Почему важно осмысление пройденного пути. Осмысление пройденного пути человечества

  • 29.06.2019

Все регионы страны.

Время











Дом



223. Что такое чувство дома?







Любовь











Путь











"Год литературы"











Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

123. Почему время называют лучшим лекарем?
229. «Мой дом – моя крепость»?
333. Помогает ли любовь понять себя?
426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

126. Что такое нравственные уроки истории?
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
331. Любовь – это счастье или страдание?
431. Чем путешествия обогащают личность?
523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека?
332. Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
422. Почему важно осмысление пройденного пути?
531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

Уральский федеральный округ

128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
232. Когда жилище становится Домом?
325. В чём разница между любовью и влюблённостью?
429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область

130. Временное и вечное в нашей жизни.
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»?
323. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?

Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

131. Забвение прошлого губительно для человека?
230. Когда Дом нуждается в защите?
326. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?

Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область

132. Что такое «связь времён»?
228. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
321. Требует ли любовь от человека работы над собой?
433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
529. Книга, которую я прочту своим детям.

Дальневосточный федеральный округ

Амурская область

121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
327. В чём проявляется любовь к Родине?
424. Любовь как путь самопознания.
532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?

Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
329. Когда любовь становится испытанием?
427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?

Северо-Курильский городской округ

127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
233. Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
322. Опасен ли эгоизм для любви?
430. Каким путём человек идёт к самому себе?
528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

124. Когда человек забывает о времени?
223. Что такое чувство дома?
330. В чём проявляется любовь к жизни?
428. Выбор пути как жизненная проблема.
522. Как история отражается в литературном произведении?

11 класс . Итоговое сочинение по направлению «Путь» (Вариант сочинения)

Путь… Что же это такое? Если говорить о жизненном пути человека, то можно поразмышлять о том, какие пути бывают у людей, от чего зависит жизненная дорога. Каждый выбирает путь сам. Мне думается, что зависит это прежде всего от того, какую цель ставит идущий перед собой, чего он хочет достичь в жизни. И что хорошо для одного, неизбежно плохо для другого. Каждый человек во что-то верит. И лучшая вера та, которая делает человека готовым к любым ударам судьбы. Тема дороги, тема пути волновала и будет волновать живущих всегда. Поэтому она является одной из главных в литературе.

Хотелось бы вспомнить страницы романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого и его любимых героев - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Оба героя совершают духовный путь поиска истины. Они проходят через ряд потерь и обретений.

Читая этот роман, понимаешь, что человеческий путь- это жизненные неурядицы, несчастья, страдания, это падения и подъёмы. Всё это заставляет героев Толстого искать такие пути, которые являются более совершенными.

С Пьером мы встречаемся в салоне Шерер. Мы видим, как герой защищает Наполеона. Он путается, но его симпатии на стороне французского императора. На выручку Пьеру приходит князь Андрей, который заявляет, что у Наполеона есть такие поступки, «которые трудно оправдать». Жизнь приносит Пьеру новый опыт.

Автор показывает, что Пьер сомневается, разочаровывается, отчаивается. Дуэль с Долоховым, разрыв с Элен стали для героя крахом его надежд и счастья. Герой много размышляет, но не находит ответа на волнующие его вопросы. Что же может принести человеку счастье? Пьер не может ни решить вопросов, ни отказаться от их решения.

Цель жизни- радость, которую даёт человеку внутреннее согласие и гармония с миром. Как же этого достичь? Это мучительный вопрос, на который ищет ответ любимый герой Толстого.

Счастье Наташи и Андрея открыло Пьеру понимание того, что его жизнь неполная, она лишена любви и семьи. Герою снова приходится преодолевать зло и бессмысленность жизни. Пьер на время сдаётся, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем. Толстой пишет о том, что Пьеру «Слишком страшно было быть под гнётом этих неразрешимых вопросов жизни…Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал». Пьер искал любые занятия,

чтобы забыться на время. Несчастье героями Толстого преодолевается. Автор показывает, что нравственная сила этого вселяет в героев светлый оптимизм. Преодолевает отчаяние и Пьер.

Встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, простым русским солдатом, помогает возвратить веру к жизни. Толстой показывает, что в самой простой обстановке совершаются самые значительные события в человеческой жизни. Простота и правда – вот что поражает Пьера во время общения с Каратаевым. Герой понял, что простое-это то, что окружает людей в постоянной жизни, к чему человек привык и чему поэтому не придаёт значения. А эта простота и составляет сущность жизни. Толстой подчёркивает, что есть люди, способные научить других видеть нечто важное в жизни, чего сами люди этого не замечают. Каратаев воздействует на Пьера своим существом. В лице Каратаева сияла восторженная радость. И Пьер после такого общения нашёл то спокойствие, ту внутреннюю гармонию, которую так долго искал до встречи с Каратаевым. Смерть и лишения открыли Пьеру глаза на суть жизни, которая была скрыта от него, так как он жил в мире искусственном - мире роскоши и довольства.

Какой жизненной вершины достиг Пьер? Он стал понимать мир по-новому. И понимание этого мира у героя многогранно и сложно. Только бесконечность даёт человеку настоящую меру вещей и позволяет правильно строить жизнь. Пьер обретает счастье, о котором мечтал долго, и семью.

И не только Пьеру открывается эта бесконечность, но и другим героям романа. В душе каждого человека есть нечто лучшее. И это лучшее выше всего в мире.

А жизнь Пьера –это путь к радости и счастью.

Современник Л. Н. Толстого, писатель А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» показал жизненный путь доктора Старцева. Жизнь этого героя не привела его к радости и счастью, она привела его к духовной деградации.

Молодой энергичный доктор, поглощённый своей работой, всё время посвящает приёму больных. Ни с кем не общается и никуда не ходит.

Но наступил период, когда доктор хочет найти дорогу к радости и к счастью. Дмитрий Ионович влюбился в Катю Туркину, но счастье не состоялось.

Жизнь Старцева покатилась по другой дороге -в городском обществе отсутствовали образованные и культурные люди, ему не с кем было общаться.

Теперь главной страстью в жизни становятся не счастье и любовь, а страсть наживы и обогащения. Он не успевает аккуратно складывать деньги, располнел, но дело не физической полноте, а в том, что душа героя заплыла жиром бездуховности и безнравственности. Тот светлый оптимизм, который присущ героям Толстого, у доктора Старцева отсутствует.

Почему материальные потребности становятся главными, почему они превалируют в жизни человека - вот вопрос, на который обращает внимание автор рассказа. В жизни не это самое главное. Почему человек не сопротивляется ударам судьбы?

Читая русскую литературу, мы видим, что писатели обращают самое серьёзное внимание на то, каким путём идут их герои.

Хочется верить в то, что в двадцать первом веке мои современники будут уделять самое серьёзное внимание цели и смыслу жизни, чтобы как можно больше людей прошли удачный, счастливый, радостный, содержательный и полноценный путь. Тогда и мир наш будет лучше и интереснее..

Такая цель у нас теперь – бессмертье открывает дверь. Не справимся – не будет нас, такой от Вечности приказ. Пора задуматься о мире, о истинном и правде были. Что можем будущему дать? – Такая будет и кровать.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осмысление пройденного пути человечества. Мечта, любовь, творение (Яков Быль) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Заповеди жизни

«Этот запах свободной страны

Принесёт только тем вдохновенье,

Кто поймёт, где стремленья чисты,

Где мечты и любовь для творенья»!

Понимание мира живых

Истина нужна только тем, кто может её понять.

Дающий – приобретает, а знающий – понимает.

Нужно так смотреть на жизнь, как путник на глоток воды.

Ворота Рая закрыты для тех, кто не может их открыть.

Только-то истинно, что не противоречит законам природы и здравому смыслу.

Творчество – способность людей воплощать свои замыслы в окружающую реальность.

Действия, используемые человеком во благо всего сообщества, принадлежат Творцу, а разрушающие – Сатане.

Истинные поступки совершают те, кто ими управляет.

Истинность знаний не в действии, а в поступках, которые осознанны, проверены и в которых будет виден конечный результат.

Желанный результат получают только тогда, когда его не искажает реальная действительность.

В споре истина не рождается. Она осознаётся всеми одновременно.

Данное слово влечёт за собой ответственность, а не выполненное противоречит здравому смыслу.

Только тот сможет изменить окружающий его мир, кто поймёт происходящее в нём самом.

Творчество лежит в основе понимания окружающего мира, его гармонии и взаимодействия.

Душа дана Творцом тому, кто пришёл в этот мир изменить его, выполняя возложенную на него миссию. Все остальные биороботы, выполняющие чужие приказы.

Хождение по мукам дано человеку для изменения выбранного им пути, а это – свобода выбора.

Знать, уметь и применять значение своего предназначения. Совершенствовать окружающий мир, не причиняя боль, вред, неся разрушение – вот задача человека созданного по образу и подобию.

Все испытания и переживания создают себе сами люди.

Достижение выбранной цели не является неоспоримым законом. Время движется, а цели меняются.

Дорога выбранная изначально, не конечна.

Путь движения изменяет время.

Закон противоречий, применяемый людьми, создаёт изменение времени.

Жизнь земная даёт изменения для понимания циклов космического пространства.

Цифры дают связь между реальным миром и загробным.

Слова, дающие связь с изменением жизненного пространства, изменяют время.

Твёрдость решений, применяемых людьми, трансформирует загробный мир.

Связь космоса и земли даётся через свободу выбранного значения времени.

Твёрдость знаков времени даёт ощущение смысла совершённого.

Изменение пространства заканчивается приобретением космической силы.

Трудность пути, пройденная человеком, даёт возможность понять своё значение.

Осуществление замыслов – даёт понимание изменений.

Изменение жизненного цикла людей, даёт жизни свободу и неограниченные возможности.

Творчество предназначено для понимания своего настоящего Я.

Свобода выбора дана людям для того, чтобы понять своё предназначение. Этот выбор может дать возможность человеку уничтожить силы разрушения.

Свобода творчества – неотъемлемая часть развития вселенных.

Изменение времени даёт людям возможность задать необходимый вектор своего развития.

Творчество даёт возможность себя воплотить в изменённом состоянии мышления.

Творимое изменённое сознание даёт возможность понять себя, вспомнить свои воплощения, получить необходимый жизненный опыт, стать сильнее.

Жестокость разрушает сознание, человек видит окружающий мир глазами раба.

Смелость даёт толчок для осознания свободы.

Замысел – это то, что может повлиять на изменение окружающего мира.

Название жизненных процессов даёт возможность понять элементы свободной воли.

Душа освобождается от заброшенных в неё злых символов, когда приходит понимание законов вселенных.

Значение души – это свободная воля, а не свободная жизненная сила.

Дух дан для того, чтобы осознать творенье Творца. Это творенье измеряется значением символов свободной воли. Замысел вселенных создан из духовных начал. Это творчество даёт мирам жизнь. Свободный смысл существования даёт возможность изменения.

Творчество даёт осознание смысла жизни.

Здоровье даёт возможность понять смысл изменения творческих замыслов.

Труд материализует жизненные устремления.

Значение смысла жизни определяет сознание.

Жизнь дана тем, кто может изменить существующий мир.

Познание истин развивает творчество.

Знаки процессов изменения творчества дают осмысление здравых мыслей.

Культура развития мешает понять реальный мир.

Здоровье культуры зависит от замыслов, желаемых для выполнения нравственных законов.

Изменение культурного наследия приносит вред развитию замыслов Творца.

Поступательное движение развития общества изменяет принципы понимания законов жизни.

Испытания дают смыслу жизни здравый смысл. Преодоление их, даёт импульс развитию. Законы жизни могут изменяться в зависимости от правильности жизненных переживаний. Правильность зависит от смысла значений выбранных человеком.

Дух времени может меняться. Ему дана возможность преодолевать жизненные испытания.

Законы земли дают жизнь другим мирам. Их изменение влечёт в себе изменение жизни для других пространств.

Слово произносимое вслух, не должно нести в себе разрушение. Слово, изменённое по своей сути – несёт разрушение. Первозданный смысл слова имеет значение Творца, подменённый – изменяет и разрушает творение.

Разум не может осознать законы, дающие разрушения не только для себя, но и для понимания процессов жизненного развития. Слова и разум – едины.

Противоречие между словом и разумом от лукавого.

Свет меняет своё направление, если даёт возможность изменить значение закона любви. Любовь подвластна только тем, кто может давать, а не брать.

Знания получаемые от Творца доступны каждому, но это большая ответственность и это не каждому под силу.

Истина известна всем, но она заменяется другими понятиями. Творимое зло на Земле – заменяет истину.

Значение истины изменено, а сама истина закрыта условностями, придуманными людьми.

Знак вселенной изменён, он отражает дух зла. Изначально это было символом счастья, любви, дружбы и понимания сотворённого. Истина там, где её не надо искать.

Свет и тьма, они необходимы для равновесия. Они знают значение желаний, они могут взаимозаменяться для возможности преодоления.

Нет на Земле страшнее оружия, чем мысль человека, если она не гармонична.

Творение, которое изменяется под воздействием сегодняшнего человека, разрушает значение истины. Истина это то, что даёт возможность стать человеку Творцом.

Знание истины даётся тем, кто может и хочет стать созвучным мысли Творца.

Мысли Творца не в разрушении, а в гармонии и равновесии.

Слово даваемое человеку – это слово для понимания себя и окружающего мира.

Творимое сейчас беззаконие даёт возможность силам зла управлять миром, но это не вечно будет продолжаться, так как это порочно и мешает развитию.

Творчество не имеет в себе силы зла, оно гармонично и созвучно истине.

Закон дающий изменение подразумевает под собой силу готовую создавать новое, лучшее, не имеющее возможность применять насилие и разрушение.

Дух свободы подвластен истинным детям отечества.

Свобода выбора – это закон Творца.

Сила духа – это воля Творца.

Закон познанья – это сила Творца.

Изменение жизненных принципов подвластно человеку, который хочет стать Творцом.

Для изменения жизненных принципов необходима сила воли, которая может творить чудеса.

Сила воли дана человеку для управления своими чувствами.

Изменение смысла жизни даёт возможность убыстрить процесс развития.

Воздух, окружающий Землю, не однороден. Ему дана возможность меняться для изменения климата на Земле.

Законы Земли дают возможность их изменять так, чтобы окружающее Землю космическое пространство не страдало.

Звёзды и люди – это одно целое. Миры звёзд продолжают развиваться, человек тоже. Звуки, которые издают звёзды, материальны. Эти звуки, вибрируя в человеке, резонируют в нём, если он к этому готов в своём развитии. Этот резонанс даёт людям возможность понимать себя, через сознание.

Звёзды – это миры дающие возможность развивать сознание, но не все люди могут это понять так, как они не осознают, что всё в мире взаимосвязано.

Твёрдость духа – это защита человека от внешних информационных воздействий. Она даёт возможность создать и отстоять свой статус Человека – Творца.

Законы природы регулируют процессы развития. Это даёт возможность для естественного отбора, уничтожения одного и развития другого, что даёт возможность развитию совершенного для данного отрезка времени.

Хождение по кругу мешает гармонии окружающего пространства, только движение, развитие и правильность выводов – гармония.

Эталонов развития нет, так как жизнь постоянно меняется в худшую или лучшую сторону.

Зависимость человека от внешних влияний можно уменьшить. Для этого в человеке должно работать осознанное мышление, базирующееся на законах космоса – не мешай, не навреди, помогая – спроси разрешения.

Творение заключает в себе творчество, которое может нести в себе и разрушение во благо знаний полученных в процессе изменения сознания.

Радость познания изменяет смысл жизни. Жизненные процессы становятся гармоничными, законченными. В них просматривается будущее, ощущается удовлетворённость в действиях и поступках.

Гармония несёт в себе осознанное изменение во благо других и себя в том числе.

Достижение выбранное цели не останавливает процесс развития, а даёт старт новой цели.

Твёрдость позиции не означает её неизменность, а основана на знании, которое может быть конечно, но только в данный момент времени или для достижения определённой цели, нужной, как основа для дальнейшего развития.

Конечный результат не означает конец. Это начало нового, которое не возможно без этого результата. Всё разбито на этапы, которые конечны. Не познав одно, не разберёшься в другом – это развитие по расширяющейся спирали.

Изменение процессов развития человека зависит от его желания.

Дух времени даёт возможность изменить достигнутое равновесие в ту или другую сторону, но до определённого предела, который зависит от конечного результата.

Понимание законов природы – это основа, которая даёт возможность для правильного развития. Если законы нарушены, то неминуемо следует наказание, а это осознание.

Развитие не возможно без осознанного выбора направления.

Движение материализует выбор.

Творимое изменение даёт возможность правильности выбора.

Влияние окружающего мира даёт возможность определения маршрута движения.

Изменение решений необходимо для коррекции принятого решения и выбора приоритетов.

Осмысление пройденного – это неотъемлемая часть развития.

Дух времени изменяет значение пройденного, устанавливает приоритеты, расставляет всё на свои места. Только время даёт правильный ответ.

Изменение времени возможно, но опасно, так как оно определяет пройденный путь, а его изменение влечёт за собой изменение человека, которое ведёт к необратимым процессам развития и изменяет направление вектора движения.

Время величина постоянная, но неоспоримая, так как привязано только к данному пространству. Время земное и космическое не равнозначно.

Закон Творца – это сила, вложенная в развитие времени.

Значение развития времени зависит от знания этапов развития пространства.

Время даёт осмысление действий, которые связаны с пространством, но не даёт ответ на вопрос: Где время переходит в пространство? Но пространство знает, что всему своё время и всему свои действия.

Значение пространства – это переход из одной временной фазы в другой временной отрезок. Пространство – это фаза действия времени, которое изменено отрезком действия.

Процесс развития может влиять на время.

Знание даёт ощущение времени и реальности.

Смысл существования подвластен времени, которое определяет, какие действия необходимы для достижения выбранной цели.

Дух сознания подразумевает осмысленное действие.

Значение силы даёт осознанное восприятие реальности.

Жизненный цикл определяет время.

Смысл знаний – в устремлённости к истине!

Заповеди жизни


Только тот достоин определять направление развития, кто честен перед собой, находится в состоянии гармонии и может реально смотреть на жизнь.

Нет хуже врага, чем сам человек, когда он видит перед собой только свои интересы.

Испытания даются только те, которые можно выдержать.

Знать, понимать, желать и уметь – это залог успеха.

Нет силы больше, чем воля и крепкий дух.

Мудрое слово и правое дело – неотъемлемая часть осознанного развития.

Осмысление пройденного – это работа над ошибками. Исправление их – это залог правильного пути.

Не ошибается тот, кто ничего не делает, а плывёт по течению.

Только ищущий может найти.

Думать, думать и думать – задача настоящего человека.

Истина даётся тем, кто хочет её найти.

Нет ничего, что нельзя осознать.

Истинное устремление – это выстраданная осознанность.

Люди созданы по образу и подобию, но у них есть ещё право выбора.

Только тот может понять истину, кто чист душой.

Любить и быть любимым – закон Творца.

Созидает только любовь.

Если приходит любовь, то границ для творчества не существует. Все вокруг радуется и меняется, если чувство взаимно.

Окружающая сейчас реальность выдумана.

Все рождённые на земле свободны и равны перед Богом и людьми.

Заложенные при рождении информационные коды можно изменять, осознав их происхождение и за что они были получены.

Если нет агрессии, то и окружающая природа отвечает тем же.

Человеческой мысли нет границ и нет сил, которые могут ей противостоять, если она созидающая.

Добро и зло – это неотъемлемая часть мироздания, но добро всегда побеждает зло, хотя и проходится пройти испытания. Не пройдя испытаний, не поймёшь, где добро, а где зло.

Дети не отвечают за дела родителей, но эти дела откладывают на них свой отпечаток.

Дети рождённые во взаимной любви – Ангелы во плоти.

Подмена основополагающих законов разрушает общество и превращает человека в зверя.

Каждый находит себе оправданье за любые действия, но истине не нужны оправдания.

Истина – это то, что не требует оправданий.

Всё великое просто, но путь к великому тернист.

Правда запрятана глубоко, так как её скрывают. Она в том, что не противоречит общим интересам.

Истинность, означает духовность. Только Божественный Дух вечен.

Религия – это придуманная истина. Настоящая духовность подразумевает под собой знания.

Все религии это маленькая часть знаний, это ветки большого дерева – Дерева Жизни.

Религии не дают ответ на вопрос, кто такой человек и какое его предназначение. Значит они ложны и придуманы для закабаления. Бог Отец не хочет видеть своих детей рабами.

Истинно только то, что несёт свободу, а свобода возможна тогда, когда у человека есть родная Земля и он неотъемлемая её часть. Там, где его окружает родная Природа.

Жить надо на той Земле, где человек родился, где жили его предки, где его родные Боги и его корни.

Только тогда будут счастливы семьи и их Государства, когда их будет окружать реальный, а не искусственно созданный мир.

Счастье даётся всем, а не отдельным группам и кланам.

Только те законы истинны, которые отражают желания всего общества.

Люди рождённые в любви, на родной Земле, в окружении родной природы не могут быть несчастны.

Каждый человек должен иметь свою малую Родину – речку, поле, лес и свой дом. Тогда ему будет, что защищать, а не придуманный искусственный мир, который без души.

Нет на Земле ничего ценнее человеческой жизни, так как она дана Творцом.

Рукотворные истины принадлежат Богам, обитающим на Земле и верующим в свои истины.

Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению - это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора - это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы - это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Проблемы социального характера

Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме - это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы - справа.

Наименование проблемы

Аргумент

Одни люди слишком богатые - другие бедные.

Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная - это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои.

Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других.

Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре».

Одиночество и его тяжесть.

Хороший пример - «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев - Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого.

Проблемы школьных взаимоотношений

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Нежелание учиться и получать знания

Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования.

Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Роль русского языка в жизни любого человека

Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка.

Столкновение разных взглядов на жизнь

Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого - свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети».

Семейные проблемы

Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.

Наименование проблемы

Аргумент

Сложность взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие.

Роль детства

Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

3.

Семейные отношения. Сиротство.

Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками.

Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудность - это из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе.

Наверное, самый лучший пример для молодого поколения - это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения - это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты - неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья.

Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Не нужно думать, как работать, где взять деньги на пропитание. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина - найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения - проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация - не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

Так случилось с главным героем произведения Михаила Веллера «Хочу быть дворником». У главного героя была проблема выбора профессии. Аргументы в пользу того, кем нужно стать, ему давали родители. Они советовали посмотреть на других, кто с успехом защищает кандидатские, выступает на концертах после консерватории. Но герой не хотел менять свою свободу на просиживание штанов в аудиториях и штудирование книг. Его манила детская мечта стать дворником, к чему он и стремился.

Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Он рисковал потерять свое благополучие. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Проблема Аргументы

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то - ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Человечность, милосердие

Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».

Жестокость

Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.

3.

О мечте и реальности

Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.

4.

Борьба добра и зла

В нас всегда борются две стихии - добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.

5.

Самопожертвование

И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков - любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения - это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь - это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» - это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Проблемы экологии, взаимоотношений с природой

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

Начнем с романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Речь идет о жителях некого Единого государства, которые стали нумерами, и все их существование возможно лишь в рамках Часовой Скрижали. У них нет деревьев и рек, ведь весь мир построен из человеческих зданий и приспособлений. Их окружают идеально ровные пропорции стеклянных домов. А отношения и любовь разрешены в том случае, если есть розовая карточка. Такой мир Замятиным был изображен специально, чтобы показать, что человек превратиться в запрограммированного робота без природы, настоящих чувств и красоты окружающего мира.

Борьба природы и человека происходит в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море». Здесь показана настоящая проблема выбора человека. Аргументы безупречны. Хочешь жить - держись. Это касается как слабого старика, так и сильной акулы, пойманной на крючок. Борьба за жизнь идет насмерть. Кто победит и кто сдастся? Небольшая повесть заставляет глубоко задуматься о смысле и цене жизни.

Проблема патриотизма

Прекрасные аргументы по поводу любви к Родине можно встретить во многих Именно в это тяжелое время по-настоящему проявляется искренность чувств.

Образцом идеологии о ложном и истинном патриотизме можно считать роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». В книгах много сцен, посвященных этому. Стоит вспомнить Наташу Ростову, которая уговаривала мать пожертвовать подводами для раненых под Бородино. В это же время князь Андрей Болконский сам получает смертельное ранение в решающей битве.

Но самая большая любовь к Родине - у простых солдат. Они не произносят громкие речи, не восславляют царя, а просто готовы умереть за свой край, за свою страну. Автор прямо говорит о том, что победить Наполеона в той войне удалось только за счет сплоченности всего русского народа. Французский полководец в других странах сталкивался исключительно с армией, а в России ему противостоял простой люд разных сословий и званий. Под Бородино армия Наполеона потерпела нравственное поражение, а российское войско выиграло благодаря могучей силе духа и патриотизму.

Заключение

Как сдать экзамен на отлично - это главная проблема выбора. Аргументы (ЕГЭ) мы постарались привести такие, которые чаще всего встречаются в темах сочинений. Осталось лишь выбрать необходимое.

Предложенная тема не раскрыта.

В работе присутствуют рассуждения общего характера, соответствующие теме, но нет глубины рассмотрения примеров на литературном материале; обращение к литературным произведениям приводится на примитивном уровне. Суждения уче­ника поверхностны. Литературный материал привлекается формально: ощутимо неумение ученика вникать в произведение и осмысливать его. Ученик не чувству­ет авторской позиции, подменяя её собственным пониманием на бытовом уровне, предлагает упрощённую трактовку образов.

В сочинении наблюдается неоднократное нарушение абзацного членения текста работы и логические ошибки.

Работе присущ низкий уровень речевой культуры: а сочинении допущены раз­ные типы речевых ошибок: неудачное словоупотребление, нарушение сочетаемо­сти слов, неверное употребление синонимов, плеоназм, бедность лексики, речевые штампы.

Сочинение изобилует орфографическими, пунктуационными, грамматическими ошибками.

№ 1 - орфографическая ошибка;

№ 2 - речевая ошибка (повтор слова);

№ 3 - речевая ошибка: неоправданная инверсия;

№ 4 - пунктуационная ошибка (пропуск тире);

№ 5 - пунктуационная ошибка (пропущенные запятые при вводном слове);

№ 6 - орфографическая ошибка;

№ 7 - грамматическая ошибка: не могут употребляться как однородные разнови­довые понятия: человек и место;

№ 8 - пунктуационная ошибка (пропущенные запятые при вводном слове);

№ 9 - грамматическая ошибка;

№ 10 - грамматическая и логическая;

№ 11 - пунктуационная ошибка (пропущенные запятые при вводном предложе­нии);

№ 12 - речевая ошибка: не понятен смысл высказывания;

№ 13 - логическая ошибка: высказывание не связано с предыдущим предложе­нием, так как предполагает, что в предыдущем тексте были рассмотрены другие случаи, а они рассмотрены не были;

№ 14 - орфографическая ошибка;

№ 15 - речевая: неполнота высказывания. Что именно «всё» ведёт?

№ 16 - речевая: из предложения не совсем понятно: «понять получше» что?

№ 17 - пунктуационная ошибка;

№ 18 - грамматическая: неправильное употребление предлога;

№ 19 - грамматическая ошибка: неправильный выбор формы слова;

№ 20 - орфографическая ошибка;

№ 21 - орфографическая ошибка;

№ 22 - речевая ошибка: повтор слов;

№ 23 - пунктуационная ошибка;

№ 24 - грамматическая ошибка: неправильный выбор формы слова;

№ 25 - фактическая ошибка;

№ 26 - речевая ошибка: повтор слов;

№ 27 - пунктуационная ошибка;

№ 28 - грамматическая и логическая ошибка;

№ 29 - речевая ошибка: было бы уместно употребление синонима без оценочной лексики;

№ 30 - пунктуационная ошибка;

№ 31 - речевая ошибка: непонимание слова «статная» приводит к его неправиль­ному употреблению;


№ 32 - орфографическая ошибка;

№ 33 - логическая ошибка: неуместное повторение мысли предыдущего пред­ложения;

№ 34 - пунктуационная ошибка;

№ 35 - речевая ошибка, лучше заменить речевой оборот более книжным словом, например, «удивлена»;

№ 36 - неоправданный повтор местоимения;

№ 37 - пунктуационная ошибка;

№ 38 - речевая ошибка: неожиданная замена лиц. В тексте сочинения речь шла о герое рассказа, который неожиданно заменяется местоимением «мы»; № 39 - пунктуационная ошибка;

№ 40 - орфографическая ошибка;

№ 41 - пунктуационная ошибка;

№ 42 - пунктуационная ошибка;

№ 43 - орфографическая ошибка;

№ 44 - пунктуационная ошибка;

№ 45 - пунктуационная ошибка.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ

Темы 2016-2017 года

Разум и чувства

1. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

2. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

3. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

4. Над какими чувствами разум может быть не властен?

5. Когда разум и чувство борются в человеке?

6. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

7. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда - к чувствам?

8. Когда нужно сдерживать душевные порывы?

9. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

10. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

11. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

12. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?

13. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

14. Когда следовать чувствам неразумно?

15. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?

16. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?

17. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?

18. Могут ли чувства быть истинными и ложными?

19. Всегда ли разумный поступок является нравственным?

20. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?

21. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?

22. Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?

23. Когда разум может оказаться сильнее чувств?

24. Достижима ли гармония чувства и разума?

25. Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою...»?

26. Всегда ли следует доверять доводам разума?

27. Можно ли выплёскивать чувства наружу?

28. Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?

29. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и раз­умом?

30. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?

31. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порыва­ми»?

32. Какую роль в жизни человека играют чувства?

Честь и бесчестье

1. Какими качествами должен обладать человек чести?

2. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?

3. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

4. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужествен­ный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

5. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

6. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?

7. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?

8. Почему человеку важно не запятнать свою честь?

9. Что может привести человека к бесчестному поступку?

10. Какой поступок можно назвать бесчестным?

13. Может ли честь оказаться дороже жизни?

14. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?

15. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?

16. Как связаны понятия чести и долга?

17. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?

18. Кого можно назвать бесчестным человеком?

19. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?

20. Что такое честь?

21. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

22.Честь и совесть: как связаны эти понятия?

23. Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?

24. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?

25. Почему надо «беречь честь смолоду»?

26. Кого можно назвать человеком чести?

27. Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситу­ации?

28. Честь - это норма или принцип одиночек?

29. Актуально ли понятие чести для современного человека?

30. Что означает «идти дорогой чести?»

31. В чём разница между честным человеком и человеком чести?

32. Как Вы понимаете слово «честь»?

Победа и поражение

1. Что значит достойно пережить поражение?

2. Какие уроки можно извлечь из поражения?

3. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

4. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

5. Только ли горечь несут человеку поражения?

6. Всегда ли победа возвышает победителя?

7. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

8. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружи­ем, а любовью и великодушием»?

9. Можно ли добиваться победы любыми средствами?

10. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигры­вать»?

11. Легко ли быть победителем?

12. Когда поражение ценнее победы?

13. Чем можно пожертвовать ради победы?

14. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?

15. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?

16. Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?

17. Как поражение может повлиять на человека?

18. Когда побеждённый достоин уважения?

19. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

20. Важно ли уметь признавать собственное поражение?

21. Что важно победить в самом себе?

22. Можно ли прийти к победе, не испытав поражений?

23. Какой противник достоин уважения?

24. Что значит победа над самим собой?

25. Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?

26. Когда нужно стремиться к победе любой ценой?

27. В чём проявляется великодушие победителя?

28. Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?

29. Что можно и нужно побеждать в самом себе?

30. Всегда ли поражение - это трагедия для побеждённого?

31. Когда поражение закаляет характер человека?

32. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?

Опыт и ошибки

1. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

3. Хорош ли жизненный принцип - действовать методом проб и ошибок?

4. В чём ценность исторического опыта?

5. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

6. Что значит «учиться на горьком опыте»?

7. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

8. Нужно ли анализировать свои ошибки?

9. В чём различие между ошибкой и преступлением?

10. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

11. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?

12. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

13. Какой опыт важнее: собственный или чужой?

14. Чем читательский опыт отличается от жизненного?

15. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опы­том?

16. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?

17. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?

18. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?

19. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?

20. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?

21. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?

22. Почему важно уметь признавать свои ошибки?

23. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?

24. Какие ошибки можно назвать ценными?

25. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?

26. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?

27. Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

28. Можно ли учиться на чужих ошибках?

29. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?

31. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

32. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?

Дружба и вражда

1. Может ли дружба принести человеку разочарование?

2. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

3. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

4. Почему человек стремится обрести друзей?

5. В чём причины вражды между людьми?

6. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

7. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

8. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

9. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

10. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

11. В чем причины вражды между народами?

12. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?

13. Может ли быть неравенство в дружбе?

14. Познается ли друг в радости?

16. Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?

17. Можно ли дружить с эгоистом?

18. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?

19. Можно ли уважать врага?

20. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?

21. Чем различаются дружба и приятельство?

22. Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»

23. Что значит уметь дружить?

24. Можно ли прожить без дружбы?

25. Что может помешать дружбе?

26. В каких обстоятельствах проверяется дружба?

27. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?

28. Зачем человеку друзья?

29. В чём разница между другом и приятелем?

30. Как отличить истинную дружбу от ложной?

31. Какие качества раскрывает в человеке дружба?

32. Может ли дружба обернуться враждой?

Темы 2015-2016 года

Время

1. Какого человека можно назвать героем своего времени?

2. Зачем человеку заглядывать в будущее?

3. Чему может научить опыт прошлого?

4. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

5. Как судьба человека связана с историей народа?

6. Когда хочется остановить мгновение?

7. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?

8. Может ли человек влиять на ход истории?

9. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

10. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?

11. Какие вопросы называют «вечными»?

12. Почему важно знать «уроки истории»?

13. Какую роль в становлении личности играет детство и юность?

14. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?

15. История и современность: нужен ли взгляд назад?

16. Почему время называют лучшим лекарем?

17. Когда человек забывает о времени?

18. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?

19. Что такое нравственные уроки истории?

20. Что нужно, чтобы стать героем времени?

21. Существует ли что-то, неподвластное времени?

22. Нужно ли стремиться «опередить своё время»?

23. Временное и вечное в нашей жизни.

24. Забвение прошлого губительно для человека?

25. Что такое «связь времён»?

26. Какие проблемы ставит перед человеком революционное время?

27. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?

28. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).

29. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?

30. Влияет ли прошлое на настоящее?

31. «Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, луч­ше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн).

32. На какие дела не жалко тратить времени?

33. Всё меняется или всё повторяется в этом мире?

34. Почему важно мудро распоряжаться своим временем?

35. Когда кончается детство?

36. Почему время называют драгоценным даром?

37. Какое влияние оказывает на человека историческое время?

38. «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин- Михайловский).

39. Почему нельзя «убивать время»?

40. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В. Гёте)

41. Чем, по-вашему, следует наполнять свободное время?

1. Что значит в жизни человека родительский дом?

2. Что дом может рассказать о своём хозяине?

3. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?

4. Война и дом.

5. Дом - это место или люди?

6. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?

7. Как дом и семья влияют на формирование личности?

9. Может ли человек прожить без Дома?

10. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

11. В какой дом хочется приходить снова и снова?

12. Какие нравственные ценности укрепляют семью?

13. Что в доме самое главное?

14. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?

15. Устарело ли понятие «домашнего очага»?

16. Что такое чувство дома?

17. Когда дом становится нравственной опорой человека?

18. Кто вам ближе: странник или домосед?

19. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?

20. Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»?

21. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?

22. «Мой дом - моя крепость»?

23. Когда Дом нуждается в защите?

24. Семейный очаг как основа Дома.

25. Когда жилище становится домом?

26. Почему так важна связь человека с семьёй и домом?

27. Когда дом становится местом встречи поколений?

28. Прав ли Александр Дюма-отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо...»?

29. Почему человек страшится бездомности?

30. Согласны ли Вы с тем, что дом может стать отражением человека, который в нём живёт?

31. Способен ли дом защищать человека от внешнего мира?

32.Что такое «добрососедство»?

33. о чём может рассказать старый дом?

34. Дом - это место или состояние души?

35. Дом - это место, куда хочется возвращаться...

36. «Живите в доме - и не рухнет дом» (А. Тарковский).

37. Что входит в понятие «дом»?

38. Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе?

39. Почему, путешествуя, человек тоскует по дому?

40. Когда и почему человек нуждается в поддержке родных и близких?

41. Какой семейный уклад Вам кажется идеальным?

Любовь

1. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

2. Какие ещё есть условия счастья, кроме любви?

3. Что такое «любовь к жизни»?

4. Почему в любви важно понимать и прощать?

5. Почему любовь не всегда приносит счастье?

6. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить - это не зна­чит смотреть друг на друга, любить - это значит вместе смотреть в одном направ­лении»?

7. Всегда ли любовь - условие счастья?

8. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить - значит жить жиз­нью того, кого любишь»?

9. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить - лишь только душу»?

10. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко - это значит забыть о себе»?

11. Светлые и трагические стороны любви.

12. Можно ли быть счастливым без любви?

13. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

14. Требует ли любовь от человека работы над собой?

15. Опасен ли эгоизм для любви?

16. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?

17. Какие добрые качества в человеке пробуждает любовь?

18. В чём разница между любовью и влюблённостью?

19. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?

20. В чём проявляется любовь к Родине?

21. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?

22. Когда любовь становится испытанием?

23. В чём проявляется любовь к жизни?

24. Любовь - это счастье или страдание?

25. Согласны ли вы с утверждением А.Камю: «Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье»?

26. Помогает ли любовь понять себя?

27. Согласны ли вы с утверждением Л. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько человек становится лучше»?

28. Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?

29. Способна ли любовь изменить человека?

30. Какую любовь можно назвать настоящей?

31. Всегда ли любовь делает человека счастливым?

32. Существует ли вечная любовь?

33. «Спасибо, жизнь, за то, что я узнал любовь» (Р. Рождественский).

34. Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?

35. Справедлива ли поговорка: «Любовь слепа»?

36. Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?

37. Что такое самоотверженная любовь?

38. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?

39. Что значит любить свою землю?

40. Чем прекрасна первая любовь?

41. Что противоположно любви?

Путь

1. Что значит идти дорогой чести?

2. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?

3. К чему может привести человека болезненное самолюбие?

4. Что влияет на выбор человеком жизненного пути?

5. На пути к благородной цели все ли средства хороши?

6. Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь - это постоянный выбор?

7. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

8. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?

9. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

10. Что значит стоять на жизненном распутье?

11. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

12. Каким может быть путь к познанию самого себя?

13. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

14. Путь к самому себе: взлёты и падения.

15. Почему важно осмысление пройденного пути?

16. Почему человеческую жизнь сравнивают с дорогой?

17. Любовь как путь самопознания.

18. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?

19. Каким может быть путь к познанию самого себя?

20. Что значит «идти по жизни своим путём»?

21. Выбор пути как жизненная проблема.

22. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?

23. Каким путём человек идёт к самому себе?

24. Чем путешествия обогащают личность?

25. Что значит найти в жизни свою дорогу?

26. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жиз­ненном пути?

27. Что значит идти путём самосовершенствования?

28. Возможен ли жизненный путь без ошибок?

29. Путешествие - способ познания себя и мира.

30. Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

31. Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути?

32. Почему говорят: «Дорогу осилит идущий»?

33. Какие опасности подстерегают человека на пути к славе?

34. Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?

35. Какой путь ведёт человека к счастью?

36. Какие цели важно ставить на жизненном пути?

37. Что может исказить жизненный путь человека?

38. Как характер человека влияет на его жизненный путь?

39. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?

40. Какие мысли и чувства вызывает дорога?

41. Что может помочь в выборе правильного жизненного пути?

Год литературы

1. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

2. Почему литературу часто называют «человековедением»?

3. Чтение литературного произведения - труд или отдых?

4. Согласны ли вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

5. Как чтение влияет на ум и сердце читателя?

6. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с тече­нием времени?

7. Можно ли чтение литературного произведения заменить знакомством с его кратким содержанием?

8. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении лично­сти?

9. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

10. Какие произведения становятся классическими?

11. Какую книгу вы бы хотели экранизировать?

12. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

13. Почему некоторые книги люди перечитывают?

14. Устарела ли классическая литература?

15. Как история отражается в литературном произведении?

16. Согласны ли вы с утверждением о том, что чтение учит думать?

17. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с те­чением времени?

18. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин).

19. Какие книги Вы читаете с удовольствием?

20. С какой книгой вы встретили Год литературы?

21. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?

22. Книга, которую я прочту своим детям.

24. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

25. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литерату­ре?

26. Кто из современных писателей вам особенно близок?

27. «Беседовать с писателями других веков - почти то же самое, что путешество­вать» (Р. Декарт).

28. Ваши читательские открытия в Год литературы.

29. Какое место литература занимает в Вашей жизни?

30. Литература или кино: соперничество или сотрудничество?

31. Чего я жду от новой книги?

32. Книги моего детства.

33. Способна ли книга сделать человека лучше?

34. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. При­швин).

35. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный замени­тель не прожитого нами опыта - литература»?

36. Какие книги Вам особенно интересны?

37. На какие важные жизненные вопросы ответили Вам книги?

39. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

40. Какие советы могут давать книги?

41. Можно ли в жизни обойтись без книг?

Темы 2014-2015 года

«Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова).

1. Произведение М. Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.

2. Какой характер можно назвать противоречивым? (По одному или несколь­ким произведениям М. Ю. Лермонтова)

3. Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

4. Какие проблемы общества, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, ка­жутся Вам актуальными? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лер­монтова)

5. Какие проблемы личности, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

6. Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

7. Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким про­изведениям М. Ю. Лермонтова)

8. Любовь: поединок без победителей? (По одному или нескольким произведе­ниям М. Ю. Лермонтова)

9. Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лер­монтова)

10. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

11. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

12. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному чита­телю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

13. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

14. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведени­ям М. Ю. Лермонтова)

15. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

16. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

17. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермон­това, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермон­това)

18. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или не­скольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

19. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

20. Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

21. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произ­ведениям М. Ю. Лермонтова)

22. Можно ли играть «на живых струнах сердца человеческого»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

23. Что значит любить Родину? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

24. Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения: «Да, были люди в наше время...»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

25. Человек в критических обстоятельствах: проблема выбора. (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

26. Одиночество: желанное или мучительное? (По одному или нескольким произ­ведениям М.Ю. Лермонтова)

27. Что может противопоставить незаурядная личность пошлому миру? (По одно­му или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

28. Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

29. Произведение М.Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с друзья­ми.

30. Легко ли обрести подлинного друга? (По одному или нескольким произведе­ниям М.Ю. Лермонтова)

31. Какую опасность таит в себе индивидуализм? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

32. Может ли свобода быть безграничной? (По одному или нескольким произве­дениям М.Ю. Лермонтова)