Кто такие Каин и Авель. История первого убийства на земле

  • 20.09.2019

Кто такие Каин и Авель?

В Авраамических религиях Каин и Авель – сыновья Адама и Евы, родившиеся после изгнания прародителей из Эдема. Как и завещал Бог, Каин и Авель трудились на земле и питались плодами своих нелегких трудов. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом.

История про Авеля и Каина ― это история первого убийства на Земле. Земля в то время была еще совсем юной, однако уже претерпела на себе влияние . Каин был первым человеком, родившимся на молодой Земле, Авель – первым умершим человеком.

История Каина и Авеля рассказывается в , в четвертой главе. Прочесть или послушать главу о Каине и Авеле Вы можете, перейдя по ссылке:

Имена Каин и Авель: значение.

Имя Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что значит «создавать / производить на свет», либо от корня КИНА, что означает «зависть». В пользу первой версии говорят строки Библии, в которых Ева говорит о Каине «произвела я человека». Имя Каин стало нарицательным. Сегодня так принято называть злобного и завистливого человека, способного на подлость.

Имя Авель (Хевель), вероятно, восходит к еврейскому слову «хевель» - дыхание. Однако многие современные ученые говорят о том, что имя Авель произошло от аккадского «аблу», что означает сын.

За что Каин убил Авеля?

Каин-земледелец и Авель-скотовод приносили плоды трудов своих в жертву Богу. Бог благосклонно принимал жертву Авеля, так как приносилась она с чистым сердцем. Жертва Каина была отвергнута, так как Каин приносил жертву лишь по привычке, без любви к Богу. Из зависти и гнева Каин убивает Авеля, совершая тем самым первое преступление на юной Земле.

История Каина после братоубийства.

После убийства Каин пытался скрыть свой грех перед Богом. Когда Бог спросил у Каина, где его брат, тот ответил, что не знает, так как не является сторожем брату своему. Считается, что Бог задал этот вопрос Каину в надежде исповедать грех его, однако Каин не проявил желания раскаяться.

Каин и Авель. Житников Михаил.

После убийства Каин был проклят Богом от земли той, на которую пролилась кровь Авеля. По слову Божьему, земля не будет давать силы Каину. И должен он стать изгнанником и скитальцем на земле. И выслан был Каин в землю Нод.

Каин взывает к Богу, говоря, что наказание его больше, чем он сможет снести, и что всякий, кто встретит его, сможет убить его.

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Он также основал город и назвал его в честь сына своего ЕНОХ. Кем была жена Каина? В Библии об этом упоминаний нет, однако существует два мнения, и оба основаны на «Книге Юбилеев»:

  • Женой Каина была его сестра Аван;
  • Женой Каина была Сава.

Каиново колено насчитывает 7 поколений. Считается, что род Каина не спасся во времена Великого Потопа. В апокрифической книге Еноха написано, что душа Авеля стала во главе мучеников и преследовала потомков Каина.

«Это дyх, котоpый вышел из Авеля, yбитого своим бpатом Каином; и он жалyется на него, пока семя его (Каина) не бyдет изглажено с лица земли и из семени людей не бyдет yничтожено его семя».

История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.

Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, - Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.

История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.

Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.

Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.

Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:

  • История Исава и Иакова;
  • История Иосифа и одиннадцати братьев его;
  • История Давида и его старших братьев и пр.

История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.

Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.

…Двух полусфер и за Севильей в волны

Нисходит Каин, хворост свой держа

Существует интересная трактовка истории об Авеле и Каине, согласно которой данная история объясняет источник всяких войн. Как получается, что братья по крови, поклоняющиеся одному Богу, становятся смертельными врагами? По словам автора теории, к войнам, в том числе и религиозным, приводит не разница в догматах или ритуалах, а «притязания на равенство» или «отрицание иерархии» (

КТО ТАКОЙ КАИН В БИБЛИИ?

Каин - первый сын Адама и Евы, т.е. первый рождённый на Земле человек. Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Прославился тем, что стал первым в истории убийцей на Земле (лишил жизни своего брата Авеля).

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

Историю Каина мы узнаем из Книги Бытия.

После изгнания из рая у Адама и Евы родился первенец. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» — то есть победит те последствия грехопадения, которые с ними случились. Поэтому назвала Ева своего первенца «Каин», что значит «человек от Господа».

Но все оказалось гораздо сложнее, чем они думали изначально. И поэтому через какое-то время, когда Ева родила еще одного мальчика, она назвала его Авель , что значит «прах, плач», то есть — как дым, как прах рассеялись ее надежды, ее мечты на скорое избавление. Может быть, только в этот момент они до конца осознали чудовищность последствий, которые повлекло за собой грехопадение.

Авель стал скотоводом, а его брат Каин — земледельцем.

Конфликт начался с жертвоприношения Богу (это были первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. (Быт. 4:2-4)

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле. (Быт. 4:4-5)


Здесь мы видим, что не все жертвы Богу угодны. Жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью. И проводя параллель на нас сегодняшних, тоже надо сказать, не все то, что мы жертвуем для Бога, для храма, не все это Бог приемлет, не все это идет впрок. Наверное, имеет значение то сердце, с которым мы приносим свой дар, то состояние нашей души, для чего мы это делаем, с каким чувством мы это делаем. Вот это, наверное, имеется в виду как главное условие. И если что-то у нас в сердце не в порядке, то, может быть, Господь от нас тоже не примет дар.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и от чего поникло лицо твое?» (Быт. 4:6) Такое ощущение, что Господь чего-то не знает… Все знает. Это вопросы Господь обращает Каину, чтобы тот сам себе задал их: «подумай, почему ты огорчился, почему поникло лицо твое? задумайся над этим…»

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь лица. А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:7)

Замечательные слова! «Он тебя (грех) влечет к себе, но ты господствуй над ним». Да, грех будет лежать у дверей и у каждого из нас с вами тоже в какой-то момент жизни обязательно грех лежит у двери, и он влечет нас к себе. Но «ты господствуй над ним» и не позволяй ему господствовать над тобой, будь хозяином положения, оставайся свободным от этого. И Господь напрямую обращается к Каину, напрямую говорит с ним, вразумляет его, направляет его, пытается как-то его воспитать.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. (Быт. 4:8)


Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?» Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». (Быт. 4:9) Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление. Ответ совершенно наглый, совершено бесцеремонный, грубый и очень неприличный: «разве я сторож брату моему?». Циничный ответ. О чем это говорит? О том, что душа Каина до такой степени уже озлобилась и прониклась грехом, что в общем-то взывать к его исправлению, к покаянию уже невозможно. Только может быть, какие-то сложные жизненные условия на протяжении многого времени могут заставить его пересмотреть свое отношение, свою позицию, и что-то изменить.

Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле». (Быт. 4:11-12)

Вот такое жесткое наказание - Каин был лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания.

«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно ».(Быт. 4:13) Это не слова покаяния, это не слова человека, который сожалеет. Это слова человека, который считает: «Ну, и что я такого сделал, что Ты меня так наказываешь? Ты меня слишком сильно наказываешь. Я не вижу, что я настолько сильно нагрешил, чтобы Ты меня так сильно наказывал. Что я такого сделал?» То есть он не понимает, не осознает степени своего ужасного поступка.

Вот так печально закончилась история двух братьев — Каина и Авеля.

После убийства Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан в землю Нод (Быт. 4:11-14). А чтобы первый же встречный не убил преступника — первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу — Бог отметил Каина особым знаком. В современном языке выражение «Каинова печать» имеет смысл «печать преступления». Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было преступление Каина и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание. У него была жена, которая тоже последовала за ним. Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох и потомство Каина потом тоже распространялось по земле.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф , что значит «основание» — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Материал подготовлен на основе статьи в журнале "ФОМА"

Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Человеческие пороки ― виновники всех преступлений

Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

Спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» . сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего .

От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни.

Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема .

Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег , с отверстием вверху и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского . Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог.

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег . затворил за ними ковчег . В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами . Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним .

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима , дни и ночи». И благословил Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови . Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил завет с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. (.)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих

По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы , опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих» . Потом продолжал: «Благословен Господь Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится Бог, будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную .

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. ( гл.)

Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова) и появление идолопоклонства

Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием . Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар . Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен . Но сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» . И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение) . Так произошли разные народы, говорящие разными языками .

Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада.

От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. ( гл.)


Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления - каинитов и сифитов - подробно перечисляя их родословную (смотри книгу Бытия, стих 4:17 - 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа, к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош, человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснить кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы Согласно каноническому ветхозаветному тексту, дети у Адама и Евы начали рождаться только после изгнания их из сада Эдемского. Но утверждение, что способность к размножению стало следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу, словом «жена». Адам нарек ей имя Ева (евр. Хавва, жизнь,) и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного - первых людей (Адам и Ева), в множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь - Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру.»

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен, и между тем человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и среди очень цивилизованных стран такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре, Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой близнецом, либо же с сестрой близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин пожелав жениться на ней, решился на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются мнения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына, Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событие в становлении человечества - переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина скорее всего так же женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, так же мог жениться на одной из своих сестер. Так, Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.»

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия. «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета - мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют Ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические толкователи видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии толкования, которой придерживаются большинство Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, может быть вполне допустимо.