История и культурология. Культура ссср: от соцреализма к свободе творчества Социокультурная организация творческой деятельности

  • 28.06.2020

VI Международная теоретико-практическая конференция
"Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества"

Ульяновский государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра философии

февраль 2018 года

Уважаемые коллеги!

ФБГОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет» в феврале 2018 года планирует проведение VI Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Георгия Федоровича Миронова «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества».

Участие в конференции бесплатное.

Предлагаемый тематический разворот конференции:

· Креатология как направление современной философии

· Онтология творчества

· Диалектика творчества: созидание, существование, разрушение

· Философия художественного творчества

· Феномен творчества в зеркале художественной литературы

· Психология творчества: актуальные проблемы

· Самосозидание как основа экзистенции человека в мире

· Культура как творчество форм и ценностей

· Логика и методология научного творчества

· Научно-исследовательская практика

· Феномен исторического творчества

· Творчество и революция

· Современные философские концепции культуры

· Культура и цивилизация

· «Закат Европы»: кризис культурообразующего потенциала современной западной цивилизации

· Социальная практика и культура

· Творчество в русской философии: специфика осмысления

· Феномен творчества в немецкой классической философии

· Структуралистские и постструктуралистские концепции творчества и культуры

· Творчество и религия

· Творчество и трансгрессия

На конференции планируются следующие дополнительные мероприятия :

· Презентация книг В.Т. Фаритова, Н.А. Балаклеец и Р.В. Леушкина, вышедших в 2017 году в рамках поддержанных РФФИ проектов №15-33-01222 и №15-34-11045;

· Дискуссия по теме «Творчество и свобода» (доктор философских наук, профессор кафедры философии В.Т. Фаритов);

· Посещение музеев «Дом Гончарова», «Дом Языковых», «Симбирская мужская классическая гимназия».

Конференцию планируется провести в феврале 2018 г.

Предусмотрены две формы участия в конференции – очная и заочная. При заочном участии доклады рассматриваются как стендовые и сборник материалов высылается по указанному автором адресу. При очном участии командировочные расходы участникам конференции оплачивает командирующая сторона.

Сборнику статей по итогам конференции будет присвоен номер ISBN, статьи внесены в РИНЦ.

Для участия в конференции до 1 октября 2017 г. включительно необходимо выслать заявку на участие в конференции и до 1 декабря 2017 г. включительно текст статьи в объеме до 20 тыч. знаков с пробелами (0,5 п.л.).

Заявка и текст статьи (доклада) принимаются в электронном виде в форматах *.doc, *.rtf. Материалы присылаются по адресу: conf - creature -2018@ mail . ru и/или vfar @ mail . ru

Файл должен иметь вид: Иванов.doc

В теме письма указать: Конференция «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура твочрества».

Форма составления заявки

1. Тема доклада (статьи);

2. ФИО;

3. Ученая степень;

4. Ученое звание;

5. Место работы;

6. Должность (для работающих);

7. Контактный телефон;

8. Почтовый адрес (для пересылки сборника);

9. Электронный адрес;

10. Форма участия в конференции (очная/заочная);

11. Необходимость временного жилья (да/нет);

12. Необходимость официального приглашения от Оргкомитета (да/нет);

творчество, человек, уровни сознания, уровни разума

Аннотация:

В статье рассматривается понимание творчества, его уровни, направленность, значимость и развитие его технологий в современной культуре

Текст статьи:

“Творчество — есть создание нового”. Именно в этой транскрипции понятие творчества существует в культуре. В силу этого, культура и творчество явления, вытекающие одно из другого. Как культура создается в процессе творчества, так и творчество питается и развивается за счет культуры. Поэтому целесообразно рассматривать творчество как вершину главной движущей силы — деятельности, в процессе которой создаются новые ценности, имеющие тот или иной культурный статус.

Творчество — сложная проблема, загадка которой всегда будет волновать умы людей. Несмотря на многочисленные изыскания в этой области, тайна творчества не разгадана, и, очевидно, не мо­жет быть выявлена до конца. Совершенно очевидно, что стилей, видов, способов творчества столько, сколько существует творцов. Каждый вырабатывает свой собственный метод, свою творческую лабораторию, однако наметились несколько крупных направле­ний, поставивших себе задачу определить сущность творчества.

Так же разнообразны и уровни творчества. Различают творчество сфере исполнения, авторства, подражательства, интерпритации, вариативности, импровизации и др. Причем все эти направления обладают выраженной спецификой, формируют необходимые именно в этой сфере навыки и др. Но с большей долей определенности, творчество подразделяется на созидательные процессы в области создания идей (продуктивное) и создания технологий (репродуктивное) .

Исследователи творческих процессов в течение долгого времени пытаются выяснить приоритетность этих позиций. Сторонники “создателей идей” (Любкохт Ф., Рансверт С., Шипурин Г. и др.) полагают, что главное в творчестве и, следовательно культуре — создание идей, то есть мыслеформ, которые затем могут быть облечены в одеяние конкретного предмета. Именно идеи, мысли — главное богатство культуры. Поэтому человек и человечество должно сформировать по отношению к данному аспекту правильное понимание. Сторонники “технологической компоненты” (Зараев В., Зверев А., Фуйдинг Р., Янкерс А. и др.) полагают, что идея — важная, но не столь значимая позиция в творчестве . Люди не могут питаться идеями, последние должны быть облечены в предметы. Для развития общества необходимы не только правильные идеи, но и оптимальные технологии. Они способствуют наполнению общества образцами культуры. Поэтому важно не просто придумать модель, но и быстро, с меньшими затратами, на высоком качественном уровне создать предмет. Для этого необходима технология, которая может помощь человеку овладеть той или иной профессией, навыками, научить созданию предметов, продуктов культуры и др. Технологическое творчество — огромная поле, в котором создаются методы творчества, методы обучения, методы выполнения тех или иных действий и др.

В последнее время оба уровня творчества считают равнозначным, отмечая, что приоритет тому или иному направлению отдают в зависимости от ментальности национальных культур. Так, российская культура — делает акцент и полагает более значимым творчество в сфере производства идей; культуры же, ориентированные на исполнение (Япония, Китай и др. восточные культуры) полагают более значимым творчество в области технологий. Очевидно, что целесообразно считать творчество в том или ином направлении одинаково значимым и рассматривать его приоритетность с точки зрения воздействия на личность.

Помимо создания нового, имеющего значение для существующей культуры, творчество может выступать в этом качестве и по отношению к личности. Поэтому репродуктивные (воспроизводящие) виды знаний и деятельности, не являющиеся для общества новыми, ставят личность в ситуацию творчества, вырабатывая в ней, тем самым новые способности, навыки, умения, знания. В силу этого, каждое новое поколение становится творцами в процессе освоения наличной культуры.

В литературе творчество трактуется как “процесс человеческой деятельности, создающие качественно новые ценности. Творчест­во представляет собой возникающую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую ре­альность, удовлетворяющую многообразным человеческим потребностям” . В истории развития человечества наметились несколько направлений-взглядов на творчество. Платон рассматривал его как “божественную одержи­мость”, трансформируясь в направлениях и культурах, но оставаясь прежней со сути, эта позиция существует и до настоя­щего времени.

Ученые всегда пытались систематизировать творчество. Аристотель отмечал типы мимесиса в искусстве, Руссо и Декарт придерживались принципов рационализма — выработки канонов, контролирующих деятельность в познавательной сфере и моменты перерастания в творчество. Русские философы и писатели создавали свои системы — теоретико-художественные; в который возможно отражение высших твор­ческих достижений.

Широко известны теории З.Фрейда и Э.Фромма, в которых фрейдистская школа связывает творчество и творческий процесс с сублимацией. Поэтому творчество в этой интерпретации — уравновешивание принципа удовольствия и ре­альности, которые Фрейд полагает как основные виды психики человека. Творчество поэтому — стремление удовлетворить накопившиеся желания, адаптироваться через эту трансформацию в реальности, которая рассматривается как игра. При этом жела­ния — заложенные с детства комплексы, каковые укрепились и увеличились под воздействием многочисленных общественных за­претов, связанных преимущественно с сексуальной сферой. В ито­ге все творчество художника дает выход его сексуальным влечениям. Такое трактование переносится фрейдистами не толь­ко на объяснение процесса создания, но и содержания произведе­ний, кои, в свою очередь, переносятся и на анализ восприятия. Более того, общество и общественные коллизии, отмечает Фрейд, порождены именно этими причинами, причина психических сры­вов, напряжений, конфликтов, лежит в этой биологической зоне.

Фромм рассматривал творчество как осмысление проблемы сущности и существования человека, придя к выводу, что главным в этом мире является любовь не во фрейдистско-сексуальной одеж­де, а всеобъемлющая любовь, основой которой является искусство. Поэтому главное в мире — искусство, поиски человеком самого себя, выражение своих поисков в художественных образах, кото­рые имели место в прошлом, настоящем и будущем.

Целый ряд исследователей связывает творчество с системати­ческой деятельностью, преимущественно предметного характера. Можно сказать, что именно эта позиция преобладает в разработке феномена творчества в европейской школе. Основой любого творчества становится напряженная систематическая целеустремленная деятельность. Широко известны фразы, типа высказывания Чайковского “вдохновение — редкая гостья, она не любит посещать ленивых”, Пушкина — “талант — это одна капля одаренности и девяносто девять капель пота”, Паскаля “случайные открытия делают лишь хорошо подготовленные умы” и др.

Но механизмы включения в творчество в западной шкале прак­тически не отработаны. Под исследованием творческих методов рассматривают прежде всего внешнюю атрибутику — систематику труда, образ жизни, питание, использование термических приемов и др. Этот пробел достаточно наглядно проявляет себя в жизни творцов. Среди ог­ромного количества талантов, рожденных западно-европейской, русской, американской школой, можно насчитать немало таких, которые включались в творчество на короткие периоды, испыты­вая после этого длительные полосы бездействия и уныния, часть художников могла создавать произведения под влиянием алкогольных, наркотических веществ, что разрушало физическое и психи­ческое тело и приводило к известным последствиям.

Многие художники искали свои методы входа в нужное состояние. Изве­стно, что Пушкин и Толстой любили ходить босиком по снегу и каменному полу, мотивируя это тем, что кровь более мощно орошает мозг, который начинает лучше работать. Кто-то должен был перенести сильный стресс, своеобразный шок, который позволял приобрести необходимые для творчества свойства. Но, несмотря на разность способов, везде усматривается общая тенденция войти в состояние “иного бытия”, пребывание в котором не безразлично для психики. Не случайно именно в западной школе, российской действительности так много талантов с хрупким душевным здоровьем. Очевидно, что творче­ство нуждается не только в объяснении его с точки зрения грубых материальных позиций, но и рассмотрении в более тонких категориях, которые должны быть подкреплены четким механиз­мом входа и выхода из него .

Эти позиции прекрасно разработаны в восточных школах. Поэтому основной акцент при анализе взаимоотношений культуры и творчества мы сделаем именно на этих методиках и объяснениях позиций творчества.

Восточная эзотерическая культура — древнейшая и неотъемлемая часть культуры человечества. Она содержит систему общих представлений о генезисе, строении и мировом порядке. В силу того, что такие знания чрезвычайно усиливают власть над миром и окружающими, то посвященные должны были обладать особыми качествами — специфическими показателями мозга, способными вместить знания, духовной зрелостью, ответственностью и быть в состоянии его нести Трансформация сакральных знаний и учений в экзотерические (открытые, светские, доступные для всех) позволя­ет не только познакомиться с ними теоретически, но и включиться в технику овладения духовными методами. Остановимся на неко­торых из них. Известные сейчас широкому читателю Алиса А.Бейли, Сатпрем, Шри Ауробиндо Гхош, Ошо Раджнеш, русские исследователи Рерихи, Каптен, Антонов В.В., Лапин А.Э., Каширина Т.Я., Малахов Г.П. говорят о том, что творчество не что иное как подключение к единому информационному полю и все, что может сделать человек, это найти наиболее приемлемый для себя способ входа в него.

Информационное поле неоднородно по своему составу. Оно чрезвычайно многоаспектно и низший — мен­тальный слой состоит из пяти пластов разума — обыкновенного, высшего, озаренного, интуитивного, глобального. Наиболее полно эти позиции разработаны у Шри Ауробиндо, по которому мы и дадим эти характеристики. Он считал, что каждый пласт разума обладает особым цветом и вибрацией. Именно свойства или каче­ства света, характер и частота вибраций, являются барьерами пла­стов разума. Так, в его интерпретации, низший или обыкновенный разум — серая маиса с множеством темных точек, которые роятся вокруг голов людей, та огромная масса информации, которая по­стоянно атакует человека. (Мозг человеческий эзотерические уче­ния рассматривают не как создающий мысли орган, а как приемник, который постоянно ловит те или иные мысли, инфор­мацию). Обыкновенный разум — наиболее плотный пласт, огром­ный по своему объему, который держит обыкновенных людей в плену своей информации, ориентированной преимущественно на характер и качество межличностного общения. Люди, находящи­еся в нем, бесконечно зависимы друг от друга, обоюдных эмоций и часто не могут долго сохранять единое стойкое настроение. Они, по выражению А. Бейли, несчастны, так как находятся на дне оке­ана и не представляют красот верхних солнечных этажей. Творче­ство здесь возможно в чрезвычайно малой степени. Чаще всего оно сводится и практически подменяется компилированием уже со­зданных работ.

Высший разум чаще всего встречается у философов и мыслите­лей. Изменяется и его цвет. В нем появляются голубке оттенки, наблюдаются вспышки света, которые некоторое время не исчеза­ют. Здесь концентрируется информация, ориентированная на кон­кретный ум, который достаточно жесткий по своему характеру и ориентирован на постоянное анализирование, расчленение. Чело­век, выходящий в этот слой, не может понять полученную инфор­мацию сразу, он долго соотносит ее со своими установками, выбирает из нее эпизоды, по-новому компонует и создаст свой, отличный от общего информационного поля, предмет. Эмоции в этом слое длятся дольше, чем в обыкновенном разуме, но и они зависят от массы окружающих обстоятельств. Озаренный разум характеризуется иной природой. Его основа уже не “общая нейтральность, а ясная духовная легкость и ра­дость, на этой основе возникают особые тона эстетического созна­ния”. Этот слой разума залит золотым потоком света, насыщен­ного разными оттенками, в зависимости от сознания творца. Чело­век, вышедший в этот пласт, находится в состоянии легкости, радости, любви ко всем окружающим, постоянной готовности к позитивным действиям. Разум безгранично расширяется и с радо­стью приемлет весь мир и себя в этом мире. Информация, посту­пающая из общего поля, воспринимается сразу, не требует длительного приспособления к качествам творца. Творчество осу­ществляется в самых разных направлениях-науках на уровне открытий, искусстве во всей его многожанровости, поклонению новому, искренней любви. Восхождение к этому пласту характеризуется внезапным расцветом творческих способностей и чаще всего проявляет себя в поэзии. Большинство великих поэтов выходили в этот пласт, великие композиторы черпали из него свои идеи. Каждый человек может время от времени выходить в него и ярким подтверждением этого становятся дети, которые в период 4-7 лет часто говорят стихами, и, хотя здесь происходит чаще всего механическое рифмование, определенная связь с озаренным разу­мом присутствует налицо. Человек, овладевший духовной практи­кой и могущий выходить в этот пласт разума, находится в нем столько времени, сколько ему требуется, озаряет своим светом и теплом других. Это лучезарные люди, которые притягивают к себе остальных.

Интуитивный разум отличается ясной прозрачностью, по­движностью, воздушностью, не связанностью с метальными по­строениями. Выход в него происходит внезапно. После пребывания в других слоях разума и человек становится знающим не на уровне построения ментальных конструкций, а на уровне все-знания, все-понимания. Интуиция приносит состояние постоянной радости и счастья, когда человек выходит на стадию не познания, а узнавания, как говорит Шри Ауробидно — происходит вспоминание истины. “Ког­да происходит вспышка интуиции, то ясно видно, что знания — это не открытие чего-то неизвестного — открывают только себя, больше нечего открывать, — это постепенное распознавание во времени того мгновения Света, когда мы видели все. Язык интуиции предельно конкретен, в нем нет пышных фраз, но нет и теплоты озаренного разума.

Глобальный разум — вершина, к которой редко подходит чело­век. Это уровень космического сознания, где еще сохраняется лич­ностная индивидуальность. Именно из этого пласта приходят великие религии, все великие духовные учителя черпают из него свои силы. В нем хранятся величайшие произведения искусства. Сознание человека, вышедшего в этот слой — масса постоянного света, где ликвидируются противоречия низших слоев разума, так как все заполнено светом, создающим гармонию, радость и вселен­скую любовь. Глобального сознания редко может достичь человек, но когда это происходит, то осуществляется разными путями: ре­лигиозной самоотдачей, художественной, интеллектуальной дея­тельностью, героическими подвигами — всем, чем человек может преодолеть себя . Все эти пласты разума — ментальные, низшие слои, в которые можно выйти посредством длительной духовной практики, прекрасно разработанной человечеством.

По сути дела, созданные на Востоке духовные практики-методики — единственные, которые были даны человеку, которые могли и могут создать мощное духовное здоровье и сверхчеловеческие способности. Таким образом, плоды творчества, которые мы часто с тщеславием считаем своими, по сути дела есть подключение к единому информационному полю, разным слоям разума. Не случайно духовные учителя человечест­ва редко ставят свои фамилии под произведениями, написанными ими, объясняя это тем, что они были им просто продиктованы.

Методики выхода в разные пласты разума чрезвычайно разно­образны. Сейчас они становятся популярны во всем мире. Но везде остается общей позицией сохранение духовной и физической чи­стоты, воздержанность в пище, использование значительного ко­личества выверенных медитаций.

Связь с различными пластами разума в разное время ощущают почти все. Каждый помнит мгновения узнавания какой-то местно­сти, фразы, мысли, которые уже как будто встречались, хотя чет­ко знаешь, что сталкиваешься с этим впервые. Очень наглядно прослеживается связь с информационным полем, когда человек увлечен определенной идеей. Через некоторое время после ее об­думывания на него буквально начинает «сыпаться» нужная лите­ратура, происходят встречи с людьми, могущими ему помочь. То есть выход в общий информационный пласт всегда привлекает к себе родственную информацию. У каждого бывают интуитивные проблески, когда человек четко знает, что будет, но конкретный разум начинает его уговаривать, что все это нелогично и, следова­тельно, нелепо. Отсюда, значительное число неверных поступков.

Эта информация дает возможность приблизиться к исследова­нию феномена провинциального творчества. Известно, что в неко­торых точках земного шара, к которым относится и Россия, сужен пласт обычного или низшего разума, поэтому вся культура нашей страны насыщена информацией более высоких слоев. Отсюда и люди, рождающиеся на этой территории, изначально наделены большими данными для выхода в более высокие информационные поля. Но сужение этого пласта по-разному представлено в конк­ретных местностях и, в значительной степени, зависит от обилия живущих совместно людей. На территориях с их большим количе­ством более плотным становится низший слой разума (столицы), который столь концентрирован, что пробиться сквозь него чрезвы­чайно сложно. Обилие людей рождает очень мощное поле, которое координирует групповые поступки, включая всех в единые вибра­ционные колебания. Пока живешь и действуешь в резонансе со всеми, то чувствуешь себя комфортно, и только когда человек начинает искать свой путь, то есть выходить из общего потока вибраций, на него начинают сознательно давить окружающие. Каждый из нас испытывал противодействие, когда мы пытались принять самостоятельное решение. В этот момент вокруг возника­ет множество людей, которые приводят совершенно естественные “правильные” доводы и атакуют нас своими рассуждениями. Они успокаиваются только тогда, когда добиваются своего. Шри Ауробидно Гхош указывал: «Пока мы бредем общим стадом, жизнь оказывается относительно проста, со своими успехами и неудачами — успехов немного, но не слишком много и неудач; однако как только мы хотим покинуть общую колею, восстают тысячи сил, вдруг очень заинтересованных в том, чтобы мы вели себя “как все”, — мы воо­чию убеждаемся как хорошо организовано наше заключение” . В этой ситуации силы человека расходуются прежде всего на противостояние окружающим влияниям, человек плавает в волнах низшего разума, не имея сил выйти за его пределы.

Пребывание в провинции, на природе чрезвычайно необходимо творцам. Это, ни что иное, как попытка и возможность побыть в менее насыщенном пласте низшего разума, сконцентрировать свои силы и выйти в другие информационные поля. Об этой потреб­ности достаточно много писали представители всех отраслей зна­ния и искусства. В провинции слой низшего разума не только сужен, он еще и менее динамичен, как бы разрежен. Среди множе­ства серых точек и завихрений просматриваются другие цвета, чувствуются другие вибрации. Меньшее атакование чуждых сил позволяет легче преодолеть эти барьеры.

Следующий момент, ко­торый здесь очевиден, связан с видами деятельности. Практиче­ская направленность труда большинства жителей провинции с четкой выверенностью ценностных ориентации и самый склад жизни направляет человека не на беспредметную рассудочную гибкость интеллекта, а на стабильность, связанного с жизненными ценностями человека. Это относительное спокойствие не возму­щает и не рождает в такой степени как в других средах динамику низшего разума, в результате чего, его атаки несколько сглажены и существует возможность сохранить свое «я». Несмотря на то, что в настоящее время СМИ чрезмерно насытили слой низшего разу­ма, это уравнивается стабильностью жизненного уклада. Думает­ся, поэтому провинция остается полем созидания, в котором сам образ жизни ориентирует человека на творчество.

История чело­вечества достаточно наглядно демонстрирует зависимость творче­ства от места созидания, где творцы уединяются в тихих, отдаленных, высокогорных местах, где слой низшего разума раз­режен.

Поэтому сейчас перед нами стоит задача не только научить молодежь набору информации, собранной конкретным разумом, но и обратить их внимание на обучение проверенных временем методикам, открывающим выход в эти структуры, научить воспринимать высокие произведения искусства, об­щаться и понимать достойные научные открытия.

В этом случае неоценимыми станут изучение духовных практик востока, книг и школ этого направления сейчас достаточно много. Студентам будет полезно обратиться к литературе подобного рода и выработать у себя привычку к новой деятельности.

Думается, что она не просто оптимизирует творческие процессы, но позволить решить более глобальные задачи: покажет путь к формированию истинной духовности, нау­чит черпать из высоких информационных пластов, подготовит к кропотливой и напряженной работе. Ведь известно, что интеллек­туальная и духовная деятельность самая сложная и требует гро­мадной воли, усилий на собой, помогающих достичь нужного состояния, которое приходит лишь в результате длительной вдум­чивой практики.

Сейчас творчество, его осмысление, развитие творческих навыков переживает настоящий бум. Соединение восточно-западных методов творчества, широкое распространение медитативных и иных духовных техник становится обладать определенной суммой творческих навыков, собственной творческой лабораторией, которые позволяет в короткое время заполнить вакуум знаний и умений. Поэтому творчество становится не просто желательным, а необходимым компонентом жизни человека. И, если в давние времена, оно обеспечивало возможность выживания в природной среде, то сейчас — оно инструмент выживания в среде социальной.

Очевидно, масштабность творческих процессов будет возрастать, так как общество переходит на новый уровень развития, где главной сферой деятельности становится деятельность интеллектуальная, поэтому переоценить исследование проблемы взаимоотношений творчества и культуры просто невозможно.

Социокультурная организация творческой деятельности

Культура – это почва, на которой взрастает творчество. И в то же время культура – продукт творчества. Развитие культуры есть следствие множества творческих актов, совершаемых в истории человечества. Творческая деятельность – источник всех новаций, которые возникают в культуре и изменяют ее (за исключением случайных «мутаций» в ее содержании). В этом смысле творчество есть движущая сила развития культуры, важнейший фактор ее динамики.

Подчеркивая роль творчества в культуре, нельзя вместе с тем недооценивать значение репродуктивной, воспроизводящей деятельности. Она необходима для поддержания жизни человеческого общества и сохранения накопленного им опыта. Она спасает культурное наследство от разрушительного воздействия времени.

Однако без творческой деятельности не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это случается в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утратившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым грузом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забываются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусства, рукописи, книги – материальные воплощения культуры прошлого, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.

В романе Татьяны Толстой«Кысь» рисуется фантастическая картина жизнь людей после атомной катастрофы. У них сохранились еще кое-какие следы погибшей культуры – предметы домашнего обихода, книги, отдельные обрывки знаний и обычаев. Они сумели даже как-то приспособиться к вызванным радиацией изменениям в природе и в своих собственных телах. Но у них угасла способность к творческой активности. И даже чтение и переписка уцелевших «старопечатных» книг превращается в бессмысленную механическую процедуру, которая никак не способствует интеллектуальному развитию и духовному совершенствованию. До понимания их содержания дело не доходит: ведь для «открытия смысла» необходимы творческие усилия. Культурная жизнь затухает, и общество попадает в тупик, выхода их которого не видно.

Творчество – это механизм не только созидания нового, но и удержания старого в «работоспособном состоянии». Созидая новое, оно не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложенные в нем потенции. В творческом диалоге наряду с голосом нового звучит и голос старого.



Действительно, прислушаемся более внимательно к поисковому диалогу. Голос одного из его участников – «органа генерации» - дышит оптимизмом и надеждой. Он уверен, что делает свое дело хорошо, если предлагаемые им идеи обладают новизной: ведь его назначение в том и состоит, чтобы создавать новое. Голос другого участника – «органа селекции» - куда менее оптимистичен. Утверждая, что новое не всегда заслуживает одобрения, он то и дело вмешивается в работу собеседника, критикует ее результаты, уговаривает его соблюдать определенные «технологические нормы», выбросить на свалку одни заготовки и взяться за другие. Он видит свою цель в том, чтобы среди многочисленных идей выделить те и только те, которые обладают значимостью для решения творческой задачи, и сооружает из имеющихся у него в распоряжении нормативов фильтры, сквозь которые способны прорваться лишь значимые идеи.

Таким образом, «орган генерации» ответствен за новизну , а «орган селекции» - за значимость результатов творческого поиска. Голос первого есть голос новизны, а второго – голос значимости. Но новизна и значимость – это определяющие характеристики творчества (§1.1). Генерация и селекция оказываются процессами, благодаря которым продукты творчества обретают эти качества. Значимость продуктов творчества обеспечивается консерватизмом и осторожностью «органа селекции», его скептическим отношением к новому и учетом накопленного ранее опыта. Новизна же продуктов творчества связана с радикальным отказом от устаревших установок и стремлением отвергнуть опыт прошлого ради лучшего будущего. Поэтому диалог между новизной и значимостью содержит в себе более глубокий смысловой слой, в котором идет диалог между «голосом прошлого » и «голосом будущего ».

По сути дела, творчество оказывается звеном, соединяющим сегодняшнюю культуру с культурой завтрашней, диалогическим взаимодействием «материнской» культуры с культурой «дочерней», возникающей в ее лоне. В поисковом диалоге культура сегодняшняя порождает культуру завтрашнюю. Таким образом, творческий процесс, протекающий в голове индивида, по своей глубинной природе социален – он есть не просто внутреннее дело субъекта творчества, а форма развития человеческой культуры.

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

СЕКЦИЯ «ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

РАЗВИТИЕ НАУКИ

И ТВОРЧЕСТВО

Монография

Москва 2002

Развитие науки и творчество . Монография. Под ред. А.Н. Лощилина, Н.П. Французовой. М.: РФО РАН, 2002.

Под общей редакцией

Доктора философских наук, профессора А.Н. Лощилина,

Доктора философских наук, профессора Н.П. Французовой

Коллективная монография «Развитие науки и творчество» является четвертой коллективной работой, которая посвящена систематическому обобщению, изложению идей и опыта работы членов секции «Теория и методология творчества» при Президиуме Российского Философского общества. Если первая монография «Философия творчества» была посвящена теоретическим и методологическим проблемам творчества, вторая и третья «Творчество и развитие культуры», «Творчество в пространстве и времени культуры» – анализу роли творчества в развитии культуры, то в данной монографии рассматриваются методологические проблемы развития науки и научного творчества.

Работа может быть полезной для исследователей креативной проблематики, для интересующихся проблемами творчества, для студентов и аспирантов, а также для подготовки курсов и спецкурсов по философии культуры, философии творчества.

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор В.А. Титов,

Доктор философских наук, профессор В.А. Васильев

к.ф.н. Алешня С.В. , к.ф.н., доц. Гришунин С.И.(1.3.), д.ф.н., проф. Игнатьев В.А.(1.8.), к.ф.н., доц. Катаева О.В.(2.11.), к.ф.н., доц. Кононова Л.И.(2.9.), Капитонова Т.А.(1.9.), Королева С.А.(2.4.), д.ф.н., проф. Лощилин А.Н.(2.9.), Лощилина М.А.(2.6., 2.7., 2.8., 2.9.), д.ф.н., Любимова Т.Б.(2.5.), к.ф. - м. н., доц. Михайлова Е.М.(1.5.), к.ф.н. Маркелов В.Е., к.ф.н., проф. Метленков Н.Ф.1.6.), к.ф.н., доц. Недзвецкая Э.А., Светлов С.В.(1.7.), д.ф.н., проф. Суркова Л.В.(2.1.), Тихомирова Е.А.(2.9.), д.ф.н., проф. Французова Н.П.(1.1.), к.ф.н., доц. Челышев П.В.(1.4.), д.ф.н., проф. Яковлев В.А.(1.2.), д.ф.н., проф. Яценко Л.В.(2.2.).



Ó Российская академия наук,

Российское Философское общество,

Секция «Теория и методология творчества»

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящую коллективную монографию «Развитие науки и творчество», продолжена работа по обобщению опыта предыдущих исследований членов секции «Теория и методология творчества». Руководством секции ставилась задача подвести некоторые итоги научных исследований, которые осуществлялись членами секции в 80-90 годы ХХ столетия и начале ХХI века по проблемам развития науки и научного творчества, с целью обобщить опыт и сформулировать основные задачи дальнейших исследований в рамках секции «Теория и методология творчества» при Президиуме Российского Философского общества на ближайшие годы.

Данная коллективная монография является продолжение той работы, которая была выполнена в предыдущих коллективных монографиях: «Философия творчества». М., 2002., «Творчество и развитие культуры». М., 2002., «Творчество в пространстве и времени культуры». М., 2002. Если первые три монографии были посвящены философским проблемам творчества, роли творчества в развитии культуры, то настоящая работа посвящена проблемам развития науки, научного творчества, методологическим проблемам творческой деятельности.

В ХХ веке, особенно во второй ее половине, проводились глубокие исследования по проблемам научного творчества. Это связано, с одной стороны, с бурным развитием науки, а также в связи с фундаментальными работами К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда, Л.А. Микешиной, А.Т. Шумилина, И.С. Ладенко, Н.П. Французовой, М.С. Кагана, Я.А. Пономарева, Б.Я. Пахомова, С.Н. Семенова и многих других зарубежных и отечественных исследователей развития науки и научного творчества. Фундаментальные работы по проблемам развития науки позволили во многом по-новому рассматривать процесс и сущность деятельности ученых, как научного сообщества, эволюционные и революционные изменения в развитии науки, роль парадигмального видения мира, становление научной картины мира, роли коллективного начала в развитии науки и многие другие аспекты. Но в то же время остались в стороне от всестороннего рассмотрения множество факторов внутренней и внешней детерминации научного творчества, сущность и роль творческих задатков и творческих способностей, путей их формирования и развития. Нет никакого сомнения в том, что развитие науки осуществляется научным сообществом. Но всякое научное сообщество состоит из научных коллективов, конкретных людей с определенными способностями, потребностями и интересами. И, как отмечал Альтшуллер, даже если тысяча землекопов копает одну канаву, то каждый копает ее по-своему. В этой связи возникает задача исследования сущности и специфики не только коллективного, но и индивидуального творчества.

Члены редколлегии были далеки от предвзятости в оценке тех или иных идей, теоретических положений, которые нашли отражение в отдельных разделах настоящей коллективной монографии, хотя по некоторым вопросам точки зрения авторов во многом не совпадают.

Данная коллективная монография не претендует на всесторонний и исчерпывающий ответ на все проблемы науки, да это невозможно сделать в принципе. Авторы попытались раскрыть лишь те аспекты поставленной задачи, которые в настоящее время наиболее актуальны. Мы надеемся продолжить начатую работу в дальнейшем.

ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ НАУКИ.

«Первыми носителями культуры и духовной традиции в Древней Руси были монахи и книжники. Они были близки к народу, но, пo глубокому замечанию философа Г.П. Федотова , слишком близки.

Между жизнью народа и жизнью монастырей не возникало того напряжения, которое даётся дистанцией и которое только и способно вызвать движение культуры. Христианство, утверждаясь в пространстве русского государства, включало Русь в семью других народов, определило и направленность исторического процесса, и стремление к общему идеалу вместо замкнутого круга политеизма. Человек получил свободу выбора, как бы этическую программу жизнестроительства. Творчество становится актуальным и культурно значимым. От этого момента начинается история культуры Руси как самостоятельного явления, выделенного из повседневного потока жизни. И параллельно с этим - эволюция индивидуального творчества, история аккумуляции в творчестве положительной энергии общества, её сохранения и трансляции.

Отсюда вывод очевиден: появление первых крупных творческих личностей на Руси связано с распространением и укреплением христианской религии (именно творческих личностей, заметим, а не ратных или государственных). Разумеется, появление индивидуального творчества не сводится только к причинам религиозного характера. Существенны и многие другие обстоятельства. Прежде всего - утверждение общественного разделения труда, которое способствовало формированию разнообразных человеческих дарований, в том числе и творческих профессий. […]

Становление и эволюция творческой личности в истории культуры (включая и русскую) прошло через несколько стадий.

Первая - безымянная культура , слитая с потоком повседневной жизни, не выделенная из него. «Жизнь индивида» также не имела самоценности за исключением «жизни рода». Человек, по выражению Маркса , ещё не оторвался от «пуповины своего рода». О творчестве можно говорить как о ритуале или стихийном отражении непосредственных обстоятельств.

Вторая стадия - промежуточная культура , то есть появление сфер деятельности, представителей которых с достаточной степенью условности можно отнести к творческим: святые, подвижники веры, монахи, шаманы, народные целители и умельцы. Это уже личностные феномены, имеющие историческую перспективу стать самостоятельной творческой личностью в культуре.

Однако, как уже отмечалось, первые подобные феномены ещё не были дистанцированы от массы других. Персоналии, относящиеся к творческой сфере, в данный период культуры не попали в энциклопедические или какие-либо другие источники.

Третья стадия - персонифицированная культура. Если говорить о профессиональной культуре в её современном понимании, то она начинается с выделения творческой сферы из всех других видов деятельности. Причём в низовых слоях народная культура (фольклор, праздничные гуляния, обряды) сохраняла синкретический, недифференцированный характер. Профессиональная культура, основанная, по определению Бердяева , «на аристократическом принципе», имеет чёткую дифференциацию, иерархию ценностей, «ядро» и «периферию». Личность через творчество и посредством творчества, создавая уникальные культурные ценности, обретает имя и входит в историю своего народа.

В рамках третьего периода культуры, культуры современного облика и структуры, важнейшим признаком её развитости является наличие творческих гениев и талантов. Здесь любая конкретная форма культуры - философия, наука, искусство - заявляет о себе именами своих гениев, «на которые можно равняться» по словам Д. Лихачёва . Субъект творчества вызывает широкий общественный интерес, его деятельность, поступки, мысли привлекают внимание, увеличивая «расстояние» между ним и массой, толпой. Значение личности, отражённое в продукте творчества, повышается и создаёт дистанцию между ней и событием, послужившим поводом для его создания. Оба данные «расстояния» в русской культуре, по утверждению академика Д. Лихачёва , сложились ещё до XVII века.

Появление индивидуальной творческой личности - грандиознейший скачок в истории мировой культуры. И для её появления требуется стечение многих обстоятельств. Великая личность рождается эпохой, всей потенциальной мощью народа. «Массу энергии затрачивает народ для того, чтобы создать талантливого выразителя своих чувств, мыслей, своей души», - писал Горький , раздумывая над истоками рождения крупной личности. Рублёв, Ломоносов , Пушкин , Толстой или любой другой русский гений есть концентрированное выражение духовного потенциала народа, его наивысших способностей и исканий. Есть здесь и естественно-природный компонент, о котором также нельзя не сказать. Известно, что «в мире животных и растений» интересы рода пробивают себе путь «за счёт интересов особых индивидов». Так происходит и «в мире людей», подчеркивает Маркс . Интересы человеческого рода пробивают себе путь за счёт интересов ряда индивидов, и это происходит, писал он, «потому, что интерес рода совпадает с интересами особых индивидов, в чем и состоит сила последних, их преимущества».

Время стирает случайные черты и оставляет только высшие напряжения духа народа в лице его великих представителей. В России на всем протяжении её исторического пути свершались великие откровения и прозрения, выстраданные отечественными гениями, наиболее духовно зрелыми и одарёнными людьми. Отечественное культурное богатство должно быть освоено народом, потому что « есть образцы, на которые можно равняться» (Д. Лихачёв )».

Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 88-91.