Richard clayderman - биография музыкантов - каталог статей - музыкальный экспресс. Richard clayderman - биография музыкантов - каталог статей - музыкальный экспресс Richard clayderman биография

  • 19.06.2019

Официальный веб-сайт Ричарда Клайдермана

На концерте в столице Хельсинки сколь плодовитый, столь же и популярный пианист Ричард Клайдерман исполнил композиции со своего последнего альбома и старые, хорошо знакомые публике хиты

В мартовский воскресный вечер вскоре после Международного женского дня к расположенному в центре Хельсинки дворцу «Финляндия», похожему на огромный айсберг, эффектно сияющий на фоне тёмного мартовского неба, благодаря своим подсвеченным белоснежным стенам, облицованным каррарским мрамором, спешили любители фортепианной музыки: в столице давал концерт французский пианист Ричард Клайдерман.

К великому сожалению, организаторы гастролей из компании Phoenix Entertainment не слишком активно рекламировали концерт знаменитого исполнителя, поэтому зал был заполнен примерно на треть. Позже мои знакомые искренне сожалели, что не слышали о концерте. Меня на него пригласили, буквально, за несколько часов до начала. Зато уж вовремя проинформированные и пришедшие на концерт с предвкушением праздника, не поскупились на овации!


Ввиду сравнительно недавно отпразднованного Дня 8 марта, перед началом выступления в фойе женщинам дарили «комплимент» от маэстро – трогательные шарфики и компакт-диск его самого последнего студийного альбома «Romantique», произведения из которого спустя несколько минут можно было услышать в живом исполнении.

О 63-летнем французском виртуозе, аранжировщике, исполнителе классической и этнической музыки, а также музыки к кинофильмам, кажется, уже сказано, написано и переписано друг у друга всё, что только можно было сказать и написать.

40 лет славы это – 267 золотых и 70 платиновых дисков, в общей сложности свыше 150 миллионов проданных пластинок, бессчётное количество концертов.

Подсчитано, что за 250 дней, проводимых ежегодно вне Франции, Ричард Клайдерман даёт по 200 выступлений. В его гастрольном графике значатся: в марте – Румыния, Финляндия, Армения, Испания, Хорватия, Сербия; в апреле – Македония, Чехия, Корея; май отведён концертам в Японии. И после летнего перерыва – опять осеннее турне, начинающиеся с Израиля.

Зимой 2016/2017 годов пианист выступал в Канаде, Новой Зеландии, на Канарах, в Швейцарии, на Мальте, провёл большой «Зимний тур» по Китаю, и под конец зимы успел сыграть в Литве и Латвии.


У Клайдермана с самого детства не биография, а сплошная Книга рекордов Гиннесса, куда он, кстати, внесён как «самый успешный пианист мира».

Игрой на фортепиано маленький Филипп Паже (это его настоящее имя) увлёкся в раннем детстве. Впоследствии очевидцы утверждали, что в шестилетнем возрасте мальчик владел нотной грамотой лучше, чем своим родным французским языком. В 12 лет он поступил в Парижскую консерваторию, в 16 – получил первый приз на конкурсе молодых пианистов.

Ему прочили блестящую карьеру классического исполнителя, но, как вспоминает сам Клайдерман, «я хотел заниматься чем-то другим, и вместе с друзьями создал рок-группу; это было трудное, тяжёлое время... те небольшие деньги, которые мы могли заработать, отдавались на приобретение музыкального оборудования. Я был реально вынужден питаться просто ужасно, главным образом, сэндвичами – так что меня оперировали по поводу язвы, когда мне было всего 17».

К тому времени отец Клайдермана, очень способствовавший музыкальной карьере сына, уже был серьёзно болен и не мог поддерживать его в финансовом плане. Чтобы зарабатывать на жизнь, Ричард находит себе работу аккомпаниатора и сессионного музыканта. «Я наслаждался этой работой, – вспоминает он, – и в то же время она хорошо оплачивалась. Так я отошел от классической музыки, но одновременно это дало мне сильную базу для того, что я делаю сейчас».

Одно из главных качеств хорошего сессионного музыканта – его универсальность, умение работать в разных условиях и жанрах, легко читать ноты и импровизировать. И хотя сессионные музыканты обычно не становятся знаменитыми, Ричард Клайдерман оказался в числе счастливых исключений.


Его талант не остался незамеченным. Вскоре он стал востребованным аккомпаниатором у самых известных французских звёзд, таких как Мишель Сарду, Тьерри Ле Люрон и Джонни Холидей. Когда Клайдермана спрашивают, каковы были его творческие амбиции в те годы, он отвечает: «Я на самом деле не стремился стать звездой и ощущал себя счастливым, будучи аккомпаниатором и играя в музыкальных группах».

Жизнь музыканта кардинально изменилась, когда в 1976 году ему позвонил известный французский композитор и музыкальный продюсер Оливье Туссен. Вместе со своим партнёром, композитором Полем де Сенневилем, он искал пианиста для записи «нежной фортепианной баллады».

Поль де Сенневиль, автор многих мелодий и аранжировок, сочинил пьесу в честь своей новорожденной дочери Аделины. 23-летнего Филиппа Паже прослушивают в числе других двадцати соискателей, и, к своему изумлению, он получает работу.

Владельцы французской звукозаписывающей компании Delphine Records не колебались. «Он понравился нам мгновенно, – вспоминал Поль де Сенневиль, – его совершенно особенное и мягкое прикосновение к клавишам в сочетании со сдержанной индивидуальностью и хорошей внешностью произвели сильное впечатление на Оливье Туссена и на меня. Мы приняли наше решение очень быстро».


Собственное имя музыканта было заменено псевдонимом – Ричард Клайдерман (он взял фамилию своей прапрабабушки-шведки), чтобы «избежать неправильного произношения его реального имени в других странах». Сингл под названием «Баллада для Аделины» разошёлся тиражом в 22 миллиона копий в 38 странах.

«Когда мы подписывали контракт, – рассказывал Оливье Туссен, – я сказал ему, если нам удастся продать 10 000, будет превосходно. Тогда было время диско, и мы не могли предположить, что такая баллада станет «призером»... Что это будет так грандиозно».

Так началась история сенсационного мирового успеха обаятельного французского музыканта. Его уникальный романтический стиль исполнения узнаётся теперь в любом произведении. Ричард Клайдерман обладает редкой трудоспособностью: он записал в общей сложности свыше 1300 мелодий – музыкальных шедевров классической, этнической и современной музыки.

Первый международный «хит» Ричарда Клайдермана – «Баллада для Аделины» – прозвучал и в Хельсинки. Пианист включил его в альбом «Romantique», записанный в Софии в сентябре 2012 года.


Эклектичность первого студийного альбома музыканта более, чем за десятилетие, выпущенного компанией Decca в 2013 году, отлично характеризует всё его творчество: тут и O Mio Babbino Caro Джакомо Пуччини, и попурри на темы из «Вестсайдской истории» и «Отверженных», и «Цветочный дуэт» из оперы Лео Делиба «Лакме», который гораздо чаще можно услышать в вокальном исполнении (как он изначально и задумывался), чем в инструментальном, и музыка из фильма «Список Шиндлера», а также произведения Адель, Прокофьева, Леонарда Коэна и снова Пуччини...

Помимо уже упоминавшейся «Баллады для Аделины» в Хельсинки прозвучало адажио из балета «Спартак» Арама Хачатуряна, музыка из фильма «Титаник», из прокофьевского балета «Ромео и Джульетта» и многие другие романтические мелодии, включая записанные на альбоме «Romantique».

Невероятное мастерство, позитивная энергетика, удивительная харизма Клайдермана просто завораживают. Его исполнительский стиль - это чудесные, чистые звуки и мелодии, в которых отчётливо слышна каждая нота, звенящая как хрусталь.

Пианист будто купается в звуках своей волшебной музыки, то разговаривая с роялем, то улыбаясь или хмуря брови, то подпевая своей мелодии, то вскакивая и играя стоя. Когда видишь Ричарда Клайдермана на сцене, трудно поверить в его природную застенчивость, о которой упоминают биографы.

Музыкант легко и весело общается с публикой, щедро раздаёт поначалу ошеломленным зрителям ноты уже исполненных композиций, в которых красивым твёрдым почерком аккуратно расписаны нотные знаки знаменитых произведений.

Два отделения концерта, безупречно отработанные на сцене самим пианистом без всяких перерывов «в пользу» сопровождавшего его скрипичного квартета, свидетельствуют, что музыка его утомить не может.

Маэстро признаётся: «Я люблю живые выступления на сцене, так как они дают мне прямой контакт с моими слушателями. Во время концерта, будь то выступление с моими 10-тью музыкантами или с симфоническим оркестром, мне нравится смешивать разные темпы, ритмы и стили, чтобы вызвать у слушателей самые разные эмоции».

По меткому выражению журналиста немецкого издания «Шпигель», которого теперь дружно цитируют все, кто пишет о Клайдермане, «он, возможно, сделал для популяризации фортепиано во всём мире больше, чем кто-либо со времён Бетховена».


Музыкант не любит сравнений с Бетховеном или Шубертом – для этого он слишком серьёзно к ним относится. Мир, в котором он живёт, очень отличается от мира немецких романтиков.

В «новом романтическом стиле» Ричарда Клайдермана его собственная исполнительская индивидуальность органично сочетается со стандартами классической и популярной музыки. Публика приходит в восторг, когда он с одинаковой виртуозностью играет классику, поп, рок, этническую музыку, романтические мелодии современных композиторов и сложнейшие произведения классиков в своей обработке.

Кроме сольных концертов, пользующихся неизменной популярностью, Ричард успешно выступает с лучшими оркестрами мира – с Лондонским филармоническим, Пекинским и Токийским симфоническими, Новозеландским и Австрийским национальными оркестрами. Список же знаменитостей, с которыми ему приходилось играть, просто бесконечен.

Ричард Клайдерман неизменно улыбается, и это не поза, а жизненная позиция. У него на редкость позитивное восприятие действительности. Даже когда ему задают «неудобные» вопросы о его творчестве, это его нисколько не задевает. Однажды его спросили, как он относится к тому, что его музыку называют «музыкой лифта» в том смысле, что её нередко включают в качестве фона?


Клайдерман легко соглашается: «Это правда, что мою музыку часто играют в лифтах, супермаркетах, магазинах, в самолётах. Часто это музыка, которая звучит в телефоне, когда вас просят ждать ответа. Это означает, что музыка такого рода способствует релаксации и является анти-стрессовой. Вы можете не отвлекаться на нее, но можете также её слушать.

Мне говорили, что многие водители, когда они заперты в пробках, ставят один из моих дисков, чтобы восстановить своё дыхание, понизить сердечное давление и/или просто расслабиться. Мне также рассказывали, что многие дети были сделаны под мою музыку – это замечательно, значит, это музыка любви!!! Ничего не могло бы порадовать меня больше этого».

Справедливости ради можно заметить, что, к примеру, в рождественские дни в Стокманне в Хельсинки традиционно звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта...


Милая маленькая деталь: в меню персонального сайта Ричарда Клайдермана есть рубрика для почитателей его исполнительского мастерства «Автограф». Если вы относите себя к числу поклонников музыканта и хотите получить фотографию маэстро с автографом, пошлите в студию Delphine Productions, расположенную в парижском предместье Нейи-сюр-Сен конверт с маркой и обратным адресом – Ричард пришлет вам свою фотографию так скоро, как только сможет.

Поскольку, как мне кажется, по объему почта Клайдермана должна быть ничуть не меньше, чем, скажем, у финского Деда Мороза – Йоулупукки, у которого, в отличие от музыканта, на этом участке трудится целая команда эльфов, столь искренняя забота не может не подкупать. Пожалуй, надо откликнуться...

Текст: Наталья Ершова


Ричард Клайдерман (настоящее имя Philippe Pagès) родился 28 декабря 1953 г. во Франции. Его отец, преподаватель фортепьяно, начал учить его музыке в очень раннем возрасте. Таким образом, в возрасте уже шести лет, Ричард мог читать музыку более бегло, чем его родной французский язык.

Когда Ричарду было двенадцать лет, он был принят в музыкальную консерваторию, где, в шестнадцать, он выиграл первый приз. Ему была предсказана многообещающая карьера как классического пианиста. Однако, вскоре после этого, и к всеобщему удивлению, Ричард решил заняться современной музыкой.

Но в это время серьезно заболевает отец Клайдермана и он уже неспособен поддержать сына материально. Чтобы зарабатывать на проживание, Рич

ард находит работу аккомпаниатора и музыканта. Его талант не остается незамеченным, и он вскоре становится очень востребованным. Работал с такими французскими звездами как Michel Sardou, Thierry LeLuron и Johnny Halliday.

Однако, его жизнь резко изменилась в 1976, когда ему позвонил Оливье Туссен, известный французский продюсер, который, с его партнером, Полем де Сенневиллем, искал пианиста для записи романтической баллады. Поль сочинил эту балладу как подарок его новорожденной дочери Аделайн. 23-летний Ричард был прослушан наряду с 20 другими претендентами и, к его изумлению, он получил работу.

Баллада вышла 38 миллионами копий. Она называлась «Баллада для Аделины».

Это было начало того, что называют выд

ающейся историей успеха, и с этого времени отличительный стиль фортепьяно Ричарда Клайдермана заработал ему статус суперзвезды во всем мире. Сегодня он записал более тысячи мелодий и, по словам немецкого журналиста, "он, возможно, сделал больше, чтобы популяризировать фортепьяно во всем мире, чем любой, начиная с Бетховена". Ричард Клайдерман создал "новый романтический" с помощью своего репертуара, который сочетает классику и поп-музыку. Продажи его дисков уже превысили 70 млн.

Самая большая цена, которую Ричард Клэйдерман считает он должен заплатить за международную славу, - время, которое он тратит вне его семейства. Ричард говорит, что его семья принимает это, как часть обязанности миллионам его поклонников

Начал занятия на фортепиано очень рано под руководством своего отца, преподавателя музыки.

В возрасте 12 лет поступил в консерваторию, где получил первое место среди 16-летних товарищей. Чтобы оплатить свою учёбу, а также чтобы самосовершенствовать себя, он начал играть на фортепиано. Он работал у Мишеля Сарду, Тьерри ЛеЛюрона и Джонни Халлидея.

В 1976 году был приглашён производителем музыкальных записей на пробу вместе с 20 другими пианистами для записи баллад. В результате выбрали его, и с этого момента его популярность существенно возросла.

Творчество

Всемирно известная «Баллада для Аделины» (фр. Ballade pour Adeline), написанная Полем де Сенневилем (фр. Paule de Senneville), сделала его звездой. Было продано 22 млн экземпляров в более чем 30 странах мира.

К настоящему времени Клайдерман записал более 1200 музыкальных произведений и выпустил свыше 100 компакт-дисков общим тиражом 90 млн экземпляров.

Ричард Клайдерман (настоящее имя Philippe Pages) родился 28 декабря 1953 г. во Франции. Его отец, преподаватель фортепьяно, начал учить его музыке в очень раннем возрасте. Таким образом, в возрасте уже шести лет, Ричард мог читать музыку более бегло, чем его родной французский язык.

Когда Ричарду было двенадцать лет, он был принят в музыкальную консерваторию, где, в шестнадцать, он выиграл первый приз. Ему была предсказана многообещающая карьера как классического пианиста. Однако, вскоре после этого, и к всеобщему удивлению, Ричард решил заняться современной музыкой.

Но в это время серьезно заболевает отец Клайдермана и он уже неспособен поддержать сына материально. Чтобы зарабатывать на проживание, Ричард находит работу аккомпаниатора и музыканта. Его талант не остается незамеченным, и он вскоре становится очень востребованным. Работал с такими французскими звездами как Michel Sardou, Thierry LeLuron и Johnny Halliday.

Однако, его жизнь резко изменилась в 1976, когда ему позвонил Оливье Туссен, известный французский продюсер, который, с его партнером, Полем де Сенневиллем, искал пианиста для записи романтической баллады. Поль сочинил эту балладу как подарок его новорожденной дочери Аделайн. 23-летний Ричард был прослушан наряду с 20 другими претендентами и, к его изумлению, он получил работу.

Баллада вышла 38 миллионами копий. Она называлась «Баллада для Аделины».
Это было начало того, что называют выдающейся историей успеха, и с этого времени отличительный stcss фортепьяно Ричарда Клайдермана заработал ему статус суперзвезды во всем мире. Сегодня он записал более тысячи мелодий и, по словам немецкого журналиста, он, возможно, сделал больше, чтобы популяризировать фортепьяно во всем мире, чем любой, начиная с Бетховена. Ричард Клайдерман создал новый романтический" с помощью своего репертуара, который сочетает классику и поп-музыку. Продажи его дисков уже превысили 70 млн.

Самая большая цена, которую Ричард Клэйдерман считает он должен заплатить за международную славу, - время, которое он тратит вне его семейства. Ричард говорит, что его семья принимает это, как часть обязанности миллионам его поклонников.

Дискография Richard Clayderman

1998 Latin Passion
1998 Italian Passion
1998 Cinema Passion, Vol. 2
1998 Christmas Album
1998 Brazilian Passion
1998 Latina
1998 Cinema Passion, Vol. 1
1998 The Best of Andrew Lloyd Webber
1999 Fantastic Movie Story of Ennio Morricone
1999 Concerto
1999 In Amore
1999 Richard Clayderman
2000 Amor Latino
2000 Con Amor
2000 Descubra a Magia
2001 Concerto for You
2001 Lettre a Ma Mere
2003 Traummelodien
2003 The Confluence
2003 The Christmas Collection
2005 Piano Moods
2005 36 Favourite Piano Ballads
2005 Richard Clayderman & The Royal Philharmonic
2005 Plays the Hits of ABBA
2006 From This Moment On

Десятки лет Ричард Клайдерман покоряет слушателей со всего света. Каждая пластинка Принца романтики расходится многочисленными тиражами, поклонники с нетерпением ждут живых концертов, а критики, называющие творчество пианиста “легкой музыкой”, гадают, в чем же причина такой популярности. Возможно, в том, что Клайдерман любит свое дело, и публика, которую не обманешь, разделяет это искреннее чувство.

Детство и юность

Ричард Клайдерман (настоящее имя - Филипп Паже) родился 28 декабря 1953 года в Париже. Первые уроки музыки мальчику преподнес отец, который, к слову, не был профессионалом в этом деле.

Поначалу Паже-старший работал плотником, а в свободное время баловался игрой на аккордеоне. Но потом из-за болезни род занятий пришлось сменить - чтобы трудиться на дому, отец будущей знаменитости приобрел фортепиано и начал обучать игре на нем всех желающих. Мать зарабатывала на жизнь уборкой офисов, позже стала домохозяйкой.

Когда в доме появился музыкальный инструмент, мальчик сразу проявил к нему интерес, и это не ускользнуло от Паже-старшего. Тот начал учить сына нотной грамоте, и вскоре Филипп начал читать партитуры лучше, чем книги на родном языке. В 12 лет юноша поступил в консерваторию, а в 16 выиграл конкурс пианистов. Преподаватели прочили ему карьеру классического музыканта, но, ко всеобщему удивлению, юноша обратился к современным жанрам.


Такое решение Паже объяснил тем, что хотел создать нечто новое. Вместе с друзьями он организовал рок-группу, которая не приносила больших доходов. К тому времени отец Филиппа серьезно заболел, заработков в группе хватало только «на бутерброды». Уже в молодости пианисту прооперировали язву желудка. Чтобы содержать себя и семью, юноша стал подрабатывать аккомпаниатором и сессионным музыкантом.

Новое занятие пришлось Филиппу по душе, к тому же ему хорошо платили. Талантливого юношу заметили, и вскоре он начал сотрудничать с легендами французской эстрады: Мишелем Сарду, Джонни Холлидеем и другими. При этом Паже не испытывал тяги к сольной карьере, ему нравилось аккомпанировать знаменитостям и быть частью музыкального коллектива.

Музыка

В 1976 году в творческой биографии Филиппа произошел резкий поворот. С ним связался известный продюсер Оливье Туссен. Поль де Сенневиль, французский композитор, искал исполнителя для записи нежной мелодии “Ballade pour Adeline” (“Баллада для Аделины”). Паже выбрали из 20 претендентов, и композиция, посвященная новорожденной дочери де Сенневиля, сделала юношу знаменитым. С подачи продюсера он взял себе псевдоним - фамилию Клайдерман носила прабабушка музыканта, а имя Ричард пришло на ум само собой.

Ричард Клайдерман исполняет композицию «Ballade pour Adeline»

Пианист не ожидал такого успеха - в то время массовый слушатель предпочитал песни для дискотек. То, что инструментальная музыка будет настолько востребована, стало для Ричарда сюрпризом. С концертами он объехал десятки стран, его альбомы издавались миллионными тиражами, многие из них получили статус золотых и платиновых.

В 1983 году на выступлении Клайдермана в Пекине собрались 22 тыс. зрителей. А в 1984-м юноша выступил перед Нэнси Рейган. Первая леди США окрестила его Принцем романтики - с тех пор это прозвище закрепилось за музыкантом.


В творчестве Ричарда органично переплетаются классика и современные мотивы. И хотя часть критиков считает его стиль чересчур “легким”, пианист не видит в этом причин для расстройства. Он считает, что в мире, где происходит много страшных вещей, людям нужен источник радости и успокоения.

Таким источником стала его музыка. К тому же она знакомит массового слушателя с шедеврами композиторов разных стран и эпох: например, мелодия “Love story” (“История любви”) была написана лауреатом премии “Оскар” Франсисом Ле, а “Mano a mano” (“Рука в руке”) принадлежит аргентинцу Карлосу Гарделю.

Ричард Клайдерман исполняет композицию «Love story»

Также пианист записал кавер-версии известных песен: “The Tennessee Waltz” (“Теннесси вальс”) Патти Пейдж, “Ne me quitte pas” (“Не покидай меня”) Жака Бреля и других. Отдельные альбомы Клайдерман посвятил творчеству , группы . Особым успехом музыка Ричарда пользуется в странах Восточной Азии. Специально для принца Японии он записал композицию “Prince of the rising sun”.

Личная жизнь

Впервые Ричард стал главой семьи в 18 лет - в столь юном возрасте он женился на девушке по имени Розалин. Когда он рассказывает об этом раннем браке журналистам, те по обыкновению вздыхают: “Как это романтично!”. Однако пианист сразу же опровергает это утверждение и признается, что в тот раз поторопился вести возлюбленную под венец:

“Это ошибка - жениться, когда ты еще так неопытен”.

В 1971 году у Клайдермана родилась дочь, которую назвали Мод. Но ее появление на свет не спасло незрелый брак, спустя 2 года после свадьбы молодые люди расстались.

В 1980 году в личной жизни музыканта произошли перемены - он женился на Кристин, девушке, с которой познакомился в театре. В прошлом она работала парикмахером. 24 декабря 1984 года у пары родился сын Питер Филипп Джоэль.

“Во второй раз я был куда более хорошим мужем и отцом. Я чаще бывал с родными. И все-таки мне приходилось много гастролировать, а это плохо сказывалось на браке”, - рассказывал он в интервью.

В итоге Ричард и Кристин решили расстаться. В 2010 году Клайдерман предпринял третью попытку создать счастливую семью. Его избранницей стала Тиффани, скрипачка, много лет проработавшая с музыкантом бок о бок.

“Для меня она - лучшая. Тиффани играла в оркестре, который мне аккомпанирует, поэтому она хорошо знает мой характер”.

Свадьба состоялась в обстановке строжайшей тайны, кроме жениха и невесты, на церемонии присутствовал лишь их четвероногий любимец - пес Куки.

“Это был прекрасный день. Когда мы вышли из мэрии с кольцами на пальцах, светило солнце и пели птицы. Это был самый счастливый день в нашей жизни!”, - вспоминают муж и жена о бракосочетании.

Ричард жалеет лишь о том, что не уделяет семье достаточно времени. Близкие пианиста тоже страдают от нехватки общения с ним, но понимают, что у Клайдермана есть еще миллионы поклонников, которые ждут встречи с его музыкой.

Ричард Клайдерман сейчас

Сейчас дискография музыканта насчитывает более 90 альбомов, суммарный тираж которых составляет около 150 млн экземпляров. 267 пластинок Клайдермана стали золотыми, 70 - платиновыми. Он по-прежнему гастролирует по миру, 24 сентября 2018 года пианист дал единственный концерт в московском Доме музыки. Ричард признается, что ему нравится путешествовать, перелетать из одной части света в другую, поэтому постоянные поездки для него не в тягость.


Он счастлив в браке с женой Тиффани. Детей у пары нет, вдвоем они ведут гармоничную семейную жизнь, и тепло, присущее их союзу, заметно на совместных фото. Музыкант старается делать все, чтобы в браке царил мир и уют.

“Знаю, что есть мужчины, которые поднимают руку на жен. Когда я слышу об этом, не могу поверить ушам. Как такое возможно? Для меня это неприемлемо”, - заявил Клайдерман в интервью порталу Piano Performer Magazine.

Дискография

  • 1977 - “Richard Clyderman”
  • 1979 - “Lettre à ma mère”
  • 1982 - “Couleur tendresse”
  • 1985 - “Concerto (With The Royal Philharmonic Orchestra)”
  • 1987 - “Eléana”
  • 1991 - “Amour and more”
  • 1996 - “Tango”
  • 1997 - “Les rendez-vous de hasard”
  • 2001 - “Mysterious eternity”
  • 2006 - “Forever my way”
  • 2008 - “Confluence II”
  • 2011 - “Evergreen”
  • 2013 - “Sentimental memories”
  • 2016 - “Paris mood”
  • 2017 - “40th Anniversary box set”