Легенда о потопе в мифах разных народов мира. Миф о всемирном потопе – самые древние версии Греческий миф о потопе

  • 29.08.2019

Которое когда-то уничтожило землю. Миф о всемирном потопе встречается в фольклоре самых разных народов практически на всех материках. Он отсутствует в мифологических системах многих центрально- и южноафриканских племен и есть далеко не у всех индейцев Северной и Южной Америки, но в Евразии, особенно на Ближнем Востоке и в Европе, эта легенда – одна из первооснов представлений о мироустройстве….

Древний Вавилон: потоп как божественная «демографическая политика»

В шумеро-аккадской мифологии существовало несколько мифов о потопе. На известной древнейшей табличке, найденной и опубликованной в начале XX века Арно Пёбелем, сохранилась только треть первоначального текста. Но то, что осталось, согласуется с более поздними аккадскими поэмами, по которым и реконструируют древневавилонский миф о потопе. Согласно шумерской легенде, затопить землю решили боги, которые оказались недовольны своим собственным творением.

В вавилонском мифе решение о потопе было предпринято на совете богов. Катастрофа длилась неделю, а спасся после нее только предупрежденный жрецом одного из богов Зиусудра. Он пережил потоп на своем корабле, а сойдя с него, поклонился богам и принес им жертву, чтобы они разрешили Зиусудре продолжить жизнь на земле. Аккадская поэма о конце света датируется II тысячелетием до нашей эры. В ней боги создают 7 мужчин и 7 женщин, которые всего за дюжину сотен лет дают так много потомства, что начинают «сильно шуметь» и беспокоить богов.

Уставшие от людей боги насылают на них сначала страшные болезни, затем засуху. Спасают от апокалипсиса только советы мудрого Атрахасиса, который говорит, что нужно принести богам жертвы и построить храм. В конце концов, боги решают погубить человечество, но один из них (Энки) показывает Атрахасису, как построить ковчег и говорит ему взять с собой жену, рабов, разных животных, «травоядных и диких». После потопа Атрахасис продолжает человеческий род. Бог Энлиль, узнав, что людям дали спастись, гневается. Он не хочет, чтобы они снова «расплодились». Но богиня Нинту предпринимает меры для борьбы с последующим переселением. Она создает демонов, которые отбирают души у младенцев, и вводит запреты на роды для жриц.

Вавилонские сказания о потопе формально считаются старше библейских, поскольку самая древняя из табличек датируется XVII веком до нашей эры.

Однако, то, насколько они согласуются с библейской историей Ноя , только подтверждает гипотезы ученых о том, что в основе ближневосточных мифов о великом потопе лежит сохранившаяся память о когда-то реально имевшем место событии. По шумерским источникам иногда даже пытаются восстановить его возможную дату. Так, по списку царей, в котором указано точное количество лет, прошедших от потопа до правления последнего государя, выходит, что катастрофа произошла за 33,9 (по другим исследованиям, за 35,4) тысячи лет до нашей эры.

Ноев ковчег

Классическая библейская легенда знакома всем с детства. Именно из неё ведет свое происхождение выражение «допотопные времена» и голубь как символ мира. Это предание пришло в Ветхий завет из еврейской Книги Бытия. Потоп в Библии, как и в шумерских источниках, был карой за человеческие проступки, посланной на землю, чтобы уничтожить все живое на ней. Но причина божественного гнева заключалась не просто в раздражении, как в вавилонском тексте.

Кроме того, в отличие от Энлиля, которому не нравились люди, библейский бог изначально хотел, чтобы после потопа на земле началась новая жизнь.

Люди, по мнению бога, стали слишком безнравственными и перестали соответствовать замыслу творца. Поэтому он решил оставить в живых лишь единственного праведного из них. Как все ветхозаветные герои, Ной был человеком довольно «преклонного» по современным меркам возраста. Ему было уже 600 лет, когда он построил ковчег (который сооружался на протяжении века). Библейское время течет по-другому, поэтому известные 40 дней после конца света, в которые Ной ждал, пока прекратится наводнение, а потом почти год поисков им суши только современному человеку могут показаться неправдоподобно долгими.

Индийские мифы о потопе

Дж. Фрэзер приводит в своей книге «Фольклор в Ветхом завете» пример легенд о потопе в современной Индии. В фольклоре одного из племен когда-то давно рыба предупредила «доброго человека», который не стал ее есть, о предстоящем конце света и посоветовала ему сделать огромный ящик, чтобы спастись. По этому совету человек зашел в сооруженный им «ковчег» с сестрой и петухом. Потоп действительно состоялся, и после того, как все живое на земле было уничтожено, Рама нашел спасшегося и его сестру по пению петуха. От их кровнородственного брака в последствие родилось 7 сыновей и 7 дочерей, от которых и ведут происхождение все современные люди.

В мифологической системе другого племени в живых после потопа остались две пары. Один мужчина и женщина спрятались на верхушке дерева, которое росло на вершине самой высокой горы, и ждали там, пока вода сойдет. Но пока они сидели на ветвях, бог превратил эту пару в тигров и послал на гору других людей, которые должны были продолжить род человеческий. Присланные богом люди сначала убили превращенных хищников, а затем начали плодиться и размножаться, чтобы снова заселить мир людьми.

Вполне очевидно сходство индийских мифов о потопе с библейскими.

Одни исследователи объясняют это арийским завоеванием, другие – возможными контактами с семитскими народами. При этом в Ведах, как отмечает Фрэзер, никаких мифов о потопе не было. А вот в более поздней литературе на санскрите эти легенды стали появляться. В одной из наиболее популярных богу Ману также попадается рыба, которая просит взрастить её и отпустить и предупреждает его о потопе. После потопа он остается один и вопрошает о потомстве. Ману приносит жертвы воде молоком, маслом и творогом, надеясь продолжить род. И со временем из пролитого им жертвенного молока и творога рождается его женщина-дочь, через которую он дет начало всем современным людям.

Ксения Жарчинская

Официальная историческая наука практически не принимает во внимание подавляющее большинство легенд и преданий , наложив на них клеймо «мифа» и приравняв его к выдумкам и полету фантазии древних народов.
Конечно, можно объявить мифы о катаклизмах следствием тяжелых условий жизни людей, чрезвычайно сильно зависевших от капризов природы и местных стихийных бедствий. Однако «гораздо труднее объяснить специфический, но различимый отпечаток разума в мифах о катаклизмах. Достоверность данных мифологии оказывается на весьма высоком уровне при проверке их на основе объективного анализа. Мифы предстают перед нами не в качестве фантазий каких-либо древних авторов или народных сказок, а приобретают статус своеобразного описания событий и явлений, имевших место в действительности.
Автор сам не раз убеждался в том, что современная наука по большей части является лже-наукой , которая искажает реальную картину мира.

Один из таких мифов, известный всем и каждому - это миф о великом, "Вселенском Потопе". Мы так или иначе узнаем о этом событии из Старого Завета, описывающего сотворение мира и уничтожение в конец погрязшего в грехах человечества, однако знаете ли вы, что в мире существует 500 легенд описывающих всемирный потоп?

Доктор Ришар Андре, в своё время исследовал 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 Австралиских), и пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского, (наиболее древнего) и еврейского (наиболее популярного) вариантов

Смещение ядра Земли подтверждается многочисленные мифами и преданиями различных народов, причем во всех источниках фигурирует одна и та же характерная особенность - этому катаклизму сопутствовали подземный гул и стремительное исчезновение Солнца за горизонтом. В мифе, записанном на островах Микронезии, говорится, что катастрофе предшествовала внезапно наступившая темнота (при смещении оси планеты Солнце ушло за горизонт). Затем начался потоп.

Сама Земля свидетельствует о реальности Потопа.

В эту книгу был включен и ряд преданий , которые говорили о последствиях того, как "люди восстали против богов, и система мироздания пришла в беспорядок": "Планеты изменили свой путь. Небо сдвинулось к северу. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому. Земля развалилась на части, из ее недр хлынула вода и затопила землю".

Иезуитский миссионер Мартиниус, проживший много лет в Китае и изучавший древние китайские летописи, написал книгу "История Китая", в которой говорится о смещении оси Земли и о потопе, как следствии этого катаклизма:

Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили путь своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затмении, и планеты изменили свои пути. Карело-финский эпос "Калевала" повествует:страшные тени заволокли Землю, и солнце порой покидало свой привычный путь. В исландской "Волуспе" есть такие строки:

Не знала она (Земля), где должен быть ее дом, Луна не знала, каков ее дом, Звезды не знали, где им стоять. Потом боги наводят порядок среди небесных тел.

В джунглях Малайзии народность чевонг всерьез считает, что время от времени их мир, который они называют Земля-Семь, переворачивается вверх ногами, так что все тонет и разрушается. Однако при содействии бога-творца Тохана на плоскости, бывшей раньше на нижней стороне Земли-Семь, появляются новые горы, долины и равнины. Вырастают новые деревья, рождаются новые люди. То есть полностью обновляется мир.
В мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен, а властелинами нижнего мира были три великих человека: Пу Лен Сьюн, Хун Кан и Хун Кет. Однажды тены объявили, что, прежде, чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости устроили наводнение, которое опустошило Землю. Три великих человека построили плот с домиком, куда посадили некоторое количество женщин и детей. Таким вот образом им и их потомкам удалось пережить потоп.
Похожее предание о потопе, от которого два брата спаслись на плоту, существует у каренов в Бирме. Подобный потоп является составной частью вьетнамской мифологии; там брат с сестрой спаслись в большом деревянном сундуке вместе с парами животных всех пород. Эта история могла спустя некоторое время обрасти несуществующими фактами, вроде спасением всех животных.

Австралия и Океания

У ряда племен австралийских аборигенов, особенно тех, что традиционно обитают вдоль северного тропического побережья, есть поверье, что своим происхождением они обязаны великому наводнению, которое смело ранее существовавший ландшафт вместе с обитателями.

Согласно мифам о происхождении ряда других племен, ответственность за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом которого является радуга.

Существуют японские предания, согласно которым острова Океании появились после того, как отступили волны великого потопа. В самой Океании миф коренных жителей Гавайских островов рассказывает, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа.

Самоанцы верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество. Его пережили лишь два человека, отплывшие в море на лодке, которая потом пристала к архипелагу Самоа.

Египет

Древнеегипетские предания также упоминают о великом наводнении. Например, погребальный текст, обнаруженный в гробнице фараона Сети I, говорит об уничтожении потопом грешившего человечества.

С космоса можно четко увидеть эти самые следы отступления воды в Красное море.

Каир, Египет, следы мощных потоков

Конкретные причины этой катастрофы изложены в Главе 175 Книги мертвых, которая приписывает богу Луны Тоту следующую речь:

"Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... [Вот отчего] я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в первобытные времена".

Индия

Аналогичная фигура была почитаема в ведической Индии более 3000 лет назад. Однажды, гласит легенда, "некий мудрец по имени Ману совершал омовение и обнаружил в своей ладони маленькую рыбку, которая попросила сохранить ей жизнь. Пожалев ее, он запустил рыбку в кувшин. Одна- ко на следующий день она так выросла, что ему пришлось отнести ее в озеро. Вскоре озеро тоже оказалось маловато. "Брось меня в море, - сказала рыба, бывшая в действительности воплощением бога Вишну, - мне будет удобнее".

Затем Вишну предупредил Ману о грядущем потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому".
Не успел Ману выполнить эти приказания, как океан поднялся и затопил все; ничего не было видно, кроме бога Вишну в его рыбьем обличье, только теперь это было огромное однорогое существо с золотой чешуей. Ману подогнал свой ковчег к рогу рыбы, и Вишну буксировал его по кипящему морю, пока не остановился у торчащей из воды вершины "Горы Севера".

"Рыба сказала: "Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву, чтобы вода не унесла его, пока ты находишься на горе. По мере того как вода будет спадать, ты можешь спускаться ". И Ману спустился вместе с водами. Потоп смыл всех существ, и Ману остался один".
С него, а также с животных и растений, которых он спас от гибели, началась новая эра. Через год из воды появилась женщина, объявившая себя "дочерью Ману". Они вступили в брак и произвели на свет детей, став прародителями существующего человечества.

Индия

Индия пострадала очень сильно во время потопа, она вся была затоплена. После себя волна оставляет огромные кучи песка, камней и глины. Вся эта смесь равномерно распредляется по всей территории. Обычно это серовато-бежевый или темный налет. Если есть горы, то этот налет расположен между горами и тогда выглядит как застывшие ручьи. В таких отложениях археологи всегда откапывают старинные предметы, животных, людей и пр. Например глиняные шумерские таблички. Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). В 1877 г. сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак, не сделал открытие, ставшее исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации. В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами. Во время раскопок в архивах шумерских городов найдены десятки тысяч табличек. Как могла целая библиотека, состоящая из глиняных табличек оказаться под слоем земли?

Северная америка

Среди инуитов Аляски существовало предание об ужасном наводнении, сопровождавшемся землетрясением, которое так быстро пронеслось по лицу Земли, что лишь немногим удалось спастись в своих каноэ или спрятаться на вершинах высочайших гор, окаменев от ужаса.

Аляска

Эскимосы, живущие вдоль побережья Северного ледовитого океана от мыса Барроу на западе и до мыса Батерс на востоке, а также в Гренландии, рассказывают о нескольких потопах, которые периодически уничтожали почти все население. Один из потопов был следствием ураганного ветра, который нагнал морские воды на сушу и превратил ее в пустыню. Немногие уцелевшие спаслись тогда на плотах и лодках. Причиной другого потопа стало страшное землетрясение. Еще один потоп был вызван огромной приливной волной:

Давным-давно океан вдруг начал подниматься все выше и выше, пока не затопил всю землю. Даже горные вершины скрылись под водой, и льдины под ними неслись по течению. Когда потоп прекратился, глыбы льда сгрудились и образовали ледяные шапки, которыми до сих пор покрыты горные вершины. Рыбы, моллюски, тюлени и киты остались лежать на сухой земле, где и теперь еще можно увидеть их раковины и кости.

Все северное побережье Аляски, Канады и Сибири сплошь покрыто озерами и болотами, и большая часть территории представляет собой так называемую "Вечную мерзлоту". На Аляске обнаружены многокилометровые скопления костей исчезнувших животных - мамонтов , мастодонтов, супербизонов и лошадей. Эти животные исчезли в конце ледникового периода . Здесь же, в этой массе, обнаружены останки существующих ныне видов - многие миллионы животных с переломанными и оторванными конечностями вперемешку с вырванными с корнями деревьями.

У луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов.
Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа с помощью ворона, выдры и ондатры.
В "Истории индейцев дакота" Линда, авторитетнейшем труде XIX столетия, который сберег многие туземные предания, излагается миф ирокезов о том, как "море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую".
Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, "но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида". Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли.

Остров Пасхи

К той же серии виновников потопа относится Уоке - грозный бог и пращур пасхальцев. По их словам, " земля острова Пасхи была некогда гораздо больше, но так как жители его совершали преступления, Уоке раскачал землю и разбил ее, (подняв) при помощи палки”.

Наиболее известны статуи Пасхи - моаи. Их сотни, и они разбросаны по всему острову. Вес статуй в основном 10-20 тонн, но есть и гиганты, достигающие 80-90 тонн. Высота статуй колеблется от 3 до 21 метра.Очень многие статуи не закончены. Общая картина создает впечатление внезапного прекращения работ, то ли по воле их создателей, то ли из-за какого-то катаклизма. В пользу второй версии указывает одна из местных легенд, которая говорит, что случился огромный потоп, "с неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла "большая вода", и не стало ничего видно вокруг". С версией катаклизма согласуется и тот факт, что подавляющее большинство статуй повалены или частично занесены рыхлыми слоями почвы. Те же, что стоят в полный рост вблизи побережья, восстановлены совсем недавно - во второй половине ХХ века.

На суше осадочные породы необыкновенно большой толщины. Такая неоднородность необъяснима так же, как и образование ископаемых. Но оба этих явления можно объяснить катастрофическими событиями в прошлом. (Земля в переворотах)

Сибирь, Алтай и Аляска

Прошло много лет, и миссионеры обнаруживают у алтайцев собственный вариант предания о всемирном потопе. В нем корабль, построенный человеком по имени Нама, причаливает к двум горам, стоящим близко одна к другой Чомгодой и Тулутты. Но сюжет стал настолько популярен, что жители разных мест начали оспаривать местонахождение ковчега. На юге утверждали, что обломок ковчега лежит на горе близ устья реки Чемал, северные алтайцы видели огромные гвозди от ковчега на снежной вершине Улу-таг - Великой горы. Тунгусский взрыв почему их откапывают из земли.

Потоп в Южной Америке:

Несколько версий потопных легенд имело хождений среди древних перуанцев. Этнографы рассказывали: « Когда комплекс Тиагуанако был открыт европейцами, местные жители могли поведать о его создателях лишь фантастические легенды. Одна из них гласила, что боги, разгневавшись на древних строителей, наслали чуму, голод и страшное землетрясение, которое погубило творцов Тиагуанако, а главный их город исчез в водах Тити-кака”. Напомню, Тити-кака - самое большое в мире высокогорное соленое озеро.

Вершины гор выступают из селевых отложений

Когда вода, смешанная с землей, камнями и прочим мусором отходит в океан, она оставляет после себя толстый слой земли

Такие следы потопа встречаются везде, они есть в Европе, в Северной и Южной Америках, в Африке, в Индии, в Китае, в Японии и во многих других местах мира.

В Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору. По мере подъема воды, гора тоже росла, так что братья сумели пережить катастрофу.

Перу, особенно богато легендами о потопе. Типичная история рассказывает об индейце, которого о потопе предупредила лама. Человек и лама вместе убежали на высокую гору Вилка-Кото:"Когда они достигли вершины горы, то увидели, что там уже спасались всевозможные птицы и звери. Море стало подниматься и покрыло все равнины и горы, за исключением вершины Вилка-Кото; но даже и туда захлестывали волны, так что животным пришлось сбиться в кучу на "пятачке"... Через пять дней вода пошла на убыль, и море вернулось в свои берега. Но все люди, кроме одного, уже утонули, и именно от него пошли все народы Земли".
В доколумбовом Чили арауканы сохраняли предание о том, что некогда случилось наводнение, от которого спаслись лишь немногие …

В легендах и сказаниях разных народов много говорится о благодатной стране, в которой некогда жили счастливые люди. Однако эта страна погибла в водах Всемирного потопа, а место, где она была, покрылось панцирем многометрового льда. А мифах Древней Греции фигурирует персонаж, который является аналогом библейского Ноя.

Легенда рассказывает, как Зевс — царь богов — решил уничтожить че­ловечество, погрязшее в многочис­ленных грехах. Избежать гибели уда­лось человеку по имени Девкалион, соорудившему вместительный ков­чег. Похожая легенда фигурирует в ведийских мифах.

Мифы индейцев Центральной Америки также повествуют об эпохе, закончившейся гибелью живших в ту пору людей, причиной чего стало сильнейшее наводнение, когда даже самые высокие горы исчезли в пу­чине. Кодекс жрецов племени киче “Пополь-Вух”, обитающего сейчас на территории Гватемалы, так описыва­ет это событие: “Лик Земли потем­нел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на зем­лю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасыва­ли их, люди искали спасения в пе­щерах и гротах, и они погребали лю­дей. Так была завершена гибель лю­дей, обреченных на уничтожение”. И только два человека уцелели, пото­му что боги приказали им выдолбить полость в стволе огромного дерева. Они заползли туда и только благода­ря этому остались живы.

У жителей Нового Света до сих пор ходят легенды о наступлении времени холодов. Так, индейцы пле­мени тоба передают друг другу миф о приходе “Великою холода”, от ко­торого погибло множество людей. Спаслись лишь немногие, которые запаслись дровами и сохранили огонь. Американскими метода­ми точных наук подтверждают сви­детельство легенд. По данным У.Ф. Либби, примерно 10400 лет назад следы человека на Американском континенте внезапно исчезают.

Древнеиранские священные тек­сты повествуют о времени, когда все люди жили беззаботно и счастливо. Утверждается, что предки иранских арьев проживали в стране Арйана Вэджа. Климат этой райской страны отличался умеренностью и способ­ствовал плодородию. Однако она в результате нападения дьявола пре­вратилась в безжизненную ледяную пустыню. В одной из священных книг иранских арьев Зенд-Авесте расска­зывается, что их предки были пре­дупреждены о наступлении холодов: “На землю падут губительные зимы, они принесут с собой лютые моро­зы… Они принесут снег на 14 паль­цев глубиною… Теперь в этой неког­да цветущей стране десять месяцев зимы и только два — лето. Там мерз­нет вода, мерзнет земля, мерзнут деревья… Все кругом покрывает глу­бокий снег, и это самая ужасная из напастей…” Солнце в этой стране стало восходить лишь один раз. И год казался как один день и одна ночь. По совету богов предки арьев ушли из этой страны навсегда.

Теперь обратимся к данным на­уки. О том, что потоки воды и насту­пивший вслед за ними холод внезап­но обрушились на многие районы мира, говорит тот факт, что на севе­ре Евразии и Северной Америки до сих пор находят множество погибших животных. Их разодранные тела впе­ремешку со стволами деревьев, кам­нями и грязью образуют однород­ную массу. Все это крепко смерзлось и до сих пор покоится в вечной мерз­лоте, являясь своеобразным памят­ником . Многие специалисты считают, что смороженное месиво образовалось благодаря огромной волне, которая прокатилась по этим местам около 13 ООО лет назад, сме­тая все на своем пути. Мамонты, шер­стистые носороги, бизоны, верблю­ды, лошади, саблезубые гигры и другие крупные млекопитающие были мгновенно умерщвлены и по­гребены под слоем принесенной во­дой грязи. Мясо мамонтов оказалось в такой хорошей сохранности, что местные жители еще до революции оттаивали его и кормили им ездо­вых собак. И это по прошествии 13 700 лет со дня смерти животных! Такая датировка их гибели была ус­тановлена радиоуглеродным мето­дом. Это доказывает, что мамонтов не съели древние люди, как предпо­лагают некоторые исследователи, они погибли в результате природно­го катаклизма.

Как еще одно свидетельство вне­запной гибели животных можно рас­ценить то, что в их желудках были найдены непереваренные лютики, колокольчики, разнообразные тра­вы. Кроме того, вся эта раститель­ность средней широты произраста­ла там, где сегодня стелются лишь карликовые ивы. Полярный иссле­дователь Эдуард фон Толь, изучая древнюю фауну и флору Новоси­бирских островов, обнаружил остан­ки саблезубого тигра и фрагменты фруктового дерева с плодами и ли­стьями. Сейчас Новосибирские ос­трова являются одним из самых хо­лодных мест мира. Но чуть более 10 ООО лет назад это место выгляде­ло совсем иначе. Те животные, кото­рые не погибли от холода, умерли от голода. Например, у многих обнару­женных в ископаемом состоянии ма­монтов снизу стерты бивни. Они пы­тались выкапывать из-под выпавше­го снега с их помощью ягель и другие растения. Однако это не спасло ма­монтов. Гиганты не смогли прокормить себя в ледяной пустыне.

Дарвин, путешествуя по Южной Америке, обнаружил вместе с остан­ками давно погибших животных зуб ископаемой лошади. Необычное в этом было то, что лошадей впервые приплывшие в Америку европейцы так и не увидели. Их они привезли с собой, затем некоторые из этих ло­шадей одичали, размножились и хо­рошо прижились в обеих Америках. Оказывается, лошади в Америке раньше были, но погибли одновре­менно со множеством других живот­ных. Аналогичная картина массового вымирания животных наблюдалась и на других континентах. Например, только в Австралии в это же время погибло девятнадцать видов крупных зверей.

Некоторые ученые считают, что катастрофа произошла потому, что наша подвешенная в пространстве Земля “перекувырнулась”, изменив наклон оси вращения. Это измени­ло и угол падения солнечных лучей. До этого природного катаклизма плохо освещенные солнцем поляр­ные районы располагались в дру­гих частях земного шара. Снежные полярные шапки, оказавшись под прямыми лучами светила, растая­ли, и уровень океана резко поднял­ся. Вода затопила множество зе­мель. О том, что раньше уровень Мирового океана был намного ниже теперешнего, говорят данные гео­логии и палеобиологии. Например, японская научная подводная лодка “Сикаи” обнаружила возле берегов Австралии на глубине 150 м остовы кораллов, которые 13 ООО лет назад были живыми. Кораллы растут вблизи поверхности воды, так как им для роста нужен солнечный свет. Благодаря этому обстоятельству ученые сделали вывод, что уровень Мирового океана всего 13 ООО лет назад был ниже на 150 м. Если мы мысленно опустим уровень океана на такую глубину, то на поверхность “всплывут” огромные участки суши в тысячи километров и контуры ма­териков сильно изменятся. Напри­мер, береговая линия Евразийского материка пройдет намного се­вернее. И действительно, на шель­фах Северного Ледовитого океана обнаружены русла рек, ныне нахо­дящиеся на дне северных морей. Кроме этого, на Шпицбергене люди обнаружили стада оленей, которые могли попасть на остров только по суше, некогда простиравшейся от Шпицбергена до Европы. Северная Америка была связана с Европой сухопутным перешейком, проходив­шим через Гренландию и Ислан­дию. О том, что Северная Америка и Европа некогда были единым ма­териком, свидетельствует факт удивительного сходства их флоры и фауны.

Мы сейчас продолжаем жить в ледниковый период. Множество шельфов Северного Ледовитого океана, занятые сегодня северны­ми морями, раньше были сушей. Там, где простирается бескрайняя тундра, некогда росли дубовые рощи и бегали страусы. И к этой земле, где сегодня лежат одни го­лые камни, покрытые лишайником, и стелются карликовые березы и ивы, каждую весну устремляются несметные стаи птиц и разнообраз­ных животных.

То же самое можно сказать и о людях. Полярники, исследователи арктических широт, метеорологи, геологи, рыбаки, охотники, летчики, подводники, военные — их как маг­нитом тянет в эти места. Побывав там хоть раз, они не могут не вер­нуться туда вновь! Что толкает лю­дей постоянно приезжать, приплы­вать, прилетать в это! край белого безмолвия и стужи? Зов предков поселился в их сердцах! Их властно зовет к себе эта таинственная стра­на, залитая студеной водой и покрытая многометровыми льдами, роди­на людей и животных ныне холодная Арктика.



В самом деле, о потопе, погубившем кроме всего прочего, города Эриду, Баб-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак, повествуют клинописные таблички шумеров. Археологические раскопки не только обнаружили следы наводнений, но и вновь подарили миру три из перечисленных выше центров «допотопной цивилизации».

Древние таблички шумеров, рассказывают и о том, что в Солнечной системе 12 планет, а не 9, как мы привыкли считать. Зашифрованы 12 планет Солнечной системы и в сооружениях марсианского города Алтея-Кидония, фотографии которого были получены специалистами НACA. Выяснилась и связь между кометами и геологическими катаклизмами.

Так в период пролета кометы Хейла-Боппа в 1997г значительно усилились наводнения, циклоны, мощные ураганы, землетрясения, бедствия на нефтепроводах и газопроводах. На Земле появились даже области с повторными стихийными разрушениями. Член-корреспондент МАЭН и МАНЭБ Л.Виль напрямую связывает с этой кометой и увеличение количества самоубийств, массовых отравлений, преднамеренных и непреднамеренных убийств.

Tще в 1985 году Нобелевский лауреат Л.Алварес и его сын признали существование в нашей Солнечной системе некоей планеты, которая несет с собой рой комет и астероидов, вызывая на планетах земной группы глобальные катаклизмы. В 1981 году американский ученый В.Клапперн, изучив данные телеметрии, поступающие с «Пионеров» и «Вояджеров», пришел к выводу о присутствии за Плутоном некоей планеты с периодом обращения вокруг Солнца не менее тысячи лет.

Еще раньше лаборатория Лоренса обнаружила неизвестную планету с периодом обращения вокруг нашего светила в 1800 лет и удаленную от него на 64 астрономические единицы. Может быть, это и есть три «недостающие» планеты, или хотя бы две, если считать третьей ту, которая породила знаменитый «пояс астероидов»? Очевидно, один из таких периодических катаклизмов и лег в основу библейского сюжета как «великий потоп».

Сходные описания можно обнаружить в древнеегипетских папирусах, в обширной ведической литературе на санскрите, в кодексах ацтеков. О том же повествуют сказки и легенды аборигенов Австралии, Новой Зеландии, островов Океании и тропической Африки, северо- и южноамериканских индейцев, исландские саги.

Так, в легендах индейцев племени хори на северо-западе Америки, инков Высоких Анд, в финской Калевале, в книгах Древнего Египта и Китая, во многих других древних источниках упоминается чрезвычайное наводнение, затопившее Землю вплоть до высоких гор и стершее с лица планеты все сущее.

Мифология народов, разделенных большими расстояниями, параллельные мифы и результаты некоторых научных исследований в области климатологии, гидрографии и археологии — все это говорит в пользу гипотезы о потопе. К подобному выводу пришел и доктор Р.Андре, исследовавший 86 преданий о великом потопе (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии и Океании) из которых 62 оказались полностью независимыми от известных еврейского и месопотамского вариантов.

«И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» - сказано в Библии. Но согласно глиняным табличкам, на которых был записан «Эпос о Гильгамеше», бедствие было не столь продолжительным: «При наступлении дня седьмого буря с потопом войну прекратила». Легенду о Гильгамеше перевели на свои языки жители Вавилона, хетты и египтяне. Писцы с берегов Нила пометили красным те места, где встретились с языковыми трудностями при переводе.

Современник Аристотеля, вавилонский историк и маг Берос (330 - 260 г.г. до н.э.) в своей «Истории Халдеи» писал уже не о всемирном потопе, а всего лишь о наводнении, хотя и очень сильном. Зато в древнемексиканском кодексе «Чималпопока» буквально сказано следующее: «Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой».

Это находится в полном согласии со свидетельством другого кодекса доколумбовой Америки - «Пополь-Вух»: «Был устроен Великий Потоп... Лик Земли потемнел и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью.» «По всей земле вода стояла на высоте человеческого роста» - упомянуто в древнеперсидской «Зенд Авесте».

Сирийская легенда воспроизводит греческий миф. Это относит нас ко временам Девкалиона. Согласно легенде люди первого поколения нашей планеты совершили много преступлений, попрали обычаи и законы гостеприимства. Они были наказаны и погибли в катастрофе. Вода вдруг обрушилась на землю: реки покинули свои русла, а море затопило берега.

Только Девкалион остался жив: его пощадили за добродетель, и он начал другое, второе поколение людей. Он посадил детей, жен, зверей и птиц в большой деревянный ковчег. Ковчег носился по волнам до тех пор, пока вода покрывала землю. Вспомним аналогию с Ноевым Ковчегом и Ковчегом Гильгамеша - между этими легендами поразительное сходство.

Жители Герополиса дополняют сирийскую легенду: в земле образовалась огромная трещина, хлынули воды. Девкалион построил рядом с трещиной храм богине Гере. Два раза в год священнослужители и паломники собирались в храме со всей Сирии и Аравии и даже из стран за пределами Ефрата приносили в храм морскую воду, чтобы задобрить богов.

Увидев во время утреннего умывания в своих руках маленькую рыбку, повествует индийский миф, Ману, по ее просьбе, выкормил и выходил ее и выпустил в океан. За это рыба обещала спасти Ману, она же предсказала ему точный год наводнения.

По совету рыбы Ману строит корабль. Когда разразилось наводнение, Ману взошел на корабль, привязал веревку к рогу рыбы, и она привела корабль к Северной Горе (в Гималаях). Затем Ману спустился вниз вслед за уходящей водой, и, таким образом, только один остался жив. Эта самая простейшая легенда - Сапата Брахмана.

В описании, данном в «Махабхарате», рыба вышла из глубин океана и попросила о том же. Ману обращался с ней как с родственницей, растил ее в кувшине, потом в большом пруду, затем отнес рыбу по ее просьбе в Ганг. Рыба предсказала, что скоро все, что живет и движется, исчезнет с лица Земли, и посоветовала построить корабль и взять на него все семена, о которых говорили брахманы. Ману плыл на корабле и, увидев огромный, как гора, рог рыбы, привязал к нему веревкой корабль. Рыба быстро привела его к вершине Гималаев, которая теперь называется Набандана (Привязанный Корабль). Рыба оказалась воплощением Проджапати Брахмы, явившейся в виде рыбы. Она внушила ему создать заново все живое.

В более поздних изложениях Ману вводится в повествование как сын Солнца, отрекшийся от престола в пользу сына, чтобы полностью посвятить себя божественным деяниям. Рыба попадает к нему в руки во время обряда. Далее следует примерно то же. Согласно верованиям брахманов, так произошла смена этапов развития человечества.

Что касается потопа в Греции, то здесь дело обстояло благополучнее. Люди и животные могли спастись на наиболее высоких холмах, которые не заливались водой.

Отсюда можно сделать, по крайней мере, два независимых вывода: во-первых, если потоп был действительно всемирным, то его масштабы ослабевали по мере удаления от эпицентра катастрофы; во-вторых, речь, по всей вероятности, идет не об одном каком-то бедствии, а о целой цепочке локальных катастроф, произошедших в разное время.

К последним относятся Дарданов Потоп, образовавший пролив Дарданеллы, когда воды Черного моря, хлынули в Эгейское. А также извержение вулкана Санторин, уничтожившего цивилизацию Тира и великую морскую державу Крита.

Хотя вполне возможно, что оба этих вывода правильны. Для ученых уже не является секретом тот факт, что на нашей планете периодически происходят катаклизмы различной мощности. Например, падение в море крупного метеорита или осколка кометы вполне могло породить Великий потоп, уничтоживший Атлантиду и вызвавший значительные затопления других континентов около XI - XII тысяч лет назад. С другой стороны - падение мелких метеоритов вполне могли вызвать локальные катаклизмы на территориях отдельных местностей и стран.

Но на интересные мысли наводит общий для многих мифов образ ковчега, необходимого для возрождения всего живого. Это не могло быть простым совпадением. Очевидно в этих легендах все же упоминается одна и та же катастрофа. Вот что пишет по этому поводу доктор географических наук, профессор В.И.Соломатин: «Начнем с аргументов в пользу Великого потопа. Раньше большинство ученых считало, что это всего лишь миф, и в лучшем случае речь может идти о локальных и разновременных эпизодах наводнений, связанных с разливами рек, мощными тайфунами и другими подобными явлениями, которые в древних легендах и преданиях превратились в универсальный образ.

Затем оказалось, что за библейскими текстами и другими письменными и устными версиями о потопе стоят реальные события. Это заключение вытекает из результатов двух независимых дисциплин: археологии, расшифровавшей то, что было написано рукой человека около 8 тыс. лет назад, и геологии, получившей информацию от раковин мельчайших организмов, живших около 12 тыс. лет назад».

Согласен с подобным мнением и Г.Брейден, отмечающий сходство легенд о Великом Потопе у многих народов. Так, он пишет: «Легенды о грандиозном потопе пронизывают всю историю человечества. Они встречаются во всех культурах, их рассказывают по всему миру. Поразительно, что, несмотря на различие континентов, языков и народов, детали и концовки этих легенд практически идентичны. Эта тема везде и всюду неизменна, и доказательства, приводимые в поддержку ее истинности, позволяют считать, что в далеком прошлом подобный великий потоп действительно имел место».

Многочисленные следы древнего потопа, оставленные на мегалитических сооружениях, обнаружили на различных континентах и участники экспедиций фонда развития науки "III тысячелетие" и "Лаборатории альтернативной истории" А,Скляров, Г.Кириченко, И.Алексеев, А.Жуков, А.Павлов, М.Дудакова, А.Тесленко, А.Дымников и др. Таким образом, все большее количество современных ученых и исследователей убеждаются в том, что древние предания многих народов о гигантском потопе, уничтожившем большую часть человечества, не являются следствием вымысла или фантазии древних людей.

Во многих мифах часто повторяется один сюжет: боги, разгневавшись на людей за греховное поведение, насылают на них великое бедствие — потоп, который приводит к гибели всего человечества, а также большей части живой природы. Лишь избранный богами праведник, посвященный в их замыслы, исподволь готовится к предстоящим испытаниям и на построенной заблаговременно лодке (ковчеге, ящике) спасается со своей семьей, пустившись в плавание по безбрежной водной глади. Вместе с ним в лодке пережидают бедствие представители всех видов животного царства. Плавающий зверинец после долгих поисков суши причаливает к одинокому острову, как правило, к вершине самой большой из известных тому или иному народу горы: у древних греков — Парнас (по другому варианту — Этна), у евреев — Арарат, у шумеров — Нисир (на востоке от реки Тигр). Вслед за этим начинается возрождение человечества и живой природы.

Имя избранного богами праведника у разных народов также разное: в Библии фигурирует Ной, в древнегреческом мифе о потопе — Девкалион, у шумеров — Зиусудра или Утнапиштим, у вавилонян и ассирийцев — Атрахасис. Потоп длился по одним версиям семь дней и семь ночей, по другим — девять суток, согласно библейскому сказанию — 40 дней и 40 ночей. Самый древний вариант мифа, по-видимому, восходит к началу 3-го тысячелетия до н. э. Более поздние версии относятся к началу 1-го тысячелетия до н. э.

Возникает вопрос: существовала ли одна легенда, кочевавшая от одного народа к другому, или действительно в их истории было нечто подобное потопу, что передавалось из поколения в поколение? Совершенно очевидно, что в памяти народной откладываются самые драматические события, которые постепенно трансформируются в мифы и сказания с характерными для них преувеличениями и неправдоподобными деталями. Конечно, в истории каждого народа были периоды очень неблагоприятных погодных условий; затяжные ливни или ураганы небывалой силы, за которыми следовали наводнения и сели, несшие гибель людям и животным. Нередко потери были столь велики, что случались даже переселения больших масс людей, навсегда покидавших родные места. В этом смысле легенда о потопе могла родиться у любого народа.

Однако те варианты, которые бытовали среди древнего населения Южной Европы и Передней Азии, совпадают не только по фабуле, но и по важнейшим деталям, что трудно объяснить многоочаговым возникновением этой легенды. Ведь даже наводнения вызываются разными причинами и протекают по-разному. Поэтому вполне вероятно, что миф о всемирном потопе исходит все же из одного, древнейшего источника и отражает какое-то истинное событие — катаклизм, редко случающийся в природе. Уже рожденным, этот миф распространился со временем среди народов, живших вблизи очагов его зарождения.

Значит, можно заключить, что воспоминания о реальном потопе, иначе говоря о страшном наводнении, исходят, скорее всего, от шумеров — древнейшего из народов Месопотамии — которые создали одну из первых цивилизаций в низовьях долин рек Тигра и Евфрата. От шумеров эта легенда перешла к вавилонянам и ассирийцам, последовательно сменявшим друг друга в этом регионе, а от них — к семитским племенам, переселившимся в XVIII—XVII вв. до н. э. из Месопотамии в Ханаан (Палестину). По-видимому, позднее это сказание хетты и финикийцы поведали жителям Крита, а от них оно дошло до древних греков.

Ответ на вопрос, почему именно у шумеров появилась легенда о всемирном потопе, дали раскопки на месте одного из древнейших городов мира — Ура, располагавшегося на берегах Евфрата. В глубоком шурфе, в 14 м от поверхности, под гробницами шумерских владык, живших в начале 3-го тысячелетия до н. э., английский археолог Л. Вулли обнаружил мощный горизонт илистых осадков, лишенных следов человеческой культуры. Казалось, копать дальше не имело смысла, так как шурф вскрыл подошву антропогенной толщи. Однако Л. Вулли приказал углублять шурф и был вознагражден за это. Пройдя 3-метровый слой ила, шурф снова вошел в осадки, в которых находились обломки кирпичей и керамики. Эти находки принадлежали уже совсем другой культуре, другому народу, вероятно погибшему в результате стихийного бедствия — наводнения, затопившего большие районы в Месопотамии.

Действительно, произведенное поздние расчеты говорят о том, что уровень воды, отложившей З-метровый пласт ила, был по крайней мере на 8 м выше отметки, на которой находилось древнейшее поселение, уничтоженное стихией. Неудивительно, что немногим оставшимся в живых после подобной катастрофы людям поток мог показаться всемирным. В дальнейшем же рассказ очевидцев, переданный новым кочевникам, которые перешли в эти места (а ими были шумеры), оброс невероятными подробностями и толкованиями жрецов. С их помощью он трансформировался в легенду о том, как боги уничтожили первых людей за их неисчислимые прегрешения, сохранив для будущего только семью праведника.

Вывод же о том, что в Ветхом завесе содержатся вариант более древней шумерской легенды, сделал еще до раскопок в Уре сотрудник Британского музея Дж. Смит. Он прочитал ее на табличках из обожженной глины, которые были привезены из другого шумерского города — Ниневии. Рассказ о потопе был записан на них клинописью — древнейшим видом письма, расшифрованного этим ученым. Герой шумерского эпоса Гильгамеш встречает во время своих странствий очевидца потока Утнапиштима, чей рассказ о пережитом и приводится затем от первого лица.

Чем же вызвано было наводнение, приведшее к гибели самой ранней цивилизации в низовьях Тигра и Евфрата? Это мог быть сильнейший паводок, связанный либо с таянием небывало большого количества снега в горах Восточного Тавра, либо с затяжными ливнями в засушливых долинах. Однако трудно представить, чтобы даже самый сильный паводок мог повлечь гибель всего населения. Паводки не сразу достигают максимума, и, следовательно, наблюдая постепенное повышение уровня реки, древние обитатели могли уйти из тех мест. За несколько суток, на протяжении которых, согласно легенде, бушевали дожди, люди успели бы добраться до возвышенных плато или предгорий, никогда не затопляемых полностью водой. Да и каким бы сильным ни был паводок, он вряд ли бы способен был отложить 3-метровый пласт ила. Подобное количество перемещенного материала свидетельствует о подлинной катастрофе, происшедшей достаточно внезапно и связанной с экстраординарным событием.

Таковым вполне могло быть сильнейшее землетрясение в горах Тавра, которое привело к разрушению естественной дамбы, некогда запиравшей выход из ущелья, где находилось крупное горное озеро. Не менее грандиозное землетрясение в горах Загроса или в Ормузском проливе могло вызвать резкое смещение участков дна по разломам в Персидском заливе или Аравийском море и породить гигантскую волну, обрушившуюся на побережье. А ведь Ур находился на побережье Персидского залива, так как в период фландрской трансгрессии береговая линия располагалась в глубине суши, в некоторых десятках километров от современной.

И в том и другом случае вода должна была тащить огромное количество взмученного илистого осадка. Однако если катастрофа случилась в горах Восточного Тавра, то она неминуемо должна была бы породить мощный селевой поток, который вместе с тонким глинистым материалом вынес бы на равнину большое число разнокалиберных обломков пород. Если же катастрофа была вызвана цунами, т. е. пришла с моря, перемыв в речных дельтах должен был бы подвергнуться глинистый ил с песком, выстилающий дно в этой части Персидского залива. Тщательное изучение осадка, слагающего горизонт ила не только в раскопанной части древнего города Ур, но и на соседних участках аллювиальной долины реки Евфрат, должно дать ответ на вопрос, какого рода геологическая катастрофа произошла в Месопотамии примерно 5 тыс. лет назад. Согласно же описаниям Л. Вулли, этот осадок не содержит крупных обломков пород. А именно они, катившись с гор с водой и илом, должны были бы накрыть древние поселения в долине Евфрата.

Еще одним свидетельством в пользу цунами может служить факт гибели примерно в то же время другой древнейшей цивилизации — Мохенжо-Даро, существовавшей в нижнем течении реки Инд в северо-западной части Индостанского полуострова, т. е. на другой окраине Аравийского моря. Сейчас в отсутствие точных датировок осадков, покрывающих развалины Ура и Мохенжо-Даро, трудно судить, насколько связаны две эти катастрофы. Очевидно, однако, что цунами, зародившись где-то в районе Ормузского пролива или на другом участке Аравийского моря, могло сохранить свою разрушительную силу, пройдя весь Персидский залив и достигнув с одной стороны Месопотамии, а с другой — дельты Инда. Примером катастрофы, вызванной гигантской приливной волной, вторгшейся в речную дельту, могут служить события, происшедшие на нашей памяти в низовьях Ганга и Брахмапутры. Ураган, бушевавший несколько дней в Бенгальском заливе осенью 1969 г., сопровождался ветром, скорость которого превышала 200—250 км/ч. Он породил смерч, который пронесся в ночь с 12 на 13 ноября над дельтой, вырывая с корнями деревья и разрушая жилища. Затем, как свидетельствуют очевидцы, со стороны океана донесся зловещий гул, усиливавшийся с каждой минутой. Вскоре на острова и берега речных проток обрушились мощные волны. На некоторое время наступила обманчивая тишина, когда казалось, что стихия утихает. И тут хлынул страшный вал. Вода затопила не только дома, но и верхушки деревьев, на которых спасались отчаявшиеся люди. Это пришла волна, высотой 10 м. Она прокатилась по территории площадью в десятки тысяч квадратных километров, затопив все острова и часть прилегающей к дельте суши. Погибло несколько сот тысяч человек (по разным данным, от 150 до 350 тыс.).

Вот какие беды способен натворить приливный вал, порожденный ураганом, и каким разрушительным потенциалом должен обладать прилив, вызванный катастрофическим цунами, если вспомнить, что высота волн может достигать 40 м.