Образ Прп. Феодосия Тотемского в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

  • 20.09.2019

Феодо́сий То́темский - (начало XVI века, Вологда - 28 января 1568 года , Спасо-Суморин монастырь) - преподобный Русской православной церкви. Память 28 января (10 февраля) и 2 (15) сентября .

…Там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной и сам соделывается солию земли Тотемской, спасающего от гниения души и сердца…

Жизнеописание [ | ]

Жалованная царская грамота, выданная старцу Ефрему в начале 16 века, перешла в наследство прп. Феодосию, восстановившему пустынь на свои средства. Там стояли церкви Преображения Господня и Николая Чудотворца.

В документах 17 века значилась уже принадлежащей другому монастырю - Николо-Угрешскому .

В 18 веке на их месте была построена новая церковь.

Подвиги преподобного Феодосия [ | ]

В поисках духовного просвещения собрал большую библиотеку духовных книг, приобретая не только богослужебные книги, но и дорогие по тем временам богословские труды святителя Иоанна Златоуста , преподобного Ефрема Сирина и других учителей Церкви.

Преподобный вёл самую строгую подвижническую жизнь, постоянно находился в молитве и трудах. Тщательно скрывал свои подвиги. Только его кончина открыла тайну. Подвижник под одеждой носил железные вериги и до крови терзавшую его тело жёсткую власяницу . А на голове под схимническим куколем надевал железную шапку.

Прожив в Тотемской обители 15 лет и предвидя свою кончину, прп. Феодосий созвал братию и приказал написать духовное завещание: как управлять монастырём после его смерти.

В этот исторический документ входило распоряжение преподобного о своём поминовении:

«Пишу сею духовную грамоту при своем животе в своем целом уме и разуме кому ми что дати, или у кого что взяти. Дати ми на Прилук к Спасу десять рублев, да на Тотьме в городе дати ми по престолом по всем сорокоуста по полтине...

...В сенодике записан мой род и вы б поминали, а не выписали мой род и меня; а будет выпишете мой род и меня, ино Всемилостивый Спас над вами; а чтобы есте пожаловали, Бога ради, учинили без измены, как и в памяти записано, всякую расправу правили по памяти, себе есте на душу не имали, а моей бы есте души не грузили, а меня грешного Бога ради бы есте простили и помянули во святых своих молитвах и вас Бог простит».

Родился в Вологде около 1530 г. и был воспитан в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей святой вступил в брак и имел дочь, но семейная жизнь не отвлекала святого от деятельной любви к Богу. Он усердно посещал церковь, много молился дома, особенно ночью. По смерти родителей и супруги, отдав все свое состояние родственникам на воспитание дочери, Феодосий удалился в Вологодский Спасо-Преображенский монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого и, приняв здесь постриг, смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, исполняя все с усердием.

Отправившись по поручению игумена обители в Тотьму смотреть за монастырскими солеварнями, он заботливо относился к рабочим и был к ним кроток и милостив. Управление его было таково, что никогда прежде солеварни не приносили столько дохода, как при нем. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, преподобный пожелал основать в этих местах монастырь. Население Тотьмы и окрестных деревень, знавшее и любившее преподобного Феодосия еще на варницах, услышав об этом, приходило к нему и приносило все необходимое для жизни. В 1554 г., получив царскую несудимую грамоту и в благословение от Прилуцкого монастыря икону Богоматери (известную теперь под именем "Суморинской" чудотворной), преподобный Феодосий приступил к устроению монастыря и в течение одного года, при помощи соседних жителей поставил деревянную церковь, трапезу, келлии и другие необходимые постройки.

Сам получивший в юности хорошее образование, святой стремился к духовному просвещению братии и со временем собрал в обители обширную библиотеку. Старанием преподобного была восстановлена и запустевшая Ефремова пустынь в том же Тотемском округе. Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример братии. Провидя скорую кончину, святой оставил духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, и мирно почил 28 января 1568 г. Известно около 150 посмертных чудес преподобного.

2 сентября 1796 г.ода при перестройке храма были обретены нетленные мощи святого, которые ныне почивают в Вознесенском храме г. Тотьмы.

***

Молитва преподобному Феодосию Тотемскому:

  • Молитва преподобному Феодосию Тотемскому . Добрый семьянин, ставший после смерти жены монахом, трудолюбивый и мудрый управитель монастырским хозяйством, аскет, основатель Тотемского монастыря. Особенность его устава такова, что иноки должны есть только то, что произведут сами, непрестанно читать Псалтирь об усопших и пребывать в молитве. Для духовного просвещения собрал большую библиотеку духовных книг: труды святителя Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина и др.. Известно около 150 посмертных чудес преподобного Феодосия

XVI .

ЦЕРЕМОНИАЛ,

присланный по указу Святейшего Правительствующего Синода от Преосвященного Епископа Арсения Вологодского и Устюжского , для обследования новообретенных в недрах земных нетленных мощей бывшего в 7062-м (1554-м) году основателя и начальника Спасо-Суморина монастыря Преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, Комиссии по прибытии в город Тотьму Ноября 11-го дня 1796-го года 1).

На 11-е число, в 4-м часу пополуночи Духовная Комиссия, прямо прибыв в Спасо-Суморин монастырь, от города в одной версте отстоящий, остановилась тамо в приготовленных для квартирования ее в каменных кельях. Оная состояла из 3-х особ: 1-й член ее Вологодского Спасоприлуцкого монастыря архимандрит Иннокентий и главный предводитель ( sic ) Вологодской Духовной Консистории; 2-й—протоиерей Николая Чудотворца, что во Владычиной слободе, Андрей Артемович Шешидамов, член Консистории, и судья градский; 3-й—секретарь оной же Консистории Василий Алексеев. Для скорейшего исполнения и совета, по указу же, присовокуплены в оную Комиссию Тотемского Духовного Правления судящия—Богоявленского собора протоиерей Максим Савинов и ключарь священник Косьма Ефимов. Сей день Комиссия препроводила в отдохновении от пути в монастырских кельях. При производстве дела до

1) Этот церемониал найден наши в рукописной тетрадке, приплетенной в службе преп. Феодосию и, Повестью о нем и Сказанием о чудесах его, напечатанной в Московской Синодальной типографии в 1823-м году и находящейся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры,—№ 653. рукопись написана весьма безграмотно, а самый церемониал составлен не весьма грамотно (хотя и с консисторским красноречием). Безграмотность рукописи мы исправляем, а текст церемониала, как и надлежит, оставляем неприкосновенным.

окончания о подаваемых чудесах 1) присутствовали депутаты по званию команды в последующие дни 2).

12-ю числа, по повелению Комиссии, все из города Тотьмы, духовенство в 8-м часов пополуночи начало собираться в Суморин монастырь, а по собрании Преподобного Феодосия разгребаем был гроб в священных ш чину одеждах теми же руками, коими вторично землею засыпан 3).

В начале 9-го часа, когда уже докопались до гроба, приказал главнокомандующий архимандрит Иннокентий около могилы по углам поставить 4-ре посеребренные подсвечника, с возженными особливой величины свещами, и балдахин 1), покрытую золотою парчевою пеленою, утвердить оную на столбцах, и начат благовест в большой колокол, который весом 105-ть пуд, лит в немецкой земле, для публичнаго собрания, который и продолжался чрев полчаса. Потом пошед он из своих келий в препровождении прочих членов Коммиссии и строителя монастыря в церковь Иоанна Златоуста, где ожидало его духовенство и знатное общество гражданское. Посреде церкви поставлен был украшенный дорогими пеленами стол и около его 4-ре посеребренных подсвечника со свещами, По облачении первенствующего и всего главного духовенства, в пристойность церемонии, в черные парчевыя с золотыми травами шелковыя ризы, а прочих церковнослужителей в темные одежды, исшед к уготованному столу, по обычном начали петь священники, клирики и весь почти народ: Царю небесный и др., а когда достигли до Трисвятаго, кое даже до самого возвращения в церковь повторяемо было пением обычным погребению, взяв икону Божия Матери, которую преп. Феодосий принес с собою из Прилуцкого монастыря, украшенную в последующие времена по нем особенного жемчуга ризою, и неся пред нею 4-ре означенные подсвечника, пошли та-

1) Т. е. при производстве дела о подаваемых письменных заявлениях о чудесах до его окончания.

2) После слова: команды, вероятно, нужно поставить точку, а слова: в последующие дни нужно понимать: В последующие дни было то-то. Но званию команды, думаем, следует понимать: по назначению начальства.

3) Гроб с мощами преп. Феодосия, открытый 2-го Сентября 1796-ю года, 80-го Сентября, по распоряжению Вологодской Консистории, снова был было зарыть в землю, см. выше стр. 187.

4) Пишется везде балдахин и в творительном стоит: балдахином, но употребляется в женском роде, как балдахин.

ким же духовным порядком, как после изъявится, ко гробу Преподобного, имея в руках своих возженныя свещи, как и весь народ коего самая обитель не вмещала. Пришед над могилу, где зрим был белеющий гроб Преподобнаго, и поддев оный по обоим концам черного цвета китайкою, протопопы и священники вызнали из недр земных на воздух, и поставили на покрытый позлащенными пеленами стол, под балдахин, коей златые бохрамы и кисти блистаяся от горящих свеч, приступляли ( sic , притупляли?) блеском своим взоры взирающих, а видимый гроб под оною очам и сердцам зрителей представлял наиприятнейшее зрелище, от первого и до последнего человека непрестанное ( sic ) от радости ручьями слез сопровождаемое. Посем, (по) позволению архимандрита, прияв от священников концы китайки, понесли сей священный гроб попечители монастыря Кузнецовы, балдахин и подсвечники первейшие и лучшие из Тотемского купечества и мещанства, весьма тихо ступая в один шаг, наперед всех. Перед гробом шествовали клирики, диаконы, потом священники по два в ряд, два протопопа в ряд же, за ними несен образ Божия Матери, за коим шествовал архимандрит Иннокентий. Пред передними подсвечниками четыре диакона кадили из 4-х серебренных кадильниц, при каждой ступени 1) обращаясь назад и с каждением поклоняйся гробу. Во время всей сей церемонии продолжался колокольный звон во вся. По прибытии в церковь Златоуста, поставя гроб посреде оной на уготованный стол, возглашал первый диакон: «во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, успшему рабу своему Иеромонаху Феодосию и сотвори ему вечную память»; (потом) начата была заупокойная о Преподобном Феодосии соборне строителем и градскими священниками божественная литургия, со особливым всех предстоящих рыданием. По совершении литургии, паки с тою ж церемониею, со звоном и с таковою ж свитою, несен был гроб под балдахином из церкви Златоустого в холодную соборную Преображения Господня церковь, где и поставлен на приуготованном столе, в алтаре на горнее место. В сей день даже до самой глубокой ночи не была оная обитель праздна от стекающагося народа, хотя церковь Комиссиею была и запечатана в 2-м часу пополудни.

На 13-е число, в день Иоанна Златоуста, в 9-ть часов по полуночи начался позов в Богоявленском соборе к крестному ходу

1) После каждого шага?

в Суморин монастырь, когда совершились у приходящих ( sic ) в городе и около его церквей литургии. Собрались все до единого священно-церковнослужители со святыми хоругвями, кресты и с храмовыми каждого прихода иконами; тогда начат был благовест в один колокол в соборе, равно и в монастыре. В исходе 10-го часа, облекшись все духовенство в дорогия наилучшия одежды, пошли в монастырь со кресты, с колокольным у всех вдруг приходов звоном во вся, неся клирики пред каждою херугвою по фонарю, пред крестом по свеще, пред храмовыми иконами по две лампады с возженными свещами. Во обитель (—и) оную (—ой) встречены были святые иконы коммиссионерами архимандритом Иннокентием, протоиереем Шешидамовым и строителем монастыря иеромонахом Израилем и Царевской волости священником Евфимием Ивановым. По входе в церковь начата была божественная литургия, кою совершал архимандрит, два протопопа, строитель и священник Евфимий и 3-ри диакона соборне, в храме Иоанна Златоуста. В сей день толикое было собрание народа, что вся окрестность монастыря была людьми покрыта. По окончании же литургии и по отправлении храмового молебна, когда провождены святые иконы из обители, главное духовенство, дворянство и знатное купечество прошены были к обеденному столу к господам 1-й гильдии купцам и оного монастыря благопопечителям Кузнецовым, и оный открытый стол происходил на 43-х кувертах со особливым веселию ( sic ) торжеством.

14-го числа, по повестке Комиссии как скоро собрали духовенство, благородное общество, знатное купечество и гражданство в Спасо-Суморин монастырь, тогда в 8-м часу пополуночи начат был благовест к литургии, коя совершаема была в церкви Златоустого строителем и градскими священниками соборне, а по окончании оной отправляли Господу Богу молебствие архимандрит со всем духовенством. Потом, сняв фелони, в одних эпитрахилях пошли в соборную церковь Преображения Господня, куда по реэстру приготовленному вызваны благородные, купцы и мещане, а по пришествии туда заперши церковь от угнетающего народа обитель, взяв гроб Преподобного, вынесли архимандрит и священники из алтаря, и поставили его на уготованный стол посреди церкви, свидетельствуя мерою длину, широту, высоту и всю внешность оного и не видя никакого от грунта земли повреждения, ибо он был бел и ядрен 1), как бы за месяц до сего был закопан. Открыли верх-

1) Крепок.

нюю доску и, обзирая одежды чрез 228-мь лет в земле бывшие, нашли все в целости: кукуль парамон (параманд) и покров, коими покрыты глава и лицо, мантия, срачица, белеющаяся паче новой, обувь и все прочее одеяние ни малейшей тли не подлежало. На парамоне сии 4-ре буквы Ф! Е! Д! О! и на покрове херувимы целы так, как бы сего дни вырезаны ла древе. Самое сено, под ним посланное, зеленеет. Когда открыли лице и руки и отерли оные губою, достойно всякого удивления, всякий член у лица и главы цел и очень бел, ниодин влас на главе, на бровях, браде и ресницах, кажется, не утратился; руки 1), кроме указательного пальца правой руки, у коего по первый состав отпал перст, (который?) и с ногтем лежит на груди тела, подле своей руки целый, белый, чистый и нетленный; все его мироточивое тело нетленно и имеет некоторую мягкость, кроме ног, на коих от колен та глезны 2) тела нет, но ни единый состав от другого не отделился. Голенищи у сапогов распоролись, подошев никоими меры от них оторвать не можно. Благоухание каждого члена и каждой кости столько чувствительно обонянию, что и язык подробно сказать не может, оным вся обитель всегда (?) преисполнена. О слезах же бывшего в сей день собрания не для чего и упоминать, что и самых младенцев орошены были лица оными. Как прежде сего, так и ныне безчисленное бывает чрез (чудес?) множество, всяк с верою приходящий получает совершенное исцеление.

По сем обследовании того дня запечатан гроб и стоит на столе посреди церкви, закрыт пеленою парчи серебренной, а при свидетельстве бывшие дворяне, купцы и мещанство от Комиссии обязаны подпискою. Вышеписаннаго 14-го числа до двадесятаго Комиссия производила порученные себе дела по секрету, и потому о действии ее никому неизвестно.

20-го числа прежде литургии приуготовлен был в соборной Преображения Господня церкви стол, в коей и мощи Преподобного Феодосия в запечатанном своем гробе находились; около стола стояли по углам 4-е подсвечника с горящими особливой величины свещами, равным образом и пред местными образами возжены были. На столе поставлен новый гроб отменной архитектуры: он был с одной стороны длины его на внутренних шалнерах отворяем, с другой стороны двои (?) от верхнего затвора к нижнему,

1) Должно подразумевать: целы.

2) Лодыжки.

по обоим бокам по две позолоченные скобы; весь сделан из дерева отменным искусством: внури его посланы отменные пелены. Итак, когда уже совершила Комиссия 1), того дня приказали бывшим при том священникам и благопопечителям монастыря братьям Кузнецовым на китайке переложить запечатанный старый гроб в новый, что и учинено.

Потом, совершив первенствующий архимандрит над Преподобным панихиду малую, переставили его в новом гробе о раку 2) в стене северной показанные церкви. А по поставлении, древнюю раку 3) закрыв пеленою (?), затворили новый гроб, покрыв парчевою пеленою, (и) заградили оную раку стеклянными дверями, которые заперли двумя замками и запечатали. Что же надлежит до собрания народа, то подлинно сказать, как и всегда, было очень много, одне слезы были свидетелями предстоящих и молящихся 4).

1) Или пропущены или не досказаны слова о том, что совершила.

2) Т. е. арку или нишу.

3) Старый гроб.

4) За церемониалом следуют в тетрадке восемь записей о чудесных исцелениях, совершавшихся при гробе преп. Феодосия пред самым открытием его мощей в Сентябре-Ноябре месяцах 1796-го года (в промежуток между первым и вторым открытиями мощей или между их обретением 2-го Сентября и их открытом комиссией 12-го Ноября). В каждой записи приводится клятвенное от лица исцеленного удостоверение в действительности совершившегося с ним чуда. Так, в первой записи говорит получившая чудесное исцеление женщина: «получила (я) исцеление от слепоты моей, на что имею довольно свидетелей, по-христианскому долгу, как стать на страшный суд, с клятвой утверждаю сию истину иеромонаху Израилю (строителю Феодосиева монастыря), объявляю сего Октября 16-го числа 1796-го года». Далее делается не совсем понятное для нас прибавление, читаемое и еще в двух записях: «На подлинном подписано тако» (может быть, должно понимать это как засвидетельствование, что в подлиннике именно так записана клятва). В одной из записей (7-й) клятвенное удостоверение дается не строителю монастыря, а самой комиссии. Человек, подучивший исцеление от долговременной и тяжкой зубной боли, говорит: «о чем оной комиссии (по) полной сущей правде и по присяжной должности сим объявляю, как перед страшный суд Господень стать, что получил я совершенное исцеление чрез преподобного отца нашего Феодосия Тотемскаго чудотворца» (Помета о времени дачи показания: «Ноября 11-го дня 1796-го года», очевидно, сделана зря, ибо 11-е Ноября только что приехавшая в монастырь комиссия, как сама она говорит, препроводила в отдохновении).


Страница сгенерирована за 0.21 секунд!

Придел в цокольном этаже нового храма Торжества Православия освящен в честь преподобного Феодосия Тотемского.

Житие прп. Феодосия Тотемского

Память 10 февраля (28 января по старому стилю);

15 сентября (2 сентября по старому стилю) обретение мощей .

В миру

Преподобный Феодосий Тотемский был одним из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии. Слава его, как чудотворца, выходила за пределы вологодских границ.

Родился он около 1530 года в городе Вологде в благочестивой семье дворян Сумориных. Воспитанный родителями в страхе Божием, Феодосий с детства отличался боголюбивым настроением.

По требованию родителей он вступил в брак и имел дочь Марину. Но семейная жизнь его оказалась непродолжительной. После смерти родителей и супруги Феодосий, отдав все свое состояние родственникам для воспитания дочери, вступил в Спасо-Преображенский монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенный близ Вологды (фото 1 – Прилуцкий монастырь).

На иноческом пути

Видя благочестие нового инока, игумен постриг его в монахи без обычного в таких случаях испытательного срока и поручил опытному старцу.

Все возложенные на него послушания Феодосий исполнял с радостью и усердием, стараясь услужить каждому из числа братии. При этом он не пропускал ни одного богослужения и первым приходил в храм.

По поручению игумена преподобный был направлен в город Тотьму для надзирания за монастырскими солеварнями. Он заботливо относился к рабочим, был с ними кроток и милостив. Никогда прежде солеварни не приносили столько дохода.

Рождение новой обители

Видя, что среди местных жителей много ревнителей иночества, Феодосий решился устроить здесь обитель. На высоком мысу, между двумя речками, впадавшими в Сухону, он нашел удобное живописное место, окруженное лесистыми горами.

Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Истоминой, и старец попросил ее: «Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов», на что она ответила согласием.

Взяв благословение игумена Прилуцкого монастыря на строительство новой обители, преподобный Феодосий водрузил здесь крест и с 1553 г. стал подвизаться сначала в шалаше, потом в землянке, а затем построил своими руками деревянную келию.

С радостью восприняли жители Тотьмы известие о намерении преподобного основать в этих местах монастырь. Они стали приносить ему все необходимое для жизни, а многие делали крупные пожертвования.

Такое усердие населения побудило старца отправиться с челобитной в Москву к царю Иоанну Васильевичу Грозному. 20 февраля 1554 года он получил благословение митрополита Макария и разрешение государя на создание монастыря и царскую грамоту, освобождавшую новостроющуюся обитель от всяких податей.

На обратном пути преподобный зашел в Прилуцкий монастырь помолиться у святых мощей его основателя и получил от игумена икону Божией Матери, ставшую впоследствии известной под именем Суморинской чудотворной (фото 2 – Суморинский образ Божией Матери). После смерти преподобного икона находилась в Вознесенском храме обители.

Рост и процветание Тотемской обители

Сооружение монастыря началось со строительства деревянного храма во имя Преображения Господня, позже были возведены монашеские кельи и другие необходимые постройки. А в 1555 году Феодосию была выдана другая царская грамота, коей дозволялось устроить при Тотемских солеварнях свою соляную трубу и продавать добываемую соль в пользу обители беспошлинно.

Неутомимый строитель и настоятель (фото 3 – Преподобный Феодосий Тотемский) сумел создать образцовое и слаженное монастырское
хозяйство, что послужило процветанию Тотемской обители и
превращению ее в центр православной духовности.

Умелая распорядительность и поразительное трудолюбие святого позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему в 1560 г. устроение запустевшей Спасо-Николаевской Ефремовой пустыни, находившейся в Тотемском уезде. Преподобный возобновил эту обитель и учредил в ней братство.

Попечение о духовной жизни иноков

Благодаря заботам святого, стремившегося к духовному просвещению братии, обитель обогатилась обширной библиотекой, содержавшей не только богослужебные книги, но и дорогие по тем временам богословские труды святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина и других учителей Церкви.

Согласно определенному преподобным Феодосием уставу, иноки его обители должны были питаться от трудов рук своих, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве. Было установлено и непрестанное чтение Псалтири об усопших.

За глубокое смирение настоятеля, все приписывавшего помощи Божией и никогда себе самому, Господь даровал ему успехи во всех делах и начинаниях его.

Будучи настоятелем двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии.

Тринадцать лет был преподобный игуменом Спасо-Преображенской обители. 1 января (19 декабря по старому стилю) 1567 года, предвидя скорую кончину, святой Феодосий (фото 4 – Преподобный Феодосий в схиме) продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни.

Кончина

Земной путь святого закончился 28 января 1568 года. Благословив и отечески поцеловав каждого из своих духовных чад, он тихо заснул вечным сном. После его кончины изумленные братия открыли, что он носил на себе власяницу и вериги, врезавшиеся в тело. При жизни преподобного этого не подозревали, так как ни тени утомления или страдания на лице его никогда никто не видел.

Погребен он был близ алтаря сооруженного им деревянного Преображенского собора.

Чудеса

Через сорок лет после смерти преподобного Феодосия состоялись первые исцеления на его могиле. Из посмертных чудес его записано 146. Вот рассказ о двух из них.

*

Одна женщина привела в монастырь свою слепую дочь Иустину и испросила разрешения провести ночь в запертой церкви у гробницы преподобного. Ночью она увидела двух монахов, направлявшихся к церкви. Один из них говорит: «Несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом все исчезло, но Иустина почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют ее всю святой водой, а также слышала пение. Утром оказалось, что она прозрела.

*

Некто Фирсов поехал в служебную поездку в Москву; там он заболел, лицо его покрылось язвами. Он думал о святом Феодосии и жалел, что не может помолиться у его гроба. Ночью он увидел во сне, что преподобный приводит его к дому его матери в Тотьме и говорит ей: «Приими твоего сына исцеленным». Проснувшись, он почувствовал, что силы его восстановились, а лицо было совершенно чистым.

Посмертное почитание

Первая икона святого появилась в 1612 году. Написал ее по рассказам знавшего святого столетнего старика тотемский иконописец Яков Попов. С 1626 года иконы преподобного стали широко распространенными.

В 1655 г. церковь, в которой преподобный почивал, обгорела, но деревянная гробница его уцелела.

Император Петр I во время своего путешествия в Архангельск посетил 17 июля 1693 года СпасоСуморин монастырь и возложил к иконе угодника Божия Феодосия янтарное Распятие. В 1729 году была составлена служба святому, ее служили не только в монастыре, но также в храмах Тотьмы и округи, хотя преподобный еще не был причислен к лику святых.

Обретение мощей. Прославление

С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. В 1764 году при императрице Екатерине II был издан Указ о штатных и заштатных монастырях, по которому более половины всех монастырей на Руси было закрыто. За штат попал и Спасо-Суморин монастырь.

Обитель стала приходить в упадок. Хотя храмы в монастыре были каменные и недавно построенные, Вознесенская церковь находилась в плачевном состоянии, и было предложено ее разобрать.

2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, были обретены нетленные мощи. По вышитым на схиме словам открылось, что во гробе лежало тело преподобного Феодосия Суморина, основателя и начальника монастыря. Тело подвижника пролежало в земле 228 лет. Но при вскрытии гроба вокруг распространилось необычайное благоухание.

28 января 1798 года после троекратного освидетельство­вания мощей состоялась канонизация угодника Божия.

(Фото 5

Возвращение святыни в Тотьму

В 1919 году мощи Феодосия Тотемского, несмотря на протесты верующих, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Опасаясь дальнейшего поклонения святому, власти Тотьмы отправили вскрытые мощи в Вологду в антирелигиозный музей, где они пролежали в запасниках более 60-ти лет.

В 1988 году в честь 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы музеем в Лазаревскую Горбачевскую церковь Вологды. 12 сентября 1994 года состоялось торжественное перенесение мощей в Троицкий храм города Тотьмы, где они помещены в раку. С 2001 года мощи находятся в Рождественском храме Тотьмы (фото 6 – Рака с мощами преподобного Феодосия).

Ансамбль монастыря дошел до нас только частично. Из сохранившихся построек - Вознесенский собор (1796 1801), Спасо-Преображенский собор (1689, переделан до неузнаваемости в конце XIX века), двухэтажный настоятельский корпус, братский корпус, гостиница для паломников, а также часть стены с башнями и въездные ворота, все XIX века. В настоящее время Спасо-Суморин монастырь начал восстанавливаться.

Тропарь, глас 1

От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 8

Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.

Молитва

О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, преподобне отче Феодосие!

Услыши нас, грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое, виждь нас, грешных, в толицех обстояниих сущих, виждь нас, немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных, потщися, угодниче Божий, не остави нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниях наших.

Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Ему же ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости да воздаст нам, на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и, к цельбоносным мощем твоим припадающе, недостойнии, исцеления просим:

избави нас, угодниче Христов, от злых, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, востающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, преподобне отче Феодосие, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашим спасение и велию милость. Аминь.

___________

При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:

  1. http://hramnagorke.ru/
  2. http://zaozernaya.ru/
  3. http://www.gorodtotma.ru/
  4. http://www.pravoslavie-nord.ru/
  5. http://yarcenter.ru/content/view/
  6. http://days.pravoslavie.ru/
  7. http://akafistnik.r

П реподобный Феодосий Тотемский родился около 1530 года в Вологде в благочестивой семье дворян Сумориных. Воспитанный своим отцом Иулианом в страхе Божием и им же обученный грамоте, Феодосий ощутил в своем юном сердце, благодаря чтению душеполезных книг, стремление к иноческой жизни. Этому желанию способствовало и обилие иноческих обителей в окрестностях Вологды. Достигнув совершеннолетия, святой Феодосий, однако, вступил по настоянию родителей в брак, от которого у него родилась дочь. Семейная жизнь не только не отвлекала святого Феодосия от деятельной любви к Богу, но лишь укрепляла его в духовном усердии. Посещая храм Божий и всем сердцем погружаясь в молитву, святой Феодосий старался избегать стояния в толпе и выбирал для себя уединенные места где-либо за колоннами. Душа его устремлялась к духовному совершенству: он много молился дома, особенно по ночам, и постоянно размышлял о смысле Божественных слов, услышанных в церкви.

После смерти родителей и супруги преподобный Феодосий, отдав все свое состояние родственникам для воспитания и попечения о дочери, удалился в Спасо-Преображенский монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенный близ Вологды. Видя благочестие преподобного Феодосия, игумен монастыря постриг его в монахи без прохождения обычного в таких случаях испытательного срока и поручил опытному старцу, воле которого новоначальный инок предал себя всецело. Преподобный Феодосий смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, носил воду, трудился в поварне, исполняя все с усердием, любовью и стараясь услужить каждому из числа братии. При этом он первым успевал приходить в церковь к Богослужению и не пропускал ни одного молитвенного правила. Питался подвижник только хлебом с водой. Каждый день у гробницы преподобного Димитрия он молился о духовной помощи и вразумлении.

По поручению игумена преподобный Феодосий был направлен в город Тотьму смотрителем за монастырскими солеварнями. Преподобный заботливо относился к рабочим, был с ними ласков, кроток и милостив. Никогда прежде солеварни не приносили столько дохода. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, расположенное в двух верстах от города, и прииски опустели, преподобный Феодосий отыскал на высоком мысу, омываемом двумя речками, место, окруженное лесистыми горами. Взяв благословение игумена Прилуцкого монастыря на строительство здесь новой обители, преподобный Феодосий стал подвизаться сначала в шалаше, потом в землянке, а затем построил своими руками деревянную келлию. С радостью восприняли жители Тотьмы известие о намерении преподобного основать в этих местах монастырь. Они стали приносить преподобному все необходимое для жизни, а многие делали крупные пожертвования. Такое усердие населения побудило преподобного Феодосия отправиться с челобитной в Москву к царю Иоанну Васильевичу. 20 февраля 1554 года он получил царскую грамоту, освобождавшую новостроющуюся обитель от всяких податей.

Митрополит Макарий (1542 - 1563) велел Ростовскому архиепископу Никандру (1549 - 1566) благословить преподобного Феодосия на построение храма и снабдить всем необходимым для его освящения. На обратном пути преподобный зашел в Спасо-Преображенский монастырь испросить благословения у святых мощей великого угодника Божия Димитрия Прилуцкого. От игумена монастыря он получил икону Божией Матери, прославившуюся впоследствии многими чудесами и ставшую известной под названием «Суморинской» (по фамилии преподобного).

По возвращении в Тотьму преподобный Феодосий немедленно приступил к строительству и в течение одного года с помощью окрестных жителей поставил здесь деревянную церковь, трапезную, келлии для братии и другие необходимые постройки. Вскоре монастырь стал пополняться иноками. Преподобный, получивший в юности хорошее образование, стремился к духовному просвещению братии; со временем он собрал в обители обширную библиотеку. Иноки его обители должны были по уставу питаться от трудов своих рук, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве, особенно за усопших.

В хозяйственном отношении монастырь был также образцовым. За глубокое смирение настоятеля Господь даровал ему Свою милость.

Умелая распорядительность и неутомимое трудолюбие преподобного позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему устроение запустевшей обители, расположенной в той же тотемской округе. Преподобный возобновил эту обитель, называемую Ефремовой пустынью, и учредил в ней братство.

Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии. Предвидя скорую кончину, святой Феодосий продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни.

28 января 1568 года преподобный Феодосий, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, преставился ко Господу. Только после его кончины было открыто, что преподобный носил на себе власяницу и вериги, а под схимническим куколем- железную шапку. При жизни преподобного ни тени утомления на его лице никто никогда не замечал. Погребен был святой Феодосий в основанной им обители.

Известно около 150 посмертных чудес, связанных с именем преподобного Феодосия. Многие передавались изустно, а впоследствии были записаны. Так, одна женщина привела в монастырь слепую дочь Иустину и испросила разрешение провести ночь у гробницы преподобного Феодосия. Ночью она увидела направлявшихся к церкви двух монахов, один из которых сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом видение исчезло, а девушка почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют водой; слышала она также движение и пение. Утром оказалось, что слепая прозрела.

В 1626 году иконописец Попов написал икону преподобного Феодосия, пользуясь рассказами одного столетнего старца, помнившего облик святого игумена.

В 1655 году церковь, возле которой покоился преподобный Феодосий, обгорела, но деревянная гробница его осталась невредимой. Император Петр I во время своего путешествия в Архангельск посетил 17 июля 1693 года Спасо-Суморин монастырь и возложил к иконе преподобного Феодосия янтарное Распятие. В 1729 году была составлена служба святому, ее служили не только в монастыре, но также в храмах Тотьмы и округи, хотя преподобный еще не был причислен к лику святых.

С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. В 1764 году при императрице Екатерине II был изда Указ о штатных и заштатных монастырях, по которому более половины всех монастырей на Руси было закрыто. За штат попал и Спасо-Суморин монастырь. Обитель стала приходить в упадок. К 1798 году в ней остались только 75-летний старец и два послушника. Хотя церкви в монастыре были каменные и недавно построенные, Вознесенская церковь грозила упасть, и было предложено ее разобрать. 2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, были обретены нетленные мощи. По вышитым на схиме словам открылось, что во гробе лежало тело преподобного Феодосия Суморина, основателя и начальника монастыря. 228 лет оно пролежало в незнаемой и забытой могиле.

28 января 1798 года после троекратного освидетельствования мощей состоялось прославление угодника Божия

В 1920-х годах Спасо-Суморин монастырь был упразднен, мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, они были переданы Вологодской епархии и находились в Лазаревском храме города Вологды. В 1994 году состоялость торжественное перенесение святых мощей в город Тотьму, где они почивают и поныне.