Справка составлена по личным воспоминаниям, рассказанным Л. Агеевой и В

  • 13.06.2019

Семен Степанович Гейченко родился в 1903 году в г. Старый Петергоф (ныне Петродворец).

По окончании в 1924 году литературно-художественного отделения Ленинградского университета много лет работал старшим научным сотрудником - хранителем Петергофских дворцов-музеев и парков, Русского музея, музея Пушкинского Дома Академии наук СССР.

В довоенные годы работал в Военно-историческом музее, Музее истории Петербурга-Ленинграда, дворцах-музеях г. Пушкина.

С апреля 1945 года по настоящее время - директор музея-заповедника А. С. Пушкина на Псковщине.

В 1966 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1983 году он был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

Выбор по душе

Есть такие вечные понятия, как долг и память. Это категории нравственные, духовные, впрямую связанные между собой, и на их взаимосвязи основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость и преданность родной земле, Александр Сергеевич Пушкин так выразил эту мысль:

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Наш святой долг - сберечь и передать нашим потомкам память не только о том, что создано и завоевано нами, но и о том, что происходило задолго до нашего рождения. Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях, что принесли Отчизне славу, о поэтах, эту славу воспевших.

В отечественном поэтическом наследии пушкинская нога - самая чистая и звонкая. В ней - душа народа, в ней «русский дух», в ней «животворящая святыня» памяти. Множество людей именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои «корни», осознали свой долг перед землей, их взрастившей. Пушкинский гений стал фундаментом понятия «великая русская поэзия», и сегодня русское поэтическое слово волнует все человечество, интерес и почтение к нему огромны, книги русских классиков изданы на всех языках мира. И во многих странах мира есть памятники Пушкину, нашему великому земляку.

Пушкин давно вошел в жизнь и сердца людей всех возрастов. Едва малыш начинает понимать человеческую речь, в его сознание, как волшебное заклинание, входит: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» Подрастая, он присоединяется к союзу «друзей Людмилы и Руслана», добрым его «приятелем» становится Онегин. Приходит срок - и его пронзает непреходящая точность строк: «Я знаю: век уж мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я…» А сколько отважных сердец сподвигнула на большие дела твердая пушкинская уверенность, что «есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю, и в разъяренном океане».

Но особенно ясно становится, какая великая духовная сила сокрыта в истинном поэтическом слове, в те дни, когда на страну и народ обрушивается большая беда. В моем архиве есть папка: «Пушкин и Безликая Отечественная война». Казалось бы, какая здесь связь? Но вернемся на четыре десятилетия назад.

В своей звериной ненависти к России, к советскому народу гитлеровцы пытались стереть с лица земли русскую культуру и самое имя Пушкина. В огромное пепелище превратили они воспетый поэтом псковский край, пушкинский «приют, сияньем муз одетый». Жители деревень, расположенных близ Михайловского, Тригорского, Петровского, почти три года прятались по лесам, ютились в землянках. И, покидая горящие дома, наскоро собирая самое необходимое, многие из них клали в тощие узелки книги Пушкина…

Как величайшую драгоценность передавали томики поэта из рук в руки солдаты, освобождавшие весной 1944 года псковскую землю. Политруки перед атаками читали бойцам пушкинские стихи. Многие из тех солдат приехали после войны поклониться этим местам и приезжают до сих пор, уже со взрослыми детьми и внуками. Они вспоминают, что в те весенние дни сорок четвертого разговор среди солдат был только один, про Александра Сергеевича, говорят, что именно тогда поняли по-настоящему, какой святыней и гордостью является для нашей Родины Пушкин.

Это лишь одно из многих достоверных подтверждений того, чем явилось для людей пушкинское слово в годину испытаний. Сознаюсь, в первые годы и даже десятилетия после войны было как-то не до изучения и осмысления подобных фактов… Прежде всего требовалось возродить жизнь на пепелищах, восстановить разрушенное. И вот сейчас наконец мы занялись сбором рассказов, легенд, песен о том, как великий, поэт своими стихами помог людям выжить и победить, как даже в тех немыслимо тяжелых условиях земляки отмечали пушкинские даты. Мы спешим: военное поколение уже уходит, а для тех, кто приходит на его место, поучительно знать не только само по себе пушкинское наследие, но и то, какой поддержкой и силой способно стать оно в экстремальной ситуации.

Среди собранных нами рассказов есть очень интересные произведения устного творчества, несущие в себе лучшее, что было в традиции народных преданий, - сочность, яркость, красочность языка и образов, занимательность сюжета. Вообще, должен отметить, личность Пушкина и все, что с нею связано, еще при жизни поэта стали темой народных преданий, песен, баллад, сказаний. Вследствие барского пренебрежения первых исследователей жизни и творчества Пушкина к рассказам его современников из «простого подлого звания» никто не удосужился их записать. Лишь со второй половины XIX века в печати стали появляться народные рассказы о Пушкине. А в канун столетия со дня смерти поэта в Пушкинских Горах состоялось торжественное памятное собрание, почетными гостями которого были самые старые люди пушкинского края. Их собрали, чтобы они поведали о том, что они слышали о Пушкине от своих дедов, когда сами были еще детьми. И старики рассказали о многом: как Пушкин любил теребить лен, как помогал рыбакам тянуть из Сороти сети, как забирался на церковную колокольню и весело бил в колокола, как ковал железо в кузнице…

Много ли в этих рассказах истинного, еще предстоит определить исследователям-пушкинистам. Но историческая наука не может не считаться с народными воспоминаниями. Есть немало фактов и событий, которые народ цепко хранит в своей памяти, передавая из поколения в поколение. Я замечаю, что в наших краях этим жанром народного творчества - устными преданиями, песнями - сейчас опять очень интересуются. Появилось и новое поколение сказителей, уже праправнуки бывших михайловских, тригорских, петровских крестьян. А недавно в пушкиногорском Доме культуры я открывал первый районный фольклорный фестиваль «Золотые родники». Я долго живу, многое повидал, но на этом фестивале сделал для себя подлинные открытия, еще и еще раз порадовался тому, как интересна музыкальная культура русского народа. В это же самое время у нас в районе работала выставка народных мастеров, и какие же на ней были представлены прекрасные поделки из дерева, бересты, металла, домотканые, вязаные, гончарные изделия! Все то, чем издавна славились наши северные места, но чем прежде, лет 20–25 назад, занимались в основном люди пожилые - молодежи кропотливый ручной труд казался скучным, несовременным, вообще ненужным. Однако традиции предков оказались живучими - сегодня даже малые дети, школьники тянутся к традиционным ремеслам, ведь результат этих трудов - красота, истинная и вечная, во все времена почитаемая.

А сколько я встречаю у нас в Пушкиногорье вдохновленных гением поэта доморощенных художников (слово «доморощенные» теперь почему-то не в чести, видимо, ему придается, неверное толкование; на самом деле ничего унизительного в нем нет, оно синоним понятию «самостоятельно, собственными руками и умом содеянное»). Впрочем, и слова «самодеятельный», «самодеятельность» некоторые люди склонны произносить с иронией: мол, у нас сейчас эпоха профессионалов. В каких-то случаях ярые сторонники профессионализма правы - я еще вернусь к этому вопросу. Но сам факт существования многочисленной армии самодеятельных поэтов, живописцев, артистов - отраден. Ведь он означает пробуждение в миллионах душ чувств добрых и высоких, о чем так мечтал Александр Сергеевич Пушкин. А если у человека в душе проснулся художник, он почти наверняка будет его в себе беречь и лелеять, творчество свое углублять и совершенствовать. И это куда полезнее, чем удовлетворять свои духовные запросы, желание, трепет таким путем: включил «ящик» и уплыл на телеволнах, Этот способ утоления духовного голода слишком уж удобен и прост. Истинное же духовное насыщение - процесс постепенный, напряженный, мучительный даже - ведь в нем должны участвовать мозг и сердце. Но только то, что далось нелегко, и дорого человеку по-настоящему.


ВСЁ О ПУШКИНЕ В ДВУХ КОРОБКАХ И ТРЁХ ПАПКАХ

7 собственных фото

Как сообщал в комментариях, через переписку в Фейсбуке договорились с директором школьного Музея в Казани графиком, поэтом и писателем Ладой Аюдаг о моём явлении 25 сентября около полудня с даром Музею. Музей при гимназии № 7 по соседству с моим домом на улице Адоратского (случайное совпадение!).
Я музей этот немного разглядел по Интернету (в нём ни разу не был), и есть ли у него архив - не знаю. Но теперь архив будет точно: прилично повозился несколько дней и оформил свой дар музею на общественных началах (как говаривали при социализме).
Самая ценная коробка - издания с автографами участников Всесоюзных праздников поэзии в Михайловском в 1967, 1976 и 1977 годах:


Автографы пришлось расшифровать (а их 42 позиции), описать (см. перечни здесь в приложении), сделать распечатки на принтере, вложив расшифровку в каждую книжечку с автографом. Конечно, кое-какие подписи (ровно 10) остались под знаком вопроса («неизвестный»).
Вроде невелика и невзрачна коробка с 18 комплектами открыток:


Но здесь тоже есть раритеты, например гравюры пушкинских мест давно умершего молодым талантливого псковского графика Валентина Васильева. Я когда-то с ним немного виделся по общественной работе в Пскове. И до сих пор поддерживаю добрые отношения с его первой женой, ветераном псковской журналистики Галиной Усвяцовой.
Особо дорога мне передаваемая музею папка с собственными газетными публикациями. Причём дарю только раздел «Адресаты лирики Пушкина». Тут набралось 19 публикаций (десять неопубликованных текстов на эту тему остаются дома в машинописном виде):

За 1997-1999 годы у меня было написано 177 заметок по пушкинской тематике по пяти разделам, прикидочно 80% из них увидели свет в газетах родной Псковщины, Татарстана и других регионов …
Папку с брошюрами я сфотографировал до передачи. Вот она здесь:


Брошюры с виду неказистые (всего их 16). Но надо учесть, что многие из них содержат фирменные штемпели «Пушкинский праздник поэзии», что сразу переводит их в состав раритетов. И ценны будут в фонде школьного музея подлинные номера журналов «Огонёк», вышедшие в 1974 году (175-летие Пушкина) и в 1979 году (180-летие).
Хороша папочка с программами и пригласительными билетами Пушкинских праздников поэзии. Здесь и туристические схемы разных пушкинских мест СССР. Есть и родословная схема («дерево») предков и потомков великого поэта:


Готовлю и короткое выступление перед школьниками-пушкинистами. Сказать им нужно много, а времени-то сколько даст мне любезная Лада Аюдаг? Волнуюсь только по тому поводу, удастся ли перед этим знаменательным днём 25 сентября отоспаться …

АВТОГРАФЫ
гостей Всесоюзных пушкинских праздников поэзии в Михайловском
в 1967, 1976, 1977 годах

АВТОГРАФЫ-1 с первого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1967 год) на книге А.С. Пушкина «Стихи, написанные в Михайловском», Лениздат, 1967:
сверху вниз:

- неизвестный,
- Белла Ахмадулина (1937-2010), карандашом, поэтесса и писательница, переводчица,
- Бем (Бембя) Джимбинов (1914-1986), народный поэт Калмыкии, историк и писатель,
- неизвестный,
- Сергей Сергеевич Смирнов (1915-1976), советский писатель, историк, общественный деятель,
- Ирина Шаляпина-Бакшеева (1900-1978), драматическая актриса, дочь певца Фёдора Шаляпина,
- Василий Ефимович Субботин (1921-2015), поэт, прозаик, журналист,
- Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973), классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог,
- неизвестный,
- неизвестный,

сбоку:
- Василий Дмитриевич Коркин, московский журналист, литературовед.

АВТОГРАФЫ - 2 с десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1976 год) на книге «В краю великих вдохновений. Прогулки по Пушкинскому заповеднику», издательство «Планета», 1975
Левая сторона, сверху вниз:
- неизвестный (на арабском языке),
- Беки Сейтаков (1914-1979), туркменский прозаик, поэт, журналист, общественно-политический деятель,
- неизвестный (Чехия),
- Ираклий Андроников (1908-1990), писатель, литературовед, телеведущий, многолетний председатель комиссии по подготовке пушкинских праздников поэзии и ведущий праздников,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,

правая сторона сверху вниз:
- Николай Доризо (1923 - 2011), поэт,
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913 - 1997), правнук Пушкина,
- предположительно Мишель Сулейман, Ливан, родился в 1948 году, военный и политический деятель, будущий президент Ливана,
- неизвестный (Уэльс, Англия),
- Константин Эрендженов (1912-1991), народный поэт Калмыкской АССР, писатель, общественный деятель,

сбоку:
- неизвестная.

АВТОГРАФЫ - 3 с одиннадцатого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1977) на альбоме рисунков «Петровское», Лениздат, 1977
Левая сторона сверху вниз:
- Григор Ленков, Болгария (1938-1977), поэт и переводчик,
- Михаил Горбачев, московский журналист,
- Атнабай (Ангам Атнабаев) (1928-1999), народный поэт Башкирии,
- неизвестный, Казахстан.

Правая сторона: верх (слева направо):
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913-1997), правнук Пушкина,
- Михаил Александрович Дудин (1916-1993), поэт, переводчик, журналист, общественный деятель, Герой Социалистического Труда, ведущий одиннадцатого праздника поэзии,
- с рисунком и словом «дружба» Юрген Реннерт (родился в 1943 году), немецкий поэт и писатель.

Слева:
- «Геннадию Сергеевичу Егорову» Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда,
- неизвестный.

Справа внизу:
- Аркадий Кулешов (1914-1978), народный поэт Белоруссии, переводчик,
- Давид Никитич Кугульдинов (1922-2006), народный поэт Калмыкии, общественный деятель, Герой Социалистического Труда,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,
- Владимир Кузьмич Отделенов (1924-1993), певец (баритон), солист Московской государственной филармонии.

АВТОГРАФЫ - 4, 5, 6
4. Автограф на книге С.С. Гейченко «У Лукоморья. Записки хранителя Пушкинского заповедника», Лениздат, 1971:
«Уважаемому Геннадию Сергеевичу Егорову с добрыми пожеланиями. С. Гейченко (подпись). 3.4.72»
Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда.
5. Автограф на книге В.М. Русакова «Потомки А.С. Пушкина», Лениздат, 1974:
«Газизовой от правнука А.С. Пушкина. Григорий Пушкин (подпись)»:

6. Автограф на конверте с программой десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии:
«Григорий Пушкин (подпись). Псков, 6 июня 1976»
Плюсом в конверте две открытки с росписью Григория Григорьевича Пушкина (годы жизни 1913-1997).

Подготовил расшифровку автографов Г.С. Егоров (специально для Музея А.С. Пушкина в казанской гимназии № 7), Казань, сентябрь 2018 года

14.02.1903-02.08.1993

Семен Степанович Гейченко родился в Петергофе, закончил литературно-художественный факультет Петроградского университета. В дворцах-музеях Петергофа ему приходилось не только сохранять старое, но создавать там новые экспозиции. Затем в течение 13 лет работал в столице фонтанов, откуда был приглашен в Русский музей, позже - в Литературный музей Пушкинского Дома. Потом пришла война, на фронтах которой рядовой минометного расчета Семен Гейченко потерял руку...

Знакомство с Пушкинским Заповедником в состоялось в последние предвоенные годы. В 1945 году его взору предстало разоренное войной пепелище, где предстояло "творить добро повсеместно". Всё, что только можно, было сожжено, разграблено, исковеркано. Пушкинской меморией оставался окрестный пейзаж - больной, израненный, надруганный…

28 мая 1945 года старший научный сотрудник Пушкинского Дома С.С.Гейченко был назначен директором , который находился тогда в ведении Академии Наук. Работая в Пушкинском Доме (Институте Русской литературы), он участвовал в создании мемориальных музеев-квартир и Н.А.Некрасова в Ленинграде, Пенатов, И.Е.Репина в Куоккале, дома-музея Ф.М.Достоевского в Старой Руссе.

Перед С.С.Гейченко стояла задача огромной важности - восстановить , родовую - с домом-музеем, барскими службами, парком, садом, прудами. Заново вернуть этому уголку живое дыхание поэтического слова, пушкинского стиха. Позже, вспоминая эти трудные послевоенные годы, Семен Степанович признавался, что тогда "мечтал о возрождении красоты!". Он исполнил свою мечту, постепенно, в течение полувека, претворяя её в жизнь. 44 года директорствовал он в Пушкиногорье, возродив его из пепла, сделав самым посещаемым литературным музеем страны.

До 150-летия со дня рождения оставалось четыре года. Необходимо было срочно проделать большую по объему и масштабу работу по расчистке и разминированию территории и , ликвидировать блиндажи, окопы, землянки на усадьбах и в парках. По возможности полностью залечить военные раны и воссоздать дом-музей А.С.Пушкина. Нужно было создать коллектив музея-заповедника, способный заниматься хозяйственной и научной деятельностью. Первой радостью, вселявшей уверенность в реальности поставленной задачи, стало открытие в Михайловском в 1947 году "домика-няни". Через два года, в 1949 году, был открыт дом-музей А.С.Пушкина. Параллельно с домом-музеем восстанавливался архитектурный ансамбль , велись работы по благоустройству холма и площадки вокруг некрополя . Так в жизни сложилась добрая традиция - каждый день рождения поэта встречать новой победой. Вновь на своих местах вставали барские флигеля, зацветали сады, наполнялись водой пруды, в парках на старые гнезда возвращались птицы.

Но мир Пушкина и его впечатлений от пребывания в деревне, мир его творчества не ограничивался лишь . Были еще и "дом Лариных" в , городища Воронич и Савкино. В руинах и запустении лежала усадьба Петровское, которая принадлежала прадеду поэта Абраму Петровичу Ганнибалу. Без всего этого не существовало полного понимания, постижения творческого наследия Пушкина михайловского периода. И то, что казалось ясным и понятным всем, требовало убеждений и доказательств. Приходилось убеждать официальные органы в непреходящей ценности, духовном богатстве и рукотворной красоте, которые содержали в себе старинные дворянские усадьбы, что в них не только процветало "барство дикое", но в них же воспитывали Пушкина, Языкова, Баратынского, Толстого, Блока, чьи имена стали синонимами русской культуры. На помощь себе Семен Степанович всегда призывал общественное мнение, поэтому часто на помощь заповеднику приходили известные писатели, художники, пушкинисты, поэты, архитекторы.

В памятные пушкинские дни - день рождения и памяти поэта, 9 (21) августа приезд в ссылку - открывались новые музеи. Так в августе 1962 года состоялось открытие дома-музея друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском. В 1977 году - дом-музей предков поэта Ганнибалов в . 2 июня 1979 года в день рождения Пушкина встретила первых посетителей банька в тригорском парке, экспозиция которой рассказывала о совместных поэтических вечерах Пушкина и Языкова, в один из которых было написано стихотворение "Вакхическая песнь". В июне 1986 года состоялось открытие усадьбы мельника и водяной . Каждый из этих музейных объектов имел свою индивидуальную экспозицию, но все вместе они были объединены одной большой темой "Пушкин в Михайловском". Многоплановость пушкинского творчества 1824-1826 годов требовала всей полноты и широты воссоздания пространства, в котором жил и творил поэт.

Работая над экспозициями и экскурсиями в музеях и парках заповедника, С.С.Гейченко не уставал повторять о необходимости вдумчивого сотрудничества человека и Природы. Постоянно подчеркивал существование живого начала в пейзаже, дереве, цветах, вещах, которые наполняли музеи. Особое внимание всегда уделялось им ландшафтам и пейзажам Пушкинского Заповедника, их восстановлению и сохранности. После войны практически заново была высажена знаменитая Еловая аллея в михайловском парке, началось лечение старых ганнибаловских . Сколько сил и упорства было отдано на спасение легендарного "дуба - уединенного" и "ели-шатра" в тригорском парке! В вокруг большого нижнего пруда высадили около ста ив разной породы, которые по мере своего расцвета вернули этому уголку усадьбы видение самого Пушкина - "пруд под сенью ив густых". Так постепенно, на протяжении пятидесяти лет, Семен Степанович Гейченко вместе с сотрудниками музея-заповедника возвращали всем последующим поколениям советских людей утраченный мир русской усадьбы, овеянной живым звучанием пушкинского стиха. Посетителю предлагалось знакомство не только с вещами, картинами, предметами быта, но и воспетые Пушкиным луга, "нивы полосаты", река Сороть, "холм лесистый", три сосны и "дорога, изрытая дождями". А это уже был внутренний голос самого Пушкина, подкрепленный поэтическими строками.

70 - 80 годы ХХ века характеризовались для Пушкинского заповедника необычайно высокой посещаемостью - до 600-700 тысяч человек ежегодно. Популярность Пушкинского Заповедника была очень высока. И здесь большая заслуга С.С.Гейченко. Он был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника. Судьба всех его книг и альбомов одинакова. Не успев выйти из печати, они вскоре становились библиографической редкостью. Пять изданий выдержала его книга новелл "У Лукоморья". В серии "Отечество" был издан альбом "Пушкиногорье", издательством "Молодая гвардия" – другой альбом "Приют, сияньем муз одетый". Для детей была написана книга "Завет внуку", выпущена грампластинка с рассказами о Пушкине в чтении самого автора. Радио, телевидение, газеты, журналы часто передавали и печатали интервью с Гейченко. Казалось, что не было среди посещавших Пушкинский Заповедник человека, который не знал бы имени Семена Степановича, ставшего живой легендой для многих поколений. В Книгах впечатлений, хранящихся в музее, существуют десятки тысяч добрых, благодарных признаний и пожеланий в адрес михайловского Домового, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей - знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии . Для каждого находилось время ответить, объяснить, поддержать хотя бы несколькими строчками. Его характеру была категорически чужда такая черта как душевное равнодушие. О чем бы ни говорил Семен Степанович - о творчестве поэта, о белках, живущих на ганнибаловских елях, о людях, о вещах - он не просто вел рассказ. Он заповедовал, наставлял, заклинал, умолял, воспитывал, убеждал, настаивал. Многие из тех, кому посчастливилось встречаться с Гейченко, становились навсегда друзьями Пушкинского Заповедника, его "ревнителями и печальниками", заступниками и доброхотами. "Творить добро" для Семена Степановича было также естественно, как дышать воздухом.

С.С.Гейченко предложил обществу идею проведения у Пушкина в Михайловском Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в день рождения поэта. Сама идея выросла из истории святогорских ярмарок-гуляний, в которых принимал участие Пушкин. Традиционно на этой земле день его рождения отмечался при большом стечении народа. С 1967 года и по сей день, в первое воскресенье июня месяца, в Михайловском проходят пушкинские праздники поэзии.

Пушкинский заповедник постоянно развивался. С.С.Гейченко серьёзно думал о расширении его границ. Восстановленные усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, и Савкино были не полным перечнем, где доводилось побывать А.С.Пушкину в свою михайловскую ссылку. Мечталось присоединить к заповеднику озеро Белогуль с его островом Буяном, имение Ганнибалов Воскресенское, усадьбу Голубово, куда уехала, выйдя замуж, Евпраксия Николаевна Вульф, построить в Пушкинских Горах научно-культурный центр и еще многое другое. Все эти мечты гениального Хранителя стали реальными, но уже для последующих поколений. (Н.Б.Василевич, зав.службой информации Пушкинского Заповедника)
Семен Степанович Гейченко - заслуженный работник культуры РСФСР и Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны, Дружбы народов, член Союза писателей СССР и автор книг «У лукоморья» (1971), «В краю великих вдохновений» (1972), «Приют, сияньем муз одетый» (1979), «Пушкиногорье» (1981), «Сердце оставляю вам» (1983), «Завет внуку» (1986).

Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское"
www.museum.ru/N12266
Юлия Кантор// http://main.izvestia.ru/culture/16-02-03/article30137

Семен Степанович Гейченко родился 14 февраля 1903 года в городе Петергофе в семье Стефана Ивановича и Елизаветы Матвеевны Гейченко. Окончив Петергофскую мужскую гимназию, С.С. Гейченко поступил на литературно-художественное отделение факультета общественных наук Петроградского университета, который окончил в 1925 году.

Ещё во времена летней студенческой практики С.С. Гейченко был приглашен в Управление Петергофскими музеями. Работа здесь в течение более 13 лет (до 1937 года) была для Семена Степановича временем становления высококвалифицированного работника, всесторонне овладевшего всеми аспектами музейной научно-исследовательской, фондовой, экспозиционной, выставочной, методической, экскурсионной и консультативной работы.

В 1938 году С.С. Гейченко перешел на работу в Государственный Русский музей, а в 1939 году - в Литературный музей Института русской литературы АН СССР. Переход в эти музеи он объяснял желанием углубить свои знания в области русского искусства и истории литературы. Одновременно с работой в этих музеях С.С. Гейченко с 1938 года был заочно принят в аспирантуру Академии Художеств СССР, избрав тему для занятий над диссертацией «М.В. Ломоносов и его взгляды на изобразительное искусство». В эти годы С.С. Гейченко впервые приезжает в Пушкинский заповедник, который был в подчинении Пушкинского Дома АН СССР.

Годы сталинских репрессий и Великая Отечественная война оставили свой страшный след в судьбе Семена Степановича. О репрессиях Гейченко знал не понаслышке. Это мало вспоминаемый период его биографии с 1941 по 1943 годы.

В архиве дочери Семена Степановича хранится множество фотографий, рассортированных по годам, но среди них нет ни одной, датированной 1941 годом. Пожалуй, единственный уцелевший снимок спрятан в уголовном деле № 4809, которое было возбуждено через пару недель после начала войны. Обвинение для того времени стандартное: «антисоветская пораженческая пропаганда», ст. 58, ч.1 Новая Газета. 2003. № 28. с. 4. По воспоминаниям людей, хорошо знавших Семена Степановича, в послевоенные годы он никогда и никому не рассказывал о своей лагерной эпопее. Поэтому, когда в 1983 году ему в Кремле вручали звезду Героя Социалистического Труда, мало кто знал о том, что в биографии Хранителя был и следственный изолятор НКВД.

С войны он вернулся инвалидом. Но его огромный опыт, знания, незаурядный организаторский талант, неукротимая энергия, жизнелюбие были незамедлительно востребованы. С 1944 года С.С. Гейченко был назначен директором Пушкинского Государственного заповедника Псковской области. Вся его дальнейшая послевоенная деятельность, а это почти 50 лет, была связана с восстановлением Михайловского, Тригорского, Петровского, Святогорского монастыря, с сохранением святыни русского народа - могилы А.С. Пушкина. Усадьбы не просто восстанавливались, а по-настоящему оживали. Возрождались их исторический облик и атмосфера живого пушкинского слова. Слава Пушкинского заповедника стала всемирной. Ежегодное число посетителей исчислялось сотнями тысяч.

Плоды многолетнего творческого музейного труда С.С. Гейченко нашли воплощение в его книгах, выдержавших несколько изданий: «Лукоморье», «В краю великих вдохновений», «Приют сияньем муз одетый», «Пушкиногорье», «Сердце оставляю вам», «Завет внуку», и многочисленных путеводителях, статьях для периодической печати Вестник Международного Сообщества Писательких Союзов. 2003. № 2 (62). С. 7..

Семен Степанович был великий мечтатель и неутомимый просветитель. Он считал необходимым расширить круг усадеб, в которых жили родственники, друзья и знакомые поэта, восстановить на основании исторических данных их облик, дополнить ими музейный комплекс Пушкинского заповедника. Он был убежден, что подобные оазисы русской культурной провинции будут играть далеко не провинциальную роль в духовном и нравственном воспитании новых поколений посетителей Заповедника. Сегодняшнее развитие Пушкинского заповедника происходит с учетом замыслов и планов прежних лет, время исполнения которым наступило только сейчас.

Сегодня без преувеличения можно сказать, что С.С. Гейченко был самый известный в стране музейный директор. В Михайловское ехали не только к Пушкину, но стремились увидеть Гейченко, услышать его вдохновенное слово о великом поэте. Люди почитали для себя за честь хоть чем-нибудь помочь Пушкинскому заповеднику, принять участие в его благоустройстве.

За свой неустанный труд, который без преувеличения можно назвать подвигом, С.С. Гейченко было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

В 2003 году отмечалось 100-летие со дня рождения Семена Степановича Гейченко это большой праздник русской культуры. Именно культуры, так как трудно назвать имя писателя, поэта, литературоведа, художника, композитора, музыканта, актера, режиссера, журналиста, простого паломника, кому доводилось встречаться с Семеном Степановичем, слушать его, не был бы преображен и обращен в ряды великого пушкинского братства русской культуры. Поэтому можно сказать, что когда мы видим произведение искусства какого-либо автора, связанное с Михайловским - мы неизменно видим частично взгляд С.С. Гейченко.



Гейченко Семён Степанович – директор Пушкинского музея-заповедника, село Михайловское Псковской области.

Родился 1 (14) февраля 1903 года в городе Петергоф Санкт-Петербургской губернии, ныне в составе Петродворцового района города Санкт-Петербурга. Из семьи военнослужащего (отец - вахмистр Конно-Гренадерского лейб-гвардии полка). Русский.

Окончил Петергофское городское двуклассное училище (1910), учился в Петергофской гимназии, после закрытия которой в 1919 году окончил Трудовую школу 2-й ступени в Петергофе (1921), Ленинградский государственный университет (1925). С 1925 года - младший научный сотрудник в Управлении Петергофских дворцов-музеев, одновременно работал методистом в Политпросветцентре, консультантом в Военно-историческом артиллерийском музее, в музее истории Петербурга-Ленинграда и в других музейных организациях Ленинграда. С 1937 года работал в Русском музее. С 1939 года - научный сотрудник Института Русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский Дом). Работая в этом музее, впервые во время научной командировки побывал в селе Михайловское - месте псковской ссылки А.С. Пушкина. В 1920-1930-е годы участвовал в создании мемориальных музеев-квартир А.А.Блока и Н.А.Некрасова в Ленинграде, И.Е.Репина в Куоккале («Пенаты»), дома-музея Ф.М.Достоевского в Старой Руссе. Разработал новую методику проведения экскурсий.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 13 июля 1941 года был арестован сотрудниками НКВД СССР за «ведение антисоветской агитации» (разговоры с соседом по квартире). Приговором военного трибунала Ленинградского округа войск НКВД СССР от 2 августа 1941 года осужден по статье 58-10 часть 2 к 10 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет за «антисоветскую пораженческую пропаганду». Отбывал срок наказания в Северо-Уральском лагере ГУЛАГ на Северном Урале, работал на лесоповале.

Досрочно освобожден от отбытия наказания 29 июля 1943 года, с направлением в Красную Армию (призван в августе 1943). Был реабилитирован только почти полвека спустя - 8 сентября 1992 года. В августе - октябре 1943 года проходил военное обучение в военных учебных полевых лагерях.

С ноября 1943 года - участник Великой Отечественной войны. Воевал миномётчиком в миномётной роте 1236-го стрелкового полка 372-й стрелковой дивизии на Волховском и Ленинградском фронтах. Участник Ленинградско-Новгородской наступательной операции в январе-феврале 1944 года. В бою 9 февраля 1944 года на территории Псковской области был тяжело ранен (разрывной пулей оторвана левая рука, пулевое ранение в ногу и осколочное ранение правой руки). В апреле 1944 года красноармеец С.С. Гейченко демобилизован по инвалидности.

С 1944 года жил в Тбилиси, работал ездовым в одном из эвакогоспиталей. В начале 1945 года переехал в Ленинград, был восстановлен в должности старшего научного сотрудника Института Русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский Дом).

28 мая 1945 года назначен директором Пушкинского музея-заповедника в селе Михайловское Псковской области. Когда Гейченко приехал в Михайловское, он увидел, что музейный комплекс полностью разрушен и разграблен гитлеровцами. Ни одного уцелевшего здания не сохранилось. Все окрестные постройки и ландшафты были изуродованы войной и густо заминированы. Самому ему пришлось поселиться в брошенном немецком блиндаже. Первой задачей стала очистка Михайловского от мин, для чего в его распоряжение была выделена саперная воинская часть. Затем началось восстановление музея.

В 1947 году был открыт для посетителей первый объект музея-заповедника - домик няни А.С. Пушкина. К 150-летию со дня рождения поэта в 1949 году был восстановлен дом-музей Пушкина в Михайловском. Упорным подвижническим трудом С.С. Гейченко и возглавляемого им коллектива работников музея-заповедника были восстановлены ансамбль Святогорского монастыря, некрополь Ганнибалов-Пушкиных, усадьба и парк в Михайловском. Поставив перед собой целью воссоздание окружающей Пушкина обстановки, Гейченко создал вошедшие в состав музея-заповедника дом-музей друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском, дом-музей Ганнибалов в Петровском, усадьбу мельника и мельницу в Бугрово, имения родственников и друзей поэта в окрестных сёлах. Были восстановлены огромные площади парков и прудов.

Великой заслугой С.С. Гейченко перед русской культурой стало создание атмосферы поэзии в Михайловском. Музей-заповедник из чисто музейного объекта вырос в место паломничества всех стремящихся прикоснуться к судьбе великого русского поэта. В 1980-х годах в Михайловское ежегодно приезжали до 700 000 посетителей. В Михайловском проводились ежегодные Пушкинские праздники поэзии, которые стараниями С.С. Гейченко в 1967 году получили статус Всесоюзных и с успехом проводятся по настоящее время. Им разработаны десятки тематических экскурсий по Михайловскому и его окрестностям, поражающие богатством предлагаемого гостям заповедника материалов и эстетикой их подачи.

Автор свыше 80 книг, монографий, путеводителей, научных брошюр, фотоальбомов, сценариев к научно-популярным и документальным фильмам, свыше 200 статей. Всеобщее признание получили его книги «Большой дворец в Петергофе», «Последние Романовы в Петергофе», «А.С.Пушкин в Михайловском», «Приют, сияньем муз одетый» (1979), «Пушкиногорье» (1981), «В стране, где Сороть голубая» (1986), «В краю великих вдохновений» (1972), сборник новелл «У Лукоморья» (1971, многократно переиздавалась), «Завет внуку» (1986), «Сердце оставляю Вам» (1983).

За выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1983 года Гейченко Семёну Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Первый музейный работник СССР, которому было присвоено это звание.

В 1989 году по состоянию здоровья оставил должность директора музея-заповедника, но продолжил и до последних дней жизни трудиться в нём в должности почётного хранителя-консультанта.

Член КПСС в 1955-1991 годах, член бюро Пушкиногорского райкома КПСС. Депутат Псковского областного совета депутатов трудящихся.

Жил в селе Михайловское Пушкиногорского района Псковской области. Скончался 2 августа 1993 года. Похоронен на городище Воронич у музея-усадьбы Тригорское в Пушкиногорском районе Псковской области.

Заслуженный работник культуры РСФСР (1966). Член Союза писателей СССР (1971). Член Пушкинской комиссии Академии наук СССР (с 1958).

Награждён орденами Ленина (12.02.1983), Октябрьской Революции (2.07.1971), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Дружбы народов (24.08.1978), медалями.

Государственная премия Российской Федерации (2001, посмертно). Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской (1989).

Почётный гражданин города Петергоф (1992), посёлка Пушкинские Горы.

Мемориальные доски в честь Героя открыты на доме в селе Михайловское, в котором он жил в 1945-1993 годах, на здании школы № 416 в Петергофе. Бюст Героя установлен в поселке Пушкинские Горы Псковской области. Его имя присвоено детской школе искусств в поселке Пушкинские горы (2003).