Зачем каждое воскресенье ходить в храм? В каких случаях можно уходить из храма до конца богослужения.

  • 20.09.2019

Православное богословие и традиция имеют много терминов, которые до сих пор произносят на древнем славянском языке. Один из таких - всенощная. Для каждого верующего важно знать своё вероисповедание, а не просто слепо слушаться священника. Вера, которая не имеет твёрдого основания не является истинной. Апостол Иаков писал: «даже бесы веруют», но их вера не приносит никакой пользы.

Каждый человек имеет возможность обратиться к священнослужителю для того, чтобы получить ответ на интересующие его вопросы. Бог создал Церковь для того, чтобы люди приходили и получали знание и наставления в истине.

Что это такое

Всенощное бдение или Всенощная является радостным праздником для всех православных Христиан. Длится это общение верующих обычно от заката и до рассвета. Поэтому и называется бдением, так как прихожане и служителя церкви будут бодрствовать всю ночь. Сколько будет длиться богослужение также зависит от временных сезонов. Например, зимой с 18:00 до 6:00, а летом с 21:00 до 5:00.

Славянская церковная традиция считает, что по отношению к этому случаю более духовно будет употреблять фразы как: я иду ко всенощной; я возвращаюсь от всенощной и т. д. Иногда люди, в ежедневной речи, могут употреблять термин «всенощная» в смысле пасхального богослужения, которое происходит ночью и состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии. Римско-католическая церковь празднует аналогичным образом Вигилию (от латинского vigilia ).

Всенощное бдение имеет обычай быть проведённой накануне следующих событий:

  1. Воскресных дней.
  2. Двунадесятых праздников.
  3. Праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе.
  4. Дней храмовых праздников.
  5. Любого другого праздника в соответствии с настоятелем храма или с местной традицией.

В промежуток от вечерней до утреней, после ектеньи проводится - усиленное моление. Христиане призываются одним сердцем избавиться от всех лишних мыслей и полностью посвятить себя взыванию к Всевышнему.

История и значение

Толкование всенощного бдения очень простое - это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.

Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.

Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.

Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.

Во II-III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.

Как происходит

Молитвенные ночи имеют глубокий духовный смысл. Церковь провозглашает что красивый свет захода солнца изображает духовный образ света Христа. А также взгляд молящихся людей направляется на будущий свет Божьего Царства. Господь обещал, что придёт за теми , кто ждут Его. И Его пришествие будет в присутствии святых ангелов, которые будут нести радость тем, кто веруют, и разочарование и суд - отвергшим Божьего Сына.

Сравнить всенощное бдение можно с принципом, который присутствует в наше культуре на Новый год. Люди расстаются с плохим и приветствуют хорошее. Таким же образом христиане, при бдении, празднуют новое начало; тьма уходит, а свет торжествует. Невозможно уйти не изменённым с такого служения. Поэтому бдение служит как приготовление к Божественной литургии и к Евхаристии.

Сколько длится такое богослужение

Канон на всенощном бдении имеет свои особенности и должен соответствовать определённым критериям. Такое служение имеет довольно длинное последование, состоящий из более чем 20 действий.

На данный момент исходя из того, что среди верующих есть старые и немощные, традиция может быть более снисходительной к людям. Таким образом, возможно побыть на служении несколько часов, а потом возвратится домой.

Исповедь во время всенощного бдения

Одно из важнейших составляющих молитв прихожан является исповедь своих грехов перед Богом. Помимо исповеди перед священником, каждый христианин должен приходить к Богу с молитвами и с исповедью. Исповедь имеет в себе огромную силу. Апостол Иоан побуждает нас жить во свете, и не оставаться в темноте. Грех по своей природе любит темноту. Но мы можем его победить, только если выносим его на свет. Свет освящает людей и показывает им какими они являются. Бог хочет, чтобы христиане исповедовались . Церковь объясняет, что бдение может помочь человеку избавиться от плохих и греховных привычек.

Структура богослужения

Такой древний обряд имеет историческое значение и является символом Ветхого и Нового Заветов. Структура, которая применяется на таких богослужениях следующая:

Таким образом, объясняется весь Евангелия. Люди имеют возможность понять Кем является Бог, насколько Он свят и всемогущ; мы ослушались Его и согрешили; но Он, в Своей великой милости, послал нам Спасителя. В следствии, человек может уверовать в самые важные учения христианства и присоединится к Церкви.

Евангелия может утолить нужду наших сердец полностью и исключительно. Не стоит думать что если мы принадлежим христианскому вероисповеданию и церкви, то мы уже не нуждаемся не в чём. Бог - нужда сердца христианина. Он создал нас для Себя и наши души не будут иметь покоя, пока не найдут его в Нём. Помимо спасения , которое обретается через веру в Иисуса Христа, христианин имеет нужду в постоянном освящении. Поэтому следует продолжать молится и очищать свои души каждый день, пока Господь не придёт.

Вопрос задает Андрей – Алтайский край, Россия

Денис, пожалуйста, выскажите свое мнение по следующей ситуации. Приемлемо ли христианину работать на такой работе, где есть скользящий график выхода на работу? И порой он выпадает на воскресенье. Соответственно приходиться пропускать воскресное богослужение 1-2 раза в месяц.
В церкви, конечно, есть различные собрания в течении недели, но воскресное богослужение это особенное время. Верующий не первый год, служитель.
Да благословит вас и вашу семью Господь.

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте, Андрей!

Скажем так, весьма желательно. Писание гласит, что шесть дней трудись, а один день отдай Господу: "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх.20:8-11).

Для еврейского народа все это была важная заповедь. Господь желал, чтобы люди находили день для Господа, когда будут в Его покое.

Я верю, что каждому верующему хорошо в течение недели иметь один день, когда бы его можно полностью посвятить Господу, для того, чтобы приближаться к Нему, познавать Его.

Если речь идет о тех людях которые вынуждены работать в воскресенье, то, если нет другой работы и если нет возможности выбирать, то, безусловно, приходиться исходить из того что есть.

Но в таком случае я бы посоветовал, чтобы в течение недели вы могли бы выбрать один день, для того чтобы оказаться на каком-то другом церковном служении, когда Вы сможете пребывать в общении с христианами. Если и такой возможности нет, то находясь дома, посвятить больше времени, чем обычно, молитве и Слову.

Отмечу, что я отвечаю Вам, имея в виду, что у Вас в течение месяца есть возможность посещать церковь.

Вопросы Вашего служения в церкви следует урегулировать с руководством церкви. Во всех случаях старайтесь сохранять баланс в необходимости общаться с Богом, быть в общении с христианами, нести ответственность за служение, и за семью, которую Вам необходимо обеспечивать финансово.

Бог да благословит вас!

С уважением,

Денис Подорожный

Многие из нас уже давно ведут церковную жизнь, регулярно посещают храм, исповедуются, причащаются; знают церковные правила - писанные и неписанные, и очень охотно этим правилам учат других, зачастую против их желания. Но достигнув такого церковного «профессионализма», мы часто забываем очень важные вещи.

Чувство благоговения…Давайте вспомним, как мы заходили в храм и какие чувства у нас были, когда мы только начинали посещать церковь, когда мы ещё не были воцерковленными. Мы обдумывали каждое наше действие, причём, не только потому, что боялись получить выговор, а потому что испытывали благоговение. Что же стало теперь со многими из нас? Мы, как и прежде, трижды кланяемся храму перед тем, как в него зайти, кладём поклон внутри храма, а дальше… дальше чувствуем себя очень уверенно а, точнее, неблагоговейно. Идёт богослужение. Нам захотелось - пошли к иконе прикладываться, которая в другом конце храма, отвлекли этим молящихся. В этом - не только неблагоговение, но и элементарный эгоизм. Поэтому хождение по храму во время службы является грехом, который, кстати, всегда называется на общей исповеди. Но мы, особенно старожилы храма, почему то про это забываем. Забываем, что храм - это дом Божий и делаем то, что вздумается. А ведь именно с нас должны брать пример те, кто только начинает церковную жизнь. Чему они от нас научатся? Разговорам и гулянию по храму. Это не правильно. Это у иудеев считается, что если ты близок Богу, то можешь вести себя в синагоге очень свободно. Но мы - не иудеи, и в православном храме главное благоговение, страх Божий и забота о том, чтобы не помешать молитве других. Поэтому ходить во время службы по храму разрешается только священнослужителям и церковнослужителям. Можем ли мы представить какого - либо святого, который расхаживает по храму, разговаривает со встретившимися знакомыми? Нет… Но ведь для нас именно святые должны быть примером. Давайте вспоминать об этом каждый раз, когда появится желание достигнуть дальней иконы во время скучной для нас части богослужения.

Вот некоторые правила поведения за богослужением:
Чтобы приложиться к иконам и поставить свечи, нужно приходить в храм заранее, и когда чтец начнёт читать часы уже не ходить, а молиться соборно. Выбери себе удобное место и не сходи с него. Если надо исповедаться, причаститься или помазаться встань в соответствующую очередь, а после сего - вернись на прежнее место и стой до самого отпуста. Уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за неотложных обстоятельств - грех перед Богом. Особенно старайся не выходить из храма во время Литургии, по крайней мере до пения "Отче наш...". Богослужение - это пир у Господа. Представь, будет ли приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Если опоздал - не протискивайся к своему месту, а встань, где получится. Не передавай свечи и не ходи от иконы к иконе. Ты думаешь, что тебя никто не замечает, а на самом деле, ты отвлекаешь многих..Опоздал - дождись конца службы, и тогда приложишься. Ты же согрешил опозданием, вот и задержись в храме после службы.

Не разговаривай на службе; помни, что за разговоры в храме посылаются скорби. И старайся не приветствовать никого. Если увидел знакомого, кивни ему и довольно. А рукопожатия и целования отвлекают других от молитвы.

Стоя на службе не подпевай хору, кроме тех песнопений, которые, по традиции, поёт весь храм. Подумай, что рядом с тобой может стоять человек, который хочет слушать хор, а не твоё пение, даже если у тебя есть слух, и ты знаешь песнопения. У тебя, как говорят, душа поёт, но у рядом стоящего от твоего пения может возникнуть искушение, и он не сможет из-за этого молиться. Именно поэтому славословить вслух разрешается только священнослужителям, певцам и чтецам, а остальные должны делать это молча.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Часто, к сожалению, стоя на службе, мы не понимаем того что поёт хор или читает чтец. Что делать в этом случае? Можно ли в такие моменты молиться о чём-то своём? Храм - это место соборной молитвы, т.е. все прихожане должны молиться единодушно и единой молитвой. Когда мы понимаем содержание песнопений и чтений, когда мы понимаем прошения на ектиниях и возгласы священника, конечно, мы молимся вместе со всеми об одном и том же. Но когда непонятно, нужно молиться не о чём-то отвлечённом, а творить Иисусову молитву. В большинстве церковных молитв, неважно, поются они или читаются, мы просим Бога об одном - о помиловании. Поэтому, произнося мысленно «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», мы участвуем в тех же соборных молитвах, которые поёт хор или читает чтец. Иногда приходится видеть, как некоторые прихожане во время богослужения читают какие-то посторонние молитвы, например, каноны или последование ко святому Причащению. Это совершенно недопустимо и опасно. Св. отцы говорили, что ничего не может быть важнее соборной, а тем более Литургийной молитвы, а посему подобные наши самоделания чреваты повреждением ума. Правило ко Причащению читается заранее, и если нет возможности прочитать его целиком накануне, то можно начать готовиться раньше, читая, например, по канону в день. Исповедь перед Причастием тоже должна быть подготовленной, ЧТОБЫ НЕ ОТНИМАТЬ ЛИШНЕЕ ВРЕМЯ У СВЯЩЕННИКА И НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ других своими пространными и сумбурными рассказами, включающими ненужные подробности и оставляющими без внимания суть греха. Исповедоваться нужно во время Всенощного бдения. А пропускать Литургию, стоя на Исповеди, и отрывая при этом священника от его святого служения в Алтаре недопустимо. Поэтому тот, кто собирается причаститься, обязательно должен быть накануне на Всенощном бдении, а если это не получается, то следует отложить Причащение. Исключение делается в этом случае только для больных и немощных. Перед причащением мирян на некоторое время закрываются Царские врата, и перед ними ставится горящая свеча. В Алтаре в это время происходит важное и страшное действие: причащаются священники и готовятся причащать мирян. Свеча напоминает нам о внимании и благоговении, с которым нужно стоять в это время. А у нас наоборот храм становится подобен встревоженному улию, начинается шум и движение. Но ведь служба не кончилась…Поэтому нужно, оставаясь на своём месте, слушать молитвы или поучения, которые обычно читаются в этот момент, или творить Иисусову молитву.

Несколько слов об одежде… Часто приходиться, к сожалению, видеть в храме людей, стоящих за воскресным праздничным богослужением в неопрятной, повседневной одежде. Храм - это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, а Воскресение - это малая Пасха; и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Поэтому одежда в храме не должна быть броской, но и, приходя на праздник, не следует одевать то, в чём мы работаем или гуляем. Праздник есть праздник, и одеваться нужно соответственно.

Входя в храм все житейские попечения мы должны оставлять за его порогом. Здесь всё другое, не мирское, а значит и мысли должны быть о небесном. Нужно возлюбить ближних своих, а в храме это значит - стараться не мешать им молиться своими разговорами и хождениями. Уходя из храма, чтобы не лишилиться благодатного настроения, которого мы по милости Божией удостоились, Церковь заповедует нам расходиться в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, и молиться, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом, участвовать в соборной молитве и св. Таинствах.

Материал подготовлен О. Мухиным на основе наследия Оптинских старцев,
статей митр. Лимассольского Афанасия, арх. Сергия Спасского и проповедей митр. Сурожского Антония.

Количество записей: 285

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, на причастии, когда подходишь к Чаше, как правильно говорить: имя или раба Божия + имя? Или это не имеет значения? Раздражение - это грех? А если при раздражении никого не оскорбить, ничего не сделать, а подавить в себе это чувство, то это все равно грех? Извините за этот глупый вопрос: можно ли есть конфеты в пост (если да,то какие)? Почему среда и пятница - постные дни? Спасибо Вам большое.

Ирина

Дорогая Ирина, при причащении достаточно назвать имя. Грех, прежде всего, наносит рану душе согрешающего. Поэтому грех не только поступок, но и помысел. Но, подавляя в себе страсти, например, раздражения, постепенно научимся их побеждать в самом зародыше, и уже не будем согрешать. Среда и пятница - постные дни по причине того, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Его распяли. Что же до конфет, то с этим вопросом Вам лучше обратиться к священнику Вашего прихода, потому как для каждого человека своя мера поста. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как часто нужно причащаться? С недавних пор я хожу каждое воскресенье на утреннюю службу, нужно ли причащаться каждое воскресенье? Можно ли причащаться без исповеди? В интернете я читала, что в каждой церкви по-разному, но в церкви, в которую я хожу на воскресную службу, батюшка предупреждает, что нельзя. Но я всё равно иногда причащаюсь, не исповедаясь. Считается ли это грехом? Наверное, это двойной грех, ведь я, получается, еще и обманываю. Говорят, перед причащением нужно поститься 3 дня, - правда ли это? Если да, то, получается, в неделю только 2 дня можно не поститься: понедельник и вторник? Ведь среда и пятница - постные дни. Спасибо!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна.
Вы правильно поступаете, не пропуская воскресную литургию. Тем самым Вы закладываете прочный фундамент своей духовной жизни. Сейчас Вы подошли к такому моменту, когда надо научиться в вопросах церковной жизни следовать благословению священника. Нельзя самостоятельно решать вопрос о причастии. Обсудите этот вопрос на исповеди и исповедуйтесь в самочинии, т. е. в своевольном нарушении установленного порядка.
Перед причастием, действительно, соблюдается трехдневный пост. Но в некоторых случаях, по усмотрению духовника, постными днями перед причастием являются среда, пятница и суббота. В вопросах поста неукоснительно следуйте благословению священника. Это тот случай, когда послушание ставится превыше молитвы.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, повела ребенка (3года) на причастие, так она мало того, что истерила, так еще ложку у священника выбила, все упало. Это плохо? Что делать?

Алла

Алла,
ребенка надо приучать к храму, чтобы он не чувствовал никакого напряжения во время службы. Ходите чаще в храм, не обязательно к причастию, подходите вместе с ней к иконам, ставьте свечки, молитесь, рассказывайте малышу о иконах и храме.
Если она не будет ощущать Ваше беспокойство (а оно особенно может проявиться, когда Вы будете нервничать, поднося ее к Чаше), она и во время службы не будет плакать.
Когда подходите к причастию, посоветую держать ручки малышки своими, но начинать держать только тогда, когда будут ее причащать.
То, что она что-то уронила - Вас не касается, эту проблему решит священник.
Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Нагрешила, теперь не знаю, как мне дальше жить. Я уже год не могу причаститься - не успеваю просто подойти к Чаше... Три раза приходила исповедоваться, но не могу причаститься. Подходила к священнику, просила помочь, но мне говорили: увы, наверное, там уже ничего не осталось, смиритесь. И вот, в последний раз меня взяла вселенская обида. Я всю дорогу до дома плакала, говорила себе, что в церковь больше никогда не пойду. Придя домой, сняла крестик и сказала себе, что больше он мне не нужен, что Бога нет... Теперь жалею о содеянном. Не знаю, как дальше быть. Прошу Вашей помощи. Спасибо!

Анастасия

Анастасия, я думаю, крестик Вы уже надели - об этом нет уже нужды говорить, а вот в отношении Причастия можно поступить двояко: либо уж заставить себя прийти вовремя, как и положено, либо, если обстоятельства Ваши уважительные и объективные, то попросить священника причастить Вас на дому.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Валентина, мне 29 лет. Меня тревожит моя излишняя стеснительность, на исповеди даже слова не могу правильно подобрать, приходиться по бумажке формальную исповедь писать, есть огромное желание кому-то помогать, но стесняюсь предложить свою помощь нуждающемуся, даже когда батюшка зовет всех желающих на уборку храма, мне очень хочется помочь, но опять стесняюсь приходить. Я себя сильно за это укоряю, но ничего не могу с собой поделать. Может, найдется у Вас для меня совет?

Валентина

Валентина, я думаю, со временем, с возрастом Ваша застенчивость пройдет, а сейчас постарайтесь просто себя пересиливать и уж конечно не молчать, когда у Вас есть силы и настроение сделать доброе дело.

игумен Никон (Головко)

Батюшки, спаси вас Господи, благодарю вас всех за ваши ответы! Ответьте пожалуйста на мой вопрос, почему говорят, что свечи нельзя задувать, надо тушить их руками, и приводят пример, что в церкви не задувают, а накрывают специальными железными крышечками. А я подумала, просто в церкви очень много свечей и на каждую дуть как-то неудобно, проще руками тушить. Суеверие ли это? Благодарю.

Здравствуйте, Наталия! Свечи задувать можно. Все это суеверие и "бабушкино богословие".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Проясните, пожалуйста ситуацию: в одном храме из соседнего района собирают деньги на иконостас, за определённое пожертвование (1000 руб) обещают написать имена жертвователей, я задал вопрос, будут ли на Литургии упоминаться имена жертвователей? Мне ответили, что нет, не будут, нам выдадут только именную бумагу. В связи с этим у меня вопрос: какую пользу для души может принести пожертвование и надпись имени на обратной стороне иконостаса без упоминания имени на Литургии? Я у Вас на сайте читал, что даже на стене плача в Иерусалиме христиане не должны оставлять записок, а это разве не сходный случай, ведь имя на Литургии не произносится?

Андрей

Согласен с Вашим недоумением, Андрей. Возможно, было бы разумнее записать имена жертвователей в синодик, чтобы поминать на службе, а так приходится только лишь надеяться, что какой-то батюшка разыщет ваши имена на иконостасе и начнет их поминать.
И, тем не менее, пожертвовать на иконостас – доброе дело, и оно само по себе принесет пользу душе.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Моя дочь, ей 4 года, не хочет причащаться. Плачет, впадает в истерику. Другие мои дети ведут себя спокойно. Священник сказал, что насильно причащать ребенка не будет. Что же мне делать?

Юлия

Юлия, есть один проверенный способ: сначала причащаетесь сами, а сразу следом за Вами – Ваша дочь. Это всегда помогало.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, меня зовут Наталья, я из Казахстана. У меня возник один вопрос, но сначала небольшая предыстория: моей мамы, к моему великому сожалению, нет уже почти 5 лет, она пела в церковном хоре и я росла при церкви (если можно так сказать) и вот, я помню, что мама всегда говорила, что не хочет, чтобы ей после смерти поставили памятник, разрешила нам поставить только деревянный крест. Она это объясняла, но вот как объясняла, дословно я не помню. Что-то говорила о том, что в судный день крест надо будет нести, а памятник невозможно будет поднять... И мой вопрос: это описывается где-то в Библии? Откуда у мамы было такое решение?

Наталья

Здравствуйте, Наталья.
Ставить на могиле деревянный крест - это благочестивая российская традиция. Простота материала говорит о нестяжании усопшего.
Многие завещают часть средств и имущества пожертвовать нуждающимся, а на могиле поставить простой деревянный крест.
С другой стороны, тем самым христиане исповедают свою готовность следовать за Христом и надежду на спасение души. Ведь орудие нашего спасения, - Крест Христов - был деревянный.
Возможно, не следует понимать буквально желание мамы в судный день нести деревянный крест, но безусловно, она хотела иметь свидетельство того, что пронесла свой Крест через все испытания земной жизни.
Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки и благословите спросить. Можно ли устоять в вере, не имея постоянного общения с верующими? Дело в том, что я хожу в храм всего дважды в месяц (чаще не получается), да это и не храм как таковой, а маленький церковный приход, можно сказать, в глуши, где служит один только батюшка. Я уже 2 года посещаю службы там, но ни с кем так и не получилось сдружиться, каждый как-то сам по себе. Очень хотелось бы и после службы общения духовного с христианами иметь, но не с кем. В моей местности, где я сейчас проживаю, вообще мало русских, а христиан вообще не встречаю. Только когда езжу в храм, там пару вежливых слов друг другу скажем, и все. А я жажду поговорить о Боге, а не о житейских мелочах. Как же мне быть? Слава Богу, вот тут на сайте Вас встретила, а больше - не с кем духовно общаться. Честно говоря, иногда даже завидую протестантам, видя, как они дружно в своей общине живут. Я никогда не променяю веру православную ни на что другое, но ох, как мне не хватает общения! Пока довольствуюсь вот только виртуальным общением. Но и за это - слава Богу. Прошу вас, уважаемые батюшки, помолитесь за меня, чтобы Господь укрепил мою веру, и за моих родных, которые сейчас далеко от меня (Ирину, Корину, Виктора, Серафиму, Виктора, Василия). Спасибо вам за то, что вы у нас есть, добрые наши пастыри! Дай вам Бог здоровья и сил!

Валентина

Валентина, я искренне понимаю Ваш голод по общению, но в наше время лучше о Боге постоянно думать, чем о Нем постоянно говорить.
Конечно, за неимением общения Вам кажется, что оно принесет Вам духовную пользу – но поверьте, что кроме рассеяния мыслей и расхолаживания в молитве, осуждения друг друга и ропота на священника оно в реальности ничего в Вашей душе не оставит.
А поэтому, спасайтесь, как спасаетесь, и слава Богу, что так! А будет трудно – пишите, когда человек пишет, он не пустословит – а мы поможем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Извините за вопрос. Я хожу в храм, он обновляется, там я помогаю, чем могу, да и нравится, пытаюсь прийти к вере, но не в укор скажу - мне не нравится, что у батюшки исповедуются и проблемы свои открывают. Нет, это нормально, он помогает их решить, но потом все знают твои грехи и проблемы - храм маленький, когда исповедуешься, рядом всё слышно.Не хочется, чтобы знали про моё прошлое. Потом жалеть меня будут, а хотелось бы, чтобы воспринимали как обычно. А прихожане в основном пожилые люди, могут осуждать или жалеть. Как быть, идти в другой храм - как бы предательством будет, к тому же, если честно, в этом храме пытаюсь встретить девушку. И менять духовника тоже как то не хочется.

Сергей

Сергей, прежде всего, я уверен, Вам надо обсудить свои сомнения и смущения с Вашим батюшкой. Наверняка он сможет большую часть их развеять. Если же после разговора останется что-то непонятное, тогда будем решать дальше.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте! Очень надеюсь на Вашу мудрость и прояснение. Церковные правила нам говорят о том, что шесть дней трудись, а седьмой день отдай Богу, то есть каждый православный человек по воскресениям должен ходить в церковь. Но, пожалуйста, разъясните, допускается ли, если в силу семейных обстоятельств человек вместо воскресенья посещает церковь в пятницу?

Андрей

Да, Андрей, допускается. Главное – от Церкви не отлучаться насовсем!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой отец мусульманин, мама христианка, я всю жизнь была ни туда и ни сюда. Теперь хочу креститься, наконец-то я поняла, что для меня ближе, и муж у меня православный. Он надел на меня нательный крест, мой отец увидел как-то и был серьезный разговор с ним. Он говорил, что я предала его, его веру, отреклась и т. д. Мне сейчас очень тяжело, в церкви мне становится плохо, я даже с батюшкой не в силах говорить. Папа утверждает что нарекли меня с рождения именем по мусульманским обычаям, и крещение пойдет не на пользу, скорее, наоборот. Мне больно это слышать, это не так! Скажите, ничего же нет в этом страшного, что при рождении был такой обряд, а сейчас я собралась креститься? И как победить страх, что поможет мне решиться? Спасибо.

Алина

Посвятить себя Богу и истинной вере никогда не поздно. И при этом совершенно неважно, что с Вами было до того, как перед Вами открылась истина Православия. Вы можете креститься, Вы должны креститься, если всем сердцем решили последовать христианству. Религия - это вопрос личный, а не родовой или национальный. Господь да укрепит Вас в нелегком вашем пути к Нему!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. У моей девушки такая проблема: она все время боится смерти, не может ездить на автобусе. Когда едет, ей становится плохо, панические атаки, которые она не может контролировать, ей кажется, что не доедет, особенно, когда много людей в автобусе, ее все время тошнит. Она предполагает, что это из-за того, что как-то на массовом забеге бежавшая сзади толпа затоптала ее - еле вытащили из под ног. Я все-таки думаю, что все сложнее, но не знаю точно. Может, бесовские происки. Мысли явно нехорошие, и ей надо побороть этот страх. Говорю, что Господь с ней и нечего бояться, но мои слова вряд ли ей помогут. Советую в церковь сходить, там точно помогут. Она когда была последний раз в церкви, тоже плохо стало, стошнило. Все равно надо идти, а точнее - начать ходить, потому что редко бываем. У меня и у самого подобные панические атаки бывают, только не смерти боюсь, а выглядеть глупо, нелепо. Например, оденешься в старые вещи, потрепанные немного, и вот, думаешь, как ты в глазах других людей выглядишь. Умом-то сейчас понимаю, что глупо, а когда в ситуации подобной нахожусь, прямо места себе не находишь. Поймал себя как-то. Ощущение такое, как будто навязанные мысли эти, как будто со стороны себя увидел. Думаю, что мысли о смерти и страх этот моей девушке подобным же образом навязывается. Что это за страхи такие? Из-за чего возникают? Как с ними бороться? Могу я как-то помочь своей девушке справиться с этим страхом? Может, молитву вместе читать, когда у нее эти панические атаки? Подскажите, пожалуйста.

Сергей

Сергей, я предполагаю, что отчасти это – расстроенная психика (хотя об этом должен конкретно судить специалист), а отчасти все-таки духовное повреждение. Вы правильно зовете ее в храм, сходите, не тяните с этим. А если в толпе становится плохо, то идите в пустой храм, в малолюдный, в будни, наконец. И если тогда снова станет плохо, то не уходите совсем, а постарайтесь отдохнув, снова вернуться в молитву. И еще – Вам поможет более частое Причащение, но только с должной, неленностной подготовкой и подробной исповедью, особенно в тайных страстях и грехах юности, в грехах забытых.

игумен Никон Головко

Почему на кресте храма Христа Спасителя шестиконечная звезда Давида и люстра исполнена в форме этого знака? Разве это православный символ?

Ирина

Здравствуйте, батюшка! Недавно в храме я услышала разговор двух прихожан. Одна другой настойчиво говорила, что на кладбище (посещать могилы) в воскресенье или во все религиозные праздники ходить нельзя. Кроме того, нельзя ходить в будни после обеда и до начала службы в Храме. Я удивилась, но спорить и уточнять у них не стала. Самая я думаю, что это не так. Может я не права? Спасибо.

Татьяна Ч.

Татьяна, то, что Вы услышали, является отголоском церковной традиции вперемешку со своими домыслами. Не вдаваясь в подробности церковного устава можно сказать, что и в праздники, и в воскресенья, и вообще в любое время на кладбище ходить и поминать там своих родственников можно. А вот заказать панихиду можно будет не всегда – и то только по той причине, что в дни великих праздников гласного, общественного поминания в церкви и на кладбище усопших не совершается ради торжества праздника. Но даже в такие высокоторжественные дни поминовение в храме совершается, в алтаре, а поэтому и Вам ничего не мешает в эти дни также прийти на могилы родственников и помянуть их в своих молитвах.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, дорогой батюшка! Когда у меня есть возможность, я всегда стараюсь зайти в храм. Сегодня, когда я пришла, службы еще не было, поэтому поставила свечи, приложилась к иконкам, помолилась. В храме есть иконы, которые нарисованы на стене. В тот момент, когда я прикладывалась к одной из таких, матушка мне сказала, что нет благословения прикладываться к настенным иконам. Батюшка, не согрешила ли я? Храни Господь!

Интервью с игуменом Тихоном (Полянским)

На исповеди приходится сознаваться в поступках, которые чести не делают. Трудно преодолеть чувство стыда. Как это сделать?

- "Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию - стыд". Эти слова св. Иоанна Златоустого хорошо отражают состояние нашей души. Попытка утаить свой грех может оказаться удачной только перед людьми, но никак не перед Богом. Вспомните из Священного Писания, как Адам и Ева тщетно надеялись скрыть от Бога свое вкушение от древа познания добра и зла (см.: Быт. 3, 8-13). Поэтому Киевский митрополит Никифор (XII в.) наставляет нас: "Не устыдимся явить грехи, чтобы они не остались неисцеленными, дабы вместо временного стыда не обрести вечное осуждение".

Итак, стыд не есть причина оставить покаяние и умолчать о грехах. Священное Писание указывает нам: "Наблюдай время и храни себя от зла - и не постыдишься за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. Не удерживай слова, когда оно может помочь" (Сир. 4, 23-27).

Как же пересилить себя и назвать перед священником своими именами постыдные проступки? Прежде всего, нужно осознать погибельность греха, возжелать победить свой грех и молитвенно искать для этого помощи Божьей. Строго говоря, это и есть главное для настоящей исповеди. Вот как обращается к Богу псалмопевец Давид: "На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде" (Пс. 21, 5-6).

Все остальные обстоятельства могут иметь лишь какое-то вспомогательное значение. Например, некоторую пользу может принести доверительное отношение исповедующегося к священнику, возможно, это будет ваш постоянный и внимательный духовник. Кому-то, наоборот, легче открыть тяжкие грехи перед совсем незнакомым священником. Многие исповедники подают на исповеди листок бумаги с записанными грехами. На самом же деле, не нужно бояться "удивить" пастыря своими грехами: искренне кающийся христианин - это радость не только для священника, но и радость на небесах (см: Лк. 15, 7). А вообще, одинаковых для всех советов быть не может, здесь требуется ваше непосредственное общение с духовником. Поэтому нужно прийти на исповедь или на духовную беседу к батюшке и задать свои вопросы.

Как лучше исповедоваться - у одного, своего духовника, или можно это делать у разных священников? Есть люди, которые чаще делают последнее: так вроде бы менее стыдно. Правильно ли это?

На этот вопрос трудно дать простой ответ, мы разделим его на две части: одинаковое ли мы получаем прощение при совершении Таинства Покаяния разными священниками, и как лучше спрашивать духовные советы - у постоянного наставника, или всякий раз у разных?

Отвечая на первую часть и обращаясь к Вашим словам, можно сказать, что "лучше исповедоваться" - исповедоваться как можно более искренно и честно, а личность священника - далеко не самое первостепенное. Таинство, совершаемое любым законно служащим священником, имеет одинаковую силу, ибо его действие зависит не от способностей или талантов духовника, но происходит по благодати Божией. При этом искренность со стороны кающегося - главное условие стяжания прощающей благодати. Поэтому строгого правила исповедоваться непременно у одного духовника не существует. Нездоровая избирательность в этом вопросе ("вот к тому батюшке - пойду, а к тому - нет") свидетельствует о непонимании человеком назначения Таинства. Прп. Силуан Афонский, например, исповедовался у любого священника, когда чувствовал необходимость в покаянии.

В противоположной крайности, которая состоит в стремлении поисповедоваться перед обязательно незнакомым священником, тоже присутствует какая-то доля лукавства, неискренности, желания скрыть свой грех. Одно дело, если Вы вспомнили проступок, мучающий Вашу совесть, и поспешили в оказавшийся рядом храм к незнакомому священнику для покаяния, чтобы ни минуты больше не носить в душе терзающее Вас бремя, и совсем другое, если Вы избегаете открыть грех знакомому пастырю с целью притворно выглядеть перед ним более достойно.

Таким образом, с точки зрения благодатности Таинства, мы должны понимать, что следует приносить покаяние перед любым священником - без предпочтений и исключений. И еще нужно помнить, что покаяние - это не "разовая акция", это такое Таинство, которое, в отличие от Крещения, совершается в жизни христианина неоднократно, это образ жизни и сложная наука. А в духовной школе, естественно, нам необходимы учителя и наставники.

Теперь о том, как лучше получать духовное руководство. Разумеется, больного пациента и историю его болезни лучше всего знает лечащий врач. Несчастный пациент, мечущийся от приема к приему по разным докторам или принимающий лекарства по принципу "кто что посоветует", мало преуспеет в лечении. Так же и во "врачебнице духовной": большую пользу может принести наставление у постоянного духовника, с которым Вы будете обсуждать самые важные вопросы и решения. Оговоримся, что беспрекословное повиновение духовнику возможно только в монастырях и не может распространяться для обычных мирян. Не будет считаться Вашим духовником и тот священник, к которому Вы пришли впервые или у которого бываете от случая к случаю. Обретение духовника - очень серьезный духовный процесс, это длительная совместная духовная работа со стороны обоих, предполагающая взаимное доверие, общую молитву и откровение помыслов, сорассуждение, участие священника в важных событиях Вашей жизни, может быть, совместные паломничества и труд по восстановлению храма, и многое другое. Поэтому наличие духовника - критерий определенного духовного уровня человека.

Отношение христианина к духовнику должно быть трезвым. Настоящий духовник - тот, который только помогает Вам идти ко Христу, а не заслоняет собой Бога. По этому поводу напомним убедительные слова апостола Павла: "У вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1 Кор. 1, 12-13); и далее: "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь" (1 Кор. 3, 5).

Как часто нужно исповедоваться? Есть люди, которые стремятся делать это каждый день. Должна ли исповедь быть обязательно привязанной к Причастию?

Ежедневная исповедь или откровение помыслов возможны в монастыре, где подвижник находится в послушании у старца. Для мирян же трудно назначить конкретное число исповедей, ведь это не формальное мероприятие. Давно прошло то время, когда документально следили за "бытностью у исповеди" не реже одного раза в год. Но все же не следует забывать, что исповедь должна быть регулярной, и вопрос о ее частоте Вы можете решить с духовником. Например, можно исповедоваться не реже одного раза в месяц, или перед двунадесятыми праздниками (то есть тоже 12 раз в год). Но эти цифры не могут быть одинаково рекомендованы для всех.

Исповедоваться принято перед Причащением, хотя эти два Таинства не связаны между собой формально, как, например, Крещение и Миропомазание (которые, кроме исключительных случаев, совершаются последовательно). Причащаться мы должны с покаянием, умиленною душою и чистым сердцем. В данном случае исповедь - хорошая возможность испытать свою совесть. Нельзя не учитывать и того, что большинство наших прихожан еще только в начале своего духовного пути, только постигают "азы" церковной жизни. Поэтому в повсеместно принятой приходской практике исповедь или испрашивание благословения на Причастие необходимы перед каждым Причащением.

Нельзя не напомнить, что не участвующий в Литургии человек не может считать себя христианином. В древней Церкви, например, прихожанин считался отлучившим себя от Церкви, если он дважды подряд без причины (болезнь или путешествие) пропускал воскресную службу. Так что исповедь и Причастие не должны быть у нас от случая к случаю.

- Что такое общая исповедь? Благословляется ли ее совершение сегодня и в каких случаях?

Наверное, Вы имеете в виду практику всероссийски известного святого пастыря о. Иоанна Кронштадтского, на службу к которому собиралось огромное количество людей. Бывали дни, когда к Причастию приходило до пяти тысяч человек, и, конечно, о. Иоанн просто физически не мог поисповедовать каждого из них. Поэтому специальным постановлением Святейшего Синода было разрешено совершение общей исповеди. На деле это выглядело так: о. Иоанн читал положенные молитвы, произносил проповедь о покаянии и призывал верующих каяться. Каждый стоящий в храме про себя (а иногда и вслух) называл свои грехи, и, какое-то время спустя, о. Иоанн читал разрешительную молитву. Случай с о. Иоанном совершенно особый, ему была дана удивительная благодать пастырского наставничества. Внешняя попытка копировать его служение была бы нелепой, если не сказать - опасной. В таком виде общая исповедь ни в одном храме не совершается.

Существует обычай, по которому перед исповедью во время чтения молитв священник от лица кающихся произносит покаяние в различных согрешениях (ведь они по большей части для всех нас общие). После этого каждый подходит к священнику и индивидуально называет свои особенные грехи. Эта форма оправдана, и, по сути, "общей" исповедью не является. Во-первых, она подает пример покаяния для тех, кто "не знает, в чем каяться", а во-вторых, как правило, совершается для тех прихожан, которые уже знакомы духовнику. Такая исповедь обычно бывает перед большими праздниками - она позволяет поисповедоваться всем и одновременно пообщаться священнику с каждым. Конечно, в этом случае разговор получается кратким (посчитайте, сколько часов в сутки потребуется для того, чтобы уделить хотя бы пятиминутное внимание каждому из 200 прихожан - столько причастников бывает в городских приходах).

Кстати, по этому поводу уместно дать небольшой совет нашим читателям: для серьезной исповеди и длительной духовной беседы нужно приходить в храм не только перед большими праздниками, когда священнику трудно уделить особое внимание каждому из многочисленных посетителей, но и накануне, на всенощное бдение, а также в дни рядовых богослужений.

У покаянного пересмотра жизненного пути, у переоценки своих деяний должны быть четкие критерии. Не могли бы Вы назвать христианские книги, которые могут помочь собирающемуся на исповедь?

Жизнь христианина должна строиться по Евангелию. Поэтому известный российский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) напоминает, что "самое главное - читать Евангелие". Святитель Игнатий Брянчанинов, наряду с общением с духовниками, для разрешения вопросов рекомендует больше обращаться к святоотеческим духовным книгам.

В храме вам всегда могут предложить множество брошюр, предназначенных в помощь кающемуся. Среди написанных в новое время наставлений особенно выделяется книга об исповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина), известного духовника, насельника Псково-Печерского монастыря.

Но не будем забывать, что покаяние - это не теория, а практика. И, чтобы научиться исповеди, нужно на нее пойти.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.