Фонвизин, Денис Иванович – краткая биография. Произведения Фонвизина: список работ

  • 20.04.2019

Здравствуйте, дорогие любители интересных фактов. Сегодня мы с вами узнаем самые интересные факты о Фонвизине Денисе Ивановиче (1745—1792 ) — знаменитом литераторе и русском писателе, который подарил нам «Недоросля». Некоторые факты из его биографии вас просто поразят, поэтому они особенно будут полезны тем, кто готовит доклад или реферат.

1. Денис Иванович Фонвизин, автор знаменитого «Недоросля» по выражению Пушкина был «из самых перерусских русским». А вот фамилией обладал заграничной. При жизни драматург именовался Фон-Визиным и только почти через сто лет после его смерти окончательно закрепилось русифицированное написание в одно слово без дефиса.

2. Откуда такая интригующая фамилия? Денис Иванович принадлежал к рыцарскому лифляндскому роду, попавшими в Москву во время Ливонской войны. По одним данным, представители семьи попали в плен к русичам, по другим — переехали по собственному желанию, позже крестились в православие и остались насовсем.

3. Литератор учился в Москве в гимназии при университете. По городу прошел слух о способностях молодого человека к языкам. Один из книготорговцев предложил ему перевести ряд иностранных рукописей. Обещал расплатиться книгами. В руки 16-летнего юноши попали басни зарубежных авторов, украшенные картинками явно фривольного содержания. В незавершенной автобиографии Фонвизин впоследствии напишет, что эти эстампы развратили его воображение и привели к первым любовным похождениям сатирика.

4. Не обладающий внешностью героя-любовника, Денис Иванович избрал для первой интрижки далеко не первую красавицу в городе. Полной и глуповатой девице он показал картинки из книг в надежде на переход от теории к практике. Но в доме избранницы двери никогда не закрывались. Так что пришлось довольствоваться небольшими вольностями. Это вскоре надоело Фонвизину и он переключился на общение с матушкой девушки.

5. Удивительно, но слывший волокитой писатель оказался неудачником в любви. В 23 он влюбился в замужнюю даму, чувства к которой сохранил на всю жизнь. Приклонская ответила ему взаимностью, но осталась верна мужу.

6. Сам писатель своей жене верен не был. Супругу свою, Екатерину Хлопову, он встретил на службе. Ему пришлось разбираться с ее судебным делом. Во время процесса Екатерина полюбила Дмитрия Ивановича и это было всем заметно. Фонвизина упрекнули в любовной связи с подзащитной. Дело закончилось браком. Госпожа Хлопова делала попытки подать на развод из-за измен мужа, но у Фонвизина начались первые приступы паралича. Это сохранило семью.

7. В Московском университете Д.И. Фонвизин провел всего пару лет, после чего его отправили в Петербург как лучшего студента философского факультета. Звание лучшего не мешает молодому литератору вести достаточно разгульную жизнь. Любовь к плотной пище была у драматурга еще в детстве. Денис рос полным ребенком. В студенческие годы появилось увлечение выпивкой. Проблемы со здоровьем усугубились, Дмитрия Ивановича часто мучило несварение желудка. Но привычек писатель не менял.

8. К счастью, писатель мог себе позволить жизнь без ограничений. В Северной столице он продолжает заниматься литературой, переводит «Альзиру» — великолепную трагедию Вольтера. Денис Иванович обращает на себя внимание вице-президента Дворцовой канцелярии Елагина и попадает к нему на службу. Так Фонвизин появляется при дворе Императора и начинает получать солидное жалование.


9. Дальнейшая служба в коллегии иностранных дел позволяет сатирику несколько раз побывать за границей. Европейские страны не очаровали писателя. Однако по долгу службы он имел отношение к удивительному прозападномупроекту реформ. Согласно этому документу, верховная власть в стране должна была быть передана Сенату, а крепостничество отменено.

10. Полтора года Денис Иванович прожил во Франции. Там и зародились идеи для «Недоросля». Московские театры не рискнули ставить открыто-сатирическую пьесу. Премьера прошла в Петербурге. На сцену вышли самые известные по тем временам придворные актеры — Дмитриевский, Шумский, Правдин. После окончания представления, зрители забросали сцену кошельками с деньгами — это был показатель высокого успеха.

11. С комедией связан самый известный анекдот из жизни Фонвизина. Якобы после премьеры к нему подошел Григорий Потемкин и произнес: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Существует несколько вариаций фразы и несколько исторических личностей, которым она приписывается. Документального подтверждения легенде не существует.

12. Интересно, что название бытовой комедии которую декабристы прозвали «первой народной комедией», перекочевало на обложку первого в стране сатирического журнала. Через пять лет Денис Иванович попытался выпустить свое собственное сатирическое издание «Стародум», получившее имя самого разумного и рассудительного героя пьесы. Журнал был запрещен указом Екатерины II. Но литературу драматург не оставлял до самой смерти — незадолго до своего 48-летия.

Вот такие интересные факты о Фонвизине Д.И. мы для вас подготовили сегодня. Мы надеемся. что они вам понравились, и конечно же мы снова ждем вас на нашем познавательно-развлекательном сайте.

Денис Иванович Фонвизин. Родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве - умер 1 (12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге. Русский писатель, создатель русской бытовой комедии.

Денис Фонвизин родился 3 (14 по новому стилю) апреля 1745 года в Москве.

Отец - Иван Андреевич Фонвизин. Его образ писатель позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль».

Происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предок Фонвизиных попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие.

Фамилия Фон-Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис. Это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С. Тихонравовым, хотя уже находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя. По выражению Пушкина, Фонвизин был «из перерусских русским».

В 1755-1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета.

В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с , с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление, бывшее пьесой «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга.

В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, а в 1769 году - сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион».

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний "Недоросль"», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского. В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: "Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе"». Эта фраза в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.

Денис Иванович Фонвизин - Недоросль

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин.

Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным.

В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции.

Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал .

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы , запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России, в том числе улица Фонвизина в Москве, в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Личная жизнь Дениса Ивановича Фонвизина:

Жена - Хлопова (Роговикова) Екатерина Ивановна (1747-1796). Детей не было.

Библиография Дениса Ивановича Фонвизина:

1768–1769 - Бригадир (комедия)
1770 - Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке (стихотворение)
1779-1781 - Недоросль (комедия)
1782-1783 - Рассуждение о непременных государственных законах (публицистика)
1783 - Опыт российского сословника (публицистика)
1788 - Друг честных людей, или Стародум (материалы к невышедшему журналу)
1791 - Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях

Экранизации произведений Дениса Ивановича Фонвизина:

1927 - Господа Скотинины (реж. Григорий Рошаль, по мотивам комедии Недоросль)
1987 - Недоросль (реж. Виталий Иванов, Владимир Семаков)

Фонвизин Денис Иванович (род. 03.04.1744 (1745 ?) – умер 01.12.1792) – великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи, талантливый создатель первой русской бытовой комедии, драматург, публицист и переводчик.

Детство, история рода

Родился писатель в богатой дворянской московской семье. Детство провёл в патриархальной обстановке в доме своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, который был чиновником московской ревизион-коллегии.

Происхождение у него было самое благородное: его родовые исторические корни уходили в древний рыцарский род, представители которого ещё при Иване Грозном обосновались в России, выйдя из Ливонии. Этот именитый род дал России сразу несколько поколений служилых дворян. Фамилия Фон-Визен (Фон-Визин, нем. von Wiesen) употреблялась в XVIII веке либо в два отдельных слова, либо через дефис. Такое правописание сохранялось вплоть до середины XIX века, пока литературовед Н. С. Тихонравов не установил слитное написание фамилии знаменитого писателя.

Образование

Изначально Фонвизин получил прекрасное домашнее образование, а затем уже учился в дворянской гимназии при Московском университете (1755-1760). Он играл в любительском театре М. М. Хераскова при университете. После гимназии год посещал философский факультет университета, а в 1760 году даже был отправлен в числе лучших гимназистов вместе с братом Павлом в Петербург. Именно в студенческие годы Фонвизин начинает печататься в московских журналах, и даже делает свой первый перевод \»Басни нравоучительные\» датского писателя Л. Хольберга.

Петербургский период

В 1762 году Денис Иванович Фонвизин переехал в Петербург и устроился переводчиком в Коллегию иностранных дел. С 1763 года по 1769 служил секретарем у кабинет-министра И. Елагина, который изначально ведал разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 стал ведать делами императорских театров.

В конце 60-х годов Фонвизин сблизился с сомнительным кружком Козловского, организованным молодыми офицерами-вольнодумцами, и именно под их влиянием создал одно из первых своих сатирических произведений, которое быстро распространилось в списках по всей России, – это известное стихотворение \»Послание к слугам моим…\» (1769).

Фонвизина всегда привлекал театр. Если сначала он сам только переводил иностранные комедии на русский язык, то позже уже и сам стал пробовать создавать пьесы. С 1766 по 1769 год он работал над комедией \»Бригадир\», о которой Н. Новиков сказал, что \»…сочинена она точно в наших нравах\». На театральных подмостках пьеса была поставлена в 1770 году, а допущена к печати только в 1792, уже после смерти писателя.

В 1769 Фонвизин занял новый пост, взяв на себя обязанности секретаря руководителя Коллегии иностранных дел – Н. Панина, который на тот момент времени был воспитателем наследника престола. Оба были оппозиционно настроены к правительству Екатерины II и были убеждены, что Россия нуждается прежде всего в \»фундаментальных законах\».

Заграничные путешествия

Многие литературоведы незаслуженно мало уделяют внимания заграничному путешествию Фонвизина в Германию и во Францию, которое он совершил в 1777-1778 годах. Важность этого путешествия заключалась в том, что впечатления именно от этой поездки он описал позже в своих знаменитых \»Записках первого путешественника\», сыгравших в дальнейшем значительную роль в становлении русской прозы. Причиной поездки стала затянувшаяся болезнь жены Фонвизина, урожденной Роговиковой.

После полученной в 1782 году отставки от государственной службы, Фонвизин уезжает ещё в одно заграничное путешествие, в Италию и Германию в 1784-1785 года. Именно там ему и удалось анонимно издать \»Жизнь графа Никиты Ивановича Панина\» на французском языке. Причиной этой поездки стало лечение уже самого Фонвизина от разбившего его паралича.

Творчество последних лет жизни

Удивительно, как Фонвизину удалось написать такое революционное и самое своё известное произведение, как \»Недоросль\», в обстановке жесточайшей реакции, которая наступила после Пугачёвского восстания. В марте 1782 года был отстранён от дел Панин за свои оппозиционные взгляды. Фонвизин тоже подал в отставку, решив посвятить себя целиком только литературному творчеству. В 1782-1783 годах, следуя заветам наставника Панина, он сочинил \»Рассуждение о непременных государственных законах\», которое просто изобиловало резкими выпадами против самодержавия и которое впоследствии использовали в своих пропагандистских целях декабристы.

В 1783 году сама несравненная княгиня Е. Р. Дашкова, ведущая политическую войну с императрицей, привлекла Фонвизина к публикации целого ряда его произведений в журнале \»Собеседник российского слова\», который она сама и редактировала. Именно в нём и публикуются такие блистательные сатирические сочинения Фонвизина, как:

— \»Опыт российского сословника\»;

— \»Повествование мнимого глухого и немого\»;

— \»Челобитная Российской Минерве от российских писателей\».

Екатерина II не смогла ему этого простить. После этого Фонвизину уже было не позволено печататься, и пятитомное собрание его сочинений, уже практически готовое к печати, так и не было издано при его жизни, а затем драгоценная рукопись была утрачена. Его произведения распространялись по рукам только в рукописных списках.

С конца 80-х годов Фонвизин практически не вставал с постели, так как был тяжело болен (его разбил паралич), но тем не менее литературных занятий он не прекратил: именно в эти тяжёлые годы испытаний Денис Иванович начал писать автобиографическую повесть под названием \»Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях\». Несмотря на то, что повесть так и не была закончена, но даже в таком виде она представляет собой замечательный образец русской прозы.

1 декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер в Петербурге, где и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Основные достижения Фонвизина

  • Фонвизин по праву считается основоположником русской бытовой комедии.
  • В комедии \»Бригадир\» сатирически и дерзко изобразил нравы дворянства, его пристрастие ко всему французскому.
  • В комедии \»Недоросль\», видя корень основных бед России в крепостном праве, высмеивал всю систему дворянского образования и воспитания.
  • \»Записки первого путешествия\» сыграли огромную роль в становлении русской прозы.

Важные даты биографии Фонвизина

  • 1744 (1745 ?) год – рождение
  • 1755-1760 годы – обучение в гимназии при Московском университете
  • 1762 год – переезд в Петербург
  • 1763-1769 годы – служба секретарём у Елагина
  • 1764 год – первая самостоятельная комедия \»Корион
  • 1766-1769 год – работа над комедией \»Бригадир
  • 1769 год – служба секретарём у Панина, написано стихотворение \»Послание к слугам моим…
  • 1770 год – постановка в театре пьесы \»Бригадир
  • 1777-1778 годы – первое заграничное путешествие (Франция, Германия)
  • 1781 год – написание комедии \»Недоросль
  • 1782 год – постановка на театральных подмостках пьесы \»Недоросль
  • 1783 год – опубликование \»Опыта российского сословника \», \»Повествования мнимого глухого и немого \», \»Челобитной Российской Минерве от российских писателей
  • 1784-1785 годы – второе заграничное путешествие (Италия, Германия)
  • 1792 год – смерть
  • Старообрядческое сочинение \»Век осьмый\» полностью включает в свой состав текст сатирического произведения Фонвизина \»Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке\», однако ссылку на автора не делает.
  • Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, побывав на премьере \»Недоросля\» и выходя после этого из театра, подозвал к себе Фонвизина и полушутя сказал ему легендарную фразу: \»Умри, Денис, или больше ничего не пиши: лучше этой пьесы ты уже ничего не создашь\».
  • Фонвизин в качестве безымянного персонажа участвует в повести Гоголя \»Ночь перед Рождеством\».

Родился будущий писатель в семье статского советника в 1745 году. Отец сам научил читать первенца ещё в раннем детстве, отдал Дениса в гимназию. Образ отца Денис Фонвизин воплотил в положительном герое комедии «Недоросль» Стародуме. Как и герой комедии, отец Дениса Фонвизина был правдив.

Денис Фонвизин с 10 до 15 лет учился в гимназии, открытой при Московском университете. По окончании гимназии юноша год учился на философском факультете университета, а потом попал в Петербург. Там Денис Фонвизин получил должность переводчика в Коллегии иностранных дел и стал делать чиновничью карьеру (дослужился до статского советника).

Первые литературные опыты

Ещё в Москве Фонвизин перевёл с немецкого басни датского просветителя Хольберга, с французского трагедию Вольтера «Альзира или американцы», с латинского «Метаморфозы» Овидия. В Петербурге он познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. Вскоре Фонвизин стал членом кружка вольнодумцев-просветителей. Он пишет первые оригинальные произведения, которые носили сатирическую направленность.

Комедия «Бригадир» была написана в 1766-1767 гг., поставлена в 1770, а опубликована только после смерти автора. Есть легенда, что после премьеры «Бригадира» князь Потёмкин сказал: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».

Комедия «Бригадир»

Для «Бригадира» Фонвизин долго подыскивал сюжет на материале русской жизни. Комедия начинается с того, что две семьи помещиков решают поженить своих детей: Ивана, приверженца всего французского, и Софью. Это комедия характеров, каждое действующее лицо – определённая маска. Сам бригадир говорит только о военном деле, советник – только о вопросах права. Жена бригадира интересуется только хозяйством, а жена советника, мачеха Софьи, помешана на любовных романах.

Действие пьесы происходит в доме советника, типичном для той эпохи, поэтому зрители чувствовали себя героями пьесы.

Комедия Фонвизина по форме классицистическая, по идее просветительская. Причина нравственного уродства героев в воспитании. Первым воспитателем Ивана был кучер-француз, мать его баловала. Сам бригадир в конце признаётся, что нужно было сына отдавать на военную службу, тогда был бы толк. Положительные герои, Софья и влюблённый в неё Добролюбов, таковы только потому, что просвещены и нравственны.

Карьера

В 1777-1778 гг. Фонвизин жил во Франции. Писатель сравнивает жизнь во Франции и у себя на родине в «Записках первого путешественника».

Размышление об улучшении общественной жизни вылилось в «Рассуждение о непременных государственных законах», написанное для будущего императора Павла. Фонвизин считал, что в государственном управлении необходимо создать «фундаментальные законы», которые неукоснительно должны соблюдать все, начиная от монарха. Крепостное право необходимо смягчить, чтобы избежать нового бунта.

В 1781 г. была написана комедия «Недоросль». Это был период политической реакции на подавление бунта Пугачёва. Корнем всех зол писатель считал положение, при котором один человек может угнетать другого рабством. Выход из кризиса Фонвизин искал в просветительских реформах.

В 1782 г. Фонвизин вышел в отставку. Его сатирические произведения вызвали негодование Екатерины II, поэтому не печатались. Последние годы тяжело больной писатель сочинял автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которая осталась незаконченной. Умер Денис Иванович Фонвизин в 1792 году.

Комедия «Недоросль»

Премьера состоялась в 1782 г. в Петербурге и прошла с большим успехом, в 1783 г. комедию сыграли в Москве.

Герои этой комедии просветительского классицизма – образы-маски. Софья и Милон добродетельны, Правдин прям и благороден, Скотинин невежествен. Стародум воплощает просвещённого автора, Митрофан – заносчивого неуча, Простакова – слепо любящую мать.

Герои «Недоросля» наряду с отрицательными чертами наделены положительными. Митрофан ленив, но остроумен, Простакова глупа, но по-другому сына любить не умеет, и в финале её искренне жаль.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Недоросль Д.И. Фонвизин Малый театр #ПолныеВерсииСпектаклей

    ✪ Господа Скотинины(1926)

    ✪ Недоросль (Д. Фонвизин)

    ✪ Господа Скотинины - По мотивам комедии Д. И. Фонвизин - Недоросль

    Субтитры

Происхождение

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство » в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского . В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана , занимает центральное место.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине , под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин . Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф , после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича , графом Никитой Ивановичем Паниным . В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей ». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции . Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову . Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве , Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины , необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России , в том числе улица Фонвизина в Москве , в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Отзывы о Фонвизине

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал А. И. Герцен .

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Образ Фонвизина в литературе

  • Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством »:
- … Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего! - Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена ! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
  • Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин » в строфе о русском театре:
  • Отдельно Фонвизину посвящено произведение «Тень Фонвизина», где Фонвизин, будучи призраком, посещает русских поэтов Кропова, Хвостова, Державина с целью наказать или поощрить поэтов.
  • С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь .
  • Старообрядцы полностью включили в своё сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С . Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. - Новосибирск, 1988. - С. 43).