связь с заупокойным культом, вызванным желанием продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, не только мумифицировать тело, но и создать подобие - статую. Именно поэтому ваятель в Древнем Египте именовался «санх» - «творящий жизнь».
Искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)
Более десяти тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей - номов, постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.
Скульптура

Хатхор богиня неба, изображаласась в облике коровы, позднее с коровьими рогами, между которыми помещен солнечный диск.

Согласно представлениям египтян, каждый человек имел Сах - тело, Шунт - тень, Рен - имя, Ах - привидение, Ба - проявление сущности и Ка - душу, являющуюся бессмертным двойником. Основное условие загробной жизни - сохранение тела, для чего стало использоваться мумифицирование. Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин - желтым, волосы - черным, одежды - белым. Тела изображали чрезвычайно развитыми. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. В гробницу помещались статуэтки, изображавшие разнообразных слуг фараона. В отличие от статуй вельмож, позы которых каноничны, статуэтки слуг передавали различные моменты их деятельности, что обусловило большое разнообразие положения их тел.

Скульптура, имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Значительная часть дошедших до нас скульптурных изображений фараонов показывает владык Египта сидящими на троне, завернутыми в погребальную пелену. Эти скульптуры были объектами особого ритуала, в основе которого лежал известный с древности и ныне практикуемый у некоторых африканских племен обряд ритуального убийства вождя. Другой тип египетской скульптуры - культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. На теле - набедренная повязка, на голове - убор. Лицо бесстрастно. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» - ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов - всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти.

Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Египетский художник показывал не то, что видел с определенной точки зрения, а то, что знал о фигуре, стремясь выявить самое выразительное - глаза, показанные в фас на данном в профиль лице, развернутые прямо на зрителя плечи и показанные сбоку ноги. Фигуры опираются на землю всей ступней. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Каждая сцена представляет собой законченное целое и одновременно часть общей композиции. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим. Рельефы и росписи гробниц знати посвящены идее снабжения умершего всем необходимым для загробного существования.

С давних времен перед скульпторами вставала задача создания портретных изображений, необходимых для того, чтобы душа вернулась в сохраненное тело. Сложившийся тип статуи Древнего царства представляет статуя фараона Снофру: шея имеет правильные пропорции, глаза слегка углублены в орбитах. В статуе фараона Микерина показаны полные щеки, прямой, слегка вздернутый нос, прекрасно очерченный, своеобразный рот. Скульптуры сына Снофру Рахотепа и его жены Неферт относятся к числу совершеннейших памятников древнеегипетского искусства. Рахотеп и Неферт изображены сидящими на кубообразных тронах. Руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. Волосы и усы - черные, глаза инкрустированы. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье, на голове пышный парик, поверх которого повязана лента. Писец Каи изображен сидящим поджав ноги, развернув на коленях свиток папируса. У него плотно сжатые губы, слегка плоский нос и выдающиеся скулы.
Таким образом, в гробницах Древнего и Среднего царства обнаружены как идеализированные изображения, так и реалистические. На статуях реалистических всегда свободные передники, а на головах плотно облегающие повязки, на статуях идеализированных - пышные парики, туго обтягивающие бедра передники, широкие ожерелья. Точные ритуальные функции двух различных статуй не выяснены.

В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Рельефы были низкие и врезанные (т.е. контр рельефы). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. Настенные росписи были также двух видов: темперой по сухой штукатурке и такой же техникой в сочетании с вкладками из цветных наст. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вход оформлялся двумя фигурами владельца гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Над нишей с изображением статуи умершего располагалось его же изображение за жертвенным столом. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Главное положение занимает фигура царя или вельможи, намного превышающая все остальные, с посохом или жезлом - символами власти.

Рельеф — один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры располагающийся на плоскости и ориентирующийся на нее.

Время правления V-IV династий - период наивысшего расцвета гробничных рельефов и росписей Древнего царства.
Особенность искусства Древнего Египта - выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Первоначально погребение имело форму мастабы. Мастаба - современное название гробниц Древнего царства - наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами. Происходит мастаба от холма из земли и песка, возникающего при рытье могилы. Мастаба включала в себя подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в наземную часть, а также прямоугольную в плане постройку из кирпича-сырца или камня, которая в разрезе имеет форму трапеции. Наземная часть мастабы имела высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту - стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, и каменный жертвенник, установлений перед ложной дверью. В зависимости от знатности умершего мастаба имела такие дополнительные элементы, как сердаб, в котором помещались стелы, в надземной части могли находиться молельни и верхние камеры, куда захоранивали родственников умершего. Комплекс мастаб сохранился до нашего времени на западном берегу Нила в районе Мемфиса.

Мастаба — наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой

Следующий этап оформления заупокойного храма - создание зодчим Имхотепом ступенчатой пирамиды Джосера в XXVIII в. до н.э. Она представляла собой поставленные друг на друга шесть сложенных
из камня и уменьшающихся в размерах мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что говорит о следовании традиции строительства мастаб. Пирамида Джосера достигала 62 м в высоту. Первоначально вход в нее находился с северной стороны и вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкавшего к пирамиде также с ее северной стороны. У восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка. Под пирамидой были подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами и 30 тысячами каменных сосудов. Весь погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 550 на 280 м и был окружен расчлененной выступами стеной. К югу от пирамиды Джосера обнаружена постройка с такой же планировкой погребальных камер, ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр, здесь также находился комплекс молелен, посвященных царскому юбилею. Здания ансамбля в камне воспроизводили формы деревянной и кирпичной построек: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий. В ансамбле впервые встречаются капители полуколонн в виде стилизованной раскрытой метелки папируса, капители в виде стилизованного цветка лотоса, а также протодорические - с каннелюрами, на самом деле повторяющими в камне связки тростника.

Полуколонны еще не отделились от кладки стен. Стены залов были декорированы алебастровыми плитами, в некоторых - панно из зеленых фаянсовых плиток, воспроизводящих плетенку из тростника. Решающее значение создание Джосера имело в том смысле, что здания стали расти вверх и камень был определен как главный материал монументального зодчества. Возле пирамиды Джосера ученые нашли обломки его статуи и пьедестал с именем Имхотепа.
В период IV династии в XXVIII веке до н.э. произошло дальнейшее развитие формы монументального надгробия - от ступенчатой пирамиды к классической. Переходный период отмечен возведением пирамиды Снофру, первого фараона IV династии в Дахшуре, имевшей в высоту более 100 м. При Снофру окончательно сложилась геометрическая форма пирамиды, наклон ее стен чуть более 46 градусов, еще довольно пологий по сравнению с классическими. Формирование канона завершилось созданием пирамид классического типа. Пирамида Хеопса, сына Снофру, - самая известная из них. Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей пирамиды и вели подготовительные работы. Одна только дорога, по которой на специальных салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась около 10 лет. По наклонному въезду шириной в 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, строители затаскивали полозья с каменными блоками. Верхний блок - «пирамидон» высотой в 9 м завершил строительство, которое велось 20 лет. Затем ступени пирамиды были заложены камнями и под конец грани пирамиды были облицованы плитами из белого известняка. Полированный саркофаг из красного гранита был помещен в небольшом помещении, находившемся на высоте 4,5 м от основания пирамиды. Ниже находилась еще одна камера, возможно, для супруги царя. Вызывает удивление и не имеет объяснения тот факт, что погребальная камера не имеет украшений, саркофаг лишь грубо отесан, не имеет крышки и шире прохода в камеру, т.е. не мог быть занесен в нее после строительства пирамиды. В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов, ведущих в камеры, и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов камней, над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих разгрузочных камер. Пирамида представляет собой часть грандиозного погребального ансамбля. От нижнего заупокойного храма вел крытый коридор, по которому участники процессии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора и центрального двора. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. С четырех сторон в углублениях скалы помещались 4 деревянные ладьи, предназначенные для путешествия фараона по потустороннему миру. Вблизи пирамиды находился огромный могильник с масштабами знати и высших сановников. В отношениях высоты и основания пирамиды содержалось число «пи», при высоте в 318 локтей и основании 500 локтей отношение удвоенного основания к высоте отвечало священному для египтян числу. На площади основания могли бы разместиться пять крупнейших соборов мира: собор св. Петра в Риме, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на ее возведение, можно было построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Еще одна пирамида классического типа, пирамида Хефрена - сложившаяся форма заупокойного храма Древнего царства, состоящего из двух частей - первой, доступной для верующих, и второй, куда допускались лишь избранные. Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Посередине храма возможно находилась статуя фараона, от обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипостиль с монолитными гранитными столбами. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. Пирамида Микерина, как и две предыдущие, имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Достигала в высоту 66,5 м, а угол наклона ее стен составил 51 градус. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды. В пирамидах Гизы впервые встречаются свободно стоящие колонны с круглыми стволами и четырехгранные.

Пирамиды фараонов IV династии никогда не были превзойдены. Именно в классических пирамидах колонна отделяется от стены. Складывается тип пальмовидной, папирусовидной и лотосовидной капители колонн. Основу Сфинкса из Гизы составила известняковая скала, недостающие части были вытесаны из известковых плит.
На голове Сфинкса надет царский платок, на лбу высечен урей - священная змея, под подбородком видна искусственная борода. Лицо Сфинкса было выкрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные, лицо передавало черты фараона Хефрена.

Еще один канон египетского храма - «Солнечный храм».
Огромные затраты на строительство пирамид ослабили страну. Начались смуты, войны с соседями. После распада Египта около XXIII в. до н.э. начинается долгая борьба за его воссоединение. Фиванские правители Юга завершили объединение страны, однако подчинить номархов Среднего Египта им не удалось. В это время возникли местные художественные центры.

Искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.)
Расцвет Среднего царства связан с правлением XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними народами и сооружали крепости на границах с Нубией. В эпоху Среднего царства на видные места в государственном управлении
начинают выдвигаться незнатные люди. Развивается бронзовое производство, возникает производство стекла. Значительные изменения произошли в области архитектуры.
Происходит переоценка ценностей. В заупокойном культе сильнее ощущается моральных! аспект. Вступающий в мир мертвых должен предстать перед Осирисом.

В период Среднего царства появляется оформление входа в виде двух пилонов - башен с проходом между ними. Создается новый тип капители - с головой богини Хатхор. В строительной практике первой половины Среднего царства вырабатывается новый тип заупокойного храма, примером которого служит усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль Бахри. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. По фасаду и бокам храма, возвышавшегося двумя террасами, проходили портики, на террасы вели пологие подъемы - пандусы. Колонны были четырехгранными. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. За основной частью храма находился вырубленный в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. От заупокойного к нижнему храму вела дорога, огражденная стенами, вдоль которой были установлены раскрашенные статуи царя.

Перед фасадом заупокойного храма был расположен огромный парадный двор, а сбоку от пандуса, ведшего на крышу нижней террасы, - два водоема. Снова возродилось возведение пирамид, но не таких огромных, как прежде. Строительным материалом теперь служил кирпич-сырец. Основу пирамиды составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки между которыми заполнялись обломками камня, кирпичом и песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами. В отличие от пирамид Древнего царства эти пирамиды оказались недолговечными.
При Аменемхете III была завершена ирригационная система в Фаюме и был сооружен погребальный комплекс, включавший кирпичную пирамиду, облицованную известняковыми плитами, и грандиозный по размерам заупокойный храм площадью в 72 тыс. кв. м, состоявший из множества залов и молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Колоннады исполняли ведущую роль в оформлении и являлись его характерной особенностью. Архитекторы применяли и новый тип колонн с каннелюрами и прямоугольными абаками. Этот храм греки позднее назвали «Лабиринтом» (по тронному имени Алиенемхета III - Ни- матра, по-гречески - Лабира).

С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи с этим усилилась объемная моделировка черт лица правителей, большее внимание стали уделять передаче возраста. Скульптурные изображения фараонов приобретают реалистические черты. Так, скульптурные изображения фараонов Сенусерта III и Аменемхета III реалистичны: глаза уже поставлены наклонно и глубоко сидят в орбите, лица проработаны. Произошли изменения и в построении рельефов. Их темы стали разнообразнее, так, в рельефах номарха Среднего царства Сенби в Меире в сценах охоты звери изображены среди холмистых пространств пустыни. В рельефах переданы сцены повседневной жизни - сбор папируса, работа ремесленников и т.д.
Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.)

После изгнания гиксосов столицей Египта вновь стали Фивы, где развернулось колоссальное строительство. Зодчеству этой поры свойственна пышность и декоративная изысканность. Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону, почитание которого объединяло в себе и поклонение солнечному божеству Ра. Наибольшее распространение получает тип храма с четким прямоугольным планом, включающим открытый двор,
обнесенный колоннадой, колонный зал и святилище. Фасадом храмы обращались к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или баранами. Вход окаймляли каменные пилоны - сужающиеся кверху в форме трапеции стены, разделенные узким проходом посередине. Перед пилонами возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Каменная колоннада в центре двора по главной оси намечала прямую линию пути в колонные залы, к молельням и кладовым. Стены храмов покрыты монументальными рельефами.
Архитектура

К началу Нового царства храм отделяется от гробницы. Храмы Нового царства строятся у подошвы скальных массивов. Особое значение приобретают святилища главного бога Амона-Ра, называемые греками Карнак и Луксор. Карнак был официальным египетским святилищем. На его стенах помещались выдержки из летописей, описания походов и побед. Луксор представлял собой образец храма Нового царства: вход в виде пилона, двор, окруженный портиками, обилие колонн с капителями в виде распустившихся цветков папируса.
Из всех храмов фараонов XVIII династии выделяется заупокойный храм женщины-фараона Хатшеп- сут. Храм стоял на трех террасах и поражал обилием колонн. Рельефы храма изображали путешествие в Пунт, откуда египтяне вывозили экзотических животных.

Еще один скальный храм Нового царства - заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, созданный в первой половине XIII в. в Нубии, на западном берегу Нила. Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма. С обеих сторон от входа размещались четыре двадцатиметровые портретные статуи Рамсеса II из песчаника. Над входом - вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке - небо со звездами.

Скульптура претерпела ряд изменений. Женские статуи стали более мягкими и пластичными.
Особый период древнеегипетского искусства представляет время правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Этот период получил название Телль-аль Амарна.
Фараон Аменхотеп IV произвел религиозную реформу и ввел поклонение богу Атону. Имущество жрецов было конфисковано, царский двор был перенесен в новую столицу - Ахетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами (папирусовидными, лотосовидными и пальмовидными), статуи фараона, храм - Дом Атона.

Пилон — в архитектуре древнего Египтамонолитное трапецевидное сооружение с сивволическомифилогическими композициями и прямоугольным вертикальным входом.

Для стиля Амарны характерны: экспрессивная манера изображения фараона и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам. Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение царя в кругу семьи. Лучшее, что создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Нефертити показана в высокой короне из раскрашенного известняка, со слегка вытянутым подбородком, плотно сомкнутыми, слегка улыбающимися губами, высокими дугами бровей. Еще один портрет Нефертити, выполненный из кристаллического золотистого песчаника, остался незавершенным.
В конце эпохи наблюдается возвращение к каноничности.

Искусство позднего периода (1085-332 гг. до и.э.)
К концу 1 тыс. до н.э. в Египте начинается спад экономической и культурной жизни, что приводит к сокращению храмового строительства и уменьшению количества декоративных рельефов.
В этот период усиливается власть фиванского жречества, ослабляется централизованное управление. Устанавливается власть сначала представителей ливийской знати, затем династий Куша, Эфиопии и Ассирии. Борьбу с ассирийцами вели правители западной Дельты. Изгнав захватчиков, они образовали XXVI династию со столицей в городе Саисе.
Во всех областях культуры этого периода намечается поворот к древности. Статуи воспроизводят древние образцы, но вместе с тем, отходя от канонов, мастера создают замечательные скульптурные портреты. Постройки позднего периода ориентируются на канон древности. Скульптура становится условной.
Завоевания Александра Македонского положили начало эллинистическому периоду развития искусства Египта.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется «поза писца» - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну - передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую - с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств; такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники которых отличаются своеобразием. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.

Период XVIII династии - время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Древнее Древнего Египта Первой моей реакцией было самому поехать в Западную Сахару и отыскать потерянный город. Раскопки обещали быть интересными. Но, обратившись в официальные органы, я получил обескураживающую информацию: мне категорически не советовали отправляться

автора

Обелиски Древнего Египта Обелиски, высокие и узкие каменные монументы, установлены обычно парами перед храмами Солнца. Благодаря своей высоте, варьирующейся между 10 и 32 метрами, монолитной природе и великолепной гармонии с архитектурой храма, обелиски производят очень

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Папирус Древнего Египта Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Религия Древнего Египта Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Боги Древнего Египта Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Медицина Древнего Египта Медицина древнего Египта тесно связана с мифологией и врачеванием. Исторически, медицину древнего Египта можно разделить на три периода:царский (XXX–IV вв. до н. э.)греко-римский (332 г. до н. э. - 395 г. н. э.)византийский (395–638 гг. н. э.)По

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Математика Древнего Египта Знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н. э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду - ок. 3500 до н. э. Египтяне использовали

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Химия Древнего Египта Около II тысячелетия до п. э. в странах Междуречья, а также в Египте появились и фаянсовые изделия. Древнеегипетский фаянс по составу значительно отличался от обычного фаянса и приготовлялся из глины в смеси с кварцитным песчаником. До настоящего

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Астрономия Древнего Египта Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Астрология Древнего Египта Свой расцвет астрология приобретает в древнем Египте. Это не случайно: его природные условия были таковы, что в них ярко выражалась цикличность - время наводнений сменялось временем роста посеянных зёрен, а затем наступало время зноя, вновь

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Архитектура Древнего Египта Египтяне верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в «пирамиду», то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает «себя» и войдет в свое тело.Поэтому дошедшие до нас

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Музыка Древнего Египта Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Особенности Древнего Египта Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

История Древнего Египта Вся история Древнего Египта делится на периоды:Додинастический период (до 3000 г. до н. э.). Древнее царство (2900–2270 годы до н. э.) - эпоха правления І-VІ династий. Это время строителей пирамид в Гизе, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 21.12.2015 10:46 Просмотров: 8850

Искусство Древнего Египта делят на три периода:

Искусство Древнего Царства, искусство Среднего Царства и искусство Нового Царства. В каждый из этих периодов складывался свой стиль, вырабатывались свои каноны и вводились новшества. Кратко эти периоды можно охарактеризовать следующим образом.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.
К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида Хеопса
С древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.
Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.
Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в Карнаке
Новаторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

Эхнатон
Искусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес II
Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т.к. основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов. Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом.

Архитектура Древнего царства – «время пирамид»

В этот период было создано мощное централизованное государство под властью фараона, который считается сыном бога Ра, это продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Пирамиды свидетельствуют о том, что в Древнем Египте этого времени были хорошо развиты точные науки и ремёсла.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм, который обычно строили на возвышении и обносили стеной.

Заупокойный храм Сети I в Абидосе

Архитектура Среднего царства

После того как Ментухотеп I в 2050 г. до н. э вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив, начала господствовать психология индивидуализма: каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти, это сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, хотя размеры их уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился способ кладки. Основа – 8 капитальных каменных стен. От этих стен под углом в 45º отходили другие 8 стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. К восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
Появился и новый тип погребальных сооружений: усыпальницы. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Архитектура Нового царства

В архитектуре и искусстве Нового царства главную роль начинают играть Фивы. В них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Фасад скального храма Рамзеса II

Архитектура Позднего царства

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих сохранившихся присутствуют наземные и скальные сооружения, некоторые элементы храмовой архитектуры: гипостили, пилоны, цепочки зал.
Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Большой гипостильный зал в Карнаке (Египет)
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит синтез местной художественной культуры с традициями античности.

Храм в Филе – свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)
Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.
Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.
Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.
Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут
В искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)
Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Чаще всего так раскрашивали маленькие статуи, особенно деревянные.
Многие египетские картины сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса).

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса (IV-I вв. до н. э.)
Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
В Новом царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых, что считалось важным для загробной жизни.

Книга мёртвых

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали.

Суд Осириса

Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Наверху изображены 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

Боги взвешивают сердце покойного (Книга мёртвых)
Основными цветами живописи в Древнем Египте были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Государство Древнего Египта было богатым и могущественным. Именно в Египте зародились монументальная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, произведения художественных ремёсел.

Одним из достижений египтян стало создание человеческого образа вместе с другими людьми. В искусстве Древнего Египта утвердился интерес к личности и индивидуальным особенностям человека.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

Религиозное назначение статуй

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

В представлении египтян человек имел несколько сущностей. Соединение их в одно целое давало ему надежду на обретение вечной жизни. Следовательно, в рельефе и скульптуре создавали не те образы, которые видели воочию, а то, что хотели видеть или находили самым подходящим для счастья и вечного покоя в потустороннем мире.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

В скульптуре Египта можно увидеть не только одиночное изображение человека, но и групповые композиции, где людские фигуры располагаются на одной линии. Главная фигура превосходит другие по величине в 2-3 раза. Общее правило – создавать преувеличенную статую царя - соблюдалось и в плоскостных изображениях.

Из каких материалов делали скульпторы свои изваяния? Камень, дерево, бронза, глина, слоновая кость. Многие громадные статуи высекались из гранита, базальта или диорита. Статуи в реальный рост человека лепились из песчаника и известняка и покрывались краской.

Своему появлению и дальнейшему развитию обязана религиозным убеждениям. Требования культовой веры явились основанием для возникновения того или иного вида статуй. Религиозные учения обусловили иконографию скульптур, а также места их установки.

Скульптура Древнего Египта, основные правила создания которой окончательно сформировались в период Раннего царства, обладала фронтальностью и симметричностью фигуры, четкостью и спокойствием линий. Все эти характеристики соответствовали ее непосредственному назначению, а также были обусловлены местами ее расположения, которыми являлись в основном ниши в стенах.

Скульптура отличается преобладанием определенных поз. К ним относятся:

Сидячая - руки при этом лежат на коленях;

Стоячая - левая нога выдвинута вперед;

Поза писца, который сидит на скрещенных ногах.

Для всех скульптур был обязателен ряд правил:

Прямая постановка головы;

Наличие атрибутов профессии или власти:

Определенный вид раскраски для женских и мужских тел (желтая и коричневая соответственно);

Инкрустация глаз камнями или бронзой;

Преувеличение мощности и развитости тела, что способствовало сообщению фигуре торжественной приподнятости;

Передача индивидуальных умерших (считалось, что статуи наблюдали за жизнью людей через специальные отверстия, сделанные на уровне глаз).

Скульптура Древнего Египта стала одним из средств в овладении портретным искусством. При помощи гипса пытались спасти труп от разложения, получая подобие маски. Однако для изображения живого человека требовалось, чтобы глаза у скульптуры были открыты. Для того чтобы добиться этого, маску дополнительно обрабатывали.

Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. В некоторых гробницах исследователи нашли статуи из дерева. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Во времена в гробницах размещали и фигурки работников. Их предназначением являлось обеспечение умершего. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.

Архитектурное оформление производилось с использованием статуй. Скульптуры стояли вдоль ведущих к ним дорог, во дворах и внутренних помещениях. Те статуи, основной нагрузкой которых было архитектурно-декоративное оформление, отличались от культовых. Их фигуры имели большие размеры, а в очертаниях отсутствовала детализация.

Статуи, которые передавали изображения царей, содержали молитвы, в которых у бога просили здоровье и благополучие, а иногда и содействие в политических делах. Период, который длился после того, как пало Древнее царство, охарактеризовался коренными изменениями в идеологической области. Фараоны, стремившиеся прославить себя и свое могущество, повелевали ставить свои статуи в храмах, рядом с фигурами различных божеств. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона.