Выставка сделано в ссср. Ретроспективная выставка "сделано в ссср"

  • 30.06.2019
26 декабря 2017 года Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет. Предлагаемая вашему вниманию выставка «Сделано в СССР» представляет лучшие работы членов-учредителей Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, стоявших у истоков создания этой творческой организации в 1987 году.

В экспозиции представлены самые разнообразные проекты – от телевизоров КВН и первого советского коротковолнового радиоприемника до микроавтобуса РАФ – наглядно демонстрирующие активность развития отечественного дизайна во второй половине ХХ века. Это были годы сложения Ленинградской школы дизайна, годы возрождения и расцвета крупнейшего профильного вуза страны – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (ныне СПб государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Тогда же происходило системное осознание дизайнерами значимости своей роли в отечественной культуре и экономике, в улучшении качества жизни и формировании достойной среды обитания граждан, результатом чего стала организация дизайнерами Ленинграда своего творческого союза, позволившего объединить усилия профессионалов для становления дизайна как важного инструмента в социальном и экономическом развитии не только города на Неве, но и всей страны.

Начало этому процессу положил состоявшийся в Москве в апреле 1987 года Учредительный съезд Союза дизайнеров СССР, в работе которого приняли участие 615 делегатов, прибывших со всех концов страны. Наиболее представительной была делегация из Ленинграда - 60 дизайнеров, в большинстве своем выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной разных лет.

Значимость события подчеркивали и место проведения мероприятия (Колонный зал Дома Союзов), и участие в нем членов правительства, руководителей творческих организаций, видных ученых. Несколько представителей Ленинграда вошло в руководящие органы Союза. Было принято решение считать делегатов съезда как наиболее авторитетных деятелей отечественного дизайна членами-учредителями и поручить им организацию на местах городских, республиканских и региональных отделений Союза. В результате проделанной ими подготовительной работы 26 декабря 1987 года на Учредительной конференции в Ленинграде была создана Ленинградская организация Союза дизайнеров СССР (ЛО СД), преемником которой с 1991 года является Санкт-Петербургский Союз дизайнеров.

Большая часть представленных на выставке работ относится к 1960-м – 1980-м годам – пику творческой активности членов-учредителей ЛО СД (Ленинградское Отделение Союза дизайнеров), когда профессия дизайнера как специалиста по проектированию эстетических свойств промышленных изделий была чрезвычайно востребована. Точкой отсчета стремительного развития дизайна в стране можно считать Постановление Совета Министров СССР № 394 28 апреля 1962 года «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».

Местом приложения сил и таланта ленинградских дизайнеров стали не только предприятия легкой промышленности и Ленинградский дом моделей одежды (ЛДМО), но и гиганты тяжелой индустрии, машиностроительные и приборостроительные заводы – Станкостроительное производственное объединение им. Я.М. Свердлова, Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), НПО «Ленинец», НПО «Авангард», научно-исследовательские институты, такие как Центральный научно-исследовательский институт ЛОТ – головная организации по стандартизации в судостроении, Государственный оптический институт (ГОИ) им. С.И. Вавилова, Центральный научно-исследовательский институт «Морфизприбор», Всесоюзный научно исследовательский институт телевидения и др.

Кадр из слайд-фильма «Дизайн Ленинграда». 1990 © Антон Балаж, Александр Линецкий, Александр Трофимов
Методическим центром и главной проектной и исследовательской организацией в области промышленного дизайна и экспертизы в СССР тогда являлся созданный в 1962 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), филиал которого начал работать в Ленинграде. Работа этого учреждения, среди лучших кадров которого были и члены-учредители ЛО СД, обеспечивала мощный рост СССР как одного из лидеров мирового промышленного дизайна.

Кадр из слайд-фильма «Дизайн Ленинграда». 1990 © Антон Балаж, Александр Линецкий, Александр Трофимов
Наряду с этим в начале 1960-х годов получило развитие и другое направление в дизайне – создание товарных знаков. Первоначально его целью было обеспечение юридической безупречности торгового экспорта, но вскоре наличие собственного знака (эмблемы) стало нормой жизни едва ли не каждого предприятия в стране, а сам товарный знак стал лишь главным элементом в обширных комплексах фирменных (корпоративных) стилей – систем графической самоидентификации предприятий и учреждений. Параллельно совершенствовалось и качество упаковки товаров народного потребления, к созданию которой также привлекались дизайнеры-графики. Эта отрасль дизайна, в которой не менее успешно трудились члены-учредители ЛО СД, особенно активно развивалась с началом перестройки и она также широко представлена в экспозиции.

Кадр из слайд-фильма «Дизайн Ленинграда». 1990 © Антон Балаж, Александр Линецкий, Александр Трофимов
Оригинальность идей и разнообразие художественных почерков, широкий диапазон авторских индивидуальностей характеризуют представленные работы, при этом нельзя не отметить, что подавляющее большинство проектов не осталось на бумаге и было реализовано, а некоторые из них отмечены наградами на отечественных и международных конкурсах. Отрадно, что многие из участников выставки и по сей день продолжают заниматься любимым делом, без которого себя не мыслят.

Пожелаем им творческого долголетия!

На выставке будут представлены проекты:

Акопова Н.Л.
Бакастов Г.Г.
Белолипецкая Н.А.
Белков Н.С.
Бертельс В.Д.
Бондаренко Е.К.
Бургов А.В.
Валькова Н.П.
Васильев В.В.
Веснин А.И.
Гожев Г.М.
Гринько Н.К.
Дорохов В.Н.
Дукк И.Ф.
Зайчик Е.Н.
Капранова М.В.
Карлов Л.В.
Косниковский С.Н.
Мазюк Е.С.
Мирзоян С.В.
Монгайт Е.И.
Нечаев А.П.
Никифоров В.Е.
Ницман О.Р.
Печкин А.А.
Пашковский С.В.
Пашковская С.П.
Покшишевская Г.С.
Салмолайнен Л.К.
Самойлова Т.С.
Санжарова А.С.
Серебренников И.Е.
Степанов В.И.
Тимофеев А.В.
Тимошенко В.Н.
Трофимов В.С.
Тюхтяева Л.И.
Фатов В.А.
Ходьков Ю.Л.
Черменин В.Д.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

29 июня в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова открылась выставка неподцензурных текстов, распространявшихся в 1950-80-х гг. в СССР «Самиздат. Сделано в СССР»

Сегодня слово САМИЗДАТ уже требует расшифровки. Это способ неофициального (минуя цензуру, издательства и даже автора) распространения копий текстов, изготовленных машинописным или фотоспособом. А в более широком смысле Самиздат - это уникальное культурное и общественное явление, которое сформировалось в СССР и других соцстранах в послевоенный период.

Произведения многих выдающихся писателей пришли к широкому читателю именно через Самиздат. В Самиздате велись философские и идеологические споры, распространялась информация о протестах против несвободы и репрессиях власти. Изготовление, распространение Самиздата преследовалось властями и могло повлечь за собой даже уголовное наказание.

Сегодня советская цензура ушла в прошлое. То немногое, что нельзя купить в магазине, легко найдется в интернете. Мы свободны в выборе. Но может ли современное качество чтения сравниться с тем, которое было в эпоху Самиздата?

Посетители выставки обнаружат тексты знакомых и любимых авторов в необычном формате. А тот, кто впервые на нашей выставке откроет для себя имена известных авторов Самиздата, возможно, расширит свой список «главных книг».

Выставка организована при участии:

  • Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
  • Архива Сахарова
  • Государственной Публичной Исторической Библиотеки
  • Международного Мемориала
  • Мытищинского историко-художественного Музея

Дизайн и художественная концепция выставки – Александр Ермолаев, мастерская-таф

Куратор выставки – Людмила Василовская

Выставка осуществлена при финансовой поддержке Посольства Королевства Дания в РФ.
В рамках проекта Историческая библиотека представляет уникальные издания литературного и музыкального андерграунда (переданные нам в составе коллекции «Гуманитарного фонда»), материалы из собрания «Библиотеки Игрунова», политический и религиозный самиздат.

Экспозиция выставки


Директор ГПИБ России М.Д. Афанасьев с журналистом "Пятого канала".

Экспозиция выставки. Сотрудники ГПИБ России

(Е.Н. Струкова и А.М.Коротеева) на открытии выставки.

Мария Новикова-Охонская, корреспондент:

Олимпийские пиктограммы, экскаватор-каналокопатель, электробритва, прогулочно-экскурсионный теплоход. Вопрос: что общего между этими и десятками других изобретений? Правильный ответ: ленинградские дизайнеры. Узнать истории тех, кто стоял у истоков отечественного дизайна - промышленного, графического и бытового - можно на выставке «Сделано в СССР».

Александр Тимофеев, председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

В декабре Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет, и мы традиционно в юбилейные дни устраиваем выставку отцов основателей. Очень важно и самим отцам основателям и молодёжи - членам Союза дизайнеров и вообще петербургским дизайнерам - не забывать корни своей истории. Корни очень крепкие, очень ветвистые, очень жизнеспособные, вот этому и посвящена выставка.

Существует множество определений понятия дизайн. Для советских специалистов по технической эстетике была близка лаконичная формула: функция плюс красота. А удобство будущего потребителя ими ставилось выше собственных творческих амбиций. Проектирование любого предмета - от оправы очков до транспортного средства - шло с заботой о том, чтобы использовать его было комфортно и приятно.

Светлана Мирзоян, соавтор проекта первого советского микроавтобуса:

Что значит микроавтобус? Маленький автобус на десять мест. Кто пользуется? Какая разница кто? Мужчина, женщина, молодой человек, девушка. Чтобы было удобно, чтобы было комфортно, чтобы было светло в вечернее время, чтобы легко было зайти, легко было выйти, чтобы удобно было сидеть. Я вот даже вам раскрою секрет, вот это я клеила, клеила бумажку, и потом это всё задувалось, всё вручную. Любовь и желание о том, чтобы не было видно, что всё это сделано кустарным способом, всё-таки двадцатый век.

Полёт творческой мысли не раз прерывался из-за невозможности реализовать конкретную задумку по бюрократическим или экономическим причинам. И всё же ежегодно разработки ленинградских дизайнеров внедрялись во все сферы жизни советских граждан. Техника и электроника, спорт и досуг, производство и домашний быт.

Сергей Дужников, куратор выставки, промышленный дизайнер:

Я живой свидетель этому был, когда Валерий Николаевич Тимошенко, с которым я тогда работал, он взял шведский удлинитель, и вместо двух деталей сделал три, и получился рулеточный удлинитель, который был в семье у каждого. А основное в этом изобретении было не эта общая система, а запатентованная как изобретение сбоку входящая шайбочка, через которую входил шнур. Такое яркое выражение технического решения, но связанного с эстетическим восприятием.

Алексей Печкин, председатель клуба ветеранов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

Опыт советского дизайна, он очень велик, он до сих пор не до конца понят может быть, а сегодня надо сделать ударение на подготовку специалистов.

Приобщиться к истории отечественного дизайна, поностальгировать по атрибутам советского прошлого, увидеть ретроспективу «Первые в России. Первые в СССР. Первые в мире» и вдохновиться на творческие поиски и подвиги ради славы современного петербургского дизайна можно абсолютно бесплатно. Выставка в креативном пространстве «Мойка, 8» продлиться до конца 2017 года.

С 22 по 31 октября 2018 года в МК «Спутник» Центра «Молодежные инициативы» будет работать выставка «Сделано в СССР», посвященная 100-летию комсомола.

На выставке представлены личные и бытовые вещи, документы дзержинцев –современников советской эпохи. Для современной молодежи – это возможность увидеть знаковые вещи и предметы времен СССР, а для старшего поколения – еще раз вспомнить пионерскую и комсомольскую юность.

Изначально планировалось, что экспозиция будет включать только творческие работы прошлых лет, но когда стали появляться почти забытые предметы — авоська, значки, деньги, пионерские галстуки, — организаторы приняли решение выставить все.

Среди экспонатов — комсомольские билеты, награда за Лучшую Ленинскую комнату 1970г, полученная комсомольцами завода «Синтез», плакат «Пятилетку в 4 года» 1960 года издания, удостоверение на рационализаторское предложение, свидетельство о присвоении звания «Лучший рабочий своей профессии», удостоверение «Золотые руки». За предоставленные документы особую благодарность выражаем Елене Павловне Барминой.

Воспитанники творческого объединения для молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» креативно подошли к участию в выставке: они не только принесли работы своих родителей, созданные ими в школьные и студенческие годы, но и сами сделали аналогичные.

Выставка открыта ежедневно с 12.00 до 18.00 в МК «Спутник» по адресу: пр. Циолковского, 78А. Вход свободный.