Зарубежные детские писатели второй половины XIX-XX веков. Детская литература

  • 28.06.2019

Предварительный просмотр:

Для родителей

Немного о чтении зарубежной детской литературы

(использованы выдержки из книги «Детская литература» под редакцией Е.О. Путиловой)

Зарубежная детская литература – необыкновенно интересное чтение. Она знакомит маленького читателя с иным миром, образом жизни, национальными особенностями характера, природой. Для русскоязычного читателя она существует в великолепных переводах и пересказах, и мы бы многое потеряли, если эти зарубежные произведения не дошли бы до нас. Детские книги писателей разных стран открывают ребенку широкую панораму мировой культуры, делают его гражданином мира.

Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослый. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку.

Английская детская литература – одна из богатейших и интереснейших в мире. Может показаться странным, что в стране, которая традиционно воспринимается нами как родина сдержанных, вежливых и рассудительных людей, придерживающихся строгих правил, родилась литература озорная, нелогичная. Но, может быть, как раз эта английская чопорность и породила – из чувства протеста – литературу веселую и озорную, в которой мир часто вывернут наизнанку… литературу нонсенса. Слово «нонсенс» в переводе означает «бессмыслицу», «отсутствие смысла», однако в самой бессмысленности этой бессмыслицы заложен определенный смысл. Ведь нонсенс раскрывает все несоответствия вещей вокруг нас и внутри нас, тем самым открывая пути к истинной гармонии.

Есть книги, которые лучше читать вовремя, когда семена от прочитанного могут попасть на благодатную почву детства и сыграть важную роль в развитии и становлении ребенка как личности и как человека. Для Вас, дорогие родители, мы перечислим некоторые английские произведения, чтобы напомнить Вам об их существовании, и попросить Вас не лишать себя и своих чад удовольствия прочитать или перечитать их.

Алан Милн, «Винни-Пух и все-все-все»

Редьярд Киплинг, «Книга джунглей» (История о Маугли), «Сказки просто так» (Интересные истории-мифы о животных)

Кеннет Грэм, «Ветер в ивах» (Захватывающие приключения трех друзей: Крота, Крысы и Жабы)

Джеймс Барри, «Питер Пэн» (Книга о мальчике, который не хотел взрослеть)

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес» (Смешная сказка, полная веселых и остроумных шуток, словесных игр, фразеологизмов)

А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Алан Милн окончил Кембриджский университет с твердым намерением стать писателем. Но едва ли мы помнили бы сейчас об этом писателе, если бы не его сын Кристофер Робин. Именно для него Милн стал сочинять стихи, ему он рассказывал веселые истории, героями которых становился сам маленький Кристофер и его любимые игрушки – медвежонок Винни-Пух, ослик Иа и другие. В книгах Милна удивительно правдиво отразился внутренний мир ребенка, его взгляд на вещи, его проблемы, открытия, игры, горести и радости. Книги появились одна за другой за небольшой период времени, совпавший с детскими годами Кристофера Робина: сборник стихов «Когда мы были маленькими», 1924; «Винни-Пух», 1926; сборник стихов «Теперь нам уже шесть», 1927; «Дом на Пуховой опушке» (продолжение повести о Винни-Пухе), 1928.

Стихи Милна выглядели необычно на фоне английской детской поэзии. В то время книги изобиловали в основном феями, и отношение к ребенку было снисходительным, как к не сформировавшемуся умственно человеку, соответственно и стихи были примитивными. В стихах Милна мир увиден глазами ребенка (большинство его стихотворений написано от первого лица), который вовсе не является примитивным существом или «недоразвитым взрослым».

Например, в стихотворении «Одиночество» герой мечтает о доме – «зачарованном месте», свободном от бесчисленных запретов взрослых. Этот дом – его внутренний мир, закрытый от других, - мир его мечтаний и тайн. В стихотворении «В темноте» автор показывает, как драгоценен этот мир для ребенка, который готов выполнить все требования взрослых, лишь бы отделаться от них и наконец «думать о том, о чем хочется думать» и «смеяться над тем, над чем хочется смеяться». Джейн в стихотворении «Хорошая маленькая девочка» раздосадована постоянной опекой родителей и надоевшим вопросом. Ей обидно, что ее подозревают в плохом поведении везде, даже в зоопарке. Девочке кажется, что родители не могут дождаться ее, чтобы скорее спросить, хорошо ли она себя вела. В стихотворении «Пошли со мной» герой пытается вовлечь взрослых в свою жизнь, показать им все замечательные вещи, которые он видел, но взрослые отмахиваются от него, потому что слишком заняты (стихотворение написано 80 лет назад!).

В сказках про Винни-Пуха главный герой – не выдуманный, а настоящий ребенок с особой логикой, особым миром, особым языком. Все это осмысляется автором не в форме сухого трактата, а в веселой литературной игре. Кристофер Робин выступает здесь уже идеальным героем, так как он – единственный ребенок, а все другие обитатели леса оживлены его воображением и воплощают какие-то его черты. Будучи, таким образом, освобожденным от некоторых черт своего характера, Кристофер Робин в этой сказке – самый умный, сильный и смелый житель своего вымышленного мира. А Винни-Пух воплощает творческую энергию ребенка и обладает иным способом понимания вещей, отличным от логического. И его стихи («шумелки», «ворчалки» и т.д.), и его поведение основаны в основном на интуиции.

В книгах Милна ребенок, играя роли и занимаясь «ничегонеделанием», приобретает собственное «я». Некоторые из песен Пуха пронизаны ощущением того, как здорово – быть Пухом. Ощущать себя единственным и неповторимым – естественное состояние ребенка, дающее ему комфорт. Поэтому ему так трудно понять другого человека, не похожего на него. Так же трудно ребенку понять, как кто-то может быть несчастлив, когда он счастлив, ему трудно понять и предсказать поведение другого человека. Итак, в персонажах сказки про Винни-Пуха показаны разные типы детских характеров и разные черты. Например, детские страхи воплощены в книге в таких мифических существах, как Слонопотам, Ягуляр, Бяка и Бука. Ни один из этих персонажей не существует на самом деле, и никто, подобный им, в лесу не появляется. Однако в сознании Пятачка они реальны, и когда Пятачок рядом с Кристофером Робином, он ничего не боится, как ребенок рядом с родителями.

В своей сказке Милн представляет интересный речевой портрет дошкольника, показывает, как ребенок обращается с языком, как овладевает им, как осваивает мир вокруг. Мир, открывающийся ребенку, полон чудес, но еще чудесней делает его возможность рассказать об этих чудесах. Как сказал Пятачок, какой толк в таких потрясающих вещах, как потопы и наводнения, если тебе не с кем даже о них поговорить.

Сказка Милна – домашняя литературная игра, увлекательная и для взрослых, и для детей. В его книгах нет отрицательного полюса. У героев есть свои недостатки, но, ни один не может быть назван «отрицательным» и зло не вторгается в жизнь леса. В мире Винни-Пуха встречаются стихийные бедствия, появляются мифические страхи, но все опасности легко преодолеваются благодаря дружбе, оптимизму, изобретательности, доброте героев. Милн оставляет своих героев в рамках (таких нужных для детей) игрушечного, домашнего мира, дающего детям чувство защищенности.

И, говоря о книге Милна, нельзя не сказать о том, кто научил разговаривать по-русски английского плюшевого медвежонка Винни-Пуха. Это замечательный писатель, сказочник и переводчик, Борис Владимирович Заходер. Это он познакомил русских ребятишек с героями знаменитых английских сказок («Алиса в стране Чудес», «Мэри Поппинс», «Питер Пэн» и другие) и написал множество веселых стихов, чудесных детских пьес, по одной из которых («Лопушок у Лукоморья») создана опера, и сказок. По его сценариям снят не один десяток фильмов, в том числе и мультфильмов, главным из которых, конечно, стал мультфильм о Винни-Пухе.




О чем
12-летний сирота по имени Гарри узнает, что он, оказывается, волшебник и что родители его не погибли в автомобильной катастрофе, как он думал, а были убиты. Теперь убийца мечтает добраться и до самого Гарри.

Зачем читать
Если вы посмотрели фильмы, не впечатлились и книгу читать не стали, вы неправы. Фильмы сняты про магию, драконов и спецэффекты. Книги же эти — про любовь, про то, чего стоит защитить друзей от опасности, про то, как трудно постоянно быть хорошим человеком. Эти книги учат тому, как прекрасно, что люди — разные. Тому, что на чудеса способен любой, даже самый слабый ребенок. А еще это самая великая книга о смерти и о том, что есть вещи и пострашнее.

CC


О чем
Приключения мальчика по имени , его плюшевого мишки Винни-Пуха и их друзей.

Зачем читать
Хотя бы потому, что эта книга — сама доброта. Герои постоянно решают какие-то проблемы, но здесь, в отличие от всей остальной классической детской литературы, совершенно нет отрицательных персонажей. Нет никаких врагов, которых нужно побеждать. Есть только любовь. И друзья. А они в конце концов оказываются самым ценным из того, чем вы можете обзавестись в жизни. Книга учит никогда не терять друзей.

Серия о Муми-троллях, Туве Янссон



О чем
Описание запутанных отношений жителей Муми-далена.

Зачем читать
Все персонажи очаровательные и настолько разнообразные, что как минимум в одном из них легко узнать себя самого. Книга учит тому, что с двумя разными людьми нельзя обращаться одинаково. Нужно не лениться и искать подход к каждому. А еще тому, что страх можно преодолеть, дружбу укрепить, любовь усилить и нет совершенно ничего невозможного, если ты не один.

«Пеппи Длинныйчулок»,



О чем
Девочка живет одна с любимыми зверями, а взрослые постоянно пытаются ей в этом помешать.

Зачем читать
Во-первых, героиня — девочка. А если вы растите девочку, то наверняка замучились искать ей книги, в которых девочки — главные. Причем девочка отличная — смелая, ловкая, добрая, честная и с чувством юмора. Книга учит самом важному: никогда, ни при каких обстоятельствах, что бы с тобой ни делали, как бы все ни были против тебя, как бы тяжело это ни было — не сдаваться.

«Приключения Тома Сойера»,



О чем
Приключения не самого послушного мальчика.

Зачем читать
Да вы и сами знаете зачем. Это прекрасная книга, перевод отличный, приключения увлекательные, герои харизматичные. В общем, классика. Но есть еще один довод. Когда ребенок непоседливый, не слушается и постоянно попадает из-за этого в неприятности, от обилия придирок он начинает постепенно привыкать к тому, что он нехороший ребенок, плохой. Вот эта книга как раз о том, что, даже если ты не слушаешься старших, ты все равно хороший. А для тех, кто тебя растит, — вообще лучший. И ты тоже способен на благородные и даже великие поступки. А еще, если с тобой что-то случится, взрослые будут очень опечалены, потому что ты — самое дорогое, что у них есть. Вы наверняка сегодня забыли напомнить об этом своему ребенку.

«Хроники Нарнии»,



О чем
Огромный эпос про детей, которые попадают в параллельный волшебный мир и должны сразиться со злом, чтобы этот мир спасти.

Книга о любви, страдании, преодолении, невозможности выбора и даже немного о Боге. О том, чего это стоит — каждый день побеждать зло в себе самом, и о том, почему это вообще стоит делать. Книга учит тому, насколько сложнее быть благородным человеком, чем неблагородным и почему все равно нужно выбирать этот сложный путь.

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,

CC


О чем
За хамство волшебник уменьшает мальчика Нильса до размеров гномика. Нильс отправляется в путешествие со своим гусем Мартином — ему нужно найти волшебника, чтобы тот увеличил его до размеров мальчика.

Зачем читать
Книга особенно хороша для детей, у которых нет братьев и сестер. Таким намного сложнее объяснить, почему нужно делиться, уступать и вообще чем-то своим жертвовать. Книга учит тому, как все это легко делать, если делать по любви. И вообще, эта книга — хороший пример того, на что приходится идти ради тех, кого любишь.

«Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль



О чем
Мальчик Чарли, добрый, честный, но из очень бедной семьи, попадает на шоколадную фабрику, которой руководит сумасшедший гений, у которого большие проблемы с семьей.

Зачем читать
Вокруг много волшебства, и в итоге побеждает самый честный и благородный герой. Но вообще-то это книга о том, что детские обиды не заживают. О том, что ребенок так и вырастает в мрачного типа, который помнит все, что делали с ним родители, когда ему было девять. О том, что по-настоящему ранить нас могут только самые близкие люди. Ребенок так не считает, а вам полезно об этом подумать. Зато ребенок считает, что самое ценное в жизни — это когда тебя любят. Неважно как. Главное — любят.

«Приключения Оливера Твиста»,

14 ноября 1907 года родилась одна из самых известных детских писательниц Астрид Линдгрен. Ее сказки прочитали несколько поколений детей, и сегодня мы решили представить самые лучшие, на наш взгляд, детские произведения зарубежных авторов.

Астрид Линдрген родилась в Швеции, в небольшом городке в семье фермера. В семье писательницы были особые отношения: родители были очень привязаны к детям, и Астрид считает, что именно это подвигло ее к творчеству. Ее отец собирал сказки, шутки, фольклор, которые потом легли в основу сказок Линдгрен. Сочинять Астрид начала тогда, когда научилась писать. С шестнадцати лет писательница работала журналисткой, однако забеременела, не будучи замужем, и уехала в Стокгольм. В 19 лет Линдгрен родила сына, но не смогла воспитывать мальчика, потому что денег не хватало даже на еду. Она отдала ребенка в приемную семью из Дании. Спустя несколько лет Астрид вышла замуж и забрала мальчика к себе. Вскоре на свет появилась ее дочь, и Линдгрен решила, что ей больше подходит роль домохозяйки. Изредка она подрабатывала, но все-таки отдала предпочтение написанию книг для детей. Самые известные произведения Астрид - «Пеппи Длинный чулок», «Мио, мой Мио!», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Проделки сорванца», «Приключения Эмиля из Леннеберги». Произведения писательницы переведены на семьдесят языков, издаются в ста странах мира. Еще при жизни Линдгрен стала легендой и любимицей миллионов детей. Сегодня мы решили составить рейтинг лучших детских книг, в который также вошли произведения шведской писательницы.


«Малыш и Карлсон». Астрид Линдгрен. Одна из лучших зарубежных сказок для детей дошкольного возраста. Во многих странах по этому произведению сняли мультипликационные фильмы. Достаточно вспомнить советский мультфильм - один из самых любимых у нескольких поколений зрителей. Это добрая шведская сказка о мальчике, который нашел настоящего друга, правда, этот товарищ всегда приносил Малышу сплошные неприятности, но мальчик обожал его. Карлсон всегда был веселым и забавным, смотрел с оптимизмом на мир.

«Золушка». Шарль Перро. «Золушка» - это одна из самых часто экранизированных сказок во всем мире. Она учит детей добру и тому, что можно быть счастливым не только в богатстве, но и в бедности. История о несчастной девушке, над которой издевалась злая мачеха, не может оставить равнодушными даже взрослых. Сказка учит тому, что даже, несмотря на большие неприятности, в нашей жизни всегда найдется место настоящему чуду, но только в него надо верить, и тогда чудо обязательно произойдет.

«Русалочка». Ганс Христиан Андерсен. Самая грустная сказка о том, как один человек может отдать жизнь за другого, если очень любит его. Русалочка полюбила обычного человека, но так и не смогла отказаться от него и превратилась в морскую пену. Жители Дании так любят героиню сказки Андерсена, что даже установили в ее честь памятник!

«Эмиль из Леннеберги». Астрид Линдгрен. Если ваш ребенок любит очень веселые произведения, то забавные истории, случившиеся с мальчиком Эмилем, обязательно ему понравятся. Линдгрен написала шесть произведений о похождениях Эмиля - простого деревенского мальчика, который постоянно попадает в смешные ситуации. Эмиль живет с родителями, маленькой сестренкой и двумя работниками в крошечной деревне. Он любит столярное дело, разбирается в лошадях и умеет зарабатывать деньги.

«Винни-Пух». Александр Милн. Пожалуй, не найдется ни одного взрослого человека, который не знал бы вопилок, шумелок и сопелок, которые исполняет самый знаменитый персонаж Милна. У забавного медвежонка, в голове которого только опилки, множество друзей - Ослик Иа, Пятачок, Тигра, кролик и другие. Каждый герой этого произведения обладает интересным и неповторимым характером. С Винни-Пухом и его друзьями постоянно случаются комичные истории.

«Книга джунглей». Редьярд Киплинг. Каждая книга этого популярного автора знакомит детей с природой и животными, каждое из которых обладает неповторимым характером. Все рассказы автора написаны в поучительной манере. Главные герои - только животные, а также мальчик Маугли - ребенок, воспитанный стаей волков. «Книга джунглей» неоднократно экранизировалась, как в России, так и за рубежом. По мотивам произведений Киплинга снято множество полнометражных картин и мультфильмов.

«Маленький Мук». Вильгельм Гауф. Это одна из самых необычных сказок мира, в которой рассказывается о старике по имени Маленький Мук. Он был очень одиноким из-за своего маленького роста, дети и даже взрослые дразнили его, поэтому он появлялся на улице только раз в месяц. Эту сказку, как и некоторые другие произведения Гауфа, с успехом экранизировали во многих странах.

«Пеппи Длинный чулок». Астрид Линдгрен. Пеппи - главный персонаж серии книг шведской писательницы. В сказке рассказывается об озорной рыжеволосой девочке, которая живет без родителей на большой вилле, и ее окружают только животные - лошадь и обезьяна. Пеппи - дочь известного капитана, который стал вождем чернокожих. Эта девочка очень подвижная, сильная и ловкая, она ни от кого не зависит и делает все, что ей захочется.

«Алиса в стране чудес». Льюис Кэрролл. Одна из самых загадочных сказок в мире. Очень увлекательная история о девочке по имени Алиса, которая неожиданно оказалась в волшебной стране, напоминающей параллельный мир. Это очень добрая и необычная сказка о волшебстве и превращениях, а также о приключениях Алисы, которая попадает в невероятные ситуации.

Близится день рождения вашего малыша? Предлагаем вам

Современным детям и подросткам доступен самый широкий круг переводной литературы. Своеобразная культура, особенности национального характера народов, социальные реалии и типы творческого подхода к жизни, преобразующего реальность в неповторимые художественные картины — все это может открыть для себя ребенок, читающий книгу, переведенную с иного языка. Рамки и границы действительности расширяются, мир предстает более разнообразным, богатым, загадочным и влекущим.
Должное место в детском чтении отведено легендам и мифам различных времен и народов. Особенно большое значение имеет древнегреческий, олимпийский мифологический цикл. Для детей младшего и среднего школьного возраста немало занимательного и поучительного заключают легенды о подвигах Геракла, Аргонавтах. Более старших привлекают остротой конфликтных положений, противоборством противоречивых характеров и титанических страстей пересказы «Иллиады» и «Одиссеи». В легендах и мифах Древней Греции юные читатели впервые встречаются с системой символических образов, ставших нарицательными имен героев, которые вошли в постоянно используемый фонд мировой культуры. Без предварительного знакомства с «первоисточниками» античной образности в дальнейшем могут оказаться трудными для восприятия многие произведения русской и зарубежной литературы, аппелирующие к бессмертным краскам и образам древнегреческого искусства.
Английской и англоязычной американской литературе в детском и юношеском чтении принадлежит важнейшее место. В переводах и пересказах русским детям доступны произведения британского фольклора, песни, баллады, сказки. Богатейшая библиотека английской художественной литературы для детей существует и в многочисленных качественных переводах на русский язык. Книги и герои Д. Дефо, Д. Свифта, В. Скотта, Р.Л. Стивенсона, Ч. Диккенса, А. Конан-Дойла, Л. Кэролла, А.А. Милна, О. Уайльда и многих других с раннего детства сопровождают наших детей наряду с национальными литературными произведениями.
Даниэль Дефо (ок. 1660—1731). Имя Дефо стало известно всему миру благодаря герою его произведения Робинзону Крузо. Дефо по праву считается одним из создателей английского реалистического романа. Рассказанная им история благодаря этому вызвала в свое время многочисленные подражания. Название его произведения очень длинно и причудливо. К российским детям роман обычно приходит в адаптированном виде под сокращенным названием. Особенно известен «Робинзон Крузо» в пересказе К.И. Чуковского. Этот роман без сомнения является одним из любимых произведений для многочисленных поколений юных читателей. Непередаваемый аромат дальних странствий, романтика приключений, открытий, созидательного труда, настойчивое отстаивание своего человеческого лица среди превратностей судьбы — основания воспитательной и художественной силы книги, все это продолжает привлекать к герою Дефо новых и новых читателей.
Джонатан Свифт (1667—1745) не рассчитывал на читателя-ребенка, создавая свой сатирический роман «Путешествия в различные отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Адресат его книг — простой народ Англии, с юмором, издевкой сарказмом воспринимающий грязные политические интриги, спесивость аристократов, бесплодность далеких от жизни наукообразных споров. В детское чтение в видоизмененном, адаптированном виде вошли две первые истории, рассказывающие о приключениях Гулливера в стране лилипутов и стране великанов. В детских изданиях путешествий Гулливера основной интерес сосредоточивается на приключенческой стороне сюжета, необычности ситуаций, в которых оказывается герой. Если Дефо способен покорить юное воображение необычностью жизнеподобного, то прелесть книги Свифта в умении самое причудливое сделать поводом к размышлениям о непреходящих нравственных ценностях, на которых зиждется мир.
Среди многочисленных англоязычных произведений истори-ко-приключенческого жанра особое место принадлежит романам Вальтера Скотта (1771 — 1832). Особенно популярным у нас был в свое время роман «Айвенго», рассказывающий историю доблестного рыцаря славного короля Ричарда Львиное Сердце.
Экзотическим странам и народам посвящены и написанные несколько позже, вошедшие в детское чтение произведения англичанина Томаса Майн Рида (1818—1883), объездившего всю Европу и Америку, ведшего полную приключений и испытаний жизнь странника, и его старшего современника, первого великого романиста США Джеймса Фенимора Купера (1789—1851). С американскими реалиями связаны сюжеты романов Майн Рида «Всадник без головы», наиболее популярного среди детей среднего школьного возраста его произведения, Купера «Следопыт, или на берегах Онтарио», одного из многочисленных произведений писателя, рассказывающих о колонизации и покорении европейцами Северной Америки. Любимые герои Купера и Майн Рида смелы, откровенны, исповедуют культ благородной и спокойной силы. Их жизнь полна неожиданностей, многочисленные враги не прекращают интриг, козней, все новые и новые опасности и испытания ожидают персонажей вслед за только что преодоленными. Увлекательность сюжета, загадочность конфликтов, непредсказуемость развязок поддерживают интерес на всем протяжении чтения, являются верным залогом успеха у читателя-подростка.
Среди приключенческих книг английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона (1850—1894), лучшая — роман «Остров сокровищ». Его главный и по сути дела единственный положительный герой — подросток Джим. Именно его взгляд на мир, где бушуют страсти, борются амбиции, смеются над людьми судьба и обстоятельства, позволяет возродить уходящую из слишком прагматичного мира романтику.
Романтико-приключенческая линия в развитии английской и англоязычной американской литературы на ином историческом этапе преобразилась в глубоко своеобразном творчестве Р. Киплинга, рассказавшего детям об экзотическом и прекрасном мире индийских джунглей, Д. Лондона, познакомившего с золотоискателями, путешественниками, авантюристами разъедаемого противоречиями мира рубежа XIX—XX вв.
С реалистическим изображением обычной жизни, где тоже кипят страсти, люди должны делать выбор и далеко не всегда добро легко находит пути к людским сердцам знакомит Г. Бичер-Стоу в романе «Хижина дяди Тома». Эта книга в жизненно достоверных картинах открывала своим согражданам весь ужас существования негров-рабов.
Значительная часть творчества Сэмюэля Ленгхорна Клеменса, известного под псевдонимом Марк Твен (1835—1910) отличается изначальной ориентацией на детское восприятие. Сам писатель называл «Приключения Тома Сойера» гимном детству. Собственно приключенческий мотив в произведении Твена представлен вполне реалистично, и приключения Тома, Гекльберри Финна не выходят за рамки вполне возможного в тех условиях, в которых они жили. Подлинное достоинство произведения Твена в том, что он смог наполнить конфликты нравственно-психологическим содержанием, достоверно показать бытовые реалии, социальные типы своего времени. И все это окрашено восприятием живого, неплохо разбирающегося в побуждениях и страстях людей мальчишки, искреннего фантазера, поэта и забияки, умеющего дружить, любить, бороться. Жизнерадостность Тома и его друзей всегда сохраняет надежду, дарит радость, утверждает свет. Последующие произведения «детского цикла» М. Твена, «Принц и нищий», «Приключения Гекльберри Финна», становятся все более совершенными и сложными в сюжетно-композиционном и стилистическом отношении.
Вполне освоились среди русских детей смешной медвежонок Винни Пух, его хозяин, мальчик Кристофер Робин и все, все, все герои книги американского писателя Алана Александра Милна (1882—1956). Его произведение было переведено на русский язык Б. Заходером в 1960 г. и с тех пор прочно утвердилось в ряду книг, наиболее любимых дошкольниками и младшими школьниками.
Странный, как бы деформированный мир создает в своих сказках Льюис Кэрролл (псевдоним Чарлза Латуиджа Доджсона, 1832—1898). Он не был профессиональным писателем и свои истории об «Алисе в стране чудес», «Алисе в Зазеркалье» сочинял первоначально в устной форме для конкретных детей. Профессор математики по профессии, Кэрролл и в литературе как бы стремится доказать абстрактность многого в мире, относительность великого и малого, подчеркнуть соседство ужасного и смешного.
В последние годы наибольшее внимание издателей в нашей стране привлекла трилогия Джона Рональда Руэла Толкиена (1892—1973) «Властелин колец» («Хранители», «Две твердыни», «Возвращение Государя»). Он по-своему пытался продолжить традицию Кэрролла. Этому способствовали и занятия математической лингвистикой, и рождение героев в непосредственном общении с детьми. Написанную достаточно давно и уже подзабытую было книгу Толкиена вспомнили и оживили еще и потому, что приобрел огромную коммерческую популярность жанр так называемой «фэнтези», сюжеты Толкиена стали основой соответствующих ярких, изощренных в техническом отношении видовых фильмов, апеллирующих к еще менее сложным, хотя и бурно проявляющимся человеческим эмоциям, чем литературный первоисточник.
Французская детская литература широко представлена в переводах на русский язык.
И начинается это знакомство для большинства наших маленьких читателей со сказок Шарля Перро (1628-1703).
Им написаны сказки «Спящая красавица», «Золушка», «Синяя борода», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик». Трудолюбие, великодушие, находчивость представителей простого народа Перро пытался утвердить в качестве ценностей своего круга. Поэтизация этих качеств делает его сказки важными и для современного ребенка.
Прочно сохраняют место в детском чтении книги Жюля Верна (1828—1905). Успех его романа «Пять недель на воздушном шаре» (1863г.) превзошел все ожидания. И поэтому на смену воздушной фантазии приходит геологическая — «Путешествие к центру земли» (1864), вслед за ней издается роман «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864—1865), «С земли на Луну» (1865). По завершении романа «Дети капитана Гранта» писатель объединил ранее написанные и все последующие произведения общей серией под названием «Необыкновенные путешествия». Главное достоинство его книг связано с созданными характерами людей, стремящихся познать все тайны земли, преодолеть зло, социальные болезни. Этот аспект становится особенно важным для писателя со времени создания знаменитого романа «Двадцать тысяч лье под водой». Образ капитана Немо изначально задумывался как характер бунтаря, протестанта, борца с несправедливостью, тиранией и угнетением. Из других романов, вошедших в «Необыкновенные путешествия» и пользующихся популярностью по сей день, нужно отметить «Вокруг света за 80 дней» (1872), «Таинственный остров» (1874). Новым для своего времени было в произведениях Верна и утверждение мысли об абсолютном равенстве людей перед судом нравственности. Только это отличает в его произведениях людей различных национальностей, социального статуса: они являют собой лучшие или же худшие стороны единого человечества.
Среди французских художников XX в., писавших о детях и для детей, наиболее известен у нас Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзю-пери (1900—1944), автор сказки «Маленький принц». По жанру это философская сказка. Главный ее герой — житель планеты-астероида, неожиданно появившийся перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик называет его Маленьким принцем. Сказка восхищает все новые и новые поколения читателей. Многие фразы из нее стали афоризмами.
Немецкая детская литература связана для юных читателей нашей страны прежде всего с именами великих сказочников: братьев Гримм, Гофмана, Гауфа.
Якоб (1785—1863) и Вильгельм (1786—1859) Гримм жили в эпоху зарождения и расцвета романтизма, как важного направления мировой культуры рубежа XVIII—XIX веков. Большая часть сказочных сюжетов была собрана братьями Гримм, профессорами-филологами, в ходе их многочисленных экспедиций по сельской Германии, записана со слов сказителей, крестьян, горожан. В обработанном братьями Гримм виде они стали важной частью детского чтения во многих странах мира. Это сказки «Храбрый портняжка», «Горшок каши», «Бабушка Метелица», «Братец и сестрица», «Умная Эльза». Простота, прозрачность сюжетного действия и глубина морально-этического содержания, пожалуй, — главные отличительные особенности сказок Гримм. Их «Бременские музыканты» продолжают свое путешествие по временам и странам.
Находился под влиянием романтизма и Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822). Разлад мечты и реальности — не только примета романтического мироощущения, они характеризовали и душевное состояние самого Гофмана, который вел скучную жизнь чиновника, а мечтал о путешествиях и свободном служении красоте, фантазии. Эти противоречия отразили и его сказочные повести: «Песочный человек», «Щелкунчик», «Чужое дитя», «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». В детском чтении наиболее прочно закрепился «Щелкунчик». Это одна из наиболее жизнеутверждающих и веселых сказок Гофмана, хотя и героям этой Рождественской истории приходится пройти через длительный ряд нелегких испытаний, прежде чем они обретают счастье.
Вильгельм Гауф (1802—1827) попытался на основе сказочных традиций различных народов создать совершенно особый тип литературной сказки, фантастико-аллегорических новелл, объединенных в циклы. Его сказки: «Маленький Мук», «Халиф Аист», «Карлик Нос». Сказка «Карлик Нос» для детей младшего возраста интересна загадочно-фантастической историей превращений мальчика Якоба в белку, уродливого горбуна, возвращением в нормальный человеческий облик. Затрагивает чувства ребенка и налет жутковатой «кровавой» романтики, связанной с деяниями злой волшебницы.
Лучшая сказка третьего тома — «Холодное сердце» — иллюстрирует все то значительное, чем обогатил жанр этот рано умерший писатель. Бытовое повествование органично совмещается с волшебным элементом. Герой проходит сложной дорогой нравственного поиска, потерь и обретений. Классически простая и традиционная идея сказки заключается в утверждении добра, справедливости, великодушия, воплощенных в образе Стеклянного Человечка в противовес жестокости, корыстолюбию, бессердечию Михеля-Великана и его подручных.

Оригинальная роль в массиве переведенной на русский язык детской литературы различных народов принадлежит итальянским писателям.
Герой романа Раффаэлло Джованьоли (1883—1915) «Спартак» приносит с собой дух героики. Будучи профессиональным историком, писатель сумел создать запоминающиеся портреты реальных исторических лиц — Суллы, Юлия Цезаря, Цицерона, Красса, в произведении пластично реконструируется завораживающая людей нашего времени атмосфера жизни Древнего Рима.
Велики заслуги перед маленькими читателями нашей страны итальянского писателя Коллоди (Карло Лоренцини, 1826—1890). Ведь это его книга «Приключения Пиноккио» вдохновила А. Толстого на создание сказочной повести «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Несколько интересных детских писателей вышли из Североевропейских стран, Скандинавии, где сложилась оригинальная традиция творчества для детей и о детях.
Прежде всего, конечно, следует назвать великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805—1875). Он, как никто другой, сумел по-своему воплотить в творчестве фольклорно-пушкинский принцип — «сказка ложь — да в ней намек, добрым молодцам урок». Нравственно-философское и социально-дидактическое начала в его сказках прорастают сквозь абсолютно доступные детям сюжеты и конфликты.
Сказки Андерсена сохраняют очарование для людей, и когда они расстаются с детством. Привлекают они ненавязчивой, народного истока мудростью, многогранностью воплощенных эмоций. Почти никогда дело у Андерсена не сводится к воплощению единственного всепоглощающего чувства. Его сказочные произведения окрашены в тона жизни, где радость, печаль, лирическая грусть, смех разных оттенков, от веселого до саркастичного, разочарование, надежда сменяют друг друга, соседствуют, передавая горько-сладкий вкус подлинного бытия.
Симпатии писателя всегда на стороне людей простых, с благородным сердцем и чистыми порывами. Таким предстает в сказках и рассказчик. Он не спешит проявлять эмоции, не торопится с оценками, но за внешне спокойным повествованием ощущается неколебимая твердость нравственных принципов, от которых ни любимых героев, ни повествователя ничто не сможет заставить отказаться.
Некоторые его сказки содержали косвенные оценки конкретных противоречий эпохи («Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Свинопас»). Но со временем их актуально-политическое значение сошло на нет, при этом морально-этический потенциал отнюдь не стал меньше: «Позолота вся сотрется — свиная кожа остается». Героями его сказок становятся не только «ожившие» игрушки («Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист»), очеловеченные животные («Гадкий утенок», «Дюймовочка»), растения («Ромашка», «Ель»), но и самые обычные предметы обихода: штопальная игла, бутылочный осколок, воротничок, старый уличный фонарь, капля воды, спички, старый дом. Отстояв право на жизнь и любовь в нешуточных испытаниях, любимые герои сказочника оказываются особенно счастливы («Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»).
Оригинальные причины побудили Сельму Оттилию Лагерлёф (1858—1940) на создание книги «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции». Она получила заказ на книгу для детей о Швеции, но неожиданно у нее сложился сказочный сюжет, возникли характеры, интересные и без связи с историко-этнографическим, страноведческим аспектом книги.
Увлекательные художественные миры и запоминающиеся характеры создали также Туве Янсон в книгах о жизни в Долине Троллей, Астрид Линдгрен в сказочной повести «Пеппи Длинный чулок», в трилогии о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше.

Все мы в детстве читали в основном детские книги отечественных писателей. Однако есть огромное количество известной литературы для детей от зарубежных авторов. При этом такие книги отличаются тем, что в разных странах свои традиции и свои любимые главные персонажи, которые непривычны и любопытны для детей нашей страны.

Скачать бесплатно и без регистрации зарубежные детские книги вы можете на нашем литературном сайте в форматах, подходящих для любых электронных приспособлений для чтения литературы: pdf, rtf, epub, fb2, txt. У нас огромная коллекция книг от современных писателей и авторов прошлых лет. У нас вы также можете читать онлайн любое произведение.

Сказки были в жизни каждого из нас. После увлекательной истории про приключения разных животных, детей и взрослых, про их путешествия в далекие страны спится намного более сладко и крепко. Именно с этого момента мы начинаем любить книги, изучать картинки, учиться читать.

Зарубежная детская литература предназначена для разного возраста. Книги для самых маленьких содержат яркие и большие иллюстрации. Литература для детей постарше содержит более научную информацию, познавательную и поучительную.

Любая книга для детей имеет очень глубокий смысл, который закладывает в подсознании ребенка взгляды о том, что такое добро и зло, как выбирать друзей, как правильно познавать мир и что такое жизнь в целом. Ребенок, приходя в этот мир, начинает учиться здесь жить, и книги являются отличными учителями в этом нелегком деле.

Многие писатели из других стран создают творения, которые очень нравятся детям нашей страны. Зарубежная детская литература известна такими авторами, как братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Астрид Линдгрен, Шарль Перро. Это вечные истории про Пеппи Длинный Чулок, Бременских музыкантов, Принцессу на горошине. Все мы любим эти сказки и читаем своим детям. При этом в каждой истории главные герои попадают в удивительные ситуации, находят новых друзей, встречают врагов. Мораль же всегда одна – добро побеждает зло. При этом негативным персонажам дается шанс на исправление. Это наилучший способ показать детям то, что мир устроен сложно, но при этом нужно быть хорошим человеком.

На нашем сайте вы найдете и сможете скачать бесплатно известные зарубежные детские книги в разных форматах для чтения на любом электронном приборе. Также вы можете читать онлайн. Мы подобрали рейтинги лучших книг, которые наиболее полюбились читателям со всего мира.