Интересные факты о цыганских похоронах. Как хоронят цыгане: погребальные обычаи рома

  • 10.04.2019

Витальные, полные радости жизни цыганские надгробия до сих пор вызывают у многих жителей постСССР недоумение или даже неприятие. В основе же оформлений этих надгробий лежит верность дохристианским и доисламским традициям - культ предков и радости загробной жизни. Прах их родственников исчезнуть не может - отсюда похороны в могилах, уложенных кирпичом, а также витальные надгробья. Эти надгробья - в нашей фотогалерее.

О жизни цыган, североиндийском племени, в Европе написано много. Вот, как до XV века цыгане были бродячими ремесленниками, в основном кузнецами, но мощные гонения почти по всей Европе (кроме Испании, Османской и Российской империи) сделали их нацией-изгоем.

Изучение традиций цыган из-за неприятия чужаков и отсутствия письменной культуры началось поздно, с конца XIX века. Одна из интересных традиций - это похоронный обряд. Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к "грязному" процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности. Тело покойного это- часть культа предков, поэтому похороны у цыган традиционно богатые, иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору ещё живы и здоровы. Обязателен и памятник из дорогого камня с портретом усопшего во весь рост.

Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники даже докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было. Причем они расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.

Похороны у цыган обычно вызывали большое удивление у представителей другой культуры. Вот как в одном из своих рассказов описывал в 1970-е годы цыганские поминки писатель Владимир Войнович:

Как-то утром я вышел из нашего домика и увидел странную картину. Белая лошадь, погоняемая цыганским подростком, носилась кругами по пустырю, таща за собой телегу с чем-то белым, похожим на гроб.

Подросток весело крутил кнутом, видимо, развлекался. Подивившись этому представлению, я ушёл на пляж, а когда вернулся, увидел, что на пустыре кипит работа. Цыгане навезли доски и сначала сколотили настил, потом натянули поверх настила палатку, большую, на несколько сот человек, и протянули туда электричество. Вечером в палатке собрался народ, и духовой оркестр (как я узнал потом, заказанный и привезённый из Риги) грянул советские песни и марши. "Катюша", "Смуглянка-молдаванка", "Синенький скромный платочек". Мне стало любопытно, что бы это значило, я взял с собой Пашу, мы подошли к палатке и заглянули внутрь. Ярко светили под потолком свисавшие одна за другой голые лампочки. Два ряда длинных столов ломились от выпивки и закуски. Цыгане в хороших костюмах и галстуках и цыганки в ярких шелках - одни сидели за столами, а другие между столами кружились в вальсе, потом пустились в пляс. Наше появление в дверях было замечено. Я видел, что кто-то кому-то что-то сказал и показал на меня кивком головы. Тут же появилась старая цыганка в цветастом платье, держа в одной руке стакан водки, в другой - солёный огурец.

Дорогой, выпьешь с нами? - обратилась она ко мне.
Протянула мне водку и огурец.
- Извини, что не приглашаю в палатку, места нет.
- Ладно, - пришлось мне согласиться. - А что вы празднуете? За что я должен выпить?
- Выпей за упокой, - сказала она. - У нас девочка умерла. Тринадцать лет. Мы её провожаем".

"Мы подошли к могиле, а вернее к склепу. Цыгане хоронят своих покойниках не так, как остальные. Они выкладывают могилу изнутри кирпичом, ставят в неё гроб и сверху кладут бетонную плиту. В склеп вместе с останками усопшего могут, словно в древнем Египте, класть какие-то вещи, ковры, бутылки с вином.
Гроб поставили на возвышение, вдова стоит на коленях и продолжает вопить душераздирающим криком: - Кормилец, на кого ты нас оставил?!

Наклоняюсь к женщине и тихонько спрашиваю: - Ты ещё долго? Мне бы послужить. Крик на мгновение прекращается, и я слышу в ответ: "Ещё минуты полторы". Ладно, подождём.
Крик оборвался так же внезапно, как и начался. Вдова быстро и по-деловому уложила в гроб несколько свёртков. В одном, как мне показалось по форме, было спиртное, а что в других, я так и не разобрал".

Похороны у этого народа весёлые, и больше похожи на день рождения или свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, чтобы покойный ушёл в мир без слез, нужды и страданий. Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии (эти мелодии как раз и описывает Владимир Войнович). Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на скорбное зрелище - те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются ещё на четвертый день.

И ещё важная деталь. Могила и надгробие - это единственное "стационарное имущество" у кочевника-цыгана. И, как говорят, цыгане, это их единственный настоящий дом, в который переселяются только после смерти.

Источники фотографий, Живой журнал nostradamvs , m-porcius-cato , vakin , Evelyne , funkypig , портал Донецка

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наш телеграм-канал

Об экономике - Proeconomics

+++

Цыгане — это один из самых удивительных этносов, сохранивший свои традиции и уникальный уклад жизни. Несмотря на исповедование религии региона проживания, ромы сумели привнести особенности своей культуры во все жизненные аспекты. Одной из самых закрытых церемоний являются цыганские похороны, овеянные ареалом таинственности и магии.

Отношение к смерти как основа сложившихся традиций

На сегодняшний день по всему миру проживает более 10 миллионов цыган, отличающихся вероисповеданиями и обычаями. Но похороны практически у всех ветвей ромов проходят практически одинаково. Это связано с особенным восприятием смерти, для которого характерно:

  • Возведение культа умершего, которого провожают в другой мир с небывалыми почестями и гуляниями. Нередко похороны могут затянуться на несколько недель, так как с усопшим должны попрощаться все его родственники и близкие люди. Все это время тело находится в специальном шатре, где рядом с ним обязательно находится член семьи такого же пола, что и усопший. У ромов принято устанавливать на могилу огромный памятный монумент с выгравированным изображением умершего во весь рост.
  • Отвращение, приравнивание смерти к «грязным» событиям. Согласно традиции, умирать в общем шатре запрещается, так как в этом случае кровать и все окружающие вещи будут считаться нечистыми, их придется спалить или же закопать вместе с усопшим. В связи с этим могилы некоторых цыган обустраиваются как комнаты, в которых он жил. Туда помещаются не только любимые вещи, но и мебель, предметы интерьера, в окружении которых он умирал.

В большинстве случаев похороны у цыган больше напоминают гуляния с песнями и плясками. Это связано с верой, что после смерти душа покидает бренное тело и отправляется в лучший мир, в котором нет места страданиям.

Цыганские похороны до сих пор малоизучены, а общественности известна лишь малая часть из обычаев. Предлагает ознакомиться с некоторыми известными традициями:

  • У ромов запрещено повреждение целостности тела усопшего, так как согласно поверьям без них человек не сможет обрести покой в загробном мире. Разрешение спорных ситуаций осуществляется у барона, и только он может дать разрешение на проведение медицинской экспертизы. Но делается она с условием возврата в тело всех органов.
  • У кочующих племен умирающий человек перемещается в специальный шатер – «бендер». Рядом с ним разрешается находиться близким людям, но им нельзя грустить и плакать. До последнего вздоха умирающего они должны вести себя как обычно.
  • После смерти человек также омывается, но используется не обычная вода, а специальные травяные настои и отвары. При этом над усопшим читаются не молитвы, а заговоры.
  • Некоторые общины считают, что душа умирающего человека способна переселяться в другое тело. Поэтому ко рту подносят птицу, а после кончины выпускают ее на свободу.
  • Так как похороны должны проходить с размахом, родные начинают собирать на них деньги заблаговременно. Эта традиция чем-то похожа на сбор приданного для невесты.
  • Оседлые цыгане предпочитают заранее выкупать землю на кладбище, устраивая усопшим подземную комнату. Кочевые же хоронят умерших на безлюдном месте, например, в лесной чаще. Хорошим признаком считается наличие рядом с могилой куста ежевики, так как считается, что она защитит место захоронения от осквернения животными.
  • Не все ромы хоронят близких в гробах — некоторые предпочитают обматывать тело дорогими коврами.
  • Хоронят усопших в самой лучшей одежде, а на женщин надевается несколько ярких цыганских юбок.

После продолжительных похорон проводятся поминки, которые, как правило, также длятся насколько дней. Все это время гости угощаются, поют и пляшут, радуясь тому, что человек отправился в лучший мир.

Обряды цыган при похоронах заключаются в следующем. Все вещи умершего должны быть закопаны в могилу вместе с ним. Цыгане верят в загробную жизнь, поэтому многие кладут в могилу и новые вещи, и старые, которые могут пригодиться душе человека.

Если цыган болеет и умирает медленно, то его по обряду желательно перенести в специальное место — шатер, где он может спокойно умереть. По традиции, если цыган умер в своей кровати — это место загрязнено, поэтому кровать выкидывается.

На поминках цыгане веселятся, поют песни, танцуют. Иногда поминки могут длиться несколько дней.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Погребальные обряды на кладбище

Обряды цыган на кладбище имеют свои особенности. По традиции, цыгане очень ответственно относятся к такому обряду как погребение. Также цыгане испокон веков уважали усопших людей, особенно из табора.

Еще при живых родителях дети у цыган должны начинать копить деньги и средства на похороны. Так как обычно сам процесс похорон — должен быть красивым и богатым.

По обрядам цыган они большое значение придают и памятнику на могиле усопшего. Нужно, чтобы памятник был богатым, из хорошего материала.
С другой стороны, цыгане считают смерть грязной, нехорошей. И относятся к этому также.

Какие обряды погребения у азиатских цыган?

Азиатские цыгане отличаются от обычных цыган. Они живут на территории Средней Азии, говорят на таджикском языке.
Обряды у таких цыган также отличаются от обычных.

По религии азиатские цыгане — это мусульмане. Поэтому и обряд погребения происходит по мусульманским традициям. Также они и молятся. Так как, в основном, азиатские цыгане — это кочевой народ, поэтому у них нет кладбищ. Хоронят они не с таким шиком, как другие цыгане. Также организуется шатер, специальное место, где можно попрощаться с умершим. Хоронят на том месте, где на данный момент остановились. Обряд цыган веры в то, что душа в течение 40 дней находится рядом с живыми, у кочевников — утрачивается.

Цыгане являются самым крупным этническим меньшинством в Европе с преобладанием преимущественно индийских корней. Эти народные группы проживают среди населения разных стран и подразделяются на шесть крупных ветвей, имеющих собственное название.

По этой причине не обошлось без влияния европейских государств на культурные особенности каждой из них. Однако в религии и обычаях рома по-прежнему остаются общие черты, объединяющие этнос. Особенно это касается погребальных традиций, известных своим размахом, отчего ответ на вопрос "как хоронят цыгане своих усопших" для многих представляет острый интерес.

Закон и культура

Культурные обычаи некоторых цыганских племён часто приводят к разногласиям с законами на территории, где кочует или живёт табор. Это связано со строгим табу на повреждение целостности тела усопшего, и корни такого запрета следует искать в магических поверьях.

Русские, прибалтийские и скандинавские представители данного этноса придерживаются мнения, что человек не способен обрести покой без таких внутренних органов, как мозг и сердце, потому выступают против судебно-медицинской экспертизы.

Такая позиция вынуждает получать свидетельство о смерти в обход органов правопорядка. Если дело принимает слишком серьёзный оборот, разрешением проблемы занимается цыганский барон. В этом случае, если последний сочтёт споры с законом бесполезными, умерший отправится на СМЭ, но с условием: после осмотра внутренние органы должны быть возвращены в тело покойного.

Цыганские обычаи и традиции

Бытует мнение, что лишь у трёх ответвлений данного этноса принято устраивать роскошные похороны. Однако единичные случаи допускают исключения в зависимости от традиций, сформировавшихся в отдельном таборе или общине. Из устоявшихся можно выделить всего две: стойкое отвращение к смерти и возведение некоторого культа умершего.

Цыганские похороны у прибалтийских, русских и скандинавских племён длятся по 2-3 дня, при этом сопровождаются "песнями и плясками". Такие непривычные обычаи объясняются верованиями рома: считается, что со смертью физического тела человек становится свободным от всех мирских проблем и печалей, переходя в лучший мир, лишенный страданий.

При этом умирающего от болезни никогда не оставляют одного. В кочевых племенах он перемещается в специальный шатёр - "бендер", где с ним до последнего остаются близкие. При этом до самого момента смерти родные должны вести себя как обычно: есть, пить, смеяться и даже петь.

Ни один цыган никогда не позволит себе остаться умирать в общем шатре или доме, поскольку своей смертью он сделает это место грязным, непригодным для дальнейшего проживания. Из-за этого личные вещи усопшего, также запачканные скверной, ранее раздавали нищим у церквей, а в последние десятилетия опускают под землю вместе с покойным, расставляя их словно в комнате.

Одним словом, так, как хоронят цыгане, сегодня не делает этого никто. Например, вместо молитв над усопшим читают заговоры и по возможности опускают тело в могилу без гроба.

Подготовка к похоронам

Некоторые ответвления рома примечательны заблаговременной подготовкой к погребению: она выражается в создании накоплений уже с детства, чтобы позже суметь обеспечить себе достойные похороны. Например, часто имеет место предварительная покупка места на кладбище, где хоронят цыган.

В остальном же процесс приготовления тела к погребению зависит от религии самого племени. Похоронные обряды православных рома большей частью состоят из соблюдения христианских традиций: тело также обмывают и оплакивают с той лишь разницей, что для омовения используются травяные отвары, а молитвы заменяются заговорами.

Как хоронят цыгане

Во многих регионах похороны рома проходят пышно, особенно если умирает В Молдове в 1998 году местного булибаши предали земле только на 14 день, чтобы все, кто хотел с ним попрощаться, смогли прибыть, параллельно с этим выстраивая богато отделанный склеп со специальными нишами. Они нужны для того, чтобы поместить вместе с умершим предметы его быта и любимый алкоголь.

В этом похороны русских, прибалтийских и скандинавских ветвей рома похожи. Они различаются лишь общим размахом, зависящим от статуса усопшего, и количеством дней, отведённых на подготовку.

Цыганские захоронения

Итак, мы уже практически рассмотрели вопрос о том, как хоронят цыгане своих усопших. Заметим еще, что процесс во многом зависит от места погребения.

Кочевые племена не имеют средств для покупки места на кладбище, потому отошедшего в мир иной предают земле в безлюдном нехожем уголке, вроде лесной чащи или степи под кустом ежевики. Согласно преданию, это растение защищает могилу от осквернения животными. Вещи же покойного зачастую просто сжигаются.

Прочие оседлые представители этноса хоронят своих близких, как все: на кладбищах. Крупные цыганские поселения располагают собственным погостом на выкупленной земле.

Заключение

Чтобы с уверенностью утверждать о погребальных обычаях цыган, следует лично присутствовать на похоронах или быть вхожим в табор. Это объясняется тем, что рома с особой тщательностью оберегают свои традиции, потому многое, что известно на сегодняшний день, является слухами или рассказами свидетелей.

Более того, не допускается распространение даже тех обычаев, значение которых позабыто цыганами. Возможно, причиной тому является неукоснительное исполнение всех требуемых ритуалов, связанных со смертью и похоронами.

Сейчас на Земле проживает чуть более 10 млн. цыган, людей с интересными необычными устоями, которых можно встретить в любой части света, в любой стране, однако их традиции, как и языки - отличаются. Что касается религиозных верований, чаще всего они исповедуют религию, распространенную в той местности, где они проживают, поэтому есть цыгане-мусульмане, православные, иудеи.

Цыганские обычаи

У цыган есть свои традиции, которым они следуют, когда происходят те или иные события, а особенно если речь идет о смерти, подготовке усопшего к погребению и цыганских похоронах.

Как рассказывала в своем интервью потомственная цыганка Жанна из Минска (она второй раз замужем и имеет 3 детей), только у цыган, поселившихся на территории некоторых прибалтийских стран (Литва, Латвия) и скандинавских (Финляндия), поминки длятся 2-3 дня и проходят «с веселыми песнями и плясками», чем сильно отличаются от скорбных традиций, распространенных во всем мире.

В данном случае такое странное на первый взгляд поведение объясняется следующим: племена ромалэ веруют в то, что с физической смертью наступает избавление умершего от боли, страданий, проблем, одним словом - земных мучений, и он переходит в лучший мир.

Цыгане, проживающие во Франции, верили, что душа умирающего человека в момент смерти может переселиться в другое существо, поэтому ко рту умирающего подносили птичку, которую потом отпускали на волю.

Чужих тут нет

Чаще всего цыганские традиции сокрыты от посторонних глаз, а мы очень мало знаем об этой народности. Сами представители нации их не афишируют и не допускают «чужих». Поэтому вся известная нам информация о похоронах цыган собрана «по крупицам», рассказана теми людьми, которые присутствовали при захоронении (соседи, знакомые) или подготовке к нему (работники моргов, кладбищ).

Вы знаете, что у цыган вскрытие является табу? Поэтому когда несчастные случаи заканчиваются летальным исходом, прибывшие на место родственники препятствуют тому, чтобы судебно-медицинская экспертиза забирала тело в морг. Бывает, окончательное решение по этому спорному вопросу, когда вступают в противоречия культурные традиции и закон, принимается на уровне местных властей и цыганских баронов.

Вот еще несколько моментов, которые поведала русская девушка, присутствовавшая на цыганских похоронах. Она рассказала, что вплоть до погребения усопшего не оставляют одного; с ним рядом постоянно находятся родственники или знакомые того же пола, что и умерший.

«Когда все было готово, усопшего, тело которого располагалось на ковре, опустили в могилу без гроба, хотя предварительно его обмывали и оплакивали точно по христианским обычаям, с той лишь разницей, что над умершим читались не молитвы, а своеобразные заговоры», - поведала очевидица. Однако в наше время, а тем более в городах, случаи захоронения без гроба - большая редкость.

Легенды становятся ближе

Англичанин-полуцыган Рэймонд Бакленд (впоследствии он эмигрировал в США), который с детства увлекался оккультными науками и магией, написал книгу о тайнах цыганской жизни и традициях. Описанные там события в основном относятся к концу XIX века. Вот некоторые примеры.

Как бы ни звучало дико, но умирая, человек перемещался из вардо (его дом на колесах) в специально сооруженный шалаш (на их языке - бендеры). Ни один уважающий цыган не станет умирать в постели в доме.

В шалаше-бендерах собирались родственники, разговаривали, ели, пили, вели себя, как обычно. Когда момент смерти был близок, умирающего начинали подготавливать к переходу в другой мир. Он сам лично, если был в состоянии, из последних сил помогал обмыть себя специальными травяными отварами, после чего на него надевали новую одежду; если умирала женщина, на нее надевались многочисленные цыганские юбки (чаще всего их пять).

В момент отхода, начинались плач и рыдания, которые спустя какое-то время перерастали в грустное пение.

Кремация со всем нажитым имуществом

Вплоть до середины прошлого века, когда умирал глава семьи, его клали в вардо и сжигали вместе со всем имуществом. Сейчас эта традиция изжила себя, но до сих пор покойному чавела в гроб кладут его любимые вещи: например, курительную трубку, вилку с ножом, бубен, гитару и пр.

Если местность позволяет, умершего рома хоронят в укромном месте (лесу или степи) и не оставляют никаких опознавательных знаков, за исключением куста ежевики, который, по преданиям, оберегает место погребения от осквернения животными. После смерти стараются не упоминать имя усопшего, чтобы не потревожить его, а тем более не вызвать из мира мертвых.

Одни цыгане верят в перевоплощение души и считают, что она трижды возвращается на землю с интервалом в 500 лет; другие - в загробную жизнь; третьи - в то, что после смерти наступает бесконечная жизн. Но все они всегда точно следуют ритуалам, связанным со смертью и похоронами цыган.