Гдз по музыкальной литературе тесты по русскому. Людвиг ван Бетховен

  • 27.06.2019

Герасимова Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: Нижегородская область г.Саров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тесты по слушанию музыки и музыкальной литературе"
Дата публикации: 03.02.2018
Раздел: дополнительное образование

слушанию

музыкальной

литературе

Методическая

разработка

Герасимова Ирина Алексеевна

Введение………………………………………………………………………… 3 стр.

Контрольный тест по слушанию музыки для учащихся 3 класса…………...

Контрольный тест по музыкальной литературе для учащихся 4 класса…… 6 стр.

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 5класса

4.1.И.С. Бах………………………………………………………………………...

4.2. Венские классики (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен)…………………

4.3. Ф. Шуберт, Ф. Шопен………………………………………………………..

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 6 класса

5.1. А. Бородин…………………………………………………………………… 14стр.

5.2. М.Глинка, А.Даргомыжский………………………………………………… 16 стр.

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 7класса

6.1. П. Чайковский………………………………………………………………..

6.2. С. Рахманинов………………………………………………………………..

6.3. С. Прокофьев………………………………………………………………… 22 стр.

6.3. Д. Шостакович………………………………………………………………..

Ответы…………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………..

1. Введение.

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие». Сухомлинский В.

Предметы «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» всегда были и

остаются

важнейшими

теоретическими

дисциплинами,

преподаются в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств.

Роль их - в воспитании разносторонне - эрудированной личности, которая

может самостоятельно накапливать и

применять на практике полученные

знания и музыкальные впечатления.

современном

искусством.

выражения «музыка должна приносить эстетическое удовольствие» выпало

слово «эстетическое»

основной

функцией

развлекательность.

Исследования

показали,

«ограниченность»

современной

музыки, отсутствие мелодизма и чрезмерная активность ритма влияет

психоэмоциональный

вызывает

депрессивные состояния и настроения.

Именно поэтому особенно важно познакомить детей с лучшими образцами из

классического репертуара, приобщить их к различным видам творческого

труда, совершенствовать их художественный вкус. Это и является главной

задачей предметов «Музыкальная литература» и «Слушание музыки». Они

помогают учащимся овладевать исполнительскими и слуховыми умениями, а

также подготавливают к дальнейшему профессиональному обучению.

Важным элементом процесса обучения является контроль знаний и умений

учащихся,

естественно,

привлекают

постоянное

внимание специалистов и учителей.

контроля

учащихся

существует

достаточно

деятельности

учащихся

выполнении

контрольных заданий - разнообразны. И каждый педагог может использовать

в своей работе те формы, которые кажутся ему наиболее эффективными и

продуктивными.

современной

образования

проверки

является тестирование. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3,

варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма

контроля

преимущества.

Учащиеся

формулировку

позволяет

охватить

количество материала за то же время.

Несмотря

очевидные

достоинства,

учитывать

некоторые

особенности

составлении

тестовых

Например,

подобраны

учителем

достаточного

логического

обоснования,

большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из

имеющихся

простейших

логических

умозаключений

жизненного

составить

теоретической

подготовки.

отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную

область знаний учащихся, поэтому они никак не могут быть единственным

способом проверки знания, а должны дополняться и иными формами, такими

как викторина, устный опрос, сочинения о произведении, доклады и другие

творческие работы.

Самым приемлемым вариантом теста можно назвать Комбинированный тест,

составленный таким образом, чтобы сочетать задания с выбором одного из

вариантов с заданиями, которые требуют развернутого письменного ответа

учащегося, а также с включением элементов викторины.

Применение

позволяет

получить

сведения

усвоении

материала,

затрачивая

учащимися или на проверку объемных письменных работ. Возможность за

10-20 мин проверить и оценить знания всей

группы улучшает обратную

связь, делает ее регулярной.

Систематическая

проверка

способствует

прочному

усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к

формирует

аккуратность,

трудолюбие,

целеустремленность,

активизирует

внимание,

развивает

способность

тестовом

контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки,

таким образом, повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот

метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты

индивидуальны

психологически неустойчивых учащихся.

В этом дидактическом пособии даны лишь некоторые разработки тестов по

ключевым темам Музыкальной литературы и Слушания музыки. Каждый

преподаватель может дополнять или упрощать эти тесты, ориентируясь на

уровень своих групп учащихся.

1.Что означает слово «балет»?______________________________________________

2.Какая страна стала родиной классического балета?

а) Россия; б) Франция; в) Италия

3.В каком году и где была основана «Королевская академия музыки»?____________

4.Кто из композиторов XVII- XVIII веков писал оперы - балеты?

5.Когда открылась первая балетная школа в России? Как она называется теперь?

6. Как называется в балете танец двоих? троих? четверых?

________________________________________________________________________

7.Назовите все балеты П. И. Чайковского.

________________________________________________________________________

а) Братья Гримм; б) Э.Гофман; в) Шарль Перро

9.Сколько актов в балете «Щелкунчик»?_____________________________________

10.Как называется инструментальное вступление к балету?

а) антракт; б) увертюра; в) интродукция

11.Соедините танцы сказочных персонажей из второго акта балета «Щелкунчик» с

теми странами, которые они представляют?

Шоколад датский танец

Кофе китайский танец

Чай русский танец

Трепак (карамельная трость) испанский танец

Танец пастушков (марципан) арабский танец

12.Какой инструмент использовал Чайковский в «Танце феи Драже»?_____________

13.Какие русские композиторы обращались к жанру балета?____________________

1.Какой из этих балетов не принадлежит П.И.Чайковскому:

а) «Щелкунчик»;

б) «Золушка»;

в) «Спящая красавица»;

г) «Лебединое озеро»

2.Назовите фамилию художника, под впечатлением выставки которого был написан

фортепианный цикл «Картинки с выставки»?_________________________________

3.Назовите жанр цикла «Карнавал животных»?_______________________________

4.Композитор, написавший «Карнавал животных»:

а) П.Чайковский;

б) К.Сен-Санс;

в) М.Мусоргский;

г) Э.Григ.

5.Как переводится слово «опера»?___________________________________________

6.Страна, родина оперы это:

а) Россия;

б) Греция;

в) Италия;

г) Франция.

7.Вокальный монолог героя в опере это:

а) вокализ;

в) припев

8.Как называется полная нотная запись балета или оперы:

а) клавир;

б) партитура;

в) либретто

9.Как называется танец троих в балете?_______________________________________

10.Какой танец танцует Слон в «Карнавале животных»?

а) полька;

б) полонез;

в) трепак;

11.Как переводится «скерцо»?

а) вступление;

12.Как называется танцевальная сюита, не связанная с основным действием в балете

или в опере?

а) кордебалет;

б) адажио;

в) дивертисмент

13.Как называется текст оперы, основанный на литературном сюжете?

________________________________________________________________

Черномор

Контральто

Без пения

Контрольный тест по музыкальной литературе

для 5 класса.

Жизни И.С.Баха.

2.Как переводится с немецкого «Бах»?

_______________________________________________

3.Город, где родился Иоганн Бах.

а) Эйзенах;

б) Гамбург;

4. Найти и подписать любимый инструмент композитора.

5. Перечислите города, в которых жил и работал Бах:

________________________________________________________________________

6.Сколько прелюдий и фуг в «Хорошо темперированном клавире»?_______________

7. Какие сюиты были написаны Иоганном Бахом?

а) итальянские;

б) французские;

в) немецкие

8. Перечислите танцы, входящие в состав старинной сюиты:

________________________________________________________________________

9.Как переводится слово «Полифония»:

в) ряд, последовательность.

10. Музыкальное построение в инвенции, где тема не звучит ни в одном из голосов

________________________________________________________________________

11. Определите на слух музыкальное произведение (мини викторина):

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса.

_________________ _________________

__________________

1. Напишите под портретами годы жизни и композиторов:

2.Как называли маленького В.Моцарта?_______________________________

3.В каком возрасте Моцарт написал свою первую оперу?

а) в 5 лет;

б) в 7 лет;

4. Сколько опер написал В.Моцарт?___________________________________

опера В.Моцарта «Свадьба Фигаро»___________________________________

6.Последнее произведение В.Моцарта._________________________________

7. Педагог, композитор и органист, занимавшийся с маленьким Л.Бетховеном

А. Сальери

8. Главный жанр в творчестве Л.Бетховена

а) симфония;

9.Как называется единственная опера Л.Бетховена?__________________________

10.Название увертюры Л.Бетховена к одноименной трагедии В. И. Гёте?

а) «Леонора»;

б) «Эгмонт»;

в) «Кориолан»

11.Сколько симфоний написал Л.Бетховен?

13.У какого князя служил Й. Гайдн?_________________________________________

14.Перечислите симфонии Й. Гайдна имеющие названия:______________________

________________________________________________________________________

12.Какой композитор писал свои произведения фактически глухим?

________________________________________________________________________

16.Почему этих композиторов называют венскими классиками?

________________________________________________________________________

Определите на слух музыкальное произведение (мини викторина):

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. Шуберт, Шопен.

1. Даты жизни Ф. Шопена:

в) 1803 – 1869

2. Какой композитор родился в том же году, что и Ф. Шопен?

а) Ф. Шуберт

б) Р. Вагнер

в) Р. Шуман

3. Место рождения Ф. Шопена:

а) Зальцбург

б) Желязова-Воля

в) Цвиккау

4. Жанр, к которому не обращался в своём творчестве Ф. Шопен:

а) соната

б) симфония

5. Педагогом Ф. Шопена был:

а) В. Живный

б) А. Мицкевич

в) А. Сальери

6. Какие произведения Ф.Шопена называют «копилками национальных образов»?

а) ноктюрны

б) мазурки

в) скерцо

7. Представителем какого направления в музыке был Ф. Шуберт?

а) Классицизм;

б) Романтизм;

в) Импрессионизм

8. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?

9. В каком городе Ф. Шуберт был певчим Придворной капеллы?

б) в Бонне

в) в Зальцбурге

10. С кем в течение трёх лет Ф. Шуберт занимался композицией?

а) с Й. Гайдном

б) с В. А. Моцартом

в) с А. Сальери

11. Какой жанр является ведущим в творчестве Ф. Шуберта?

в) квартет

12. Какая симфония принадлежит Ф. Шуберту?

а) "Неоконченная"

б) "Прощальная"

в) "Пасторальная"

13. На стихи какого поэта написаны вокальные циклы Ф. Шуберта

"Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"?

а) И. Гёте

б) В. Мюллера

в) Л. Рельштаба

Найди и отметь на «Колесе времени» годы

жизни А.П.Бородина.

2.Вторая профессия А.П.Бородина

а) офицер;

в) математик

3.Город, где родился композитор:

а) Москва;

б) Тихвин;

в) Санкт-Петербург

4.В каком музыкальном кружке состоял?_____________________________________

5.Назовите оперу А.П.Бородина?__________________________________________

6.Сколько действий в опере?_______________________________________________

7.Какое произведение послужило источником для либретто оперы?

________________________________________________________________________

8.Сколько лет писалась опера?

9.Кто закончил написание оперы А.П.Бородина после его смерти?

_______________________________________________________________________

Князь Игорь Святославич_____________________

Ярославна

_____________________

Хан Кончак

_____________________

Кончаковна

_____________________

Владимир Игоревич

_____________________

11.Как называется вторая симфония композитора?____________________________

12.Какой романс был написан Бородиным на текст Пушкина?

_______________________________________________________________________

13.К каким романсам текст написал сам композитор А.Бородин.

а) «Море»

б) «Спесь»

в) «Чудный сад»

г) «Спящая княжна»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса.

_______________________

_____________________

Подпишите под портретами годы жизни композиторов.

Где родился и провел детство М.И.Глинка?

а) Москва;

б) Новоспасское;

в) Семеново

3.Как звали сестру и главную помощницу М.И.Глинки?_______________________

4.Педагог Глинки по теории музыки в Германии_____________________________

5.Произведения, написанные М.И.Глинкой под впечатлением поездки в Испанию

_______________________________________________________________________

6.Сколько опер написал композитор._______________________________________

7.Произведение посвященное Екатерине Керн:

а) романс «Я помню чудное мгновенье»

б) симфоническая фантазия «Камаринская»

в) романс «Ночной Зефир»

8. Соедините линией персонаж оперы и его голос:

Черномор

Контральто

Без пения

9.Другое название оперы М.Глинки «Жизнь за царя»?__________________________

10. Какой вид вокальной мелодии впервые стал использовать в музыке

А.С.Даргомыжский?_______________________________________________________

11.Какое произведение было написано А.С.Даргомыжским на слова А.С.Пушкина:

а) «Титулярный советник»;

б) « Мне грустно»;

в) « Я вас любил»

12.Сколько действий в опере «Русалка»?

13.Как звали главную героиню оперы «Русалка»?

б) Людмила

в) Наташа

14.Где были похоронены оба композитора?

________________________________________________________________________

Найди и отметь на «Колесе времени» годы жизни П.И.Чайковского:

Где родился и провел детство П.И.Чайковский?

а) Санкт-Петербург

б) Воткинск

3.Какое учебное заведение П.И.Чайковский закончил с Большой серебряной

медалью?______________________________________________________________

4. Кому был посвящен цикл «Детский альбом?» ____________________________

5. Какой цикл был написан П.И.Чайковским?

а) «Времена года»

б) «Карнавал животных»

в) «Картинки с выставки»

6. Подпишите названия балетов П.И.Чайковского под картинками:

________________________________________________________________________

7.Сколько симфоний написано композитором?________________________________

8. Какое название у первой симфонии?

а) «Прощальная»

б) «Патетическая»

в) «Зимние грезы»

9. В каком году была написана опера «Евгений Онегин»?_______________________

10. Где состоялась премьера оперы «Евгений Онегин»?_________________________

________________________________________________________________________

11. На какой литературный сюжет написана опера и кто автор произведения?

________________________________________________________________________

Меццо-сопрано

13. Сколько картин в опере «Евгений Онегин»?________________________________

14.В какой картине происходит дуэль между Онегиным и Ленским?______________

15.В какой картине находится сцена письма Татьяны?__________________________

16.Где был похоронен великий композитор?__________________________________

17.В каком городе находится дом-музей П.И.Чайковского?______________________

1. Найди и отметь на «Колесе времени» годы жизни

С.В.Рахманинова:

2. В каком возрасте композитора отдали учиться в Петербургскую

консерваторию?

3. Педагог С.В.Рахманинова в Московской консерватории, о котором позднее

композитор скажет: «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему»

а) А. Зилоти

б) Н. Зверев

в) А. Аренский

4. С.В.Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классу

а) фортепиано

б) композиции

в) дирижирования

5. Знаменитое произведение, написанное С.В.Рахманиновым в 19-летнем

возрасте и ставшее его визитной карточкой

а) Опера «Алеко»

б) Прелюдия до-диез минор

в) Первая симфония

6. На какой сюжет написана опера «Алеко»?

_________________________________________________________________

7. Кому С.В. Рахманинов посвятил трио «Памяти великого художника» для

скрипки, виолончели и фортепиано?

а) П. Чайковский

б) А. Пушкин

в) М.Глинка

8. Меценат, основатель театра под названием «Московская частная русская

опера», пригласивший С.В.Рахманинова работать в своём театре

а) М. Беляев

б) С. Мамонтов

в) С. Зимин

9. Известный певец (бас), с которым у С.Рахманинова была очень крепкая

а) Ф. Шаляпин

б) Л. Собинов

в) О. Петров

10. Жанр произведения С.В.Рахманинова «Весенние воды»:

б) Кантата

в) Романс

11. Романс «Не пой, красавица» С. Рахманинов написал на слова

а) Ф. Тютчева

б) А. Пушкина

в) М. Лермонтова

12 . Опера, которая не принадлежит перу С.Рахманинова

а) «Франческа да Римини»

б) «Иоланта»

в) «Скупой рыцарь»

13. Музыкальный жанр, который не присутствует в творчестве

С.Рахманинова

а) Соната

в) Кантата

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7класса

Найди и отметь на «Колесе времени» годы

жизни С.С.Прокофьева:

2. Преподаватель С. Прокофьева в Петербургской консерватории

а) А. Лядов

б) П. Чайковский

в) С. Рахманинов

3. С.Прокофьев окончил Петербургскую консерваторию как

а) Дирижёр

б) Пианист

в) Композитор

4. Жанр произведения Прокофьева «Петя и волк»:

б) Вокально-симфоническая сюита

в) Симфоническая сказка

5. Инструментальный состав, для которого написано произведение «Петя и

а) Камерный оркестр и ансамбль духовых инструментов

б) Симфонический оркестр

в) Струнный квартет

6. Название симфонии №1 С. Прокофьева

а) «Классическая»

б) «Неоконченная»

в) «Патетическая»

7. Сколько симфоний написал С.Прокофьев:

8. Кто вдохновил С.Прокофьева на создание музыки к кинофильму

«Александр Невский»

а) С. Дягилев

б) С. Эйзенштейн

в) В. Маяковский

9.Сколько картин в кантате «Александр Невский»?

10. Какое из произведений С.Прокофьева не является оперой:

а) «Игрок»

б) «Война и мир»

в) «Сказ о каменном цветке»

11. Какие из балетов принадлежат С.Прокофьеву:

а) «Ромео и Джульетта»

б) «Спящая красавица»

в) «Золушка»

г) «Весна священная»

12. Первая исполнительница главной роли в балете С.Прокофьева «Ромео и

Джульетта»:

а) М. Плисецкая

б) Г. Уланова

а) К.Гоцци

б) Ш. Перро

в) У. Шекспир

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса

Найди истинные высказывания в тесте. Сопоставь их

соответствующим буквам и расшифруй название одной

из симфоний Д. Шостаковича.

Впиши это название в клеточки в конце теста.

Годы жизни композитора Д.Шостаковича 1906-1975.

Д.Шостакович родился в Москве.

Учителем Д.Шостаковича по композиции в Петербургской консерватории

был М. Штейнберг.

В 1928 году Д.Шостакович работает в качестве пианиста и заведующего

музыкальной частью в Театре В.Э.Мейерхольда в Москве.

Ведущим жанром в творчестве Д.Шостаковича была опера.

Знаменитый дирижёр Е. Мравинский - первый исполнитель большинства

симфоний композитора.

Шостакович был обвинён в «формализме» и профнепригодности, лишён

звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий.

Название симфонии №7 Д.Шостаковича - «1917 год».

Главная партия в симфонии №7 звучит в тональности До мажор.

Ударный инструмент, звучащий в течение всего «Эпизода нашествия»-

Тема главной партии завершает «Эпизод нашествия».

1949 году Д.Шостакович написал кантату «Песнь о лесах», за которую

композитор получил Сталинскую премию.

Композитором было написано 5 балетов.

По образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха

Д.Шостаковичем было написано сочинение для фортепиано «24 прелюдии».

Второе название оперы Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» -

«Екатерина Измайлова».

«Нос»- первая опера Д.Шостаковича, написанная по одноименной повести

Д.Шостакович написал музыку ко всем следующим к/ф: «Гамлет», «Овод»,

«Александр Невский».

Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

Новодевичьем кладбище.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ.

Контрольный тест по слушанию музыки для 3 класса

1.Балет-это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец

и пантомима.

3. В 1661 году в Париже.

4.Ж.-Б.Люлли, Г. Персел, Ж.-Ф. Рамо, К.В.Глюк

5.В 1738 году. Сейчас - Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой.

6.Танец двоих - па- де- дё;

танец троих - па- де - труа;

танец четверых – па – де - катр.

7. «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»

11. Шоколад испанский танец

Кофе арабский танец

Чай китайский танец

Трепак (карамельная трость) русский танец

Танец пастушков (марципан) датский танец

12.Челеста

13.А.Глазунов, И.Стравинский, С.Прокофьев, Р.Глиэр

Контрольный тест по музыкальной литературе для 4 класса

Мини-викторина.

1.К.Сен-Санс «Карнавал животных» Лебедь.

2.М.Мусоргский «Картинки с выставки» Балет невылупившихся птенцов.

3.М.Глинка «Руслан и Людмила» Марш Черномора.

4.К.Сен-Санс «Карнавал животных» Аквариум.

5.Н.Римский-Корсаков «Три чуда» Белочка.

«Золушка»

Виктор Гартман

«Зоологическая фантазия»

Труд, сочинение (итал.)

Па-де-труа

Либретто

14. Руслан

Контральто

Черномор

Без пения

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. И.С.Бах.

2. «Ручей».

5.Люнебург, Веймар, Кетен, Лейпциг.

8.Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига.

10.Интермедия

Мини-викторина.

1. «Токката и фуга ре минор»

2. «Кофейная кантата»

3. «Прелюдия До мажор из 1тома ХТК»

4. «Жига» из «Французской сюиты»

5. «Шутка»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. Венские

классики.

1. Й. Гайдн 1732-1809 В.А.Моцарт 1756-1791

В.Бетховен 1770-1827

2. Маленький волшебник, чудо-ребенок.

5.П.Бомарше

6.Реквием.

7.Кристиан Нефе.

9. «Фиделио»

12.Бетховен.

13. Эстерхази.

14. «Военная», «Курица», «Часы», «Прощальная», «Утро», «Полдень», «Медведь».

15. Й. Гайдн

16.Жизнь и деятельность этих композиторов подолгу протекала в Вене.

Мини-викторина :

1.В.Моцарт. Симфония №40.1 часть.

2.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Вступление.

3.Л.Бетховен. Симфония №5.1 часть.

4.Й.Гайдн. Соната№7. Ре мажор.1 часть

5.В.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» Ария Керубино.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5

класса. Шуберт, Шопен.

1.а; 2.в; 3.б; 4.б; 5.а; 6.б; 7.б; 8.а; 9.а; 10.в; 11.а; 12.а; 13.б.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса.

А.Бородин.

4. «Могучая кучка»

5. «Князь Игорь»

6. 4 действия

Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

9.А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков

10. Князь Игорь Святославич баритон

Ярославна

Хан Кончак

Кончаковна

контральто

Владимир Игоревич

11. «Богатырская»

12. «Для берегов отчизны дальней»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса. М.Глинка,

А.Даргомыжский.

1.М.И.Глинка 1804-1857 А.С.Даргомыжский 1813-1869

3. Людмила Ивановна Шестакова

4.Зигфрид Ден

5. «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»

Контральто

Черномор

Без пения

9. «Иван Сусанин»

10.Речитатив

14.Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса. П.Чайковский.

3. Петербургская консерватория.

4.Племяннику Володе Давыдову

6. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»

9. В 1878 году

10.В Малом театре в Москве.

11.А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»

12. Онегин

Меццо-сопрано

13.7 картин

14.5картина

15.2 картина

16.Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса.

С.Рахманинов.

1.1873-1943; 2.а; 3.б; 4.а, б; 5.б; 6. А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы»; 7.а; 8.б; 9.а;

10.в; 11.б; 12.б; 13.б

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7класса.

С.Прокофьев

1.1891-1953; 2.а; 3.б, в; 4.в; 5.б; 6.а; 7.в; 8.б; 9.б; 10.в; 11.а, в; 12.б; 13.в.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса.

Д.Шостакович

Список литературы:

1. Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах - г. Москва, «Советский

композитор»,1988г.

2. М.Шорникова «Музыкальная литература». Музыка, ее формы и жанры.1

год обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2008 г.

3. М.Шорникова «Музыкальная литература». Русская музыкальная классика.3

год обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2006 г.

4. М.Шорникова «Музыкальная литература». Русская музыка XX века.4 год

обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2011 г.

5. А.Лагутин, В.Владимиров «Музыкальная литература». Учебник для 4

класса ДМШ и ДШИ - г. Москва, «Престо», 2006г.

6.З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова «Музыкальная литература»,1 год обучения-

г. Москва, «Музыка», 2004г.

7.В.Н.Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран», 2 год обучения

Г. Москва, «Музыка», 2007г.

8.И.Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран». Для 5 класса

ДМШ - г. Москва «Музыка», 2005г.

9.Э.Смирнова «Русская музыкальная литература». Для 6-7 класса ДМШ - г.

Москва, «Музыка», 2005г.

10.Д.К.Кирнарская «Классицизм» - г. Москва, «РОСМЭН», 2002г.

11.Н.И.Енукидзе «Русская музыка конца XIX начала XX века» - г. Москва,

«РОСМЭН», 2002г.

12.С.С.Белоусова «Романтизм» - г. Москва, «РОСМЭН», 2002г.

«Вече», 2002г.

14. «100 балетных либретто» - г. Москва, «Музыка», 1970г.

15.Б.А.Покровский «Беседы об опере» - г. Москва, «Просвещение», 1981г.

16.Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор Г.В.Келдыш - г.

Москва, «Советская энциклопедия», 1990г.

Тест по музыкальной литературе
для обучающихся выпускного класса.
Составила Андреева Е.И. МБУДО Валдайская ДШИ

1. Дайте определение следующему термину:
Динамика:____________________________________________________________________
2. Укажите медный духовой инструмент с низким звучанием:
а) гобой б) туба в) фагот
3. Укажите инструменты, внешне напоминающие медные котлы, верх которых обтянут кожей:
а) барабаны б) там-там в) литавры
4. Выберите правильный ответ:
Регистр – это
а) скорость исполнения музыки
б) часть звукового диапазона
в) окраска звука
5. pp, p, mp, ff, f, mf - это обозначение различных
а) динамических оттенков
б) штрихов
в) темпов
6. К какой музыкальной форме относятся следующие термины:
экспозиция, разработка, реприза
7. Зачеркните те слова, которые не являются названиями танцев:
танго, ноктюрн, фермата, гавот, краковяк, болеро, рефрен.
8. Укажите, сколько струн имеет скрипка:
а) 3 б) 4 в) 6
9. Укажите автора сюиты «Пер Гюнт»
а) К. Сен-Санс б) Э. Григ в) Р. Шуман
10. Зачеркните слова, не имеющие отношения к жанру балета:
оркестр, декорация, па-де-де, речитатив, увертюра, каватина, пантомима, хор.
11. Творчество Баха относится к стилю:
а) рококо б) барокко в) классицизм
12. Для И. Баха самым родным инструментом был
а) клавесин б) орган в) клавикорд
13. «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна написаны в жанре
а) концерта б) оперы в) оратории
14. Гайдн, Моцарт, Бетховен – это представители венского
а) классицизма б) романтизма в) барокко
15. Сочинение Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы:
а) месса б) пассионы в) реквием
16. Кто из перечисленных героев является персонажем оперы «Свадьбы Фигаро» Моцарта:
а) Лепорелло б) Папагено в) Керубино
17. Название фортепианной сонаты №8 Л. Бетховена
а) «Аврора» б) «Патетическая» в) «Пасторальная»
18. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шуберта
а) классицизм б) романтизм в) импрессионизм
19. Шопен – польский композитор, но большую часть своей жизни он прожил
а) в Париже б) в Лондоне в) в Риме
20. Знаменитый Этюд c-moll Шопена носит название
а) «Революционный» б) «Пламенный» в) «Героический»
21. Укажите композитора, основоположника русской классической музыки:
а) П.И. Чайковский б) М.И. Глинка в) Н.А. Римский-Корсаков

22. Фарлаф, Ратмир, Финн – герои оперы:
а) «Иоланта» б) «Русалка» в) «Руслан и Людмила»
23. Романсы М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Я здесь, Инезилья» написаны на стихи
а) А.С.Пушкина б) Жуковского в) Кукольника
24. Бородин обладал не только выдающимся музыкальным дарованием, но и огромным талантом ученого
а) физика б) химика в) биолога
25. Какая из перечисленных опер не принадлежит перу М.П. Мусоргского:
а) «Князь Игорь» б) «Борис Годунов» в) «Хованщина»
26. Симфоническое произведение Н.А. Римского-Корсакова, вторая часть которого имеет название: «Рассказ царевича Календера»
а) «Испанское каприччио» б) «Сказка» в) «Шехеразада»
27. Купава, Мизгирь, Бобыль – герои оперы
а) «Садко» б) «Снегурочка» в) «Псковитянка»
28. Программное название Первой симфонии Чайковского
а) «Манфред» б) «Зимние грёзы» в) «Буря»
29. Чайковский написал три балета на
а) сказочные сюжеты
б) исторические сюжеты
в) сюжеты произведений Шекспира
30. Укажите композиторов творческого содружества «Могучая кучка»:
М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский.
31. Кто из этих композиторов был одновременно дирижёром, концертирующим пианистом?
а) Рахманинов б) Кюи в) Чайковский
32. Укажите балет С. Прокофьева
а) «Весна священная» б) «Ромео и Джульетта» в) «Спящая красавица»
33. Инструментальный состав, для которого написана сказка «Петя и волк»?
а) ансамбль духовых инструментов
б) струнный квартет
в) симфонический оркестр
34. Свою первую оперу «Великан» С. Прокофьев написал в
а) 9 лет б) 16 лет в) 22года
35. Укажите композитора, автора поэмы «Прометей», куда он впервые в муз.практике ввел партию света
а) Прокофьев б) Скрябин в) Рахманинов
36. Кто написал оперы «Любовь к трём апельсинам», «Война и мир»?
а) Свиридов б) Прокофьев в) Шостакович
37. Ведущий жанр творчества Шостаковича
а) Симфонии б) Оперы в) Романсы
38. Название симфонии №7 Д. Шостаковича
а) «Первомайская» б) «1905» в) «Ленинградская»
39. Жанр произведения «Метель» Свиридова
а) Кантата
б) муз. иллюстрации к повести Пушкина
в) музыка к кинофильму
40. Кто создал музыку к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный?
А) Прокофьев б) Свиридов в) Шостакович

2-4 год обучения

1.Когда была создана современная пятилинейная запись нот?

А) В 5-6 веке?
Б) В 10-11 веке?
В) В 14-15 веке?

2. Какое средство музыкальной выразительности считается главным?

А) Мелодия?
Б) Регистр?
В) Темп?

3. Что означает слово речитатив?

А) Пение?
Б) Танец?
В) Чтение вслух, декламация?

4. Сколько существует основных динамических оттенков?

А) 4?
Б) 5?
В) 2?

5. Какая из пьес не входит в состав фортепианной сюиты Мусоргского?

А) Избушка на курьих ножках?
Б) Гном?
В) Болезнь куклы?

6. Какой из этих инструментов не является струнным?

А) Скрипка?
Б) Виолончель?
В) Баян?

7.Какой из струнных инструментов самый низкий по звучанию?

А) Виолончель?
Б) Альт?
В) Контрабас?

8. Какой из этих инструментов не является деревянным духовым?

А) Флейта?
Б) Туба?
В) Фагот?

9. Сколько струн у балалайки?

А) 2?
Б) 3?
В) 4?

0. Когда возник симфонический оркестр?

А) В 7-8 веке?
Б) В 9-10веке?
В) В 16-17 веке?

11. Как переводится слово «сюита»?

А) Рисунок?
Б) Последовательность?
В) Танец?

12. Как переводится слово «фуга»?

А) Бег?
Б) Ходьба?
В) Прыжок?

13. Какая из пьес не является частью сюиты Грига «Пер Гюнт»?

А) «Смерть Озе»?
Б) «К Элизе»?
В) «Утро»?

А) А. Петров?
Б) И. Дунаевский?
В) Е. Дога?

15. Назовите дату рождения оперы?

А) 1500 г?
Б) 1600 г?
В) 1700 г?

16. Оперу открывает:

А) Танец?
Б) Увертюра?
В) Ария?

17.В какой стране родилась опера?

А) Германия?
Б) Россия?
В) Италия?

18. Быстрый зажигательный танец народов Кавказа:

А) Полька?
Б) Лезгинка?
В) Гопак?

19. Как называется искусство выразительных движений человеческого тела?

А) Опера?
Б) Танец?
В) Балет?

20.Как называется полный текст оперы?

А) Либретто?
Б) Рассказ?
В) Повесть?

21. Назовите имя великого композитора, написавшего много произведений для органа?

А) И. Гайдн?
Б) И. Бах?
В) В. Моцарт?

22. Как называется 3 раздел сонатной формы?

А) Реприза?
Б) Разработка?
В) Экспозиция?

23. Что такое чередование долгих и коротких длительностей?

А) Ритм?
Б) Лад?
В) Гармония?

24. Произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла:

А) Марш?
Б) Опера?
В) Симфония?

25. Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

А) 2?
Б) 3?
В) 4?

26. Какой деревянный духовой инструмент является родственником гобоя?

А) Фагот?
Б) Английский рожок?
В) Кларнет?

27. В каком году создан баян?

А) В 1815 г.?
Б) В 1907 г.?
В) В 1915 г.?

28. Назовите кто из них создал фортепиано:

А) Страдивари?
Б) Стерлигов?
В) Кристофори?

А) Рахманинов?
Б) Чайковский?
В) Глинка?

А) Глинка?
Б) Лядов?
В) Чайковский?

Список литературы:

1. В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва «Музыка» 1988 год.
2. М. Шорникова «Музыкальная литература». Ростов-на-Дону 2013 г.

Контрольная работа по музыкальной литературе для 4 класса

1) Слово «Музыка» в Древней Греции означало:

А) Искусства муз Б) Творения муз В) Старания муз

2) Кем был легендарный Орфей?

А) Свирелистом Б) Певцом В) Арфистом

3) Кем был знаменитый Садко?

А) Богатырём Б) Танцором В) Гусляром

4) Мелодия – это…

А) Музыкальная мысль композитора, выраженная одноголосно

Б) Слаженные, законченные музыкальные фразы В) Красивая, вокальная музыка

5) Какое слово относится к понятию «Лад»?

А) Синкопированный Б) Мажорный В) Красочный

6) Какие слова относится к понятию «Ритм»?

А) Минорный Б) Фортиссимо В) Ровный Г) Пунктирный

7) Какие слова относятся к понятию «Темп»?

А) Пиано Б) Sostenuto В) Стаккато В) Форте

8) Какие слова относятся понятию «Динамические оттенки»?

А) Пианиссимо Б) Легато В) Крещендо

9) Меццо-пиано относится к понятию…

А) Штрихи Б) Лад В) Динамические оттенки

10) Слово «Диссонанс» относится к понятию…

А) Тембр Б) Гармония В) Штрихи

11) Понятие «нижний» относится к…

А) Темпу Б) Гармонии В) Регистру

12) Инструмент, предком которого был охотничий рог

А) Валторна Б) Тромбон В) Туба

13) Инструменты, внешне напоминающие медные котлы, верх которых затянут кожей

А) Барабаны Б) Литавры В) Там-там

14) Сколько струн у скрипки?

А) 4 Б) 5 В) 6

15) Какой инструмент не принадлежит к группе струнно-смычковых инструментов?

А) Альт Б) Гитара В) Виолончель

16) Какой инструмент не принадлежит к группе деревянных духовых инструментов?

А) Флейта Б) Контр – фагот В) Тромбон

17) Какой инструмент не принадлежит к группе медных духовых инструментов?

А) Туба Б) Труба В) Кларнет

18) Какой ударный инструмент не имеет определённой высоты звучания?

А) Ксилофон Б) Барабан В) Литавры

19) Как называют человека, который управляет оркестром?

А) Дирижёр Б) Концертмейстер В) Хормейстер

20) Как называется ансамбль из четырёх исполнителей?

А) Квинтет Б) Квартет В) Септет

21) Схема АВА относится к форме…

А) Простой двухчастной Б) Сложной трёхчастной В) Простой трёхчастной

22) А А1 А2 А3 – это форма…..

А) Рондо Б) Вариационная В) Старинная двухчастная

23) Повторяющаяся часть в форме «Рондо»?

А) Рефрен Б) Припев В) Фермата

24) Пунктирный ритм характерен для полонеза, мазурки?

А) Да Б) Нет

25) Камаринская это - ….

А) Украинский танец Б) Белорусский танец В) Русский танец

26) Лезгинка это - …

А) Итальянский танец Б) Испанский танец В) Танец народов Кавказа

27) Полька это - …

А) Польский танец Б) Русский танец В) Чешский танец

28) Укажите слова, которые не относятся к танцам.

А) Румба Б) Вольта В) Рок-н-ролл В) Гавот Г) Цезура

29) Укажите размер марша?

А) 2/4 Б) 3/4 В) 4/4

30) Когда поют колядки?

А) Осенью после сбора урожая Б) Зимой в канун Рождества В) Весной перед посевом

31) Как называли человека, который исполнял былины?

А) Боян Б) Чтец В) Певец

А) К. Сен – Санс Б) Э. Григ В) Ж. Ф Рамо

33) Какой пьесы нет в сюите «Карнавал животных»?

А) «Слон» Б) «Антилопы быстрые животные» В) «Аквариум» Г) «Жираф»

34) Какой инструмент в «Карнавале животных» изображает ископаемых?

А) Контрабас Б) Ксилофон В) Челеста

35) Укажите программное произведение:

А) Соната № 1 Б) Этюд cis-moll В) «Картинки с выставки»

А) П. И. Чайковский Б) М. П. Мусоргский В) Э. Григ

37) Какого номера нет в сюите «Пер Гюнт»?

А) «Утро» Б) « День» В) «Вечер»

38) Какого персонажа нет в сюите «Пер Гюнт»?

А) Сольвейг Б) Розина В) Озе Г) Анитра

39) Представителем, какой страны является Эдвард Григ?

А) Норвегия Б) Франция В) Италия

А) Генрих Юхан Б) Генрих Ибсен В) Берли Ханс

(Зарубежная музыка)

1) Буквальный перевод слова «Барокко»? А) Образцовый, достойный подражание

Б) Причудливый, странный В) Украшение в виде морской раковины

2) Буквальный перевод слова «Классицизм»? А) Идеальный, образцовый, достойный подражания Б) Причудливый, странный В) Архаичный

3) Творчество И. Баха относится к стилю: А) Рококо Б) Барокко В) Классицизм

4) Родина И. Баха – немецкий город: А) Лейпциг Б) Бонн В) Эйзенах

5) В переводе на русский язык слово БАХ означает: А) Море Б) Океан В) Ручей

6) Произведение, которое не принадлежит И. Баху: А) Опера «Орфей и Эвридика»

Б) «Инвенции» В) «Английские сюиты» Г) «ХТК»

7) В творчестве И. Баха преобладал: А) Монодический склад музыки

Б) Полифонический склад музыки В) Гомофонно-гармонический склад музыки

8) Кто из названных композиторов не является венским классиком? А) Й. Гайдн

Б) И. Бах В) В. А. Моцарт г) Л. В. Бетховен

9) Как называется пьеса, которая предваряет каждую фугу в сборниках «Хорошо темперированного клавира» А) Токката Б) Вариации В) Прелюдия

10) Как известно, в старинную сюиту включались четыре обязательных танца. Как называется быстрый танец английских матросов, которым заканчивается такая сюита?

А) Куранта Б) Менуэт В) Жига

11) Й. Гайдн, наряду с Моцартом и Бетховеном является представителем Венского…

А) Романтизма Б) Классицизма В) Романтизма

12) В творчестве Й. Гайдна окончательно сформировался жанр: А) Оратории

Б) Оперы В) Симфонии Г) Струнного квартета

13) Сколько частей имеет классическая симфония: А) 3 Б) 4 В)5

14) Сколько частей имеет классическая соната: А) 3 Б) 4 В) 5

15) Деревня-родина Й. Гайдна: А) Бонн Б) Лейпциг В) Рорау

16) Симфония, которая не принадлежит Й. Гайдну: А) «С тремоло литавр»

Б) «Прощальная» В) «Детская» Г) «Героическая»

17) Третья часть симфонии, «танец королей и король танцев»: А) Менуэт Б) Скерцо

18) Й. Гайдн – А) 6 французских сюит Б) 6 английских сюит

В) 12 Лондонских симфоний Г) 6 русских квартетов

19) Симфония Й. Гайдна, во время исполнения которой уходят музыканты:

А) «С тремоло литавр» А) «Прощальная» В) Симфония с сюрпризом

20) Встречался ли Гайдн с Моцартом: А) Да Б) Нет

21) Место рождения В. А. Моцарта: А) Вена Б) Бонн В) Зальцбург г) Эйзенштадт

22) Количество симфоний в творческом наследии Моцарта: А) 104 Б) 41 В) 9

23) «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал» - эти слова, сказанные отцу Моцарта, принадлежат: А) А. Сальери

Б) Л. В. Бетховену В) Императору В) Й. Гайдну

24) Первая опера Моцарта, написанная в двенадцатилетнем возрасте, называется

А) «Мнимая простушка» Б) «Митридат, царь Понтийский» в) «Свадьба Фигаро»

25) Кто из перечисленных оперных героев не является персонажем оперы «Свадьба Фигаро»? А) Альмавива Б) Лепорелло В) Керубино г) Сюзанна

27) Последняя опера Моцарта ? А) «Волшебная флейта» Б) «Свадьба Фигаро»

В) «Дон Жуан»

28) Лоренцо да Понте – кто это? А) Учитель Моцарта Б) Певец В) Либреттист опер Моцарта

29 ) Какая опера не принадлежит В. Моцарту? А) «Фиделио» Б) «Похищение из сераля» В) «Идоменей, царь Критский»

30) Произведение В. Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле»

А) «Маленькая ночная серенада» Б) Симфония №40 (g-moll) В) Соната №11 (A - dur )

31) Жанр произведения Моцарта «Юпитер» А) Опера Б) Симфония В) Оратория

32) Сочинение Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы: А) Месса Б) Пассионы В) Реквием

33) Историческое событие, оказавшее влияние на мировоззрение Л. Бетховена

А) Лионское восстание Б) Французская буржуазная революция В) Война 1812 года

34) Кому принадлежат слова о юном Бетховене: «Обратите на него внимание! Он всех заставит о себе говорить!». А) Гайдну Б) Гёте В) Моцарту Г) Глюку

35) Сколько фортепианных сонат у Л. Бетховена? А) 40 Б) 32 В) 14

36) Название фортепианной сонаты №8 А) «Аппассионата» Б) «Аврора»

В) «Патетическая»

37) Название фортепианной сонаты №14 А) «Лунная» Б) « Аппассионата»

В) «Аврора»

38) В качестве III части симфоний Бетховен впервые стал использовать А) Марш

Б) Вальс В) Скерцо

39) Какая симфония принадлежит Бетховену? А) «Траурная» Б) «Юпитер»

В) «Фантастическая» Г) «Героическая»

40) В каком городе Бетховен жил с 1792 года до конца жизни ? А) Вена Б) Кёльн

В) Бонн Г) Лейпциг

Контрольная работа по музыкальной литературе.

(Русская музыка)

1) Правда ли, что в основе русского музыкального искусства, лежит народная песня?

А) Да Б) Нет

2) Музыкальный жанр, в котором наиболее полно раскрылся талант русских композиторов А. Алябьева, А. Гурилёва, А. Варламова.

А) Опера Б) Симфоническая музыка В) Романс

3) Знаменитый романс «Соловей» принадлежит:

А) А. Алябьеву Б) А. Е. Варламову В) А. Л Гурилёву

А) А. Гурилёву Б) А. Алябьеву А) А. Варламову

5) Как называется знаменитый романс А. Гурилёва ?

А) «Ландыш серебристый» Б) «Колокольчик» В) «Василёк»

6) Кого из композиторов считают основоположником русской классической музыки?

А) А. Даргомыжского Б) М. Глинку В) П. Чайковского

7) На чьи стихи написаны романсы М. Глинки « Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», « В крови горит огонь желанья»?

А) М. Ю. Лермонтова Б) Н. В Кукольника В) А. С. Пушкина

8) Симфоническое произведение М. Глинки, которое представляет собой вариации на темы двух русских народных песен – свадебную и плясовую?

А) «Камаринская» Б) «Вальс-фантазия» В) «Арагонская хота»

9) Какой романс не принадлежит М. И. Глинке?

А) «Мне грустно» Б) «Жаворонок» В) «Попутная песня»

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

11) Персонаж оперы «Иван Сусанин»?

А) Кончаковна Б) Антонида В) Наташа

12) В каком селе происходит действие первого акта оперы «Иван Сусанин»?

А) Домнино Б) Новоспасском В) Троицком

13) Польский быстрый двудольный танец, из второго акта оперы «Иван Сусанин»:

А) Вальс Б) Полонез В) Краковяк

14) Польский торжественный трёхдольный танец, который звучит в начале второго акта оперы «Иван Сусанин»?

А) Полонез Б) Краковяк В) Мазурка

15) С какой страной связаны образы и темы симфонических произведений М. Глинки «Арагонская хота» И «Ночь в Мадриде»?

А) Италия Б) Испания В) Франция

16) Кто из композиторов называл А. С. Даргомыжского «Великим учителем музыкальной правды»?

А) М. И. Глинка Б) А. П. Бородин В) М. П. Мусоргский

17) Укажите произведения, не принадлежащие А. Даргомыжскому:

А) «Эсмеральда» Б) «Каменный гость» В) «Хованщина» Г) «Русалка» Д) «Руслан и Людмила»

18) А.С. Даргомыжский - являлся представителем «Могучей кучки»?

А) Да Б) Нет

19) Главная героиня оперы «Русалка»:

А) Наташа Б) Татьяна В) Ольга

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

А) Кондратий Рылеев Б) Александр Пушкин В) Николай Некрасов

22) Какие романсы не принадлежат А. Даргомыжскому?

А) «Шестнадцать лет» Б) «Мне грустно» В) «Для берегов отчизны дальной» Г) «Светик Савишна»

23) Кто является руководителем содружества «Могучая кучка»?

А) М.А. Балакирев Б) В. Стасов В) Ц. А. Кюи

24) Александр Порфирьевич Бородин – является не только выдающимся композитором, педагогом, общественным деятелем, но и выдающимся учёным…

А) Физиком Б) Химиком В) Математиком

25) А. Бородин закончил:

А) Военную академию Б) Морской военный корпус В) Медико – хирургическую академию

26) Какого персонажа нет в опере «Князь Игорь»?

А) Варлаама Б) Князя Галицкого В) Владимира

27) Кому принадлежат слова: «Ты одна, голубка лада, ты одна винить не станешь»?

А) Хану Кончаку Б) Князю Игорю В) Боярам

28) Первое сочинение А. Бородина называлось?

А) Вальс «Мари» Б) Полька «Элен» В) Колыбельная «Анет»

29) Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров – это

А) Ученые Б) Писатели В) Музыканты

30) Жена Бородина Екатерина Сергеевна Протопопова была?

А) Поэтессой Б) Пианисткой В) Певицей

31) Литературный источник оперы «Князь Игорь»

А) «Ипатьевская летопись» Б) «Слово о полку Игореве» В) «Повесть временных лет»

А) Сопрано Б) Контральто В) Меццо-сопрано

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

34) Жанр оперы «Князь Игорь»?

А) Историческая Б) Сказочно – эпическая В) Лирико – эпическая

35) Вторая симфония Бородина называется?

А) «Эпическая» Б) «Богатырская» В) «Героическая»

36) М. П. Мусоргский родился?

А) в 1838 году в Санкт-Петербурге Б) В 1839 году в селе Карево В) В 1840 году в селе Новоспасском

37) Мусоргский учился?

А) В Царскосельском лицее Б) В Благородном пансионе В) В Петропавловской школе

38) В 1856 году Мусоргский поступает…

А) В Семеновский полк Б) В гвардейский Преображенский полк В) В гвардейскую пехотную дивизию

39) Был ли Мусоргский членом «Русской пятерки»?

А) ДА Б) Нет

40) Либретто оперы «Борис Годунов» написано по одноименной трагедии?

А) М.Ю. Лермонтова Б) Н. А. Некрасова В) А.С. Пушкина

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

А) Бас Б) Баритон В) Тенор

43) А. Н. Плещеев, А. А. Голенищев-Кутузов, А. В. Кольцов, Л. А. Мей, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островский – это современники Мусоргского

А) Художники Б) Писатели и поэты В) Музыканты

44) Какое произведение Мусоргского первоначально называлось «Гартман» ?

А) Вокальный цикл «Детская» Б) Фортепианный цикл «Картинки с выставки» В) Баллада «Забытый»

45) Виктор Александрович Гартман – это…

А) Художник, друг Мусоргского Б) Поэт, знакомый Мусоргского В) Композитор, лично не знакомы.

46) «Картинки с выставки состоят из…

А) 12 пьес Б) 10 пьес В) 18 пьес

47) Название вокальной баллады, программой которой послужила картина В. Верещагина?

А) «Забытый» Б) «Смиренный» В) «Несчастный»

48) Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти»?

А) Ария Б) Речитатив В) Монолог

49) Название одного из вокальных циклов М. Мусоргского?

А) «Саламбо» Б) «Детская» В) «Хованщина»

50) Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?

А) «Уж как на небе солнцу красному слава»

Б) «Хлеба!»

В) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

Бланк ответов к контрольной работе по музыкальной литературе.

Выполнил: …………………………………………………………..

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа имени Магафура Хисматуллина с. Иглино. Иглинского района Республики Башкортостан

Итоговый тест по музыкальной литературе за курс ДМШ

Учащегося__________класса ДМШ им.М. Хисматуллина с. Иглино

Ф.и.о. ____________________________________________________

Часть 1.

1. Отметить балеты, принадлежащие С. Прокофьеву.
а) «Ромео и Джульетта»
б) «Щелкунчик»

в) «Сказ о каменном цветке»

г) «Петрушка»

д) «Спартак»

е) «Золушка»

2. Отметить оперы, принадлежащие Д. Шостаковичу.
а) «Пиковая дама»
б) «Леди Макбет Мценского уезда»

в) «Нос»

г) «Война и мир»

д) «Иоланта»

3. Кто автор следующих произведений:
а) «Поэма памяти Есенина»
б) «Петя и волк»
в) «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»
г) «Ленинградская» симфония
д) «Классическая» симфония

4. Эпизод нашествия в 1 части Седьмой симфонии Д. Шостаковича написан в
а) сложной 3-х-частной форме
б) в форме рондо

в) в форме вариаций

г) в сонатной форме

5. Как называется произведение, созданное Г. Свиридовым на стихи В. Маяковского?
а) «Страна отцов»

б) «Патетическая оратория»

в) «Курские песни»

6. Симфонии «Октябрьская», «Первомайская», «1905 год» написаны
а) Д. Шостаковичем
б) Г. Свиридовым

в) С. Прокофьевым

7. Кто написал музыку к кинофильмам:
а) «Александр Невский»
б) «Овод»
в) «Иван Грозный»
г) «Король Лир»

8. Циклы пьес для фортепиано «Мимолётности», «Сказки старой бабушки», «Детская музыка» написал
а) Г. Свиридов

б) Д. Шостакович

в) С. Прокофьев

г) А. Хачатурян

9. «Тройка», «Вальс», «Романс», «Военный марш» - это пьесы из
а) балета С. Прокофьева «Золушка»
б) Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова
в) оперы «Война и мир» С. Прокофьева

10. Сольный номер в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
а) «Ледовое побоище»
б) «Русь под игом монгольским»

в) «Мёртвое поле»

г) «Крестоносцы во Пскове»

11. Кто автор следующих произведений:
а) балет «Анюта»
б) рок-опера «Юнона» и «Авось»
в) балет «Кармен-сюита»
г) кантата «История доктора Фауста»
д) опера «Очарованный странник»

12) Симфоническое произведение «Поэма экстаза» написал

а) С. И. Танеев, б) И. Стравинский, в) А. Скрябин, г) С. Рахманинов

13) С. Рахманинов - автор опер:

а) «Алеко», б) «Пиковая дама», в) «Скупой рыцарь», г) «Иоланта»,

д) «Франческа да Римини», е) «Золотой петушок»

а)«Божественная поэма» г) Балет «Жар-птица»

б) Балет «Петрушка» д) Кантата «Колокола»

в) Рапсодия на тему Паганини е) Романс «Весенние воды»

Часть 2 Подпиши имена композиторов .

А)


Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

Часть 3 Музыкальная викторина

Найдите название произведений и пронумеруйте их в порядке прослушивания муз фрагментов:

Шостакович симфония №7

Хачатурян Танец с саблями

Свиридов

Рахманинов Второй концерт для фортепиано с оркестром

Скрябин

Стравинский балет «Жар птица»

Прокофьев

Тренировочная проверочная работа по муз. литературе за курс ДМШ. Отечественная музыка 20 век.

Произведение

Жанр

Композитор

«Ромео и Джульетта»

«Щелкунчик»

«Сказ о каменном цветке»

«Петрушка»

«Спартак»

«Золушка»

«Пиковая дама»

«Леди Макбет Мценского уезда»

«Нос»

«Война и мир»

«Иоланта»

«Поэма памяти Есенина»

«Петя и волк»

«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»

«Ленинградская»

«Классическая»

«Страна отцов»

«Патетическая оратория»

«Курские песни»

«Октябрьская»,

«Первомайская»,

«1905 год»

«Колокола»

Рапсодия на тему Паганини

«Весенние воды»

«Анюта»

«Юнона и Авось»

«Кармен –сюита»

«Очарованный странник»

«История доктора Фауста»

Ключи к заданиям.

Часть 1.

    а, в, е

    б,в, г,

    А- Свиридов, б- Прокофьев, в- Прокофьев, г-Шостакович,

д- Прокофьев

4)-в

5)-а

6)-а

7) а- Прокофьев, б-Шостакович,в-Прокофьев, г-Шостакович

8) в

9)б

10) в

11) а – Гаврилин,б- Рыбников, в- Щедрин, г- Шнитке, д- Щедрин.

12) в

13)а,в,д.

14) а- Скрябин, б- Стравинский, в- Рахманинов, г-Стравинский,

д- Рахманинов, е-Рахманинов.

Часть2

А).С.В.Рахманинов

Б) Г.В.Свиридов

В).И.Ф.Стравинский

Г)А.И.Хачатурян

Д)С.С.Прокофьев

Е)Д.Д.Шостакович

Ж)Р.К.Щедрин