Существуют ли сейчас племена дикарей. Дикие племена Африки: образ жизни, традиции, обычаи

  • 26.04.2019

Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.

Иногда встреча происходит случайно, а иногда ученые специально разыскивают их. Например, в четверг, 29 мая, в джунглях Амазонки недалеко от бразильско-перуанской границы было обнаружено несколько хижин, окруженных людьми с луками, которые попытались обстрелять самолет с экспедицией. В данном случае специалисты из перуанского центра по делам индейских племен прицельно облетали джунгли в поисках поселений дикарей.

Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.

Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить "в большой мир".

Еще одно препятствие, мешающее полноценному изучению племен, - их иммунная система. "Современные дикари" долгое время развивались изолированно от остального мира. Самые обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными. В организме дикарей нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает человека из Парижа или Мехико, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше. Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Дикарь практически беззащитен перед вирусом. Пока его организм сможет выработать адекватный "ответ", вирус вполне может убить его.

Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам "большого мира".

Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

Племена Никобарских и Андаманских островов

Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.

Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени. Последний всплеск людоедства был отмечен на Борнео в конце прошлого - начале нынешнего веков. Это произошло, когда индонезийское правительство попыталось колонизовать некоторые районы острова.

На Новой Гвинее, особенно в восточной ее части, случаи людоедства наблюдаются значительно реже. Из живущих там примитивных племен только три - яли, вануату и карафаи - по-прежнему практикуют каннибализм. Самым жестоким является племя карафаи, а яли и вануату поедают кого-нибудь в редких торжественных случаях или по необходимости. Яли, кроме этого, знамениты своим праздником смерти, когда мужчины и женщины племени раскрашивают себя в виде скелетов и пытаются ублажить Смерть. Раньше они для верности убивали шамана, мозг которого поедал вождь племени.

Неприкосновенный запас

Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

Нам кажется, что мы все грамотные, умные люди, пользуемся всеми благами цивилизации. И тяжело представить, что на нашей планете есть еще племена, недалеко отошедшие от каменного века.

Племена Папуа Новой Гвинеи и Барнео. Здесь всё ещё живут по правилам, принятым 5 тысяч лет назад: мужчины ходят голыми, а женщины отрезают себе пальцы. Существует всего три племени до сих пор занимающиеся каннибализмом, это - Яли, Вануату и Карафаи. . Эти племена с большим удовольствием съедают как своих врагов, так и туристов, а также и своих же стариков и умерших родственников.

В высокогорных районах Конго живет племя пигмеев. Они называют себя Монг. Удивительным является то, что у них холодная кровь, как у рептилий. И при холодной погоде способны были впадать в анабиоз, как ящеры.

На берегу амазонской реки Мэйки живет малочисленное (300 особей) племя Пираха.

У жителей этого племени не существует времени. У них нет ни календарей, ни часов, ни прошлого и ни завтрашнего. У них нет вождей, все решают сообща. Нет понятия "мое” или “твое”, все общее: мужья, жены, дети. Их язык очень прост, всего 3 гласных и 8 согласных, также нет счета, они не могут посчитать даже до 3.

Племя сапади (Страусиное племя).

У них есть удивительное свойство: на ногах только два пальца, и оба большие! Это заболевание (но можно ли называть так это необычное строение ступни?) именуется синдромом клешни и вызвано, как считают медики, кровосмешением. Не исключено, что причина его - какой-то неизвестный вирус.

Синта ларга. Живут в долине Амазонки (Бразилия).

Семья (муж с несколькими женами и дети) обычно имеют собственный дом, который бросают, когда земля в деревне становится менее плодородной и из лесов уходит дичь. Тогда они снимаются с места и ищут новый участок для дома. При переезде Синта ларга меняют свои имена, но «истинное» имя каждый член племени держит в секрете (его знают лишь мать и отец). Синта ларга всегда славились своей агрессивностью. Они постоянно воюют как с соседними племенами, так и с «чужаками» - белыми поселенцами. Сражения и убийства - неотъемлемая черта их традиционного образа жизни.

В западной части долины Амазонки обитают корубо.

В этом племени, в буквальном смысле слова, выживает сильнейший. Если ребенок рождается с каким-либо дефектом, или заболевает заразной болезнью, его просто убивают. Они не знают ни луков, ни копий. Вооружены дубинками и духовыми трубками, стреляющими отравленными стрелами. Корубо непосредственны, как малые дети. Стоит им улыбнуться, как они начинают смеяться. Если заметят у тебя на лице испуг, начинают настороженно озираться по сторонам. Это чуть ли не первобытное племя, которого совершенно не коснулась цивилизация. Но чувствовать себя спокойно в их окружении нельзя, так как они могут прийти в ярость в любой момент.

Существуют, приблизительно, еще 100 племен, которые не умеют читать и писать, не знают, что такое телевидение, автомобили, более того, еще практикуют каннибализм. Снимают их с воздуха, а потом отмечают эти места на карте. Не для того что бы их изучить или просветить, а для того что бы никого к ним не подпустить. Контакт с ними не желателен не только по причине их агрессивности, а еще по тем причинам, что у диких племён может не оказаться иммунитета от болезней современного человека.

Британский фотограф начал с того, что за год прошёл пешком территорию Тибета, создав уникальный визуальный дневник, получивший признание на международном уровне. Затем он фотографировал в горячих зонах Афганистана, Пакистана и Югославии, исследовал со своей женой все уголки Китая. С 1997 года он стал много путешествовать по миру с различными коммерческими заданиями, попутно собирая ценный материал для проекта "Пока они не исчезли" - фото-повествование об уникальных народностях, населяющих континенты нашей планеты.

До того как начать фотографировать, Джимми Нельсон входил в контакт с людьми разных племён, пил их мистические напитки, много наблюдал, настраивал свою антенну на их частоту, разделял с ними их вибрации, участвовал в их ритуалах и обретал истинное доверие. Результатом его потрясающей деятельности явился удивительный, эстетический документ быстро исчезающего мира с его уникальным духом, исконными традициями и естественной чистотой.

Ай-да погружаемся в небывалое... Мы ж все немного племя ~

Масаи - племя Восточной Африки. Когда масаи мигрировали из Судана в 15 веке, они по пути нападали на племена и захватывали скот. К концу путешествия они оккупировали практически всю территорию Рифтовой Долины. Быть масаи - это родиться членом одной из самых воинственных культур мира.


Монгольские Казахи - потомки тюркских, монгольских и индо-иранских племён и гуннов, которые населяли территорию между Сибирью и Чёрным морем. Это полукочевой народ, и они бродят по горам и долинам западной Монголии со своими стадами начиная с 19 века. Они верят в доисламские культы неба, предков, огня и сверхъестественные силы добрых и злых духов. Охота на орла - их традиционное искусство, и каждый год отмечается праздник орла, на который приезжают участники и зрители со всех аймаков страны.



Химба - древнее племя высоких, стройных пастухов Намибии. С 16 века они живут разрозненными поселениями и ведут жизнь, которая остаётся неизменной, переживая войны и засухи. Племенная структура помогает им жить на одной из самых экстремальных территорий на нашей планете.



Хули - папуасский народ, живущий в высокогорье. Традиционно они анимисты, выполняющие строгие ритуальные подношения для ублажения своих предков. Они живут охотой, реализуемой, в основном, мужчинами, и сбором и выращиванием растений, осуществляемых, в основном, женщинами. Еды у них вдоволь, у них сплочённые семьи и почитание чудес природы. Ещё они немало ссорятся с соседними племенами, поэтому так важен устрашающий раскрас и причесон.


Асаро - глиняные люди - дикое племя Папуа-Новой Гвинеи. Они впервые встретились с цивилизованным западным миром в середине 20 века. Они лепят из глины устрашающие маски и обмазываются серой глиной, желая по поверью походить на грозных духов, отпугивающих врагов.


Каламы - другое племя Папуа-Новой Гвинеи, проживающее в труднодоступной горной деревушке Симбай, что помогло им сохранить сильную и богатую самобытную культуру.



Чукчи - древний арктический народ полуострова Чукотка. Из-за труднодоступности их территорий гостеприимство высоко ценится у этих людей, и они верят, что все природные феномены имеют своих духов. Их самобытный стиль жизни хорошо сохранился, но вторжение достижений современной цивилизации продолжает надвигаться. Чукчи всех возрастов любят петь, танцевать, слушать сказки и отчитывать скороговорки. Их исконное искусство - резьба по кости и бивням моржей всяких сюжетов из ежедневной реальности.



Маори - полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии. Благодаря векам, проведённым в изоляции, они организовали отдельное сообщество с характерным искусством, своим языком и уникальной мифологией. И хотя они ассимилировались с европейскими колонистами в 18 веке, они сохранили многие аспекты своей самобытной культуры. Легенда гласит, что 12 больших каноэ привезли 12 разных племён с их мистической родины Гавайки в 13 веке. И до сих пор истинные маори могут сказать, какому из этих племён они принадлежат.



Мустанг , бывшее королевство Ло, Непал. На этой территории в 2 тысячи кв.км. проживает всего 7 000 жителей. Традиции жителей этого королевства тесно связаны с ранним буддизмом. Практически в каждой деревне есть монастырь, демонстрирующий важнейшее влияние религии на жизнь общества. До сих имеет место быть многобрачие среди братьев.



Самбуру , народ северной Кении. Они переселяются каждые 5-6 недель, чтобы обеспечить пропитание своему скоту. Это независимый и эгалитарный народ. Они строят хижины из глины и обносят их колючими заборами для защиты от диких зверей. Деторождение очень важно для самбуру, бездетных женщин высмеивают даже дети. Они верят в заклинания, ритуалы и духов. Решения в племени принимаются мужчинами, но женщины могут созвать свой совет и затем объявить его результаты мужчинам.



Цаатаны - оленеводы, проживающие на северо-западе Монголии. На настоящий момент их насчитывают всего 44 семьи. Они не едят мясо оленей, только доят и используют их кости. Со своими типи они передвигаются от 5 до 10 раз в год по отдалённым районам в условиях до 50 градусов ниже нуля зимой. По сей день они исповедуют шаманизм.


Гаучо - скотоводы испано-индейского происхождения, проживающие в прериях Аргентины, Уругвая и части Бразилии. Это было бродячее племя, близкие по духу американским ковбоям, но сейчас большая часть прерий заселена или отдана под коммерческое скотоводство, так что немного места им осталось для их кочевой жизни. Слово "гаучо" начали использовать во второй половине 19 века для обозначения одиноких странников, иногда в компании с женщиной, неизменно с ножом, метательными болас и лассо. На дуэлях старались не убить противника, а оставить на его лице шрам. Гаучо - великолепные наездники, и их навыками пользовались в войнах за независимость.



Рабари - кочевники, которые бродят по западной Индии уже почти 1000 лет, и очевидно они мигрировали с Иранского плато тысячу лет назад. Искуснейшее вышивание - важнейшая показательная характеристика их культуры. Мужчины обычно уходят в поисках новых пастбищ для скота, а женщины остаются в деревнях в скромных двух-комнатных домиках, интерьер которых также являет собою высочайшее искусство изысканного декорирования. Также их искусство - татуировки, ими покрыта большая часть тела.


Ни-вануату - жители тихоокеанского островного государства Вануату (это слово обозначает "эта земля навсегда") справа от Австралии. Важной частью их культуры является танец, самым знаменитым является мужской танец змеи. Археологические раскопки утверждают, что поселения на этих островах начались за 500 лет до нашей эры, и первые поселенцы приплыли из Папуа-Новой Гвинеи. Ныне все населённые острова обладают своим языком (различается более сотни), своими традициями и обычаями. Практикуют они, надо думать, примитивные формы религии.




Ладакхи - жители холодной пустыни в северном индийском штате Джамму и Кашмир. Их фольклор очень богатый и относится к добуддийским временам. А практикуют они уже около 1000 лет тибетский соседский буддизм. Из-за погодных условий они работают 4 месяца в году, в остальные 8 месяцев работа минимальная, а праздники обильные. В основном, они фермеры, выращивающие картошку, тыкву, свеклу, бобы и пшеницу. И делают из них разнообразные блюда к баранине и курице. Это очень сплочённые и готовые помогать люди.



Мурси - этническая группа юго-западной Эфиопии. Это исконно кочевые люди, но организация национальных парков сократила их доступ на территории и поставила под угрозу их естественные ресурсы. В процессе передвижений они строят или перемещают свои хижины из тростника, веток и палом, причём это является обязанностью женщин. Женщины славятся глиняными пластинами, которые они вставляют в нижнюю губу (невероятно её растягивая) в возрасте 15 лет. Этот обычай был изобретён для того, чтобы отпугивать возможного врага. Но теперь чем больше пластина, тем больше скота стоит девушка, достигнувшая возраста замужества.



Этническая группа численностью около 5,5 миллионов людей. Археологически считается, что они потомки исконных кочевых племён Цян. А история Тибета ("Крыши Мира") началась 4000 лет назад. Молитвенные флажки, небесные похороны, ритуальные демонические танцы, трение священных камней - все эти характерные тибетские обычаи развились из древней шаманской религии Бон. Буддизм смешался с бон в 8 веке нашей эры и практикуется повсеместно не только ежедневно, но порой и ежечасно. Костюмы и украшения отражают не только привычки, но и историю, верования, климат и характер народа. основывается на принципе восприятия тела человека как системы микрокосмоса, состоящей из пяти основных элементов. Лечение осуществляется широким спектром растений, минералов и прочих природных ресурсов.



Уорани (переводится как "люди") - индейский народ, проживающий на территории восточного Эквадора. Они считают себя самым храбрым племенем Амазонки. До 1956 года они не имели никаких контактов с внешним миром. По легенде они считают себя потомками брака ягуара и орла. Они никогда не охотятся на ягуаров и никогда не убивают змей (это считается плохой приметой). Семейная жизнь очень важна в их культуре, и они живут тесными большими семьями в длинных домах. Они переселяются на другие места, когда использовали территорию по максимуму, чтобы помочь земле восстановиться.



Дасанечи - коренной народ, проживающий на юго-западе Эфиопии в долине реки Омо. Интересно, что это племя не определяется по этническим признакам: в племя могут быть приняты кто угодно, если согласятся на духовное очищение (возможно, обрезание). Женщины строят полукруглые конструкции-хижины без внутренних делений из палок, тростника и веток, и отводят правую часть жилища под свои нужды. Большинство из них имеют мусульманские имена, но анимизм по-прежнему широко практикуется.


Банна - другое эфиопское племя, насчитывающее около 45 000 человек. Они живут лагерями, состоящих из нескольких родственных семей. Из-за суровых условий им приходится жить полукочевой жизнью. Во время сухого сезона мужчины уходят на длинные расстояния в поисках воды и травы и для сбора дикого мёда. Они отличные пчеловоды и производят мёда значительно больше, чем потребляют, поэтому они продают мёд на рынках и покупают на эти деньги орудия, которые не умеют производить сами.


Каро - эфиопские соседи Банна. Их насчитывают от 1000 до 3000 жителей восточных берегов реки Омо. Они были знамениты устройством великолепных жилищ, но с тех пор, как они растеряли свои богатства, они стали строить более лёгкие конические хижины. В каждой семье два дома: оно - основное жилое помещение семьи, и гаппа - место сосредоточения бытовых занятий. Женщины очень преданы семейной жизни, на ногах с рассвета до заката, а мужчины, в основном, занимаются защитой деревни от диких зверей, охотой на крокодилов и других хищников, или просто сидят под навесами и жуют табак.



Хамары - ещё одни жители плодородной долины реки Омо в Эфиопии. Национальная перепись 2007 года зафиксировала около 50 000 людей этой этнической группы, из которых около тысячи стали городскими жителями. Родители имеют серьёзный контроль над жизнями своих сыновей, которые пасут скот для своей семьи, они же дают разрешение на женитьбу. Мужчины часто тянут с женитьбой до 30-35 лет, а девушки, наоборот, становятся невестами в возрасте около 17 лет. При заключении брака семья жениха обязана выплачивать семье невесты большую дань, состоящую из голов скота, коз и оружия, они это делают в рассрочку, порой на протяжении всей жизни.


Арборе - эфиопское племя численностью около 4,5 тысяч человек. Женщины носят множественные разноцветные бусы, а головы покрывают чёрными платками. Во время ритуальных танцев они поют, чтобы очиститься от отрицательной энергии. Арборе верят в Верховную Личность, создателя и отца всех людей, они зовут его Вак (Waq). Богатство семьи рассчитывается по имеющемуся поголовью скота.


Дани - индонезийский народ, проживающий в горных частях Западной Новой Гвинеи, в Балиемской долине. Они умелые фермеры и используют продуктивную ирригационную систему. Археологические раскопки показывают, что эти земли возделываются уже 9000 лет. Им часто приходится воевать с соседними народами и племенами, но они не едят человеческое мясо в отличии от большинства других местных племён. Мужчины ходят голыми, а на член надевают котеки, что-то типа футляра, изготавливаемого, в основном, из тыквы. Википедия говорит, что в языке дани нет названий ни для каких цветов, кроме чёрного и белого.



Яли - папуасский народ, проживающий в верховьях Папуа . Они называют себя "Короли Земли", а официально их считают пигмеями, так как мужчины не достигают роста выше 150 см. А их котеки отличаются особой длиной и тонкостью. Их территория имеет весьма ограниченный естественный доступ, в основном, только по воздуху. Их строения обычно располагаются на гребнях гор, сохраняя традиционную необходимость подобной защиты от других племён. Яли считаются одними из самых опасных каннибалов западной части Новой Гвинеи. Мужчины, женщины и дети спят в разных хижинах.


Короваи - папуасское дикое племя , обитающее в юго-восточной части индонезийской провинции Папуа. О них мы давеча отдельно . Их насчитывают около 3000 людей, до 70-х годов они не видели белых людей, и они не носят котеки. Зато мужчины прячут член в мошонке и сверху крепко привязывают лист. Они строят жилища на деревьях и занимаются охотой и собирательством. У них главенствует строгий сепаратизм между мужчинами и женщинами.


Друкпа (около 2500 человек) живут в трёх маленьких деревнях на оспариваемой территории между Индией и Пакистаном. Историки определяют их как единственных потомков ариев, оставшихся в . Они полностью отличаются - культурно, социально и языком - от всех остальных жителей Ладакха. Они традиционно целуются на людях и обмениваются сексуальными партнёрами без каких-либо запретов. Их основной источник доходов - продукты с хорошо ухоженных овощных садов.


Живут на побережье Северного Ледовитого океана. Они ведут кочевой образ жизни оленеводов, мигрируя по полуострову Ямал ежегодно по 1000 километров, включая 48 километров по застывшим водам реки Обь. Начиная со сталинских времён, детей отправляют в школы-интернаты, а добыча нефти и газа с начала 70-х годов сильно изменила их коренной образ жизни. Семьи живут в отдельных чумах, сделанных из оленьих кож, натянутых на длинные деревянные шесты, и их переносят с собой в процессе миграции. С оленями у них по поверьям заключён негласный договор о сотрудничестве. Одежду до сих пор традиционно шьют женщины: двойной слой из 8 оленьих шкур, и обувь из кожи оленя высотой до бедра. У них практикуется шаманизм и вера в духов местных богов. Деревянных идолов они перевозят на особых священных санях. Они приносят в жертву оленя, съедают половину, а другую отдают богам, а также смазывают кровью оленя священные сани. Также они верят, что камни необычных форм - это останки богов, направляющих их уже более тысячелетия.



Карта расположения указанных племён


Вот и добрались мы до конца этой захватывающей мировой истории. На сайте автора можно найти много дополнительных фотографий, включая запечатлённые снимки дружеского взаимодействия самого автора с туземцами. Спасибо, Джимми, за это незабываемое виртуальное путешествие, мы по сути Вам даже завидуем, ведь Вы богато коснулись истин начала времён...

Этническое разнообразие на Земле поражает своим изобилием. Люди, живущие в разных уголках планеты, одновременно похожи друг на друга, но в тоже время сильно отличаются, своим образом жизни, обычаями, языком. В этой статье мы поговорим о некоторых необычных племенах, о которых Вам интересно будет узнать.

Индейцы пираха – дикое племя населяющее джунгли Амазонки

Индейское племя пираха обитает среди дождевых лесов Амазонии в основном на берегу реки Maici, в штате Амазонас, Бразилия.

Эта народность Южной Америки известна из-за своего языка, пирахан. На самом деле, пирахан – один из редчайших языков среди 6000 разговорных языков во всём мире. Количество носителей языка колеблется в пределах от 250 до 380 человек. Язык удивителен тем, что:

— не имеет чисел, для них существует всего два понятия «несколько» (от 1 до 4 шт.) и «много» (больше 5 шт.),

— глаголы не изменяются ни по числам, ни по лицам,

— в нём отсутствуют названия для цветов,

— состоит из 8 согласных и 3 гласных! Разве это не удивительно?

Согласно учёным-лингвистам мужчины племени пираха понимают элементарный португальский язык и даже говорят на очень ограниченные темы. Правда, не все представители мужского пола могут выражать свои мысли. Женщины же имеют слабое представление о португальском языке и вообще не используют его для общения. Однако в языке пирахан есть несколько заимствованных слов с других языков, преимущественно с португальского, например «кубок» и «бизнес».




Кстати, о бизнесе, индейцы пираха торгуют бразильскими орехами и предоставляют услуги сексуального характера, чтобы купить расходные материалы и инструменты, например, мачете, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие у них не является культурной ценностью.

Существует ещё несколько интересных моментов, связанных с этой народностью:

— у пираха нет принуждения. Они не указывают другим людям, что делать. Кажется, там вообще нет социальной иерархии, нет формального лидера.

— у этого индейского племени нет представления о божествах и боге. Тем не менее, они верят в духов, которые иногда принимают форму ягуаров, деревьев, людей.

— такое ощущение, что племя пираха – люди, которые не спят. Они могут вздремнуть минут 15 или самое большее часа два в течение всего дня и ночи. Они редко спят всю ночь.






Племя вадома – африканское племя людей с двумя пальцами на ногах

Племя вадома обитает в долине реки Замбези на севере Зимбабве. Они известны тем, что некоторые члены племени страдают эктродактилией, у них на ногах отсутствуют три средних пальца, а крайние два повернуты внутрь. Вследствие чего членов племени называют «двупалыми» и «страусоногими». Их огромные ноги с двумя пальцами – результат одной мутации в хромосоме номер семь. Однако в племени таких людей не считают неполноценными. Причина часто встречающейся эктродактилии в племени вадома – изоляция и запрет на вступление в брак за пределами племени.




Жизнь и быт племени короваев в Индонезии

Племя короваев, также называемое колуфо, проживает на юго-востоке автономной индонезийской провинции Папуа и состоит примерно из 3000 человек. Возможно, до 1970 года они не знали о существовании других людей, кроме себя.












Большинство кланов племени короваи живут на своей изолированной территории в домах на деревьях, которые располагаются на высоте 35-40 метров. Таким образом, они защищают себя от наводнений, хищников и поджогов со стороны кланов-соперников, которые уводят в рабство людей, особенно женщин и детей. В 1980 году некоторая часть короваев переселилась в посёлки на открытой местности.






Короваи имеют отличные охотничьи и рыболовные навыки, занимаются садоводством и собирательством. Они практикуют подсечно-огневое земледелие, когда сначала выжигается лес, а потом на это место высаживаются культурные растения.






Что касается религии, то вселенная короваев наполнена духами. Наиболее почётное место отводится духам предков. В трудные времена они приносят им в жертву домашних свиней.


Поразительно, но в наш век атомной энергии, лазерных пушек и исследования Плутона еще существуют первобытные люди, почти не знакомые с внешним миром. По всей земле, кроме Европы, разбросано огромное количество таких племен. Одни живут в полной изоляции, возможно, даже не зная о существовании прочих «двуногих». Другие знают и видят больше, но не спешат идти на контакт. А третьи готовы убить любого чужака.

Как же быть нам, цивилизованным людям? Пытаться с ними «подружиться»? Осторожно за ними следить? Полностью игнорировать?

Как раз в эти дни споры возобновились, когда власти Перу решили вступить в контакт с одним из затерянных племен. Защитники аборигенов резко против, потому что после контакта те могут погибнуть от болезней, к которым у них нет иммунитета: неизвестно ведь, согласятся ли они на медицинскую помощь.

Давайте посмотрим, о ком идет речь, и какие еще бесконечно далекие от цивилизации племена встречаются в современном мире.

1. Бразилия

Именно в этой стране живет больше всего неконтактных племен. Только за 2 года, с 2005 по 2007, их подтвержденное число выросло сразу на 70% (с 40 до 67), а сегодня в списках Национального фонда индейцев (FUNAI) значится уже больше 80.

Есть племена крайне малочисленные, всего по 20-30 человек, другие могут насчитывать и 1,5 тысячи. При этом все вместе они составляют меньше 1% населения Бразилии, но «исконные земли», которые им отведены, - это 13% территории страны (зеленые пятна на карте).


Для поиска и учета изолированных племен власти периодически совершают облет густых лесов Амазонки. Так в 2008 году близ границы с Перу были замечены неизвестные доселе дикари. Сначала антропологи заметили с самолета их хижины, похожие на удлиненные палатки, а также полуголых женщин и детей.



Но во время повторного облета через несколько часов на том же месте появились мужчины с копьями и луками, с головы до ног выкрашенные красным, и такая же воинственная женщина, вся черная. Вероятно, они приняли самолет за злобный дух птицы.


С тех пор племя так и остается неизученным. Ученые лишь догадываются, что оно весьма многочисленное и благополучное. На фото видно, что люди в целом здоровы и сыты, их корзины полны кореньев и фруктов, с самолета заметили даже нечто вроде фруктовых садов. Не исключено, что этот народ существует уже 10.000 лет и с тех пор хранит первобытность.

2. Перу

А вот то самое племя, с которым хотят вступить в контакт перуанские власти - это индейцы машко-пиро, тоже живущие в глуши амазонских лесов на территории национального парка Ману́ на юго-востоке страны. Раньше они всегда отвергали чужаков, но в последние годы стали часто выходить из чащобы во «внешний мир». Только в 2014-м их больше 100 раз замечали в населенных районах, особенно вдоль берегов реки, откуда они указывали на прохожих.


«Похоже, они сами идут на контакт, и мы не можем притвориться, что этого не замечаем. У них тоже есть на это право», - говорят в правительстве. Там подчеркивают, что ни в коем случае не будут принуждать племя ни к контакту, ни к изменению образа жизни.


Официально перуанский закон запрещает контактировать с затерянными племенами, которых в стране насчитывается не меньше дюжины. Но с машко-пиро уже успели «пообщаться» многие, от простых туристов до христианских миссионеров, которые делились с ними одеждой и едой. Может, еще и потому, что за нарушение запрета не предусмотрено никакого наказания.


Правда, не все контакты были мирными. В мае 2015 года машко-пиро пришли в одну из местных деревень и, встретив жителей, напали на них. Один парень был убит на месте, пронзенный стрелой. В 2011-м члены племени убили еще одного местного и ранили стрелами смотрителя национального парка. Власти надеются, что контакт поможет предотвратить гибель людей в будущем.

Это, наверное, единственный цивилизованный индеец машко-пиро. В детстве местные охотники наткнулись на него в джунглях и забрали с собой. С тех пор он носит имя Альберто Флорес.

3. Андаманские острова (Индия)

Крохотный островок этого архипелага в Бенгальском заливе между Индией и Мьянмой населяют крайне враждебные к внешнему миру сентинельцы. Скорее всего, это прямые потомки первых африканцев, рискнувших покинуть черный континент примерно 60.000 лет назад. С тех пор это небольшое племя так и занимается охотой, рыбалкой и собирательством. Как они разводят огонь, неизвестно.


Их язык не идентифицирован, но, судя по его разительному отличию от всех прочих андаманских наречий, эти люди тысячелетиями не вступали ни с кем в контакт. Численность их общины (или разрозненных групп) тоже не установлена: предположительно, от 40 до 500 человек.


Сентинельцы - это типичные негритосы, как их называют этнологи: довольно низкорослые люди с очень темной, почти черной кожей и короткими мелкими завитками волос. Их главное оружие - копья и луки с разными видами стрел. Наблюдения показали, что они точно поражают цель человеческого роста с расстояния 10 метров. Любых чужаков племя считает врагами. В 2006 году они убили двух рыбаков, которые мирно спали в лодке, случайно прибившейся к их берегу, а после встретили градом стрел поисковый вертолет.


Было лишь несколько «мирных» контактов с сентинельцами в 1960-е годы. Один раз для них на берегу оставили кокосовые орехи, чтобы проверить, посадят их или съедят. - Съели. В другой раз «подарили» живых свиней - дикари их немедленно умертвили и... похоронили. Единственное, что показалось им полезным, - это ведерки красного цвета, поскольку их поспешили унести вглубь острова. А точно такие же ведерки зеленого цвета не тронули.


Но знаете, что самое странное и необъяснимое? Несмотря на свою первобытность и крайне примитивные укрытия, сентинельцы в целом выжили после страшного землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году. А ведь по всему побережью Азии тогда погибли почти 300 тысяч человек, что сделало это стихийное бедствие самым смертоносным в современной истории!

4. Папуа Новая Гвинея

Обширный остров Новая Гвинея в Океании хранит много неизведанных тайн. Его труднодоступные горные районы, покрытые гущей лесов, только кажутся необитаемыми - на самом деле это родной дом для множества неконтактных племен. Из-за особенностей ландшафта они скрыты не только от цивилизации, но и друг от друга: бывает, что между двумя деревнями всего несколько километров, но они не подозревают о соседстве.


Племена живут настолько изолированно, что у каждого свои обычаи и свой язык. Только подумайте - лингвисты различают примерно 650 папуасских языков, а всего в этой стране говорят больше чем на 800 языках!


Такие же различия могут быть в их культуре и образе жизни. Одни племена оказываются относительно мирными и в целом дружелюбными, как забавная на наш слух народность хули , о которой европейцы узнали только в 1935 году.


Но о других ходят самые зловещие слухи. Были случаи, когда члены экспедиций, специально снаряженных на поиск папуасских дикарей, пропадали без следа. Именно так в 1961 году исчез один из членов богатейшей американской семьи Майкл Рокфеллер. Он отделился от группы и, как подозревают, был пойман и съеден.

5. Африка

На стыке границ Эфиопии, Кении и Южного Судана живут несколько народностей, числом около 200 тысяч человек, которых обобщенно называют сурма. Они разводят скот, но не кочуют и разделяют общую культуру с весьма жестокими и странными традициями.


Юноши, например, ради завоевания невест устраивают палочные бои, которые могут закончиться серьезными травмами и даже смертью. А девушки, украшая себя к будущей свадьбе, удаляют нижние зубы, прокалывают губу и растягивают, чтобы туда уместилась специальная тарелка. Чем она больше, тем больше за невесту дадут скота, так что самые отчаянные красотки умудряются втиснуть 40-сантиметровое блюдо!


Правда, в последние годы молодежь из этих племен стала узнавать кое-что о внешнем мире, и все больше девушек сурма теперь отказываются от такого ритуала «красоты». Однако женщины и мужчины продолжают украшать себя фигурными шрамами, которыми очень гордятся.


Вообще, знакомство этих народов с цивилизацией происходит очень неравномерно: они, например, так и остаются неграмотными, но быстро освоили автоматы AK-47, попавшие к ним в ходе гражданской войны в Судане.


И еще одна интересная деталь. Первыми людьми из внешнего мира, вступившими в контакт с сурма в 1980-е годы, были не африканцы, а группа русских врачей. Аборигены тогда перепугались, приняв их за оживших мертвецов - ведь раньше они никогда не видели белой кожи!