Викторина по мировой литературе. Старшеклассники знают все! Игра-викторина "литературный ринг" II

  • 05.07.2019































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о детских литературных произведениях,
  • развивать умение узнавать героев произведений и авторов, их написавших,
  • поддерживать интерес к чтению,
  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою команду.

Участники: команды учащихся 1-2 классов.

Подготовка: придумать название, изготовить эмблему команды, девиз (оценивается членами жюри ). Оформить выставку детской литературы.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое посвящено героям детских книг и авторам, которые придумали их для нас. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по страницам книг, где вас ожидают их удивительные герои. Но нам необходимо узнать, кто же отправится сегодня в путешествие (представление команд ). С командами мы познакомились, а теперь давайте узнаем, кто будет вести подсчет ваших правильных ответов (представление членов жюри ).

Капитаны команд по очереди будут выбирать номер вопроса, на обсуждение которого вам будет дано 10 секунд. Если команда назовет имя героя произведения - получит 1 балл, если назовет героя и название произведения - получит 2 балла, а если назовет героя, название и автора произведения - получит 3 балла. Если команда не ответит на вопрос, право ответа передается другой команде.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. А право первой выбрать вопрос предоставится команде, которая первой ответит на мой вопрос: “Кто стоял четвертым в сказке “Репка”?” (Жучка).

Это добрый доктор. Он помогает зверям и птицам. Герой даже готов отправиться в опасное путешествие в Африку, чтобы вылечить бегемотиков. На его пути встречаются различные трудности, но благодарные животные готовы прийти ему на помощь.

(Имя героя - Айболит , сказка “Доктор Айболит”, автор - Корней Иванович Чуковский).

Это маленькая и очень любопытная девочка. Именно любопытство приводит ее к кроличьей норе, падая в которую героиня попадает в Страну чудес. В этой стране она несколько раз меняется в размерах, но это ее не пугает. Она без страха путешествует по волшебной стране, встречается с ее необыкновенными обитателями.

(Имя героя - Алиса , сказочные повести: “Алиса в Стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”, автор - Льюис Кэрролл).

Это героиня русских народных сказок. Она стара и безобразна, похожа на ведьму с косматыми седыми волосами, с клюкой в руке. Она живет в избушке на курьих ножках. Нередко у нее живет черный кот, который помогает своей хозяйке.

(Имя героя - Баба-Яга, русские народные сказки: “Гуси-лебеди”, “Фенист-ясный сокол”).

Это мальчик с длинным носом, вырезанным из полена. Этот непоседливый мальчишка не слушается папу, постоянно проказничает и шалит. Он не хочет учиться в школе и вместо школы отправляется в кукольный театр.

(Имя героя – Буратино

Героиня русских народных сказок. Эта прекрасная девушка отличается не только красивой внешностью, но и умом, добротой, справедливостью. Она настоящая помощница главного героя сказки. Ее ум выручает героя из беды. Она дает ему полезные советы, которые помогают справиться со сложными заданиями или выдержать опасные испытания. Она обладает магическими способностями, однако никогда не применяет их во зло.

(Имя героя – Василиса Премудрая , русские народные сказки: “Царевна-лягушка”, “Морской царь и Василиса Премудрая”).

Это маленький медвежонок. Он доверчив и простодушен. Больше всего на свете он любит мед. Медвежонок готов на все, лишь бы заполучить заветный горшочек меда, и из-за этого часто попадает в неприятности.

(Имя героя – Винни-Пух, сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

Это отрицательный герой русских народных сказок. Он силен, поэтому безнаказанно обижает слабых и беззащитных. Часто его жертвой становятся слабый заяц или ягненок. Однако он не так хитер, как лиса, поэтому часто становится жертвой обмана. Этот персонаж символизирует силу, коварство и одновременно с этим простодушие и глупость.

(Имя героя – Волк , русские народные сказки: “Лиса и волк”, “Волк и семеро козлят”; басни - “Волк и ягненок”, “Волк на псарне”, автор - Иван Андреевич Крылов).

Это маленькая девочка, у которой Снежная королева похитила ее лучшего друга Кая. Она отправилась на его поиски, не страшась опасности. Она не боится ни дальней дороги, ни трудностей и лишений, ни маленькой разбойницы, ни самой Снежной королевы. Девочка готова отправиться на далекий Север, чтобы найти Кая и вернуть его домой.

(Имя героя – Герда , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

Это главный герой стихотворения. Он всегда помогал детям и взрослым: снимал с проводов бумажного змея, поднимал на параде тех детей, кто ниже ростом, чтобы им было лучше видно. Он предотвратил крушение поезда, выпустил голубей с чердака горящего дома, спас тонущего мальчика. Он скромный и бескорыстный. Он совершает благородные поступки не ради славы и награды. Именно поэтому его уважают окружающие.

(Имя героя – Дядя Степа , стихотворение “Дядя Степа”, автор - Сергей Владимирович Михалков).

10 вопрос:

Крестьянский сын, который все время проводит лежа на печи. Он очень ленив. Он ничего не хочет делать, чтобы изменить свою жизнь, он всем доволен и счастлив. Поймав чудесную рыбу, проявляет доброту и великодушие, отпуская ее на волю. За добрый поступок он получает возможность исполнять все свои желания, ничего при этом не делая. Простоватый герой, ленивый, но добрый и бесхитростный, женится на царской дочери и живет долго и счастливо.

(Имя героя – Емеля , русская народная сказка “По щучьему веленью”).

11 вопрос:

Героиня этой сказки рано потеряла мать. Ее отец женился во второй раз на злой и сварливой женщине, и она была вынуждена трудиться на мачеху и ее дочерей. Несмотря на это она оставалась кроткой и доброй девушкой. Она не перечила мачехе, старалась угодить капризным сестрам. Она была очень трудолюбива и за это в награду тетушка - волшебница дарит ей платье и отправляет ее на королевский бал. Она покорила сердце принца не только своей красотой, но и добротой и кротостью.

(Имя героя – Золушка , сказка “Золушка”, автор - Шарль Перро).

12 вопрос:

Директор театра кукол, жестокий и злой человек. Угрожает куклам семихвостой плеткой и плохо с ними обращается. Поэтому они убегают от него. Лишь продавец лечебных пиявок Дуремар готов служить ему. Он готов на все, лишь бы раздобыть золотой ключик.

(Имя героя – Карабас Барабас , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

13 вопрос:

Это маленький смешной человечек, который умеет летать. Сам себя он называет красивым, умным, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Он капризный и хвастливый, он привык делать то, что ему хочется. Ему нужно, чтобы все его желания сразу же исполнялись.

(Имя героя – Карлсон

14 вопрос:

Отрицательный герой русских народных сказок. Он злой и жестокий. Он нападает на города и села, похищает людей и держит их в плену. Он- властелин всей нечисти и владелец несметных богатств. Его внешность внушает страх. Он очень худой и напоминает скелет, обтянутый кожей. Оказывается, что он вовсе не бессмертен. Его смерть находиться на конце иглы, спрятанной в яйце.

(Имя героя – Кощей Бессмертный , русские народные сказки: “Царевна – лягушка”, “Кощей Бессмертный”).

15 вопрос:

Это ленивая девочка, которая ничего не делает, все время спит да считает мух. Без нянюшки она даже не может одеться. Она не хочет работать, но мечтает получить награду от Мороза Ивановича. Девочка делает работу спустя рукава, без старания и усердия. Получив долгожданные подарки, она даже не поблагодарила за них. В конце сказки она оказывается наказанной, так как подарки растаяли на солнце.

(Имя героя – Ленивица , сказка “Мороз Иванович”, автор - Владимир Федорович Одоевский).

16 вопрос:

Героиня русских народных сказок. Она хитра и умна. Нередко ее коварство остается безнаказанным. Этот образ символизирует хитрость и коварство, ум и лицемерие.

(Имя героя – Лиса , русские народные сказки: “Заюшкина избушка”, “Лиса и волк”, “Петушок-Золотой гребешок”; басни: “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”, автор - Иван Андреевич Крылов).

17 вопрос:

Это самая обычная лягушка, которая оказалась очень любопытной. Узнав от уток, что на юге множество мошек и комаров, она захотела полететь с ними, прицепившись ртом за прутик, который держали в клювах две утки. Но лягушка оказалась хвастливой, желая сообщить, что она придумала новый способ путешествия на утках, открыла рот и упала в пруд. Хвастовство не довело ее до добра.

(Имя героя – Лягушка-Путешественница , сказка “Лягушка-Путешественница”, автор - Всеволод Михайлович Гаршин).

18 вопрос:

Этот мальчик живет совершенно один на далекой планете. Он добрый и искренний, но очень одинокий. У него есть только цветок, который он любит больше всего на свете. Однажды он отправляется в путешествие по другим планетам, на которых он встречает разных обитателей и где сталкивается с жестокостью и равнодушием. Вдали от своего цветка он начинает ценить его красоту и понимать, как сильно он его любит.

(Имя героя – Маленький принц , сказка-притча “Маленький принц”, автор - Антуан де Сент-Экзюпери).

19 вопрос:

Это маленький мальчик, у которого есть любящая семья, но который чувствует себя одиноким. У него нет друзей, он мечтает хотя бы о собаке. Однажды у него появился необычный друг, человек с пропеллером, который втягивает его в различные авантюры.

(Имя героя – Малыш , сказочная повесть “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, автор - Астрид Линдгрен).

20 вопрос:

Это девочка с голубыми волосами - самая красивая кукла кукольного театра. Она сбежала от своего хозяина, потому что больше не могла выносить его грубых выходок. Она добрая и ласковая, ее все любят и восхищаются ее красотой. Она всегда готова прийти другим на помощь.

(Имя героя – Мальвина , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

21 вопрос:

Человеческий детеныш, оказавшийся в волчьей стае и принятый волками в свою семью. Повзрослев, он становиться вожаком стаи. Он готов нести ответственность за всех зверей, заботиться о них, защищать. Однако с возрастом он начинает понимать, что принадлежит не только миру джунглей, но и миру людей.

(Имя героя – Маугли , рассказ “Маугли”, автор - Редьярд Киплинг).

22 вопрос:

Этот герой предстает в образе доброго дедушки с длинной белоснежной бородой, в теплом ярком кафтане. Он живет в лесу, в сказочном тереме, и повелевает снегом и холодом. Он добр к трудолюбивым, честным и бескорыстным героям, их он заслуженно награждает подарками. Однако плохо придется злым, завистливым и ленивым людям, их ждет совсем другая награда.

(Имя героя – Морозко , русская народная сказка “Морозко”).

23 вопрос:

Это маленький человечек, коротышка, который живет в сказочной стране, населенной такими же малышами, как он. Его имя говорит само за себя. Он не хочет ничего знать, ничем не занимается. Больше всего на свете он любит фантазировать и отдыхать. С ним постоянно случаются смешные истории, за его приключениями интересно наблюдать.

(Имя героя – Незнайка , роман-сказка “Приключения Незнайки и его друзей”, автор - Николай Николаевич Носов).

24 вопрос:

Это маленький забавный поросенок. Он смешной, веселый, простодушный, беззаботный и искренний. Больше всего он ценит дружбу с медвежонком. Это маленькое существо готово на все ради лучшего друга. Боязливый и осторожный поросенок готов проявить смелость и силу духа, если его друзьям потребуется помощь.

(Имя героя – Пятачок , сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

25 вопрос:

Младшая любимая дочь морского царя, прекрасная принцесса, обладающая чудесным голосом и нежной, романтичной душой. Она мечтает о мире людей, потому что влюбляется в прекрасного принца. Она готова на все, лишь бы стать человеком, даже отдать свой голос морской ведьме.

(Имя героя – Русалочка , сказка “Русалочка”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

26 вопрос:

У этой героини ледяное сердце и холодная душа. Она похищает мальчика и увозит его далеко на север, в свои снежные владения. Она равнодушна к страданиям других героев. Она сильна и могущественна, но ее власть заканчивается там, где смелость, доброта и любовь. Она боится искренних, добрых людей с горячим сердцем. Храброй девочке удается победить ее и освободить своего брата.

(Имя героя – Снежная королева , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

27 вопрос:

Это маленький деревенский мальчик, который очень хочет учиться, но он еще мал, поэтому мать не пускает его в школу. Он непоседлив, решителен и смел. Не желая оставаться дома, он один отправляется в школу, которая находится за селом. На пути мальчику встречаются собаки, от которых ему удается убежать. Оказавшись в школе, он испугался, что учитель его прогонит, но потом, когда ему разрешили учиться, он быстро осмелел. Любознательность, храбрость и настойчивость помогли ему в достижении цели.

(Имя героя – Филипок , рассказ-быль “Филипок”, автор - Лев Николаевич Толстой).

28 вопрос:

Этот царь мудрый и добрый, но доверчивый. Он верит письму, принесенному гонцом, оказывается жертвой злых козней и в результате теряет жену и сына. Он щедро угощает купцов, расспрашивает их о дальних странах, в то же время не может собраться навестить “чудный остров”. Обретя жену и сына, царь в гневе собирается наказать злых сестер, но великодушно прощает их и отпускает домой.

(Имя героя – царь Салтан , “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, автор - Александр Сергеевич Пушкин).

29 вопрос:

Этот забавный зверек жил в густом тропическом лесу, потом оказался в городе, приплыв на корабле в ящике с апельсинами. В зоопарк его не взяли, так как он оказался “совершенно неизвестным науке зверем”, он стал работать в магазине.

(Имя героя – Чебурашка , сказочная повесть “Крокодил Гена и его друзья”, автор - Эдуард Николаевич Успенский).

30 вопрос:

Это мальчик-луковка. У него много друзей, таких же бедных ребятишек, как и он сам. Но они никогда не унывают, бегают по улицам, шалят, балуются, веселятся. Он не переносит несправедливости и всем, кто обижает бедняков. Он смелый и решительный, никого не боится и всегда готов вступиться за слабых и обиженных. Находчивость и смекалка помогают ему выйти победителем из непростых ситуаций.

(Имя героя – Чиполлино , сказочная повесть “Приключения Чиполлино”, автор - Джанни Родари).

Подведение итогов, награждение победителей.

Литературная викторина по сказкам и литературным произведениям
Задание 1
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью.

2. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

3. Симсим, открой дверь!

4. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по-моему вели.

5. Раз, два, три. Горшочек, вари!

6. Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!

7. Кара-барас!

8. Мутабор!

9. Поставил я решётку. Киту заткнул я глотку.

10. Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики.

11. Бриклебрит!

12. Крекс, фекс, пекс!

13. Пожалуйста.

14. Буква Я свободна.

15. Выйди, корабль! Выйди, корабль! Выйди, корабль!

16. Гарт, Гнор, Гаус.

17. Господин Главный Ветер и прочая, и прочая, и прочая, ты слышишь меня? Пошли мне попутный, не встречный, не поперечный…

18. Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты-балты. Кто ты? Кто я? Был – я, стал – ты.

19. Бирелья-турелья, буридакль-фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет. Ящик, ящик, будь добренький, покажи мне то или другое.

20. Инутама, инутама, акчоле!

21. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!

Задание 2

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

В кого превращались или были заколдованы:

1. Князь Гвидон.

2. Великан-людоед из сказки Ш. Перро.

3. Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа.

4. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К. Андерсена.

5. Курица Чернушка.

Задание 4

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие:

1. В Волшебную страну Элли и дядюшка Чарли.

2. В Зелёный город Незнайка и его друзья.

3. Под Новый год тряпичный пёс Кнопка, Сидящий Пилот и другие игрушки.

4. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс.

5. В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька.

6. Из кабинета профессора Енотова на ближайший пруд Карик и Валя.

7. За мёдом Винни-Пух.

8. В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен.

9. Из ленинградского Летнего сада в Кощееву страну Маша.

10. На юг лягушка-квакушка.

11. На Луну Незнайка и Пончик.

12. Из норы крота в тёплые края Дюймовочка.

13. Из маленькой деревушки Вестменхёг по Швеции Нильс Хольгерсон.

14. Из магазина игрушек на улицу Карандаш и Самоделкин.

15. В Африку доктор Айболит и его друзья.

16. С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Фёдор и его друзья.

17. На крышу Малыш.

18. В Волшебную страну Энни, Тим и Чарли Блек, герои сказочной повести «Жёлтый Туман».

19. По сказочной стране Митя и Баба-Яга из повести-сказки Э. Успенского.

20. На гору Блоксберг в Вальпургиеву ночь Маленькая Баба-Яга.

21. По белу свету Муфта, Полботинка и Моховая Борода.

22. В страну зеленохвостых Арбузик и Бебешка.

Задание 5
ДРУЗЬЯ

Кто из литературных персонажей были друзьями:

1. Маугли.

2. Чиполлино.

3. Малыша.

4. Винни-Пуха.

5. Нильса.

6. Мари, героини повести-сказки Э. Гофмана.

8. Человека с Луны из сказки Д. Биссета.

9. Вольки Костылькова.

10. Крокодила Гены.

11. Карандаша, героя сказочной повести Ю. Дружкова.

12. Маркиза де Карабаса из сказки Ш. Перро.

13. Соломинки из сказки братьев Гримм.

14. Венди, героини сказочной повести Д. Барри.

15. Непоседы из повести-сказки Е. Чеповецкого.

16. Муфты, героя сказочной повести Э. Рауда.

17. Маленькой Бабы-Яги.

18. Муми-тролля из повестей-сказок Т. Янссон.

19. Тутты Карлссон, героини сказочной повести Я. Экхольма.

20. Кубулы из сказочной повести В. Ванчуры.

22. Незнайки.

24. Юры Баранкина.

26. Врунгеля.

27. Буратино.

28. Оли, героини сказочной повести «Королевство кривых зеркал».

29. Дяди Фёдора.

30. Репки и Турнепки из повести-сказки С. Михалкова.

31. Серёжи, героя сказочной повести В. Рутковского.

33. Арбузика из повести-сказки Э. Скобелева.

34. Пиноккио.

35. Волшебницы Чароморы, героини сказочной повести А. Первик.

36. Максима из сказочной повести Е. Велтистова.

37. Пети, героя повести-сказки «В Стране Вечных Каникул».

38. Серёжи Сыроежкина.

39. Ильи из сказочной повести «Путешествие на Утреннюю Звезду».

40. Толи Клюквина.

41. Вити Малеева.

Задание 6

В МИРЕ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Кто из литературных героев:

1. Двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове.

2. На шхуне «Испаньола» отправился за сокровищами пирата Флинта.

3. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами.

4. Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне.

5. Попал в сказочную страну, которой правил король Топсед Седьмой, и освободил из Башни смерти храброго зеркальщика Гурда.

6. Стал королём сказочного государства, избавил детей от скучных занятий в школе и усадил за парты взрослых.

7. Помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране.

8. Свергнул власть Трёх Толстяков.

9. Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса.

11. Играл с полицейскими в салочки, закинул за шкаф воров Карла и Блома, а силача-тяжеловеса Адольфа положил на обе лопатки.

12. Взял папину чернильную резинку, промокашку из тетради и направился в азбуку на поиски Кляксича.

13. Перевоспитал почтальона Печкина.

ВОЛШЕБНИКИ, КОЛДУНЫ, МАГИ, ЧАРОДЕИ, КУДЕСНИКИ

О ком говорится в следующих строчках:

1. «На нём был длинный халат из красивой тёмно-синей материи, на которой были вышиты золотые звёзды и серебряные полумесяцы. На голове была чёрная шапка с такими же украшениями, на ногах – красивые туфли с загнутыми кверху носками».

2. «Старая женщина в белой мантии важно выступала впереди трёх мужчин; на остроконечной шляпе её и на мантии сверкали крошечные звёздочки. Седые волосы старушки падали ей на плечи».

3. «Она показалась Элли очень красивой и доброй и удивительно юной, хотя вот уже много веков правила страной Болтунов».

4. «…погрозила в пространство костлявым иссохшим кулаком и стала бросать в котёл змеиные головы: «Ух, ненавистные люди! Вот и готово моё зелье на погибель вам! Окроплю леса и поля, и поднимется буря, какой ещё на свете не бывало!»

5. «…был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора».

6. «На нём был пёстрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки…»

7. «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».

8. «В комнату вошла старенькая старушка в зелёном платье и красном чепце. Крошечного росточка, горбатенькая, с большим крючковатым носом».

9. «Тут в окне появилась красивая девочка. У нее были волосы цвета лазурнейшей голубизны».

10. «И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики… А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек».

11. «Для него нет ничего неосуществимого. Он может в любое время угадать, кто о чём думает: может сесть на воображаемый стул, который раньше действительно стоял на этом месте, но которого теперь нет; может летать, как воздушный шарик; может маленькие вещи делать большими и наоборот…»

12. «На краю сундука сидел маленький человечек… На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки».

13. «На голове у неё был чистенький платочек, а на носу очки в светлой оправе. В руках она держала чистенькую палочку, и вообще она была, должно быть, самая чистенькая и аккуратная старушка на свете».

14. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

15. «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…»

16. «Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, – он отливает то голубым, то зелёным, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками – его он раскрывает перед хорошими детьми… другой совсем простой, гладкий…»

17. «…Бильбо просто увидел какого-то старика с посохом. На старике была высокая островерхая синяя шляпа; длинный серый плащ, серебристый шарф, громадные чёрные сапоги и ещё у него была длинная, ниже пояса, белая борода».

18. «Это была важная дама, выше всех женщин, которых знал Эдмунд. Она тоже была закутана в белый мех, на голове у неё сверкала золотая корона, в руке – длинная золотая палочка. Лицо у неё тоже было белое – не просто бледное, а белое, как снег, как бумага, как сахарная глазурь на пироге, а рот – ярко-красный. Красивое лицо, но надменное, холодное и суровое».

19. «…была старая синьора, очень благовоспитанная и благородная, почти баронесса».

20. «Платье на ней был оборвано, лицо маленькое, острое, сморщенное от старости, с красными глазами и длинным крючковатым носом. Она шла, опираясь на длинную палку, хромала, шаталась из стороны в сторону, как будто на ногах у неё были колёса, того и гляди, она могла шлёпнуться острым носом на мостовую».

21. «Сюда только что вошли две женщины: молодая и старая. На первый взгляд их можно было принять за горничных… но… эти женщины ничуть не похожи на служанок: слишком уж мягки и нежны были у них руки, слишком величавы осанка и все движения, а платье отличалось каким-то смелым покроем. Вы, конечно, уже догадались, что это были феи».

22. «Наконец она вспомнила о [...] своей тётке и решила посоветоваться с ней. В туже ночь она отправилась с [...] в золотой коляске, запряжённой большим старым бараном, который знал все дороги».

23. «Перед Толиком стоял мальчик с очень голубыми и очень холодными глазами. В руке он держал пистолет. Он смотрел на Толика презрительно, словно на какую-то козявку, и улыбался загадочно и неприятно».

24. «… превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу…»

Задание 8

КРАСНАЯ, СИНЯЯ, ЧЕРНАЯ

Какое слово надо поставить вместо многоточия?

1. Сказка Ш. Перро «Красная…»

2. Сказка Ш. Перро «Синяя…»

3. Сказка М. Метерлинка «Синяя…»

4. Рассказ В. Осеевой «Синие…»

5. Волшебная повесть А. Погорельского «Чёрная…’

6. Рассказ А. Куприна «Белый…»

7. Сказочная повесть А. Волкова «Жёлтый…»

8. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая…»

9. Рассказ В. Бианки «Оранжевое…»

Задание 9

ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ

Внимательно прочитай загадочную стихотворную историю, составленную из фрагментов литературных произведений известных авторов. Вспомни, кого испугались персонажи стихотворений.

1. – Мама! – крикнул китобой, –

Отскочив от пушки. –

Что же это?.. Хвост трубой…

Ушки на макушке…

2. Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Море пламенем горит,

Выбежал из моря…

3. Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор

От врагов своих спасался,

Залезая на…

4. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в…

5. В сыром тропическом лесу

Ловил ужей и жаб

На длинном Ванином носу

Крылатый…

6. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это…

7. Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит…

8. И наутро вот что было:

Бедный Дима вдруг ослеп.

На окне лежало мыло –

Он сказал, что это…

9. На брата сердится сестра:

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: – Ты где, …

10. Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа –

Ноги клал на…

11. Иван Топорышкин пошёл на охоту,

С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на…

12. Снова леший козни строит,

Но теперь он ~ гуманоид.

Пересел в тарелку джинн –

Устарел его…

13. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презелёный красный…

14. Проснулась старушка и стала искать

Домашние туфли, свечу и…

15. В темноте увидел Петя:

Сверху смотрит великан.

Оказалось на рассвете –

Это старый…

16. То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака…

17. Всем-всем-всем!

На нас идёт

Чудо-Юдо Рыба-…

18. Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как…

19. Пиф-паф! – и Буйвол наутёк,

За ним в испуге…

20. – Стыдно старому реветь –

Ты не заяц, а…

21. Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала…

22. Сестрёнка ему надевала чулок,

А Слава скучал и глядел в…

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

1. Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».

2. Иванушка-дурачок. Русская народная сказка «Сивка-бурка».

3. Али-Баба. Арабская сказка «Али-Баба и 40 разбойников».

4. Женя. В. Катаев. «Цветик-семицветик».

5. Девочка. Бр. Гримм. «Горшок каши».

6. Баранкин и Малинин. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!».

7. Мойдодыр. К. Чуковский. «Мойдодыр».

8. Калиф. В. Гауф. «Калиф-аист».

9. Моряк. Р. Киплинг. «Откуда у Кита такая глотка».

10. Бастинда. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

11. Сын портного. Бр. Гримм. «Столик – накройся, золотой осёл и дубинка из мешка».

12. Буратино. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

13. Павлик. В. Осеева. «Волшебное слово».

14. Аля. И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква А».

15. Иван Быкович. Русская народная сказка «Иван Быкович».

16. Митя и Маша. В. Каверин. «О Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки».

17. Лёня. В. Каверин. «Летающий мальчик».

18. Нильс. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

19. Энни. А. Волков. «Огненный бог Марранов».

20. Сказочник. П. Аматуни. «Королевство Восемью Восемь».

21. Гингема. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

1. В комара, муху, шмеля. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2. В льва, мышь. «Кот в сапогах».

3. В карлика. «Карлик Нос».

4. В лебедей. «Дикие лебеди».

5. В человечка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

6. В принца. «Аленький цветочек».

7. В зёрнышко. Н. Телешов. «Крупеничка».

8. В старика. «Сказка о потерянном времени».

9. В ослика. Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе».

10. В крошечных человечков. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

11. В сороку. «Много хороших людей и один завистник».

12. В королевича. «Король-лягушонок».

13. В аиста. «Калиф-аист».

14. В мальчика с лицом, как у жабы. «Мальчик-звезда».

15. В воробьев, бабочек, муравьев. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!»

16. В клёны. «Два клёна».

17. В лебедя. Х.К. Андерсен. «Гадкий утёнок».

18. В старика. Л. Лагин.

19. В скворца Матеуша. Я. Бжехва.

20. В осла. К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».

21. В коротышек. Н. Носов.

22. В гусыню. Нанайская сказка, «Айога».

23. В крошечного человечка. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО

1. Зонтик и волшебную спринцовку. Х.К. Андерсен. «Оле-Лукойе».

2. Огниво. «Огниво».

3. Золотой ключик. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

4. Волшебную палочку. Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе».

5. Туфли и тросточку. В. Гауф. «Маленький Мук».

6. Хрустальные туфельки. Ш. Перро. «Золушка».

7. Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисточек. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

8. Живительный порошок. А. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

9. Конопляное семечко. «Чёрная курица, или Подземные жители».

10. Цветик-семицветик, дудочку. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».

11. Волшебную лампу. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа».

12. Волшебную дудочку. «Кнут-Музыкант».

13. Волшебные спички. Ю. Томин.

14. Волшебный синий платочек. В. Губарев.

15. Ковёр-самолёт. «Ковёр-самолёт».

16. Волшебную дудочку. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

17. Табакерку. «Городок в табакерке».

18. Волшебные калоши. «Калоши счастья».

19. Волшебную палочку. «Ослиная Шкура».

20. Волшебный телевизор, серебряный обруч. А. Волков.

21. Волшебное кольцо. Дж. P.P. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно».

22. Волшебный горшок. «Горшок каши».

23. Золотого гуся. «Золотой гусь».

24. Волшебную шляпу. Т. Янссон. «Шляпа Волшебника».

25. Волшебный мелок. С. Хопп. «Волшебный мелок».

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

1. На сухопутном корабле. А. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

2. На воздушном шаре. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».

3. На игрушечном поезде. Д. Родари. «Путешествие Голубой Стрелы».

4. На яхте. «Беда». А. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».

5. На ковре-самолёте. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».

6. На стрекозе. Я. Ларри. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

7. На воздушном шарике. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

8. На ядре. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».

9. На собаке. В. Каверин. «О Мите и Маше, о весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки».

10. На прутике, который держали две утки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

11. На ракете. Н. Носов. «Незнайка на Луне».

12. На ласточке. Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».

13. На гусе. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

14. На огурце-самолёте. Ю. Дружков. «Приключения Карандаша и Самоделкина».

15. На корабле. К. Чуковский. «Доктор Айболит».

16. На тракторе. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот».

17. На Карлсоне. А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше».

18. На драконе. А. Волков.

19. В избушке на курьих ножках. «Вниз по Волшебной реке».

20. На метле. О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга».

21. На машине. Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».

22. На ракетоплане. Э. Скобелев. «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки».

1. Багира, Балу, Каа. Р. Киплинг. «Маугли».

2. Вишенка, Редиска. Д. Родари. «Приключения Чиполлино».

3. Карлсон. А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне».

4. Пятачок, Иа-Иа, Кролик. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

6. Щелкунчик. «Щелкунчик и мышиный король».

7. Кай. Х.К. Андерсен. «Снежная королева».

8. Крококот. «Мистер Крококот».

9. Старик Хоттабыч, Женя Богорад. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».

10. Чебурашка, Галя. Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».

11. Самоделкин. «Приключения Карандаша и Самоделкина»,. «Волшебная школа».

12. Кот в сапогах. «Кот в сапогах».

13. Уголёк, боб. «Соломинка, уголёк и боб».

14. Питер Пэн. «Питер Пэн».

15. Мякиш, Нетак. «Непоседа, Мякиш и Нетак».

16. Полботинка, Моховая Борода. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».

17. Ворон Абрахас. О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга».

18. Снусмумрик, фрекен Снорк. «Опасное лето» и др. повести.

19. Лисёнок Людвиг Четырнадцатый. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»

20. Куба Кубикула. «Кубула и Куба Кубикула».

21. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» и другие повести.

по творчеству детских писателей

2. Написал детективную историю «Живая шляпа».

3. Трогательная история «Чук и Гек» - его произведение.

5. Писатель, подаривший миру «Снежную королеву».

6. Последняя сказка этого писателя – «Золотой петушок».

7. Поэтесса, вместе с мужем написавшая стихотворение «Девочка чумазая».

9. Его историю «Кто сказал мяу?» знают и любят все дети.

10. Главный герой поэтического произведения «Дядя Степа» был очень похож на самого автора.

11. Рассказы этой писательницы, в том числе и «Волшебное слово», хорошо знакомы школьникам.

12. Один из любимых героев этого писателя – Чебурашка.

13. «Кошкин дом», «Багаж» и другие произведения этого писателя любимы и детьми, и взрослыми.

15. Его сказка «Мышонок Пик» читается на одном дыхании.

16. Кто не знает ее Карлсона или Пеппи Длинныйчулок?

17. О приключениях смелой Элли рассказал этот писатель.

18. Запутанная история в стихотворении «Кит и кот» была придумана этим поэтом.

19. Его «Цветик семицветик» учит добру.

20. Этот писатель придумал историю о Чиполлино.

Ответы: 1. Чуковский К. И. 2. Носов Н. Н. 3. Гайдар А. П. 4. Шарль Перро. 5. Андерсен Г. Х. 6. Пушкин. А. С. 7. Барто А. Л. 8. Братья Гримм. 9. Сутеев В. Г. 10. Михалков С. В. 11. Осеева В. А. 12. Успенский Э. Н. 13. Маршак С. Я. 14. Драгунский В. Б. 15. Бианки В. В. 16. Астрид Линдгрен. 17. Волков А. М. 18. Заходер Б. В. 19. Катаев В. П. 20. Дж. Родари.

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Подготовила: Рябинина Л.Ю.

г.Магадан.

2013-2014 уч.г.

План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

  1. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
  2. Представление жюри.
  3. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
  4. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
  5. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
  6. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
  7. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
  8. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
  9. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Ожидаемый результат .

  1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
  2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
  3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.

Оборудование, оформление:

  • Лист критериев оценки;
  • карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
  • «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
  • аудиозаписи с песенками из сказок;
  • мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
  • сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
  • «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
  • лепестки для игры «Ромашка»;
  • иллюстрации сказок; сказочные герои;
  • красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
  • таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
  • кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
  • сказочный замок.

Критерии оценки.

1 конкурс – «Сказочное лото»

5 баллов – все задания выполнены правильно;

4 балла – 1 задание выполнено неправильно;

3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.

Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.

2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».

5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.

3 конкурс – пантомима «Без слов».

1 балл – за артистичность;

1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.

4 конкурс – «Бюро находок».

5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.

5 конкурс – игра «Ромашка».

1 балл – каждый правильный ответ.

6 конкурс «Сказочные пазлы»

5 баллов – правильно собранный сюжет.

Подведение итогов.

Команда «Чебурашки»_______________________баллов.

Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.

Высказывания знаменитых людей.

Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

К.Д. Ушинский

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремиться,

Как янтарь на дне морском

В сказках бережно хранится.

Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Э. Асадов.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,

И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.

Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.

  1. Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие.

Я – бабушка – Загадушка.

Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.

3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка

Кощей Бесстрашный

Царевна- жаба

Жар- муха

Царевна- индюшка

По собачьему велению

Сивка- будка

Иван-царевич и зеленый волк

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

А вы, детоньки, знаете сказки?

Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?

А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».

Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.

Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.

4. Представление жюри.

А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.

Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.

Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.

Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.

Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.

5. Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сейчас начнется наша игра,

К нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда вы встрече рады –

Ваши любимые сказочные герои.

В сказочный мир вместе с ними войдем

И за собою других позовем.

6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».

Задание – дополни имя сказочного героя.

Сивка – (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Мальчик – (с – пальчик)

Красная (Шапочка)

Снежная (Королева)

Карабас (Барабас)

Винни – (Пух)

Муха – (Цокотуха)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Доктор (Айболит)

Лиса (Алиса)

Конек (Горбунок)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Кот (в сапогах)

Спящая (Красавица)

Карлик (Нос)

Крокодил (Гена)

Курочка (Ряба)

Братец (Иванушка)

Елена (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кот (Базилио)

7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.

Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-Лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К батюшке и матушке мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. (Гуси-лебеди)

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи (Три поросенка)

С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.

А в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.

Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)

А это, что за сказка?

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко

Звали песика… (Шарик)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали… (Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…(Карлсон)

Все идут к нему лечиться,

И собака и волчица,

Зайцы, лисы и ужи,

Крокодилы и ежи.

Он любого исцелит,

Бармалея победит.

Добрый доктор (Айболит)

На лестной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная.. (Баба Яга)

Человек немолодой

И с недлинной бородой.

Он – отъявленный злодей –

Одноглазый (Бармалей)

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок (Вини – Пух)

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И «пыхтелки» как поэт,

Сочиняет иногда.

И на мед имеет нюх,

Он зовется (Вини-Пух).

Пусть Королева снега

Неприступна и горда,

Но дружба все равно сильнее

И Кая освободила от холода и льда

Его подружка (Герда)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По прозванью (Горбунок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя…(Крокодил Гена)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это…(Карабас)

8. Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Песня даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь.

9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».

Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.

Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).

10. Физминутка.

Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Дружно встать нам всем пора:

Начинается игра.

Сказка даст нам отдохнуть?

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо 10 раз».

Вот Дюймовочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5

Повторите-ка опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Снова в путь!

11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».

Почему самый трудный?

Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.

Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.

Комар.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил, но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Кот.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Буратино.

Пусть идет вперед, не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой.

Тот, кому старуха-черепаха

Подарила ключик золотой.

Покажите нам этого мальчишку.

Спящая красавица.

Эта сказка не нова,

В ней принцесса все спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

12. Вот шелестят сказок страницы…

И кто-то в двери к нам стучится…

Четвертый конкурс – «Бюро находок».

Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.

Зеркальце

«Свет мой, зеркальце, скажи..»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Перчатки

С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Мыло

К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».

Лимон

Луковица

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Горошина

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Туфелька Золушки

Шарль Перро «Золушка».

Бабочка кота Леопольда

Лопнувший шарик ослика ИА

Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».

Аленький цветочек

С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».

Зонтик

Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Телефон

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».

Чемоданчик с красным крестом

К. Чуковский «Доктор Айболит».

13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»

Вот это ромашка – не просто цветок.

А ну-ка, скорей оторви лепесток!

На нем прочитаешь заданье

А ну-ка, проверь свои знанья.

(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):

  • Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
  • Ем кормила лиса журавля?
  • Спой песенку кота Леопольда.
  • Из чего фея сделала карету Золушке?
  • Как звали корову кота Матроскина?
  • Спой песенку крокодила Гены.
  • Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
  • ный мёд»?
  • В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
  • « Каникулы в Простоквашино».
  • Где находится смерть Кощея Бессмертного?
  • Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
  • Почему Буратино не утонул в пруду?
  • Кого спасла Дюймовочка?
  • Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
  • Какими словами начинаются русские сказки?
  • Назовите любимое выражение Карлсона?
  • Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
  • Как позвать Сивку-Бурку?»
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Какого цвета были волосы у Мальвины?
  • Что потеряла Золушка после бала?
  • В чем летает Баба Яга?
  • Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
  • Спой песенку Винни-Пуха.

14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.

Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.

Ах, как дружно мы играли,

И нисколько не устали.

Добрая сказка, спасибо!

Ты научила нас любить,

Ты научила нас всех дружить,

Ты научила нас игре,

Ты научила нас всех доброте!

А может и детки нам что-нибудь скажут?

15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Анализ работы.

  1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
  2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
  3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
  4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
  5. Расширили свой словарный запас.
  6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
  7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.

При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:

  • «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
  • «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
  • «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
  • Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
  • Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы

: Два слова русского языка с прямо противоположными значениями произошли от одного слова — "бугорок". Причем, одно из этих слов означает нечто прекрасное, а другое — наоборот — ужасное. Вам предстоит назвать оба этих слова.
Подсказка: это прекрасное упоминается в одном стихотворении Б.Пастернака.

Ответ: От латинского "бугорок" произошло два слова: "туберкулез" и "тубероза" — роза, покрытая бугорками.

Комментарий: В стихотворении Б.Пастернака "Пиры" есть такие строки:
"Пью горечь тубероз, небес осенних горечь
И в них твоих измен горящую струю".

Вопрос 20 : А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях" недвусмысленно намекал о том, какую фирму, производящую процессоры, он предпочитает. А какую?

Вопрос 21 : Есть на Волге между Нижним Новгородом и Чебоксарами небольшой город Козьмодемьянск. В начале нынешнего века этот город попал в известное литературное произведение, но под другим именем. Через этот город пролегал путь героев произведения, а события, произошедшие в этом городе, связаны с очень популярной игрой. Что это за произведение и как в нем назывался город?

Вопрос 22 : Маленький ящик, булочное изделие, домашнее животное, часть лица. Закончите этот литературный список.

Вопрос 24 : У какого русского писателя фамилия, имя и отчество состоят из одинакового количества букв?

Ответ:
Грибоедов Александр Сергеевич,
Чаковский Александр Борисович (1913-1994),
Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855),
Бирюков Николай Зотович (1912-66),
Станюкович Константин Михайлович (1843-1903).