Фотографии дианы вишневой. Диана Вишнёва: «Я не считаю себя балериной

  • 24.06.2019

Звезда Мариинского театра в Санкт-Петербурге, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, лауреат международного конкурса - балерина Диана Вишнева - родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. С раннего возраста будущая прима занималась хореографией, а в 1987 году поступила в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой . Ее первым педагогом была Л.В. Бельская , а в выпускном классе Вишнева обучалась у профессора Людмилы Ковалевой . В 1995 году успешно окончила балетное училище, и была принята в труппу Мариинского театра. С 1996 года является солисткой Мариинского театра .

Карьера балерины началась с поездки в Лозанну на международный конкурс молодых танцовщиков – Prix de Lausanne.

Диана танцевала в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, завоевав высшую награду – «Золотую медаль». За четырнадцать лет до этого события Золотую медаль конкурса выигрывали только мальчики, а после победы Вишневой высшая награда не присуждалась.

Будучи еще студенткой Вагановской академии, Диана Вишнева выступила в Торонто на гала-концерте, посвященном памяти великого Рудольфа Нуреева. В Торонто она впервые танцевала в паре – с Владимиром Малаховым . С тех пор началось плодотворное сотрудничество двух талантливых артистов.

В 1997 г. Диана Вишнева возвращается в Лозанну, но уже в качестве приглашенной звезды, участвуя в гала-концерте. Этот год принес молодой балерине много новых интересных ролей – главные партии в балетах «Дон Кихот» , «Симфония до мажор» , «Спящая красавица» , «Ромео и Джульетта» , «Жар-птица» и «Видение розы» . К 215-му балетному сезону Мариинского театра Вишнева становится главной звездой прославленной труппы. Яркая, темпераментная она принадлежит к новому поколению харизматических балерин-актрис, которые с легкостью привносят особый стиль в любую классическую постановку.

В 2000 г. в Лондоне проходят грандиозные по масштабу гастроли Мариинского театра: восемнадцать балетных и шестнадцать оперных представлений. Первую часть гастролей Диана Вишнева открывает «Спящей красавицей» , а затем танцует главную партию в «Рубинах». Эти гастроли поистине можно назвать триумфальными.

В марте 2001 г. балерина получает «Золотую маску» – за сольную партию в «Рубинах» Джорджа Баланчина.

Международная карьера Дианы Вишневой как приглашенной солистки началась в 2001 году с выступления в труппе Баварского балета («Манон») и в Ла Скала с балетом «Спящая красавица». В 2002 она дебютировала в берлинской Штаатсопер («Жизель» и «Баядерка»). И в этом же году – в «Дон Кихоте» в Парижской опере, где позднее с успехом исполняла главные партии в «Рубинах», «Манон» и «Лебедином озере». Диана Вишнева получила премию за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада».

Имя Дианы Вишневой становится хорошо известным в ведущих балетных театрах мира. В 2002 г. по опросу журнала Dance Europe, она становится лучшей танцовщицей Европы. В 2003 году состоялся дебют Дианы в Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) со спектаклем «Ромео и Джульетта» (К. МакМиллана).

В мае 2005 года Диана получила статус прима-балерина (principal dancer) Американского театра балета (АВТ) и блистательно выступила в весенне-летнем сезоне театра на сцене Метрополитен опера (Нью-Йорк). В 2007 г . солистке Мариинского балета Диане Вишневой присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.

В феврале 2008 г. в Калифорнии (США) состоялась премьера нового хореографического спектакля из трех частей «Диана Вишнева: красота в движении» . Хореографы-постановщики: Алексей Ратманский, Моузес Пендлтон и Дуайт Роден . Официальная пресса оценила проект как уникальный, а главную исполнительницу – как универсальную балерину и творческую личность.

2010 год был плодотворным годом для примы. Диана Вишнева снялась в короткометражном фильме режиссера Рустама Хамдамова «Бриллианты» .

Был учрежден Фонд Дианы Вишневой , действующий на территории России, США и Японии. Основные цели фонда – повышение доступности балетного искусства для различных слоев общества, его популяризация, создание новых балетных проектов, помощь детям и ветеранам сцены.

В сентябре 2010 года исполнилось 15 лет с начала моей балетной карьеры в Мариинском театре. Для профессиональной классической балерины это достаточно большой срок, чтобы познать трудности этой профессии, понять роль этого вида искусства в жизни общества и создать, при этом, определенное авторитетное имя в мировом балете.И сегодня, исходя из этого опыта, мне хотелось бы от своего имени сказать и сделать для искусства и общества что-то большее, чем только текущее исполнение балетного репертуара. Одному человеку, к сожалению, трудно решать большие и серьезные задачи.

В 2010 году у Дианы состоялось четыре балетных премьеры:«Дама с камелиями» в Нью-Йорке, «Пери» в Берлине, «Анна Каренина» и «Кармен-сюита» в Санкт-Петербурге.

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера нового балетного проекта«Диана Вишнева: Диалоги» , объединившая работы хореографов мирового уровня – Марту Грэм (США), Пола Лайтфута и Соль Леон (Голландия), Джона Ноймайера (Германия). «Диалоги» – это совместный проект Фонда Дианы Вишневой и Мариинского театра при участии американской компании «Ардани Артистс».

Диана Вишнева стала лауреатом высшей театральной премии России «Золотая Маска» за работу в спектакле «Диана Вишнева: Диалоги». Артистка названа лучшей исполнительницей в категории «Балет-Современный танец».

В 2013 в США Диана представила свой очередной проект «Диана Вишнева: На Грани» . В программу спектакля входили два одноактных балета: «Переключение» (был поставлен директором Балета Монте-Карло Жаном-Кристофом Майо) и «Женщина в комнате» (создан французской танцовщицей и хореографом Каролин Карлсон).

Знаменитая русская балерина участвовала в открытии Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, где исполнила «танец голубки мира».

В 2013 году Диана Вишнева вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича , с которым была знакома долгие годы. Свадьба прошла на Гавайских островах.

Репертуар на сцене Мариинского театра:

  • «Жизель» (Жизель)
  • «Корсар» (Гюльнара)
  • Grand pas из балета «Пахита» (вариация).
  • «Баядерка» (Никия).
  • «Спящая красавица» (Аврора).
  • «Щелкунчик» (Маша)
  • «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
  • «Раймонда» (Раймонда)
  • «Дон Кихот» (Китри)
  • «Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы», «Лебедь» – хореография Михаила Фокина
  • Pas de quatre (Фанни Черрито) – хореография Антона Долина
  • Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского
  • «Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского
  • «Легенда о любви» (Мехменэ-Бану) – хореография Юрия Григоровича
  • «Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Tchaikovsky Pas de deux, «Драгоценности» («Рубины»), Ballet Imperial (солистка) – хореография Джорджа Баланчина
  • «В ночи» (I дуэт) – хореография Джерома Роббинса
  • «Юноша и смерть», «Кармен» (Кармен) – хореография Ролана Пети
  • «Манон» (Манон) – хореография Кеннета Макмиллана
  • Spring and Fall, Now and Then, «Звуки пустых страниц» – хореография Джона Ноймайера
  • «Поэма экстаза», «Золушка» (Золушка) – хореография Алексея Ратманского
  • Steptext – хореография Уильяма Форсайта
  • «Диана Вишнева: Красота в движении» – хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона
  • «Диана Вишнева: Диалоги»
  • «Диана Вишнева: На Грани»

Прима Мариинского театра Диана Вишнева готовится к рождению ребенка от своего мужа - Константина Селиневича. Первые слухи об этом появились после того, как Вишнева отказалась от выступления на своем фестивале.

У Нижинского – «сексуальное пробуждение», у Дягилева – «предчувствие славы». Сцена из балета Гекке. Фото со страницы фестиваля в Facebook

Кому не откажешь в таланте и мудрости, так это маркетологам фестиваля. До последнего держали интригу, в афишах и пресс-релизах анонсировали выступления самой Вишневой. Что греха таить, современного танца, конечно, растут, в том числе и благодаря этому фестивалю, но многие и сюда все еще приходят «на Диану». Однако в юбилейном году танцевать арт-директор «Контекста» не вышла. Доктора запретили. Прима-балерина ждет ребенка.

В скором времени знакомый звезды сказал репортерам, что исполнительница ожидает первенца. Однако на протяжении нескольких лет появляются регулярные слухи о том, что у нее романтические отношения с Романом Абрамовичем. Она замужем за Константином Селиневичем, который по совместительству является также ее продюсером. Недавно стало известно, что она скоро подарит супругу первенца.

По некоторым данным, именно ее «интересное положение» стала поводом для расставания русского предпринимателя и Дарьи Жуковой. В последнее время прима Мариинского театра действительно стала появляться на публике в свободных нарядах темных оттенков, скрывающих изменения в фигуре. Они устроили свадьбу на эксзотических островах после многолетних отношений.

Диана Вишнева беремена. Эксклюзивная информация.

Слухи о том, что 41-летняя Вишнева беременна появились около недели назад. Тогда танцовщица приняла решение не участвовать в собственном фестивале «Context. Диана Вишнева», который был организован в столице. По ее словам, так балерине посоветовали поступить врачи. Однако вчера вечером на официальной странице фестиваля было опубликовано видео, на котором Диана запечатлена в темном платье. Наряд свободного кроя не смог скрыть изменения в ее фигуре. Пользователи Сети в новь заговорили о том, что она скрывает свое «интересное положение». Сама прима-балерина не комментирует эти домыслы, но источник из ее окружения подтвердил, что она ждет ребенка.

Копирование материалов сайта запрещено без письменного согласия администрации и преследуется по закону. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, а так же за действия, предпринятые на основании этой информации.

Яблоку негде было упасть в Театре имени Моссовета на представлении нового балета хорошо известного москвичам немецкого хореографа Марко Гёкке «Нижинский». Предваряемое претенциозно многозначительным либретто действо ничего не расскажет непросвещенному зрителю (а именно на такую западную публику, по уверению главы Gauthier Dance Эрика Готье, рассчитан спектакль) ни о жизни, ни о творчестве, ни о трагедии гениального безумца. В течение полутора часов полоумный Нижинский, похожий на карикатурного Гитлера Дягилев, матка (так называют мать танцовщика), жена Нижинского Ромола, а также Терпсихора и Нечто топчутся по сцене в одинаковых судорожных подергиваниях. У Нижинского оно, надо полагать, изображает психологическую ломку и «сексуальное пробуждение», у Дягилева – «предчувствие славы», которое «пробуждает и жадность», у матки с Ромолой – один Гёкке знает что. А Нечто – понятно, предмет темный, исследованию не подлежит. В общем, Нижинский остается Нижинским, Гёкке остается Гёкке. Каждому – свое.

Слухи о том, что Диана Вишнева беременна, с молниеносной скоростью разлетелись после того, как балерина отказалась выступать на собственном фестивале. Дело в том, что артистка прежде не позволяла себе такого и, даже если плохо себя чувствовала, всегда выходила на сцену. Кроме этого, Диана стала все чаще появляться на публике в широких нарядах, отдавая предпочтение темным цветам. Источник издания Peopletalk, приближенный к звезде, также подтверждает догадки: Вишневская готовится к рождению малыша.

Нынешний год в истории фестиваля пятый. Нетерпеливые организаторы называют его юбилейным. Основания для гордости есть. Культурная экспансия Дианы Вишневой распространилась на обе столицы - по четыре фестивальных дня в Москве и в Петербурге. Начинает захватывать регионы: сотрудничество с Пермским театром оперы и балета, образовательная акция в Норильске, в результате которой лучшие ученики хореографических школ пройдут стажировку в питерской студии Дианы Вишневой. И интернет-пространство – появился первый онлайн-курс о современном танце на платформе Arzamas.

Кроме того, в эти дни в столице и Санкт-Петербурге проходит фестиваль актуальной для нашего времени хореографии Context.

Но запрет докторов не помешал Вишневой посетить 1-ый день фестиваля в северной столице и обратиться к участникам с приветственной речью. Но вчера вечером на официальной странице фестиваля было размещено видео, на котором Диана запечатлена в темном одеяние.

Приме Мариинского театра Диане Вишневой не раз приписывали роман с Романом Абрамовичем. Так и этим летом, как миллиардер объявил о разводе с Дарьей Жуковой, балерина вместе с коллегами посетила футбольный матч его команды «Челси», что только подогрело слухи об их романтических отношениях. Однако она уже четыре года состоится в браке со своим продюсером Константином Селиневичем. На днях стало известно, что она скоро подарит супругу первенца.

С самого начала собственной карьеры звезда балета состояла в отношениях со своим партнером по сцене Фарухом Рузиматовым. Они устроили свадьбу на эксзотических островах после многолетних отношений.

Диана Вишнева балерина личная жизнь. Свежий материал на 21.11.2017 г.

Слухи о беременности Дианы Вишневой возникли не так давно. Неделю назад она она решила не выступать на собственном фестивале, а затем, на новом видео с балериной, были заметны изменения в ее фигуре. Источник из окружения балерины вскоре подтвердил, что она ждет первенца.

Поклонники стали подозревать Диану Вишневу в интересном положении не так давно. Слухи поползли после того, как известная балерина решила не выступать на собственном фестивале. После этого она выбирала вещи темных цветов, а также в , на котором были заметны изменения в фигуре. Знакомый звезды балета сообщил журналистам, что действительно артистка ждет первенца.

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Который стартует в ноябре в Москве, - Светлана Бондарчук встретилась со знаменитой балериной и арт-директором фестиваля Дианой Вишнёвой. Среди затронутых в разговоре тем были как профессиональные - о судьбе современного танца в России, так и личные: Диана рассказала о супруге, бизнесмене Константине Селиневиче, о дружбе, моде, готовке и хорошем аппетите.

Диана Вишнёва

Я много раз видела Диану Вишнёву на сцене и каждый раз ловила себя на мысли, что это не танец балерины. Это танец большой драматической актрисы. Я сопереживаю ее героине, проживаю с ней жизнь и продолжаю думать о ней даже после спектакля. В этом году Диана отметила 20-летие жизни на сцене. Для многих из "балетного цеха" это означало бы начало заката, но Диана все набирает высоту. Продолжая танцевать в классических балетах, она делает карьеру как танцовщица современной хореографии: осваивает новые танцевальные языки и техники, ломает каноны, которыми сама же овладела в совершенстве. Третий год подряд Диана проводит в Москве фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishnevа. Я с удовольствием хожу на эти спектакли и всякий раз открываю что-то неожиданное, иногда шокирующее. Здесь нет танцев на пуантах, пачек, кордебалета; порой танцовщики одеты в простые трико, их пластика непривычна, линии изломаны, но это захватывает не меньше, чем вечные 32 фуэте. В этом году я вновь собираюсь на фестиваль - интересно будет посмотреть аргентинское танго на подвесных канатах и спектакль всемирно известной американской труппы Марты Грэм. И конечно, выступления самой Дианы на открытии и закрытии фестиваля пропустить просто невозможно.

Диана, мне не раз приходилось слышать мнение, что современный танец дает балеринам возможность оставаться на сцене намного дольше. Насколько это соответствует истине?

Нет, это абсолютный миф - что, утратив форму в классическом балете, можно перейти в современную хореографию и продолжать танцевать с тем же успехом. И то, что современная хореография легче, также не соответствует истине. Наоборот, в классическом балете многое тебе облегчает жизнь: техника, выучка, эффектные вариации - все это отвлекает внимание публики непосредственно от тебя. А в современном танце ты весь как на ладони, тебе не за что спрятаться и все зависит от того, есть ли тебе что рассказать зрителям или нет.

С Артуром Шестериковым на репетиции спектакля Live (постановка голландского мастера хореографии Ханса ван Манена), который будет представлен в рамках фестиваля в Москве

Пример долголетия в балете - Майя Плисецкая, которая выходила на сцену и в 75 лет. Вы себя лет через 20 на сцене представляете?

Трудно сказать. Майя Михайловна - личность выдающаяся. И уникальна она даже не тем, что выходила на сцену в 75, а тем, что первой в Советском Союзе за-говорила о новом понимании танца, о новой эстетике, о новом стиле. "Кармен-сюита", с которой она вышла на сцену Большого театра в 1967 году, преодолев столько препон, была революцией. Плисецкая первой начала рушить стены, которые казались нерушимыми. Я благодарна судьбе за то, что мне довелось общаться с Майей Михайловной, дружить с ней. Она возглавляла попечительский совет нашего фестиваля, и в этом году Context будет посвящен ее памяти

Майя Плисецкая и Диана Вишнёва

Вы - амбассадор современного танца в России. В чем вы видите свою миссию?

Миссия, прежде всего, знакомить Россию с лучшим, что происходит в современной хореографии, привозить не только громкие имена, но и что-то принципиально новое. Существуют разные танцевальные стили и направления, и мы все их соединяем в одной точке. Это и есть Context. Еще один очень важный момент - развитие современной хореографии в России. Нам важно поддержать молодых хореографов.

В последнее время в России вы все больше ассоциируетесь с современным танцем, но на Западе Диану Вишнёву хотят видеть в основном в классическом балете?

Все зависит от театра, от танцевальной компании. Если вы говорите о "Метрополитен-опера" (этим летом на сцене "Метрополитен" в Нью-Йорке Диана танцевала Жизель, Джульетту и Аврору. - Ред.), то там преобладает классический репертуар. Это как Мариинский театр. Но если я со своими проектами прихожу в компанию современной хореографии, там обратная ситуация. Порой люди удивляются, что я - прима-балерина, говорят: "Ой, нам надо посмотреть тебя в классическом балете".

Вы считаете себя русской балериной или человеком мира?

Конечно, я человек мира. Но я остаюсь русской балериной. Для меня огромная честь, что я училась в самой лучшей балетной школе в мире, начинала свой путь в Мариинском театре. Я испытываю огромную благодарность к своим педагогам, к родному театру. Сколько в меня вкладывали, сколько я впитывала - все это с годами проявляется все больше и больше.

Диана Вишнёва в "Лебедином озере", 2008 год

Вы из Петербурга, из интеллигентной, но не балетной семьи.

Да, у меня родители - химики. У мамы два образования - она экономист и химик, а папа - кандидат химических наук.

Как так случилось, что дочка попала в балет?

Я бы могла сказать, что это случайность, но я верю в то, что во всем есть определенный замысел судьбы. Все произошло так, как должно было произойти. Стать балериной не было моей мечтой и не было блажью мамы, хотя именно она в нашей семье увлекалась балетом. В детстве я занималась спортом, математикой, ходила в танцевальный кружок. Развивалась разносторонне, как говорили в те времена. Не могу сказать, что меня часто водили на балет. Родители были молодыми специалистами, нужно было оплачивать кооператив... Мы не имели возможности ходить в театр столько, сколько нам хотелось бы. Но мы с сестрой не были лишены общения с искусством: классическая литература, походы в музеи, поездки в пригороды Петербурга - Петергоф, Царское Село... Все это было в нашем детстве. Но, конечно, когда я попала в Вагановское училище, то почувствовала, что значит быть по-настоящему погруженной в мир искусства. Этот мир увлек меня бесконечно.

В училище вас выделяли из толпы девочек?

Да, выделяли. Такого, чтобы говорили: "Эта девочка просто рождена для балета", не было, но я всегда оказывалась в центре внимания преподавателей и детей благодаря своему взрослому отношению к самой себе. Мне не делали одно и то же замечание по несколько раз - я сразу исправляла ошибки. Все впитывала максимально, поэтому профессионально развивалась быстрее. Первая неудача, когда меня не приняли в училище - я ведь поступила только со второго раза, - перевернула мое сознание. Я поняла, что в этой жизни нужно всего добиваться самой и не ждать чьей-то помощи. Тебе помогут, только если ты сама будешь трудиться.

Труд артиста балета - это каторжный труд. С шести лет ты должен каждый день проводить по несколько часов у балетного станка.

И с каждым годом все больше часов.

Я пытаюсь сравнить балетных людей с артистами шоу-бизнеса. Многие из них не имеют серьезной школы, позволяют себе петь под фонограмму. Но масштаб известности и величина гонораров в шоу-бизнесе не в пример балету. Не обидно?

Все зависит от того, как ты мыслишь. Ты либо мыслишь идеями, стремишься реализовать себя, либо думаешь о гонорарах. Тогда эта история не про балет вообще. Балет - это жертвоприношение, это служение. В детстве мы все это понимаем, а в сознательном возрасте каждому приходится делать выбор. Если ты переживаешь о том, сколько тебе за это заплатят, на сцену лучше не выходить.

"Болеро" в постановке хореографа Мориса Бежара с Дианой Вишнёвой зрители увидели 20 и 21 ноября на вечере памяти Майи Плисецкой в Большом театре

Но если мысль все равно присутствует: "Понимаете, я так много работаю..."

Для этого существует театр, который работает на талантливую единицу, сподвижники, соратники, меценаты... Когда ты реализуешь себя как балерину, как личность, тебе просто некогда об этом думать.

Есть ли у вас какие-нибудь талисманы или ритуалы для выхода на сцену?

Конечно, есть. Но я не хотела бы о них рассказывать. Я человек не то чтобы суеверный, но я очень внимательно ко всему отношусь. Я Рак по гороскопу. Для меня важны числа, знаки, сны. Я прислушиваюсь к снам, пытаюсь угадать их, расшифровать.

Если перед премьерой вам черная кошка дорогу перебежит, вы же не отмените спектакль?

Нет, конечно. Но я в уме отмечу, что, вероятно, предстоит столкнуться с какими-то сложностями, преодолеть препятствия. Не обязательно случится что-то плохое. Иногда проблемы помогают быстрее добиться положительного результата.

Балетные люди вообще суеверны?

Да, суеверны. Но в то же время все - люди верующие. Сцена - это такое магическое пространство. Чтобы каждый раз вступать в него, нужны силы. Вера человеку очень помогает. Каждый на сцену со своим ангелом-хранителем идет.

Диана Вишнёва и Светлана Бондарчук

А если плохое настроение, неприятности или нездоровится и танцевать не хочется, а надо?

Конечно, случается и такое. Мы же все люди. Бывает, что вдруг за полчаса до начала спектакля нервное окончание какое-то пережимает, и я чувствую, что даже двинуться не могу, в глазах слезы, но все равно собираюсь с силами. Был совсем ужасный случай в моей жизни - в 2002-м, когда я первый раз выступала на сцене Парижской оперы. Это было невероятно ответственное событие. Парижская опера - своего рода закрытое общество: выступления иностранных артистов здесь скорее редкость. По крайней мере, раньше такие случаи можно было по пальцам пересчитать. Я должна была танцевать Китри в "Дон Кихоте", одну из своих самых удачных партий. Готовилась к выходу на сцену, и вдруг звонок из больницы. Мне сказали, что близкий мне человек в реанимации. Это был такой удар, что я даже ничего не могла произнести в ответ. Просто положила трубку... Что делать в таком случае? Отменять спектакль? Невозможно. Поэтому ты собираешься, концентрируешься, "закапываешь" эту боль внутрь себя, понимая, что потом это еще сильнее проявится.

Я однажды наблюдала вашего мужа и продюсера Константина Селиневича за кулисами, когда шел спектакль, и была удивлена, насколько переживает он!

Иногда мне кажется, что он переживает даже больше, чем я. Но я рада, что он сменил на этом "посту" моих родителей. Константин, как настоящий мужчина, умеет скрывать свои эмоции, а родители просто заболевали от всех этих стрессов. Однажды мама мне сказала: "Я больше не могу ходить на твои спектакли. Я так волнуюсь, что все равно ничего не вижу". Она вздыхала с облегчением, только когда спектакль заканчивался.

Диана Вишнёва с супругом, бизнесменом Константином Селиневичем

Когда спектакль заканчивается, Константин тоже вздыхает с облегчением. Он стоит за кулисами - счастлив, горд.

Самое главное, что он не становится моим фанатом. И не воспринимает балет как свою жизнь.

Как вы проводите свободное время? Путешествуете?

У нас все четко распланировано. Профессия сделала меня очень дисциплинированной. К отдыху готовлюсь тщательно, чтобы посмотреть как можно больше городов, достопримечательностей, музеев, выставок. Когда я рассказываю о том, сколько успела увидеть на каникулах, мне говорят: "Боже, ты такая амбициозная!" Меня это удивляет: что же в этом плохого? Если бы я не была амбициозной, то не стала бы примой-балериной. У меня нет времени на то, чтобы долго раскачиваться. Время летит стремительно. Это касается и моей карьеры, и вообще жизни. Поэтому стараюсь быть максимально организованной абсолютно во всем.

Есть ли у вас хобби, увлечения?

Драматический театр и фильмы. Я смотрю очень много фильмов. Когда нужно переключиться или когда сил хватает только на то, чтобы лежать без движения, кино очень помогает.

А что-то бытовое, чисто женское... Например, вы могли бы приготовить обед?

Если я захочу, то сделаю это. И все же, если у меня есть свободное время, я скорее пойду в театр или на выставку. Мне жалко терять время на то, чтобы готовить обеды. Правда, кто-то мне сказал однажды: "Когда у тебя будут дети, ты все это полюбишь".

Я сама редко готовлю, но если у меня бывает порыв, то с такой любовью все делаю, что, мне кажется, получается очень вкусно.

Так и должно быть. Все нужно делать с любовью, вкладывая душу. Я этой любви в себе не нахожу. Мне кажется, если я начну готовить, то просто испорчу продукты.

Есть стереотип, что балетные люди ограничивают себя в еде. Я знакома со многими балетными - у них прекрасный аппетит и все они нормального телосложения.

Балерина должна чувствовать свой мышечный корсет, который нужен для баланса. Если ты будешь слишком худой, то просто ничего не сможешь сделать. Бывают такие, знаете, девушки-балеринки, тоненькие, как стручки, но, к сожалению, со своей массой тела они не способны выполнять элементы, которые требуются в классической хореографии и в современной. Балерина испытывает физические нагрузки, часто большие, чем в спорте, но при этом эмоциональное состояние ее должно быть легким, воздушным. Зритель не должен видеть, каких сил ей все это стоит. Он должен видеть, что для нее танцевать так же естественно, как дышать.

Я хотела бы сделать вам комплимент. Я считаю вас одной из самых стильных женщин России. Вы и Рената Литвинова, моя подруга. У вас обеих стиль абсолютно неповторимый, совершенно необычный. Когда я слышу от кого-нибудь: "А что, разве это модно?" - мне хочется ответить: "Это не модно. Это шикарно!" Откуда у вас это особое понимание стиля?

Наверное, с детства. Я была еще совсем маленькой, топала ножками, махала ручками, но уже просила маму сшить мне что-нибудь необычное. Мама у меня - настоящая рукодельница. Она потрясающе шила и вязала, сама одевалась со вкусом и старалась, чтобы мы с сестрой были одеты с изюминкой. Мама сама шила мне школьную форму. Она выгодно отличалась от стандартной - и оттенком, и силуэтом... Я отказывалась носить некрасивые вещи. И если в Петербурге было невозможно купить симпатичные сапоги, мы ехали в Москву, отстаивали очередь в "Детском мире", но покупали то, что смотрелось лучше. Я действительно была довольно капризным ребенком в этом плане. И сейчас к своим нарядам и сценическим костюмам очень серьезно отношусь.

Диана, а друзья у вас есть среди представителей вашей профессии?

Конечно. Хореографы и партнеры - это люди, с которыми ты общаешься очень близко, и со временем они становятся друзьями. Партнер по сцене - это почти родной человек. Ты его близко знаешь, все обстоятельства его жизни, чувствуешь его настроение. Это и дружба, и своего рода профессиональное "супружество". А вообще, мир балета и современной хореографии довольно узкий, и человеческие контакты очень важны. Если вернуться к фестивалю Context. Diana Vishneva... Я бы никогда не смогла организовать такое сложное мероприятие, общаясь по телефону, по e-mail. Здесь как никогда важна репутация. Я работала со многими танцевальными компаниями, меня видели, что называется, в деле, появилось определенное мнение обо мне и доверие. Только так я смогла добиться того, чтобы лучшие современные танцевальные труппы захотели приехать к нам и выступить на нашем фестивале.

Наверняка страстные поклонники балета не раз видели талантливые выступления хрупкой, нежной и одаренной танцовщицы Дианы Вишневой. Поговорим о человеке из богемы более детально, расскажем, с чего все начиналось, и чем занята Диана в наши дни.

Первые шаги

Там, где течет река Нива, в культурной столице 13 июля 1976 родилась маленькая будущая балерина. У девочки на роду было написано, что она в будущем покорит звездный Олимп и станет великой танцовщицей.

Мама малышки по национальности татарка, ее зовут Гузель. Она попала в Ленинград из далекой и солнечной Киргизии, кода приехала учиться. Папа - Виктор, работал инженером.

Как только Гузель родила дочь, она сразу поняла, что хочет чтобы та обучалась танцам, потому что когда-то сама мечтала порхать на сцене в белоснежной пачке.

Как только Дианочке исполнилось шесть, ее тут же отвели на занятия в местный дом Пионеров. Так в жизнь стала воплощаться мечта семьи невероятно далекой от творчества.

Сначала никто и подумать не мог, что из маленького утенка получится прекрасный, грациозный лебедь, поражающий своим упорством и стремлением.

Хореографы сейчас вспоминают Вишневу как барышню невероятно серьезную, задумчивую, хватающую буквально на лету каждое слово, каждое движение.

В 11 лет девочка лишь с третьего раза поступает в училище Вагановой, которое находится в Ленинграде. С 1987 года Диана - новая ученица в академии балета.

Небольшая сводка

Возраст Дарьи Вишневой: 40 лет.

Место рождения: Ленинград.

Рост балерины: 168 сантиметров. Это оптимальные параметры для балерины.

Общественная деятельность: прима балета, гастроли, тренерская работа, участие в шоу, проектах, артистка балета.

Семейное положение: официальный брак.

Первые успехи

В 1994 году юную ученицу Академии ждет первая серьезная награда - Золотая медаль, а также "Гран-при". Все это было получено на ежегодном конкурсе артистов балета, проходившем в городе Лозанне, в Швейцарии.

Именно эта победа делает Диану не просто девушкой, обучающуюся танцам, а выводит ее на новый профессиональный уровень, с которого начинает огромный скачок в карьере.

Прима

И вот спустя год, молодая Вишнева попадает туда, куда мечтают попасть тысячи девушек и молодых людей - в Мариинский театр.

Диана Вишнева, рост которой был довольно стремительным, как в самой настоящей сказке получает роль в балете «Золушка», естественно, главную. Об этом танцовщица не смела даже и мечтать.

После триумфальных выступлений и множества собранных оваций, балерине доверяют партии в «Дон Кихоте» и «Щелкунчике», где она исполняет роль Маши.

Проходит еще один год, и новой примой театра становится никто другой, как Дина Вишнева. По сути, это никого не удивило, потому что упорству, таланту и выдержке молодой девушке можно только позавидовать.

Стиль, который невозможно повторить

Сейчас уже ни для кого не секрет, что Диана Вишнева - балерина с грандиозным творческим потенциалом, идущая прямо к заветной цели.

Мама танцовщицы вспоминает, как еще совсем маленькая дочь просила сшить для нее что-то особенное, не такое как у других. А если вдруг в подарок покупались некрасивые вещи, девочка просто отказывалась их носить.

За одеждой иногда приходилось ездить Москву, только так можно было найти то, что удовлетворяло вкус маленькой модницы.

Гузель даже научилась шить и вязать, чтобы у любимой дочки всегда был эксклюзивный наряд. Девочка всегда одевалась стильно, ярко и красиво, отличаясь от своих сверстниц постоянной сменой обновок гардероба.

Фестиваль Дианы Вишневой

Талантливая артистка признается, что у нее давно уже появилась идея познакомить зрителя с современным танцем, а также показать новые тенденции в мировом балете.

Для этого Вишнева придумала, а после создала фестиваль, который носит название Context. И вот на протяжении нескольких лет, начиная с 2013 года, прима показывает публике различные направления в мире танца.

Одна из главных задач фестиваля, помочь развиться молодым дарованиям, показать публике нечто новое, доселе невиданной, удивить и покорить. Но и маститые звезды, яркие исполнители также участвуют и демонстрируют свое мастерство, опыт.

Фестиваль, проходящий под эгидой Вишневой, стартует в столице и длится там несколько дней, где зрители наслаждаются выступлением как всемирно известных звезд, так и молодых, начинающих талантов.

В программу выступлений входят творческие вечера, мастер-классы, а также различные импровизации, лекции и даже кинопоказы.

Для зрителей и для артистов балета фестиваль - это настоящий бал, карнавал, праздник, где можно проявить себя и завести публику энергетикой.

Также за кулисами Диана с партнерами обсуждает творческие планы на будущее, а также развитие балета и его направлений.

Диана Вишнева и Абрамович

Довольно долго навязчивые папарацци ломали свою голову над одним вопросом: «Какие отношения у Дианы и Абрамовича?». Поводом для любопытства стало то, что Диана Вишнева и Роман Абрамович постоянно появлялись вместе на различных мероприятиях. Также Роман - одни из главных помощников в организации мероприятий, а еще и спонсоров проектов, разработанных балериной.

Слухи развеялись, когда на церемонии закрытия фестиваля Context в ноябре 28 числа 2015 года появился Роман Абрамович с любимой женой Дарьей Жуковой. Журналисты были крайне разочарованы.

Личная жизнь

Первый раз замуж артистка вышла за танцовщика, звезду балета Фаруха Рузиматова. Он был немного старше супруги, а именно на 13 лет. Брак продлился недолго, пара рассталась.

В 2013 году балерина связывает себя узами брака повторно. Избранником стал Константин Селеневич. Это известный директор и продюсер. Церемония бракосочетания прошла на Гавайях, где плещется океан и обжигает желтый песок.

Муж танцовщицы регулярно посещает ее выступления, а девушка признается, что переживает каждый раз так, как будто делает первые шаги на сцене.

А вот бытовыми вопросами артистка не слишком увлечена. Она призналась, что не хочет тратить ценное время на домашнюю рутину. Хотя Диана уверена, что с появлением детей в ее жизни все поменяется, и семья выйдет на первое место, нежели творчество.

Диана сегодня

На данный момент Диана Вишнева - балерина, которая признана одной из самых великих во всем мире. Критики в один голос называют девушку многоликой, считая, что она искусно владеет лицом и талантливо передает все эмоции. Тело танцовщицы сравнивают со знаменитой скрипкой Страдивари, таким же тонким, гибким и совершенным.

Каждая роль удается Вишневой блестяще. Она всегда выкладывается полностью, стараясь показать зрителю всю сущность своей героини. Именно поэтому ее ценят и любят за талант, за любовь к искусству, за преданность работе, за многогранность и готовность отдаться роли полностью.

Мягкая и застенчивая в жизни, Диана признается, что она очень принципиальна и требовательна к себе и коллегам во время репетиций. И работать с ней бывает непросто. Хотя случаются моменты, когда Вишнева ненавидит балет. Ведь приме в театре надо всегда быть сильной. Но рядом с близкими людьми она умеет быть совсем другой: хрупкой, слабой и очень нежной.

Я часто понимаю, что ненавижу балет.

- Допускаете ли вы мысль, что в вашей жизни появится что-то важнее балета?

Я не то что допускаю, я, наверное, мечтаю об этом. Век балерины достаточно короток, и я надеюсь, что у меня будет совершенно другая жизнь, после того как я уйду со сцены.

- Бывают ли у вас ситуации, когда вы понимаете, что ненавидите балет?

Очень часто.

- Приходится ли вам интриговать в театре, ведь считается, что жизнь в балете очень тесно переплетена с кознями и интригами?

Конечно же, это есть, но мне совершенно некогда плести интриги. Я занята совершенно другим. Но мне всегда очень жалко людей, которые растрачивают себя на козни против коллег.

- А как вы реагируете, если понимаете, что человек вам явно завидует и хочет сделать какую- то гадость?

Я ничего не предпринимаю, я знаю, что пройдет время и этот человек либо сам поймет, что был неправ, либо что-то случится и ему будет только хуже из-за его интриг.

Лучшие дня

Балериной мечтала стать моя мама

- Кому принадлежала идея отдать вас в балетное училище?

Это была мамина мечта, она сама с детства хотела стать балериной, но родители ее не отдали в балетное училище.

- А у вас не было внутреннего сопротивления во время первых лет занятия балетом?

Нет, не было. Я поступила в училище, мне нравилось там заниматься. Причем всегда были и успехи, и результаты. Я была лидером в классе, и это меня подстегивало. Поэтому меня это совершенно не напрягало, не было в диссонансе с моим мировосприятием. Кроме того, если бы мне хотелось чего-то другого, я бы, наверное, все поменяла, но мне нравилось.

- Однако вы поступили в балетное училище только с третьего раза…

Но это не потому, что у меня не было данных. У меня всегда были высшие оценки, и я была в первых ученицах. А не брали, потому что тогда все было очень сложно, и надо было иметь знакомых в балетных кругах. А я не из артистической семьи. Мои родители химики, люди науки. Когда я поступала, конкурс был 90 человек на одно место, очень много иногородних. Думаю, истории о препятствиях, которые меня подстерегали при поступлении в балетное училище, – плод воображения журналистов. Педагоги меня очень хотели взять, но не получалось. Это сейчас берут всех подряд, а раньше было трудно попасть в балет. По крайней мере, из тех людей, которые со мной поступили с самыми высшими балами, ни один человек не дошел до выпускного класса. И этим все сказано.

Я не завишу от мнения семьи

- В каких отношениях вы со своей семьей? Вы очень рано сделали карьеру, насколько вы сейчас чувствуете себя зависимой от мнения родителей?

Я, наверное, никогда не была зависимой, другое дело, что я была - как в детстве, так и сейчас - достаточно послушной. И к мнению родителей и педагогов всегда прислушивалась. Но я никогда не зависела от него. Они это понимали и приветствовали. Я считаю, что очень важно иметь свое мнение, вкус, принципы и цели.

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Кто ваши родители, чем они занимаются?

У меня потрясающая семья. Я выросла в очень теплом доме, где был только позитив. Мой папа для меня - абсолютный идеал главы семьи, отца, опоры.

- Вы не единственный ребенок в семье. Близки ли вы с сестрой?

Оксана старше меня на 5 лет и сейчас она живет в Австралии. Вышла замуж и уехала. Она всегда хотела жить за границей. К сожалению, мы мало общаемся. Так получилось, что у нас совершенно разные интересы.

- Какие главные уроки вы вынесли из общения с родителями, какие семейные ценности считаете главными?

Благородство, интеллигентность, доброта, любовь. В моей семье не говорили об этом, но проявляли свои чувства поступками.

В балете всегда необходимо показывать свою силу

- В каких ситуациях вы ощущаете себя слабой женщиной и когда вам приходится показывать, что у вас все-таки характер настоящей балерины?

В принципе всегда нужно быть сильной. Хоть и хочется быть слабой, но как-то не удается. Каждый раз, наоборот, нужно быть сильнее и сильнее, а слабой, конечно, хочется быть рядом со своим любимым.

- Допускаете ли вы мысль, что рядом с вами окажется человек не из балетной сферы? Не является ли это препятствием, ведь танцовщики очень много путешествуют и редко бывают дома.

Жизнь длинная, поэтому я не вижу в этом проблемы.

- Что для вас на втором месте после балета?

На первом месте у меня любовь, а балет - это другая жизнь. Нет, балет стоит для меня совсем отдельно. Это самоутверждение, наверное, рост в человеческом и в профессиональном плане. Но он не стоит ни на первом, ни на втором месте.

- Если мужчина вам нравится, можете ли вы сделать первый шаг навстречу?

Могу, но это будет очень аккуратно и человек даже может не заметить этого.

- Случалась ли в вашей жизни безответная любовь?

Нет, никогда.

- Как быстро вы можете понять, что это «ваш» человек?

Наверное, для этого мне нужен день.

- А что должно происходить в течение этого дня?

Просто общение. Да все что угодно может происходить. Главное, чтобы, когда день подойдет концу, мне не хотелось расстаться с этим человеком или мне захотелось бы завтра с ним встретиться еще раз.

- Какие самые безумные поступки совершали ради вас поклонники?

Ну, огромные корзины цветов – это довольно частое проявление внимания. Очень многие ездят за мной по миру. Приходят в посольство за визой и на вопрос, где приглашение, говорят: «А мы на спектакль Дианы Вишневой». Им сразу визу дают.

- Вы общаетесь с этими людьми?

Постольку-поскольку. Я бы не сказала, что это общение. Сближение не нужно ни мне, ни им.

Я благодарна мужчинам, с которыми мы были близки

- С каким чувством вы сейчас вспоминаете мужчин, которые были вместе с вами раньше?

Ни о чем не жалею и благодарна им.

- Считаете ли вы, что дружба между мужчиной и женщиной возможна?

Возможна, но редко. Но, наверное, в плане исключения бывает.

- Есть ли у вас друзья-мужчины?

Да, но их очень немного.

- На сцене вы вулкан страстей, а какая вы в жизни?

Вы знаете, это слишком общая фраза - «вулкан страстей»... У меня совершенно разные роли, репертуар, я не могу сказать так о себе. А в жизни я достаточно замкнутая. Наверное, я человек не совсем общительный, но в кругу друзей и близких я очень открыта.

- В одном из своих недавних интервью вы сказали, что недавно расстались с любимым человеком. Каким должен быть мужчина, чтобы вы обратили на него внимание, возможно, захотели бы быть с ним вместе?

Даже не знаю, как сказать. Наверное, сразу чувствуешь совместимость, когда тебе бесконечно комфортно, уютно с этим человеком, когда он тебе дает радость в жизни, понятие смысла жизни, которое хочется ощутить вдвоем.

- Бывали ли у вас ситуации, когда ваши решения в личном плане не находили поддержки у ваших родителей?

Мои родители никогда не вмешивались в мою судьбу. Даже если им что-то не нравится, они всегда полагаются на меня или на мою голову, на мои чувства. Я знаю, что даже если у меня будут трудные условия, они мне все равно помогут и поддержат. Но в принципе всегда я в трудные моменты, наоборот, ухожу и уединяюсь.

Свои ошибки я принимаю, как и победы

- Вам часто приходилось ошибаться в личной жизни?

Ошибаться… Я не считаю те или иные свои поступки ошибочными. Что ни делается - все к лучшему. Я всегда это понимала и знала. Есть чувства и есть разум, они иногда расходятся в разные стороны. Из всего делаешь собственные выводы и лучше узнаешь себя. Я ни о чем не жалею, потому что все равно делаю все очень открыто, от всего сердца, прежде всего я не вру себе. А мои ошибки, даже если они и были, я принимаю, как и свои победы.

- А обязательно, чтобы человек, который вместе с вами ходил бы на ваши премьеры, интересовался балетом?

Это обязательно, но и я его жизнью должна интересоваться так же, как он моей, иначе мы быстро разойдемся.

- Сейчас очень популярна идея свободной любви, и дети совершенно необязательно рождаются в браках. Как вы относитесь к такой идее?

Нет, это не для меня. Я выросла в нормальной семье и считаю, что дети должны рождаться в браке.

- То есть свободная любовь для вас неприемлема?

Нет, приемлема. Но это не семья.

- Вокруг вас наверняка было и есть довольно много людей, которые готовы купить вашу любовь, обращались ли к вам с такими неприличными предложениями?

Да, это может быть и в качестве подарков, и качестве цветов, но с моей стороны это очень быстро заканчивается.

- А как вы считаете, что разрушает отношения между любящими людьми?

Наверное, отношения умирают, когда теряется взаимное уважение.

- Могли бы вы быть просто женой, или вы думаете, что могли бы в будущем открыть свое дело?

Нет, просто женой я никогда не хотела быть, я свободолюбивый человек.

- А вы умеете подчиняться?

- Что сейчас происходит в вашей личной жизни?

Все в порядке. Но я не хотела бы об этом говорить. Пусть это останется личным.

Я не готова содержать мужа

- Допускаете ли вы мысль, что мужчина может жить за ваш счет, хотя бы какое то время?

Этого не может быть, потому что для меня это просто не мужчина.

- То есть он обязательно должен зарабатывать больше?

Он должен обеспечивать семью. То, что зарабатываю я, может помогать семье, но никак не являться основным источником дохода. Может быть, если бы мне было 18 лет, то я бы рассуждала по-другому. И в 18 лет это нормально. У меня такого не случилось, поэтому сейчас я более строго отношусь к финансовой стабильности. Мужчина должен быть абсолютно самодостаточен и в профессиональном, и в финансовом плане. У меня такой уровень, что мужчина просто будет себя чувствовать неуютно в моей тени. И отношения быстро закончатся.

- Что для вас деньги?

Деньги - это комфорт, уют, возможность позволить себе создать уют в доме, купить красивые наряды.

- Какие наиболее приятные подарки вы себе делали на свои деньги, понимая, что это явный каприз?

Я редко балую себя, потому что приходится зарабатывать деньги и на квартиру, и на определенные вещи, которые мне хотелось бы иметь. Но я не считаю это главенствующим, другое дело, что я не умею ни считать деньги, ни как-то ими распоряжаться. Вот когда я получила свой первый денежный приз на конкурсе в Лозанне, меня спросили где-то через два часа после окончания банкета: «А где твой приз?» И только тут я вспомнила, что оставила сумку на столике. Как ни странно, сумка с деньгами оказалась на том месте, где я ее забыла. Такое вот чудо. Очень для меня характерное.

- А случается ли вам унижаться ради того, чтобы получить какой то денежный контракт?

Нет. У меня такое количество предложений, что такой проблемы для меня не существует.

- А вообще в балете случалось ли вам унижаться?

Нет, у меня так много работы, что я, наоборот, даже не успеваю все реализовывать.

- А что может вас заставить отказаться от совместной работы?

Взаимное недопонимание. Если я вижу, что человек не близок мне, что нам не хватит времени на воплощение его творческого замысла, или же мне кажется, что профессиональный уровень хореографа недостаточно высокий. Существует достаточно много причин, когда я не пойду на это.

Критиковать меня может только любящий человек

- Многие артисты говорят, что режиссеры, для того чтобы добиться нужной «краски» от артиста, иногда ведут себя жестко и даже жестоко на репетициях. Бывали ли у вас такие ситуации и с каким сердцем вы вспоминаете таких режиссеров, если это было?

Такие ситуации бывали, меня даже снимали с премьеры, тот же Форсайт, но я не считаю, что он поступил жестко или как-то неправильно. Просто так сложились обстоятельства. И на моем мировосприятии это никак не отразилось. Мне кажется, чаще я себя веду на репетициях жестко. Я очень требовательный человек, особенно в профессии. Я не так требовательна в жизни, в быту я достаточно мягкая и не конфликтная, а вот в профессии, если меня что-то не устраивает, я не могу это сдерживать и об этом не говорить. Поэтому в работе со мной очень трудно.

Людей достаточно много, не могу вам сказать, что кто-то идол для меня, но те люди, на которых хочешь равняться, которых уважаешь, много.

- Кто может вас критиковать?

Тот человек, который давно меня знает и любит. Например, мой педагог.

- Есть ли у вас какие-то временные рамки по поводу продолжительности карьеры балерины?

Конечно, хочется танцевать больше и дольше, но все-таки важно понимать, что ты не просто выходишь на своем имени, но действительно соответствуешь заданной высокой планке. Когда же у меня появится ощущение, что я свой профессиональный уровень не дотягиваю до своего имени, тогда пойму, что нужно уходить.

- А как вы представляете свою жизнь после балета? Многие звезды спорта, которые тоже заканчивают карьеру, в расцвете лет получают высшее образование. Нет ли у вас таких планов?

Наверное, если бы моя карьера не была такой звездной, я бы, конечно, пошла учиться. А когда тебя так «разрывают» по всем театрам мира, когда ты полностью выкладываешься в балете, боюсь, что идти учиться мне будет поздно после окончания карьеры. Я думаю, что обязательно займусь иностранными языками. Мечтаю выучить французский, итальянский. Но заниматься изучением какой-то принципиально новой профессии вряд ли буду. Мне кажется, что когда уйду со сцены, столько сделаю за время своей карьеры, что мне захочется потом просто отдыхать, если будет такая возможность. А может быть, я открою свою школу балета.

- Есть ли какая-то сфера, в которой вы ощущаете себя глубоко бездарной?

Нет, я ни в какой сфере не буду бездарной, другое дело, что мне не на все хватает времени. У меня есть компьютер, но я даже его не включаю, он стоит сам по себе, как предмет интерьера. Однако я профан в компьютерной сфере только потому, что я им не занимаюсь.