Художественная культура возрождения в италии. Культура раннего возрождения в италии

  • 29.04.2019

Культура раннего возрождения

Возрождение, как эпоху в истории искусства и культуры,­ делят на­ четыре такие этапы:

1.­­ ­Проторенессанс, относится ко второй половине тринадцатого, начало четырнадцатого веков).
2.­­ ­Раннее Возрождение, начало пятнадцатого и до конца этого века.
3.­­ ­Высокое Возрождение, конец пятнадцатого века и первые двадцать лет шестнадцатого).
4.­­ ­Позднее Возрождение, со средины шестнадцатого до девяностых годов этого века.

Период­ «Раннего Возрождения» охватил с 1420 по 1500 года. В течение этих лет в искусстве, ещё совсем отрешенном от недавнего прошлого, примешиваются некоторые элементы, взятые из классики древности.

Возрождение­ - это эпоха, в которой отразилось начало перехода к капитализму от феодализма. Классические формы Возрождения сложились в самом начале в Италии, чуть позже аналогичные процессы начались и в Азии и в странах Восточной Европы. В каждой из стран у данного типа культуры были­ свои индивидуальные особенности, а именно этнические характеристики, специфические традиции, влияние других культур. Возрождение тесно связано с­ формированием светской культуры и­ сознания.

Главной особенностью культуры раннего Возрождения, которую представляли Боккаччо, Петрарка,­ Донателло, Джотто, Боттичелли,­­ являлись разносторонность и целостность­ понимания человека, культуры и жизни. Авторитет культуры все время резко возрастал, но оно никаким образом не противопоставлялось ремеслам и науке, а было равноценной и равноправной формой человеческой деятельности. До высокого уровня поднялись архитектура и прикладные искусства, в них было соединение художественного творчества, ремесел и с технического конструирования.­ Другая особенность Возрождения - это его ярко выраженный реалистический и­ демократический характер, в центре которого всегда стоит природа и человек.

Художниками достигается большой и широкий охват существующей действительности, ими правдиво отображаются все основные тенденции того времени. Они ищут самые эффективные способы и средства, чтобы ярче воспроизвести все богатство и разнообразие форм проявления реальности в мире: его красоту, гармонию и­ изящество.
Эта эпоха имеет большое положительное значение во всей мировой культуре, так как в искусстве воплощается идеал свободного и гармонического бытия человеческого.

Эпоха раннего Возрождения переходная от Средних веков к периоду нового времени. Именно в те времена происходили крупные изменения в культурной и экономической жизни с проявлением первых зачатков капиталистической промышленности, с развитием банковского дела и­ международной торговли. Происходит формирование научной картины мира,­ с зарождением экспериментального естествознания. Крупнейшие ученые этой эпохи: Коперник, Бруно,­ и Галилей обосновывают гелиоцентрическую систему. Кроме этого было совершено первое в мире путешествие вокруг света Колумбом и Магелланом с целью открытия новых земель.

Культура Возрождения имеет свое разное по темпам развитие. Так, в Италии она началась в четырнадцатом веке, в некоторых других только в пятнадцатом. Самой высшей точкой развития Ренессанса считается шестнадцатый век, когда он распространился уже на разные европейские страны, которых объединяют идеи гуманизма. Этот принцип стал выражением основной направленности всей культуры этого времени, так как он считается высшим нравственным и культурным в развитии человеческих способностей. Идеями гуманизма были охвачены разные слои общества, от купеческих кругов до религиозных сфер и простых народных масс. Это было время начала появления совершенно новой светской интеллигенции. Гуманизм - это вера в большие, совершенно без границ, возможности человека. В духовной культуре появляются новшества, связанные со­ свободой суждений, независимостью, со смелым критическим духом. Личность человека, прекрасная­ и могучая,­ по праву становится центром в идеологической сфере.

Первый гимн достоинству человека был написан Данте Алигьери - им стала «Божественная комедия». В этом произведении соединилась и­ поэзия и философии. В нем есть даже теология, наука, которая проникнута большой верой в предназначение человека на земле. Современник Данте -­ Петрарка был философом и лирическим поэтом. Именно его называют родоначальником итальянского гуманистического движения эпохи Возрождения.

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из Культура в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе.

Кратко о главном

Искусство Раннего Возрождения в Италии охватывает период приблизительно с 1420 до 1500 года, предшествуя и завершая Проторенессанс. Как и для любого переходного периода, для этих восьмидесяти лет характерно и идей, которые предшествовали, и новых, которые, тем не менее, заимствованы из далекого прошлого, из классики. Постепенно творцы избавлялись от средневековых концепций, переводя свое внимание на античное искусство.

Однако несмотря на то, что по большей части они стремились вернуться к идеалам забытого искусства, как в общем, так и частном все же древние традиции сплетались с новыми, но в намного меньшей степени.

Архитектура Италии во время Раннего Возрождения

Главное имя в архитектуре этого периода - это, конечно же, Филиппо Брунеллески. Он стал олицетворением ренессансной архитектуры, органично воплощая свои замыслы, он сумел превратить проекты в нечто завораживающее, и, кстати, до сих пор его шедевры тщательно оберегаются уже на протяжении многих поколений. Одним из его главных творческих достижений принято считать сооружения, расположенные в самом центре Флоренции, самые примечательные из которых купол - флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и дворец Питти, ставшие точкой отсчета итальянской архитектуры Раннего Возрождения.

К другим важным достижениям итальянского Ренессанса относится также который находится около главной площади Венеции, дворцы в Риме руки Бернардо ди Лоренцо и другие. В этот период архитектура Италии стремится органично объединить черты средневековья и классики, стремясь к логике пропорций. Отличным примером этого утверждения можно назвать базилику Сан Лоренцо, опять же руки Филиппо Брунеллески. В других европейских странах Раннее Возрождение не оставило столь же ярких примеров.

Художники Раннего Возрождения

Итоги

Культура Раннего Возрождения в Италии хоть и стремится к одному и тому же - отобразить классику сквозь призму естественности, но творцы идут разными путями, оставляя свои имена в ренессансной культуре. Множество великих имен, гениальные шедевры и полное переосмысление не только художественной, но и философской культуры - все это принес нам период, предзнаменовавший другие этапы Возрождения, в которых устоявшиеся идеалы нашли свое продолжение.

Предпосылки Возрождения. В Италии в XIV-XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

Для ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (франц. - «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру, достойную вечного подражания. Деятели Возрождения старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерона. С этим было связано возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона, Тита Ливия и др. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Леонардо Бруни (1374-1444), канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов - Платона, Аристотеля, Плутарха и др. В это время во Флоренцию из Византии было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.

Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.

Советская историография рассматривает культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегося в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. В создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейся буржуазии до передовой части дворянства. Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представителя «...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества»". Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus - «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.

Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Отказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрения, критика католического духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики;

гуманистическая культура была культурой светской. Один из гуманистов-Лоренцо Валла (1407-1457) в своем трактате «О подложности Константинова дара» опроверг легенду о том, что император Константин передал папе светскую власть в Риме и на всем западе империи. Он доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцелярии в VIII в. Это подрывало теократические притязания папы.

Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччо-лини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...»

I Данте Алигьери. В этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие плеяда выдающихся поэтов, писате-

Цяей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупней-шей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков

|; к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собой энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.

Данте обладал исключительной силой изображения, и его поэма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений - там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый - предателей Брута, Кассия, Иуду. Для клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и для пап, уготованы огненные ямы.

Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фаринато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изобразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Героем Данте является страдающий от адских мук Улисс (Одиссей), всегда стремившийся к «новизне и истине».

Данте написал трактат «О монархии», где он ратовал за объединение Италии, которая должна была стать центром возрожденной Римской империи.

Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304-1374). Он родился в г. Ареццо (Средняя Италия), в молодости жил некоторое время в Авиньоне, где занимался в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в Италию. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни.

Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя».

Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Но этому первому гуманисту еще были свойственны душевные смятения, разлад между традиционной и новой системой воззрения. Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Римский сенат увенчал его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежит сочинение «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Бок-366

каччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.

Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьондо (XV в.) написал большую работу:

«История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Леонардо Бруни написал «Историю Флоренции» в 12 книгах. Движущей силой исторического процесса он считал самого человека.

Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».

Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания человеческой личности. Это относилось с их точки зрения только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331-1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли.

С именем другого канцлера Флоренции - Леонардо Бруни связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода - естественная форма человеческой общности (имея в виду пополанскую демократию). Служение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье - это деятельность на благо того общества, в котором человек живет. Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образования, пропагандистом античной философии.

Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания - создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386- 1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие, как конная статуя кондотьера Гаттемалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунел-лески (1377-1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капеллы, но и здания гражданского назначения, такие, как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питти - новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Аль-берти, другой крупный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где изложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изучения античных памятников. В другой своей работе - «О живописи» он сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие античных художников.

Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Неаполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город прекрасными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в «Садах Медичи» картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских городов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только благодаря писателям».

Вопрос 1. Кто называл себя «любителями мудрости»?

Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения.

Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного.

Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.

Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.

Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?

В феодальном обществе слово «благородство» понимали буквально, то есть «благое рождение» – рождение от достойных предков. Гуманисты же утверждали, что ценно не то, от кого человек рождён, а то, чего человек достиг воспитанием души и возвышенными размышлениями.

Вопрос 4. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения?

Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.

Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;

2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;

3) архитектура стала реалистичной, как в античности.

Вопрос 6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура раннего Возрождения в Италии»

Цели: - выяснить причины подъёма культуры в Италии в XIV веке;

Обеспечить усвоение нового понятия « культура Возрождения»

Познакомиться с гуманистами и их взглядами;

Развивать умение работать с учебником и находить нужную информацию;

Развивать умение рассуждать, высказываться, делать умозаключения.

Воспитывать интерес к изучению культуры других народов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.

Метапредметные:

Познавательные : структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : компьютер, презентация, тесты, задания на карточках.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме: « Средневековая литература и искусство »

1. Как назывались поэты-певцы, которые проявились в Провансе в XI веке?

А) трубадуры

Б) трубачи

В) сочиняльщики

2. Что не воспевали в своих стихах поэты-певцы?

А) справедливую и богатую жизнь

Б) образ идеального рыцаря

В) служение Прекрасной даме, Мадонне

3. Как назывались рыцарские поэты, которые появились в Северной Франции. Италии. Испании, Германии?

А) трубадуры

Б) песняры

В) труверы

4. В средневековых романах отражались:

А) древние легенды и поверья

Б) взгляды древних мыслителей

В) легенды о короле Артуре, беззаветная любовь и судьба Тристана Изольды

5. Любимым жанром городской литературы был

А) поэмы

Б) рассказы в стихах и басни на бытовые темы

В) оды

6. Самым великим поэтом Средневековья был:

А) Франциск Виньонн

Б) Вергилий

В) Данте Алигьери

А) Рим и встречу с папой

Б) загробное царство

В) на небеса и разговор с Богом

8. Романский стиль характеризовался:

А) массивные здания с гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором

Б) низкие здания с большим количеством полукруглых окон

В) лёгкие здания с большим количеством просторных и высоких зданий

9. Художники средневековья стремились:

А) прославить красоту человеческого тела

Б) раскрыть богатый мир человеческой души, мысли, чувств.

В) писать портреты святых

10. Главной фигурой декора в храме, в монастырской келье, в спальне мирян было изображение:

А) Девы Марии

Б) любого святого

В) распятие Иисуса Христа

11. Средневековая живопись была представлена:

А) витражами и книжными миниатюрами

Б) фресками и мозаиками

В) картинами

Критерии оценки :

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

11 – «5»

Вот мы проверили с вами, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему

3. Сообщение темы и целей урока .

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца».
М. Буанаротти

Начиная с XIV века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период называют культурой Возрождения, как вы думаете, почему?

Чем могло быть вызвано появление новой культуры? Об этом мы и будем с вами говорить сегодня на уроке.

Запишите тему урока в тетрадь.

Какие цели мы для себя поставим сегодня на уроке при изучение данной темы?

(сл. 2) Изучать новый материал мы будем по такому плану:

    « Любители мудрости» и возрождение античного наследия.

    Новое учение о человеке.

    Воспитание нового человека.

    Первые гуманисты.

    Искусство раннего Возрождения.

Задание на урок:

(сл. 3 ) - Мне бы очень хотелось, чтобы на протяжении нашего урока вы подумали вот над каким вопросом: « Почему именно Италия стала родиной появления новой эпохи – эпохи Возрождения»

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Как уже говорили, в середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

Как вы думаете, почему возникла эта культура? Какие причины способствовали её появлению? (ответы детей) (сл. 4)

Давайте обобщим ваши предположения и запишем в тетради причины появления эпохи Возрождения:

1) Расцвет итальянских городов

2) Развитие торговли и ремесла

3) Развитие в городах образования

4) Стремление горожан узнать больше

1 . «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. (сл. 5)

Переходим к изучению первого вопроса.

Какие цели вы для себя поставите?

В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости ». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и муд-рыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жесто-кость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой.

(сл. 6) Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения.

- Запишем определение :

Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.

(сл. 7) Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.

А как вы думаете, почему людей называли « Любителями мудрости»?

Что они должны были изучать, чтобы их так стали называть?

(изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.)

Как вы думаете, люди каких профессий могли попасть в число « любителей мудрости»? (Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник)

Собравшись вместе, они увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.
- «Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.

Как вы думаете, они были правы? Почему вы так считаете?

(Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков) .

Можем ли мы сказать, что античное искусство было хуже, чем новая?

(Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность
- Мы с вами выяснили, кто такие « люди мудрости», а теперь познакомимся с новым учением о человеке.

2) самостоятельная работа по учебнику:

Стр. 229-230

Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с новым учение о человеке, а потом я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить, как внимательно вы читала этот материал.

Давайте проверим, как вы поняли прочитанный материал.

Каково второе название « любителей мудрости» ? (гуманисты)

(сл. 8) – запишем определение

Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;

Каким было отношение гуманистов к человеку? (они считали, что человек – это лучшее и главное творение Бога).

Каким способом человек может достичь звёзд и победить судьбу? (усилием воли и трудом)

Что послужит человеку наградой за его старание, труды и упорство? (слава современников)

Какой человек был идеалом для гуманистов? (« универсальный человек», который достиг совершенства во всём)
3) рассказ учителя :
3. Воспитание нового чело­века .

Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.
- Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух.
- Давайте вспомним, кого в феодальном обществе считали « благородным»?
(у кого были знатные предки.)

Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

Если бы вы сейчас оказались в Средних веках, то вас бы можно было назвать гуманными?
4. Первые гуманисты .

(сл. 9) Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304-1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.
-( сл. 10) Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чувства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.
- Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.
- За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па.

(сл. 11) Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов.

(сл. 12) Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
- Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.
- В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.
5. Искусство раннего Возрождения .

(сл. 13) Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.
- Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет - ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
- Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма . Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
- (сл. 14) Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445-1510).

(сл. 15-16) Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.
(сл. 17 ) Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.
В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.
Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

5. Подведём итог урока .

Вспомните, какие цели вы поставили перед собой в начале урока. Вы их достигли?

Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Игра «Да-нет»

1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.

2. Её родиной считается Греция.

3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»

4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком»

5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.

6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.

7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.

8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»

9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.

6. Выставление оценок

(прокомментировать)

    Рефлексия.

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

8. Домашнее задание:

Параграф29, заполнить таблицу «Культура Раннего Возрождения».