Сун ят-сен. Исаак ермашев - сунь ят-сен

  • 23.09.2019


(1866-1925), лидер революционного движения в Китае, свергнувшего в 1911 в этой стране монархию. Родился в провинции Гуандун, недалеко от Кантона (Гуанчжоу). По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань ("Центральная Гора") - последнее является китайским аналогом его японского псевдонима "Накаяма". Родные края Сунь Ятсена были одним из тех мест Китая, откуда шел широкий поток иммигрантов. Благодаря своему старшему брату, перебравшемуся на Гавайи, Сунь смог учиться в Гонолулу, а затем в Гонконге, где в 1892 закончил курс западной медицины. Уже с юности он был ориентирован на Запад и "модернизацию" и в дальнейшем получал немалую поддержку от хуацяо (китайцев, живущих за рубежом) и торговцев, обосновавшихся в открытых портах Китая. Обращение в христианство создало ему дополнительные удобства в завязывании тесной дружбы с иностранцами. В то же время жгучая ненависть к западному империализму и восхищение успехами японской модернизации побудили его обратить взор к Японии, где он нашел приют, друзей, последователей и, со временем, поддержку для реализации своих планов. По окончании учебы Сунь некоторое время занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с членами тайных политических обществ. В 1894 он совершил поездку в Северный Китай и безуспешно пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895, после катастрофической для Китая китайско-японской войны, Сунь Ятсен предпринял первую попытку организации восстания в Кантоне. Это восстание, как и десяток последующих, было подавлено. Сунь эмигрировал в Японию, где, перейдя на традиционную японскую одежду, стал жить под именем Накаяма. Позднее он перебрался в Лондон и здесь с трудом сумел спасти свою жизнь после того, как попал в засаду и был передан китайскому посольству. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является успешное осуществление революции в Китае, он все же вернулся на Восток. С этого момента и вплоть до самой революции 1911 он много путешествовал, собирая средства и сторонников из числа живущих за рубежом китайцев. Некоторые из его наиболее амбициозных восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого - Французский Индокитай. После победы Японии над Россией в 1905 революционное движение вступило в новую фазу. В том же году в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал "Революционную лигу" ("Тунмэнхуй""). Главная цель Лиги - свержение маньчжурской династии, настолько затмила все другие цели, что участники движения не обращали внимания на отсутствие единства в своих рядах. В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу практически не подготовленного восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о силовом подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена, и Сунь Ятсен вернулся на родину триумфатором. Его незамедлительно избрали президентом Китайской Республики. Тем не менее командующий императорской армией Юань Шикай по-прежнему располагал значительными силами, чтобы разгромить республиканцев в случае военного противостояния. Именно поэтому Сунь Ятсен отказался от своего поста в пользу Юань Шикая. Веря, что защита завоеваний революции будет должным образом обеспечена новым конституционным механизмом, Сунь согласился заниматься лишь вопросами экономического планирования и сформулировал амбициозные программы развития железных дорог и промышленности. К его разочарованию, лидеры новой республики оказались далеки от единства в вопросе политической стратегии, и Юань Шикай (стремившийся занять императорский трон), прибегнув к насилию и международной финансовой помощи, развеял все надежды сторонников либерального парламентаризма. Сунь пытался бороться с Юанем, провозгласив в 1913 начало второй революции, но потерпел неудачу и вновь уехал в Японию. В течение нескольких следующих лет его шансы в политике котировались как никогда низко. В период господства местных милитаристов, последовавший после смерти Юань Шикая в 1916, Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне: не имея армии, Сунь мог действовать на политической сцене лишь на условиях, которые ему ставили военные. Постепенно он начал восстанавливать свой высокий статус народного трибуна, используя новую волну национализма, возникшую как результат недовольства положениями Версальского договора среди студентов, торговцев и рабочих приморских городов Китая. Его обличения западного империализма способствовали росту его авторитета. В 1922, после неудачной попытки переиграть кантонских милитаристов, Сунь перебрался в Шанхай. Здесь он встретился с агентом Коминтерна А.А.Иоффе, направленным в Китай для поиска возможных союзников в деле проведения просоветской политики. В 1923, достигнув взаимопонимания с Иоффе, Сунь смог получить широкую поддержку России в создании "Объединенного фронта", хотя и не дал склонить себя к признанию коммунистического пути развития Китая. В соответствии с указаниями русского советника М.М.Бородина, Гоминьдан - политическое детище Сунь Ятсена - был реорганизован по принятому в компартиях принципу "демократического централизма", предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях. В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его "Трех народных принципов" ("Сан Минь Чжу И"), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый - "народное правление" (часто переводимый как "национализм") - уже давно был главным и в его мыслях, и в призывах. Этот принцип подчеркивал значимость восстановления равенства Китая с западными державами, превратившими Китай в свою коллективную колонию, и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип - "народные полномочия", часто трактуемый как "демократия", - аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, все еще неспособен распоряжаться ею, к чему его и должна была подготовить национальная элита - Гоминьдан. Заимствуя в свободной форме западные теории, Сунь был готов дать народу четыре инструмента властных полномочий - выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из подготовленных специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Наконец, развивая третий принцип - "народное жизненное достояние", что иногда переводится как "социализм", Сунь обращался к идеям Г.Джорджа и некоторых других теоретиков и пытался доказать, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае. В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в последней надежде провести плодотворные переговоры с военными лидерами провинций, однако вскоре серьезно заболел.
Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТСЕН" в других словарях:

    - 孫逸仙 … Википедия

    - (Sun Yatsen) (1866–1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату на Гавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в… … Политология. Словарь.

    СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912),… … Философская энциклопедия

    Сунь Ятсен - Сунь Ятсен. Сунь Ятсен. Сунь Ятсен (: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) () китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    - (др. имена: Сунь Чжуншань Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Большой Энциклопедический словарь

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925 гг.) китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 1913… … Исторический словарь

    Сунь Ятсен - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 революционную организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

»; головной из восьми мониторов этого типа.

Гвардейский монитор «Сун-Ят-Сен»
«Шквал » (до 15.02.1927 года), «Сучан » (с 19.07.1947 года.)

Башенная канонерская лодка «Шквал» до 1912 года
Служба
Шаблон:Советский знак "Гвардия" Россия Россия
СССР СССР
СССР СССР
Класс и тип судна Монитор
Изготовитель Балтийский завод , Санкт-Петербург
Строительство начато 1907 год
Спущен на воду июнь 1909 года
Введён в эксплуатацию 3 октября 1910 года
Выведен из состава флота 1958 год
Основные характеристики
Водоизмещение 976 т
Длина 70,98 м наибольшая
Ширина 12,8 м
Осадка 1,45 м
Бронирование 76 мм (главный пояс), 38 мм (оконечности); палуба - 19 мм; траверсы - 9,4 мм; рубка: крыша 19 мм, стенки - 50,8 мм
Двигатели 4 дизеля Коломенского завода
Мощность 4 х 260 л. с.
Движитель 4 трёхлопастных гребных винта
Скорость хода 11,3 узла (20,9 км/ч)
Дальность плавания 6 000 миль (11 112 км при 8 узлах )
Экипаж 117 человек
Вооружение
Навигационное вооружение 4 127-мм магнитных компаса
Артиллерия 2x1 152-мм/50 ОСЗ образца 1908 года, 2x2 120-мм/50 обр. 1905 г.
Зенитная артиллерия 2x1 47-мм пушки Гочкиса , 6x1 пулемётов Максима

История

Речные башенные канонерские лодки типа «Шквал» проектировали специально для Амурского бассейна , где отсутствовала сеть угольных станций, а почти единственная база была в Хабаровске . Это впервые в мире определило использование дизельной силовой установки. Проект разрабатывали по опыту и русско-японской воины и требованиям Главного Морского Штаба. Потом его значительно усовершенствовали конструкторы и инженеры Балтийского завода .

Корабль был заложен в 1907 году на Балтийском заводе Санкт-Петербурга как бронированная речная канонерская лодка под именем «Шквал». Канонерка «Шквал» была спущена на воду дважды: первый раз 26 июня 1908 года в Петербурге , где прошла серию испытаний, и второй раз после перевозки в разобранном виде на Дальний Восток , и сборки 5 июня 1910 года уже на Осиповской протоке (затоне) около города Хабаровска.

Корабль вступил в строй 3 октября 1910 года и вошёл в состав Амурской военной флотилии . Осенью 1920 года «Шквал» был уведён японскими интервентами на Сахалин , но 1 мая 1927 года возвращён Советскому Союзу. В 1927 году корабль был восстановлен и вооружен 6 120-мм орудиями и 6 7,62-мм пулеметами и 15 февраля переименован в «Сун-Ят-Сен» в честь китайского революционера Сунь Ятсена , а 6 ноября 1928 года переклассифицирован в монитор.

С начала 1930-х годов на мониторе артиллеристом служил будущий адмирал флота Николай Сергеев . В 1935 году он был назначен помощником командира корабля .

В 1937-1938 годах был проведён капитальный ремонт с модернизацией. С 1937 года монитором командовал капитан 3-го ранга Виктор Дмитриевич Корнер (1912-1984), Герой Советского Союза (14.09.1945 г.)

Общее устройство

Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков и в средней части имел двойное дно. На корпусе не было надстроек, кроме боевой рубки и башен орудий. На лодках поставили по 4 нереверсивных двигателя мощностью по 250 л.с. Дизельные двигатели соединены с гребными валами через электропередачу, которая одно из наиболее значительных новшеств, внедрённых строителями канонерских лодок.

Главные двигатели - 4 четырехтактных четырехцилиндровых дизеля производства Коломенского завода мощностью по 260 л.с. На каждой канонерской лодке было по 3 дизель-генератора с силой тока 320 А и напряжением 105 В.

Нормальный запас топлива - 112,5 т нефти.

Радиотелеграф Морского ведомства образца 1909 года, мощность - 1 кВт.

Тактико-технические элементы на 1917 год

Вооружение
  • Орудия главного калибра:
2 x 1 152-мм Обуховского завода образца 1908 года с длиной ствола 50 калибров, боекомплект 300 снарядов на два орудия 2 x 2 120-мм/50 пушки Виккерса образца 1905 года, боекомплект 800 снарядов на четыре орудия
  • Зенитная артиллерия:
2 x 1 47-мм пушки Гочкиса 6 x 1 7,62 мм пулемётов Максима

Во время первой мировой войны с канлодок сняли двенадцать 152-мм и частично 120-мм орудия. Обратно эти орудия уже не вернулись.

Приборы управления стрельбой
  • Приборы управления стрельбой (ПУС) главного калибра схемы Гейслера, обеспечивающие прицельную наводку орудий.
  • Открыто расположенный девятифутовый (2,7 м) дальномер .
Бронирование
  • Главный бортовой пояс: 76 мм (13-й - 100-й шпангоуты), 38 мм (0-й - 13-й и 100-й - 115-й шпангоуты); верхняя палуба - 19 мм; траверсы - 9,4 мм (13-й и 100-й шпангоуты);
  • Боевая рубка : крыша - 19 мм, боковые стенки - 50,8 мм.
Противоминная защита

От 13-го до 93-го шпангоута второе дно, продольные бортовые переборки (от 22-го до 93-го шпангоута).

Рулевое устройство
  • Число рулей - 2;
  • Посты управления рулём : боевая рубка, четвёртый кубрик, аварийное управление на юте.
Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх дизельных двигателей Коломенского завода по 260 л. с. Во время первой мировой войны с семи канлодок сняли по два главных дизеля для строившихся подводных лодок типа «Барс» (оснастили 14 подлодок). Естественно, обратно эти двигатели уже не вернулись.

СУН ЯТ-CЕ́H

Сунь Чжун-шань, Сунь В э н ь (12 ноября 1866 – 12 марта 1925) – кит. революционер-демократ и мыслитель, первый президент Кит. республики (в 1911). Род. в бедной семье близ г. Гуанчжоу. Учился в миссионерской школе на Гавайских о-вах; закончил мед. ин-т в Сянгане (1892).

С. Я.-с. – организатор "Кит. объединенного революц. союза" ("Чжунго гэмин тунмэн хой") (1905); ему принадлежит создание программы партии, в к-рой была сформулирована задача установления в Китае демократич. республики и проведения социальных преобразований с целью улучшения положения народа.

После Учанского восстания 1911, провозгласившего свержение монархии и установление республики, С. Я.-с., вернувшийся из эмиграции, был избран президентом, но вскоре был вынужден уступить этот пост Юань Ши-каю, перешедшему уже через неск. месяцев к политике подавления революции. С. Я.-с. – создатель и руководитель "Национальной партии" (Гоминьдан). С 1917 возглавил пр-во в Гуанчжоу. В поел, годы жизни С. Я.-с. пришел к убеждению, что успеха кит. революции невозможно добиться без пробуждения масс и объединения с народами, относящимися к Китаю как к союзнику в борьбе с колониальными устремлениями. С. Я.-с. отнесся с сочувствием к Οкт. революции, после создания китайской компартии стал ближе к массовому движению и в 1923 реорганизовал Гоминьдан, приняв в него коммунистов.

Политич. и экономия, взгляды С. Я.-с. формировались гл. об. под воздействием зап.-европ. и амер. мысли и опыта революций в капиталистич. странах. Осн. положения его учения сводятся к "трем принципам": национализму, народовластию и нар. благосостоянию. Содержание этих принципов прошло различные стадии развития, видоизменяясь в соответствии с историч. условиями, расстановкой классовых сил, обогащением опыта самого С. Я.-с. Принцип национализма, сначала направленный против маньчжурской династии, впоследствии трансформировался в теорию сплочения кит. народа для борьбы с империализмом. Принцип народовластия, первоначально обозначавший борьбу за демократич. республику, далее был разработан как план политич. устройства, предусматривавший всеобщее избират. право и разделение властей; при этом к исполнительной, законодательной и судебной власти С. Я.-с. добавил экзаменац. и контрольную власть, к-рые, по его мнению, должны были быть восприняты как положит. моменты из традиц. кит. политич. строя. Принцип нар. благосостояния мыслился сначала как "уравнение" прав на землю; впоследствии С. Я.-с. включил в этот принцип задачу разработки естеств. богатств Китая, развития путей сообщения и основания крупных гос. предприятий; по мысли С. Я.-с., должно быть предотвращено накопление богатства в частных руках, обострение имуществ. неравенства и возникновение антагонистич. классов. Истинные причины социального прогресса С. Я.-с. видел в стремлении человечества к улучшению своего существования, классовую же борьбу рассматривал как болезнь, развивающуюся в ходе прогресса. В. И. Ленин, анализируя взгляды С. Я.-с., указал на их непоследовательность и народнич. окраску, но вместе с тем высоко оценил их демократич. характер (см. Соч., т. 18, с. 144).

С. Я.-с. придавал большое значение одной из центр. проблем кит. философии – проблеме взаимоотношений действия и познания. Исходя из противопоставления действия знанию, С. Я.-с. делил людей на три категории: 1) тех, кто видит все заранее (открывателей), 2) тех, кто видит впоследствии (инициаторов и организаторов), 3) тех, кто не видит и не понимает, но действует (исполнителей). Считая, что большинство кит. народа, пассивное и не подготовленное к участию в управлении, относится к последней категории, он выдвинул программу трех этапов революции, согласно к-рой вслед за этапом воен. управления должен следовать этап политич. опеки и лишь затем этап конституц. управления. Теория политич. опеки впоследствии стала основой политич. доктрины гоминьдана и была использована Чан Кай-ши для установления своей диктатуры. В целом идеология С. Я.-с. является революц., направленной на борьбу против остатков средневековья и империализма. Эту борьбу, по С. Я.-с., кит. народ должен вести в союзе с СССР. В предсмертном обращении к ЦИК СССР С. Я.-с. писал: "...Я хочу выразить мою пламенную надежду,... что скоро... Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы" (Избр. произв., М., 1964, с. 556–57).

Соч.: Гофу цюаньшу (Полн. собр. соч.), т. 1–6, Тайбэй, 1963: San min chu i. The three principles of the people, Shanghai, 1927; в рус. пер. – Избр. произв., M., 1964; Капиталистич. развитие Китая, М.–Л., 1925.

Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае; Соч., 4 изд., т. 18; Сенин Н. Г., Обществ.-политич. и филос. взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Сунь Ят-сен. 1866–1966. К столетию со дня рождения. Сб. ст., воспоминаний и мат-лов, М., 1966; Сунь Ят-сен. Библиографич. указатель, М., 1966; Wou-Saofong, Sun Jat-sen. Sa vie et sa doctrine, P., 1929; Chu Сhi-hsien, A study of the development of Sun Jat-sen"s philosophical ideas, Ann Arbor, 1950; Chesneaux J., Sun Jat-sen, , 1959.

В. Рубин. Москва.

Сунь Ят-сен и Синьхайская революция

Южные районы Китая, где ранее всего закрепились колонизаторы и были созданы наиболее благоприятные условия для модернизации и европеизации, включая миссионерские школы и колледжи, постепенно становились центром формирования радикально настроенной молодежи, будущих китайских революционеров. Одним из наиболее известных среди них был Сунь Ят-сен (1866–1925), учившийся в молодости в Гонолулу, где проживал его брат-эмигрант, а затем получивший образование в миссионерских школах и медицинском колледже Гуанчжоу и Гонконга. Хорошо образованный, широко эрудированный, повидавший мир, Сунь Ят-сен, как и в свое время Кан Ю-вэй, попытался соединить в своем лице и своем учении традиции классического Китая и необходимые нововведения, заимствованные с Запада. Созданный им еще на Гавайях и затем воссозданный в Гуанчжоу «Союз возрождения Китая» в конце XIX в. объединял в своих рядах сотни членов; он ставил своей целью свержение цинской династии, создание в стране демократического правительства и проведение в Китае радикальных реформ. Попытки сблизиться с реформаторами встретили непонимание со стороны Кан Ю-вэя и только после поражения и бегства реформаторов, уже в Японии, в эмиграции (Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать после неудавшейся попытки восстания в 1895 г.), эти попытки дали некоторые результаты (соглашение Сунь Ят-сена с Лян Ци-чао), но ненадолго. Вскоре пути реформаторов и возглавляемых Сунь Ят-сеном революционеров окончательно разошлись.

Еще одна попытка поднять восстание – в разгар движения ихэтуаией, в 1900 г., – снова потерпела поражение. Но после разгрома восстания ийсэтуаней и второй попытки реформ ситуация в стране, как упоминалось, стала изменяться. В Китае и вокруг него, в центрах эмиграции китайских студентов и иных лиц, начали один за другим возникать союзы и организации, ставившие своей целью радикальные перемены в стране. Организации издавали газеты и журналы, в которых излагались программы их действий, печатались лозунги и призывы, порой также серьезные аналитические статьи. В 1902–1903 гг. Сунь оживил деятельность своего союза и создал ряд его новых филиалов. Именно к этому времени относится и окончательное формирование основ его доктрины – знаменитых «трех принципов»: национализм (свержение династии маньчжуров), народовластие (республиканско-демократический строй) и народное благоденствие. Вслед за тем Сунь Ят-сен посетил ряд стран и провел большую работу по сплочению единомышленников, прежде всего среди активных эмигрантов. В. 1905т. он созвал в Японии учредительный съезд членов разных, организаций, создавший «Объединенный союз» (Тунмэнхуэй). Став во главе союза и начав издавать журнал «Миньбао», Сунь Ят-сен приступил к пропаганде своих идей (трех принципов) и программных документов организации, включая проекты конституционного устройства будущего Китая (в значительной степени по европейской модели) и ликвидации социального неравенства.

Призывы к конституционным реформам не миновали и ушей пинского правительства, которое сочло за благо опередить события и, в свою очередь, поставить вопрос о конституционной монархии с парламентарной системой. Обещания на этот счет, вначале смутные, были затем, под нажимом со стороны реформаторов и под влиянием мощной – в духе классической конфуцианской нормы – петиционной кампании 1907–1908 гг., выражены в форме проекта, предлагавшего созвать парламент и ввести в действие еще не разработанную конституцию в 1916 г. Этот проект мало кого устроил, а смерть всесильной Цыси в 1908 г. резко ускорила ход событий. Спор теперь в открытую шел о том, вести дело к революции или нет: реформаторы считали, что революционный взрыв спровоцирует державы и приведет к разделу Китая; революционеры же полагали, что революция как раз спасет Китай от гибели и сплотит его народ.

Тунмэнхуэй взял курс на подготовку вооруженного восстания, рассчитывая при этом на поддержку многочисленных в Китае тайных обществ, издавна в кризисное время поставлявших многочисленные отряды восставших. Расчет был достаточно верен: кризисные явления в стране все сильнее давали о себе знать и крестьяне то здесь, то там брались за оружие. В ответ на это цинские власти попытались было проводить более жесткую политику. Был, в частности, снят с должности и уволен сделавший карьеру после предательства 1898 г., но продолжавший считаться достаточно либеральным генерал Юань Шикай, пользовавшийся поддержкой держав. Жесткая политика вызвала еще большее недовольство и привела к новой волне массовых выступлений. Началось также брожение в войсках, где активно действовали агитаторы Тунмэхуэя.

Словом, в стране назревал революционный взрыв. В январе 1911 г. в Гонконге был создан штаб восстания во главе с помощником Сунь Ят-сена Хуан Сином. И хотя попытка поднять восстание в апреле 1911 г. в Гуанчжоу потерпела провал, а Хуан Син едва спасся, революция была уже неотвратима. Попытки предотвратить ее путем предоставления взбудораженной общественности новых уступок, в частности, в форме провинциальных Совещательных комитетов с ограниченными полномочиями (1908–1909), в виде формирования нового – по европейскому образцу – кабинета министров (май 1911 г.), уже не могли помочь. Восстание 10 октября 1911 г. в Учане привело к свержению императорской власти. Маньчжурская династия рухнула, как карточный домик. Власть в стране оказалась у руководителей на местах. На севере страны она постепенно стала консолидироваться в руках Юань Ши-кая, ставшего в ноябре премьер-министром и объявившего о созыве всекитайского парламента. 12 февраля 1912 г., в день «синь-хай» по китайскому календарю, монархия была официально упразднена. На юге страны вернувшийся в Китай Сунь Ят-сен был избран временным президентом Китайской республики со столицей в Нанкине, но после низвержения монархии и во имя единства страны он согласился отказаться от поста президента в пользу Юань Ши-кая. Премьером при Юань Ши-кае был назначен по условиям соглашения с революционным югом член Тунмэнхуэя Тан Шао-и.

В апреле 1912 г. в Пекине из членов Нанкинского собрания и депутатов от провинций был создан временный парламент. Но добиться создания ответственного перед ним правительства этот парламент так и не сумел. Больше того, бэйянские (представители северной группы армий) генералы принудили депутатов парламента проголосовать за министров, избранных Юань Ши-каем. Становилось очевидным, что Юань Ши-кай предпочитал править без санкции парламента и вел дело к созданию сильной центральной власти, даже диктатуры. Сунь Ят-сен, вначале было смирившийся с этим, осенью приступил к созданию на основе Тунмэнхуэя новой политической партии Гоминьдан, что было необходимо в связи с намечавшимися на конец 1912 – начало 1913 г. выборами в постоянный парламент. Но Юань Ши-кай, игнорируя созванный в апреле 1913 г. парламент, начал готовиться к борьбе с Гоминьданом, к вооруженному походу на революционный республиканский юг страны. Гоминьдановцы, составлявшие в парламенте большинство, мешали ему, и в ноябре 1913 г. он распустил парламент, а в начале 1914 г. также провинциальные и местные демократические учреждения. В марте того же года он открыто выступил против суньятсеновской временной конституции, принятой в Нанкине в 1912 г., а 1 мая 1914 г. опубликовал проект новой конституции, согласно которому президенту предоставлялись почти неограниченные права, а также восстанавливались многие должности, звания и титулы только что свергнутой монархии. В декабре 1914 г. облаченный в императорские регалии президент совершил торжественный обряд в храме Неба, что должно было символизировать верность имперским порядкам.

В январе 1915 г. Япония овладела захваченными Германией в 1898 г. территориями в Шаньдуне и, укрепившись на китайской земле, предъявила Китаю 21 требование, суть которых сводилась к превращению Китая в зависимое от нее государство. Поторговавшись, Юань Ши-кай вынужден был принять значительную часть этих требований, что заметно усилило позиции Японии в Китае. Стремясь сыграть на этом, Юань Ши-кай сетовал на слабость власти в новом Китае, а усиление ее он видел в отказе от республиканского строя, в возвращении к монархии. Выдав свою дочь замуж за последнего китайского императора Пу И, он уже готовился к тому, чтобы провозгласить себя новым императором Китая. Но кампания за восстановление монархии вызвала сильное сопротивление в стране. Вновь заявил о себе регионализм: генералы, бывшие хозяевами в той или иной провинции, не хотели подчиняться центру. Юань Ши-кай вынужден был отказаться от своих планов восстановления монархии и вскоре после этого летом 1916 г. умер.

Смерть Юань Ши-кая сняла на время проблему восстановления монархии в Китае (в 1917 г. к ней попытался было вновь вернуться преемник Юаня Дуань Ци-жуй, планировавший посадить на трон Пу И, но его замысел потерпел неудачу), а главным следствием этого было ослабление власти в Пекине и постепенный переход ее, как упоминалось, к местным генералам-милитаристам. Как то не раз бывало в кризисные периоды в истории Китая в прошлом, на первый план в политической жизни страны вновь и надолго вышли военные. Парламент разгоняли и собирали вновь то в Пекине, то в Нанкине, но роль его была уже второстепенной: он мог лишь санкционировать свершавшиеся помимо его воли события, будь то назначение того или иного президента, изменение или восстановление конституции. В аналогичном положении находился и лидер китайской революции Сунь Ят-сен: то его избирали президентом, то он вновь терял этот пост, причем практически все зависело от воли милитаристов, обладавших реальной властью в том или ином регионе на юге страны. На севере на протяжении ряда лет президентом был Дуань Ци-жуй, опиравшийся на военную клику Аньфу, с которой соперничала чжилийская клика во главе с У Пэй-фу. Именно Дуань Ци-жуй настоял на том, чтобы в 1917 г. Китай официально объявил войну Германии.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

автора фон Зенгер Харро

14. Двенадцать уловок Сунь-цзы В соответствии с издавна распространенным в Китае широким толкованием хитрости в Военном искусстве Сунь-цзы после слов «Война - это путь обмана» приводится двенадцать таких путей. Ввиду чрезвычайной краткости китайского текста в

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

15.4. Просьба о помощи Сунь Цэ В последнее десятилетие династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) окраинные области Китая оказались под властью множества правителей. К югу от Янцзы, там, где теперь расположен Шанхай, возникло два основных центра, один на юго-востоке, в районе

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров - китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение китайской республики

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СУНЬ ПИН (? - после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Сунь-Цзы Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в

автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен - президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ВЛИЯНИЕ СУНЬ ЯТСЕНА Сунь Ятсен как символ сыграл выдающуюся роль в китайской революции. Память о нем запечатлена в двух работах, которые он опубликовал, и в посмертном издании его речей.«Записки китайского революционера» появились в печати в 1918 г. - краткая

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Апофеоз Сунь Ятсена В течение всей последующей междоусобной борьбы китайский народ придерживался трех принципов, подобно тому как европейцы говорят о приверженности десяти библейским заповедям. Пять «юаней» образуют структуру националистического режима, а коммунисты

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1911–1912 Синьхайская революция в Китае Эта революция, названная по месяцу китайского календаря, началась с восстания в г. Учан провинции Хубэй. Она была вызвана всеобщим недовольством маньчжурской Цинской династией, правившей Китаем почти 270 лет. И хотя к концу XIX в. были

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Синьхайская революция Сунь Ятсен неустанно трудился в эмиграции во благо китайской революции. Он и его сторонники организовали 10 вооруженных выступлений, преимущественно в южных провинциях (но все они закончились неудачей).Юг оказался наиболее подходящей почвой для

Из книги Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Сыма Цянь о Шан Яне (Гун-сунь Ян) Шан Яну древнекитайские тексты уделили много внимания. Посвященная ему глава 68 в труде Сыма Цяня принадлежит к числу наиболее интересных и насыщенных конкретными материалами о его жизни и деятельности. Сохранилась книга «Шан-цзюнь шу»,

В Уфе более одной тысячи улиц, почти четвертая часть из них названа в честь знаменитых людей, прославившихся в мире, России, Башкирии - революционеров, писателей, ученых, деятелей культуры, героев войны, государственных и общественных деятелей. Я каждый день езжу на трамвае по улице Сун-Ят-Сена и каждый раз, едучи на работу и с оной, задавал себе вопрос: кто такой Сун-Ят-Сен?

Наконец, не выдержал, полез в справочную литературу и выяснил, что это, оказывается, китайский революционер-демократ. Родился он на юге Китая, в бедной крестьянской семье, которая ютилась в глинобитной хижине и жила впроголодь. Только в 15 лет Сун-Ят-Сен впервые надел обувь. Юношей уехал на Гавайские острова, окончил школу. Вернувшись в Китай, поступил в медицинский институт, поэтому впоследствии в народе его называли доктором.

Сун-Ят-Сен вел революционную деятельность на территории Китая с 1895 года, а в конце декабря 1911 года его избрали первым президентом Китайской республики. На этом посту он делал все, чтобы создать единое национальное государство со своей армией, органами власти, финансами. Но вскоре ему пришлось отказаться от президентства в пользу ставленника иностранных государств и эмигрировать в Японию.

Через пять лет он снова вернулся в Китай и возобновил свою борьбу за буржуазно-демократический строй в своей стране. После Октябрьской революции 1917 года в России молодая Советская Республика готова была поддержать любое «национально-революционное освободительное движение, даже если оно будет носить буржуазно-демократический характер». Таково было неукоснительное к выполнению требование решений II Коминтерна. По просьбе Сун-Ят-Сена Советское правительство направило в Китай группу военных советников, возглавил которую при китайском революционном правительстве легендарный генерал Галин, или Га Лин, как его называли китайцы. Лишь немногие знали тогда, что Галин - это Василий Блюхер, совершивший в годы Гражданской войны свой первый подвиг на башкирской земле. В 1918 году под его командованием Уральская партизанская армия совершила героический, 1500-километровый рейд по белогвардейским тылам на территории Башкирии. В честь него, кстати, в Уфе тоже названа улица.

Но вернемся к Сун-Ят-Сену. К весне 1924 года под его руководством группой военных советников был разработан план создания китайской революционной армии. В Москву за подписью Сун-Ят-Сена ушла заявка на необходимое вооружение - пушки, винтовки, пулеметы, ручные гранаты. Хотя и нелегкие времена испытывала тогда Советская республика, но помощь друзьям из Китая в вооружении армии все-таки была оказана. Более того, помогли советские специалисты китайским товарищам и в подготовке офицерских кадров в высшем военном училище, которое было открыто в Китае по предложению опять же Сун-Ят-Сена.

К сожалению, Сун-Ят-Сену не удалось до конца осуществить свои замыслы - он тяжело заболел и 12 марта 1925 года скончался. После смерти Сун-Ят-Сена в Уфе и появилась улица его имени, которая до этого называлась улицей Копейкина.

По поводу же его предложения о том, что саммиты ШОС и БРИКС в Уфе нужно было проводить зимой, чтобы показать гостям улицу Сун-Ят-Сена, замечу, что и летом она выглядит не очень ухоженной - разбитое дорожное покрытие, мусор по обочинам.

Хотя сама по себе она красива, особенно весной, когда рядом с частными деревянными домами в палисадниках зацветает сирень, черемуха, яблони стоят в белой кипени.

Облагораживание «китайской» улицы в Уфе тем более актуально, что чиновниками уже разработан туристический маршрут «Красная Уфа» для туристов из Китая.

По словам заместителя главы республиканского Госкомитета по туризму Романа Шайхутдинова, этот маршрут уже был показан китайским гостям в прошлом году, он включает посещение городских достопримечательностей, связанных с революционным прошлым нашей страны, именами Владимира Ленина и Надежды Крупской. Китайским туристам в Уфе планируют также рассказывать о первых годах становления советской власти, работе Коминтерна. А если еще им рассказать о том, как в Уфе почитают их первого президента Сун-Ят-Сена, что даже улицу в его честь назвали, тогда отбою от китайских туристов у нас не будет. Правда, в этом случае они могут изъявить желание посмотреть эту улицу. Туда их, конечно, не повезут.

Потому что показать китайцам улицу Сун-Ят-Сена в таком виде, это значит совсем уж опозориться.