Академическая дача. Академическая дача под вышним волочком

  • 04.09.2019

«Колыбелью великих вод» называют древнюю Вышневолоцкую землю. Здесь берет начало Тверца – приток Волги и Мста, несущая свои воды в Ильмень-озеро. А между ними Цна, на берегах которой и стоит город Вышний Волочёк. Именно по этим рекам проходил путь из Великого Новгорода и Низовые земли. А 300 лет назад, по велению Петра I, на месте древнего волока между Тверцой и Цной был создан целый комплекс гидротехнических сооружений, позволивших весь водный путь с Волги до новой столицы Санкт-Петербурга назвать Вышневолоцким. Только во второй половине XIX века эта главная транспортная магистраль России уступила свое место железным дорогам.

Но Вышневолоцкая земля – не только родина первой в России искусственной водной системы. Уже на протяжении двух столетий она является своеобразной «меккой» для художников, черпающих свое вдохновение среди ее дремучих лесов и болот, многочисленных рек и озер.

Еще один из родоначальников русской реалистической живописи А.Г. Венецианов приобрел в Вышневолоцком уезде небольшое имение. Это вышневолоцкие крестьянки на его картинах легко ведут под уздцы лошадей, кормят детей, жнут, чистят свеклу. Здесь создавал свои полотна его великий ученик Григорий Сорока, чей «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» наконец-то обрел свое место в Тверской картинной галерее.

«Гений русского национального пейзажа» И.И. Левитан увидел на небольшой речке Съеже свою «Золотую осень» и радостный «Март» в имении А.Н. Турчаниновой «Горка», а красота здешних озер Островно и Удомля вдохновили художника на создание самой значительной его картины «Над вечным покоем», а позднее и последней – «Озеро». У этих озер жили и творили А.Е. Архипов, К.А. Коровин, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов, А.В. Моравов, Н.П. Богданов-Бельский…

Непревзойденный мастер колорита Константин Коровин приезжал в детстве и в Вышний Волочёк к своей бабушке. В этом городе родился пейзажист, художник-передвижник, академик живописи А.И. Мещерский. А на тихой улице недалеко от центра еще стоит дом, где прошли последние годы жизни Ф.С. Журавлева, автора известной картины «Перед венцом».

Провел детство в имении своей матери «Кузлово» один из крупнейших мастеров кисти XX века А.Г. Явленский. Ученик Репина, он в 1896 году уехал в Германию и, как оказалось, навсегда. Человеческое лицо на его картинах позднего периода – одновременно и лицо и крест. Художник писал, что «произведение искусства – это видимый Бог, а искусство - это тоска по Богу».

Почти ничего не осталось от венециановского Сафонкова, кроме нескольких камней, заросшего пруда да кустов буйно цветущей сирени. В нескольких верстах на погосте села Дубровского покоится прах художника, а в церкви сохранились еще писанные им иконы. Жители деревни Покровское охотно показывают место, где стоял дом Григория Сороки, и камни обжигальной избы – место самоубийства загнанного судьбой гения. Не сохранились дворянские дома в усадьбах Ушаковых и Турчаниновых, где жил И.И. Левитан. Почти совсем развалился барский дом в Кузлове, а рядом – ряд старых елей, заросшие пруды да надгробный камень с могилы бабушки художника Е.Я. Медведевой.

Тем удивительнее, что открытая 120 лет назад «Академическая дача» продолжает жить и привлекать к себе все новые поколения художников. Расположена она на высоком, поросшем соснами полуострове, образованном озером Мстино и вытекающей из него Мстой. Когда-то здесь было древнее городище, а в период действия Вышневолоцкой водной системы – плотина, через которую осуществлялся пропуск судов. «Летние караваны, выйдя из каналов, пройдя озеро Мстино, должны останавливаться при деревне Большой Городок, откуда река Мста приток свой имеет; судохозяева принуждены тут затапливать нагруженную фашинами и каменьями барку, дабы скопить в озере Мстине воду до 3 фут и иметь возможность проплыть через Солпинские и Ношкинские пороги до устья р. Березая», - писал автор «Судоходного дорожника Европейской России» в 1855 году. Такие остановки продолжались от трех до шести недель. Поэтому в деревне Большой Городок процветала торговля, сдача комнат внаем на ночлег, для чего строились большие, иногда двухэтажные дома и, конечно же, трактиры.

Позднее на месте затопления барки у истока Мсты был построен деревянный шлюз. Здесь в 1785 году побывала Екатерина II. «Сплав судов по озеру Мстину Государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов из озера в Мсту она смотрела с галереи при Мстинском шлюзе. При этом Екатерина лично указала место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза». Прослуживший почти два века и теперь уже обойденный водою, он стоит и сейчас, как памятник екатерининской эпохе, да и всей Вышневолоцкой водной системе.

Дом, где жили работники водного транспорта и даже, как считают, останавливалась Екатерина II, сохранился и поныне. А на противоположном берегу была дача популярного в России общественного деятеля, предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева. Про этого «короля откупщиков» говорили, что ему бы не питейными конторами заведовать, а всей Россией.

«Устроить» Кокореву удалось немало: один из первых русских кредитных банков, первый нефтеперегонный завод для получения светильного газа (этим проектом его увлек Д.И. Менделеев), горнозаводско-уральскую железную дорогу, телеграфное агентство… Он даже мечтал освободить всех крестьян с землей, выкупив наделы у помещиков совокупным купеческим капиталом.

Кокорев имел официальную резиденцию в столице, но основная его деятельность проходила в Москве, где была построена невиданная по тем временам гостиница («кокоревское подворье»), которую потом называли прообразом европейских грандотелей. Здесь хранилась его коллекция, состоящая из 500 произведений русских и западноевропейских художников. В начале 1860-х годов кокоревская галерея была единственным общедоступным в Москве художественным музеем.

Вот такому человеку и принадлежало имение Александровское на противоположном берегу Мсты. Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева посетили молодые тогда еще художники А.Д. Кившенко и И.Е. Репин. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии Художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин, якобы, при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия – вся душа ее, вся прелесть… Это как песня!»

А в 1883 году у Кокорева гостил конференц-секретарь Академии Художеств Петр Федорович Исеев. На лодке Кокорев перевез его на другой берег. Исеев был сражен живописностью открывшегося ему вида: громадное озеро, не поддающаяся описанию краса берегов, невозмутимая тишина, необыкновенно чистый воздух, «казалось, что тут дышится легче, чувствуется более сил и бодрости». Возможно, здесь-то и предложил Корорев осуществить идею, возникшую у Кившенко и Репина – создать на этом месте летнюю творческую дачу для студентов Академии Художеств, которые могли бы здесь отдохнуть и поработать на пленэре.

Дом и парк, находящиеся на полуострове, принадлежали Министерству путей сообщения, которое 8 октября 1883 года дало разрешение на аренду этой территории для академистов, «нуждающихся или в поправлении своего здоровья, или в усовершенствовании себя в искусстве этюдам с натуры».

Кокорев на свои средства отремонтировал старые здания, построил новые, нанял смотрителя. Им стал Иван Нестерович Панфилов, дом которого сохранился до сих пор рядом со Мстинской плотиной. «Работы по исправлению с флигелем совершенно окончены и полы вымыты, - писал он в телеграмме Василию Александровичу, - так что к помещению не встретится ни малейшего препятствия».

22 июля 1884 года Академическая дача была торжественно открыта. «С самого раннего утра лил дождь, все небо было покрыто серыми тучами…» Но, несмотря на плохую погоду, народу собралось много: начальство, духовенство, местные жители и 10 академистов, приехавших накануне. Когда раздались взволнованные речи, к ним присоединилась и сама природа: «…вдруг разъяснились тучи, засияло солнце и …образовался ясный безоблачный день».

А через год приехал на Академическую дачу президент Академии Художеств великий князь Владимир Александрович с женой Марией Павловной. К их приезду был построен резной восьмигранный павильон «дабы украшать собою местность и привлекать внимание окрестных крестьян». Выстроенный «с большим вкусом» он был внутри обшит досками, как писали, «получившими от долгой вылежки приятный розовый оттенок». Сверху из цветных окон в середину павильона и на развешанные по стенам портреты особ Царствующего Дома падали лучи «мягкого лилового света». К главному залу примыкали три помещения: кабинет Его Высочества в русском стиле, кабинет великой княгини с фотографиями ее дальней Мекленбург-Шверинской родины. Третье помещение «для отправления богослужения» находилось на противоположной ко входу стороне, на дверном стекле была написана икона благословляющего Спасителя. Так 1 июня 1885 года состоялось официальное открытие Академички, получившей название Владимиро-Мариинского приюта.

Первоначально в приюте устроилось только 10 учеников Академии. Но в 1887 году их было уже 35 и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Приезжали сюда студенты на три с половиной месяца – с середины мая до 1 сентября. На содержание каждого их них отпускали в месяц по 20 рублей, которые поступали в общую кассу, а на руки выдавали по 5 рублей – на холсты, краски, бумагу, карандаши и наем натуры.

В большом доме и флигеле были устроены просторные и высокие спальни, библиотека, зал для вечерних занятий музыкой, пением и чтением. На втором этаже находилась большая вместительная мастерская в два зала. Была в приюте и фотолаборатория с фотографическим аппаратом новейшей по тому времени конструкции.

К двум существующим домам прибавилось несколько новых помещений, выстроенных на средства Кокорева. Для физических упражнений были построены гигантские шаги, крокет, имелись лодки для катания по озеру. Все это хорошо видно на картине А.Я. Яковлева, дающей Академическую дачу как бы на развороте. К ней хорошо подходит описание из журнала «Всемирная иллюстрация». Академистам на даче живется весело. Помимо домашних работ в мастерской, к их услугам вся окружающая местность, и они ездят на лодках по озеру, набрасывают мотивы пейзажей, пишут этюды в деревнях, а дома, в виде отдохновения, устраивают любительские спектакли, на которые публика съезжается из всех окрестностей; приезжают даже многие из Волочка».

По настоянию Кокорева Совет Академии установил строгое расписание посещения приюта ее преподавателями. В числе них были П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, В.Е. Савинский. Навещали своих студентов и другие профессора.

Бывал на Академической даче руководитель пейзажной мастерской в Академии Художеств Архип Иванович Куинджи, чья «Лунная ночь на Днепре» вызвала когда-то настоящую сенсацию. Его ученики – К.Ф. Богаевский, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица, Н.П. Химона и другие – буквально обожали своего учителя. Когда он приезжал, они всей мастерской садились в лодки и отправлялись на живописный остров посередине озера Мстино. Здесь целый день писали этюды, а вечером у костра пели песни под гитару. Этот остров до сих пор называют «Остров Куинджи», рассказывая при этом невероятные истории.

В деревне Малый Городок работал над картиной «Ожидание новобрачных от венца» Андрей Петрович Рябушкин, один из самых самобытных и обаятельных живописцев русской народной жизни. Жительница деревни впоследствии рассказывала, что он накупит ребятишкам бубликов, баранок к чаю, а сам заберется на русскую печку и наблюдает оттуда за ними. Останавливался Рябушкин в самой крайней избе этой деревни, как раз напротив Дачи.

Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Он останавливался в деревне Котчище или в маленькой комнате-мезонине старинного «екатерининского дома». Сейчас здесь музей, а комната называется «репинской». В ней стоит копия этюда «На Академической даче», написанного художником в 1898 году. Сам этюд теперь хранится в Русском музее. «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали уру и бросали вверх шапки…», - писал академист А.Г. Орлов своему другу художнику П.Е. Щербову.

Когда в 1904 году «по случаю военного времени» Дача была закрыта, именно Репин выступил в ее защиту. В 1907 году он вместе с новым ректором Академии В.А. Беклемишевым добился ее открытия, причем на новых условиях: «Пора бросить взгляд на дачу как на учреждение благотворительное, куда посылаются, главным образом, люди больные и неимущие: дача должна быть представлена для учеников талантливых и работоспособных, зарекомендовавших себя серьезным отношением к искусству».

Характер Дачи резко меняется. Сюда начинают приезжать самые способные студенты Академии Художеств. В числе них – Исаак Израилевич Бродский. Приехав на Академичку в 1907 году, этот уроженец юга впервые здесь постиг прелесть серого тона. Написанный им тогда этюд «Сквозь ветви» до сих пор считают самым поэтичным в творчестве художника. За созданные здесь пейзажи Бродский получает стипендию, дающую возможность учиться, не думая о заработке. А критик тех лет отмечает, что Бродский «своей своеобразной трактовкой пейзажа уже создает школу, вдохновляя молодых художников».

Ездили на Академическую дачу из Петербурга по железной дороге до станции Заречье, которая вскоре стала называться Академической (каковой остается и поныне). Отсюда 8 верст шла дорога на Дачу – через имение знаменитого охотника, археолога и собирателя древностей князя А.А. Ширинского-Шихматова, сельцо Лялино и еще две деревни.

Чуть в стороне, между двух озер Имоложье и Клин, находилось старинное село Березки. По преданию академика В.Л. Лялина в XII-XV веках оно было центром одного из погостов Великого Новгорода – Имоволожского. Это название встречается и в новгородских берестяных грамотах XII века и в договорах Новгорода с князьями. В конце XIX века Березки принадлежали дворянам Манзеям, которые построили здесь более десятка дачных домиков с верандами.

Снимал дачу в Березках Николай Константинович Рерих вместе с женой и младшим сыном Святославом. Здесь он не только рисовал, но и занимался археологическими изысканиями, в частности, открыв и описав в 1903 году городище у деревни Лялино, находившееся на противоположном берегу озера Клин.

С лета 1907 года приезжал в Березки ректор Высшего училища при Академии Художеств скульптор Владимир Александрович Беклемишев, чтобы быть поближе к своим ученикам. Он занимал «большую белую дачу». А во флигеле у него часто жил И.И. Бродский, написавший в 1908 году в соседнем Боровно, родовой усадьбе Манзеев, портрет своей жены, за который он получил золотую медаль по выходе из Академии.

Екатерина Ивановна Беклемишева организовала в Березках для девочек мастерскую художественной вышивки. Лучшие работы этой мастерской принимали участие на выставках в Петербурге и Берлине, а заказы приходили даже из-за границы. Столярная мастерская для мальчиков выпускала художественную мебель «русского стиля». Некоторые ее образцы хранятся в Вышневолоцком краеведческом музее.

Три лета подряд – 1910 – 1912 годы – приезжал в Березки один их величайших русских художников Михаил Васильевич Нестеров – «попастись на травке, пописать этюды». Здесь он написал портрет В.А. Беклемишева, хранящийся сейчас в фондах Русского музея и 20 этюдов к своей знаменитой картине «Христиане». Один из них – этюд пожилого крестьянина с лицом, напоминающим Моисея Микельанджело, превратился в картине в одну из самых выразительных фигур правого плана.

Вскоре после революции 1917 года Академическая дача была закрыта, а ее помещения использовались под пионерские лагеря. Но в окрестностях по-прежнему жили художники, приезжавшие сюда ранее студентами.

Второе рождение Академички произошла в 1947 году. Большая заслуга в этом принадлежит Тимофею Ильичу Катуркину, возглавлявшему тогда организацию «Всекохудожник». Бывавший здесь еще в дореволюционный период, он писал в своем обращении в Совет Министров СССР: «Возвращение «Академической дачи» становится важнейшей необходимостью, так как отсутствие летней базы в условиях северной природы отрицательно отражается на творческом росте молодых художников».

Так Академическая дача стала домом творчества художников, работающим круглый год. Почти 40 лет его бессменным директором был Петр Николаевич Козельский – «друг художников, душа дачи». Его сменил Валентин Павлович Журавлев, который сумел сохранить Дачу в тяжелейшие годы перестройки и передать ее другим поколениям.

Художники стали приезжать сюда на поток, который продолжался два месяца. В конце каждого потока устраивался просмотр, специальная комиссия подводила итоги работы художников за этот срок. Число желающих пописать сюда было огромным. Зимой Дом творчества принимал около 60 человек, а летом – 120.

Первый поток открылся 15 февраля 1948 года. Его художественным руководителем, который тогда назывался консультантом, был Порфирий Никитич Крылов (один из Кукрыниксов). По воспоминаниям А.М. Грицая, он писал на натуре этюды вместе со всеми, позволяя работающим рядом художникам извлекать для себя много полезного, «видя, что выбирает, что и как пишет опытный живописец». Долгое время художественными руководителями на Даче были А.В. Волков, который был по духу художником-передвижником, и А.П. Бубнов, широко известный своей исторической картиной «Утро на Куликовом поле». Именно они заложили основы метода работы на Академической даче и подготовили почву для формирования целой плеяды замечательных живописцев.

В первые после открытия годы в Доме творчества работали В.Н. Бекшеев, С.В. Герасимов, Г.Г. Нисский, П.П. Соколов-Скаля, Т.Г. Гапоненко, Н.М. Ромадин, Н.М. Чернышев. Здесь были написаны многие известные картины, экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных выставках, хранящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России и по всему миру.

Среди них – «Прибыл на каникулы» Ф.П. Решетникова, «Земля» Б.С. Угарова, «В сельской библиотеке» И.В. Шевандроновой, «Утро» В.Ф. Загонека, «В субботу» и «Перед танцами» Ю.П. Кугача, «Свежий ветер» В.Н. Гаврилова, «В новом доме» Н.Ф. Новикова, «Между боями» и «Матери» братьев А.П. и С.П. Ткачевых, «Подснежники» А.М. Грицая, многие произведения А.П. Белых, В.Ф. Стожарова, Ю.С. Подляского, И.С. Сошникова, для которого «Академическая дача» и ее окрестности от Вышнего Волочка и до Валдая стали основным и главным содержанием всех его пейзажных работ.

Президент Союза художников СССР Б.С. Угаров писал, что как художник он целиком родился на Академической даче. Она, «как родной дом, влечет к себе каждый год. И без нее ты не можешь жить». И это могли бы сказать о себе многие живописцы. С Дачей было связано все творчество В.Н. Гаврилова, художника яркого дарования, вошедшего в искусство смело и сразу. «Прекрасный живописец, он на многих оказал влияние. Писал широко, сочно, понимал большие цветовые отношения, гармонию. Живописец «чистой крови». Над эскизами для воссоздания росписи храма Христа Спасителя работал на Академичке вместе со своей группой Н.Н. Соломин. Сюда любил приезжать еще его отец Н.К. Соломин – ученик Н.П. Крымова, один из крупнейших мастеров портрета.

Но Академическая дача – это не только Дом творчества, но и окрестные деревни, где поселились художники. Первым построил свой дом-мастерскую в деревне Малый Городок Ю.П. Кугач с женой О.Г. Светличной. «Там все очень просто и удобно – лавки вдоль стен, стол, сделанные из дерева Юрием Петровичем и Михаилом. Ничего лишнего. У стены мольберт, на нем всегда стоит прикрытая занавеской картина, над которой идет работа. На стенах этюды и репродукции – от Сурикова до Ван-Гога. От золотистых бревенчатых стен, от всей обстановки и от обитателей дома излучается какая-то светлая, тихая радость и душевность».

Рядом с Ю.П. Кугачом поселились братья А.П. и С.П. Ткачевы, супруги К.Г. И З.С. Казанчан, Ф.П. Решетников и Л.И. Бродская, Н.А. Сысоев и Н.В. Скорубская, а на окраине деревни – А.П. Левитин и М.К. Копытцева. На другом берегу озера Мстино в деревне Кишарино В.Ф. Токарев построил великолепный дом, который художники прозвали «токаревское подворье». В старом доме смотрителя Дачи И.Н. Панфилова в Новом Котчище рядом со Мстинской плотиной живет теперь М.Ю. Кугач. А дальше, в деревне Подол, рядом со старой земской школой построил дачу В.М. Сидоров, возглавляющий ныне не только Союз художников России, но и стран СНГ.

Невозможно перечислить всех художников, живущих в окрестностях Дома творчества – «кто только здесь ни работал» - недаром его называют «русским Барбизоном». И все они вместе с И.С. Сошниковым могли бы сказать: «Я с нежностью думаю об «Академической даче». Земной поклон этой благословенной земле, ее исконно русской, неиссякаемой красоте».

Соловьёва Ф.Б., научный сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея

На живописном берегу озера Мстино находится Академическая дача имени И.Е. Репина.

В распоряжении мастеров кисти была мастерская, библиотека, места для занятий музыкой и пением, столовая.

Гениальный художник Илья Ефимович Репин прожил достаточно долго 86 лет. Он по-своему, особому, понимал Россию и русский народ. Его талант, могучее дарование реализовалось практически во всех жанрах. Репину подвластны и портрет и историческая живопись и пейзаж.

Когда в старости он уже не мог рисовать правой рукой, он научился рисовать левой и продолжал создавать удивительные картины. Репин и преподавательский состав профессоров, практиканты Академической дачи стали затем, основным ядром Союза художников РСФСР.

В 1904 году в связи с боевыми действиями России с Японией, средств на содержание дачи перестали выделять. Спустя 3 года, благодаря усилиям И. Репина и уважаемых профессоров, работа Академической дачи возобновилась, и как и прежде, студенты стали приезжать сюда на летнюю практику.

После революции 1917 года, более 30 лет, дача была закрыта. Молодой советской никакого интереса к ней не было. Только в 1948 году, работа дачи была восстановлена снова. Учитывая ее эффективность в становлении молодых талантов и огромного авторитета в среде художников страны, с тали основанием для включение ее Художественный фонд РСФСР.

Усилиями преподавателей и практикантов в 1960 году, на даче была организована выставка работ художников. Много талантливых художников практиковались на этой любимой, всеми, даче. Автор полотен на темы сельского быта Юрий Кугач, художники исторического жанра братья Александр и Сергей Ткачевы, мастер пейзажа и портрета Вячеслав Шумилов, пейзажисты Николай Комиссаров и Василий Волков и многие величайшие мастера кисти.

В 1964 году, по случаю юбилея, Академическая дача стала носить имя великого художника. Спустя 10 лет, здесь, установили ему памятник, а через еще 10 лет был создан музей истории дачи с картинной галереей.

Народная картинная галерея

В поселке Солнечном усилиями художников дачи организовалась народная картинная галерея. В памяти людей сохранился, расположенный рядом с дачей «бугорок Рериха», где Николай Рерих рисовал древних славян в лодке (картина «Гонец»), знают люди и помнят «остров Куинджи», где отдыхал известный академист и художник.

Каждое лето дача принимает знаменитых людей культуры и искусства, писателей, ученых, коллекционеров, здесь устраивают концерты и поэтические вечера. В можно увидеть произведения русских живописцев. Привлекает внимание посетителей деревянный павильон с башней, украшенной деревянной резьбой, где и жили уважаемые персоны.

В ближайших деревнях работают постоянно многие художники. И зимой, и летом Академическая дача готова принять группы гостей и одиночек. Совсем не дорого и комфортно можно отдохнуть и зимой, и летом.

Живописные виды Валдая, купальни, лодочные станции, богатая рыбная ловля, обилие лесных даров природы и самое главное - ярчайшие ощущение от природы этих мест. Недаром Академическая дача являлась неисчерпаемым источником вдохновения для гениальных художников России.

Адрес «Академички»: Вышневолоцкий район, посёлок Городок. Нужно проехать до В. Волочка, затем по дороге, до правого поворота на Леонтьево, от этого населенного пункта проехать еще около 8 километров до Дома творчества художников.

Завтрак. Освобождение номеров.

День волшебного прикосновения к истинной Красоте, среди вдохновляющих пейзажей «русского пленэра»!
Отправление на Академическую Дачу им. Ильи Репина (18 км)
Упоительна красота русского пейзажа, ею наслаждались великие художники, перенося на свои полотна движенья вдохновленной души, и щедро делились с потомками…
Сегодня и нам посчастливится побывать в таком оазисе великолепного русского пейзажа на роскошном заповедном озере Мстино. Мы отправляемся на «дачи художников» - в уникальный Дом Творчества Академическая Дача им. Ильи Репина. Это первый в России Дом Творчества русских живописцев , основанный в 1884 году известным московским предпринимателем и меценатом В.А. Кокоревым. Здесь, на заповедном берегу красивейшего озера был открыт летний «приют» для студентов Императорской Академии художеств. До революции сюда, на «Мстинские пленэры» приезжали Репин и Левитан, Васнецов и Серов, Бродский, Рылов, Чистяков, Рерих... Любил эти места и Архип Куинджи, и остров в окрестностях «Академички» носит его имя.
С 1948 года Академическая дача превратилась в признанный, всемирно известный творческий и художественный центр нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Академическая дача сыграла огромную роль в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, и ее даже называют «русским Барбизоном». Здесь создавались шедевры пейзажного и жанрового характера, а в семидесятые годы прошлого столетия для художников были возведены современные жилые мастерские (Творческая база Союза художников), и теперь сюда круглый год съезжаются на пленэры именитые и малоизвестные (пока) художники России.
Сегодня и вы сможете ощутить свою причастность к русской художественной элите и приобщиться к творческой атмосфере прелестного природного оазиса.
Экскурсия по Дому Творчества.
Вы побываете в знаменитом «восьмиграннике» - резном деревянном павильоне, построенном в 1885 году и ставшим художественным центром ансамбля «Академички», где услышите увлекательный рассказ об ее истории и жизни ее великих обитателей и посетите музей репродукций , коллекция которого постоянно пополняется картинами, написанными на пленэрах на озере Мстино и подаренными музею современными именитыми «постояльцами» Академической Дачи. Побываете на выставке-продаже картин , где сможете приобрести понравившиеся полотна.
А главное - вы насладитесь красотой и тонкой атмосферой окружающего пейзажа. Великолепное озеро, живописный старый парк, фигурки художников около мольбертов - «живое» приобщение к новому, творческому миру. Вы сможете посетить «дачи художников» - подлинные творческие мастерские, в которых рождается искусство…Отдохните на романтичных скамейках под вековыми липами, искупайтесь в прохладной воде старого озера, насладитесь свежим ароматом разнотравья, прогуляйтесь живописными тропами, теми самыми, которые еще помнят шаги великих русских живописцев!
Обед.
Отправление в поселок Солнечный (6 км)
Следующая остановка нашего «творческого» и вдохновляющего путешествия - уникальная народная картинная галерея в поселке Солнечный .
Экскурсия в картинную галерею
Народная картинная галерея поселка Солнечный была основана в восьмидесятые годы прошлого столетия на базе богатейшего совхоза-миллионера «Пролетарий». И это единственная в нашей стране из 80 (!) таких картинных галерей, которая после «распада» Советского Союза, усилиями энтузиастов-художников и простого народа, не исчезла, не была разворована, не продана за границу.
В запасниках галереи хранится более 170 полотен столпов русской реалистической школы живописи, известных не только в России, но и далеко за ее пределами. Экспозиции галереи постоянно пополняются за счет работ художников, приезжающих на мстинские пленэры, а также за счет щедрых даров коллекционеров. В семи (!) залах галереи вы сможете полюбоваться полотнами Сысоева, Токарева, братьев Ткачевых, Грицай, Герасимова, Никиты Федосова, династии Кугачей. Среди раритетов - уникальные творения знаменитого художника Григория Чайникова, чьи полотна украшают залы Лувра!
На первом этаже народной картинной галереи вы сможете увидеть картины военных художников времен Великой Отечественной и подлинные работы всемирно известного, самого любимого иллюстратора, знакомого нам по книгам «из детства», Е. Рачева.
Здесь же представлена еще одна уникальная, если не сказать, раритетная экспозиция - выставка стекла исчезнувшего разворованного завода «Красный май» . А когда-то на этом заводе изготовили рубиновые звезды Кремля…
В зале краеведения, стилизованном под русскую избу, вы увидите подлинный старинный народный костюм, полюбуетесь утварью наших прабабушек и услышите увлекательный рассказ о каждом эксклюзивном экспонате. Вкусная «пауза» нашего удивительного путешествия - чаепитие у самовара, со знатными пирогами «по-репински» !

Наше путешествие - прикосновение к новому, тонкому миру. Миру истинной Красоты и подлинной Гармонии…
Возвращение в Москву поздно вечером в зависимости от транспортной ситуации.

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России.

В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими.

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Дача открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк.

Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей.

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке».

В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».