Капитанская дочка как исторический роман.

  • 22.04.2019

1. Исторический фон романа.

2. Портреты реальных исторических лиц: Екатерины II и Пугачева.

Мы - послушные куклы в руках у Творца!

Нас по сцене Всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца.

Омар Хайям

Действие повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» относится ко второй половине XVIII века. Основные события разворачиваются в период крестьянской войны под предводительством донского казака Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром Федоровичем, якобы чудесным образом спасшимся.

Самозванство на Руси имеет глубокие исторические корни: вспомним череду лжедмитриев, претендовавших на российский престол. Но вот что удивительно: огромные массы простого народа с готовностью верили утверждению о чудесном спасении «государя», и с охотой шли под его знамена. С одной стороны, в неграмотном народе еще была сильна вера в доброго, справедливого царя, который облегчит жизнь народа; с другой стороны, Пугачев являлся выразителем интересов угнетенного народа, на него смотрели, как на заступника и избавителя. Конечно, не все из тех, кто шел за Пугачевым, был уверены, что это и есть подлинный царь Петр III. На примере Швабрина Пушкин убедительно показывает, что были такие, кто присоединялся к народному движению, преследуя лишь свои узко эгоистические интересы, не особенно задумываясь, что за человек стоит во главе восстания.

Повесть «Капитанская дочка» - это не историческая хроника, это прежде всего художественное произведение, поэтому в нем присутствуют как подлинные исторические персонажи, так и придуманные самим автором действующие лица.

Пугачев не один раз появляется на страницах повести Пушкина. Сначала он предстает перед нами в образе безвестного бродяги, и трудно заподозрить, что это - будущий вождь народного восстания. Пушкин не приукрашивает образ «государя Петра Федоровича»: он показывает и беспощадную расправу над пленными дворянами, раскрывает авантюристический характер замыслов Пугачева: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»; «...лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Но вместе с тем Пушкин не стремится, подобно многим другим авторам своего времени, писавшим о Пугачеве, изобразить его кровожадным извергом, которому чуждо все человеческое. Вспомнив заячий тулуп и стакан вина, он сохраняет жизнь Гриневу, а потом снова оказывает ему помощь - выручает Машу Миронову из рук Швабрина: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».

Образ Екатерины Пушкин вводит лишь в самом конце своей повести. Как и в случае с Пугачевым, автор сначала скрывает от читателя, кто она: Маше Екатерина называется придворной дамой. Но вот что бросается в глаза: Пугачев оказывает милость человеку, пришедшему из лагеря врагов; а Екатерина сначала желает увериться, что Гринев и в самом деле невиновен: «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй». Царица обещала Маше позаботиться о ней; однако из дальнейшего явствует, что она не сдержала этого обещания: наследники Петра Гринева и его жены владеют только тем, что досталось им от их предков.

Петр Гринев, главный герой повести, и другие персонажи, с которым он взаимодействует, разумеется, плод авторской фантазии; однако эти образы возникли не на пустом месте. Пушкин убедительно рисует колорит той эпохи, отношения между людьми и укоренившиеся привычки. На примере Петра Гринева автор показывает нам, какое образование и воспитание получали молодые дворяне в то время.

Живописно представлен быт Белогорской крепости, где всем заправляет Василиса Егоровна, не отделяющая служебных дел мужа от своего хозяйства. Вводя образ Маши Мироновой, Пушкин подчеркивает, что это обычная девушка, ничем не примечательная, не очень образованная. Однако впоследствии перед нами раскрываются ее высокие моральные и душевные качества. Не может оставить равнодушным и образ преданного Савельича, крепостного человека, который верно служит своему молодому барину, но наотрез отказывается потакать его прихотям. Пушкин несколькими меткими штрихами воссоздает и картины семейного быта мелкого дворянства - на примере родителей Петра и Маши.

Вымышленные персонажи Пушкина предстают перед нами не менее реальными, яркими, чем действительно существовавшие исторические лица. Несмотря на то, то автор и придумал конкретных героев, их характеры, судьбы, их взаимоотношения - это подлинная человеческая жизнь. Повесть «Капитанская дочка» - это правдивый рассказ о человеке, о его жизненном пути и духовном росте, о благородстве и предательстве, о любви и чести. Поэтому и сегодня, не одно столетие спустя, произведение это не утратило своей актуальности, ведь человек всегда остается человеком, каким бы ни был уровень развития техники, что бы ни пыталась диктовать переменчивая мода.


В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин изображает крестьянское восстание 70-х годов XVIII столетия под предводительством Пугачева. В вымышленном повествовании он показывает реальных для эпохи героев, которых выводит на первый план.

Основным историческим персонажем произведения стал Емельян Пугачев. Беглый донской казак выдает себя за почившего государя Петра III. Пушкин неоднозначно относится к личности предводителя бунтарей, раскрывая образ самозванца с достоинствами и недостатками.

Ему присущи ошибки и заблуждения, но в войско Пугачева стекались люди из разных уголков России, что свидетельствует о доверии и уважении к «доброму царю»..

Пугачев показан как мужественный и талантливый военачальник, наделенный незаурядным умом, умеющий трезво оценивать соратников. Его характеру присущи справедливость, решительность, бесстрашие, свободолюбие. Бунтарь помнит добро, умеет быть благодарным, не лишен чувства юмора и способен отыскать выход из сложнейшей ситуации. В то же время он безграмотен, самоуверен, тщеславен, склонен к хвастовству и авантюризму. К тому же крайне жесток с пленными офицерами и членами их семей. Пугачев не делит представителей власти на хороших и плохих, для него они все – враги.

Черты характера народного вожака прослеживаются через его поступки.

Автор противопоставляет самозванца законной императрице Екатерине II, генералам и царским чиновникам, его же соратникам по борьбе. Крестьянский бунт обречен по объективным причинам, это понимает и возглавивший его авантюрист. Но он уверен: лучше недолго пить «живую кровь», нежели всю жизнь питаться падалью… Пушкин высказывает в повести и собственное мнение: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Таким образом, автор показал образ Пугачева в свете концепции национального характера, чтобы глубже раскрыть нравственную сторону произведения. Фигура предводителя восстания тесно связана с образом русского народа. Показывая мятежность и свободолюбие мужиков, автор переплетает их с качествами, сформированными рабством – смиренностью и послушанием.

Благодаря реализму Пушкин показал величие и историческую миссию народа вместе с трагизмом противоречивой жизни в крепостнической самодержавной империи.

Обновлено: 2017-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Слайд 2

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин 1830 г.

Слайд 3

1765 год «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу» 1767 год «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»

Слайд 4

Год рождения:1742 Имя при рождении: Емельян Иванович Пугачёв Место рождения: станица Зимовейская Социальное положение: донской казак Род деятельности: Участник русско-турецкой войны (1768-1774); Предводитель Крестьянской войны (1773-1775). Участник семилетней войны (1756-1763); Подпись неграмотного Пугачёва

Слайд 5

Пугачев Емельян Иванович

родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. Казак, грамоте обучен не был. В 17 лет участвует в Семилетней войне. 1768 – 1770 годы – участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость. 1771 год – дезертирует из армии после отказа в увольнении. Его трижды арестовывают, но он бежит из-под стражи.

Слайд 6

Из обращения Е. Пугачёва к народу (1774 год) «Манифест»

Слайд 7

17 сентября 1773 года – начало восстания, пополняет свои отряды за счет казаков, беглых крестьян и солдат, обещает крестьянам освобождение от крепостничества, войско составляет около 10 тысяч человек. Октябрь 1773 года – Емельян Пугачев осаждает Оренбург. Осада длится до 23 марта следующего года.

Слайд 8

Яицкий городок. Сентябрь 1773 года. На стороне восставших: 2500 человек 20 пушек

Слайд 9

Пугачев умело уходит от преследования, используя тактику партизанской войны. Повстанцы без особого труда набирают сотни людей в свои отряды. 25 августа 1774 года под Царицыным самозванца Пугачев разбит, но снова бежит от ареста в Заволжье. Среди его казаков появляются предатели. Они решают схватить Пугачева и передать его властям, надеясь на помилование.

Слайд 10

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ - российская императрица (с 1762 г.) 1773 год – Пугачев доставлен в тюрьму Казани. Приговор утверждает Екатерина II – пожизненные каторжные работы, Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

Слайд 11

Пугачев впервые появляется в повести при романтических обстоятельствах, «в мутном кружеве метели» , второй раз он предстает уже «государем» . Пушкин создает этот образ постепенно: от внешнего описания героя к его психологическому портрету.

Слайд 12

Средства раскрытия образа Пугачева: 1. Портрет: а) глаза Пугачева; б) одежда (превращение из бродяги в «царя»). 2. Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись; 3. Демонизм. Пугачев наделен чертами романтического злодея. 4. Речь Пугачева: много пословиц, поговорок.

Слайд 13

Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью, широтой натуры, способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой.

Слайд 14

Однажды орел спрашивал уворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!

Вариант 1. Уровень 1.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка». А. Роман Б. Историческая хроника В. Историческая повесть

2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке Б. В 18 веке В. В 16 веке Г. В начале 19 века

3.Отметить пункты, о которых упоминается в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Б. Татищевая крепость В. Казань Г. Белогорская крепость Д. Оренбург Е. Симбирск

4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв? А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

произведения: Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Пётр Ивановна

Алексей Иванович

7.Назвать кульминационные моменты повести. А. Детство Гринёва Б. Буран В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы

8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, стратегией борьбы и отваги. А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев

9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы Б. Сопоставления В. Взаимодополнения

10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет: А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.»

А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя. Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

Уровень 2. 1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства .

2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость, догадка А) Освобождение Гринёва

2) Милосердие Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва над пленными

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в мятежной слободе

3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова Б. Швабрин – Гринёв В. Пугачёв – Гринёв

4.В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это : А. Трагедия Б. Иносказание В. Сатира

6.Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Самолюбивым, наделённым чувством собственного достоинства

Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком.

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б.Предопределяют участь героев В. Они придают занимательность сюжету Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века.

8. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачева. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.

Контрольная работа по «Капитанской дочке»

Вариант 2. Уровень 1. .

1. Отметить верное суждение. А. «Капитанская дочка» - историческая повесть Б. «Капитанская дочка»- мемуары В.«Капитанская дочка» - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»? А. В начале 18 века Б. В середине 18 века В. В середине 19 века Г. В конце 18 века

3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка». А.«Стрелялись мы» Б.«Береги честь смолоду» В. «Незваный гость хуже татарина»

4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Б. Бердская слобода В Белогорская крепость Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния

5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести. А.Пугачев Б.граф Миних

В.князь Голицын Д. Екатерина I Г.Григорий Орлов Е. Екатерина II

7.Отметить воинское звание Петра Гринёва. А. Корнет Б. Поручик В. Прапорщик Г. Сержант

8.В произведении ближе всех к народу по своему социальному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва Б. Семья капитана Миронова В. Швабрин

9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» Б) «Незваный гость» В) «Пугачёвщина» Г) «Вожатый»

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору Б) Екатерине II В) Савельичу Г) Петру Гринёву

11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» А.Маши Мироновой Б.Василисы Егоровны В.Екатерины II

12 . « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок» - это портрет: А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина

Уровень 2 1. Назвать неверное суждение Маша Миронова - это А. Возлюбленная Петра Гринёва Б Единственный женский персонаж произведения. В.Дочь погибшего русского офицера.

2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв Б. Гринёв – Швабрин В. Гринёв – Савельич

4.Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу хотя бы сарафан. Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее. В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

А) вступление

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

Б) завязка (начало основного сюжета)

3) детство Петруши в родовом имении

В) кульминация

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

Г) развязка

6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва ? А. Ум, сметливость Б.Лень, бездеятельность В.Удальство, широта натуры Г.Память на добро, благодарность

7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А.Характеризует Гринёва Б.Предвещает развитие отношений двух персонажей В.Характеризует Пугачёва Г.Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

8. Указать, какие жанры устного народного творчества использует в романе А.С. Пушкин и почему.

Правильные ответы

Вариант 1.

Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2 . Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла

4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопросоценивается от 1 до 3 баллов

Вариант 2.

Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2 . Верный ответ: Г Оценка – 1 балл 3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла

4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла

5. Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. Верный ответ на этот вопросоценивается от 1 до 3 баллов

Итоговая оценка работы

Менее 15 баллов

Тема не усвоена («2 »)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно («3 »)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо («4 »)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью («5 »)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично («5 »)

Роман, стержень которого – любовная история Маши Мироновой и Петра Гринева, превратился в широкое историческое повествование. Этот принцип – от частных судеб к историческим судьбам народа – пронизывает сюжет «Капитанской дочки», и его легко можно усмотреть в каждом значительном эпизоде.

«Капитанская дочка» сталаподлинно историческим произведением , насыщенным современным социальным содержанием. Герои и второстепенные лица выведены в пушкинском произведении многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных персонажей. Каждый выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются, прежде всего, в поступках. Вымышленные герои связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев, выковывая их нелегкую судьбу.

Благодаря принципу историзма (неостановимое движение истории, устремленной в бесконечность, содержащее множество тенденций и открывающей новые горизонты) ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию в самых мрачных обстоятельствах, не лишаются веры ни в личное, ни в общее счастье. Пушкин находит идеал в действительности и мыслит его осуществление в ходе исторического процесса. Он мечтает о том, чтобы в будущем не чувствовалось социальных расслоений и социальной розни. Это станет возможным тогда, когда гуманизм, человечность будут основой государственной политики.

Пушкинские герои предстают в романе с двух сторон: как люди, т. е. в своих общечеловеческих и общенациональных качествах, и как персонажи, играющие социальные роли, т. е. в своих социальных и общественных функциях.

Гринев – и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание, и обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином, и дворянин, офицер, «слуга царя», верный законам чести; Пугачев – и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств, в духе народных традиций защищающий сироту, и жестокий предводитель крестьянского бунта, ненавидящий дворян и чиновников; Екатерина II – и пожилая дама с собачкой, гуляющая по парку, готовая оказать помощь сироте, если с той поступили несправедливо и обидели, и самовластная самодержица, безжалостно подавляющая мятеж и творящая суровый суд; капитан Миронов – добрый, незаметный и покладистый человек, находящийся под началом жены, и офицер, преданный государыне, не задумываясь прибегающий к пыткам и совершающий расправу с бунтовщиками.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря своя социальная правда, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю свойственна и человечность. Если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет. Там, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое исчезает.

Если бы временно Пугачев-человек, с его жалостной душой, сочувствующий обиженной сироте, не возобладал над Пугачевым – предводителем бунта, то Гринев и Маша Миронова непременно бы погибли. Но если бы в Екатерине II при свидании с Машей Мироновой не победило человеческое чувство вместо социальной выгоды, то и Гринев не был бы спасен, избавлен от суда, а соединение влюбленных было бы отложено или не состоялось вовсе. Стало быть, счастье героев зависит от того, насколько люди способны оставаться людьми, насколько они человечны. Это особенно относится к тем, кто обладает властью, от кого зависят судьбы подчиненных.

Человеческое, говорит Пушкин, выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил. Пушкин находит выразительную формулу для обозначения, с одной стороны, социальных законов, а с другой – человечности.

В современном ему обществе между социальными законами и гуманностью существует разрыв, противоречие: то, что соответствует социальным интересам того или другого сословия, страдает недостаточной человечностью или убивает ее. Когда Екатерина II спрашивает Машу Миронову: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?», то героиня отвечает: «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Милость, за которой приехала Маша Миронова, – это человечность, а правосудие – социальные уложения и правила, принятые и действующие в обществе.

По мысли Пушкина, оба лагеря – и дворянский, и крестьянский – недостаточно человечны, но, чтобы гуманность победила, не нужно переходить из одного лагеря в другой. Необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, встать над ними и помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, титулов и чинов. Для Пушкина вполне достаточно и того, что герои внутри своей среды, внутри своего сословия, следуя своей нравственной и культурной традиции, сохранят честь, достоинство и будут верны общечеловеческим ценностям. Гринев и капитан Миронов остались преданы кодексу дворянской чести и присяге, Савельич – устоям крестьянской морали. Человечность может стать достоянием всех людей и всех сословий.

Пушкин, однако, не утопист, он не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они не стали реальностью, но их торжество, пусть в отдаленном будущем, возможно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая важную в его творчестве тему милости и справедливости, когда гуманность станет законом человеческого бытия. В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической жизни лишь на короткий срок. Однако печаль не смывает пушкинской уверенности в ходе истории, в победе человечности.

В «Капитанской дочке» Пушкин нашел убедительное художественное решение вставших перед ним противоречий действительности и всего бытия.

Мера человечности стала наряду с историзмом, красотой и совершенством формы неотъемлемым и узнаваемым признаком пушкинского универсального реализма, вобравшего в себя и строгую логику классицизма, и свободную игру воображения, привнесенную в литературу романтизмом.

2 вариант ответа:

«Капитан­ская дочка» - произведение широкого тема­тического охвата. В нем нашли яркое отраже­ние жизнь народа, образы крестьян и каза­ков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, лич­ность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская доч­ка» дает широкую историческую картину, ох­ватывающую русскую действительность эпо­хи пугачевского восстания.

Проблематика «Капитанской дочки» нео­бычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы го­сударственной внутренней политики, кре­постное право и морально-бытовые сторо­ны жизни дворянства, обязанности дворян­ства перед народом, государством и своим сословием - таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством - крестьянское восста­ние - дано в «Капитанской дочке» в наибо­лее развернутом виде. Противоречия внут­ри самого дворянства привлекают внима­ние в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю сово­купность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и нацио­нальный состав участников движения, ря­довая масса восставших и ее вожди, рас­права с помещиками и отношение восстав­ших к мирным жителям, психология кресть­янских масс, политика дворянской монар­хии и дворянская расправа с крестьянст­вом - все это отражено в романе.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, не­смотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения - присущую участникам восстания гуманность по отно­шению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнета­ющего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Про­пущенной главе»: «Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугаче­вым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину кресть­янского восстания, показывая чисто фео­дальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновен­но «пьянели» от ненависти к помещикам, по­казано Пушкиным поразительно верно.

Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойствен­ным ему художественным лаконизмом Пуш­кин индивидуализировано показывал кре­постное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни кресть­янства, их быта. На первом плане стояли те­мы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивиду­ализировал в аспекте их политического со­знания, их отношения к помещикам и к Пуга­чеву как вождю движения.

Политическое сознание восставшего кре­стьянства Пушкин характеризует как сти­хийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое по­нимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Грине­ва в Бердскую слободу. Караульные кресть­яне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный при­езд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворяни­на-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки - зем­ского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.

В изображении Пушкина народ - стихий­ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Пушкин, напротив, пока­зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ­ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от­ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа­ции, реалистичность в изображении Пугаче­ва, художественную и историческую вер­ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич­ности, совмещающей в себе качества выда­ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва­лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче­ва - его глубокая связь с народом. Подлин­ный реализм проявляется во всей силе в ти­пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомнен­но, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природ­ного благородства и великодушия.

Благородство и гуманность Пугачева про­тивопоставлены жестокости и эгоизму «про­свещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношени­ях с Гриневым. Весьма полно автор вклады­вает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает об­ратное - гуманизм Пугачева, его способ­ность к проявлению милосердия и справед­ливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, та­лантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому орен­бургскому губернатору.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от­сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно­го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус­ского народа.

Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и сла­бость движения, его политическая незре­лость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пу­гачеву свойственно недоверие и недобро­желательство ко всякому «барину». Добро­душие и простосердечие Пугачева - также черты характера народного. Ведущее в этом образе - величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символи­ческим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показы­вает и трагизм судьбы Пугачева.

Некоторыми характерными для части кре­постного крестьянства чертами и особеннос­тями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепо­стнической действительности, которая обез­личивала крестьянина.

В образе Швабрина изображены типичес­кие черты «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени, воспринявшей вольтерьянство только как основание для циничного скептицизма и для чисто эгоис­тичного и грубо эпикурейского отношения к жизни. В характере и поведении Швабрина содержатся и черты того авантюристическо­го дворянского офицерства, которое осуще­ствляло дворцовый переворот 1762 года. Он исполнен равнодушия и презрения к про­стому и честному мелкослужилому люду, чувство чести в нем развито очень слабо. Внешняя образованность и блеск соедини­лись в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью.

Большое значение в идейном содержании романа имеет образ Екатерины II. Рисуя об­раз Екатерины Н, Пушкин раскрывает ту связь, которая реально существовала меж­ду «казанской помещицей» и широкими кру­гами дворянства. Эта связь показывается с помощью такой детали, как высокая оцен­ка Екатериной личности капитана Мироно­ва. В изменении лица Екатерины при чтении просьбы о помиловании Гринева, дружив­шего с Пугачевым, в ее холодном, спокой­ном отказе раскрывается беспощадность царицы к народному движению. Не обличая Екатерину прямо, Пушкин просто нарисовал образ самодержицы именно как «казанской помещицы», исторически правдиво. Пушкин показал, что было действительно сущест­венным в политике Екатерины II в момент пугачевского восстания и в ее отношении к восставшим.

Своей «Историей пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой» поэт ставит «вопрос вопросов» - о прошлом, настоящем и буду­щем народа, просвещенного дворянства, власти; куда реже рассматривалась одна, особенная причина этих поисков: влияние внутренних, личных мотивов самого Пушки­на на формирование его героев. Пугачев­ское время, несомненно, давало Пушкину больше простора для архивных изысканий, общих исторических рассуждений, нежели недавняя современность. Причем пушкин­скому «шекспировскому» историзму реши­тельно претил аллюзионный метод, когда рассказ о восстаниях в 1770-х годах цели­ком сводился бы к прямолинейным намекам на последние бунты: для поэта важно, что существовала действительная, не умозри­тельная историческая связь; преемствен­ность тех и этих событий, когда взаимодей­ствие прошлого и современного обнаружи­вается как бы само собою.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Из "записок" Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии "издатель" говорит, как ему досталась "рукопись": ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что "издатель" занимается "трудом, относящимся к временам, описанным его дедом". "Издатель" – литературная маска Пушкина, под "трудом" подразумевается "История Пугачева". В послесловии указана и степень участия "издателя" в роботе над рукописью: он решил "издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена".

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе. Эпиграфы – это знаки авторского "присутствия" в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева. Иными словами, эпиграфы можно назвать "конспектами" глав.

Таким образом, роман "Капитанская дочка" – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа "Капитанская дочка" мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский. И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.