Что такое плащаница иисуса христа. Наука и религия

  • 20.09.2019

В итальянском городе Турине хранится главная святыня христианского мира — плащаница, в которую завернули тело Христа после смерти. Христиане всего мира верят в воскресение Иисуса из мертвых, но находится и немало атеистов. Однажды мне пришлось вести долгую беседу с неверующим другом о факте воскресения Христа.

Я приводила ему убедительные научные доводы и рассказывала, что плащаница Христа свидетельствует о его чудесном воскресении. К сожалению, переубедить его не удалось. Но я верю, что мои слова посеяли в его сердце семена. Они обязательно взойдут в свое время. В статье я расскажу вам о Туринской плащанице и истории ее обретения верующими.

Плащаница представляет собой кусок ткани размерами 4,3 х 1,1 метра. На пожелтевшей от столетий полотне явно проступают коричневатые пятна, которые обрисовывают мужскую фигуру с длинными волосами и бородой. История данной святыни полна тайн и приключений. По преданию плащаницу хранил апостол , а затем она переходила от ученика к ученику. Пелены хранили в глубокой тайне, чтобы они не привлекали авантюристов разных мастей.

Следует уточнить, что во времена гонений на последователей Христа все святыни тщательно скрывали от язычников, поэтому о пеленах нигде не сообщалось. Слишком дорогой сокровищницей была плащаница для христиан, чтобы выставлять ее на обозрение. А вот после принятия христианства государственной религией императором Константином о плащанице стали говорить открыто.

Известно, что некоторое время плащаница сберегалась в Константинополе, но после разгрома Византийской империи турками и крестоносцами о святыне ничего не известно. Как она появилась в Европе, доподлинно никто не ведает. Но достоверным остается один факт, происшедший с итальянским фотографом Секондо Пиа.

Сейчас Туринская плащаница находится в храме Иоанна Предтечи в Турине.

Пелены привезли на выставку религиозного искусства, где ее и сфотографировал Пиа. Когда фотограф проявлял пленки, одна из них полностью засветилась. Зато другая при проявлении привела фотографа в трепет и ужас. На плащанице очень четко проявился образ мужчины невероятной красоты и благородства — это был Лик Иисуса Христа. Фотограф до утра не мог заснуть и оторвать глаз от божественного . Это произошло в 1898 году в Париже.

Туринская плащаница, фото высокого разрешения:

Почему Спаситель предстал перед человечеством в своем истинном облике? Потому что в современном обществе утратили веру и забыли об истинном смысле жизни. Спаситель напомнил о себе вот в такой форме, чтобы все задумались о своей душе. Люди стали полагаться на научные доказательства отсутствия существования бога, впали в гностицизм. Однако в 21 веке наука уже не так категорично относится к отрицанию божественного начала и даже нашла доказательства в квантовой теории.

Нерукотворный образ

Плащаница нерукотворна и несет в себе доказательства древности происхождения. В этом ученые не могут сомневаться, потому что проводилось детальное исследование. Плащаницу тщательно исследовали даже криминалисты, но не нашли доказательств подделки или фальсификации.

Многие ученые, изучавшие плащаницу уверовали в возможность воскресения Христа и превратились из атеистов в христиан.

Доказательства подлинности плащаницы:

  • льняное полотно, тканое утраченной ныне древней техникой;
  • хлопчатник, из которого сделано полотно, произрастает только в Передней Азии;
  • отпечаток монет эпохи Пилата (ими закрывали глаза покойного);
  • след от гвоздя, вбитого в запястье;
  • отсутствие красителей и художественного творчества;
  • возраст происхождения датируется 30-100 гг по рождеству Христову.

Ученый ботаник Фрей изучил состав пыли с плащаницы и подтвердил, что она соответствует составу пыли Палестины, Византии и Европы. Таким образом, подтвердился перенос святыни из местности в местность.

Результаты научного исследования плащаницы исключают ее искусственное происхождение в Европе.

К истории плащаницы относятся и события, когда ее стирали, вываривали в масле и подогревали. Но несмотря на все усилия, святой Лик уничтожить не удалось. Также плащаница не единожды попадала в пожары, но сохранила свою целостность и осталась невредимой.

Туринская плащаница полностью доказывает факт воскресения Иисуса.

Самым удивительным открытием было обнаружение радиоактивного излучения. Как оно могло попасть на плащаницу в те далекие времена? Это объяснили фактом воскресения Христа из мертвых, когда в его теле происходили различные ядерные процессы. Благодаря качественным изменениям тела Спаситель мог выйти из плащаницы без развязывания и проходить сквозь стены.

Заключение юриста Эдварда Кларка о Туринской плащанице:

Следы истязаний

Особого внимания заслуживают следы истязаний тела Христа, которые запечатлелись на полотне. Ученые скрупулезно исследовали каждое пятнышко на ткани и рассказали такие детали, о которых не было упомянуто в евангелии. Во-первых, была установлена национальность завернутого в плат тела — иудейская либо арабская. Во-вторых, пятна на полотне образованы кровью. В-третьих, ткань плащаницы была дорогой для тех времен, и купить ее мог только состоятельный человек (им был благочестивый ).

  • Кровяные пятна на ткани появились раньше, чем отпечатался образ — это говорит о том, что при воскресении произошла ядерная реакция.
  • Анализ кровяных пятен свидетельствует, что полотно покрывало тело усопшего не более двух/трех суток.
  • Шипы от тернового венка повредили сосуды головного мозга, о чем свидетельствуют кровяные пятна на плащанице в области головы и бороды.
  • На коленях были кровавые раны, что свидетельствует о падении Спасителя под тяжестью несомого на Голгофу креста.
  • Раны от гвоздей находятся на обеих стопах.
  • В области ребер запечатлелось расплывчатое пятно, образовавшееся от сукровицы — когда Иисусу пробили ребра копьем.

Факты зверского истязания просто ужасны. Ученые восстановили картину предсмертных мук Спасителя, о которых не было указано в евангелии. подвергся жестокому бичеванию плетьми, которое осуществляли двое мужчин. На плетках были железные шарики с крючками, которые вырывали куски кожи при ударах. От каждого удара остался кровавый след на полотне. В избитом и истерзанном состоянии Христос нес тяжелый деревянный крест на место казни — Голгофу.

Туринская плащаница — фото Иисуса Христа:

Вынос плащаницы

В России термин «плащаница» появился только в XVI веке. Так как подлинника в русской православной церкви не было, то создали икону. На ней изображался находящийся в гробу Иисус Христос. Но икона эта написана не на дереве, а на полотне. Она может быть написана красками либо вышита крестом.

В Страстную Пятницу в церквях проходят пасхальные богослужения и выносится Святая Плащаница. Это самый скорбный и печальный день для верующих, когда вспоминаются крестные страдания Иисуса.

Вынос плащаницы совершают в Страстную Пятницу днем в 14-00. Священник выносит святыню и располагает в центре храма на специальном возвышении, символизирующем гроб. Плащаницу украшают живыми цветами, а в центр полотна кладут евангелие.

В Страстную Пятницу вечером совершают чин погребения, в этом богослужении плащаница играет главную роль. Служба проходит в траурных тонах, клирики поют траурные тропари. Во время литургии совершается крестный ход вокруг церкви под траурный колокольный звон.

После завершения чина погребения плащаницу подносят к царским вратам, а затем вновь возвращают в центр храма. В это время к ней могут приложиться все верующие. Святыне могут поклоняться вплоть до позднего вечера субботы. Затем плащаницу выносят в алтарь перед заутреней, символизируя наступление благой вести о воскресении.

В Страстную пятницу в храмах к верующим выносится Плащаница. Плaщaницa - этo икoнa, изoбpaжaющaя Иисуса Христа вo гpoбe. Плащаница - отрез ткани с изображением Спасителя. Чтение Евангелий, горят свечи в руках прихожан, означающие любовь к Господу. Плащаница еще будет находиться в церкви не полных три дня. Столько времени Иисус провел в гробнице. Вот здесь хотелось бы сказать - «по преданию», но какая - то сила останавливает. Нет, не по преданию и не по легенде - а реально, на самом деле так было. И это подтверждено учеными.

Не давала во все века многим покоя плащаница - кусок полотна, в которое было обернуто тело Христа. Она - миф? Как могло из нее исчезнуть тело? Ткань-то осталась. А воскресение человека невозможно. Были собраны большие деньги и в прошлом веке проведены исследования, которые выполнили более 20 экспертов в лабораториях ведущих университетов разных стран. Что выяснили?

Радиоуглеродный анализ показал, что нить пряли вручную, и полотно ткали на станке времен Христа. Более того, один из авторитетнейших ученых выдвинул предположение о том, что этот кусок полотна первоначально использовали как скатерть, которой был покрыт стол во время Тайной Вечери. По размеру все совпадало. Идем дальше.

Более десятка специальных тестов подтвердило, что на древней ткани находится действительно настоящая человеческая кровь. Установили: кровь принадлежит к IV группе (AB). Уникальные материалы этим не исчерпываются.

Сделан потрясающий вывод по исследованию частичек цветочной пыльцы на полотне. Изображение на Туринской плащанице появилось именно в Израиле, вне всякого сомнения - весной. Выдающийся профессор обнаружил на ткани отпечатки цветов 28 разновидностей. Этими весенними цветами люди осыпали тело Иисуса.

Душа знает, что Христос - не миф, не придуманный герой, а Спаситель человечества. Но нас ведет интерес: что же еще установили светлые умы, проверив, как говорится, гармонию алгеброй?

Каким образом тело вышло из плащаницы, в которую было обернуто? Как на ней осталось изображение рентгеновской фотографии?

Тело прошло непосредственно сквозь ткань, оставив на ней отпечатки негатива - это доказано и подтверждено фактами исследований:

«Тело отделилось от полотна…., единственным в своем роде способом при котором сгустки свернувшейся крови полностью в неповрежденном виде остались на поверхности ткани»

И далее установлено с помощью особых компьютерных программ, исследующих космические снимки, что процесс, произошедший внутри гробницы, подразумевает термоядерную реакцию. И еще данные: «тяжелый водород разделился на протоны и нейтроны», «мощное излучение» и так далее. Словом, ученые доказали, что произошло чудесное явление. А православные христиане и так знают: он был и есть Спаситель человечества.

Венец терновый тоже реален: хранится он в Соборе Парижской Богоматери, а представляет собою «кольцо, сплетенное из пучков тростника, с внутренним диаметром 210 мм и толщиной в разрезе 15 мм. Ветви терновника с шипами, изломанные и согнутые по направлению к середине».

Итак, медицинско-судебные, изотопические исследования Туринской плащаницы подводят к признанию факта Воскресения Христа. Это принимают не все, кто твердит, мол, невероятно. А у православных христиан сегодня, в Страстную пятницу, душа плачет.

Слезы… Считается, что Христос однажды проронил слезу, это, когда услышал известие о смерти своего дуга Лазаря. Но как-то давно, в пору, когда началось изучение плащаницы, в одном из фильмов по ТВ, прозвучал такой факт. Исследование углеводородным способом подтвердило, что на плащанице остались следы слез Иисуса Христа. Об этом тогда рассказали публике ученые. Поразила догадка: ему было нестерпимо больно, как человеку. Он страдал за нас.

Легенды о нерукотворных образах Иисуса Христа существуют на протяжении многих веков. Широко известно, например, житие святой Вероники, благочестивой иерусалимской женщины, подавшей на пути к Голгофе Иисусу свое головное покрывало. Христос отер им пот и кровь с лица, и на покрывале чудесным образом запечатлелся Его лик. Не менее известна о царе Эдессы Абгаре V Великом, которому Иисус послал плат со своим нерукотворным образом и тем исцелил от проказы. Согласно Евангелию от Иоанна, в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов, после чего на нем также осталось изображение лица Иисуса. Именно «копии» с этого лика в настоящее время официально называются «Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа». Оригиналы данных реликвий, если и существовали, были утеряны в незапамятные времена.


В наши дни существует всего одна реликвия с изображением Христа, которая претендует на подлинность и на протяжении более 100 лет приковывает к себе пристальное внимание верующих и ученых всего мира. Еще в 1506 г. в Булле «Понтифекс Рима» папа Юлий Второй объявил ее «самой достовернейшей, чистейшей плащаницей (proeclarissima sindone), в которую был облачен наш Спаситель, когда его полагали во гроб». А папа Павел VI в 1978 г. назвал ее «самой важной реликвией христианства». Речь идет, конечно же, о знаменитой Туринской плащанице, точную копию которой известный американский ученый Джон Джексон в 1978 г. передал Русской Православной Церкви. В 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение на копии Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя. Проблема, однако, заключается в том, что все эти нерукотворные образы, не исключая и интересующей нас плащаницы, похоже, были неизвестны христианам первых веков новой эры. Так, епископ Лионский Ириней (130-202 г.г.) – человек, который был лично знаком с ближайшим учеником апостола Иоанна Богослова епископом Смирнским Поликарпом, писал: «Телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен». Великий теолог Августин также жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. Обойти данное противоречие сторонники подлинности Туринской плащаницы попытались с помощью непризнанных официальной Церковью Евангелий – апокрифов. Как известно, после смерти Иисуса, его тайные ученики Иосиф Аримафейский и Никодим с разрешения Пилата сняли тело с креста и «обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи». Через полтора дня Христос воскрес и пустые «пелены» были обнаружены вначале Марией Магдалиной, а потом – апостолами Петром и Иоанном. Однако правоверные иудеи не могли прикоснуться к ритуальным одеждам покойного, и потому погребальные одежды воскресшего Иисуса Христа взяла жена Пилата и «положила в место, известное только ей». Видимо, именно в этом, «известном жене Пилата месте» позже были «обретены» множество плащаниц. Первая из них была обнаружена в 525 (по другим источникам – в 544) году в Эдессе (современный турецкий город Урфа). К XV столетию в христианском мире было исторически зафиксировано 40 Плащаниц Иисуса Христа. В настоящее время в католических аббатствах, соборах и храмах Западной Европы бережно хранится и периодически выставляется на поклонение верующим по меньшей мере 26 «подлинных погребальных одежд (плащаниц) Иисуса Христа». Кроме Туринской, наиболее известные плащаницы до сих пор находятся в Безансоне (Besancon), Кадвине (Cadoin), Шампье (Champiegne), Ксабрегасе (Xabregas), Овьедо (Oviedo) и других городах. В ХХ веке во время дискуссий о Туринской Плащанице исследователи сумели добраться до многих из этих плащаниц, доказав подложность всех этих реликвий. Наиболее шоковый характер носило заключение о подложности Безансконской плащаницы. На ней, кроме изображения тела умершего Иисуса Христа, присутствовала надпись на незнакомом языке. Легенда утверждала, что она была сделана рукой самого Иисуса Христа (варианты: апостола Фомы, доставившего по приказу Иисуса Христа изображение царю Авгарю; апостола Иоанна, который хранил у себя Плащаницу и подписал своей рукой; апостола и евангелиста Луки, который нарисовал изображение на пеленах савана Иисуса Христа). Однако оказалось, что надпись была сделана в XIV веке на арабском языке и отражает взгляды Ислама на Иисуса Христа. Но вот Туринская плащаница оказалась из ряда вон выходящим исключением из этого правила и доказать либо отвергнуть ее подлинность было совсем не просто. Откуда же она появилась и что собой представляет?

В настоящее время она выглядит как льняное полотнище длиной 4,3 на 1,1 метра, на желтовато-белом фоне которого видны желтовато-коричневые пятна, несколько расплывчатые, но складывающиеся в фигуру человека. В расстеленном виде на левой половине полотна вырисовывается изображение мужчины в лежачем положении, лицом вверх, головой к центру ткани, на правой – отпечаток со спины. На плащанице заметны и более темные красно-коричневые пятна, возможно, соответствующие ранам Христа, нанесенным бичом, иглами тернового венца, гвоздями и копьем. Если верить свидетельствам очевидцев XV века, ранее изображение было гораздо более ярким, теперь же оно едва проступает. Первое документальное упоминание об интересующей нас плащанице относится к 1353 г., когда реликвия появилась во владениях графа Жоффруа де Шарни недалеко от Парижа. Сам де Шарни утверждал, что он «владеет той плащаницей, которая некогда пребывала в Константинополе». В 1357 г. плащаницу выставили в местной церкви, что вызвало большой приток паломников. Как ни странно, церковные власти отнеслись к появлению реликвии весьма скептически. За ее демонстрацию епископ Анри де Пуатье вынес настоятелю церкви порицание, а его преемник Пьер д`Арси в 1389 г. даже обратился к авиньонскому папе Клименту VII (современная католическая историография авиньонских пап считает антипапами, но из своей истории их не выбрасывает) с просьбой запретить публичные показы плащаницы. При этом он ссылался на показания некоего, оставшегося безымянным, художника, который, якобы, сознался в изготовлении данного полотна, покаялся и получил от него, от епископа Пьера, прощение в своем святотатстве. В результате 6 января 1390 г. Климент VII вынес постановление, согласно которому плащаница признавалась художественным воспроизведением подлинной пелены, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Христа после казни. В 1532 г. плащаница получила повреждения во время пожара в церкви города Шамбери, которые, однако, не коснулись ее центральной части. В 1578 г. внучка графа де Шарни передала плащаницу герцогу Савойскому, который и привез ее в Турин, где и по сей день она хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста. Последний коронованный представитель Савойской династии – отрешенный от власти король Италии Умберто II – завещал плащаницу Ватикану, собственностью которого она стала в 1983 г.

Итак, в течение многих веков Туринская плащаница не считалась уникальной и не привлекала к себе особого внимания публики. Все изменилось в 1898 г., когда плащаница в качестве художественного произведения была выставлена в Париже. Перед закрытием выставки археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы. При проявлении пластинки оказалось, что изображение на полотне является негативом. При этом изображение на фотографии оказалось гораздо более четким, чем на полотне, что позволило экспертам сделать выводы об анатомическом совершенстве образа и даже о наличии характерных черт посмертного окоченения тела. Новые фотографии, сделанные в 1931 г., подтвердили мнение о том, что изображение на плащанице является отпечатком реального трупа, а не рисунком и не отпечатком со статуи. При этом выяснилось, что у человека, когда-то завернутого в эту пелену, была косичка на затылке, что стало полной неожиданностью для историков: ведь косички нет ни на одном известном изображении Христа. Терновый венец, если судить по каплям крови на голове, напоминал митру, что противоречит средневековым изображениям венца в виде короны европейского типа, но согласуется с современными данными. Руки пробиты гвоздями в области запястий, а не ладоней, что также противоречит средневековым традициям изображения Распятия, но полностью согласуется с современными археологическими находками останков распятых людей и данными экспериментов, установивших, что гвозди, вбитые в ладони трупа, не способны удержать тело на кресте. Таким образом, были получены данные, косвенно свидетельствующие в пользу подлинности плащаницы, но, одновременно, ставящие под сомнение кровавые стигматы на теле некоторых святых и их последователей: ведь открытые раны у них появлялись как раз на ладонях. Но поистине всемирную известность Туринская плащаница приобрела в 1952 г. после тридцатиминутной программы WNBQ-TV (Чикаго). Если до тех пор споры о ее подлинности привлекали внимание лишь узких кругов верующих и противостоящих им скептиков-ученых, то теперь данная проблема оказалась в центре внимания крупнейших средств массовой информации всего мира.

Одним из главных аргументов скептиков стало отсутствие каких-либо сведений о существовании плащаницы на протяжении тринадцати веков от момента распятия Христа до появления реликвии в средневековой Франции. Правда, некоторые источники сообщают, что крестоносцы, разбившие лагерь около Константинополя в 1203 г. видели в одном из храмов этого города погребальный саван Христа с изображением его фигуры. Но когда год спустя крестоносцы захватили и разграбили великий город, этот саван не был обнаружен. Высказывалось предположение, что он был похищен тамплиерами, которые тайно хранили его более ста лет. Интересно, что предок Жоффруа де Шарни, во владениях которого в 1353 г. и появилась плащаница, носил звание приора тамплиеров Нормандии и в 1314 г. был сожжен на костре с Великим магистром Жаком де Мале. Однако у историков нет никаких данных, позволяющих отождествить этот таинственный саван с интересующей нас плащаницей, а если таковые и появятся, проблема все равно останется нерешенной: дата первого упоминания о плащанице будет смещена всего на 150 лет, чего явно недостаточно. Свои доводы оказались и у сторонников подлинности плащаницы. Косвенными доказательствами раннего происхождения плащаницы может являться, например, близкое совпадение пропорций и деталей лица на плащанице с ликом иконы монастыря Святой Екатерины на горе Синай (45 совпадений) и изображением Христа на золотой монете Юстиниана II (65 совпадений). Правда, как указывают скептики, остается неизвестным: икона и монеты скопированы с плащаницы, или же все было наоборот?

При исследовании ткани плащаницы была обнаружена пыльца 49 видов растений, из которых 16 встречаются в Северной Европе, 13 принадлежат пустынным растениям, произрастающим на юге Израиля и в бассейне Мертвого моря, 20 – встречаются в юго-западной Турции и в Сирии. Данное исследование доказало ближневосточное происхождение если не самой плащаницы, то хотя бы ткани, на которой она была выполнена, но не ответило на главный вопрос – о времени ее изготовления.

Осенью 1978 г. плащаница была выставлена на всеобщее обозрение. Данное событие было приурочено к 400-летию ее появление в Турине. Историки воспользовались данным случаем для более детального исследования плащаницы. При микрофотографировании в поляризованном свете и компьютерном сканировании было установлено, что на глаза трупа были положены монеты, одна из которых оказалась чрезвычайно редкой лептой Пилата, на которой надпись «Император Тиберий» была сделана с ошибкой. Скептики, однако, сомневаются в том, что среди евреев начала нашей эры был распространен греческий обряд класть на глаза умерших монеты, предназначавшиеся для платы Харону. К тому же они весьма резонно отмечают, что собственно саваном иудеи оборачивали лишь тело умершего, голову же оборачивали отдельным куском материи. Данные возражения не опровергают сделанных выше выводов о подлинности изображения распятого тела, но оставляют открытым вопрос о личности казненного и времени возникновения данной реликвии. Поэтому, на протяжении всего ХХ века и в настоящее время исследователей по-настоящему волновали и волнуют лишь две проблемы: точная дата изготовления плащаницы и техника ее изготовления. В частности, была высказана гипотеза о том, что распятый являлся членом одной из раннехристианских общин, распятым во времена гонений на христиан. Согласно другой версии, плащаница была искусственно создана в IV веке, который характеризуется расцветом культа христианских реликвий и массовым их появлением на «рынке». Были испробованы все теоретически возможные способы получения изображения живого или мертвого тела на льняной ткани, но отпечатки существенно отличались по структуре и качеству от изображения на плащанице. Единственным исключением можно считать эксперимент на живом человеке, проведенный в Ватикане. Руки подопытного был смочены молочной кислотой в тысячекратном разведении (примерно в такой концентрации она выделяется с потом при стрессах и высоких нагрузках) и припорошены красной глиной, нагретой до 40 градусов. Через два часа были получены достаточно четкие отпечатки на ткани.

В это же время исследователями были найдены следы гемоглобина, билирубина и других компонентов крови, которая могла принадлежать только человеку или высшим приматам. Группа крови оказалась IV. Но при этом были найдены и следы краски. Ранее предполагали, что она попала на полотно во время копирования: в разные годы плащаницу срисовывали не менее 60 раз. Однако проведенные исследования показали, что ткань плащаницы местами окрашена не кровью, а пурпуром искусственного происхождения, изготавливать который научились в средние века. Таким образам, было доказано, что неизвестный мастер все же «подрисовывал» изображение темперой на желатиновой основе, причем сделано это было не ранее XIII века, когда и появилась данная техника подрисовки линий. Полученные данные могли свидетельствовать как о позднем происхождении реликвии, так и о «реставрации» ее в средние века. Профессор истории университета Южная Каролина Даниэль Ц. Скавроне и французские исследователи Л. Пиккнет и К Принс предположили даже, что в 1492 г., к ней приложил свою руку большой знаток света и цветов Леонардо да Винчи. В том году Леонардо видел плащаницу в Милане, возможно, он подрисовал лицо Иисуса Христа в так называемых дополнительных, реверсивных, цветах, что и обусловило появление на фотонегативе Секундо Пиа позитивного изображения его облика.

Важнейшей вехой в исследовании плащаницы стал 1988 г., когда Римско-католическая церковь дала разрешение на ее радиоуглеродное исследование. Данная работа была доверена трем независимым лабораториям – Женевского центра научной информации и документации, Оксфордского университета и Аризонского университета. Представителям каждого из этих центров были переданы немаркированные флаконы с образцами четырех тканей: в одном из них находился кусочек плащаницы, в другом – ткань времен Римской империи, в третьем – ткань раннего Средневековья, в четвертом – ткань начала XIV века. Выводы всех трех лабораторий оказались неутешительными: с точностью до 95 % радиоактивный анализ установил, что ткань плащаницы была изготовлена в промежутке между 1260 и 1390 гг. С этим выводом вынужден был согласиться и Туринский архиепископ Анастасио Альберто Баллестеро. Вслед за ним папа римский Иоанн Павел II во время посещения Африки в своем выступлении от 28 апреля 1989 г. заявил, что Католическая церковь признает Туринскую плащаницу только в качестве священной реликвии – нарисованного на полотне изображения, которое используется на предпасхальном богослужении во всех католических и православных храмах, но не в качестве подлинных погребальных пелен Иисуса Христа. Таким образом, Ватикан официально признал результат научного исследования возраста Туринской плащаницы. Слова папы римского не сказались на популярности данной реликвии. Ее демонстрации в 1998 и 2000 годах вызывали неизменный ажиотаж. В следующий раз ее предполагается выставить для показа в 2025 г. Может быть, ученых ждут новые открытия и сюрпризы?

Отпечаток на туринском полотне есть Тело Христово

После установления подлинности Плащаницы, т.е. после устранения возможностей теории о подделке или повторимости туринского полотна, перед ученым миром встала задача: кому же принадлежит это полотно?

Этот вопрос громадной, мировой важности давно и сильно беспокоил, еще при первых появлениях Плащаницы, тех, кому Христос был и есть величайшей помехой. Поэтому все исследования и печатавшиеся труды, положительные для Плащаницы, долгое время и систематически подвергались нападкам, критике и даже насмешкам. Такое отношение известной части людей еще больше обострило внимание научного мира. Его задача становилась заслуживающей особого внимания. Ряд ученых и принялся решать ее беспристрастным методом, известным в науке, на основании которого устанавливаются исторические личности (идентификация).

Прежде всего был изучен тип тела, отпечатлевшегося на туринском полотне. Итог оказался следующий: тело принадлежит к идеально классическому и исключительно симметрическому сложению. Тело было исследовано специалистами по антропологическому методу – доктором римского университета Л. Гелда и доктором судебной медицины в Милане Г. Юдика-Кордилья. Оба профессора пришли к заключению, что исследуемое тело обладает не только исключительной симметрией, но и благородством красоты. Общая длина тела – 181 сантиметр. Согласно классической пропорции, голова составляет одну восьмую часть всей длины тела, т.е. 22? сантиметра. По мнению упомянутых ученых, строгая классичность такого тела была неизвестна художникам средних веков, что исключает еще раз возможность подделки туринского полотна художественным способом. На конгрессе в Турине в 1931 году эта истина была оглашена высокими специалистами по истории искусств и директорами туринских музеев.

Для установления исторической личности, сделавшей негативный оттиск на туринском полотне, ученые подвергли исследованию всё отпечатавшееся тело – и спереди и сзади. Вот протокольная запись этого исследования:

«Небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый едва приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Нос восточной расы. Глаза стоят близко к переносице. Носовая кость перебита от удара с левой стороны, повидимому от удара палкой; левая щека сильно опухла. С левой стороны, над скулой, тело разбито, и эта сторона лица не отечна. Нижняя губа отпечаталась точно. Замечательно выразителен рот, который придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева. Ярко очерчен подбородок, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Так как этот человек много страдал, то сокращение тканей произошло после смерти неравномерно, и лицо несимметрично. Кроме указанных повреждений и ран, на голове и лице много других следов от ударов и увечий.

На висках и лбу коричневые пятна – сгустки запекшихся капель крови. Они создают форму венца. Капля над левой бровью несколько продолговатая: она текла из раны, затем запеклась на коже. Такая капля всегда принимает форму лунки, потому-что красные капли крови при сворачивании ее закрепляются снаружи, и внутри капли остается сукровица, или серум. Серум сильнее испаряется и, по мере испарения его, поверхность капли в середине вгибается. Именно такая капля с идеальной точностью отпечаталась на Плащанице, имея по краям густой цвет и в середине светлее. Это знаменательно, потому-что никогда ни один художник нигде не изобразил так правдиво это природное строение капли застывшей крови. Эта капля была суха задолго до смерти, часов за 12, судя по форме и цвету ее отпечатка (бичевание Христа было произведено за сутки до Его смерти).

На груди (на Плащанице слева, следовательно на теле справа) пятно от раны между ребер; снизу к пятну от раны примыкает другое, продолговатое пятно, имеющее вид потекшей крови. Направление потока, в отношении всего тела – сверху вниз, вдоль тела, когда оно было в стоячем положении. Запекшаяся струя крови натурально выгнута и подобна удару копьем. Если бы какой либо художник изобразил такую же рану даже кровью, то и тогда не получились бы те правильные следы ее на полотне, какие имеются на Плащанице, и вот почему: свежая кровь впитывается в ткань обильно, оставляя на границах своего распространения зубчатый, по ниткам, край, тогда как на Плащанице такие границы совершенно ровны, ибо кровь на ране и на боку запеклась задолго до прикосновения к ней полотна.

На левой руке, в области кисти рана и большой сгусток крови. Правой руки видны только концы пальцев. Оба запястья темные, т.к. обильно были орошены кровью от сквозных ран. Потоки крови видны от запястий рук к локтям в нижнем направлении. Гвоздь был вбит не посредине ладони, а выше, между костями запястья.

Раны на ногах того же типа. Очертание их очень четко, ибо кровь успела свернуться и запечься. В одном месте края кровавого отпечатка зубчаты, но пятно в этом месте светлее. Повидимому, рана была потревожена позже, и нитки полотна втянули влагу по своим капиллярам.

Вдоль всей спины и таза имеются специальные раны. Они расположены одна около другой. Каждая такая рана одинакового размера и вида, в 3 сантиметра длиной. В центрах раны эти черные, по краям коричневые. Кровотечение из этих ран, числом 18, покрывших спину, поясницу и ягодицы, было длительное, т.к. раны раздражались долго трением одежды. Эти раны были нанесены римским бичом, называющимся «флягрум», какие были обнаружены при раскопках Геркуланума. «Флягрум» состоял из нескольких веревок с металлическими кончиками. Величина кончиков соответствовала величине ран. Кончики эти глубоко рассекали тело удлиненными ранами. Удары наносились справа вверх, а также справа вниз, рука бичующего описывала круг около неподвижного плеча.

На правом плече видна широкая полоса, как бы ссадина от ношения очень тяжелого предмета с острыми краями».

Обращаясь к свидетельству ранений и увечий, исследуемых на туринском полотне, ученые прибегли к сравнению этих документированных Евангелием ран и повреждений, а также всех обстоятельств, сопровождавших процесс Иисуса Христа у Пилата и Синедриона, и нашли полное и детальное сходство и совпадение со всем тем, что было обнаружено на Плащанице.

«Раны на всем теле от бичевания. Бичевание было произведено, по настоянию толпы, римскими воинами и оставило все следы на Плащанице. Также отпечатлелся и терновый венец. Изуродованное ударами лицо – дело рук слуг Каиафы, первосвященника иудейского. Полоса кровоподтека на плече – путь Христа на Голгофу с Крестом Своим. Раны на руках и ногах – Его распятие. Глубокая рана от копья между ребер – удар воина, с целью удостовериться в жизни или смерти казненного Христа. Уцелевшие, против обыкновения при подобной казни, голени. И в то же время царственная ясность и покой на лице, единственном в мире по своим антропологическим свойствам. Затем – эпоха, установленная рядом вещественных документов; происшествие в среде иудейского народа, что тоже полностью доказано вещественно; смерть на кресте; обстоятельства положения в гробницу, под полотном не больше двух-трех дней, – все это, тщательно проверенное и рассмотренное, дает полную возможность утверждать, что полотно принадлежало только одной исторической личности – Иисусу Христу.

Выражение лица Христа, замечательно симметричного, по смерти осталось величественно-спокойным и невыразимо красивым, несмотря на повреждения и увечья. Кисти рук сложены одна на другой посредине тела, причем видны только четыре пальца правой руки и концы пальцев левой. Большой палец не виден потому, что, по мнению специалистов, при ранении в запястье гвоздем был поражен нерв, от чего парализовалась двигательная мускулатура этого пальца, и он свернулся под ладонь».

Все здесь изложенное представляет собою, главным образом, материалы ученых, часто ничего общего не имеющих с Христианской Церковью, но невольно приводящих беспристрастного человека к признанию туринского полотна как чудесно сохранившейся до наших дней Святой Плащаницы Христовой. Мир, христианству враждебный, волен не только не признавать очевидных доказательств ученых и историков, а также и Евангелистов, но и продолжать свое противостояние в виде всё новых вопросов и формальных возражений. Но от этого наше отношение измениться не может, тем более, что мы успели за последних 50 лет убедиться в том, что бесконечные возражения против истинности Св. Плащаницы имеют целью не столько саму Плащаницу физически, сколько общее восстановление людей против Христианской Церкви и ее реликвий.

Итак, мы современники как бы нового обретения православными самой высокой святыни христиан.

Страдания Христа Спасителя, как Человека на земле, – высшая точка Его Божественной проповеди. Страдания не только телесные, но еще больше душевные. О телесных страданиях Спасителя у нас обычно имеются весьма скромные представления, и к виду распятого Христа мы привыкли, утратили стремление переноситься мыслью и чувством к подлинности трагедии на Голгофе.

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.

Для западноевропейского обывателя второй половины XIV в. она появилась «неизвестно откуда» в местечке Лирей под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции. В 1375 г. она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова. Это привлекло в храм множество паломников. Тогда же возникли сомнения в ее подлинности. Местный епископ Анри де Пуатье порицал настоятеля храма за выставление ее как подлинной Плащаницы Христовой. Его преемник, Пьер д"Арси, получил от папы Климента VII разрешение выставлять Плащаницу как обычную икону, но не как истинную погребальную пелену Спасителя.

Одна из наследниц графа де Шарни подарила Плащаницу своей подруге герцогине Савойской, супруг которой, Людовик I Савойский, построил в городе Шамбери прекрасный храм для реликвии. Впоследствии Савойская династия воцарилась в Италии.

Хотя в разных городах показывались подложные плащаницы, но только эта воспринималась массовым народным сознанием как истинная. Она трижды горела и чудом сохранилась. Чтобы отчистить от копоти и убедиться в ее ненарисованности, ее несколько раз варили в масле, стирали, – изображение оставалось.

В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью к лику святых, пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по благословению владыки и покоится в настоящее время. В XVIII в. революционные войска Франции под командованием Бонапарта разрушили собор в Шамбери, где некогда хранилась святыня, а Турин оказался в стороне от всех бурных событий и до сих пор хранит святыню всего христианского мира.

История Плащаницы сложна и богата событиями. Важнейшие из них для верующих – погребение и воскресение Христа, а для всех – явление ее безбожному миру на пороге XX в.

В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя – Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.

«Святая Плащаница Христова, – размышлял он, – сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо» .

Каков был смысл явления Святой Плащаницы Христовой в конце XIX в.?

Это было время, когда человечество отходило от веры. Мировоззрением становилась наука, развивалось убеждение, что в будущем, притом скором, по математическим формулам можно будет рассчитать движение всех частиц вселенной во времени и пространстве. В разговорах часто употреблялась формула «наука доказала». В разговоре с митрополитом один очень самоуверенный молодой человек сказал: «А Вы знаете, Владыка, что наука доказала, что Бога нет?» Митрополит ответил: «Царь Давид тысячелетия назад писал: Рече безумец в сердце своем несть Бог” .

Со второй половины XIX в. заметно усилились антихристианские выступления в дворянских и интеллигентских салонах, в лекториях и печати. Широкое распространение получили и работы протестантских теологов, профессоров и доцентов (Штрауса, Фердинанда и Бруно Бауэров), отрицавших божество Иисуса Христа. Кроил Евангелие по своему уразумению Лев Толстой, заветной мечтой которого было основать новую религию. Образ сентиментального моралиста, любодея и любимца женщин рисовал Ренан в своей некогда очень популярной книге «Жизнь Иисуса». Он, как и Толстой, отрицал Божественность и чудеса Христа. Его произведение наш выдающийся духовный писатель епископ Михаил (Грибановский) назвал «Евангелием мещан». Успех этих и других подобных работ объясняется тем, что многие в обществе в своем земном самодовольстве и человеческой гордости не хотели принять Божество Господа нашего Иисуса Христа и Его чудеса, которые не в состоянии была объяснить детерминистская наука XIX и начала XX веков. Считалось, что миф о Христе возник вокруг исторической личности Иисуса из Назарета, – идея старая, берущая свое начало от первых веков, в частности, от Цельса.

Но вершиной всей этой антихристианской якобы научной литературы были труды профессора теологии и истории Дрэвса. Он доказывал, что и никакого Иисуса из Назарета не было, что Христос и другие евангельские персонажи вроде Пилата и т. д. – это мифические личности без каких-либо реальных исторических прообразов, что Христос – это народный миф о Солнце. Его книга встретила радостно-сочувственный прием в широких кругах общества. Долгое время в советских изданиях и школах утверждалось: наука доказала, что Христос – это миф.

Пользуясь методом Дрэвса, остроумный француз Прево с еще большей логической убедительностью доказал, что Наполеон – французский народный миф о могуществе и испепеляющей силе Солнца. В самом деле! Он взошел на востоке от Франции (родился на о. Корсика), закатился в Атлантическом океане (умер на о. Святой Елены), имел двенадцать маршалов, что означает двенадцать знаков Зодиака. Он даже воскресал – известные 100 дней Наполеона. Дрэвсу поверили, – работу Прево кое-кто воспринял как пародию на сочинение Дрэвса, – слишком близок был Наполеон, – для большинства эта работа осталась неизвестной. Изощренный и язвительный Цельс (конец II в.) в своем капитальном труде против христианства не дерзал утверждать, что Иисуса из Назарета не было: слишком близок для его эпохи был . Во всей противохристианской литературе последних двух-трех веков новым является только полное отрицание историчности Иисуса из Назарета, а заодно и Пилата.

Таким образом, можно утверждать, что открытие образа Христа на Туринской плащанице является чудом, отвечающим потребностям времени: «Вы утверждаете, что Иисус из Назарета, Христос – миф, а вот Я вам являюсь, чтобы поддержать колеблющуюся веру вашу», – как бы говорит нам любящий нас Христос.

Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: «Христос пришел к нам в дом». В ту памятную ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый негатив.

Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Созывались международные синдологические конгрессы (от слова sindone, что значит плащаница).

Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа; исследования ее лишь дополняют и уточняют повествования четырех евангелистов . Кто-то назвал Туринскую плащаницу «Пятым Евангелием».

Туринская плащаница подтверждает справедливость изречения английского мыслителя Френсиса Бэкона (1561–1626), что малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему. Многие ученые на основании тщательного и всестороннего изучения Плащаницы признали факт воскресения Христа и из атеистов стали верующими. Одним из первых был атеист и вольнодумец профессор анатомии в Париже Барбье, который понял, как врач и хирург, что Христос вышел из Плащаницы, не развернув ее, как Он проходил после воскресения через затворенные двери. Лишь отдельные специалисты, изучавшие Плащаницу, не приняли воскресение Христа из-за вненаучных причин: воскресения не было потому, что его вообще не может быть.

И вот во время этого нарастающего триумфа, в конце 1988 г. появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода возраст Туринской плащаницы всего 600–730 лет, то есть датировать ее следует не началом христианской эры, а средневековьем – 1260–1390 гг.

Архиепископ Туринский принял эти результаты и заявил, что ни он, ни Ватикан никогда не рассматривали св. Плащаницу как реликвию, а относились к ней как к иконе.

Многие с облегчением и злорадством вздохнули: «Миф рассеялся». Хотя неоднократно доказывалось, что Плащаница нерукотворная, снова появились попытки приписать ее кисти Леонардо да Винчи или какого-то другого великого художника . Кроме того, Плащаница отражает такие анатомические детали человеческого тела, которые не были известны средневековым мастерам. Наконец, на Туринской плащанице нет следов красок, связанных с изображением. Только в одном месте с краю она была слегка испачкана краской, может быть, тогда, когда Дюрер писал с нее копию в 1516 г.

Появилась идея, что средневековые христиане- фанатики разыграли погребение Христа с одним из своих единоверцев и таким образом получили нерукотворное изображение. На эту идею из-за ее абсурдности не обратили внимание даже атеисты.

В связи с радиоуглеродной датировкой встают вопросы: 1) являются ли исходные аналитические данные и проведенные по ним расчеты корректными; 2) как результаты последних соотносятся со всеми остальными данными, прямо или косвенно относящимися к проблеме происхождения и возраста Туринской плащаницы.

1 . Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является сама ткань – это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии в течение II-I вв. до Р.X. и до конца I в. по Р.X. и получили название «дамаск». В более ранние и поздние времена они неизвестны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии («богатый человек из Аримафеи» – ), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка передне-азиатского вида.

Принимая радиоуглеродные расчеты возраста Плащаницы и ее позднехристианское европейское происхождение, мы обязаны объяснить, откуда и как появилась в ХIII-ХIV вв. ткань, сделанная способом, утраченным более тысячи лет назад. Каким же научным потенциалом должны были обладать «мистификаторы» средних веков, чтобы предусмотреть все эти детали, включая даже использование нитей хлопчатника, произрастающего только в Передней Азии.

2 . В пользу древнего возраста Плащаницы свидетельствуют отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, «лепта Пилата», чеканившаяся только около 30-го г. по Р.Х., на которой надпись «император Тиберий» (TIBEPIOY KAICAPOC) сделана с ошибкой: CAICAPOC. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографий Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. «Лепта Пилата» датирует наиболее древнюю возможную дату погребения – 30-е гг. по Р.X. Невозможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили (да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты I в. с редчайшими ошибками.

Таким образом, характер ткани и отпечаток на Плащанице «лепты Пилата» позволяют определять ее возраст между примерно тридцатыми годами и концом I в. по Р.Х., что вполне укладывается в хронологию Нового Завета.

3 . Свидетельствует о древности Плащаницы и детальная точность соблюдения обряда римской казни через распятие и еврейского похоронного ритуала, которые стали известны в результате археологических раскопок лишь последних десятилетий. Особую научную ценность представляют останки некоего Иоаханна, подробно описанные в труде Дж. Вильсона. Такими знаниями в средние века, конечно, не обладали. Некоторые детали представлялись в средневековье иначе; в частности, вбивание гвоздей не в ладони, как это изображается на иконах, в том числе и средневековых, а в запястье. Отметим, что след от гвоздя на Плащанице по форме и размеру точно соответствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста в Риме и по преданию являющегося одним из гвоздей, которыми был распят Христос. Неужели для создания подлога фальсификаторы изучали гвозди разных эпох и разного назначения или, зная о гвозде церкви Святого Креста, нарисовали соответствующие раны или изготовили подобные гвозди, чтобы распять свою жертву?

4 . Противники древнего происхождения Плащаницы обычно апеллируют к якобы отсутствию каких-либо достоверных исторических упоминаний о Плащанице до 1353 г., когда она была выставлена в храме местечка Лирей. Однако в Византии в отличие от Западной Европы о ней хорошо знали и относились к ней как к величайшей святыне. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы.

В древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес».

По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра , а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантиновой эпохи она практически не упоминается, ибо это была слишком большая святыня и сведения о ней могли бы послужить поводом для поисков ее языческими властями и привести к ее уничтожению. При частых тогда гонениях уничтожали все предметы христианского культа, особенно книги и в первую очередь Евангелия, которые прятались в потаенных местах и вносились для чтения в молитвенные собрания только на краткое время .

После торжества христианства при императоре Константине упоминания о Плащанице довольно многочисленны.

Известно, что сестра императора Феодосия II святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу Христа в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя. О Святой Плащанице упоминает в своем письме святитель Браулин, епископ Сарагосский.

В 640 г. Арнульф, епископ Галльский, в описании своего паломничества в Иерусалим упоминает Святую Плащаницу и дает ее точное измерение. О пребывании Святой Плащаницы в Иерусалиме в первых годах IX в. свидетельствует Епифаний Монако. Возвращение Святой Плащаницы из Константинополя в Иерусалим в VII в. связано, видимо, с развитием в Византии иконоборчества (635–850 гг.) и опасностью ее уничтожения.

В конце XI в. вновь появляются сведения о Святой Плащанице из Константинополя. Император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения». Упоминание об «окровавленной Плащанице Христовой» имеется и в «Каталоге Царьградских Реликвий» настоятеля исландского монастыря Николая Сомундарсена за 1137 г. По свидетельству епископа Вильгельма Тирского, в 1171 г. император Мануил Комнин показывал ему и королю Иерусалимскому Аморину I Святую Плащаницу Христову, хранившуюся тогда в базилике Буклеона в Константинополе.

Особую ценность имеет сообщение Николая Мазарита, спасшего Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 г. «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти». Мазарита поразило то, что Христос на Плащанице совершенно нагой – такой вольности не мог себе позволить никакой христианский художник.

Свидетельство об исчезновении Плащаницы из Константинополя во время разгрома города в 1204 г. крестоносцами дает летописец IV Крестового похода Ребер де Клари: «И среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно видеть Лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города».

После исчезновения Плащаницы из Константинополя ее история полна событиями. То она оказывалась в безвестности, то появлялась неизвестно откуда; ее похищали, она неоднократно горела. Все перипетии ее судьбы в настоящее время подробно прослежены историками .

5 . Изучение состава пыльцы, собранной с ткани Туринской плащаницы и изученной ботаником Фреем, выступившим с докладом в Альбукерке в 1977 г., подтверждает пребывание Святой Плащаницы в Палестине и переносы ее в Византию и Европу. В составе пыльцы преобладают либо собственно палестинские формы, либо встречающиеся кроме окрестностей Иерусалима и в соседних странах (39 видов из 49). Европейские формы представлены единичными видами. Выводы Фрея хорошо согласуются с историческими сведениями о перемещении Плащаницы. Соответствующие карты опубликованы в научных изданиях.

Результаты этих исследований исключают европейское происхождение Туринской плащаницы. Невозможно предполагать, что средневековые фальсификаторы, не имея никаких представлений о современном палинологическам анализе (изучении спор и пыльцы) и опасаясь разоблачений потомками, съездили из Европы в Иерусалим и собрали бы там пыльцу растений, растущих только в окрестностях этого города.

Таким образом, на основании всей совокупности данных, кратко изложенных в пяти пунктах, возраст Туринской плащаницы датируется очень четко: от 30 до 100 г. по Р.Х., и ближневосточное ее происхождение не может вызывать сомнений. Этому противоречат лишь данные расчетов ее возраста по радиоуглеродному анализу.

Рассмотрим же надежность и обоснованность метода радиоуглеродной хронологии применительно к Туринской плащанице. Предварительно отметим, что грубые ошибки в определении концентрации С в ее ткани исключены: анализы проводили три независимые лаборатории, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные кадрами высококвалифицированных специалистов. Вопрос может стоять только о надежности самого метода радиоуглеродной хронологии и возможности его применения к такому объекту, как Туринская плащаница.

Радиоуглеродный метод был разработан в середине 50-х гг. В. Либби и основан на измерении активности углерода С. Последний, по современным представлениям, образуется в высоких слоях атмосферы в результате воздействия космических лучей на атомы азота N. Окисляясь до С0, он поступает в общий круговорот углерода. Благодаря хорошему перемешиванию атмосферы содержание изотопа С в разных географических широтах и на разных абсолютных отметках практически одинаково.

В ходе фотосинтеза С наряду с другими изотопами углерода попадает в растения. Когда организм погибает, он перестает извлекать из воздуха новые порции углерода. В результате из-за радиоактивного распада соотношение С со стабильными изотопами углерода в его тканях меняется. Поскольку скорость распада – величина постоянная, то, измеряя содержание этого изотопа в общем количестве углерода, можно рассчитать по соответствующим формулам возраст образца.

Результаты такого расчета будут правдоподобны при следующих условиях-допущениях: 1) изотопный состав атмосферы при жизни образца был близок к современному; 2) изотопная система образца в то время находилась в равновесии с атмосферной, 3) изотопная система образца после отмирания организма была закрытой и не претерпевала никаких изменений под воздействием внешних факторов местного или временного значения. Эти три допущения являются граничными условиями применимости методики радиоуглеродной хронологии.

Однако имеется еще ряд факторов, которые планетарно или локально влияют на концентрацию С в атмосфере, гидросфере и в растительных и других тканях, а следовательно, осложняют и ограничивают применение радиоуглеродного метода в хронологии.

а) Искусственное или природное радиоизлучение. Нейтроны, освобождающиеся в ядерных и термоядерных реакциях, как и космические лучи, воздействуя на N, превращают его в радиоуглерод С. С 1956 г. до августа 1963 г. содержание С в атмосфере удвоилось. Резкое увеличение С началось после термоядерных взрывов в 1962 г.

б) Отмечается связь концентрации С со вспышками сверхновых звезд, а изучение исторических документов и древесных колец показало существенные изменения его содержания во времени. Созывались даже совещания по проблеме «Астрофизические явления и радиоуглерод».

г) Влияние вулканических газов около мест их выходов на удельное содержание С отмечали Л. Д. Сулержицкий и В. В. Черданцев.

д) Существенное влияние на содержание С в атмосфере оказывает сжигание топлива. Так, сжигание искапаемого, то есть очень древнего топлива, образовавшегося многие миллионы лет тому назад, в течение которых радиоактивный углерод С практически весь распался, приводит к снижению его удельной концентрации и в атмосфере (так наз. эффект Зюсса). В результате за счет сжигания ископаемого топлива концентрация С в атмосфере к 2010 г. уменьшится на 20 %. А при проникновении в древние предметы копоти от сгорания более новых изделий возраст первых, определяемый радиоуглеродным методом, оказывается меньше действительного.

Поскольку учесть все факторы, могущие нарушить состояние изотопных систем (не только углеродных), часто бывает очень трудно, то в геологии, например, где методы изотопной хронологии используются весьма широко, для получения надежных методов определения возраста разработана целая система контроля. В ряде случаев расчеты возраста по радиохронологическим методам дают явно абсурдные значения, противоречащие всей имеющейся совокупности геологических и палеонтологических данных. В таких случаях полученные цифры «абсолютной хронологии» приходится не принимать во внимание как явно недостоверные. Иногда расхождения геохронологических определений разными радиоизотопными методами достигают десятикратных значений.

В 1989 г. Британским советом по науке и технике была проведена проверка точности радиоуглеродного метода (см. журнал New Scientist, 1989, 8). Для оценки точности этого метода было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира. Им были переданы образцы дерева, торфа, углекислых солей, возраст которых знали лишь организаторы эксперимента, но не исполнители- аналитики. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях – в остальных ошибки достигали двух-, трех- и более кратных значений. При сопоставлении данных, полученных разными исследователями, и при использовании различных вариаций технологии определительных работ стало ясно, что ошибки в определении возраста связаны не только с неточностями определения радиоактивности образца, как это считалось ранее, но и с технологией подготовки образца к анализу. Искажения в диагностике возникают при нагревании образца, а также при некоторых способах его предварительной химической обработки.

Все говорит о том, что к расчетам возраста по радиоуглеродному методу надо относиться очень осторожно, обязательно сопоставляя полученные результаты с другими данными.

Из приведенных рассуждений понятно, почему у специалистов, использующих в своей повседневной работе данные радиохронологических определений, датировка возраста Туринской плащаницы радиоуглеродным методом вызывает много сомнений и вопросов.

Выше были сформулированы граничные условия применимости радиоизотопной хронологии. Рассмотрим, насколько они соблюдаются применительно к Туринской плащанице, учитывая ее историю.

В истории Плащаницы задокументированы события, при которых полотно ее должно было быть загрязнено более молодым углеродом. В 1508 г. Плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу и, чтобы доказать ее подлинность (что Плащаница «все та же», неписаная), долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и много терли, но не могли снять и уничтожить отпечатков. При этом загрязнение могло произойти за счет углерода масла; кроме того, в результате подогревания могло нарушиться равновесие изотопной системы. Плащаница неоднократно горела или, во всяком случае, попадала в пожары в 1201, 1349, 1532, 1934 гг. На ней хорошо видны следы этих пожаров, в том числе даже следы капель расплавленного серебра, прожигающих ткань.

При этом могло произойти загрязнение Плащаницы за счет углерода, осевшего на нее в копоти от горевших вокруг предметов разного возраста. Однако, как показывают расчеты, чтобы сместить изотопные соотношения ткани начала нашей эры настолько, чтобы в настоящее время ее возраст был омоложен на 1200–1300 лет, в XVI в. нужно было заменить 20–35 % ее состава, чего ни кипячение, ни пожары сделать не могли.

Физик Дж. Картер высказал предположение что изображение на Плащанице есть результат ее радиоактивного облучения телом покойного. Экспериментами ему удалось получить подобные отпечатки на полотне. Вопрос: чем вызвана радиоактивность Плащаницы? Была высказана гипотеза, что она обусловлена Воскресением Христа , которое сопровождалось какими-то ядерными процессами. Конечно, это не был взрыв атомной бомбы, после которого на стенах зданий остались тени исчезнувших предметов. В результате указанных процессов Христос воскрес в новую плоть: он стал проходить сквозь «двери затворенные», чего не делал ранее, и т. п. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях .

Если действительно Воскресение Христово сопровождалось какими-то ядерными реакциями, то изотопные соотношения Плащаницы должны быть нарушены в сторону значительного увеличения содержания С, то есть при попытке датировать ее радиоуглеродным методом ошибка в сторону резкого «омоложения» возраста неизбежна. При таком предположении возникновение изображения и резкое обогащение ткани указанным изотопом является следствием одной и той же причины – Воскресения .

Сомнения в достоверности результатов определения возраста Туринской плащаницы методами радиоуглеродной хронологии высказывал ряд исследователей, предлагая иногда весьма сомнительные объяснения мнимого омоложения ткани.

Из рассматриваемых материалов логически вытекают следующие выводы:

1 . Ткань Туринской плащаницы является материалом, отнюдь не благоприятным для радиоуглеродного датирования, поскольку не может рассматриваться на протяжении своей истории как строго изолированная система, не подвергавшаяся внешним воздействиям.

2 . Изучение ткани и отпечатков монет позволяет с достаточной определенностью датировать возраст Плащаницы в интервале 30–100 гг. по Р.X.

3 . Туринская плащаница имеет ближневосточное, а не европейское происхождение.

4 . Резкое обогащение полотна Туринской плащаницы С и возникновение изображения, исходя из современных научных представлений, вероятнее всего является следствием излучения в момент Воскресения Христова.

Последний из четырех выводов, естественно, должен вызывать сомнения у неверующего читателя. Да и верующие христиане привыкли полагать, что факт Воскресения Христова является объектом чистой веры, сугубо внутренних религиозных переживаний, которые едва ли могут иметь естественно-научное объяснение.

Однако Туринская плащаница несет на себе веские доказательства Воскресения Христова.

Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.

Били Его и бичами. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а, сдергиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.

Кончив избиение, на Иисуса Христа положили тяжелый крест и приказали нести его на место предстоящего распятия – Голгофу. Таков был обычай: осужденные сами несли орудия своей мучительной казни.

Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения.

Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Еще недавно перевязки считались порою страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.

Как могло произойти исчезновение Тела из Плащаницы без ее разворачивания и отрыва израненного тела от ткани? Именно этот факт-вопрос заставил атеиста и вольнодумца профессора сравнительной анатомии И. Деляже и атеиста профессора хирургии П. Барбье поверить во Христа и сделаться апологетами и проповедниками Плащаницы. Познакомившись с материалами исследований, неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветленным лицом прошептал: «Друг мой. Он действительно воскрес!» Начав изучать Плащаницу, неверующий англичанин Вильсон в процессе своих исследований стал католиком. Таким образом, и медицинско-судебные, и изотопические исследования Туринской плащаницы подводят к признанию факта Воскресения Христа. Все ли это принимают?

Судебно-медицинские, криминологические свидетельства Воскресения принимаются подавляющим большинством синдологов. Часть же специалистов считает, что Воскресения не могло быть потому, что оно вообще невозможно. Они считают, что для объяснения неповрежденности и неразвернутости Плащаницы в момент изъятия из нее Тела необходимы иные рационалистические (то есть материалистически-атеистические) объяснения.

Как было показано, радиоуглеродная хронология не может быть применима к Туринской плащанице как противоречащая всему комплексу хорошо взаимоувязанных исторических данных о ее возрасте. Высокое содержание в ней С, как и самое изображение, по нашему мнению, наряду с другими данными свидетельствуют о воскресении Христовом.

Глубокий смысл заключен в афоризме: «Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви». Спаситель никогда не говорил о Своих страданиях и смерти, не упомянув о Своем Воскресении.

проповедь , что Христос воистину воскрес, и Его заповеди. Он… явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, – свидетельствует апостол Лука, который но тщательном исследовании всего сначала, по порядку описывал все ().

А вот заключения юристов и историков. Эдвард Кларк пишет: «Я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событиями третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными: работая в Верховном Суде, мне… случается выносить приговоры на основании доказательств куда менее убедительных. Выводы делаются на основании свидетельств, а правдивый свидетель всегда безыскусен и склонен преуменьшать эффект событий. Евангельские свидетельства о Воскресении принадлежат именно к этому роду, и в качестве юриста я безоговорочно принимаю их как рассказы правдивых людей о фактах, которые они могли подтвердить» .

Автор трехтомного труда «История Рима» профессор Т. Арнольд, изощренный ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: «Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и Воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надежные свидетельства отличаются от ненадежных» .

Другой исследователь, профессор Эдвин Сельвин, подчеркивает: «Воскресение Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт, который представляется столь же надежным, как любой другой, подтвержденный историческими свидетельствами» .

Сомневавшемуся в Его Воскресении апостолу Фоме Христос показал на руках раны от гвоздей и рану в ребрах Своих и сказал не будь неверующим, но верующим. Фома воскликнул: Господь и мой! Иисус сказал ему: ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (). Им-то ведь и дается духовно-опытное сердечное познание воскресшего Господа, победы жизни над , постижение Евхаристии.

Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащанице и поняв причины аномально высокого содержания в ее ткани С, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: …блаженны не видевшие и уверовавшие (). Я вложил перста мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его.

И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый Бакунин, кумир молодежи конца прошлого века, говорил: «Если Бог существует, – Его надо запретить».

Плащаницу тоже запрещали. В течение десятилетий никаких общедоступных сведений о ней в Советский Союз не поступало. О ней даже не упоминали в антирелигиозных лекциях. Первая публикация о ней в журнале «Наука и религия» (1984, № 9) появилась лишь после поступления в редакцию «провокационных» писем читателей. В ней было множество принципиально важных недомолвок. В последующие годы в названном журнале, а также в других отечественных и зарубежных изданиях публикуется множество мелких статей, в которых отдельным изолированным фактам даются самые невероятные и необоснованные объяснения, а вся совокупность известных данных игнорируется. Один автор утверждает, что «негатив сделала молния», другой – что изображение возникло из-за тяжелой болезни распятого, третий – что в результате деятельности микробов, игнорируя результаты изучения «Ожоговых эффектов ткани». Снова и снова воспревает идея о неизвестном гениальном художнике, несостоятельность которой неоднократно подчеркивалась. Утверждалось, что изображение возникло в результате некой бионической или психической энергии по Н. К. Рериху и йогизму Умершего. Что-то пишут об экстрасенсорике. Уже упоминалось абсурдное мнение, что в средние века фанатики-христиане для исполнения ритуала и получения изображения распяли некоего человека, хотя о такой практике в истории ничего не известно. Появилась совершенно невероятная идея, что Христос на кресте не умирал, и Его сняли живым, поэтому потовые выделения и человеческая энергия отпечатались на Плащанице. Иисус из Назарета – великий честолюбец и актер, чтобы оставить Свое имя в веках, решил совершить нечто необычное: сознательно пошел на крест, разыграл и Свое воскресение. Но как быть с неразвернутой Плащаницей, поразившей Барбье и других? Да и не только с этим.

Нереальность такой точки зрения понимал Давид Фридрих Штраус, который отрицал Божество Иисуса Христа и Его воскресение. Он писал:

«Не может быть, чтобы человек, в полумертвом состоянии похищенный из гробницы, который от слабости не держался на ногах, которому нужны были медицинская помощь, перевязки, лечение, и который был во власти физических страданий, вдруг произвел бы такое впечатление на своих учеников: впечатление человека, победившего смерть, Повелителя Жизни, – а ведь именно это впечатление стало основой всех будущих проповедей. Такое оживление могло только ослабить впечатление, которое Он производил на них в жизни и смерти. В лучшем случае, оно могло привнести некоторую элегическую нотку, но никоим образом не могло бы превратить их горе в энтузиазм, равно как и возвысить их уважение к Нему до религиозного поклонения».

Как не принимали и не принимают Христа, так не принимают Его Святую Плащаницу, четко свидетельствующую о страданиях и Воскресении Господа нашего. Одни, увидев и изучив ее, принимают веру, а другие выдумывают всякие ложные и несостоятельные объяснения, только чтобы оправдать свое неприятие Христа.

Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце, в благоговении и духовном опыте. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Плащаница нужна для Фомы неверующего. А для того, кто отвергает Бога, она – неприятная заноза, о которой надо забыть. Есть люди, которые требовали прекратить публикацию материалов о Туринской плащанице.

Когда мы, православные, на ликующий пасхальный возглас «Христос воскресе!» отвечаем «Воистину воскресе!» мы свидетельствуем свою веру, а в песнопении «Воскресение Христово видевше» свидетельствуем о своем религиозном, духовном опыте. Он в нашем богослужении, наших молитвах и жизни. Он – в Таинстве Святой Евхаристии.