Традиционные (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) и новаторские (модернизм, постмодернизм) направления развития русской литературы. Чем «романтизм» отличается от «классицизма»? «Романтизм» как смена эстетической программы и смена образа жизни.

  • 11.04.2019

Классицизм с литературной точки зрения

Классицизм зародился в Западной Европе в первой половине XVII века, когда был период укрепления так называемого «абсолютизма», то есть высшей власти монархов. Идеи абсолютной монархии и порожденного ею порядка и послужили основой для классицизма. Это литературное направление требовало от авторов строгого соблюдения предписанных правил, схем, отклонение от которых считалось недопустимым.

Классические произведения четко делились на высшие и низшие жанры. К высшим жанрам относились такие, как эпопея, эпическая поэма, трагедия и ода. К низшим – сатира, комедия, басня. Главными героями произведений высшего жанра могли быть только представители благородных сословий, а также боги или герои античных мифов. Возбранялась простонародная, разговорная речь. Особенно торжественный, пафосный язык требовался при создании оды. В произведениях низших жанров, описывающих повседневную жизнь простых людей, допускалась разговорная речь, и даже жаргонные выражения.

Композиция любого произведения, независимо от жанра, должна была быть простой, понятной и лаконичной. Каждый героя подлежал подробному объяснению со стороны автора. К тому же автор произведения был обязан соблюдать правило «трех единств» - времени, места и действия.

Из российских литераторов наиболее яркими представителями классицизма были А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, И.А. Крылов.

Что такое литературный романтизм

На рубеже XVIII– XIX вв. после перемен и потрясений, вызванных Великой Французской революцией, в Западной Европе появилось новое литературное направление – романтизм. Его приверженцы не желали считаться со строгими правилами, установленными классицизмом. Они уделяли главное внимание в своих произведениях изображению внутреннего мира человека, его переживаний, чувств.

Основными жанрами романтизма были: элегия, идиллия, новелла, баллада, роман, повесть. В противовес типичному герою классицизма, который должен был вести себя в строгом соответствии с требованиями того общества, к которому принадлежал, герои романтических произведений могли совершать неожиданные, непредсказуемые поступки, вступать в конфликт с обществом. Наиболее известные представители русского литературного романтизма: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Просвещение

Обычно считается, что неоклассицизм является следствием того насыщения, что в определенной степени производит барокко. В случае с Канарскими островами уместно сделать некоторые уточнения. Со второй половины XVIII в. присутствие при Дворе элиты с архипелага обеспечивало культурную связь привилегированного меньшинства Канарских островов с эрудированными мадридскими кругами, что отражалось на обновлении взглядов элиты в сторону космополитизма. С другой стороны, отдаленность от метрополии влияла на то, что на Канарских островах был слабый идеологический контроль; здесь свободно распространялись тексты, запрещенные на остальной территории государства. К этому нужно добавить мобильность немногочисленных, но влиятельных жителей островов, которые соприкасались с новыми веяниями, появлявшимися за пределами Испании, упрочняя эту связь по возвращении из путешествий. Кружки и общества (особенно Экономические общества друзей страны) являлись «двигателем» изменений не только в художественном, но также в научном, экономическом, сельскохозяйственном и промышленном аспектах.

Однако Просвещение всегда являлось культурой меньшинства по отношению к религиозной традиции, согласующейся с идеями Инквизиции, на которые влияли низшее духовенство и религиозные ордены, связанные барочной традицией.

Более того, сами деятели Просвещения были далеки от того, чтобы принять поистине академическое прочтение неоклассического стиля; они были неспособны основать свои идеи на теоретических и идеологических убеждениях. В большинстве случаев это было подражание тому, что называли неоклассическим стилем. Об этом свидетельствует полемика в отношении порядка колонн, которые Хуан Непомусено Вердуго хотел использовать в будущем соборе Лос Ремедиос в Ла Лагуне. Маркиз Вильянуэва дель Прадо одобрил решение убрать основание, поскольку так делали в Париже. А старший священник Педро Бенкомо требовал оставить их, поскольку так делал Вентура Родригес. В основном, при отсутствии теоретической базы и твердых убеждений, можно говорить о существовании на Канарских островах неоклассической архитектуры, однако не как продукта идеологии, а почти всегда как результата подражания. К одним из первых зданий в этом стиле относится собор Сантьяго де лос Кабальерос (Santiago de los Caballeros) в Гальдаре с удачным пространственным решением, однако фасад его более напоминает маньеризм, нежели новые веяния неоклассицизма.

И все же некоторые архитекторы в это время уже начинают использовать новые приемы. Диего Николас Эдуардо, строитель, заложивший основы перемены вкусов, выполнил одно из наиболее изящных зданий того времени. Создавая эскиз будущего собора в Лас Пальмас, он вдохновлялся собором Гранады – работой Кано в стиле барокко. Однако он решил пойти по пути отказа от всяческих украшений и принятия строгих и простых форм.

Конечно, такие создатели были в меньшинстве. Архитектурная панорама Канарских островов, главным образом, ограничивалась работами мастеров, не имеющих профессиональных титулов. Здесь существовал коллектив консервативной направленности, их знания о новом стиле были весьма поверхностными. Один из примеров – Хуан Перес де Леон, руководивший строительством церкви Сан Себастиан (Iglesia de San Sebastián) в Агуимесе.(Agüimes), спроектированной Диего Николасом Эдуардо. Там, где архитектор проявлял свою креативность, обнаруживается некачественное исполнение работы.

Решающую роль в изменении стиля сыграли военные инженеры, однако работали они лишь в определенных местах на архипелаге, где и чувствуется их веяние.

Из великих мастеров того времени можно назвать четыре имени, и ни у одного их них не было официального титула. Наиболее важна фигура Диего Николаса Эдуардо, который учился в Академии Сан Фернандо и в Артиллерийской академии Сеговии. Он хорошо знал существующие на тот момент теории (в его библиотеке был трактат Тоски) и применял их с полной свободой воплощения. Так, чтобы подчеркнуть уникальность интерьера собора в Лас Пальмас, он использовал приемы атлантической готики.

Ясность идей отличает такого архитектора, как Хуан Непомусено – военного, учившегося в Академии инженеров. Он играл немалую роль в строительстве фасада собора в Ла Лагуне, а несколько позже выполнил оригинальный и изящный фасад здания Муниципалитета (Ayuntamiento) города.

Антонио Хосе Эдуардо и Хосе Лухан Перес – авторы менее изящных работ. Первый, работы которого можно увидеть в Гальдаре, предлагает нашему вниманию чересчур академичные образцы, результат неглубокого знакомства с архитектурой того времени. Второй архитектор был в первую очередь скульптором; он заканчивал западный фасад кафедрального собора Гран Канарии в весьма скудном решении. Интересны в его исполнении хоры – в свободе композиционной архитектурной мысли читается влияние его учителя Эдуардо.

Благодаря тенденции к либерализации островов, в это время в местной архитектурной панораме появляются работы профессионалов национального уровня. Наиболее известный пример – это, без сомнения, проект Вентуры Родригеса для реконструкции собора Консепсьон (Templo de la Concepción) в Ла Оротаве. Также можно отметить Мануэля Мартина и Хоакина Родригеса, проектировщиков нового собора в Канделарии (Templo de Candelaria). Вероятно, первому принадлежит также великолепный проект часовни для созданного чуть раньше кафедрального собора Ла Лагуны. Вместе с обновлениями чертежей, в которых угадывается влияние Вентуры Родригеса, актуальным в это время становится, например, вопрос о расположении хора на клиросе (одна из наиболее спорных тем во времена Просвещения).

Ни один из вышеперечисленных проектов не был воплощен в реальности, но, что еще хуже, планировщикам пришлось их уничтожить, что лишило последующие поколения необходимых знаний о непрерывной линии развития и преемственности стиля. На Канарских островах были созданы два образовательных центра. Один из них был образован командующим армией маркизом де ла Каньяда в 1779 г. в Санта Крус де Тенерифе для подготовки чиновников среднего звена; из-за удаленности островов они исполняли функции инженеров, владея начальными знаниями. Второй центр был создан при поддержке Академии священником кафедрального собора Канарских островов Херонимо де Роо в 1782 г. Благодаря ему, острова получали значительную автономию в области строительства, а Академия удовлетворяла свои потребности в том, что касалось раздачи официальных титулов в области общественного строительства. Обе школы просуществовали недолго: первая закрылась через пять лет, вторая – на год раньше, но она затем превратилась в Чертежную школу, существовавшую под защитой короля и Академии.

В Санта Крус де Тенерифе ситуация складывалась таким образом, что здесь располагалось руководство инженерным корпусом. Это являлось причиной присутствия в городе военных инженеров, которые с годами создавали прочные узы дружбы с местными семьями. Иногда благодаря этому они занимались своей профессиональной строительной деятельностью и с «невоенными объектами». Примером может служить дружба между Матиасом Родригесом Карта и инженером Франсиско Родригесом Гонсалесом, что, вероятнее всего, повлияло на архитектурные особенности дворца Карта (Palacio de Carta) на площади Ла Канделария (Plaza de La Candelaria).

Такие дома, как, например, дом Альмасенес Эль Глобо (Casa de los Almacenes El Globo), отличаются от традиционных схем. Бесспорно здесь влияние неоклассицизма. Строители не видели необходимости использовать греко-романские элементы для претворения в жизнь новых рациональных форм, основанных на строгости и аскетизме. Это и отличает работу военных инженеров. Если работа с камнем в строительстве жилых зданий на Канарском архипелаге не была новшеством, то сам тип его использования изменяется. Теперь устанавливаются широкие связи между формой здания и его функциями. Естественно, остается необходимость создания разных канонов и соблюдения новых правил. Внешняя монументальность также связывается с законами рационализма. С годами традиционная архитектура стала примером рационализма.

На Ла Пальме, несмотря на долгое пребывание там Хуана Непомусено Вердуго, ключевой фигурой в смене вкусов является не он, а пресвитер Хосе Хоакин Мартин де Хуста. Образование, полученное им в Лас Пальмас де Гран Канария в начале XIX в., позволило ему близко познакомиться с веяниями Просвещения. По возвращении в Санта Крус де Ла Пальма, разносторонне образованный, он стал здесь одним из лучших проектировщиков и зачинателей процесса архитектурного обновления. Его первая работа – дом Хосе Гарсия Карбальо (Casa de Jose García Carballo) 1811 г. представляет архитектуру неоклассицизма: три уровня, фронтон как практически единственное украшение и многое другое… В остальном его работу характеризует скромность (каменные карнизы, окна с пологими арками…); традиционные элементы (балкон, венецианское окно) находятся не на главном фасаде.

При реконструкции церкви Эль Сальвадор (El Salvador) привычный орнамент не использовался вообще. Второй крупный представитель классицизма на Ла Пальме, пресвитер Мануэль Диас вместе с Мартином де Хуста убрали большинство фламандских и барочных запрестольных образов, вместо них разместив в церкви скромные образцы неоклассицизма. Наиболее ярко стилевые изменения можно наблюдать в трансформации сводов собора: крыша в стиле мудехар уходит в прошлое.

В первой половине XIX в. Санта Крус де Ла Пальма постепенно превращается в крупный город в неоклассическом стиле. Те жители, что не перестраивают свои дома, изменяют их фасады; здесь наблюдается стремление к ровным прямым линиям. В общем, эта тенденция отвечала веяниям моды. Внутреннее же убранство домов оставалось прежним: сохранялся традиционный канарский дворик. Только в конце XIX в., с началом использования новых материалов, таких, как железо и стекло, в некоторых домах появляются альтернативы традиционным приемам.

Романтический классицизм

Появление на Канарском архипелаге в 1847 г. Мануэля де Ораа знаменовало изменение приемов строительства традиционных жилищ. Первые задания он получил в Санта Крус де Тенерифе и в должности муниципального архитектора мог без проблем вводить новшества в строительство. Большую роль играли также его личный авторитет, незаурядность личности и широкие связи с высшим классом канарского общества. Если проследить хронологически порядок работ Ораа, не всегда можно говорить о прямой прогрессивной линии эволюции стиля.

Романтический классицизм - стиль, преобладавший в архитектуре во второй половине XIX в., имел на Канарских островах свои особенности и вариации:

В Санта Крус де Тенерифе :

Фасад представляет собой весьма скромную работу, минимум орнамента и строгость.

В некоторых зонах выделяются особые элементы фасада (оконные и дверные проемы).

Постоянным становится использование тесаного камня, что до этого встречалось скорее случайно.

В Лас Пальмас де Гран Канария :

Более выразительные фасады, чем на Тенерифе, с использованием орнамента.

Тонкая работа с камнем, что позволяло даже вызывать каменотесов Гран Канарии на другие острова.

Украшения из необтесанного камня как декоративные формы.

На обоих островах можно выделить общие тенденции :

Канон исполнения дверных и оконных проемов приобретает уникальную стройность и вытягивается по вертикали.

Повсеместным становится использование железа – как в структуре здания, так и для украшения.

Примеры архитектуры этого времени представляют собой как следование строгой академичности, так и свободные вариации. Среди крупных инженеров архипелага наблюдается концептуальная зрелость, что давало большую свободу в работе.

Во второй половине XIX в. в крупнейших канарских городах наблюдается такой феномен, как полное обновление в области строительства зданий. Архитектура вступает на путь служения обществу; особенности конструкции теперь тесно связаны с общественной функцией здания. Новый административный центр Канарского архипелага – Санта Крус де Тенерифе – требует сооружения зданий, в которых разместились бы различные институты власти и чиновники. Новая буржуазия, в свою очередь, также требует создания различных центров. Новый статус города привлекает сюда целый поток мигрантов, а также позволяет реализовать новые строительные модели.

Поэтому менее чем за 40 лет здесь появляются все необходимые типы общественных заведений, отвечающие требованиям буржуазии, а также новые административные центры. К тому же разворачивается широкое строительство частных домов - как по личной инициативе, так и благодаря различным строительным организациям.

Лас Пальмас де Гран Канария представляет собой крупный город, также боровшийся за звание столицы. Постепенно инфраструктура достигает здесь соответствующего уровня, а по некоторым показателям в последующие годы Лас Пальмас даже превосходит Санта Крус де Тенерифе. В это время меняется облик города, во многом благодаря инженеру Мануэлю де Леон и Фалькон. Удачная политика ведет к обновлению города: появляются проспекты, рынки, театры, площади, мосты и бессчетное количество зданий по личной и административной инициативе.

На Ла Пальме второй период классицизма не был столь блистательным. Романтическому классицизму не хватало здесь тех качеств, которые были присущи архитектуре в предыдущие 50 лет. В общем, мастера поддерживали здесь свой характерный стиль, однако в меньших масштабах. Стиль оказался уже устаревшим и повторял старые варианты, не предлагая ничего нового. Однако здесь также происходили трансформации в каноне дверных и оконных проемов, а камень использовался все реже и реже, его заменяла древесина.

Наиболее яркая фигура этого периода – Фелипе де Пас Перес. Самоучка, он построил на Ла Пальме немалое число зданий и даже участвовал в постройке здания Муниципалитета (Ayuntamiento) в Санта Крус де Ла Пальма. Проблема была в том, что ему приходилось выдерживать натиск мастеров, которым несправедливо присваивались титулы и заслуги.

Качество работы Фелипе де Паса можно созерцать в том, как он изменил эскизы столичной рыночной площади Пласа дель Меркадо (Plaza del Mercado) Луиса Б. Перейры. Фелипе де Пас предложил весьма свободный классицизм, близкий к идеям Мануэля де Ораа. Позднее в его работе классицизм сменился эклектизмом, что видно в проекте больницы Оспиталь де Долорес (Hospital de Dolores).

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Романти́зм (фр. romantisme) - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.



мантизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты:

Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника.

Открыли принцип историзма (просветители судили о прошлом антиисторически для них существовало "разумное" и "не разумное"). Увидели в прошлом человеческие характеры, сформированные своим временем. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

Интерес к народной культуре, фольклору. В эпоху романтизма были опубликованы сборники народных песен, сказок (сказки братьев Якоба и Вильгельма Гримм).

Интерес к сильной личности, которая противопоставляет себя всему окружающему миру и опирается только сама на себя. - Внимание к внутреннему миру человека.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.

Кризис классицизма стал закономерным следствием той исторической ситуации, которая сложилась в Европе в первых десятилетиях XIX века. В начале века в Европе полыхали войны, вызывая прилив высоких патриотических чувств. Победа над наполеоновской Францией не принесла успокоения: подъем национально-освободительных движений, чередующиеся периоды революций и реставраций способствовали повсеместному брожению умов.

«Нынешний век,— писал декабрист П. И. Пестель ознаменовывается революционными мыслями от одно! конца Европы до другого, от Португалии до России, и исключая ни единого государства... Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать».

Разбуженный революциями и подогретый война накал страстей в условиях реакционных политически режимов, установившихся в итоге реставраций монархии, не мог найти достойного общественного применения. К тому же в воцарившемся правопорядке ум достаточно отчетливо обозначилась его буржуазна сущность. Между ней и теми высокими идеалами, которые были провозглашены философами-просветителями XVIII века и начертаны на знаменах Французской революции, пролегла пропасть. Это вызвало критический пересмотр существа многих идей и принципов просветительства и их художественного отображения. Поэтом вполне закономерно, что коль скоро провозглашение рационалистической философией просветителей «царства разума потерпело крушение», то были подвергнуты сомнению и художественные принципы классицизму во многих аспектах связанные, как отмечалось выше с просветительством XVIII века.

Вызванный огромным потрясением в общественно и духовной жизни Европы, романтизм отразил сложно неустойчивое состояние той переходной эпохи, когда, развернулась борьба двух общественных формаций Iумирающего феодализма и молодого, крепнущего капитализма. Отсюда — свойственное романтизму «сложное и всегда более или менее неясное отражение все: оттенков, чувствований и настроений, охватывающими.общество в переходные эпохи, но его основная нота ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое».

Классицизм тяготел к выражению «вечных истин «вечной красоты», к равновесию и гармонии. В противовес ему искусство эпохи романтизма стремилось познать мир и человека во всем их многообразии, уловить передать изменчивость мира, переходность состояний природы, тончайшие оттенки движений души. Романизм намного расширял и тематические границы искусна, и круг средств художественной выразительности, изменялась установленная классицизмом иерархия искусств и художественных жанров, при этом особенно бурно стали развиваться те из них, в которых эстетика романтизма находила свое наиболее полное выражение. Многообразие жанров, поиск новых, более разнообразных, гибких и эмоционально насыщенных художественных форм стали важнейшими чертами творческого кредо романтизма.

Романтизм представлял собой мощное идейно-художественное течение, которое охватило все области духовной жизни /Европы, отразилось в религии, философии, политике. Особенно полно и ярко это движение воплотилось в литературе, музыке и живописи, состdив целую «эпоху романтизма» в их истории. Развернувшийся в литературно-художественной критике 1820— 11830-х годов спор «романтиков» с «классиками» играл важную роль в судьбах литературы и искусства, способствуя преодолению устаревших эстетических норм классицизма и прокладывая дорогу новым, прогрессивным явлениям художественной жизни.

В различных областях художественного творчества романтические тенденции проявились по-разному. Но общий, свойственный романтизму, «дух преобразования» выразился в настойчивом стремлении преодолеть каноническую жесткость художественных приемов классицизма и создать более разнообразную и более гибкую систему средств эстетической выразительности. Этот воинствующий «антиканонизм» романтиков отразился и в тех новых архитектурных воззрениях, которые стали формироваться в 1830-х годах.

Выдвинутая романтизмом эстетическая программа по своей эмоциональной и идейной направленности была уже совершенно иной, чем та, которую исповедовал классицизм. Идеалы «спокойствия» и «благородной простоты», программную унифицированность архитектурного языка классицизма романтики воспринимали «схоластицизм, предписывающий строения ранжировать под одну мерку и строить по одному вкусу».

«Архитектура,— утверждал Гоголь,— должна быть как можно своенравнее: принимать суровую наружность, показывать веселое выражение, дышать древностью, блистать новостью, обдавать ужасом, сверкать красотою, быть то мрачной, как день, охваченный грозою с громовыми облаками, то ясною, как утро в солнечном сиянии».

Развивая романтическую концепцию духовной и эмоциональной наполненности архитектуры. Гоголь противопоставляет «однообразию» и «схоластике» классицизма «вдохновенную мрачную» готическую архитектуру, которая «более дает разгула художнику», и архитектуру Востока, «которая создана одним только воображением, воображением восточным, горячим, чудесным». Отдавая должное произведениям зодчих Древней Греции, исполненным «стройности и простоты», он осуждал архитекторов-классицистов за то, что они исказили сущность аттического зодчества, превратив его приемы в моду.

Аналогичные мысли высказал и П. Я. Чаадаев. В одном из своих «философических писем», опубликованном в 1832 году в журнале «Телескоп», он противопоставил «греческому стилю» «стиль египетский и готический». По мнению Чаадаева, первый «относится к материальным нуждам человека», два других — «к его нуждам нравственным», ибо они имеют «общий идеальный характер, весьма ясно проявляющийся в какой-то бесполезности или, лучше, в исключительной идее монумента, которая особенно в них господствует». Чаадаева как и Гоголя, привлекала особая одухотворенность эмоциональная напряженность готики. «Мне кажется, что готическая башня достойна особенного внимания, как одно из прекраснейших созданий воображения,— писал автор «Философических писем»,— она, как мысль могучая и прекрасная, одна стремится к небу, уносит вас с земли и ничего от земли не берет, принадлежит особенному чину идей и не проистекает от земного: видение чудеснейшее, без начала и причины на земле».

Противопоставление «духовного» «земному», так ясно ощущаемое в этом отрывке из чаадаевского «философского письма», очень характерно для эстетики романтизма, особенно на заключительном этапе его развития. По словам одного из идеологов романтизма, немецкого философа Ф.-В. Шеллинга, то были годы, когда «человеческий дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно».

Раскованность человеческого духа и в то же время стремление углубиться в «тайны души», обостренное внимание к человеческой личности, к неповторимому, индивидуальному и в человеческом характере, и в явлениях жизни — важнейшие черты эстетической программы романтизма. Герои Бетховена, Байрона, Пушкина, Лермонтова страстно утверждают свою человеческую индивидуальность, свое право и способность противостоять обществу, «толпе», самой судьбе. В. С. Турчин в книге «Эпоха романтизма в России» отмечает, что «если поздний классицизм приобретал все более государственный характер, то молодой романтизм апеллировал к индивидуальному сознанию, интересуясь судьбой человека, вошедшего в новый век».

Романтики-поэты болезненно ощущали «тесноту пределов поэзии классицистической» и видели в «свободе выбора и изложения — первейшую цель поэзии романтической». Аналогичные высказывания звучат в 1830-х годах и в устах архитекторов и эстетиков, которые, задумываясь над судьбами архитектуры, пришли к выводу о необходимости критического пересмотра «пяти правил Виньоловых» и прочих канонов классицизма.

Пафос романтического индивидуализма отразился и в архитектуре, но очень опосредствованно, в соответствии с особенностями ее художественно-образного строя. Проблема соотношения общего и индивидуального, переведенная на язык архитектурных форм, обернулась соотношением канонической нормы и своеобразия. В противовес нормативности классицизма романтизм выдвинул принцип свободного выбора художественных приемов.

В том же 1834 году, когда вышли в свет гоголевские «Арабески», 8 мая на торжественном акте Московского дворцового архитектурного училища выступил молодой архитектор М. Д. Быковский с речью «О неосновательности мнения, что архитектура греческая или греко-римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях», то есть на канонах пяти ордеров, разработанных зодчими античности и Ренессанса.

Сущность тех новых взглядов, которые Быковский высказал в своей речи, ясна уже из самого ее названия. Его теоретическая позиция соответствует эстетике романтизма, считавшей недопустимым стеснять свободу художественного творчества системой канонических правил. «Всякому покажется странно,— утверждал Быковский,— что изящное можно подчинить одинаковым, повсеместным и ни в коем случае неизменным формулам», хотя, отмечал он, подобное мнение, «столь ложное в своих началах... укоренилось уже и торжественно тяготеет над прекраснейшими произведениями духа человеческого». Причину такого нетворческого, механического повторения канонических форм архитектуры прошлого Быковский видел в непонимании того, что «история архитектуры какого-либо народа сопряжена теснейшим образом с историею его же философии». Каждая эпоха вырабатывает свой архитектурный стиль, отвечающий ее духовным запросам и обычаям данной нации, поэтому повторение композиционных приемов «одного избранного века» — это, по мнению Быковского, «безрассудное намерение подавлять изящные искусства». По его словам, «столь же несообразна с здравым рассудком оценка достоинства красоты художества посредством линейной меры и та мысль, что одни только колонны того или другого ордера должны определять все размеры здания, всю силу его характера».

Важнейшей особенностью общественного сознания первых десятилетий XIX века стал историзм: многовековой путь развития общества и культуры начал рассматриваться как единый процесс, в котором каждое звено имело свое определенное историческое значение. Отдавая должное античной эпохе, создавшей памятники, исключительные по своему художественному совершенству, историки и искусствоведы нового поколения стремились исследовать и осознать значение последующих эпох в общем процессе развития мировой культуры. Соединяя мировоззренческие принципы историзма с романтическим увлечением стариной и экзотикой, эстетика тех лет призывала современников стать духовными наследниками всех богатств человеческой культуры, созданных и Западом, и Востоком. «Утомленные однообразием классицизма,— писал в 1825 году журнал «Московский телеграф»,— смелые умы европейцев отваживаются на полеты во всех других направлениях... Дух всего человечества хотим мы познать и осмыслить».

Растущий интерес к древностям, к средневековью привел к появлению целого ряда построек «в готическом вкусе». В русской архитектуре наряду с романтической неоготикой возникли и иные направления, связанные с обращением к архитектурным традициям древнего русского зодчества и к опыту народной, фольклорной архитектуры. Характерный для художественной жизни России и всей Европы начала XIX века растущий интерес к искусству Древнего Египта и к экзотике Востока вызывал появление разного рода «ориентальных» направлений в архитектуре.

Подобно тому как в литературе, музыке, живописи романтизм резко расширил тематические границы, «ввел средневековую тематику, экзотическую тематику, фольклорную тематику», в архитектуре он привел к возникновению ряда стилистических направлений, существенно отличных по своим художественным установкам от архитектуры классицизма.

Новое художественное мировоззрение, рожденное романтизмом, стремление познать и осмыслить «дух всего человечества», крепнущее сознание того, что современная культура должна стать наследницей культуры всех предыдущих эпох, приводили к выводу о том, что и в архитектуре могут и должны найти применение «все роды зодчества, все стили».

Формулируя новые архитектурные принципы с позиций романтической эстетики, Н. В. Гоголь в цитированной выше статье утверждал, что «город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более разнообразных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается: и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое». Романтизм сыграл очень важную роль в общем процессе художественной эволюции архитектуры. Выступив идейным противником стареющего классицизма, романтизм активно способствовал отходу архитектуры от того творческого метода, который лежал в основе классицизма. С другой стороны, программный «антиканонизм» романтиков и выдвинутая ими новая архитектурная концепция, основанная на обращении к наследию «всех стилей», способствовали выработке нового творческого метода, который стал ведущим в архитектуре середины и второй половины XIX века, и определили художественно-стилистические особенности эклектики.

Результатом развития этого нового творческого метода было формирование в архитектуре 1820—1830-х годов ряда стилевых направлений. Одним из них стала стилизаторская неоготика, оказавшаяся едва ли не самым последовательным воплощением художественных идеалов романтизма в архитектуре того периода.

Направление – общность правил, принципов, идей, конкретных приемов, которыми пользуются писатели разных стран, принадлежащие к одному веку или поколению. Внутри литературного направления есть деление, связанное с доминирующим художественным стилем.

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.

Классицизм (фр.и лат. - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694-1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм . Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека. Пафос литературы эпохи классицизма был связан с просвещением.

Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру. В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств. Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл). Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа "Красное и чёрное" он взял слова "Правда, горькая правда", подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право "отправляться на охоту за счастьем". Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию. У героев не было усреднённой внешности (Квазимодо)

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.