Расскажите, что такое "современное искусство"? Только в двух словах, пожалуйста. Выставка «Всегда современное

  • 30.06.2019

22 апреля 2016 года в легендарном павильоне № 66 на ВДНХ, до недавнего времени носившем название «Культура», открылась «Галерея РОСИЗО». Она начала работу выставкой «Всегда современное. Искусство XX-XXI вв.». Зрителям покажут знаковые произведения художников за более чем сто лет - начиная с 1900-х годов и до нынешних дней: мастеров, признанных классиками ХХ века (Иван Клюн, Александр Дейнека, Аркадий Пластов) и культовых современников, чьи работы выставляются в крупнейших музеях мира (Александр Ситников, Эрик Булатов, Игорь Макаревич). Картины на выставке принадлежат к разным стилистическим направлениям и написаны в разные периоды в истории страны, но при этом не только не противоречат друг другу, напротив - вступают в «диалог»: работы наших дней продолжают художественные традиции предыдущих поколений.

Экспозиция включает в себя три раздела: искусство первой половины ХХ века, 1960-1980-е гг. и творчество наших современников. В центре внимания каждого периода - стилевые поиски и художественные решения, запросы времени и ответы на них художников.

Первый раздел начинается с работ, которые произвели революцию в представлении о задачах искусства - с произведений русского авангарда. Разрыв с классической школой живописи, стремление к эксперименту, поиск новых форм - важнейшие черты этого течения. Экспозиция демонстрирует основные направления русского авангарда: кубофутуризм ("Портрет актера" Михаила Ле Дантю) и кубизм ("Городской вид" Алексея Грищенко, "Композиция. Кубизм" Георгия Носкова), супрематизм ("Супрематизм" Ивана Клюна) и конструктивизм (работы Владимира Татлина).

Авангард развивался в 1910-1920-е годы, но в начале 1930-х, после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» стало окончательно ясно: творческим экспериментам приходит конец. Основной тенденцией этого десятилетия стало развитие искусства, доступного для понимания самой широкой аудиторией - так родился художественный метод «соцреализм». Картины этого периода посвящены индустриализации, военным победам и труду: «Демонстрация на площади Урицкого» Василия Викулова, «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» Кузьмы Николаева, «Колхозники приветствуют танкистов» Екатерины Зерновой и др.

Второй раздел выставки рассказывает о произведениях художников 1960-1980-х годов. В советском искусстве этого времени одновременно с реализмом в духе 1930-1950-х годов (скульптуры Николая Томского, Льва Кербеля) существовали и его стилистические модификации - например, «суровый стиль» («В чулане» Гелия Коржева, «Апшеронский интерьер Таира Салахова). Начиная с 1970-х годов, используются приемы, характерные для фотореализма («Смена» Леонида Семейко, «Эксперимент в космосе» Лемминга Нагеля), экспрессионизма («Персонажи, качающиеся на качелях» Натальи Нестеровой), фантастического реализма и сюрреализма («Золотой век» Александра Ситникова, «Семья. Мои современники» Ольги Булгаковой). Некоторые художники возрождали традиции русского авангарда. После выставок в Манеже в 1962 году и на пустыре в Беляево в 1974 году, получивших международный резонанс, эту линию искусства стали называть «альтернативной» и «неофициальной». В экспозиции она представлена произведениями Владимира Андреенкова, Бориса Орлова, Евгения Рухина, Бориса Турецкого.

Третий раздел посвящен современному искусству - начиная с конца ХХ века и вплоть до текущего момента. Экспозиция третьего раздела продемонстрирует, как в наше время разные стили в живописи стали инструментами художественного языка. Художники часто цитируют известные работы своих предшественников и используют узнаваемые приемы, формируя новый визуальный язык. Вместе с классиками современного искусства в этом разделе также будут представлены работы молодых художников, которые вдохновляются эстетикой новых медиа.

Искусство XXI века в экспозиции представлено произведениями культовых художников. Зрители увидят «Вид Москвы из Мадрида» Эрика Булатова, «Жизнь небесная» Игоря Макаревича, «Амстердам» Георгия Гурьянова, «Форциссия» Ирины Наховой и др.

На выставке будут представлены картины из собраний Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ярославского художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного центрального музея современной истории России, Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», а также из частных коллекций и ряда московских галерей.

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Новое поколение

Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Русская живопись XX-XXI веков".

План

1. Введение.

2. Основные направления в живописи XX века и яркие их представители.

3. История создания ГМИИ А. С. Пушкина.

4. Живопись России XXI века.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Русская живопись ХХ - XXI веков - чрезвычайно сложное явление, в котором переплелись различные направления, жанры, имена, события, объединения. Всё вместе это составляет довольно пёструю картину, отражающую все те перемены и тенденции, которые происходили в российском обществе.

Отечественная живопись - это целая панорама, несущая в себе не только внешнее эстетическое изображение, но и внутреннее духовному богатству. Каждый из значимых представителей отечественной живописи заслуживает своего зрителя и своего исследователя. И даже картины соцреализма, которые сегодня ввиду перемены идеологии могут показаться чуждыми современному человеку, не должны исключаться из изучения и эстетической программы по нескольким причинам. Они оказываются свидетелем и воплощением исторических событий недавнего прошлого. Но также эти полотна ценны и по своим художественным качествам. Этого нельзя отрицать и перечёркивать.

Всплеск интересных явлений в живописи 70 - 80 гг. свидетельствует о том, что в отечественное искусство таило в себе немалый потенциал, который, несмотря на все препоны и запреты, сумел прорваться наружу.

Всеобщий упадок 90-х годов тоже не стал полным препятствием для развития живописи. Множество наносного и бездарного со временем начало уходить, а 2000-е, благодаря коренному перелому, получили возрождённые меценатские и духовные традиции. Сегодня для развития живописи есть все условия: отсутствие запретов, множество учебных заведений, возобновлённая практика частных заказов, огромное количество галерей, в которых можно выставляться. Главное слово у новой российской живописи ещё впереди.

2. Основные направления в живописи XX века и яркие их представители.
Закат Российской империи сопровождался - в широком смысле - противодействием светлого и тёмного начал. Культура, являясь своеобразным индикатором на перемены в обществе, немедленно откликнулась на происходящее в стране.

Вместе с произведениями эпохи Серебряного века, которые обладали несомненной эстетической и художественной значимостью, было немалое количество ничего не значащих картин. Очень часто эксперименты в области живописи буквально переходили грань, за которой терялись нравственные ориентиры и создавались произведения, по сути своей враждебные человеку.

Во избежание путаницы в многочисленных модных тенденциях, возникших в начале ХХ века, их разделили на два основных направления - авангард и модернизм.

Начало ХХ века - это торжество Серебряного века, наступление которого ознаменовалось рождением художественного объединения «Мир искусства». В него вошла элита того времени, лучшие критики, публицисты, музыканты и, конечно, художники этого периода: А.Н. Бенуа (1870 - 1960), М.В. Добужинский (1857 - 1957), Л.С. Бакст (1866 - 1924), К.А. Сомов (1869 - 1939), Е.Е. Лансере (1875 - 1946) и другие - каждый из них привносил в эту группу единомышленников что-то своё. Их стали называть «мирискусниками», подчёркивая и принадлежность к содружеству, в котором они состоялись, и одновременно отдавая им должное как создателям феерии бесконечных фантазий, стилизаций импровизаций.

Деятельность «мирискусников» была направлена против творчества передвижников. Они считали их традиции отжившими. К главным фигурам объединения принадлежал и С.П. Дягилев (1872 - 1929), несмотря на то, что он не был художником. Однако благодаря именно ему организовывались регулярные выставки участников «Мира искусств», а позже начал издаваться и одноимённый журнал, каждый номер из который можно назвать шедевром. Концепция «Мира искусства» - это соединение старых дворянских традиций и культуры разночинцев. Диапазон их деятельности был широк, он включал в себя и иконопись, и современную живопись.

Другой гранью русского искусства начала ХХ века был символизм. Художники этого содружества были объединены в группу, носившую название «Голубая роза» - по названию своей выставки в 1907 году. Свою цель символисты видели в напоминании людям о другой жизни - высокой, недоступной, той, что находится в горнем мире. Задачей символистов было приобщение своих зрителей к этой жизни, олицетворяющей прекрасное. Участниками содружества были С.Ю. Судейкин (1882 - 1964), Н.П. Феофилактов (1878 - 1941), М.А. Борисов-Мусатов (1870 - 1905), М.А. Врубель (1856 - 1910), М.С. Сарьян (1880 - 1972) и другие.

Ещё одним крупным художественным явлением следует назвать содружество «Бубновый валет». Представители объединения - московские художники - объединились вместе для того, чтобы осуществить поиски истинного искусства, заключавшегося, по их мнению, в постимпрессионистском пути. При этом они допускали и поддерживали и другие направления в искусстве - фовизм, кубизм, примитивное народное искусство, в том числе, и русский лубок. Организатором «Бубнового валета» следует назвать М.П. Ларионова (1881 - 1964), а самыми выдающимися участниками - П.П. Кончаловского (1876 - 1956), А.В. Куприна (1880 - 1960), братьев Бурлюков, И.И. Машкова (1881 - 1964), Р.Р. Фалька (1856 - 1958), А.В. Лентулова (1882 - 1943).

Вызов всем направлениям бросили авангардисты, которые стремились к отказу от всех предыдущих правил и норм. Цвет русской авангардной живописи - это М. Ларионов, Н. Гончарова, В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов. Провозгласив новое свободное искусство, они с энтузиазмом устраивали шумные встречи в московском Политехническом музее, где происходили их горячие дискуссии по поводу искусства.

Представители авангардизма каждый по-своему создавали сложный калейдоскоп из цветовых пятен, распадавшихся на углы, линии, яркие точки фигур, всё дальше уходя от реального мира и узнаваемого изображения. Парящие над городом люди на картинах М. Шагала, кубистские настроения Р. Фалька, конструирующие свои портреты и натюрморты на объёмных, преломлённых на плоскости форм; карта Северного полушария под потолком Исаакиевского собора П. Филонова - все эти опыты свидетельствовали об отказе от привычных изображений, стремлении к беспредметности [Соловьёв; 606 - 607].

Несмотря на все эти яркие проявления новых стилей и направлений, нельзя сказать, что реализм остановился в своём развитии. В начале века всё ещё продолжали творить И.Е. Репин (1844 - 1930), В.А. Серов (1865 - 1911). Уникальнейшими мастерами того времени, навсегда вошедших в историю искусства, являются М.А. Врубель (1856 - 1910), в картинах которого магическим образом переданы красота мира, тайна жизни человека и величие его духа; К.А. Коровин (1861 - 1939), сумевший на своих полотнах мастерски передать неуловимое, мгновенно промелькнувшее и ускользающее впечатление игры и света; В.Э. Борисов-Мусатов (1870 - 1905) - представитель символизма и певец созерцательности, мягкой грусти и поэтичности.

Корифеем русской живописи является Б.М. Кустодиев (1878 - 1927), на картинах которого навеки запечатлён быт российской провинции и роковые последствия революционных событий. Со вкусом и сочностью написанные сцены из жизни купцов и мещан производят невероятное впечатление своей свежестью и праздничностью.

Значительный вклад в развитие живописи внесло объединение под названием «Союз русских художников», в состав которого входили А.Е. Архипов (1862 - 1930), К.А. Коровин (1861 - 1939), Л.В. Туржанский (1875 - 1945), С.А. Виноградов (1869 - 1938), К.Ф. Юон (1875 - 1958), С.Ю. Жуковский (1873 - 1944) и другие. Участники этого объединения предпочтение отдавали пейзажу, органично продолжая традиции этого жанра, тянущиеся из XIX века.

Логичным было появление и объединения, являющегося порождением эпохи. В 1922 году была образована АХРР - Ассоциация художников революционной России. Назначение своё они видели, согласно декларации, в живописном документировании процесса становления и формирования Советской России в реалистическом ключе. Ассоциация отвергала авангардные и иные изыскания. В Ассоциацию входили П.А. Радимов (1887 - 1967), Е.А. Кацман (1890 - 1976), Г.К. Савицкий (1887 - 1949), Е.М. Чепцов (1874 - 1950), И.И. Бродский (1884 - 1939), Ф.С. Богородский (1895 - 1959), А.М. Герасимов (1881 - 1963) и другие.

В дальнейшем это направление станет главенствующим на долгие годы. Ассоциация просуществовала до 1929 года, но её распад не означал окончание «документирования» советской жизни, а напротив, её активное продолжение. В 30-х гг. ХХ века укоренился соцреализм. О неофициальных течениях в живописи уже не было и речи. Более того, искусство теперь проходило отбор и по идейно-идеологическим критериям. Главным в нём стало не стиль, манера, художественный язык, а партийность и выражение социалистической идеи построения общества.

В этот период выдвигаются такие художники, как А.А. Дейнека (1899 - 1969), Б.В. Иогансон (1893 - 1973), Ю.И. Пименов (1903 - 1977). Среди направлений главенствующим делается станковая и монументальная живопись. Однако отвоёвывает себе место и исторический жанр (С. Герасимов), и народная тема (А. Пластов), и бытовой жанр (Ю.И. Пименов), и портретный (П.П. Кончаловский, М.В. Нестеров, П.Д. Корин). Однако по-прежнему в русской живописи остаются уникальные мастера, находящиеся в непрерывном поиске (К.С. Петров-Водкин, 1878 - 1939).

В 40-е годы развитие живописи, как и других видов искусств, подчинено основному трагическому событию этого времени - Великой Отечественной войны. В этот период развивается не только живопись на героическую тематику, но и карикатура, плакат (ярчайшие представители - Кукрыниксы), а также художники, вошедшие в студию военных художников имени М.Б. Грекова (1882 - 1934). Батальная живопись находит в их работах достойное воплощение (А.А. Дейнека, А.А. Пластов, К.Ф. Юон, П.Д. Корин, А.П. Бубнов).

В 1930-х. гг. развитие соцреализма продолжается. Наиболее крупные художники этого периода предпочитают исторические темы, вследствие чего на первый план выходит историко-революционный жанр. Прошедшая война обострила патриотические чувства художников, чем и объясняется их интерес к истории отечества и её сюжетам.

Находит своё отражение ленинская тема (В.А. Серов «Ходоки у Ленина»; коллективная работа под руководством Б. Иогансона «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола»).

Отмечается интересный синтез бытового и исторического жанров (Б.М. Неменский, Ю.М. Непринцев, А.И. Лактионов). Как особое проявление жизни советских людей, переживших войну и отвоевавших победу, возникает тема мирного труда и мирной жизни. Эти полотна наполнены светом, счастьем, тихой радостью. Таковы картины А.А. Пластова, Т.Н. Яблонской, С.А. Чуйкова.

Установление мирной жизни позволило вновь обратиться к радостям жизни, красоте родной природы, вследствие чего приобретает своё первоначальное значение пейзажный жанр в своём лирическом прочтении (в противовес фоновой функции на батальных полотнах времён Великой Отечественной войны). В этом плане талантливо проявляют себя Г.Г. Нисский, Н.М. Ромадин, В.В. Мешков. В портретном жанре по-прежнему лидирует П. Корин. Период 40-х гг. знаменателен ещё и тем, что на живописном поприще практически не появляются, и все достижения базируются на опыте и мастерстве уже устоявшихся художников.

50 - 60-е гг. - это формирование новых тенденций в живописи. Художники с прогрессивными взглядами стремятся к новизне, идеологических оков, парадности, помпезности. Целью мастеров нового поколения становится адекватная передача действительности, однако не в грубой и прямой форме, а посредством через гражданственно-романтический флёр. Им важно было передать свои идеи через индивидуально-образное воплощение.

На живописной арене совместно действовали как молодые художники, стремящиеся к импрессионистскому началу в своих работах, ярко выраженной непосредственности, так и старые мастера, проявившие себя в предыдущие десятилетия. Среди новшеств 60-х гг. - появление т.н. «сурового стиля», представители которого в своём творчестве отражали суровую действительность, но опять-таки через романтическую призму. Таковы полотна А. и П. Смолиных («Полярники», «Стачка»), П.Ф. Никонова («Стачка»), Н. Андронов «Плотогоны».

Не остаётся без внимания и портретный жанр. В этом плане примечательны имена Т.Т. Салахова, И.А. Серебряного, Д.Д. Жилинского и, конечно, П.Д. Корина.

Историческая тема в 60-е годы начинает звучать в современном воплощении. Здесь крупнейшим художником оказывается Г.М. Коржев (1925 - 2012), творчеству которого присущи обострённость чувств и драматизм.

Примечательно творчество В.Е. Попкова (1932 - 1974), который отличался не только особым, гражданственным настроем своих картин, но и постоянными творческими поисками («Двое», «Ой, как всех мужей побрали на войну», «Мой день»).

Деревенская тема расцветает в творчестве В.И. Иванова (р.1924), гармонично соединившего в своих произведениях тонкий лиризм и композиционную чёткость. Тема деревни находит своё продолжение и в живописи 70-х гг., как и монументальное направление в живописи, которое было свойственно и шестидесятым и семидесятым годам. Без монументальной живописи невозможно было себе представить различные новые постройки, комплексы и другие урбанистические объекты.

70 - 80-е гг. - время выхода на авангардные позиции искусства ряда новых мастеров, среди которых выделяется имя Т.Г. Назаренко (р. 1944), которая вошла в советское искусство вслед за такими крупными живописцами, как Виктор Попков, Гелий Коржев, Виктор Иванов. Назаренко продолжила развитие современной тенденции реализма в изобразительном искусстве. В широком спектре разнообразных творческих устремлении живописцев этого периода заметна её тяготение к традициям прошлого и особенно к живописи раннего Возрождения и фольклору. Среди новых имён 70-х - А.Н. Волков, О.В. Булгакова, А.Г. Ситников, Н.И. Нестерова, В.С. Орлов.

В живописи 70 - 80-гг. наблюдается разностилье, тяготение к символистическому выражению, отказ от строгих правил и канонов, размывание жанровых границ. Интересным проявлением этих годов является развитие неофициального искусства, андеграунда. Работы представителей этого жанра зачастую экспонировались за рубежом. Это искусство не признавалось властями, подвергалось преследованию со стороны официальных кругов.

Неофициальное искусство в основу свою положило сложный художественный язык. От зрителя требовались интеллектуальные усилия, чтобы понять такое искусство. Ярким носителем такой альтернативной культуры явилось течение под названием соц-арт, представителями которого традиционно считаются В.А. Комар, А.Д. Меламид, В.С. Орлов, Л.П. Соков, А.С. Косолапов, Д.А. Пригов.

Во второй половине 80-х гг. противостояние официальной и альтернативной культур достигает своего пика. Несмотря на эти тенденции, продолжают своё активное развитие традиционных жанров: портрета, пейзажа, натюрморта. Крупнейшими мастерами портретного жанра являются И.Я. Глазунов (р. 1930), который, впрочем, проявил себя и в историческом и других жанрах; А.М. Шилов (р. 1943).

Эти же имена продолжают звучать и в живописи 90-х гг. В этот период происходит смена ориентиров практически на официальном уровне. Общественная проблематика, тема труда и деревни уходят в прошлое. На их реалистического направления и свойственных ему жанров: натюрморта, пейзажа, бытовых изображений, портреты. Начинает возрождаться живопись на заказ, в том числе, и частный. В этом контексте особенно активно проявляет себя Н.С. Сафронов (р. 1956).

Можно отметить и возвращение на полотна в качестве героев «запрещённых» исторических личностей - царской семьи, святых, различных исторических деятелей, представителей русской православной церкви, генералов-белогвардейцев.

Открываются новые галереи, в том числе, и частные (например, галерея М. Гельмана). В этих учреждениях получают возможность выставляться как молодые художники, так и уникальные коллекции, собираемые веками.

Таким образом, можно сказать, что русская живопись ХХ века совершила своеобразный круговорот: от разнообразия стилей, имён, жанров и противоречий она прошла сквозь официоз советского периода для того, чтобы в конце ХХ - начале XXI века вернуться к спорам, противоречиям и поискам.

3. История создания ГМИИ А. С. Пушкина.

ГМИИ А.С. Пушкина - это осуществление всероссийской мечты об общедоступном музее. Его история началась в 1886 году с момента объявления о конкурсе на лучший проект здания, предназначенного для музея изящных искусств. Важнейшая заслуга в задумке и осуществлению этого проекта принадлежит И.В. Цветаеву (1847 - 1913). Первой премии конкурса был удостоен Г.Д. Гримм (1865 - 1942).

Строительство здания музея осуществлялось по новейшим достижениям техники в этой области. Было решено придать будущему музею облик античного храма. Кроме того, музей этот, по концепции И.В. Цветаева, должен был нести не только эстетическую, но и познавательную функцию.

Музей изящных искусств был открыт в 1912 году. Дата открытия была рассчитана специально, ведь в этом году отмечалось столетие Отечественной войны 1812 года. Рождение «цветаевского» музея вывело важность русских музеев на совершенно иной - социальный уровень. Кроме того, дело Цветаева содержало в себе важнейшее нравственное и идейное начало, ведь музей был создан не по личной прихоти, а на основе научной мысли, с расчётом на будущие поколения. На открытии музея присутствовала императорская чета.

Цветаев сам подготовил и руководителей музея в лице своих учеников - Н.И. Романова (1867 - 1948) и В.К. Мальберга (1860 - 1921), которые не изменяли научной концепции своего учителя и развивали учреждение именно в этом ключе. В 20-х гг. именно Романов осуществил реорганизацию музея, способствующую его преобразованию из университетского собрания коллекций в музей мирового уровня.

Ещё с университетских времён, когда музей ещё существовал на основе Кабинета изящных искусств, в его собрании имелась великолепная коллекция античных предметов: монеты, скульптуры, вазы и т.д. Приход Цветаева способствовал тому, что кабинетная коллекция выросла до уровня музея изящных искусств. До определённого момента музей базировался именно на античном искусстве, коллекция которого активно пополнялась Цветаевым, которые заказывал слепки с оригиналов из разных стран мира.

Параллельно с этим шёл и другой важный процесс - формирование коллекции из произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства. Во многом её пополнение происходило за счёт частный коллекций (В.С. Голенищева, М.С. Щёкина, С.С. Пенского, А.А. Бобринского, Д.А. Хомякова и даже великой княгини Елизаветы Фёдоровны).

Благодаря этим дарителям, коллекция музея обогатилась экспонатами различных жанров, принадлежащих европейскому и русскому искусству. Пополнение коллекций происходило параллельно с расширением и реконструкцией здания музея. Благотворителями проекта выступали крупнейшие меценаты, предприниматели и коллекционеры.

Музей изящных искусств среди других выделяло принципиальное новшество, а именно - чтение курса по истории искусств, связанное с содержанием музейных коллекций. Впоследствии кафедра истории искусств Московского университета превратилась отделение искусств, а сам предмет приобрёл самостоятельность.

Музей стал очень популярным у публики практически с первых дней открытия. Примечательно, что И.В. Цветаев оставался директором музея вплоть до своей смерти в 1911 году. В период его правления музей процветал.

С приходом советской власти музея коснулись ожидаемые перемены. Влияние новой идеологии не обошло ни одно из учреждений культуры. Произошло перераспределение ценностей, в том числе и из других музеев (например, из ликвидируемого Румянцевского музея). Частные коллекции Д.И. Щукина, Г.А. Брокара активно вливались в фонды цветаевского музея. На этой основе Н.И. Романов и создал новую экспозицию музея, базирующуюся на научных принципах. 10 ноября 1924 года состоялось открытие первых залов.

При этом процесс передачи в галерею экспроприированных и национализированных коллекций продолжался до 1930 года. Поступали экспонаты и из других музеев - Третьяковки, Исторического, Эрмитажа и других. Таким образом, собралась великолепная и практически не имеющая аналогов коллекция. В 1932 году произошло новое переименование музея, который стал Государственным музеем изобразительных искусств, а в 1937 году ему было добавлено имя А.С. Пушкина.

В период Великой Отечественной войны экспонаты музея большей частью были перевезены в Новосибирск. К сожалению, само здание было частично разрушено бомбёжками, и в 1944 году начались работы по его восстановлению. После войны сотрудники музея продолжили научную деятельность, начатую его основателями. Они вели работу по популяризации искусства, и археологические раскопки. В 50-е гг. фонды музея пополнялись во многом за счёт археологических находок.

В 1949 году был закрыт ГМНЗИ, и его экспонаты были направлены в фонд Пушкинского музея. Это больше восьмисот скульптурных работ мастеров Западной Европы и США, а также больше трёхсот живописных полотен художников различных стран. Это обстоятельство ещё более укрупнило статус музея. Однако широкий зритель получил возможность увидеть эту уникальную коллекцию лишь в 1974. В период с 1949 по 1953 гг. большая часть залов была занята подарками И.В. Сталину. После смерти вождя постоянная экспозиция, значительно обновившись, вновь стала открытой для посетителей. С этого момента начинают проводиться одна за другой выставки отечественного и зарубежного искусства.

Весьма крупными событиями, произошедшими в Пушкинском музее во второй половине ХХ века, считаются экспозиция спасённых полотен Дрезденской галереи и выставка П.Д. Корина, а также создание Отдела личных коллекций (по инициативе И.А. Антоновой).

Сегодня в музее имени А.С. Пушкина существует четыре основных вида экспозиций: слепков, античности, эпохи Средних веков и Возрождения - первый; оригиналы древнего искусства - второй; непосредственно картинная галерея, включающая полотна XVIII - ХХ веков, ровно, как и скульптуру - третий; и личные коллекции - четвёртый.

Музей ведёт активную просветительскую и учебную работу, в том числе, для детей и юношества; содержит в себе библиотеку. Всего в этом культурно-просветительском заведении насчитывается больше шестисот семидесяти тысяч произведений искусства. Это предметы живописи, графики, декоративного искусства, скульптуры, нумизматики, археологических памятников, художественной фотографии. Сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина включён в число особо значимых и ценных культурных объектов.

4. Живопись России XXI века .

О современной живописи XXI века ещё рано делать заключения и подводить итоги. Можно отметить одну общую тенденцию - современная живопись активно развивается по регионам, и практически в каждой области есть когорта мастеров, представляющих интерес для искусства.

Живописные направления представлены во всём своём многообразии. Помимо традиционных направлений, появились совсем новые, связанные с развитием компьютерных технологий или с другими проявлениями современности. Имеются в виду такие новаторские проявления, как фантастический реализм, минимал-арт, фотореализм, различные ответвления абстракционизма, стакизм, оптическая живопись, метафизическая живопись, наивное искусство.

Трудность заключается в том, что времена строгого отбора прошли. Сегодня не образование, не исключительный талант являются гарантией пропуска в мир искусства, а эпатаж и вызов. Зачастую за картинами современных художников, во главу угла ставящих именно эти принципы, ничего не стоит (ситуация напоминает противоречия Серебряного века).

Живопись XXI века содержит в себе очень много имён - представителей перечисленных направлений, но их значимость ещё предстоит оценить.

5. Заключение.

На основании всего вышесказанного можно сделать ряд заключений. Начало ХХ века ещё охватывает Серебряный век - последний пышный расцвет русской культуры перед мрачным засильем революционной идеологии. Серебряный век дарует искусству живописи множество гениальных имён, направлений, активное развитие жанров.

Начало советского период делит живопись на два конфликтующих лагеря - авангард и соцреализм. Последний период выходит из этой борьбы победителем и на долгие годы остаётся им. Однако назвать этот лагерь однородным нельзя. Входящие в Ассоциацию художников революционной России живописцы были очень талантливы и оставили после себя достойное наследие. То же самое можно сказать и о советских художниках-живописцах. При этом среди представителей соцреализма было немало и противоположных примеров.

В дальнейшем каждый исторический этап влиял на живопись и её развитие. 30-е гг. - это время воспевания социалистического строя; 40-е - отражение героической борьбы советского народа, развитие исторического и батального жанров; 50 - 60-е гг. характеризуются активизацией художественной жизни, воспеванием мирной жизни и труда. 70 - 80-е гг. - период обострения конфликта между официальной и неофициальной живописи, активизация неформальных художников-авангардистов, желающих сказать своё слово в искусстве, несмотря на запреты.

90 - 2000-е гг. отличаются как множеством событий и перемен, так и кризисным состоянием, наступившим в живописи. На сегодняшний момент наблюдается переизбыток имён, среди которых есть и талантливые представители и конъюнктурщики. Но история показала, что потенциал отечественного искусства неисчерпаем, и оно способно развиваться в любых условиях. Следовательно, история российской живописи ещё не дописана до конца.

6. Список литературы .

1. Гордеева М. Художественное объединение «Бубновый валет». Т.94./М. Гордеева. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 48 с.

2. Гордеева М. Художественное объединение «Голубая роза». Т.95./М. Гордеева. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 48 с.

3. Гришина Е. Союз художников России. Т.100/Е. Гришина. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 48 с.

4. Гришина Е. Художественное объединение «Мир искусства». Т.92/ Е. Гришина. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 48 с.

5. История русского искусства: В 2-х томах. - М.: Белый город, 2007. - 889 с.

6. История русского искусства. В 2-х т./ Под ред. М.Г. Неклюдовой. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 634 с.

7. Каган Ю.М. И.В. Цветаев. Жизнь, деятельность, личность/Ю.М. Каган. - М.: Наука, 1987. - 192 с.

8. Кравченко А.Н. Культурология /А.Н Кравченко. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003. - 496 с.

9. Морозов А.И. Татьяна Назаренко/А.И. Морозов. - Л.: Аврора, 1988. - 69 с.

10. Перова Д. Ассоциация художников революционной России. Т.97/Д. Перова. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 48 с.

11. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней/В.М. Соловьёв. - М.: Белый город, 2004. - 736 с.

12. 50 лет советского искусства. Живопись. - М.: Советский художник, 1967. - 474 с.

Отечественное изобразительное искусство до недавнего времени представляло собой органический сплав национальных художественных культур. Говоря о национальных школах, можно было бы назвать главные качества каждой из них. Например, указать на традиционный психологизм русской школы; эмоциональность и лиризм – украинской; драматический характер и даже, как отмечают исследователи, героическую трагедийность – белорусской; высокое чувство монументализма – грузинской; жизнерадостную декоративность – молдавской или армянской школ; особую близость к народным истокам – литовской, киргизской, узбекской школ; рационально-интеллектуальный дух – эстонской школы и т.д. Но это были бы, конечно, очень ограниченные, однобокие и потому неверные в целом характеристики. Каждая из национальных школ с ее сложной образно-стилистической спецификой в разных формах, техниках, стилистике оставалась верна главным человеческим идеалам.

Необходимо сказать, что при всех сложностях исторического развития нашего общества: от гражданской войны – к Великой Отечественной, от голода конца 1920 – начала 1930-х гг. к разрушенному послевоенному хозяйству, от лжи и фальши политики тоталитарного государства – к "революции" начала 1990-х гг., в рамках строго ограниченных свобод "социалистического реализма", – при всем этом замечательными мастерами было создано, признаем, немало прекрасных художественных произведений (а сколько было бы еще создано теми, кто канул в небытие в годы репрессий или сгорел в огне Великой Отечественной!). И это надо помнить.

Представленная здесь картина художественной жизни отражает состояние искусства до драматического периода распада СССР. Создатель авторского учебника не может не выразить своей позиции по отношению к дальнейшему развитию положения в художественной жизни России на территории ее бывших республик. Мы не можем отрицать, что невероятный подъем всех искусств в национальных республиках СССР, возникновение целых пластов культуры – от письменной до изобразительной – был возможен благодаря "окормляющей", культуртрегерской роли русской культуры, благодаря иногда даже жертвенным усилиям представителей русской интеллигенции. После крушения Советского Союза некоторые национальные элиты новосозданных государств на его бывшей территории в целом проявили эгоизм и неблагодарность, постаравшись вычеркнуть роль русского народа и его культуры в жизни их стран, а в некоторых книгах и учебниках и вовсе назвали русских оккупантами. Приходится признать, что коммунистический проект по созданию единой советской нации успехом не увенчался, фактически только русские воспитывались в идеалах дружбы народов, самопожертвования и абстрактного "интернационального долга". Но будем надеяться, что "мельницы истории" перемелят клевету и фальсификации и со временем роль русской культуры в XX в. будет по достоинству оценена "от финских хладных скал до пламенной Колхиды". Не сказать об этом было бы исказить процесс развития художественной культуры в дальнейшем.

В результате нарушения и разрыва сложившихся культурных связей между республиками мы не можем судить о тех художественных процессах, которые сейчас там происходят, поэтому речь может идти об искусстве последнего десятилетия XX – начала XXI в. и – уже только России.

Так называемое постсоветское искусство рубежа веков укладывается в слишком малые временные рамки, чтобы можно было отобрать для объективной (по возможности) исторической картины какие-либо имена. Лишь будущее поставит все на свои места и позволит историку искусства сделать правильные выводы и дать верные оценки. Но очертить главные проблемы уже можно.

И одна из этих проблем касается религиозной живописи, которая впервые в новейшей истории нашего государства заявила о себе в 1990-е гг. Именно тогда, в годы быстрого падения морально-нравственного уровня общества старшее поколение уже не только вполне сложившихся, но и находящихся в зените славы художников все чаще обращается к христианским сюжетам в станковой картине (темы Голгофы у Е. Моисеенко и А. Мыльникова," Вечная память..." В. Иванова, "Бла говещение" (см. цветную вклейку) и "Иуда" Г. Коржева, "Тайная вечеря" и "Несение креста" живописца более молодого поколения Н. Нестеровой; даже более ранняя "Северная часовня" В. Попкова может быть упомянута в этом ряду). Но главное слово, оказалось, здесь принадлежало не станковистам, а монументалистам.

Русская православная церковная живопись, пережившая величайший расцвет в Средневековье, продолжавшая свое развитие уже в рамках академического искусства, нашедшая серьезных исследователей на рубеже XIX–XX вв., прекратила свое существование в 1917 г. Государственная политика атеизма, нанеся сокрушительный удар по православию, тем самым прервала и развитие иконописи, и храмовое строительство. Тем не менее крупные русские искусствоведы (Олсуфьев, Грабарь, Лазарев, Алпатов и др.) занимались розысками старых икон (так были найдены, например, в 1922 г. рублевские иконы из иконостаса Владимирского Успенского собора) и их реставрацией.

Последняя четверть XX и первое десятилетие XXI в. – новая страница развития православной живописи в России. В 1989 г. в Москве был учрежден Независимый фонд возрождения церковного искусства. В связи с празднованием Тысячелетия крещения Руси в Москве была организована выставка "Современная икона", в 1997 г. – в связи с 850-летием Москвы – выставка "Русская икона в конце XX века", представлявшая разные направления в развитии иконы, начиная с Византии. Особое внимание привлекла группа икон "народного направления", идущая от народной картинки, лубка. Появились значительные иконописцы со своей школой, имеющие успех за рубежом (например, упоминавшийся ранее архимандрит отец Зинон). В Москве уже к 2000 г. насчитывалось более 30 иконописных мастерских. В Петербурге основными школами являются иконописные мастерские при Духовной академии и семинарии (руководитель игумен Александр) и иконописно-реставрационная мастерская при Александро-Невской лавре (руководитель Д. Мироненко), не считая множества мастерских при монастырях и подворьях. В Северной Столице появилась и первая в России галерея современной иконописи "Русская икона" (2003), собравшая работы художников Москвы, Петербурга, Ярославля, Новгорода, Пскова, Твери и проч. Петербургская школа вообще продемонстрировала многообразие стилистических тенденций. Выставки 1994, 1999, 2000, 2001 гг. объединили художников не только разных поколений и разных стилистических направлений, но и разных видов и жанров искусства: вместе с иконописцами выступали монументалисты, художники самых разных видов прикладного искусства, например эмальеры, и, как правило, всегда высокого профессионального уровня.

В 2002 г. в Музее прикладного искусства СПбГХПА имени барона А. Л. Штиглица впервые были представлены помимо икон Петербурга, Москвы, Северо-Запада и т.д. фрески, мозаики, копии старых мастеров и собственные произведения. Выставка отчетливо продемонстрировала глубокое осмысление художниками иконы, изучение ими ее канона, значения для нее храмового пространства. Но главное, выявила два ведущих направления в религиозном искусстве: одно – от своих истоков, Византии и древней Руси, другое – от искусства так называемого синодального периода. Это направление в церковной живописи отличает обращение к традициям западноевропейского искусства ("болонская школа") и к отечественным академическим традициям (примером может служить иконопись Боровиковского в Могилевском соборе или его иконы в Казанском соборе Петербурга). Особый интерес у художников этого направления нужно отметить к творчеству В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, к таким центрам иконописи, как Палех и Мстера, – именно потому, что они, каждый по-своему, соединяют эти традиции (В. Лебедев. "Иоанн Богослов", икона Мстеры, начало XXI в.; см. цветную вклейку). Какой из путей более правильный? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Иконописцы ищут свое, современное выражение в обоих случаях: и когда они обращаются к древнерусским истокам, и когда ищут почву в академизме. Сам В. М. Васнецов после работы в киевском Владимирском соборе писал, что чувствует неудовлетворение и "далекость" от подлинного, так что у современных иконописцев еще много проблем, требующих решения.

Современные иконописцы и реставраторы стали приобретать известность за рубежом (например, Е. Большаков, Ю. Бобров работали на Афоне, А. Чашкин, Е. Максимов – в США, Н. Мухин – в Сербии). Художникам, работающим сегодня в области религиозной живописи, свойственно, как уже говорилось, глубокое осмысление религиозного искусства, причем как станковых форм, так и монументального. Большая заслуга современных мастеров в создании новой иконографии Ксении Петербургской (1988); Св. Иоанна Кронштдтского, образа Крещения Руси (иконы отца Зинона, 1988, или Натальи и Николая Богдановых, 2000; см. цветную вклейку), а также новопреставленных на Соборе 2000 года Св. преподобного Серафима Вырицкого, Вениамина Петроградского и др. Большая работа ведется по созданию иконографии "царственных мучеников", она не завершилась и по сей день. Однако и в традиционной, давно устоявшейся иконографии многие живописцы проявляют яркое творческое начало. Достаточно назвать, например, такого художника, как Г. Тонков. В его "Святой Троице" видится печать крепких древнерусских традиций, а экспрессивный живописный почерк мастера сродни новгородским и непосредственно волотовским (церковь Успения на Волотовом поле) стенописям, но написано это современным художником, с современным осмыслением изображаемого.

Восстановление и строительство новых храмов за последние 15–20 лет приобрело широкую масштабность. Соответственно остро встал вопрос и об их декоративном оформлении. В одном только Петербурге с середины 1990-х гг. было восстановлено и построено более 100 храмов и часовен. Пример успешного взаимодействия архитектуры и совершенно новой иконописи, стенописи и мозаики являет нам Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте. И в этой связи следует отметить, что именно мозаика стала особенно востребована в новом храмовом строительстве.

Искусство, пришедшее на Русь из Византии, испытавшее новое рождение в XVIII в. усилиями и талантом М. В. Ломоносова и новый взлет в XIX в. прежде всего в стенах Императорской Академии художеств, мозаика не была предана забвению в годы советской власти. Мы уже рассказывали, как в 1930-е гг. в связи со строительством метрополитена и других общественных зданий широко использовались ее декоративные возможности, а главное, ее агитационный характер. В послевоенные годы и позже мозаикой украшали детские сады и санатории, больницы, предприятия, стены школ и т.д. В Петербурге помимо мозаичной мастерской Академии художеств прекрасно работали и работают сейчас выпускники Высшего художественного училища имени В. И. Мухиной (СПбВХПА, которому в наши дни справедливо вернули имя его основателя барона А. Л. Штиглица).

Исследователи верно замечают, что опыт мозаики советского периода при всей ее ангажированности очень помог молодым художникам на новом этапе ее развития, начавшемся в 1990-е гг., как в способе набора, понимании возможностей материала, так и в применении новых технологий. Уже не в московском, а петербургском метрополитене выпускник Академии художеств, ученик А. А. Мыльникова А. Быстров украшает станцию метро "Александр Невский" сценой знаменитой битвы – и это последнее произведение, созданное в Петербурге до распада СССР. Последним же заказом XX в. для мозаичных мастерских Академии художеств и тому же мастеру были мозаичные панно для станции "Спортивная" (1998–1999; см. цветную вклейку) на "олимпийские темы", в которых художник проявил знание и выказал тонкое понимание античной мифологии и античного искусства. Позже А. Быстров (вместе с Е. Быстровым и др.) украсили интерьеры метро "Волковская", "Адмиралтейская" и пр. Другая команда известных петербургских монументалистов: С. Репин, Н. Фомин, И. Уралов, В. Сухов – авторы мозаик станций метро "Озерки", "Достоевская", "Крестовский остров", "Сенная" и пр. Эта же группа прославленных художников исполнила мозаики в церкви Рождества Богородицы в поселке Александровское Ленинградской области (архитекторы А. Шретер, А. Головин, Г. Уралов).

С начала 2000-х гг. происходят заметные изменения в отечественном монументальном искусстве в том смысле, что государство перестает быть единственным его заказчиком, появляется заказчик частный. Что касается станкового искусства последних десятилетий, то развитие его за этот период достаточно многообразно. Продолжают работать многие художники, заявившие о себе еще в 1970–1980-е гг., как тот же А. Кулинич (см. его замечательные цветные литографии, посвященные истории Кирилло-Белозерского и Спасо-Каменного монастырей (Вологодская область), его иллюстрации к Гоголю, еще ждущие своей печати, и его прекрасную красочную живопись, полную народной фантазии и юмора). И это только пример одного художника, заявившего о себе еще в 1970–1980-е гг., из плодотворно работающих сегодня, их ряд можно продолжить. А сколько еще совсем молодых, только вступающих в творческую жизнь, смело и свободно, интересно мыслящих – время, надеемся, по справедливости высветит их имена.

Мы же сейчас можем сделать лишь один вывод. Для всего современного отечественного (фигуративного) искусства второй половины XX – начала XXI в. особенно характерно распространение влияния круга русских традиций – отходя от авангарда через искусство рубежа XX–XIX вв. к искусству древнерусскому, а в зарубежном материале – от экспериментов начала прошлого столетия через постимпрессионизм – импрессионизм – романтизм к великому искусству Возрождения. Другими словами, они продолжают основные традиции, сложившиеся в искусстве XX в.: русский академизм, русский импрессионизм, русский "сезаннизм", а также постмодернистские фантазии на темы Ренессанса и уже чисто салонного академизма рубежа XIX–XX вв. Многочисленные выставки последних лет прекрасно иллюстрируют это.

В то же время нельзя не заметить, что в отсутствии государственных идеологий очевидна тенденция поддержки на самых высоких уровнях меценатства и в организации самих выставок музеев предпочтения отдаются прежде всего различным формам неоавангардизма. С исчезновением внятных государственных ориентиров в сфере культурной политики произошел процесс легализации различных неформальных объединений. "Андерграунд" (термин, заимствованный из кинематографии США начала 1940-х гг.) не только вошел в отечественную художественную жизнь, но стал чуть ли не элитарным искусством, о котором говорят "с придыханием", но которое еще потребует серьезной и объективной оценки, как и деятельность многих открывшихся в последнее время художественных галерей (именуемых ныне почему-то только арт-галереями) и множества разных новых художественных изданий. В наши дни, когда "истаяли прежние точки отсчета и былые кумиры сменяются новыми, когда возникает система решительно новых, во многом мнимых ценностей, по-своему отражающих посттоталитарное мышление", сделать это очень сложно, но необходимо. Несомненно, осмысление процесса развития искусства не застраховано от просчетов, ошибок, противоречий, и дело времени и объективной критики разобраться во всем многообразии и сложности искусства современности, "отделив зерна от плевел".

Одним из сложных вопросов представляется поставангард. За годы советской власти было создано так много "убогих по мысли и примитивных по форме" (В. Власов) произведений соцреализма, что на этом фоне русский авангард 1920-х гг., особенно в глазах молодых художников и зрителей, стал восприниматься (когда, в свою очередь, стал доступен для обозрения) как самое передовое (а для иных и единственно возможное) искусство на свете. Реабилитация имен таких действительно больших мастеров, как Π. Н. Филонов и К. С. Малевич, споспешествовала этому. Талантливые искусствоведы оплакивали его прерванное развитие ("Авангард, остановленный на бегу"). И все как-то забыли, что именно советский авангард 1920-х гг. явился той мощной силой, которая первая стала крушить классические традиции отечественного искусства, и с каким напором! "Как вы смеете называться поэтом // и, серенький, чирикать, как перепел? // Сегодня // надо // кастетом // кроиться миру в черепе!" (В. В. Маяковский. "Облако в штанах"). И "кроились"! Революция предоставила богатейшие возможности насаждать искусство нигилистическое, без истории, родины, без корней. Современный поставангард, с его агрессивностью, тем же знакомым пафосом разрушения, но и какой-то глубинной бескультурностью, к тому же еще вторичен и тавтологичен. Он весь (это относится, впрочем, и ко всему мировому постмодернизму) намеренно построен на цитатах – в литературе ли, в кино, в изобразительном искусстве. Недаром большие художники часто сетуют на то, что мы живем в эпоху лжепророков, лжеидолов, лжекумиров, и сегодня "великим" объявляется один, завтра – другой, послезавтра – третий. И лучшим, что есть в поставангарде, остается насмешка и ирония, а иногда привычная для российской интеллигенции рефлексия.

Вместе с тем для исследователей искусства ясно, что все это "концептуальное искусство", и оп-поп-соц и прочие "арты", включая и арт-дизайн, с их отходом от изобразительности в сторону знаковости, вербальности, ведь, но сути, не менее политизированы и агитационны, чем соцреализм.

В начале III тысячелетия приходится признать, что высокое искусство оказалось побежденным искусством массовым и китчем как его крайним выражением, с его дурновкусием, нарушением чувства меры, пропорций, гармонии: именам – от очень известных до совсем не известных – здесь нет числа. И это не только русское, но и общемировое явление: постмодернизм свидетельствует о конце "эпохи классического искусства"; идеалы прошлого, как верно сказано, осмеяны, а новые не созданы. Вот почему все яснее становится, как ни трагично это звучит, что XX век – это век катастрофы культуры, корни которой просматриваются еще в прошлом столетии, когда начали рушиться религиозное сознание и традиционный уклад жизни, а буржуазность породила протест лишь в форме безбожного бунта и эстетизации порока и зла.

Позволим себе процитировать слова великого музыканта ушедшего столетия Георгия Свиридова (1915–1998): "Искусство нашего }