Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным

  • 06.07.2019

В. Драгунский «Тайное становится явным»

(первичное знакомство с произведением)

Цели урока:

Познакомить детей с произведением «Тайное становится явным»

Совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас

Развивать навыки беглого выразительного чтения - формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В. Драгунского;

Воспитывать честность

Оборудование: презентация для урока, выставка книг, смайлики, компьютер, проектор, экран.

1.Орг. Момент (слайд)

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. Проверка домашнего задания

Что было задано на дом?

(выучить отрывок «Знакомство» наизусть)

3. Разминка.

Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд)

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

Прочитайте самостоятельно…..

Прочитает четверостишье вопросительно

Прочитайте четверостишье жалостливо

Прочитает его быстро

Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье разными способами и интонациями?

Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно? Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.

А вы узнали героя?

Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным (слайд)

Как вы понимаете смысл этих слов?

IV. Постановка темы и цели урока.

Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы (слайд),

Назовите эти буквы (слайд)

Какая фамилия у вас получилась?

(Драгунский) появляется (слайд) с его фотографией и биографией.

Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.

Сообщение Гришаевой Кристины и Степных Влада

Биографию читает учитель

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, В Нью - Йорке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

Давайте посмотрим внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

С выставкой нас познакомит Якушева Анна

Так о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его творчеством, то добро пожаловать в школьную библиотеку . Нина Павловна всегда рада будет помочь вам в выборе заинтересовавших вас произведений.

3. Итог. –Таким образом, скажите каким человеком был Виктор Драгунский?

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

Прежде чем приступить к чтению произведения разберем незнакомые слова, которые вам встретятся.

5 . Словарная работа:

(посмотрите на экран)

Первое слово - «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд)

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд)

Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами?

Ложь, враньё, выдумка, наговор.

И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд)

Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

6. Физминутка (слайд)

7. Знакомство с текстом.

Открыли учебники на стр.161

Взяли закладки и следим за моим чтением.

Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»

Чтение до слов: «А в это время вошла мама».

Прослушивание аудиозаписи

(от слов: « И к нам вошел какой-то дяденька»

Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?

Понравилось вам произведение?

Чем понравилось?

Какой жанр этого произведения? (жанр - юмористический рассказ) (слайд

8. Тест. (слайд) А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

Дениска

В Мавзолей

В Грановитую палату

Гречневая

Овсяная.

Выбросил в окно

Отдал собаке.

В магазин за покупками

В театр на спектакль

Фотографироваться.

Обрадовалась

Заплакала

Ужасно рассердилась.

Я все равно пойду в Кремль!

Взаимо проверка(тетрадями обменялись и проверям вместе)

Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.

Какое произведение мы читали на уроке?

Какой урок для себя вы извлекли из этого произведения?

10. Дом. задание.

С. 84 (рабочая тетрадь)

11. Рефлексия.

Продолжите фразы: (Слайд)

На этом уроке я похвалил бы себя за……..

Мне было сложно…………

После урока мне захотелось……..

А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд)

Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.

1. Как зовут главного героя?

Дениска

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

В Мавзолей

В Грановитую палату

3. Какая каша была предложена на завтрак?

Гречневая

Овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

Выбросил в окно

Отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

В магазин за покупками

В театр на спектакль

Фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

Обрадовалась

Заплакала

Ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

Я все равно пойду в Кремль!

Тайное всегда становится явным.

Я весь вечер проведу в углу.

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского

«Тайное становится явным»

Цели урока:

Познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас

Развивать навыки беглого выразительного чтения

Формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В.Драгунского.

Оборудование: презентация для урока, выставка книг, компьютер, проектор, экран, тест на листах.

I .Орг. Момент (слайд)

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

II . Разминка.

Начинаем урок чтения с разминки.

Посмотрите на экран: перед вами четверостишие (слайд)

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

Прочитайте четверостишие жужжащим способом

прочитает четверостишие вопросительно

Прочитайте четверостишие жалостливо

Прочитает его быстро

III . Итог.

- Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишие разными способами и интонациями?

Подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным, и иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно. Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.

А вы узнали героя?

Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

Прочитайте высказывание, записанное на доске:

Тайное становится явным (слайд)

Как вы понимаете смысл этих слов?

IV . Постановка темы и цели урока.

Посмотрите очень внимательно на доску и попробуйте найти не повторяющиеся буквы (слайд ), назовите эти буквы (слайд)

Какая фамилия у вас получилась?

(Драгунский) появляется (слайд ) с его фотографией и биографией.

Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.

Биографию читает учитель (слайд)

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

- Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку к Ольге Геннадьевне.

V . Итог.

- Так каким человеком был Виктор Драгунский?

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

- Как называется его главная книга? (Слайд)

(Денискины рассказы)

Совершенно верно, поэтому множество своих произведений он посвятил детям.

И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений

Vl . Прочитайте название произведения (слайд)

(1 ученик читает)

В. Драгунский « Тайное становится явным»

Прежде чем приступить к чтению произведения разберем слова, которые вам встретятся.

VIl l . Словарная работа: (посмотрите на экран)

Первое слово - «Грановитая палата » - это (слайд)

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? Послушайте значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд)

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд)

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами?

Ложь, враньё, выдумка, наговор.

И последнее слово язвительны й – что это значит? (Слайд)

Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

VIl . Физминутка (слайд)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

(Повторяйте за мной)

А теперь все дружно сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

XlX . Знакомство с текстом.

Открыли учебники на стр. 161

Взяли указки и следим за моим чтением.

Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»

Чтение до слов: «А в это время вошла мама».

Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?

Понравилось вам произведение?

Чем понравилось?

Какой жанр этого произведения? (жанр- юмористический рассказ) слайд

XX . Тест. (слайд) А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Поработайте в парах. Алёша с Петей. Юра с Сашей. Прочитайте и выберите правильный ответ, затем проверим.

1. Как зовут главного героя?

Дениска

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

В Мавзолей

В Грановитую палату

3. Какая каша была предложена на завтрак?

Гречневая

Овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

Выбросил в окно

Отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

В магазин за покупками

В театр на спектакль

Фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

Обрадовалась

Заплакала

Ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

Я все равно пойду в Кремль!

Тайное всегда становится явным.

Я весь вечер проведу в углу.

Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.

XXI . Работа в паре.

На стр. 167найдите вопрос №3 и обсудите с соседом по парте. Даю 1минуту.

Какая пара готова?

Молодцы! Справились с заданием.

XXll . Итог.

Какое произведение мы читали на уроке?

Какой урок для себя вы извлекли из этого произведения?

XXlll . Дом. задание.

XXIV . Рефлексия.

Продолжите фразы: (Слайд)

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- Мне было сложно…

- После урока мне захотелось…

А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо, возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли бы лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд )

- Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа
  2. Формировать навык литературного осознанного чтения
  3. Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
  4. Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты :

1. Личностные :

  1. Самоопределение
  2. Смыслообразование
  3. Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
  4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
  5. Следование моральным нормам и этическим требованиям
  6. Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
  7. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  1. Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
  2. Анализировать заголовок произведения
  3. Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
  4. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
  5. Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

  1. Формировать умение договариваться, находить общее решение
  2. Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

  1. Прогнозировать содержание урока
  2. Развивать умения давать оценку своей работы
  3. Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой на урок.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Постановка целей и повторение пройденного.

Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения?

Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

Каким будет это произведение? Предположите.(смешным, весёлым)

Вспомним сначала уже прочитанные произведения, их авторов и о чём они.

Прочитайте отрывки. Слайд 2

Что их объединяет? Почему они в одной группе?(эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)

Почему я поместила сюда же произведение Драгунского? (наверное, оно тоже о взаимоотношениях людей)

Прочитаем и проверим наши предположения.

3.Работа по теме урока

а) Введение в тему

Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

б) –Каким человеком был Драгунский? Послушайте рассказ о его жизни и подумайте.

Показ слайдов о писателе. Слайд 3,4,5

Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)

Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

Назовите синоним к слову тайна. (секрет)

А что значит явное? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?

в) Словарная работа Слайд 6

- Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

4. Первичное восприятие текста. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

Почему вы так считаете?

Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца.

5. Анализ произведения.

Кто главный герой?

Что о нём узнали?

Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

Рассмотрите иллюстрацию с.163

Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

В какой момент вам было смешно?

А что чувствовал дяденька в этот момент?(ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

А кому вы сочувствовали? Почему?

Рассмотрите иллюстрацию с.166

Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)

Была ли у Дениса совесть? Докажите.

Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)

Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, правда станет известной)

Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)

Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)

7. Работа с пословицей

Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  1. Никто так детям не верит как мать родная
  2. Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
  3. Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.

8.Рефлексия

О чём же рассказ Драгунского? (вставляем вывод в слайд 2) Почему мы объединили эти произведения?

9. Итог урока.

Закончите одно из предложений. Слайд 7

  1. На сегодняшнем уроке я узнал…
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за…
  3. После урока мне захотелось…
  4. Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Спасибо за урок.


Технология РКМ на уроке литературного чтения
Тема урока: В. Ю. Драгунский. «Тайное становится явным»

Цели урока:


  • создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, ознакомить детей с рассказом «Тайное становиться явным»;

  • создать условия для развития речи, мышления, умения анализировать поступки героев, прогнози­ровать текст, совершенствования навыков беглого выразительного чтения;

  • воспитывать честность, правдивость.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, карточки по теме «Виды рифм».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания


  • Выразительное чтение стихов Ирины Токмаковой.

  • Работа по индивидуальным карточкам (3 человека)
Карточка№1.

Прочитай стихотворение Ф.И Тютчева, найди рифму, определи ее тип (перекрестная, опоясывающая, параллельная)

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,


А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:


"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,


И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Карточка№2.

Прочитай стихотворение Ф.И Тютчева, найди рифму, определи ее тип

В небе тают облака

В небе тают облака,


И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное:

Час от часу жар сильней,


Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -


Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река.
И поля дышать на зное.
Карточка№2.

Прочитай стихотворение Е.Дюк, найди рифму, определи ее тип.

Рюкзак

Собирала я рюкзак,
Что-то сделала не так:
Он штангисту-силачу
Получился по плечу!
Может, зонт не брать в поход?
Ну, а если дождь пойдет?

Может, лишняя подушка?


Сковородка? Раскладушка?
Может, вытащить утюг?
А помнется платье вдруг?
...Может, папу взять в поход?
Пусть он мой рюкзак несет!

  1. Литературная разминка . (2– 13слайды презентации ). Учитель называет фамилию писателя или поэта, а дети называют его имя и отчество

  • Чуковский (Корней Иванович)

  • Маршак (Самуил Яковлевич)

  • Михалков (Сергей Владимирович)

  • Барто (Агния Львовна)

  • Носов (Николай Николаевич)

  • Тютчев (Федор Иванович)

  • Благинина (Елена Александровна)

  • Берестов (Валентин Дмитриевич)

  • Токмакова (Ирина Петровна)

  • Успенский (Эдуард Николаевич)

  • Заходер (Борис Владимирович)

  • Драгунский (Виктор Юзефович)

  1. Сообщение темы урока

  • Сообщение об авторе
Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в городе Нью – Йорке, куда переехали его родители. Однако в 1914 году семья вернулась обратно и стала жить в Гомеле.

Драгунский после окончания школы работал токарем на заводе, потом стал учиться актерскому мастерству, работал в театре.

В 1940 году были напечатаны его первые юмористические рассказы. Во время Великой Отечественной войны Виктор Юзефович Драгунский был в ополчении, затем выступал с концертами на фронте. После войны Драгунский работал клоуном в цирке, потом вернулся в театр, продолжил писать книги, в том числе и для детей. (выставка книг)

Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. По словам близких, подлинный Дениска похож на литературного. Все рассказы разные: над одним смеешься до слез, над другим задумываешься, порой грустишь, огорчаешься.


  • Стадия вызова .
-Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становиться явным»

(слайд 14)

Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

Почему вы так считаете?

IV . Изучение нового материала . Стадия осмысления.


  1. Первичное чтение – чтение с остановками.
1 остановка после слов : «Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?»

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2 остановка после слов: « И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине»

Почему вы так считаете?

3 остановка после слов: « В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер»

Как закончится рассказ?

Почему?

2. Проверка понимания содержания.

Понравился рассказ?


  • Что однажды услышал Денис от мамы?

  • Как мама объяснила слова «все тайное становится явным»?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?

  • Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?

  • Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

  • Почему он так обрадовался?

  • А кто-нибудь из вас был в Кремле?

  • (показ слайдов 15-24)

  • Что он делал, чтобы каша была вкуснее? Прочитайте.

  • Что Дениска сделал с кашей?

  • Как отреагировала мама, когда увидела, его пустую та­релку?
- Что она ему сказала? Прочитайте.
- Что произошло потом?

Что Дениска сказал маме? Прочитайте.

Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?


  • Почитайте, как выглядел дяденька?

  • Рассердилась мама на Дениса?

  • Почему она так долго на него смотрела?

  • Какие чувства она испытывала?

  • Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
3. Отработка техники чтения.

Какие слова вызвали у вас трудности при чтении? Давайте


прочитаем их сначала по слогам, затем целыми словами.

Показ слайдов№ 25-26.

ста-но-вит-ся – становится

рас-кром-сал – раскромсал

поп-ра-вить-ся – поправиться

сжи-ма-ет-ся - сжимается

вы-тал-ки-ва-ет – выталкивает

об-ра-до-ва-лась – обрадовалась

ми-ли-ци-о-нер – милиционер

пре-дос-тав-ля-ет - предоставляет

ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный

му-со-ро-про-во-дом - мусоропроводом

пост-ра-дав-ший – пострадавший

фо-то-гра-фи-ро-вать-ся - фотографироваться

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

1. Повторное чтение.

Дети читают рассказ цепочкой.

2. -Определите, в каком порядке надо расположить иллюстрации к рассказу.

Показ слайда № 27.

2. Составление плана рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
Учитель записывает название каждой части на доске, дети

записывают в тетрадь:


  1. Денис раздумывает над словами мамы.

  2. Завтрак.

  3. Предложение мамы.

  4. Мучения с кашей и избавление от нее.

  5. Возмущенный милиционер.

  6. Пострадавший дяденька.

  7. Рассерженная мама.

  8. Урок на всю жизнь.
VII. Итог урока

Как называется рассказ, с которым мы познакомились на сегодняшнем уроке?


  • Кто написал этот рассказ?

  • Понравился ли вам рассказ? Почему?
Какой урок вы извлекли из рассказа?

Рефлексия (слайд №28). Закончите одно из предложений:


  • Было интересно…

  • Я выполнял задания …

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Я сделал вывод, что…

  • Мне захотелось…
Домашнее задание : подготовить пересказ текста по плану.
Презентация по http://ifolder.ru/15782202

Урок литературного чтения

2 класс, «Школа России»

Тема : В.Ю. Драгунский.

«Тайное становится явным».

Восстановление последовательности событий в рассказе.

Болвина Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ Боровская СОШ №1

Тюменского района,

Тюменской области

Методическая разработка урока литературного чтения

Тема урока: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».

Восстановление последовательности событий в рассказе.

Цель урока: Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения; восстановить последовательность событий в рассказе.

Задачи урока :

I . Образовательные:

1. Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

3. Формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

4. Формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

II . Развивающие:

1. Развивать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

2. Развивать память, образное и логическое мышление, речь, творческие способности;

3. Развивать словарный запас учащихся, расширять кругозор детей.

III . Воспитывающие:

1. Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

2. Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

3. Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

4. Воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; иллюстрации к произведениям; книги В. Драгунского; толковый словарь; смайлики; учебник литературное чтение 2 класс, Л.Ф. Климанова; карточки с цитатным планом.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

    Организационный момент

Учитель : Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!

«Пятиминутка » - чтение домашней библиотеки.

Учитель: Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.

А что произойдет, если убрать хоть одну деталь? (2 слайд)

Ученики: Они перестанут идти.

Учитель: Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас всё получится.

- Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». (3 слайд)

Прочитайте глазами;

Прочитайте медленно вслух;

Прочитайте с утвердительной интонацией;

Прочитайте выразительно;

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)

II . Актуализация опорных знаний

«Давайте повторим» (4 слайд)

Учитель: Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде появляется название «И в шутку и всерьёз»).

Учитель: Произведения каких авторов мы читали?

Игра « Назови автора».

Учитель: Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? (дети высказывают мнения)

Учитель: А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

III . Подготовка к изучению нового материала (6 слайд)

Учитель: Найдите неповторяющиеся буквы и сложите из них фамилию писателя.

Учитель: Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский)

Учитель: Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

Какие рассказы вы уже читали? (дети называют)

IV . Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя (7 слайд)

Драгунский Виктор Юзефович ( г. - г. )

советский актёр и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. (8 слайд)

Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.

В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актёром, режиссёром. (9 слайд)

Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. (10 слайд)

Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.

Самое главное придумывать весёлый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни. (11 слайд)

В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».

Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. (12 слайд)

Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. (13 слайд)


Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз, над другими задумываемся, грустим…(«Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Заколдованная буква»). (14 слайд)


Учитель: Каким был человеком В. Драгунский? (дети высказывают мнения) (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

2. Учитель : (15 слайд)

Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (Шила в мешке не утаишь).

Учитель: Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

(дети высказывают свои мнения)

- Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

Правду не скроешь.

Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Учитель: Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

Учитель: Что бы вы хотели узнать?

«Хотим узнать » (16 слайд)

О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Что значит тайное становится явным?

Чем закончится рассказ?

Учитель: Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

(вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю)

Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)

3. Словарная работа . (17 слайд)

Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

Назовите синоним к слову тайна (секрет).

Что значит «тайное»?

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Явное? - Открытое, откровенное.

Прочитайте выражение « Грановитая палата ». (18 слайд).


Учитель: Кто знает что это такое?

(Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

(19 слайд)

Учитель: Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным ? Ученики: высказывают своё мнение.

Учитель: Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

(Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

- Клевета – что оно означает?

(Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Учитель: Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).

Что значит слово язвительный?

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

V . Первичное ознакомление с текстом.

I . Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Учитель: Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

Учитель: Как вы думаете, что может произойти дальше?

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

Учитель: Предположите, что может произойти дальше?

4. Дочитывание рассказа до конца.

II . Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

Физкультминутка

VI . Анализ литературного произведения.

1. Работа с текстом . Повторное чтение рассказа вслух по частям, беседа после чтения каждой части. (20 слайд)

Учитель: Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

Учитель: Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

Учитель: Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)

Учитель: Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

2. Чтение – разведка (21 слайд)

Ребята, вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).

3. Выборочное чтение. (22 слайд)

Учитель: Прочитайте как выглядел дяденька?

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

- Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки? Зачитайте.

(Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная…)

(Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

4. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (23 слайд)

- (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…).


- (Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу) (24 слайд)


-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!) (25 слайд)


- (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду). (26 слайд)

- (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный). (27 слайд)

5. Практическая работа (28 слайд)

Учитель : Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

Определите последовательность происходящих в тексте действий , расставив их по порядку.

Впишите в кружки соответствующие цифры.

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

Учитель : Проверьте правильность выполнения задания на слайде.

VII . Закрепление изученного материала.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска?

( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

Учитель: Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

Учитель: Какая проблема волнует автора? (29 слайд)

(проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

Учитель: Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

Учитель: К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

    Игра не доводит до добра. (30 слайд)

    Кашу свари, да ещё и в рот положи.

    Кроткое слово гнев побеждает.

    Сначала думай, а потом делай.

    Ветра не удержишь, правды не скроешь.

    После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

VIII . Итог урока.

Учитель: К какому жанру относится произведение? (юмористический рассказ)

О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»?

Как вы думаете, чему учат его рассказы? (Доброте, вежливости, дружбе).

Какой урок вы извлекли для себя?

Что больше всего понравилось?

    Рефлексия. (31 слайд)

Учитель: Закончите одно из предложений:

    Было интересно…

    Я понял(а), что…

    Меня удивило…

    Я сделал(а) вывод, что…

    Мне захотелось…

X . Домашнее задание: (32 слайд)