Какая была мария мать иисуса христа. Дева Мария

  • 20.09.2019

Кропотливо пробираясь сквозь дебри разношерстной исторической архивной документалистики в поисках упоминаний о Марии Магдалине , любимом ученике Иисуса Христа, мы не могли не обратить внимания на ошеломляющее сходство наиболее боготворимого образа современных христиан - Богородицы или Божьей Матери, чаще изображаемой на почитаемых иконах в виде матери с младенцем на руках (иной раз кормящей), с совершенно аналогичными более древними дохристианскими её прообразами. Несмотря на очевидную злонамеренность в "стирании исторических упоминаний" некими невидимыми силами, чудом уцелевшие артефакты, тем не менее, сегодня могут красноречиво свидетельствовать об откровенном плагиате и поразительной и беспрецедентной, по своим масштабам и временным меркам, манипуляции сознанием масс.

Мы, группа аналитиков "Точка зрения", данной статьей поставили за цель разоблачить очередной церковный миф, привести наглядные подтверждающие примеры и указать на факт умышленного и не иначе как вопиющего обмана, на котором около двух тысяч лет наживаются потомки "основателей" одной из самых могущественных религий современности. А также развеять миф о том, что Пресвятая Богородица, Матерь Божья, Дева Мария, изображенная на почетном месте в каждом христианском храме - вовсе не мать Иисуса Христа . Кто же она? На этот вопрос, связав уже имеющуюся аргументацию воедино, наиболее полно мы постараемся ответить в наших ближайших публикациях. А пока...

СОГЛАСНО ОФИЦИАЛЬНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДОКТРИНЕ

"Богоро́дица, Богома́терь, Де́ва Мари́я, Пресвята́я Де́ва, Мадо́нна (~ третья четверть I века до н. э. - ~ середина I века н. э.) (арам., др.-евр. מרים‎ - «Мирья́м», в переводе: сильная, прекрасная, горькая, непокорная, просвещающая, госпожа, возлюбленная Богом) - в христианстве, - внимание! - земная мать Иисуса Христа , одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. В исторических церквях и ряде других почитается как Богоро́дица (Матерь Божья), Царица Небесная (лат. Regina Coeli). Согласно Евангелию (Мф. 1:16-25, Лк. 1:26-56, Лк. 2:1-7) она была галилеянской девушкой из Назарета, обручённой Иосифу, которая, будучи девственницей, зачала своего единственного Сына Иисуса посредством Святого Духа, чудесным образом. Мариам (араб. مريم‎‎) - единственная женщина, упомянутая по имени в Коране (сура № 19). Она чудесным образом родила Божьего посланника и пророка Ису. В исламе известна как Сеиде Мариам (Госпожа Мариам) и почитается как одна из самых праведных женщин" (Википедия).

Земная мать Иисуса Христа, - такой её представляют порядка 2 миллиардов проживающих на планете верующих христиан. До недавней поры, на протяжении без малого двух десятилетий, так полагал и автор этих строк. Нужно признать, что Божья Матерь в христианском пантеоне Святых по праву занимает особое, главенствующее место. Её иконы находятся в каждом храме, на самых видных местах. Однако мы не будем вдаваться в подробности её жизнеописания и богатой мифологической базы, на основе которой всегда строится костяк любого поклонения, отметим лишь, что в календаре только Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 (!!!) наименований.

МАТЬ СПАСИТЕЛЯ ИЛИ ЛЮБИМЫЙ ЕГО УЧЕНИК?

Несмотря на довольно громкие христианские амбиции, указывающие на особую роль непорочного зачатия Сына Божьего Иисуса Христа, культ Богородицы является одним из древнейших культов на планете, и об этом могут свидетельствовать приведенные ниже доказательства и артефакты. И что-то все-таки не может не наводить на соображение, что за этим древнейшим почитанием стоит нечто большее, нежели легенда о непорочном зачатии. С одной стороны, да простят нам верующие нашу дерзость, но все-таки в истории нет и не может быть достоверно проверенной информации о самом факте непорочности и присутствия при этом Святого Духа, поэтому, если рассматривать вопрос непредвзято, не может не удивлять, почему этому "мифу" придали такую исключительную важность. Впрочем, на этот счет существует достаточно прозаичное и, на наш взгляд, заслуживающее упоминания объяснение известного мексиканского ученого и писателя Карло Кочиолли. Речь идет о Первой Никейском соборе, в 325 году.

27. а) Что предпринял император Константин, желая унять разногласия о природе Христа? б) Была ли церковь представлена на Никейском соборе должным образом? в) Разрешил ли Никейский собор споры относительно складывающегося догмата Троицы?

27. Константин не хотел, чтобы его владения были разрозненными, поэтому в 325 году созвал собор епископов. Он проходил в восточной, греческой части империи, в городе Никее, который от нового города Константинополя отделялся лишь проливом Босфор. Известно, что на этом соборе присутствовали далеко не все епископы, лишь 250-318 человек, большинство из которых были из греческих областей (в то время на Востоке было около 1000 епископских кафедр и около 800 - на Западе (в основном в Африке). Таким образом, на соборе присутствовало около 6-й части вселенского епископата - "Википедия", дополнение автора статьи). На этой малопредставительной встрече разгорелись жаркие дебаты. В итоге был принят Никейский Символ веры, в котором явно проглядывали зачатки тринитаризма. Но споры в вопросах догматики на этом не прекратились: еще не была определена роль Божьего святого духа в тринитарном богословии. Десятки лет споры не утихали. Чтобы достичь единства, потребовались новые соборы, влияние различных императоров и изгнание инакомыслящих. Это была победа богословов-схоластов и поражение тех, кто строго придерживался Писания (Римлянам 3:3, 4).

28. а) К чему привел догмат Троицы? б) Почему в Библии не говорится о том, что нужно почитать Марию как «Богоматерь»?

28. С течением времени под влиянием учения о Троице нить, связывающая человека с истинным Богом, была утрачена и его имя утонуло в трясине теологической казуистики и христологических рассуждений. К тому же из учения о Троице логично вытекал вывод: если Иисус есть «Богочеловек», тогда Мария - «Богородица» и «Богоматерь». Со временем Марию стали всячески почитать, несмотря на то, что Писание отнюдь не превозносит ее . О ней лишь говорится как о простой женщине, земной матери Иисуса (Луки 1:26-38, 46-56). В течение столетий Римско-католическая церковь развивала и приукрашивала учение о Богоматери , так что сегодня многие католики почитают Марию гораздо больше, чем самого Бога. ("Человечество в поисках Бога" Карло Кочиолли)

Даже вскользь ознакомившись с историческими справками, любой бесстрастный наблюдатель без труда может распознать корень подмены, откуда берут начало ложные ростки будущего материалистического религиозного гиганта, утвердившего в последующих веках свод своих непреклонных догм, которые насаждались порой насильно, огнем и мечом, и в которых уже подменены и переиначены были истинные знания о Духовном. А проницательный глаз легко распознает грубый архонтский след, - властителей мира сего, сокрывших правду чисто в своих властных интересах. Однако с другой стороны, человеческая история буквально пронизана удивительными явлениями Девы Марии на протяжении веков, а также реальными свидетельствами помощи людям и ощутимой невидимой поддержкой с Её стороны. Благодаря чему в разных народах, эпохах и на всех континентах Дева Мария по праву заслужила всеобщие любовь, признание и уважение. Что означает, между прочим, что Мария действительно существует! Так кто же Она?

Можем ли мы с уверенностью утверждать, что земная мать Иисуса Христа - Мариам и есть та самая Дева Мария, незримо оказывающая человечеству духовную помощь? Тогда как историкам известна еще одна женщина из близкого окружения Иисуса Христа, которая могла бы претендовать на роль Небесной Владычицы и Заступницы, и которую кстати тоже звали Мария. Её полное имя Мария Магдалина , и судя по сведениям некоторых апокрифических Евангелий, в частности "Евангелия от Марии " а также мнений современных исследователей, именно она являлась лучшим и любимейшим учеником Спасителя (читайте наши ранние публикации). Кроме того, наводит на подозрение чрезвычайно откровенное, на наш взгляд, намерение заинтересованных на стороне "лиц" убрать имя Марии Магдалины в тень . И на то были, по всему видно, веские основания. Мы не первые, кто высказывает подобные предположения. Жаркие дискуссии на этот счет до сих пор не утихают.

И в чем же уникальность нашей версии, от аналитиков "Точка зрения", спросит читатель? Посмеем заявить, что имеем более объемный и обоснованный вариант ответа, подкрепленный новой и соверешнно необычной информацией от самого Ригдена Джаппо , - бодхисатвы и Учителя, духовного лидера человечества , которого под разными именами (Имам Махди , Утешитель , Майтрейя , Калки Аватар , Машиах , Гэссэр-хан , Саошьянт ...) ожидают практически все ревностные представители мировых религий. Но об этом мы расскажем чуть позже, в итоговой статье.

ПОЧЕМУ МАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ ПОЧИТАЛИСЬ ПОЧТИ ВО ВСЕХ ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ?

Итак, как видим, налицо хитрая и ловкая подмена от "отцов-основателей" христианской доктрины. Каковы в действительности были их мотивы, сложно сказать. Не подкопаться, особенно когда подкоп приходится делать в прошлое, этак на 16 веков назад. Поэтому даваете не тратить попусту время, а просто ознакомимся с примерами почитания "Матери с младенцем " в более ранних культурах, задолго до основания христианства.

  • Исида и Гор - древний Египет (от VI тысячелетия до н.э.);
  • Семирамида и Таммуз - Вавилон (III тысячелетие до н.э.);
  • Намму и Энки - Шумерия;
  • Деваки и Кришна - древняя Индия;
  • Изи и Исвара - та же Индия;
  • Фортуна и Юпитер - греки;
  • Шингму - древний Китай;
  • Кибела и Дионис - Азия;
  • Дева Герта - древние немцы;
  • Дева Вирго-Патитура - друиды;
  • Дева Афродита (Церера) - древние греки;
  • Дева Диза - скандинавы;
  • Дева Нутрия - этруски (1 тысячелетие до нашей эры);
  • и т.д.

Богиня-мать, Дева и ребенок, Иштар или Астарта, Милитта, Церера, Реи, Венера, Sacti, Мария, Йони, Juno, Mama Ocello... И даже это, наверное, не самый полный перечень упоминаний божественных непорочных дев. Ну а кого не впечатлил список, просим обратить внимание на фотоматериалы, благо, они все-таки сохранились в культурной памяти народов, как бы кому-то этого не хотелось.

Фортуна и Юпитер

Деваки и Кришна, мать и младенец (Индия)

Мать-богиня Шингму (древний Китай)

Вавилон )

EIRENE (или Айрин, богиня мира ) и Плутос (древняя Греция)

Плутос на руках у Эйрены (древняя Греция)

Исида и Гор (древний Египет)

Вероятней всего Парвати и её младенец (древняя Индия). Парвати - одно из имён супруги бога Шивы, является благой формой Дэви, шакти (то есть женской творческой энергии) Шивы. Это копия небольшого индуистской статуэтки в коллекции Mayer, музей в Ливерпуле, Англия.

Bhavhani, Майя Деви, Лакшми, или Камала (копия из Moor"s Hindu, Pantheon)

Небесная мать, от Идалион, на Кипре и, опять-таки, древний Египет.

Скопировано из Раулинсона Геродота, т. II., стр. 447, в эссе сэра Гардинера Уилкинсона, иллюстрация кормления небесной девой своего младенца.

скопировано из Раулинсона Геродота, эссе сэра Гардинера Уилкинсона.

11. Мать кормит ребенка (индуистский пантеон);

12. копия из Роулинсона, Иштар и Таммуз

13. Фигура матери и ребенка, найденного в древней Этрурии в Volaterra; Fabretti (Италия). 14. Копия из Hislop"s Two Babylons ; мать Indranee, Индра или Indur, можно найти в Indur Субба, в пещерах Ellora, азиатские исследования.

Скопировано из Rawlinson"s Ancient Monarchies, символизирует Иштар (Ассирия, XXIV век до н. э. - 609 до н. э.) найдено в древней Мексике.

Ну и наконец, более известная и родная интерпретация:

Что же на самом деле происходит, возникает вполне естественный и закономерный вопрос?

РЕЗЮМЕ ИЛИ КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЕН НА ХРИСТИАНСКИХ ИКОНАХ?

Оценивая ситуацию максимально беспристрастно и основываясь на собранной информации, можно смело и уверенно констатировать, что символика христианской религии была заимствована из многократно повторяющихся более ранних "прообразов". Сегодня сложно сказать, понимали ли наши "дохристианские предки", что скрывается за Девой с младенцем, - истинную суть Матери Божьей, - в отличие от нас, "чересчур грамотных", самонадеянных современников? Впрочем, нам лично кажется, этот религиозный миф, на базе религии христианства, был переиначен с четко определенной целью - умалить роль и достоинство истинной Духовной сущности, скрывающейся за образом Девы Марии, Непорочной, Пресвятой Богоматери, Спасительницы и Заступницы, Царицы Небесной, Светоносной Благодати Божьей... Зачем? Чтобы перевести внимание человеческое на более грубое, поверхностное, материальное идолопоклонничество, - почитание внешнего образа без понимания сути . И это у них, нужно признать, хорошо получилось. Однако, беглого взгляда на происходящее вполне достаточно, чтобы заподозрить исторический плагиат в основах христианской религии. Кто и зачем это сделал, мы обязательно разберем в наших следующих аналитических публикациях.

Ну а пока, нисколько не умаляя достоинство и великий подвиг Той, кто скрывается за многочисленными святыми образами Непорочных Дев и Матерей Божьих, мы все-таки подведем не совсем приятный для религиозных верующих промежуточный итог к написанному:

  • Пресвятая Богородица, дева Мария - не есть мать Спасителя Иисуса Христа (!!!);
  • вероятность того, что дева Мария - это Мария Магдалина после данной статьи логически увеличилась;
  • дева с ребенком на руках особо почиталась в различные древние времена, независимо от культур и территорий;
  • при основании религии христианства заимствовали образ Богоматери из более древних традиций ;
  • при основании религии христианства, скорее всего сознательно произошла грубая подмена понятий - истинную Марию подменили на земную мать Мессии Иисуса Христа;
  • можно допустить, что сделано это было в высшей степени намеренно. В одной из следующих статей, мы попытаемся разгадать настоящую тайну этого, безусловно, злого умысла, - тайну Девы Марии !
  • Церковь скрывает правду, и это - неоспоримый факт...

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.).

Не признавая апокрифы как источник вероучения, вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии.

Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. , прп. и прп. ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. , свт. , прп. Иоанна Дамаскина, свт. и др.) на церковные праздники.

Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.

Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что мн. ветхозаветные праведники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит и о потомстве ее будут говорить во всем мире (Протоевангелие. 4). Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы.

Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию в храм Господень. «…Они от Него,– говорит свт. ,– прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).
Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию (Протоевангелие. 7), вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, передаваемому блж. , свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя (Предтечи). Он, по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник.
После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с др. девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Пищу буд. Богородице приносил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый возлюбила еси вселитися, и со ангелы, Дево, беседующи пребываеши, преславне с небесе хлеб приемлющи, Питательнице Жизни» (тропарь 4-й песни 2-го канона на Введение).

Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию, Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». (Протоевангелие. 9). Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. Здесь Она пребывала в трудах, богомыслии и молитве. В это время возникла необходимость в изготовлении новой завесы для иерусалимского храма. Часть работы по поручению первосвященника исполнила Дева Мария.

Наступил момент Благовещения. Это событие описывается в Новом Завете евангелистом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пречистой Деве арх. Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.

После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, будущая мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие – часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных (Протоевангелие. 12). Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы ок. 3 месяцев, затем вернулась в Назарет.

Вскоре Иосиф заметил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в смущение. Он хотел втайне отпустить Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство ().

Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования имп. Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям – для их участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Вифлеем же был городом Давидовым. Не найдя свободных мест в гостинице, они вынуждены были (хотя это было холодное время года) поселиться в загоне для скота – по Церковному Преданию, берущему начало в раннехрист. апокрифах и в свидетельствах древних отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос. Рождество совершилось без обычных для рожениц физических страданий. Богородица Сама спеленала Господа по Его Рождестве и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она оказалась свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле ангельских сил ().

На 8-й день по Рождестве над Богомладенцем был совершен обряд обрезания и наречения имени (), а по прошествии 40 дней принесли Его в иерусалимский храм. Это событие вспоминается Церковью под именем Сретения Господня. Его обстоятельства описываются евангелистом Лукой (2. 22–38). Младенец был принесен в храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (). В соответствии с этим законом, женщины по истечении 40 дней, если родился мальчик, и 80 дней, если родилась девочка, должны были прийти в храм для принесения очистительной жертвы.

Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богородица. Ею приносятся 2 горлицы и 2 голубиных птенца – жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. По обычаю после принесения жертвы за первородного сына священник принимал младенца из рук матери и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (перворожденные сыновья израильтян были предназначены, как принадлежащие Богу (), служить в скинии и храме – позднее эти обязанности были возложены на левитов (), но закон предусматривал возможность освобождения от этого служения через выкуп), др.– за дарование первенца.

Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном. Старец произнес благодарение Богу и свое знаменитое «Ныне отпускаешь…». Он обратился к Богородице, пророчествуя о Ее судьбе: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу…». Слова об «оружии», т. е. о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы,– это пророчество о тех страданиях, что Ей предстоит испытать, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Ее Божественного Сына.

По древнему Преданию Вост. Церкви, именно после события Сретения (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рождества – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совершилось поклонение Богомладенцу пришедших с востока волхвов (). Обманутый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семейство вскоре – по указанию явившегося Иосифу ангела – было вынуждено покинуть Палестину и бежать в Египет (). Оттуда Иосиф и Богородица с Младенцем вернулись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явившегося ему во сне ангела ().

Сохранился целый ряд благочестивых преданий, связанных с пребыванием Святого Семейства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткнулись на разбойников, двое из которых были в дозоре, остальные спали. Один разбойник, смутно ощутивший Божественное величие Младенца, не дал товарищам нанести вред Святому Семейству. Тогда Богородица сказала ему: «Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит» (Евангелие детства Спасителя Арабское. 23). По преданию, именно этот милосердный разбойник и оказался потом тем благоразумным разбойником, чьи грехи были прощены Господом на кресте, и который удостоился войти в рай вместе со Христом ().

По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете (). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось – по существующему религиозному обычаю – в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, которая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу ().

В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25–26) заботилась Богоматерь.

После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне, Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).

Исполнение воли Небесного Отца было для Иисуса несравненно важнее семейного родства. Об этом свидетельствует известный эпизод, описанный в синоптических Евангелиях (; ; ): придя к дому, где проповедовал Христос, пожелавшие Его увидеть Богородица и братья Господа послали к Нему просить о встрече; Иисус Христос ответил, что всякий, исполняющий волю Его Небесного Отца, является Его братом, сестрой и матерью.

Во время Крестных страданий Господа Богородица находилась неподалеку от Своего Божественного Сына. Она не оставила Господа и у Креста, разделяя с Ним Его страдания. Здесь Она предстояла Распятому вместе с ап. Иоанном Богословом. Христос сказал Богородице, указывая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апостолу: «се, Матерь твоя» (). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Богородице.

После сошествия Святого Духа Богородица прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее. В Иерусалиме Богородица беспрестанно посещала опустевший по Воскресении Гроб Христов и молилась. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения (Сказание об Успении Святой Богородицы. 2).

Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский п-ов. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем » ( , еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Богородицы в день Ее погребения.

Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Об этом чудесном событии свидетельствует богослужение утрени Успения Богородицы: «Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно погребести славно тело Твое пречистое, Богородице всепетая: с ними же воспеша и ангел множество, Преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем» (седален по 1-й кафизме на Успение). По Церковному Преданию, сияющую чистотой душу Богоматери принял Господь, явившийся с сонмом небесных сил: «Дивляхуся ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками носящаго: пречисто бо рождшей, сынолепно провозглашаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди» (тропарь 9-й песни 1-го канона Успения). Не было у одра Богородицы лишь ап. Фомы (эпизод и описание вознесения Богородицы по лат. версии апокрифа об Успении Святой Богородицы). Согласно Церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На 3-й день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1-й песни 1-го канона Успения).

У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием.

Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. указывает 48 г. по Р. Х., – 43 г. по Р. Х., – 25-й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х.

Ист.: Смирнов И., прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов // ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C. Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary // Ed. by M. O’Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы) // Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142–150; История Иакова о рождении Марии // Там же. С. 117–129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых / Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999.

Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. М., 1997. Ярославль, 1994, 1998; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. / Под ред. Поселянина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., ; его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915-1916. Серг. П., 1995; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955, СПб., 1995/

Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная – земная мать Иисуса Христа. В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе. В Библии ничто не отвлекает от главного – Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле – это часть стены, окружавшей тот храм.

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена “плодитесь и размножайтесь” воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова. Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Дева Мария. Благая весть

Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.

«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».

Рождество Христово

Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота. Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота. Как гласит Евангелие от Луки, первыми эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.

Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.

Дева Мария и чудо в Кане Галилейской

На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания. Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что “время еще не пришло”. Это было первое чудо, совершенное Иисусом.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)

Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: “Се Матерь твоя!”. Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.

Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них. Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.

По возвращении из Египта семья снова поселилась в Назарете. Иосиф продолжил свои занятия плотника, «питаясь трудами рук своих». Подрастающий Иисус разделял труды его и притом с таким старанием, что люди не только называли его сыном плотника, но и просто плотником.

Жизнь Матери Марии текла в тех же занятиях и при том же смирении и благочестии, как и прежде. Есть предание, что она учила грамоте детей обоего пола, усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. В рукоделиях она была неутомима по-прежнему, тщательно занималась ими, делая одеяния для себя и для сына. И впоследствии, среди других занятий, Мать Мария для Иисуса соткала замечательный по работе красный полотняный хитон без швов, который и был постоянной его одеждой.

После возвращения из Гималаев, где Иисус обучался под руководством своего гуру – Господа Майтрейи, он вышел на общественную арену для заключительных трех лет служения. Это время стало большим испытанием для Марии. Об этих годах ее жизни известно, в основном, в связи с событиями жизни ее сына. Ее любовь и вера побуждали быть всегда, сколь можно, близко к нему в его непрерывных странствованиях. Возле дома Пилата, под самою аркою, показывают небольшое углубление в стене, повествуя, что в этом месте стояла Мать Мария, во время судилища над Иисусом. Предание дополняет, что Пресвятая Дева, при начале крестного шествия Христа, обращалась к Пилату с молением о пощаде сына. Присутствовала она и при распятии Иисуса…

После вознесения Иисуса Мать Мария собрала учеников и друзей и сформировала колонию в Вифании , где они получали наставления от Господа. В сопровождении Иоанна Возлюбленного и других пятерых апостолов Мать Мария посещала различные области мира. Сначала они отправились в Луксор в Египте, а затем по Средиземному морю совершили путешествие на остров Крит. Пройдя через Гибралтарский пролив, останавливаясь в Фатиме в Португалии, Лурде в Южной Франции, Гластонбери на Британских островах и в Ирландии, подготавливая путь для тех, кто придет после нее, чтобы расширить Христосознание. Эти посещения заложили основание для работы апостола Павла в Греции и явлений Матери Марии в Фатиме и Лурде; побудили Короля Артура основать орден Рыцарей Круглого Стола и отправиться на поиски Святого Грааля; позволили Святому Патрику принести христианскую веру на территорию Ирландии.

Святой Иоанн из Дамаска описывает, как по завершении своей выдающейся жизни Мария вознеслась из гробницы, в которую ее положили апостолы после успения. Открыв гробницу через три дня, они нашли только двенадцать белых лилий.

Известный эссеист Жак Дюкен, автор книг "Иисус" и "Бог Иисуса", ставших своего рода "богословскими бестселлерами", выпустил в свет свой новый труд, посвященный матери Иисуса. Марию он представил такой, какой, по его мнению, она была для первых христиан. Швейцарская Le Temps публикует сегодня интервью с писателем (с переводом материала можно познакомиться на сайте InoPressa.ru).

В книге "Иисус", вышедшей в 1994 году, Жак Дюкен уже поднял "семейную" тему — вопрос о так называемой "фратрии" (братьях и сестрах) основателя христианства. Писателя, кроме того, интересовал разительный контраст между тем местом, которое Мария заняла в католицизме, и скудостью биографических сведений о ней. В Евангелиях о ней говорится очень мало, и, как отмечает автор, он "попытался понять, кем Мария была на самом деле".

Девство

По мнению автора, первые христиане не уделяли внимания этой проблеме: иудаизм не проповедует девственности. Раввины рекомендовали выходить замуж как можно раньше. И в Ветхом Завете мы не находим следов идеи о необходимости девства. Лишь во II веке озабоченность по поводу девственности Марии начинает все более заявлять о себе, считает Жак Дюкен. В ту эпоху христианство распространяется по Средиземноморью, сталкивась с греческой культурой. В греческой же культуре истории о девственницах, оплодотворенных богами, не являются редкостью. Более того, в то время на Западе и на Востоке — в частности, под влиянием гностиков — ширится движение за целибат. В условиях, когда плоть начинает выглядеть как нечто презренное, трудно объявить, что Бог превратился в мужчину. Чтобы провозглашать божественность Иисуса, христианам пришлось прибегнуть к тезису о его рождении от Девы. Впоследствии Марию станут противопоставлять Еве и изображать ее как женщину, искупившую ее грех. Следовательно, она могла быть только девственницей, убежден писатель.

Братья и сестры Иисуса

В Евангелии от Иоанна говорится о "братьях и сестрах" Иисуса. Греческий язык проводит различие между значениями этих двух слов. Евангелист использует слово, означающее именно "братьев". По мнению автора, есть две причины, по которым о братьях Иисуса постепенно забыли. С одной стороны, чтобы показать божественность Иисуса, христиане лишили Марию черт человека из плоти и крови и одухотворили ее, превратив в девственницу. С другой стороны, считает Дюкен, первые христианские общины явно боялись, что семейство Иисуса может захватить власть. Иаков, брат Иисуса, долго правил иудео-христианской общиной Иерусалима, и его консервативное видение христианства вызвало конфликты, отмечает писатель.

Отец — обычный человек?

В Евангелии от Иоанна Филипп, ученик Иисуса, говорит: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, — Иисуса, сына Иосифова, из Назарета". Здесь, по убеждению Жака Дюкена, ясно видно намерение считать Иисуса сыном Иосифа. В генеалогии, приводимой в начале Евангелия от Матфея, отмечается, что Иисус является потомком Давида и Авраама через Иосифа, а не через Марию. Евангелист, явно оказавшийся в трудной ситуации, совершает "пируэт": он утверждает, что Иисус происходит от Давида, но что он сын не Иосифа, а Марии, происхождение которой неизвестно.

Тем не менее, как полагает писатель, для первых христиан идея о девственном зачатии не имела большого значения. Официально она была провозглашена только в VII веке, на Латеранском соборе, и оформилась в культурной среде, для которой было характерно презрение к телу и сексуальности.

Дева-мать?

Когда девственность рассматривается в ее чисто физиологическом аспекте, убежден автор книги о Марии, — в этом есть что-то сугубо материалистическое и абсурдное. Идея девственного зачатия, считает писатель, означает, что с рождением Иисуса наступила новая эра, и что она есть дар от Бога. Девственность — это символ, и существуют истины, которые невозможно поведать в другой форме... В предисловии к своей книге Жак Дюкен напоминает, что понятие Непорочного Зачатия связывается с рождением Марии, а не Иисуса. Здесь часто возникает путница, даже среди католиков. Ведь если Мария была зачата непорочно, значит, что она помещена за рамки обычного человеческого существования с какой-то особой целью. У нее особое предназначение. В этом случае она не может ответить "нет" архангелу Гавриилу, который возвещает ей о ее миссии. По мнению автора, понять этот догмат можно, обратив внимание на исторический контекст — на время, когда этот догмат появился. Он был провозглашен в 1854 году, когда Папа Пий IX, лишившийся церковного государства, пытался восстановить власть и готовил догмат о непогрешимости, провозглашенный в 1871 году.

Соискупительница грехов человечества

В IV веке большинство догматов, касавшихся Иисуса, было окончательно зафиксировано. Тогда и открылось новое поле для изысканий, связанных с Марией, заявляет Жак Дюкен. В средние века возникает потребность в защитнице от таких угроз, как война, голод, чума и пр. Изобретение Чистилища вызывает необходимость в "адвокате", способном защищать подсудимого в трудных делах. В XIX веке все более частыми становятся явления Девы Марии, а в 1950 году провозглашается догмат об Успении. Мы имеем дело с популяризацией идеи богини-матери. По мнению автора, это феминизация Бога. Причем, эта феминизация обернулась против женщин.

Женщина для женщин

Мария, считает Жак Дюкен, могла бы быть "женщиной для женщин" - тем более в той Церкви, которая не чуралась женоненавистничества. Однако она была настолько лишена человеческих черт, что стала недосягаемой для подражания и превратилась в "женщину против женщин". Именно те, кто культивировал девственность Марии, лишили женщин играть важную роль в обществе, и это не было случайностью, заключает автор книги о матери Иисуса.