Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые. Темп - теория музыки В каких музыкальных произведениях есть изменение темпа

  • 12.06.2019

Эта статья будет интересна тем, кто хочет больше узнать о музыкальном темпе. Прочитав её, вы сможете ознакомиться со свойствами различных темпов, а также узнаете о том, как темп музыки может воздействовать на людей.

1. Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие

Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время.

Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Основные темпы в классической музыке (в порядке возрастания):
Граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (вальс, марш) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

2. Темпы и темповые обозначения в классической музыке

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

  • ларго (очень медленно и широко);
  • адажио (медленно, спокойно);
  • анданте (в темпе спокойного шага);
  • модерато (умеренно, сдержанно);
  • аллегретто (довольно оживлённо);
  • аллегро (быстро);
  • виваче (быстро, живо);
  • престо (очень быстро).
Итальянский Немецкий Французский Английский Русский Метрономпо Мальтеру
grave schwer, ernst und langsam gravement heavy, seriously грАвэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело 40-48
largo breit large broadly лАрго — широко, очень медленно 44-52
largamente weit, in weiten Abständen largement broadly ларгамЭнтэ — протяжно 46-54
adagio gemächlich à l"aise («at ease») easily, unhurried адАжио — медленно, спокойно 48-56
lento langsam lent slowly лЕнто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo 50-58
lentamente langsam lent slowly лентамЭнте — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento 52-60
larghetto mäßig langsam un peu lent somewhat fasterthan largo ларгЭтто — довольно широко 54-63
andante assai sehr gehend un peu lent somewhat slowerthan andante андАнтэ ассАи —очень спокойным шагом 56-66
adagietto mäßig gemächlich un peu à l"aise somewhat fasterthan adagio адажиЭтто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio 58-72
andante gehend, fließend allant ("walking") flowing андАнтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») 58-72
andante maestoso gehend, fließend erhaben allant in a majesticand stately manner андАнтэ маэстОзо —торжественным шагом 60-69
andante mosso gehend, fließend bewegt allant with motionor animation андАнтэ мОссо — оживлённым шагом 63-76
comodo, comodamente bequem, gemählich, gemütlich commode convenient (pace) комОдо комодамЭнтэ — удобно, непринуждённо, неспеша 63-80
andante non troppo bequem, gemählich, gemütlich pa trop d"allant andante, but not too much андАнтэ нон трОппо — небыстрым шагом 66-80
andante con moto bequem, gemählich, gemütlich allant mouvementé andante, but with motion андАнтэ кон мОто — удобно, непринуждённо, неспеша 69-84
andantino etwas gehend, etwas fließend un peu allant somewhat close to andante (somewhat faster or slower) андантИно — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto 72-88
moderato assai sehr mäßig un peu modéré somewhat slowerthan moderato модерАто ассАи —очень умеренно 76-92
moderato mäßig modéré moderately, neither slow nor fast модерАто — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro 80-96
con moto bewegnung mouvementé with motion кон мОто — с движением 84-100
allegretto moderato mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegretto аллегрЭтто модерАто — умеренно оживлённо 88-104
allegretto mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegro аллегрЭтто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante 92-108
allegretto mosso mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat fasterthan allegretto аллегрЭтто мОссо — быстрее, чем allegretto 96-112
animato bewegt, lustig animé animated, lively анимАто — оживлённо 100-116
animato assai bewegt, lustig animé very much animated, quite lively анимАто ассАи — очень оживлённо 104-120
allegro moderato bewegt, lustig animé quite lively, cheerful and quickly аллЕгро модерАто — умеренно быстро 108-126
tempo di marcia marschieren marcher au pas marching тэмпо ди мАрча — в темпе марша 112-126
allegro non troppo bewegt, lustig pa trop d"animé lively, cheerful and quickly, but not too much аллЕгро нон трОппо — быстро, но не слишком 116-132
allegro tranquillo bewegt, lustig animé tranquille lively, cheerful and quickly, but calm аллЕгро транкуИлло — быстро, но спокойно 116-132
allegro bewegt, lustig animé lively, cheerful and quickly аллЕгро — скорый темп (буквально: «весело») 120-144
allegro molto sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро мОльто — весьма быстро 138-160
allegro assai sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро ассАи — весьма быстро 144-168
allegro agitato, allegro animato sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро аджитАто — весьма быстро, взволнованно 152-176
allegro vivace sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро вивАче — значительно быстро 160-184
vivo, vivace lebhaft vif lively and fast вИво вивАче — быстро, живо,быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto 168-192
presto schnell vite fast прЭсто — быстро 184-200
prestissimo ganz schnell très vite very fast прэстИссимо — в высшей степени быстро 192-200

Частично по книге: Мальтер Л., Таблицы по инструментоведению. — М., 1964.

3. Эффекты музыки на сердечно-сосудистую и респираторную систему зависят от ее темпа

Д-р Luciano Bernardi и его коллеги (Университет Павии, Италия) изучали ответ сердечно-сосудистой и респираторной систем (ССС, РС) на изменения музыки у 12 практикующих музыкантов и 12 лиц иных профессий, сопоставимых по возрасту (группа контроля). После 20 минут спокойного отдыха оценивались параметры ССС и РС. Затем прослушивались 6 различных по стилю музыкальных фрагментов по 2 и 4 минуты, следующих в случайном порядке. В каждом фрагменте имелась случайно расположенная пауза по 2 минуты.

Оказалось, что частота дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) и соотношение низких и высоких частот вариабельности сердечного ритма (НЧ/ВЧ, показатель симпатической активации) увеличивались при более быстром темпе музыки и при простых ритмах, по сравнению с исходными величинами. При этом скорость кровотока в среднемозговой артерии и параметры барорефлекса уменьшались. По сравнению с немузыкантами, музыканты чаще дышали при более быстром темпе музыки и имели более низкую исходную ЧДД. Стиль музыки и личные предпочтения участников не имели такого эффекта, как темп или ритм музыки. Снижение АД, ЧДД, ЧСС и НЧ/ВЧ после 2-минутной паузы в музыкальном фрагменте было более выражено, чем после 5 минут исходной релаксации.

По мнению авторов, специально подобранная музыка, в которой чередуются быстрый, медленный темп и паузы, может вызывать релаксацию, уменьшать симпатическую активность и, таким образом, выступать в качестве компонента комплексной терапии заболеваний ССС. В редакторской статье того же номера Heart д-р Peter Larsen и д-р D Galletly (Веллингтонская Школа Медицины, Новая Зеландия) высказывают предположение, что у музыкантов в силу профессиональной тренированности выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, и поэтому сильнее корреляция между музыкальным темпом и ЧДД.

4. Темпы электронной музыки

В наше время классическая музыка немного отошла на второй план. Поэтому вашему вниманию предоставляются темпы электронной музыки по направлениям.

Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.

Подстили транса:
Full on - 140-150 ударов в минуту (bpm)
Psy - 146-155 (bpm)
Dark - 160 и более ударов в минуту.

Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. В целом, существенного различия между терминами «drum and bass» и «jungle» нет. Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а драм-энд-бэйсом считают существенно эволюционировавший джангл с новыми пост-техстепными элементами. Для многих людей изначально трудно разобраться с темпом этого напрвления. Поскольку из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Разброс темпов в этом направлении наверное один из самых больших. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту (обычно это олдскул) и может достигать аж 200. Темп в этом стиле легко можно определить по малому барабану.

Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. House сильно наполнен некоторыми элементами жанра soul 1970-х годов и стилем танцевальной музыки Disco. Хаус создаётся путём смешивания рельефных ударных басов жанра Disco и новым видом «тяжёлой» (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.). До сих пор не утихают споры о происхождении названия данного стиля. Но на данный момент центральной версией считается то, что название пошло от чикагского клуба Warehouse, там диджей Фрэнки Наклз смешивал классическое диско с европейским синти-попом, добавляя к этому свои собственные ритмы при помощи драм-машины Roland 909. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.

Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту. «Техно — это музыка, звучащая, как технология», — говорит Хуан Аткинс, один из основателей жанра. На самом деле в США техно-музыка была только андеграундным явлением, а вот в Великобритании она вырвалась на основную музыкальную арену страны конца 1980-х. Также этот стиль музыки был очень популярен и в других странах.

Около 20 лет назад в музыкальной электронной культуре появился такой стиль, который стал ответвлением техно-музыки. Название этому стилю Хардкор (Hardcore).

Хардкор (Hardcore) . Все, кто в 90-х увлекался электронной музыкой, должны помнить всем известный рейв Thunderdome, который собирал огрномное количество народу на территории Голландии, которые приходили на хардкор-рейвы. Но этот стиль музыки пользовался огромной популярностью и не только в этой стране, но и на территории Германии и других стран Европы.

Брейккор (Breakcore) - Это довольно недавно появившийся жанр. Наверное самый молодой среди всех жанров, использующих ломаный ритм. Темпы в этом стиле поражают как своим разбросом по bpm, так и своим темпом в принципе. Самый небольшой темп в брейккоре составляет аж 220 ударов в минуту, что намного больше, чем у любого другого стиля электронной музыки и достигать может совсем космических значений. Известны некоторые композиции в этом стиле, которым присуще значение в 666 bpm.

Электро (Electro) - сокращение от Electro funk (так же известно как robot hip hop), это стиль электронной музыки, взявшей свои корни из хип-хопа. Очень большое влияние на стиль оказали Kraftwerk и funk. Музыка в этом стиле звучит очень электронно («по компьютерному»), создатели такой музыки пытаются не использовать звуки живой природы, даже вокал обычно искажается для придания более «тёмного» и «механического» оттенка. Поэтому работы исполнителей пропитаны идеями роботов, ядерной физикой, компьютерами, технологиями будущего и во многом развитию этого стиля способствует фантастика. Электро присущ темп приблизительно такой-же как и хаус-музыке. От 125 ударов и немногим более - это электро.

Последний стиль электронной музыки, которому бы хотелось уделить внимание является Брейкс.

Брейкс (Breaks) - Очень интересный, на мой взгляд, стиль, но буду краток. Вся брейкс культура и в том числе это направление возникло в результате исторического события. Если я не ошибаюсь, в 1969 году группой Winstons была придумана песня «Amen brother», в которой впервые появилась ломанная барабанная петля, всем известная теперь как часть брейк-бит музыки. Теперь её называют amen break. Она очень часто испольуется в drum’n’bass. В брейкс она уже не похожа сама на себя, да это уже и не она, но основой этого стиля являются именно ломанные ритмы, котоые берут начало так давно. Их темпы стали более медленными и более «качающими». Темп стал ниже, чем у направлений-предшественников. Брейкс-музыка играется с темпом приблизительно 120-130 bpm. Если бы он был больше, то она растеряла бы весь свой драйв.

На этом думаю закончить, поскольку остальные стили электронной музыки являются, на мой взгляд, более экспериментальными или менее актуальными.

Темп в музыке, по всей видимости, является самой неопределённой и неоднозначной категорией, отвечающей за временные параметры.

Что такое темп?

Темп — это скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. Обратите внимание на слово абсолютный. На деле же темп оказывается относительным.
В отличие от метра и , где существуют четкие предписания, когда и с какой громкостью брать ту или иную ноту, в темпе такой математический подход дает сбой.
Казалось бы, с изобретением метронома любые неоднозначности должны сойти на нет. Однако картина не меняется сотни лет со времен Бетховена. Сначала композиторы старались скрупулезно выписывать темп по метроному, но позже отказались от этой затеи. Какие еще вопросы связаны с темпом? Вагнер в свое время, например, заявил, что правильность интерпретации полностью зависит от удачно выбранного темпа. Верно ли это утверждение? Исходя из своего субъективного опыта, могу сказать, что оно верно на 90%. Остальные 10 — это правильное понимание стиля музыки и все остальное.

Подчеркну, что это лишь точка зрения. Однако думается, что я не одинок в ней поскольку одни из лучших мировых музыкантов (таких как Лайндсдорф, А.Зимаков, Вагнер:) придерживаются того же мнения.
Попробую ответить на вопрос: почему многие композиторы отказались от обозначения метронома в своих произведениях?

Существует множество причин, но главная, по всей видимости, в прогрессе музыкантов.

Такая вещь как непрофессионализм довольно распространена среди исполнителей любых профессий.

Возьмем, например, современного (ситуация из моей биографии).

К примеру, написал он партитуру и занес ее в какой-нибудь секвенсор. Расставил темпы и все готово. Произведение звучит, также как в голове композитора. Но после этого партитура попала в оркестр и половина музыкантов не могут сыграть свои партии. Вот здесь и приходиться жертвовать либо темпом, либо нотами.

Многие произведения Бетховена были очень сложны для его современников и, по всей видимости, он решил дать некоторую свободу выбора темпа.

Современные же музыканты без труда играют Бетховена, но как только речь заходит о Шостаковиче или не дай бог о Мессиане, то все крушится и получается epic fail:)

При чем здесь собственно темп?

Главная проблема в том, что музыканты любят замедлять быстрые пассажи без причины, или брать медленный темп, объясняя это какой-то выразительностью, но сути это не меняет — они просто не могут это сыграть. От этого страдает композитор, слушатель и музыка.

Очень часто музыканты неправильно интерпретируют темпы, в результате чего произведения быстрого характера становятся балладами и наоборот.

Это очень часто можно наблюдать в среде классических гитаристов (это скорее даже правило искажать темпы) — написано Allegro играется Moderato, написано Moderato начинают играть Lento. Таких примеров тысячи — достаточно посмотреть несколько известных произведений и можно увидеть градацию темпа в пределах 40, а то и больше единиц метронома. Повторю, что это характерно для гитаристов-классиков. Среди пианистов я такого не замечал. Вообще сложно представить себе пианиста, который, используя в качестве оправдания свое видение, начал бы играть фантазию Шопена C# maj в темпе 140.

Это первая сторона проблемы темпа назовем ее механическо-исполнительской.

Теперь рассмотрим природу темпа.

Темп как структура, регулирующая ритмическое и метрическое движение музыки устоялся совсем недавно. Можно выделить два типа темпа:

  1. математический (темп метронома)
  2. чувственный (аффективный)

Математический характерен для электронной музыки, металла и проч. музыки, которая играется строго под клик. В такой музыке не допускаются никакие отклонения от темпа) за редким исключением можно встретить accelerando и ritenuto)

Чувственный это определяемый стилем, агогикой и . Один такт может быть в темп 90 второй в темпе 120, а третий в темпе 60. Такой подход к ритму характерен для Скрябина, Рахманинова.

Также есть середина между этими двумя понятиями. Такие явления как , шаффл построены на умелом сочетании разного подхода к темпу. Обозначения метронома не могут отражать реальных темповое этой причине от них отказались многие композиторы и по этой же причине большинство музыкантов отказываются от игры под клик.

С другой стороны словесные обозначения позволяют передать характер движения и направление, в котором следует мыслить музыканту (-ам)

Вот, что пишет Харлапин по этому поводу:

Словесное обозначение темпа указывает, не столько на скорость, сколько на «количество движения» — произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтической музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и другие нотные величины). Характер темпа зависит не только от основного пульса, но и от внутри долевой пульсации (создающей своего рода «темповые обертоны»), величины такта. Метроритмическая скорость оказывается лишь одним из множества создающих темп факторов, значение которого тем меньше, чем эмоциональнее музыка.

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение идет, в основном, восьмыми (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

Которыми пользуются композиторы для создания своих произведений. В талантливой музыкальной композиции нет ничего случайного: тональность, структура, украшения, манера исполнения - всё должно быть подчинено одной творческой задаче. Какую роль во всем этом играет музыкальный темп? И какие разновидности темпов существуют?

Музыкальный темп как средство музыкальной выразительности

Темп на итальянском обозначается словом «tempo». Итальянцы в свою очередь позаимствовали это слово из латинского, где «tempus» обозначает «время». В музыке темп обозначает скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Темп наряду с динамикой является одним из самых действенных средств передачи эмоциональной окраски произведения. Если человек, который пишет или исполняет музыкальные произведения, игнорирует этот факт, то результат его творческого процесса рискует оказаться блеклым и менее выразительным. Правильный темп в сочетании с верной динамикой обеспечивает эффективное общение композитора или исполнителя со своим слушателем. Сравнение музыки с человеческой речью вполне корректно, ведь эмоциональный окрас речи также определяется ее темпом и динамикой. Именно эти характеристики помогают получить отклик со стороны собеседника и вовлечь его в диалог.

Темп ложился в основу музыки еще с самых древних времен. Ранее музыканты своей игрой в основном сопровождали ритуальные танцы и шествия, немного позднее - сельские гуляния или балы знатных господ. Стук ног танцора, скорость, с которой передвигались танцевальные пары, становились ориентиром, по которому музыканты сверяли свой темп игры.

Как темп обозначается в нотной записи

Со временем музыка стала одним из самых любимых развлечений для людей самых разных сословий и уровня жизни. Когда начали появляться первые ноты, фиксирующие в себе мелодию той или иной песни или произведения, проблема обозначения в партитурах темпа стала актуальной. Действительно, как можно знаковым обозначением передать информацию о темпе произведения?

Композиторы знают, что темп - это еще и некая пульсация мелодии. Такая пульсация сугубо индивидуальна для любого музыкального творения. Когда человек желает измерить пульсацию своего сердца, то он считает количество его ударов в минуту. В музыке воспользовались тем же приемом, но с применением музыкальных делений - четвертных, восьмых, шестнадцатых нот и т. д. Именно количество нот определенной длительности, которые умещаются в минуту, определяет метр (темп) произведения. Практически над каждой партитурой слева размещается подобное обозначение: нота определенной длительности, знак «равно» и численное обозначение количества этих нот, помещающихся в минуту. Держать указанный темп и не отклоняться от него помогает специальный прибор - метроном.

Медленные темпы

Иногда вместо четкого метрического обозначения композитор может пользоваться и словесными обозначениями темпа. Как и многие музыкальные термины, темпы принято указывать на итальянском языке. Эта традиция укоренилась потому, что в период формирования нотной грамоты больше всего произведений сочиняли и записывали в партитурах итальянцы. Но современные русскоязычные независимые авторы зачастую применяют русские обозначения, переведенные с итальянского.

Самый медленный музыкальный темп - «grave», в переводе с итальянского звучит, как «тяжело» или «торжественно». К этому темпу также можно применить определения «значительно» или «очень медленно». Метрическое обозначение темпа колеблется в пределах от 40 до 48 ударов по метроному Мальтера.

Следующим в списке медленных темпов следует «largo», что по-русски значит «широко». Ларго может играться со скоростью от 44 до 52 ударов в минуту.

Затем следует ларгамэнте (46-54 уд./мин), адажио (48-56 уд./мин), ленто (50-58 уд./мин), лентамэнте (52-60 уд./мин), ларгэтто (54-63 уд./мин) и т. д.

Умеренные музыкальные темпы

Список умеренных темпов открывает обозначение «andante», что в дословном переводе обозначает «идти». Умеренный музыкальный темп «andante» - это темп «спокойного шага», он колеблется в области 58-72 ударов в минуту. Существует также несколько его разновидностей: андантэ маэстозо - значит «торжественным шагом»; андантэ моссо - значит «оживленным шагом»; андантэ нон троппо - значит «небыстрым шагом»; андантэ кон мотто - значит «удобным или непринужденным шагом»; андантино - темп в области 72-88 ударов в минуту.

Рядом с «andante» также находится темп «comodo» и «comodamente», что означает «не спеша». Метрическое обозначение этого темпа колеблется от 63 до 80 ударов в минуту.

К умеренным темпам также относится «moderato assai» (76-92 уд./мин), moderato (80-96 уд./мин) и con moto (84-100 уд./мин).

Быстрые темпы

«Allegretto moderato» - обозначение, которое открывает перечень быстрых темпов.

«Аллегрэтто модерато» - не очень быстрый музыкальный темп: термин переводится, как «умеренно оживлённо» и метрически обозначается от 88 до 104 ударов в минуту. Затем следует «allegretto» (92-108 уд./мин), «allegretto mosso» (96-112 уд./мин).

Сюда же относится термин «animato», что означает «оживленно», и «animato assai» - соответственно «очень оживленно». В числовых значениях эти темпы колеблются от 100-116 и 104-120 ударов в минуту.

«Allegro moderato» - это умеренно быстрый музыкальный темп, т. е. темп находится в пределах от 108 до 126 ударов в минуту. «Tempo di marcia» предлагает играть исполнителю произведение в темпе марша - в пределах от 112 до 126 ударов в минуту.

«Allegro non troppo» означает не очень быстрый темп (116-132 уд./мин), те же самые параметры имеет темп «allegro tranquillo». «Allegro» (значит, «весело») - 120-144 удара в минуту. «Allegro molto» значительно быстрее предыдущих темпов: метрически обозначается, как 138-160 ударов в минуту.

Наиболее часто используемые темпы

С появлением компьютерных программ для написания музыки, а также электронных метрономов числовые обозначения темпов прочно заняли свои позиции в партитурах, ведь словесные обозначения достаточно неопределенные и всегда требуют уточнения. И тем не менее из словесных обозначений до сих пор широко используются ларго (переводится, как «очень медленно», «широко»); анданте (неторопливый музыкальный темп); адажио (переводится как «медленно»); модерато (значит «умеренно» или «сдержанно»); аллегро (т. е. «быстро»); аллегретто (означает «довольно оживлённо»); виваче (т. е. «быстро» или «живо») и престо (значит «очень быстро»).

Дополнительные обозначения

Зачастую композитор не настаивает на исполнении своего произведения в строго указанном темпе. В таких случаях музыкальный темп может обозначаться прилагательным, характеризующим общее настроение, которое должно царить во время исполнения пьесы или песни. Например, «leggiero» означает «легко», а «pesante» - «весомо» или «тяжело». Легкости звучания или весомости можно одинаково успешно добиваться при совершенно разных метрических показателях музыки. Автор может также предложить исполнителю играть свою партию «cantabile», т. е. «певуче», или «dolce» - т.е. «нежно». В середине партитуры или в любой другой ее части могут также появиться ремарки вроде «ritenuto», что означает «сдерживая», или «accelerando», т. е. «ускоряя». Множество таких ремарок позволяют учитывать важные нюансы при исполнении музыкального произведения.

Воздействие темпа музыки на организм человека

В одном из итальянских университетов ставился интересный эксперимент на предмет того, как музыкальный темп влияет на состояние психики или другие показатели в организме человека. В эксперименте принимали участие как профессиональные музыканты, так и обычные любители музыки. Результаты были потрясающими: оказывается, быстрая, оживленная музыка мобилизует все системы организма (учащается пульс, ускоряется дыхание, повышается артериальное давление и т. д.), а медленная, неторопливая способствует полному релаксу, расслаблению нервной системы и нормализации АД.

Каждый музыкант-профессионал знает о существовании нот разной продолжительности - половинные, восьмые и т. д. Но если спросить кого-то, сколько времени должна звучать каждая из них, ответ будет неоднозначным. Ведь звучание одной и той же четвертной ноты в разных произведениях будет отличаться по продолжительности. Поэтому, хоть и связана со временем, определить ими протяжность всего произведения нереально. Это все равно, что пытаться измерить время с помощью шагов.

Музыкальный темп

Что же делать, и как правильно определить скорость звучания музыки? Как быстро внутреннему биологическому маятнику, находящемуся внутри каждого из нас, нужно работать в отбивании сильных долей? Ответ на этот вопрос существуют, ведь в этом случае речь пойдет о музыкальных темпах.

Темп в переводе с итальянского означает «время». Буквально термин означает быстроту звучания музыкального произведения, которое измеряется количеством ударов за минуту. Но главной задачей музыкального темпа является передача слушателю характера и эмоций творения композитора.

Каким бывает темп?

Для простых музыкальных слушателей-любителей главные отличия в музыке звучат, как быстрые или медленные. Профессиональные музыканты пользуются специальными терминами, придуманными в Италии. Таких терминов существует множество, но мы рассмотрим самые широко используемые. Стоит отметить, что, когда речь идет о музыкальном темпе, главным образом учитывается не определенное количество ударов (хотя и это тоже важно), а характер, несущий соответствующие эмоции.

Название темпа Эмоциональный оттенок, характер Количество ударов метронома
Grave очень медленно, тяжело, торжественно 40-48
Largo очень медленно, широко 44-52
Adagio спокойно, медленно 48-56
Lento тихо, медленно, протяжно, быстрее ларго 50-58
Andante умеренно, шагая 58-72
Andantino немного быстрее, чем анданте 72-88
Moderato весьма умеренно 80-96
Allegretto среднее между аллегро и анданте 92-108
Allegro весело, быстро 120-144
Animato взволнованно 152-176
Presto быстро 184-200
Prestissimo наиболее быстро 192-200

Как мы видим из таблицы, самый медленный музыкальный темп Grave, который означает, что произведение нужно играть не просто не спеша, но тяжело и торжественно. Здесь стоит отметить взаимосвязь значений темпа и музыкальных украшений (мелизмов). В данном случае, Grave обозначает также «серьезность» исполнения, тогда как схожие по количеству ударов Largo и Adagio требуют от исполнителя импровизации в украшении.

Иногда в заданном темпе Grave может встречаться указание возле отдельных одиночных нот Adagio. По логике вещей, изменение темпа в торжественной, серьезной части (увертюре, например) невозможно. В этом случае адажио указывает на возможность орнаментирования данного участка произведения. Отсюда произошли изречения о мастерах импровизации, которых называли «хорошими исполнителями адажио». Такой термин означал, что музыкант умеет применять орнаментирование во время игры.

Метроном

Такое необычное название носит инструмент, способный отбивать ударами определенные кусочки времени, благодаря которым и определяют темп в музыке. Переводится метроном с греческого как «сила закона». Классическое устройство представляет собой деревянную пирамидку, в центре которой двигается маятник. На нем также присутствует шкала с цифрами. Они означают количество ударов за минуту времени. Например, быстрый музыкальный темп Presto составляет 184-200 щелчков. На каждый из этих ударов приходится сильная доля такта. Существуют также электронные метрономы, а также мобильные приложения на смартфоны, установив которые, можно задавать нужный темп прямо с телефона.

Относиться к игре под метроном следует осторожно. Ведь музыка должна быть живой и звучание ее сложно назвать сплошной механикой. В основном, метроном используют для игры технических произведений: этюдов, гамм, арпеджио.

Как разные темпы влияют на организм человека?

В одном итальянском университете доктор Лучиано Бернарди провел интересный эксперимент. В его основе лежала задача проследить влияние разных музыкальных темпов на человеческий организм. Для участия отобрали 24 человека, половина из которых были музыканты-профессионалы, а вторая половина - обычные меломаны.

До начала эксперимента были произведены замеры:

  • артериального давления;
  • частоты дыхательных движений;
  • частоты биения сердца;
  • высокая и низкая частота изменчивости сердечного ритма.

После этого подопытным давали слушать разные по продолжительности (2-4 минуты) и стилю музыкальные отрывки с непродолжительными паузами между ними.

Каким был результат эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что все органические показатели увеличивались во время звучания быстрых темпов музыкальных произведений. Причем, у музыкантов частота дыхания отмечалась выше, чем у простых слушателей. Интересно, что обусловлено это явление не индивидуальными предпочтениями каждого из участников, а ритмическим рисунком и темпом самого произведения.

По мнению доктора и его ассистентов, чередование быстрого и медленного музыкальных темпов способно погрузить слушателей в состояние глубокой релаксации, а также улучшить работу сердечно-сосудистой системы.

Электронная музыка и ее темпы

Классика вечна... Так утверждал в свое время великий композитор Паганини. Конечно, у классической музыки есть свои поклонники. Но на смену ей пришли новые стили с кардинально свежим звучанием. К таким относится электронная музыка.

Для написания электронных произведений используют различную аппаратуру, мало чем схожую с клавесином или скрипкой. В основном, это компьютеры, синтезаторы и прочие модные новинки. Рассмотрим наиболее популярные музыкальные направления.

Брейкс

Это не просто стиль, а целая субкультура. Зародилась во времена популярности группы «Винстонс», которая во время игры впервые использовали ломаную, так называемую «барабанную петлю» - не один звук ударных, а целые небольшие отрывки, состоящие из нескольких тактов. Позже такие мотивы стали основой брейкбита. Часто звучат они и в drum’n’bass стиле. В брейксе они уже значительно видоизменились, но ломаный ритм остался. Правда, звучит он в более умеренном музыкальном темпе с частотой ударов 120-130.

Электро

Электронный стиль уходит истоками в хип-хоп культуру. Сформировался под мощным влиянием funk и Kraftwerk. Направление отличается ярко выраженным «компьютерным» звучанием. Естественных звуков в такой музыке практически нет. Даже вокальные партии или голоса природы видоизменяются до неузнаваемости с помощью различных эффектов. Главной темой композиторов стиля электро являются роботы, технологические новинки, ядерные взрывы и т. п. Темп используется в 125 и выше ударов.

Техно

Зародился в 80-х годах 20 века в Детройте. По истечении короткого времени стиль подхватили диджеи Европы. Если в Америке направление носило, скорее, андеграундный характер, то в Великобритании оно вырвалось наружу, подобно лавине. Механические ритмы, искусственный звук, многоразовое повторение музыкальных фраз - все это характеризует стиль техно. Темп составляет 135-145 ударов в минуту.

Еще раз о главном

Многие музыканты в разные времена любили экспериментировать с музыкальными направлениями и их темпами. Для ориентации во временном пространстве в момент игры на музыкальном инструменте используют метроном. Что правда, это весьма относительно, ведь музыка, хоть и связана тесно с математикой, все же отличается наличием души. А душа, в свою очередь, зависит от подачи музыканта. Так что, экспериментируйте, чувствуйте и наслаждайтесь искусством.