В чем смысл финала алые паруса.  символический смысл названия повести-феерии а

  • 23.06.2020

По одной из версий, идея повести «Алые паруса» возникла во время прогулки Александра Грина по невской набережной Петербурга. Проходя мимо одного из магазинов, писатель увидел невероятно красивую девушку. Он долго смотрел на неё, но познакомиться так и не решился. Красота незнакомки настолько взволновала писателя, что спустя какое-то время он приступил к созданию повести.

Замкнутый мрачный человек по имени Лонгрен живёт уединённой жизнью со своей дочерью Ассоль. Лонгрен изготовляет модели парусников на продажу. Для маленькой семьи это единственный способ свести концы с концами. Земляки ненавидят Лонгрена из-за одного случая, произошедшего в далёком прошлом.

Когда-то Лонгрен был моряком и надолго уходил в плаванье. Вернувшись в очередной раз из плаванья, он узнал, что его жены уже нет в живых. Родив ребёнка, Мери должна была истратить все деньги на лекарства для себя: роды были очень тяжёлыми, и женщине требовалось срочное лечение.

Мери не знала, когда вернётся муж и, оставшись без средств к существованию, отправилась к трактирщику Меннерсу, чтобы взять в долг. Трактирщик сделал Мери непристойное предложение в обмен на помощь. Честная женщина отказалась и пошла в город, чтобы заложить кольцо. По дороге женщина простудилась и впоследствии умерла от воспаления лёгких.

Лонгрен был вынужден воспитывать дочь самостоятельно и больше уже не мог работать на корабле. Бывший моря знал, кто разрушил его семейное счастье.

Однажды ему представился случай отомстить. Во время шторма Меннерса унесло на лодке в море. Единственным свидетелем произошедшего был Лонгрен. Трактирщик тщетно взывал о помощи. Бывший моряк спокойно стоял на берегу и курил трубку.

Когда Меннерс был уже достаточно далеко от берега, Лонгрен напомнил ему о том, как он поступил с Мери. Через несколько дней трактирщика нашли. Умирая, он успел рассказать, кто был «виновен» в его смерти. Односельчане, многие из которых не знали о том, каким на самом деле был Меннерс, осудили Лонгрена за его бездействия. Бывший моряк и его дочь стали изгоями.

Когда Ассоль было 8 лет, она случайно встретила собирателя сказок Эгля, который предсказал девочке, что годы спустя она встретит свою любовь. Её возлюбленный приплывёт на корабле с алыми парусами. Дома девочка рассказала о странном предсказании отцу. Их беседу подслушал нищий. Он пересказ услышанное землякам Лонгрена. С тех пор Ассоль стала объектом насмешек.

Знатное происхождение юноши

Артур Грэй, в отличие от Ассоль, вырос не в жалкой хижине, а в замке и происходил из богатого и знатного рода. Будущее мальчика было предрешено: он будет жить такой же чопорной жизнью, как и его родители. Однако у Грэя другие планы. Он мечтает быть отважным моряком. Юноша тайно ушёл из дома и поступил на шхуну «Ансельм», где прошёл весьма суровую школу. Капитан Гоп, заметив в молодом человеке хорошие задатки, решил сделать из него настоящего моряка. В 20 лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет», на котором стал капитаном.

Через 4 года Грэй случайно оказывается в окрестностях Лисса, в нескольких километрах от которого находилась Каперна, где жил Лонгрен с дочерью. Волею случая Грэй встречает Ассоль, спящую в зарослях.

Красота девушки настолько поразила его, что он снял с пальца старинное кольцо и надел его Ассоль. Затем Грэй направляется в Каперну, где пытается хоть что-нибудь узнать о необычной девушке. Капитан забрёл в трактир Меннерса, где теперь хозяйничал его сын. Хин Меннерс рассказал Грэю о том, что отец Ассоль – убийца, а сама девушка – сумасшедшая. Она мечтает о принце, который приплывёт к ней на корабле с алыми парусами. Капитан не слишком верит Меннерсу. Его сомнения окончательно развеял пьяный угольщик, сказавший, что Ассоль действительно очень необычная девушка, но не сумасшедшая. Грэй решил воплотить в реальность чужую мечту.

Тем временем старый Лонгрен принимает решение вернуться к своему прежнему занятию. Пока он жив, его дочь не будет работать. Лонгрен впервые за много лет отправился в плаванье. Ассоль осталась одна. В один прекрасный день она замечает на горизонте корабль с алыми парусами и понимает, что он приплыл за ней…

Характеристика персонажей

Ассоль – главная героиня повести. В раннем детстве девочка остаётся в одиночестве из-за ненависти окружающих к её отцу. Но одиночество привычно для Ассоль, оно не угнетает и не пугает её.

Она живёт в своём собственном вымышленном мире, куда не проникают жестокость и цинизм окружающей реальности.

В восемь лет в мир Ассоль приходит красивая легенда, в которую она поверила всем сердцем. Жизнь маленькой девочки приобретает новый смысл. Она начинает ждать.

Годы идут, но Ассоль остаётся прежней. Насмешки, обидные прозвища и ненависть односельчан к её семье не озлобили юную мечтательницу. Ассоль по-прежнему наивна, открыта миру и верит в пророчество.

Единственный сын знатных родителей вырос в роскоши и достатке. Артур Грэй – потомственный аристократ. Однако аристократизм ему совершенно чужд.

Ещё в детстве Грэй отличался смелостью, дерзостью и стремлению к абсолютной самостоятельности. Он знает, что по-настоящему сможет проявить себя только в борьбе со стихиями.

Артура не прельщает высшее общество. Светские рауты и званые ужины не для него. Картина, висевшая в библиотеке, решает судьбу юноши. Он уходит из дома и, пройдя суровые испытания, становится капитаном корабля. Дерзость и смелость, доходящие до безрассудства, не мешают юному капитану оставаться добрым и отзывчивым человеком.

Вероятно, среди девушек того общество, в котором родился Грэй, не нашлось бы ни одной, способной пленить его сердце. Чопорные дамы с изысканными манерами и блестящим образованием ему не нужны. Грэй не ищет любви, она сама его находит. Ассоль – очень необычная девушка с необычной мечтой. Артур видит перед собой красивую, смелую и чистую душу, подобную его собственной душе.

В конце повести у читателя возникает ощущение свершившегося чуда, сбывшейся мечты. Несмотря на всю оригинальность происходящего, сюжет повести не фантастичен. В «Алых парусах» нет ни волшебников, ни фей, ни эльфов. Перед читателем предстаёт вполне заурядная, лишённая прикрас действительность: бедные люди, вынужденные бороться за своё существование, несправедливость и подлость. Тем не менее, именно своей реалистичностью и отсутствием фантастики так привлекательно это произведение.

Автор даёт понять, что человек сам создаёт свои мечты, сам в них верит и сам же их воплощает в реальность. Нет смысла ждать вмешательства неких потусторонних сил – фей, волшебников и т. д. Чтобы понять, что мечта принадлежит только человеку и только человек решает, как ей распорядиться, нужно проследить всю цепочку создания и воплощения мечты.

Старый Эгль создал красивую легенду, очевидно, для того, чтобы порадовать маленькую девочку. Ассоль поверила в эту легенду и не может даже представить себе, что пророчество не сбудется. Грэй, влюбившись в прекрасную незнакомку, воплощает её мечту в реальность. В результате, нелепая, оторванная от жизни фантазия становится частью действительности. И воплотили эту фантазию не наделённые сверхъестественными способностями существа, а самые обычные люди.

Вера в чудо
Мечта, по мнению автора, это смысл жизнь. Только она и способна спасти человека от каждодневной серой рутины. Но мечта может стать большим разочарованием для того, кто бездеятелен и для того, кто ждёт воплотителя своих фантазий извне, потому что помощи «сверху» можно так и не дождаться.

Грэй никогда бы не стал капитаном, оставаясь в родительском замке. Мечта должна превратиться в цель, а цель, в свою очередь, в энергичное действие. У Ассоль не было возможности предпринять какие-либо действия для осуществления своей цели. Но у неё было самое главное, то, что, может быть, важнее действия – вера.

В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание “алые паруса” прочно ассоциируется с понятием “меч­та”. Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты?

Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые пару­са на игрушечной гоночной яхте. Эти алые пару­са были сделаны из обрезков шелка, “употребляв­шегося Лонгреном для оклейки пароходных

кают - игрушек богатого покупателя”. Маленькое су­денышко в этот момент держала в руке наша ге­роиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игру­шек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактир­щик, состоятельный человек Меннерс. Он отка­зался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении.

Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: “он де­лал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ра­щения девочки”. Вскоре Лонгрен совершил по­ступок, последствия которого оказались весьма печальными.

Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи ста­ли недоброжелательно относиться к отцу и доче­ри. Ассоль росла без подруг, в полном одиноче­стве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания.

Момент, когда впервые яхта с алыми паруса­ми оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не са­мым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действи­тельности волшебник был известным собирате­лем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки “невольное ожидание прекрасного, бла­женной судьбы”, решил рассказать сказку. Ес­тественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами.

Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать “такую игрушку”: “А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса”. Как видим, множество неблагоприятных и бла­гоприятных обстоятельств послужили тому, что­бы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место за­няла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь.

В Ассоль были перемешаны “в замечательной прекрасной неправильности” дочь матроса, ре­месленника и “живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной сосед­ства слов, во всей взаимности их теней и света”. И эта вторая Ассоль, которая “сверх общих яв­лений видела отраженный смысл иного поряд­ка”, не могла выйти из власти сказки. Ассоль со­вершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами.

Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепри­нятые каноны, которые каким-либо образом ско­вывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохнов­лен плодом человеческого творчества - карти­ной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пят­надцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он до­бился своей цели.

Встреча Ассоль и Артура была словно предоп­ределена судьбой. Они каждый по-своему пред­чувствовали необычные перемены в своей жиз­ни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Сре­ди буйства природы Артур “иначе увидел ее”. Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по под­сказке сердца. Оставив на мизинце девушки до­рогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзи­не, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: “Теперь он действовал уже реши­тельно и покойно, до мелочи зная все, что пред­стоит на чудном пути”.

Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет “совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благо­родного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было так­же ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духов­ного отражения”.

Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет со­вершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чис­той, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии пре­образования, совершенствования.

Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внут­ренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется “на­всегда в алом блеске парусов, созданных глуби­ной сердца, знающего, что такое любовь”.

В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее “в душе пушистым котенком”, и сим­вол любви, способной творить чудеса.

Глоссарий:

– анализ произведения Алые паруса

– какие названия кораблей упоминаются в повести а грина алые паруса

– какие названия кораблей упоминаются в повести грина алые паруса

– грин алые паруса анализ произведения

– смысл названия алые паруса


Другие работы по этой теме:

  1. “Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым,...
  2. Пожалуй, каждая девочка в мире мечтает, что в один прекрасный миг она встретит своего прин­ца на белом коне. Принца, который полюбит ее всем сердцем и...
  3. Повесть “Алые паруса” - одно из лучших в мировой литературе произведений, посвящен­ных романтической любви. Герои повести - не­жная, очаровательная Ассоль и мужественный капитан Грэй -...
  4. Каждая книга подобна учителю. Книга, ставшая одним из моих учителей – “Алые паруса” А. Грина. По моему мнению, каждая страница этой повести – феерии –...
  5. Александр Грин написал замечательную повесть “Алые паруса”. В этой повести он не старался показать нам чудо, сказку, волшебство. Писатель хотел сказать, что они бывают, дать...

Повесть-феерия «Алые паруса» - самое светлое, жизнеутверждающее произведение известного русского писателя А. С. Грина. Замысел повести возник у автора на основе известной ему действительной истории о красных парусах, за которой он, по его словам, с увлечением следил. Как признавался сам писатель, его «пленяла мысль вмешаться в эту историю, дабы она завершилась как бы написанная мною, и тогда, тогда я описал бы ее...».

Уверенность в необходимости создания подобного произведения окрепла, когда однажды, проходя мимо витрин с игрушками, Грин увидел там прекрасный корабль, который выделялся на фоне других предметов своими парусами, казавшимися под лучами солнечного света ярко-красными. Повесть была создана не сразу. Автор на время откладывал свою книгу, так как долго продумывал «необычные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное», вытекающее «из некоего длительного несчастья или ожидания, разрешаемого кораблем с красными парусами». Но со временем все обстоятельства были продуманы, и реальная история превратилась в чудесную сказку, утверждающую силу чистой любви и веры в мечту.

По первоначальному замыслу А. С. Грина действие должно было происходить во время революции в холодном и голодном Петрограде. И назвал он свою повесть «Красные паруса»: ведь красный цвет - традиционный символ революции. Но позже явь и фантазия поменялись местами, действие перенеслось в придуманную Каперну (название, созвучное с новозаветным Капернаумом), символизирующую людскую пустоту, глупость и бездуховность. Автор придумал порты и моря и вложил НОВЫЙ смысл в свое произведение. Теперь оно называлось «Алые паруса», писатель исключил из него политическое значение красного цвета. Вместо этого появился алый - «цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот - в многочисленных оттенках своих - всегда весел и точен». Как видим, любимый цвет А. Грина был выбран им не случайно: «К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада».

Само название повести «Алые паруса», таким образом, стало глубоко символичным. Первое, что мы представляем себе, услышав его, это приближение, возвещение чего-то радостного, волшебного, прекрасного. Мы начинаем твердо верить в это волшебство, в это неизбежное счастье. И сюжет произведения с каждой страницей все больше и больше убеждает нас в истинности этой веры. Мы видим, что все сказочное, высокое, прекрасное, светлое, все то, что кажется иногда несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка». Осознав это, сам Грин написал: «Я понял одну истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками...» Украсив действительность своими фантазиями, приблизив ее к сказке, автор, тем не менее, оставил ее необычайно реальной, призывая тем самым читателей неизменно верить в алые паруса.

И читатели верили: алые паруса стали символом, гимном поколения 60-70-х годов XX столетия. В дальних плаваниях, у лесных костров, в палатках геологов, в студенческих отрядах слагали и пели песни со знакомыми именами и названиями городов. Верят и сегодняшние читатели, потому что, познакомившись с этим произведением и его героями, невозможно не проникнуться светлыми и добрыми надеждами.

Таким образом, создав свою повесть и дав ей такое яркое название, Александр Грин создал неумирающий символ, который живет в сознании людей и, вероятно, будет продолжать жить еще много веков. Потому что, как бы ни менялся мир, так уж устроены люди, что они должны верить в мечту - светлую, чистую, прекрасную, - верить в то, что, какими бы нереальными ни казались их желания, они непременно исполнятся. «Вы пишете так, что все видно», - сказал М. Слонимский, которому А. С. Грин первому прочитал свою повесть. И действительно, в произведении все так явно и реально, что мы видим, чувствуем, ощущаем все, что происходит с его героиней. Наверное поэтому каждая девушка ждет своего прекрасного принца, который непременно приплывет за ней на корабле с алыми парусами. И на этом корабле приплывет к ней ее настоящее счастье. Конечно, и корабль, и паруса, и принц - образные символы. Возможно, прекрасный принц ходит по улице рядом с нами - важно только, чтобы мы его встретили, чтобы он нас увидел. И полюбил. И захотел, подобно Грею, исполнить нашу мечту.

Создал более 400 произведений, придумал целый мир, населенный отважными и благородными героями. Особой народной любовью и популярностью пользуется его повесть-феерия «Алые паруса».

Шел 1916 год. По петербургским улицам бродил долговязый человек с тяжелым взглядом. Он остановился у одной из витрин и долго разглядывал игрушечный кораблик с парусами из белого шелка. Кораблик был красивым, легким и стремительным, но чего-то в нем не хватало. Если бы паруса были другого цвета. Какого? Возможно, алого, цвета любви и надежды! Так в воображении писателя Александра Грина впервые возникли «Алые паруса».

Окончательно эта феерия была создана в суровом и голодном декабре 1920 года. Отрывок из произведения был опубликован в газете «Вечерний телеграф» полгода спустя, а полностью «Алые паруса» увидели свет отдельным изданием в 1923 году. Писатель посвятил сказочную повесть второй жене Нине, которую считают прообразом Ассоль.

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье» , «темные густые волосы» , «худенькие, загорелые ноги» . Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением» .

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.

Мать многое позволяла Артуру, но мальчик не вырос избалованным. Еще ребенком Грэй демонстрировал доброту и умение сопереживать. Вспомним, как он на себе проверил боль от ожога, замазал краской гвозди на распятии и помог бедной служанке-бесприданнице. Преодоление стихии и себя стали способом жизни Артура Грэя. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал» .

Парус всегда считался символом свободы, отваги и надежды, а белый корабль под алыми парусами превратился у Грина в воплощение любви, счастья и радости. Не случайно и название галиота – «Секрет». Не тайна, не загадка, а именно секрет для двоих.

Удивителен язык произведения. Грину удается найти словосочетания, которые буквально расцветают на страницах повести ярким, невероятно свежим и образным узором: «счастливый блеск утра» , «пылающая синяя даль» , «золотой уголь звезды» , «огненная игла далекой планеты» , «море, обведенное по горизонту золотой нитью» , «разбрасывая веселье» , «счастье сидело в ней пушистым котенком» . Вся повесть пронизана образами, которые создают уникальную атмосферу из смеси игры воображения и реальности. Здесь старые деревья говорят басом и «родственно скрипят» , цветы имеют «особенные лица» , а день «полон неизбежности» .

В «Алых парусах» чудо вполне реально. Для его создания Артуру Грэю понадобилась белая краска, оркестр из бродячих музыкантов, бочка столетнего вина и две тысячи квадратных метров алого шелка. Но ощущением причастности к сказке проникается и команда «Секрета», и экипаж военного крейсера, и музыканты оркестра. Реальное чудо заставляет светиться их глаза, раскрыться сердца, пробуждает желание сделать что-нибудь столь же необычное, доброе, светлое. И тогда крейсер салютует из всех орудий, а суровый помощник капитана Пантен идет мириться с матросом.

Автор назвал свое произведение феерией. Этим театральным термином обозначают постановки со сказочным сюжетом в пышных декорациях. Артур Грэй создал феерию для Ассоль, а Александр Грин – для всех благодарных читателей.

Не так много в нашей литературе произведений, которые столь же сильно влияют на общество и могут соперничать по популярности с «Алыми парусами». Светлое мироощущение, всплеск энергии, чистые порывы сердца возникают не только у молодых, но и у зрелых людей, которые знакомятся впервые или с удовольствием перечитывают феерию Грина.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «меч­та». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые пару­са на игрушечной гоночной яхте. Эти алые пару­са были сделаны из обрезков шелка, «употребляв­шегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя». Маленькое су­денышко в этот момент держала в руке наша ге­роиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игру­шек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактир­щик, состоятельный человек Меннерс. Он отка­зался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении. Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он де­лал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ра­щения девочки». Вскоре Лонгрен совершил по­ступок, последствия которого оказались весьма печальными. Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи ста­ли недоброжелательно относиться к отцу и доче­ри. Ассоль росла без подруг, в полном одиноче­стве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми паруса­ми оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не са­мым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действи­тельности волшебник был известным собирате­лем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, бла­женной судьбы», решил рассказать сказку. Ес­тественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и бла­гоприятных обстоятельств послужили тому, что­бы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место за­няла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ре­месленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной сосед­ства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих яв­лений видела отраженный смысл иного поряд­ка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль со­вершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепри­нятые каноны, которые каким-либо образом ско­вывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохнов­лен плодом человеческого творчества - карти­ной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пят­надцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он до­бился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предоп­ределена судьбой. Они каждый по-своему пред­чувствовали необычные перемены в своей жиз­ни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Сре­ди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по под­сказке сердца. Оставив на мизинце девушки до­рогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзи­не, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже реши­тельно и покойно, до мелочи зная все, что пред­стоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благо­родного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было так­же ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духов­ного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет со­вершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чис­той, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии пре­образования, совершенствования. Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внут­ренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «на­всегда в алом блеске парусов, созданных глуби­ной сердца, знающего, что такое любовь». В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и сим­вол любви, способной творить чудеса.