Декоративно - прикладное искусство. Что такое декоративное искусство

  • 14.04.2019

Ирина Уфимцева
Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Планируя целенаправленную работу по ознакомлению и приобщению детей к народному творчеству, осуществляю с детьми 5 – 7 лет. Эта деятельность началась с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Итоговым мероприятием стал «Город мастеров» , на котором дети поучаствовали в викторине по народным промыслам и посетили выставку предметов народных промыслов.

В произведениях народного творчества отражается любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений много идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца. От всего живого, что любит человек. Поэтому, помимо занятий по ознакомлению с народными промыслами, техникой рисования, лепки включена НОД по изучению народно-изобразительного искусства в ритме традиционного календаря – от осени до лета.

В процессе формирования навыков декоративного рисования , лепки и аппликации я использую следующие приемы и методы :

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения смотра детских работ;

Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

Использование очерчивающих жестов (для выделения элементов росписи, последовательности выполнения узора) ;

Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых, сложных элементов узора;

Сочетание различных видов изобразительной деятельности;

Включение в ход занятий ИКТ;

Использование музыки, литературных материалов, элементов театрализованной деятельности.

Организация образовательной деятельности по ознакомлению с дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора , отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира и включает в себя два этапа :

Знакомство с промыслами

Формирование навыков рисования и лепки.

На каждом занятии провожу мини- беседы о том или ином народном промысле с показом изделий народных мастеров (деревянные ложки, матрешки, дымковские игрушки или фотографии и картинки). Вместе с детьми рассматриваем их, сопровождая необходимыми пояснениями для того, чтобы помочь детям разобраться в особенностях того или иного промысла. Для большего эмоционального восприятия детьми народного искусства использую устное народное творчество (потешки, стихи, прибаутки) .

При знакомстве с изделиями народных умельцев решала следующие задачи :

Познакомить с русскими народными промыслами, вызвать интерес к народному творчеству;

Формировать навыки рисования элементов росписей и лепки народных игрушек;

- развивать умение работать со схемой.

Помимо задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие »

решаются и задачи из других образовательных областей :

Физическое развитие :

формировать умение координировать, согласовывать движения с речью;

развивать мелкую моторику рук .

Социально-коммуникативное развитие :

формировать эмоционально- волевую сферу, отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями;

воспитывать любовь к родному краю, наследию предков, уважение к их труду.

Познавательное развитие :

формировать и расширять представление о многообразии предметов декоративно- прикладного искусства ;

расширять представления о материалах, из которых мастера создают произведения искусства (глина, дерево, керамика, нитки и др.) .

Речевое развитие :

обогащать словарный запас;

развивать диалогическую и монологическую речь;

развивать интерес к устному народному творчеству.

От беседы перешли к практической части :

Учились рисовать элементы росписей, лепить народную игрушку, на следующих занятиях знакомились с новыми элементами, приемами лепки, а также закрепляем цветовую гамму. Перед тем как рисовать элементы на бумаге, прорисовываем их в воздухе. В практике своей работы широко использую дидактические игры : «Узнай по описанию» , «Повтори элемент» , «Составь узор» , «Обведи и раскрась» …. Цель этих игр – обучение технике рисования элементов, развитие мелкой моторики рук , закрепление представлений о промыслах, цветовой гамме, развитие фантазии , композиционных умений. Постепенно от рисования на полосе, квадрате, круге переходим к росписи плоскостных силуэтов. Когда дети знакомятся с тем или иным элементом, обращаю внимание на индивидуальность каждого узора. Дети начинают рисовать, лепить увереннее от занятия к занятию. По мере накопления эстетических впечатлений у детей развивается зрительное восприятие, слух, формируется интерес. Они осваивают в действительности цвет, линии, звуки, движения, ритм, симметрию, которые постепенно выступают перед ними как прекрасные формы и свойства. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние детей, их настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру. Рассматривание предметов народных промыслов вызывает у детей радость, добрые чувства. Формирование навыков рисования, приемов лепки строится от простого к сложному. После того как технические навыки сформированы, развиваю у детей творческое воображение, используя дидактические игры : «Парные картинки» , «Декоративное домино » , «Собери целое» , «Узнай игрушку» …. использую их как на занятии, так и в свободной деятельности. Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, самостоятельно составлять, рисовать узоры. На протяжении всей работы организуются выставки детских работ для родителей с целью показать их успехи в освоении народных росписей. Многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников , но в основном видят ее в развитии речи , мышления. Они недооценивают того, что восприятие ребенком народного искусства , оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности. Наличие художественно -творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше . Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Поэтому провожу просветительскую работу с родителями. Основная задача в этом направлении – это привитие интереса к изобразительному искусству ; формирование умения пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством , учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Помогают в решении этих задач папки- передвижки и консультации. В них содержатся методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания предметов ; как научить рисовать элементы росписи и составлять узоры; о чем рассказать. Кроме того для родителей оформляю передвижные выставки дидактических игр, способствующих развитию интереса к декоративно-прикладному искусству , художественно -творческих способностей, воспитанию любви и уважения к культуре своего народа. Обязательно вместе с играми помещены советы по организации игр с детьми. В результате проведения НОД, игротек, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству . Дети умеют хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают элементы росписей, цвета; улучшаются навыки владения кистью.

В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты формирования у детей представлений о народном искусстве и художественных приемов рисования и лепки по мотивам декоративных росписей . Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которые показывают уровень интереса к народному творчеству, художественной активности , скульптурных и изобразительных навыков. В процессе работы по приобщению детей к народному искусству я пришла к следующим выводам :

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает благоприятное влияние на эстетическое развитие детей ; искусство вносит в мир ребенка радость и положительные эмоции.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Изучая декоративно -прикладное творчество, дети познают окружающую природу, обогащают словарный запас, развивают умение связно излагать свои мысли.

Дети различают виды росписей (по цветовой гамме, узору, материалу) .

Дети усвоили разнообразные приемы рисования и лепки при передаче той или иной росписи, игрушки.

Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное искусство как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. Искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни; оно дает богатое содержание, несущее ребенку множество глубоких переживаний, мыслей, знаний. Оно развивает умственные способности и воспринимающий аппарат ребенка.

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных.

Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.

В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем - все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота.

Современный художественный процесс сложен и многогранен, так же как сложна и многолика современная действительность. Искусство, понятное всем, окружает нас повсюду - дома и в служебном помещении, на предприятии и в парке, в общественных зданиях - театрах, галереях, музеях. Все - от колец, браслетов и кофейных сервизов до целостного тематического комплекса произведений декоративно-прикладного искусства для крупного общественного здания - несет на себе многообразие художественных поисков мастеров, тонко чувствующих декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт.

Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными.

А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ

Декоративно-прикладное искусство-искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей человека. Возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. (Философский словарь)

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры. Оно охватывает многие виды народного промысла и живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Мы почти не знаем имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство-это особый мир художественного творчества, разнообразная область художественных предметов, которые создавались на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от оформления предметов повседневного пользования до облагораживания архитектурно-парковых комплексов. Ряд видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека (одежда, ювелирные изделия, макияж и т.д.).

Вопрос развития декоративно-прикладного искусства актуален еще и потому, что именно оно объединяет в себе культурный и экономический аспект. С одной стороны, возрождение традиций является чем культурно-историческим фундаментом, на котором основывается дальнейшее развитие государства, и является визитной карточкой для мировой общественности, а с другой-это продуктивная ниша для развития малого бизнеса.

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Произведения декоративно-прикладного искусства, проникая в быт людей, формируют художественный вкус, воспитывают чуткое отношение к прекрасному, способствуют формированию гармонично развитой личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно-эстетического воздействия на подрастающее поколение.

Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством в школе мы удовлетворяем их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. Образовательной области «Технология» принадлежит первенство в этом вопросе. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Без качественного трудового воспитания нельзя вырастить полноценного гражданина нашей страны. Чтобы стать личностью ребенок должен в деятельности на практике проявить, раскрыть свои способности заложенные природой и сформированные в нем воспитанием и жизнью. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми дети знакомятся на уроках, помогают приобщить подрастающее поколение к народной культуре и традиционным ремеслам, развивают личность, обогащают духовный мир, формируют представление о красоте и гармонии. Декоративно-прикладное искусство дает возможность развития у учащихся творческого потенциала, формирования специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного искусства.

На уроках технологии в процессе обучения детям прививаются такие немаловажные качества, как усидчивость, внимательность, целеустремленность, взаимовыручка, взаимопонимание. Полученные знания очень важно научить применять на практике-развивается мышление, кругозор, умение видеть прекрасное и воплотить его в жизнь своими руками. Успешно выполненная работа дает ребенку нравственное удовлетворение. Готовое произведение-это покорение собственной вершины. Идет процесс самоутверждения, поднимается самооценка, растет уверенность в себе. Не каждый может стать художником, но каждый может научиться видеть и понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более доброй, отзывчивой, творческой

Уроки технологии в школе-это уроки созидания, развития, творчества, исполнения мечты. Открытий, поиска, наработки идей, которые приведут к осмысленной трудовой деятельности. Они дают веру в себя и позволяют раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. На уроках технологии занятие декоративно-прикладным творчеством требует особого внимания-от того как ребенок относится к рукоделию зависит успех в создании любой поделки. Очень важно в процессе обучения не только давать новые знания, но и учить применять их в жизни, развивать свое особое видение, творческое мышление. Все это приводит к развитию творческих способностей и проявлению одаренности.

Ручной труд является эффективным для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств и эстетического вкуса. Ребенок очень гордится тем, что изделия, сделанные его руками, могут быть полезным предметом интерьера ил замечательным подарком близкому человеку. В этом случае учащийся не только зритель, он еще и творец. Творческое выражение необходимо способным, одаренным детям, но еще более необходимо детям с какими-либо нарушениями физического или психического развития. Давно известно, что творчество способно исцелять. Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Для детей все события и переживания являются очень важными. Для правильного развития ребенка необходимо научиться выражать свои впечатления и переживания в каком-либо творчестве. Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении, ему трудно найти свое призвание в жизни. Даже если его будущая профессия не будет связана с творчеством, оно необходимо, т.к. создает условия для гармоничного развития личности. Декоративно-прикладное искусство используется как способ самовыражения. К тому же большинство видов декоративно-прикладного искусства способствуют развитию мелкой моторики, которая стимулирует участки мозга связанные с памятью, вниманием, усидчивостью. Поэтому дети, которые имеют возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности. » Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, развить способности легче всего в интересном занятии. Для поддержания интереса к предмету и труду школьникам необходимо предложить идею или дело, непривычное для них, способное захватить новизной. В изучении любого материала самое сложное-начать. И тут не обойтись без помощи учителя.

Учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто сам увлечен творчеством. Творческий педагог необходим сейчас как никогда. Творческая активность учителя- ценнейшее качество. Учитель трудового обучения должен уметь заранее продумать и спланировать свое воздействие на учащихся, тщательно подбирать задания, учитывая возможные затруднения и ошибки, применять разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные возможности и способности своих учащихся. А самое главное-учитель трудового обучения должен владеть в совершенстве теми видами декоративно-прикладного искусства, каким он хочет научить детей.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании очевидна, поэтому учителя активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивание знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты и т.д. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, но уроки технологии и хороши тем, что на них дети больше работают руками. Художественный ручной труд-это творческая работа ребенка в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей. Декоративно-прикладное искусство позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал. Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания детей. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла детское творчество как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной России. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях, что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Семенова, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки. Красоту форм и оптимистического мироощущения использую в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков. Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства.

Основной целью художественного образования считаю развитие творческой личности ребёнка, которое способствует психическому и физическому оздоровлению. В процессе занятия прикладным творчеством дети постепенно учатся разговаривать на языке художников, воспринимать терминологию по изобразительному искусству. Данная программа составлена с учётом интересов детей к декоративно-прикладному искусству, его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Занятия по данной программе включают разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные, познавательные), направленные на развитие творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно-эстетического вкуса детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной обстановки в детском творческом объединении, когда дети входят в образы художника, мастера, гончара, скульптора (появляются возможности для профессиональной ориентации). Новые области народного творчества раскрывают перед детьми разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной композиции. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить родную природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. В содержание программы включены различные виды деятельности:

  • -Работа с бумагой и картоном (аппликация, бумагопластика);
  • -Художественная обработка ткани (аппликация, вышивка лентами);
  • -Роспись по мотивам народных промыслов (городецкая, хохломская, гжель);
  • -Лепка из глины и солёного теста (дымковская игрушка, барельеф, маска, гжельская керамика);
  • -Проект (праздник, компьютерная презентация).

Каждый вид деятельности имеет свои выразительные особенности. Лепка способствует развитию наблюдательности, воображению, эстетического отношения к предметам и явлениям. Аппликация вырабатывает умение видеть и передавать красоту действительности в композиции творческой работы, учит чувствовать материал, фактуру, развивает умение правильно выбирать тот или иной материал. Вышивка развивает чувство прекрасного, формирует эстетический вкус, воспитывает усидчивость, терпение, уважение к труду. Работы, выполненные на занятиях, часто имеют практическое применение: они украшают комнату ребёнка, могут быть подарком. Это радует не только детей, но и взрослых.

Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее во многом определяется уровнем воспитанности духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Детский сад наряду с семьей играет важную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; культуре и традициям других народов.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформления жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формирую художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дошкольных образовательных учреждений, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказывается на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.

В процессе изучения основных видов народного искусства дети овладевают художественным строем орнамента, знакомятся с творчеством художников. Воспитываются патриотические чувства, гордость за свою Родину, свой народ, уважительное отношение к культуре, традициям других народов. Через народные традиции идет воспитание эмоциональной чуткости, доброты, чувства товарищества и собственного достоинства, развивается художественное творчество личности, эстетическое чувство, кругозор. Воспитанники получают знания о развитии основных видов декоративно-прикладного искусства, о творчестве наиболее значимых художников и мастеров, характерные особенности национальных костюмов и орнаментации, о коллекции произведений искусства и народно-художественных промыслов местных музеев; знакомятся с элементарными понятиями, такими как- колорит, ритм, форма, пропорция, линия, объём, пространство.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так, как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева и глины.

Орнаменты используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, некоторые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются в образовательной деятельности. Для детей младшего дошкольного хорошо иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы хорошо иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, богородские точеные деревянные игрушки.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

Народная игрушка своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к народным сказкам, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения. Но прежде всего он должен понимать и любить народно-прикладное искусство, знать какому народному промыслу относится та или иная игрушка. Уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

Таким образом, народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.