Народная, элитарная, массовая культура: сущность, характер соотношения. Формы культуры

  • 04.05.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2013

    Постановка проблемы типологизации культур. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и роль в обществе. Особенности массовой культуры в России, ее сложный социально-культурный феномен. Субкультура с точки зрения культурологии и ее разновидности.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2011

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массовая культура и "усредненный" уровень духовных потребностей: социальные функции, кич и искусство.

    По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру . Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

    Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

    Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

    Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

    Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм ». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

    Элитарная культура

    Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью , либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства ”.

    Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

    К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

    Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

    Народная культура

    Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки . Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

    Массовая культура

    Массовая или общедоступная не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

    Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью , чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

    Субкультура

    Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

    Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной . Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

    Контркультура

    Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

    Культура в России

    Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

    Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

    В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции . С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

    Народная культура.

    Народная культура - бесписьменная, поэтому в ней большое значение принадлежит традициям, как к способу трансляции жизненно важной информации. Народная культура консервативна, она практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к доминированию традиционных смыслов. Индивидуальное начало в ней не выраженно. Отсюда анонимность, безличность и отсутствие именного авторства. Традиционная культура регулирует все аспекты жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни и специфику взаимоотношений: форму хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, знания, фольклор (как знаково-символическое выражение традиции).

    Массовая культура.

    На протяжении 20-ого века на смену традиционным архаическим формам культуро-творчества пришла «индустрия культуры»(производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на современных, практические безграничный возможностей их тиражирования). Так со второй половины 19-ого века формируется массовая культура. Отчасти преемница народной культуры, т.е. возникает постиндустриальный фольклор, но большинство исследователей склоняются к мысли о том, что эти два феномена, по сути, очень далеки друг от друга, противопоставляя традицию изменчивой моде. А национальный характер - космополитизм.

    Характерными чертами массовой культуры являются общедоступность, легкость в восприятии, развлекательность и упрощенность. Массовая культура-рождение технического прогресса. Он не только создал технику ее индустриального производства, но и сформировал «массу», нужды которой она удовлетворяет. Важное место здесь принадлежит массовому искусству. Предназначенная для удовлетворения простейших эстетических запросов продукция этого искусства стандартизированная. Создавать ее в творческом отношении не сложно. Массовый человек может являться представителем всех социальных слоев в не зависимости от положения в экономической, политической и даже интеллектуальной иерархией.

    Элитарная культура.

    Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных»- тех, кому она доступна и кто выступает ее носителем (культурная элита). В основе этих процессов лежит невероятное увеличение объема информации. К 20 веку время энциклопедически образованных универсалов ориентирующихся во всех областях культуры прошло.

    Современная наука, включая философию, стала мало понятной для «непосвященной». Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для понимания умственных усилий и достаточной образованности. Высокая культура стала специализированной. В каждой культурной сфере теперь есть сравнительно немногочисленная элита, принадлежащие к ней- создатели, ценители и потребители высших достижений в своей области культуры (в лучшем случае еще и смежной с ней). Тем же, кто не попадает в их круг, просто невозможно понять соответствующие предмет рассуждений. Так элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующая принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству, как правило, являющаяся одновременно и творцами ее, и адресатами. Она сознательна и последовательно противостоит культуре большинства. Философы рассматривают как единственно-способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры.

    В современной массовой культуре сталкиваются две тенденции, одна связана с самыми примитивными чувствами и побуждениями и порождает воинственно-невежественную, враждебную обществу: контркультуру (наркотики и т.д.) и анти-культуру.

    Другая тенденция связана с носителями массовой культуры-повысить свой социальный статус и образовательный уровень. К концу 20 века культурологи начали говорить о росте мид-культруы (культуры среднего уровня). Однако разрыв массовой и элитарной культурой остается острой проблемой.

    Глава III . Культура народная, элитарная и массовая

    Субстанциональный – существен-ный, основной (от лат. substantia сущность), функциональный (от лат. function деятельность, отправление), деятельностный.

    Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах учебника, культура - это созданная человеком вторая, т. е. искусственная природа (Гегель). Первая, естественная , природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. Сложный, многогранный, многоликий мир культуры – это «возделанная» , «взращенная» среда обитания людей, созданная посредством различных форм и способов их деятельности и насыщенная разнообразными продуктами (результатами) этой деятельности. Каждая культура на планете воплощает в себе специфический набор способов социальной практики, которая всегда соответствует конкретно-историческому типу общества. Культура существует в жизни, в истории, во времени и, следовательно, в развитии только благодаря людям . А это значит, что культура есть характеристика человеческого общества, его людей, прошлого (истории) и настоящего. Изучать любую культуру, рассчитывая на успех, можно лишь в органическом единстве с соответствующим типом общества, жизнью и деятельностью людей.

    Субъект

    (создатель, носитель, хранитель) культуры и ее структурная дифференциация

    Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, культура, с одной стороны, выступает как сложная и взаимосвязанная целостность , а с другой, как совокупность многих культурных элементов, составляющих ее строение (структуру ), функционирующий организм. Всю совокупность элементов культуры принято разделять на два «блока»: субстанциональный и функциональный . Морфологическое изучение этих «блоков» составляющих структуру культуры, по мнению ученых, предполагает несколько взаимосвязанных направлений исследовательской деятельности :

    Морфология - (от греч. morphe – форма, logos – понятие, учение) – наука (учение) о закономерностях строения, процессах формообразования явлений, организмов в их развитии.

    1) генетическое рождение и становление культурных форм;

    2) историческое динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени ;

    3) микродинамическое динамика современных культурных форм (в пределах жизни трех поколений);

    4) структурно-функциональное принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

    5) технологическое распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве .

    Субъект (лат. subjectus ­– лежащий визу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект. Объект (лат. objectum предмет) – то, что противостоит субъекту и на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность .

    Во-вторых, при изучении феномена культуры, неизбежно встает вопрос о ее субъекте , т. е. о том, кто ее создает, хранит, воспроизводит и передает во времени и пространстве. В-третьих, возникает и проблема объекта – того, что и как, каким образом создается в мире культуры. В культурологии предметы, механизмы, способы их создания, использования, сохранения культурных достижений и опыта принято называть «культурным текстом ».

    Культурный текст – это не текст в обычном понимании (т. е. письменный, графический текст). Под культурным текстом понимается: образ жизни, соционормативные, хозяйственно-бытовые, эстетико-художе-ственные и прочие представления, практические навыки, верования, знания и т. д., а также предметная среда (жилище, орудия тру-да, домашняя утварь).

    Итак, культура существует и развивается как живой организм, пока активно действует человек. Он – цель и средство, начало и результат ее функционирования. Человек создает, трансформирует, сохраняет, распространяет, потребляет материальные и духовные продукты культуры. Но он создает культуру не в одиночку: человеческая жизнь и деятельность по своей природе коллективны и потому предполагают взаимодействие между участниками (творцами) социального процесса. Начиная с воспроизводства рода и воспитания потомства, включая все формы совместных действий и кончая игрой, человек действует во взаимосвязях с другими людьми. Поэтому главным («генеральным») субъектом (творцом) культуры, как и самой истории и всей общественной жизни, выступает народ, творящий, хранящий, приумножающий все многообразие культурных ценностей. Но народ – это не безликая, застывшая однородная масса, а сложное социальное образование со своей организацией и иерархической структурой (половозрастной, поселенческой, имущественной, социально-профессионально-культурной и т. д.). В нем в ходе исторического процесса формируются различные социальные группы, слои, классы, которые в свою очередь выступают тоже субъектами в создании многообразных культурных феноменов, образующих в конечном итоге сложную целостную систему – культуру.

    Структура культуры: субстанциональный и функциональный «блоки»

    «Блок» субстанциональный

    «Блок» функциональный

    Слобода – пригородное селение.

    Рассмотрение такого сложного и многообразного явления как культура, требует систематизации, обобщения материала, ее типологизации . Понятие «тип» (от греч. typos – отпечаток, образец для группы явлений) используется для обозначения совокупности явлений, процессов, объединенных на основе общности черт, свойств, признаков (критериев) культурных явлений. Это идеальная, абстрактная категория, но она в обобщенном, схематизированном виде указывает на существенные, повторяющиеся (типические) черты реальных культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Главное условие типологизации – единство критерия. Например, с точки зрения территориальной принадлежности можно выделить городскую, сельскую, слободскую культурную разновидности ; исходя из способа трансляции культурного опыта, навыков, знаний можно говорить о специализированной (профессиональной ) и неспециализированной (непрофессиональной ) культуре и т. д.

    С точки зрения носителя – субъекта культуры можно получить разные структурные варианты.

    По национально-этнической принадлежности – это:

    – этническая,

    – национальная,

    мировая культура;

    по социально-культурному критерию:

    – народная,

    – элитарная,

    – массовая и многие другие варианты культуры.

    В современном мире функционируют, параллельно сосуществуют различные типы культуры, имеющие своих носителей-субъектов, свои культурные тексты, отличительные черты. Это делает культуру неоднородной, разнообразной. В ее сложной структуре ученые выделяют и анализируют прежде всего главные типологические разновидности:

    – народную культуру,

    – элитарную,

    – массовую.

    Каждая из них характеризуется своими особенностями (культурными текстами, носителями и т. д.) и отличиями. Так, в следующей таблице обозначены различия носителей, в конечном итоге определяющие тот или иной тип культуры, его специфические черты.

    Народная культура, ее субъект и

    отличительные особенности

    Народная культура на протяжении длительной истории человечества была и остается основой, фундаментом всей многообразной социокультурной системы, каждого сообщества на Земле, мировой цивилизации в целом. Народная культура (или традиционная , непрофессиональная , фольклорная ) является исторически первой «базовой » типологической разновидностью культурной деятельности людей. Она создается самим народом и передается из поколения в поколение в процессе совместной жизни и деятельности через традиции, устное предание и воспитание. Народ – ее великий творец, носитель и хранитель: он не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный, неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю культуры ().

    Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный. Она включает в свой состав (содержание) самые различные достижения и свершения:

    § народное миросозерцание и миропонимание (идеи, смыслы, представления, знания о природе, о мире в целом, о человеке и т. д.), ценностные ориентации и устремления;

    § уклад и образ жизни, прикладные эмпирические знания и умения в сфере материального производства;



    Результат творчества обретает самостоятельное бытие и ориентацию на аудиторию (потребителей), которая разделяет творческие установки авторов и предъявляет особые требования к профессионализации, уровню мастерства, уникального авторского почерка, образного видения в искусстве, оригинальных подходов и решений в науке и технике. Это вызывает необходимость специального обучения в рамках художественно-эстетического, научного, технического, этико-правового, политического и пр. творчества. Авторская самобытность, искусность, талант всегда есть «штучный товар». Авторским становится творчество во всех видах деятельности, включая материальное производство, но в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, музыке и пр., оно особенно значимо.

    Эзотерический (esoterikos - внут-ренний) тайный, скрытый.

    Элитарная культура в узком смысле иногда понимается как субкультура: принципиально замкнутые области, направления, течения, ориентированные на узкий круг знатоков и сторонников с ярко выраженной ориентацией на эксперимент, новации. Это - результат специализации труда, расслоения общества. В этом случае элитарная культура – «суверенная», подчас противостоящая общенациональной культуре, в определенной мере изолированная от нее. Она проявляет себя в интеллектуальной (научной, философской, религиозной и пр.) и особенно художественной деятельности. Спектр такого рода направлений в искусстве достаточно широк: импрессионизм, абстракционизм , футуризм, кубизм и другие модернистские течения и пр. Она характеризуется относительной закрытостью, эзотеричностью, вырабатывает свои нормы, идеалы, язык, знаковые системы. Несмотря на их сущностные различия, есть основание говорить об общности идейно-эстетических позиций:

    § сложность языка, образность структур, инновационность;

    § индивидуализация и жесткость системы норм, ценностей, принимаемых данным направлением в качестве обязательных для «посвященных»;

    § усложнение социально-культурной, знаково-семантической системы, нарочито субъективный ее характер;

    § смысловая закрытость, обособленность элитарной культуры, ее «сакрализация» (освящение), «эзотеризация».

    Внутри такого рода элитарной культуры, особенно ее художественных направлений, обозначилось противопоставление академического традиционализма и авангардизма (авангардизм - собирательное название для тенденций, отрицавших реализм, провозгласивших независимость искусства от действительности, бунт против традиций, разрушение их, неустанный поиск новых идей, технологий, смыслов – в науке, технике, искусстве и пр.).

    Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет обосновывает целесообразность такого рода течений тем, что искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. Художник «ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее, разбить человеческий аспект, дегуманизировать ее» . Эти цели в той или иной мере реализуются в рамках модернистских направлений.

    Перспективы элитарных направлений могут быть различны.

    Ø Во-первых, возможна их демократизация через включение в более широкий социально-культурный контекст. Пример – сближение русской дворянской культуры с народной, давшей миру самобытное национальное искусство XIX века.

    Ø Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий, от человека, например, сюрреализм (сверхреализм), супрематизм и пр.

    Элитарная культура противоречива. В ней уживаются поиск нового и установка на сохранение уже известного. Протест против абсурда жизни выливается в противостояние достижениям прошлого, но при этом обогащает образно-содержательную канву, расширяет спектр выразительных средств, идеалов, представлений, идей, теорий.

    Элитарная культура входит в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных новаций; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. Но особая роль принадлежит культуротворчеству, функции самореализации, самоактуализации личности; в сфере эстетико-демонстрационной – представление образцов авторского творчества широкой публике. Авторство становится ценностью, и мастер стремится запечатлеть и сохранить собственное имя в своем творении.

    Массовая культура, ее субъект и отличительные особенности

    Массовая культура – порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи , связанная с формированием массового общества и массового производства и потребления. Не только техника, но экономические (частная собственность ), политические и социокультурные условия буржуазного общества стали почвой для ее формирования в конце XIX-XX вв. Это профессиональная культура, создаваемая профессионалами для масс. Ее понимают как «массовидный» способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию, часто коммерческую, каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненную ему как своей цели, которая распространяется по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации. Ее появление относят к концу XIX в. в США. Известный американский политолог и общественный деятель З. Бжезинский говорил: если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру.

    Предпосылки и условия формирования массовой культуры

    Ø Усиление урбанизации, научно-технического прогресса.

    Ø Рост населения, концентрация его в относительно ограниченном пространстве - путь к массовизации общества.

    Ø Развитие крупного механизированного и автоматизированного, постоянно совершенствующегося производства.

    Ø Превращение коллективов работников в безличную, пассивную, управляемую массу.

    Ø Появление коммерческого типа «культурной индустрии», ориентированной на получение прибыли, на коммерческий успех.



    Миграция населения, стремительное изменение технологий СМИ, их широкое распространение привели к смешиванию культур, ценностей, эталонов и образов жизни. Для приспособления к новой, информационной разновидности культуры вырабатывается особый механизм, формируется способность массового, недифференцированного множества адаптироваться к изменившимся условиям. Этим механизмом стала массовая культура, которая возникает на определенной, достаточно высокой стадии развития общества, в особенности ступени информационной культуры .

    Маркузе Г. (1 – нем.-америк. философ, социолог. Сотрудничал с русским центром при Гарвардском университете, занимался антифашистской пропагандой.

    В настоящее время субъект массовой культуры утрачивает свою целостность и распадается на несколько составляющих – создателей, хранителей, трансляторов, потребителей.

    Среди них:

    а) властные структуры общества;

    б) коммерческие звенья;

    г) шоу-бизнесэлита;

    д) сами потребители, которые не только потребляют, но и распространяют масскультуру.

    Белл Д. (Bell ) (1919-) – американский социолог, специалист по теории и истории общественной мысли, политических течений.

    В условиях усложнения социально-культурной жизни усложняются, дифференцируются все составляющие феномена массовой культуры. Раздробленным становится субъект-носитель масскульта, компоненты его составляющие, артефакты (артефакт - искусственно сделанный ). Создатели-профессионалы противостоят массе потребителей предлагаемой продукции, целенаправленно формируют эту массу, массового человека, массовое сознание . Они знают свое ремесло, цели и требования заказчиков, принимают их условия, ориентируются на них, при этом сами могут исповедовать другие ценности, например, элитарные .

    В итоге они создают некие стандарты, образцы персонажей, удачливых в бизнесе, не стесненных моральными нормами при достижении коммерческих, карьерных и пр. целей, беспринципных головорезов, суперменов.

    Массы (потребители) как недифференцированное множество не имеют организации, не принимают решений (Д. Белл). Это толпа, которая не рассуждает, а повинуется. Массовый человек, усредненный, обезличенный, не отличается от тысяч и миллионов других, становится потребителем массовой культуры и объектом манипуляции со стороны создателей-профессионалов и заказчиков . Приобретая черты стадности, унифицированности, шаблонности, он утрачивает свою индивидуальность и личную ответственность и погружается в предлагаемую, столь же аморфную, недифференцированную продукцию, усваивая предлагаемые ему эталоны и ценности. Человек становится не целью, а средством (песчинкой) в общей массе потребителей. «Одномерным человеком» называет его Г. Маркузе, считая порождением одномерного общества, следствием чего стало возрастание агрессии, которая отразилась в массовой культуре, где на первый план вышли эстетизация ужасного, страшного, сверхнасилия, порока.

    Тексты массовой продукции ориентированы на «человека массы », среднего человека как своего адресата , что ведет к их упрощению, усреднению. Таковы, например, «попсовые» обработки классических музыкальных произведений (например, и др.), или превращение «Макбета» Шекспира в занимательный детектив, а романа Л. Толстого «Анна Каренина» в комикс. При этом происходит размывание личного авторства (деиндивидуализация), примитивизация языка, образного строя.

    При усилении специализации знаний, усложнении творческой деятельности, знаковых систем не все достижения, ценности, смыслы, идеи элитарной, да и народной культуры доступны широкой аудитории. Их в упрощенном виде распространяет массовая культура. Тем самым она осуществляет связь между обыденным, повседневным и специализированным сознанием, став одним из средств, которые способствуют передаче идей, значений, необходимых правящей элите.

    При этом появляется еще один весьма специфический для массовой культуры элемент – посредник-коммуникатор , использующий мощный арсенал технических средств. Это менеджеры, продюсеры и пр. Без них невозможно создание произведений, организация выставок, шоу, фестивалей, хотя, по словам французского эстетика Ш. Лало, «они лишь продают одних и покупают других, заботясь о непосредственной выгоде » , а также о постоянном стимулировании потребителя. Для этого происходит целенаправленное формирование его вкусов, запросов и создается культ разного рода идолов («звезд» кино, эстрады, спорта и пр.), культ вещей, образцов для подражания, которым поклоняются как богам или полубогам.

    Таким образом, массовая культура находит свою нишу, становится одним из механизмов реализации нормативно-регулятивной, ценностно-ориентационной, социализационной функций. Это позволяет массовой культуре занять свою нишу и стать одним из механизмов управления массами, массовым сознанием. Она дает возможность массовому человеку, переводя сложные образцы, нормы на доступный ему язык, адаптироваться и ориентироваться в сложной социокультурной среде, усвоить предлагаемые ему эталоны, идеалы, способы поведения. Здесь на первый план выходит достижение коммерческого успеха, получение прибыли. На это «работает» установка поиска развлечений, создающая иллюзию преодоления чувства одиночества в условиях социально-культурного отчуждения, нацеленность на уход от действительности (эскейпизм ) посредством погружения в призрачный мир безоблачного счастья, материального достатка, разнообразия впечатлений и доступности любых предметов потребления.

    Цель в этом случае – потреблять (консьюмеризм), не затрачивая особых интеллектуальных усилии, поэтому предлагаемые человеку образцы просты, даже примитивны, легко воспринимаемы. Так, «массовая культура воспитывает потребителя, убивая гражданина» .

    В этом, по всей вероятности, причины хорошей приспособляемости масскульта к быстро меняющимся социокультурным условиям и причины его живучести.

    Литература

    Ашин теории элиты: критический очерк. М., 1985.

    Бердяев России. М.- Харьков. 2000..

    Громыко русской деревни. М., 1991

    Громыко нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. М., 1986.

    Гуревич культуры. М., 1994. Гл. 13.

    Давыдов и элита. М., 1966.

    Зоркая и тиражированное. М., 1981.

    Козлова масс и вкус интеллектуалов // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

    , Лазутин устное народное творчество. М., 1977

    Костина культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.

    Костина. М., 2008.

    Кукаркин массовая культура (теории, идеи, разновидности, образы). М., 1985.

    Культурология как общая теория культуры. М., 2002.

    Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.

    Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

    Народная культура в современных условиях. М., 2000.

    Некрасова искусство как часть культуры. М., 1983

    Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.,1997.

    Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1981.

    Путилов и народная культура. СПб., 1994.

    Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. М. 2000.

    Сапрыкин культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. М., 2005.

    Шестаков ХХ века. М., 1988.

    Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.

    Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1993. С. 17, 28.

    См.: Морфология культуры // Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Т. II. М., 1998. С. 64.

    Судьба России. М., 2000. С. 582-583.

    Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1981. С. 222, 233.

    Цит. по.: Кукаркин А. В. «Буржуазная массовая культура. М., 1978. С. 70.

    Мифология XX века. М., 1988. С. 33.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Элитарная (высокая) и народная (низовая) культура. Авторство и анонимность, новаторство и традиционность. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры. Современные формы массовой культуры, ее механизмы и принципы. Культурологические концепции массового общества: апологетическая (Т. Парсонс, Л. Уайт) и социально-критическая (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М. Маклюэн. Э. Фромм). Масскульт как пародия на высокую культуру (Д. Макдональд). Формы массовой культуры: массовое искусство, средства массовой информации, массовая социальная мифология, массовые политические движения, "индустрия детства". Потребность в массовом зрелище как антропологическая данность. Масса и толпа, масса и элита.

    Элитарная культура. Культура элиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого. Проблема имиджа. Идеология "искусства для искусства". Элитарная культура и классическое искусство. Кич как потеря вкуса и как массовое искусство для избранных.

    Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

    Элитарная культура.

    Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства.

    В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные - элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

    В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

    В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

    Совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

    Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

    Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

    Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

    Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

    В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

    В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

    Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

    Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

    Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
    примитивизацией отношений между людьми;
    развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
    натуралистическим смакованием насилия и секса;
    культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
    культом посредственности, условностью примитивной символики.

    Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.