Евгений Онегин (опера). Опера п.и.чайковского "евгений онегин"

  • 14.06.2019

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах)

Либретто П.Чайковского при участии К. Шиловского

(по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина с сохранением многих стихов подлинника)

Опера впервые поставлена силами учащихся Московской Консерватории в 1879 г. Через два года – премьера на сцене Большого театра. "Евгений Онегин" – едва ли не самая новаторская опера из всего оперного творчества Чайковского. Многим в среде композитора сюжет романа Пушкина казался непригодным для сценического воплощения. Непросто входя в афишу оперных театров "Онегин", тем не менее, стал одной из самых репертуарных опер русской и мировой оперной сцены. При жизни композитора опера была поставлена в Москве (четырежды), Петербурге (четырежды), в Одессе (дважды), в Харькове, Тифлисе, Киеве, Праге, Гамбурге (дир. Г.Малер), и Лондоне. За дирижёрским пультом в одной из московских постановок (1889) стоял сам автор. В 1922 г. спектакль по опере "Евгений Онегин" был поставлен К.С.Станиславским в руководимой им Театре-студии. Спектакль этот оставался в репертуаре Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко до конца 60-х годов.

Действующие лица.

Ларина, помещица

Меццо-сопрано

Татьяна, её дочь

Сопрано

Ольга, её дочь

Контральто

Филипьевна, няня

Меццо-сопрано

Евгений Онегин

Баритон

Тенор

Князь Гремин

Бас

Бас

Зарецкий

Бас

Трике, француз-гувернер

Гильё, француз-камердинер

Тенор

Крестьяне, крестьянки, помещики, помещицы, офицеры, гости на балу.

Действие происходит в 20-е годы XIX века в деревне и в Петербурге.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая Усадьба Лариных - дом и прилегающий к нему сад. Вечереет. Ларина и няня варят варенье. Из дома слышно пенье Татьяны и Ольги.

1. Дуэт и квартет.ТАТЬЯНА, ОЛЬГА(за сценой). Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук, унылый и простой,

Слыхали ль вы?

ЛАРИНА (няне).

Они поют и я, бывало,

В давно прошедшие года -

Ты помнишь ли? - и я певала.

ФИЛИПЬЕВНА. Вы были молоды тогда!

ТАТЬЯНА, ОЛЬГА (за сценой).

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас

Певца любви, певца своей печали?

Когда в лесах вы юношу видали,

Встречая взор его потухших глаз,

Вздохнули ль вы? Вздохнули ль вы?

ЛАРИНА. Как я любила Ричардсона!

ФИЛИПЬЕВНА. Вы были молоды тогда.

Не потому, чтобы прочла.

Но в старину княжна Алина,

Моя московская кузина,

Твердила часто мне о нем.

ФИЛИПЬЕВНА. Да, помню, помню.

ЛАРИНА. Ах, Грандисон! Ах, Грандисон!

ФИЛИПЬЕВНА

Да, помню, помню.

В то время был еще жених

Супруг ваш, но вы поневоле

Тогда мечтали о другом,

Который сердцем и умом

Вам нравился гораздо боле!

Ведь он был славный франт,

Игрок и гвардии сержант!

ФИЛИПЬЕВНА. Давно прошедшие года!

ЛАРИНА. Как я была всегда одета!

ФИЛИПЬЕВНА. Всегда по моде!

ЛАРИНА. Всегда по моде и к лицу!

ФИЛИПЬЕВНА. Всегда по моде и к лицу!

ЛАРИНА. Но вдруг без моего совета...

ФИЛИПЬЕВНА.

Свезли внезапно вас к венцу!

Потом, чтобы рассеять горе...

Ах, как я плакала сначала,

С супругом чуть не развелась!

ФИЛИПЬЕВНА.

Сюда приехал барин вскоре,

Вы тут хозяйством занялись,

Привыкли - и довольны стали.

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольна стала.

ФИЛИПЬЕВНА. И, слава Богу!

ЛАРИНА, ФИЛИПЬЕВНА.

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

Да, так-то так!

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

Корсет, альбом, княжну Полину,

Стихов чувствительных тетрадь,

Я все забыла.

ФИЛИПЬЕВНА.

Стали звать,

Акулькой прежнюю Селину

И обновили, наконец...

ЛАРИНА. Ах,

ЛАРИНА, ФИЛИПЬЕВНА.

На вате шлафор и чепец!

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

Да, так-то так!

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

ЛАРИНА. Но муж, меня любил сердечно...

ФИЛИПЬЕВНА. Да. барин вас любил сердечно,

ЛАРИНА. Во всем мне верил он беспечно.

ФИЛИПЬЕВНА. Во всем вам верил он беспечно.

ЛАРИНА, ФИЛИПЬЕВНА.

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

2. Хор и пляска крестьян. Вдали слышится крестьянская песня. ЗАПЕВАЛА(за сценой). Болят мои скоры ноженьки Со походушки. КРЕСТЬЯНЕ(за сценой). Скоры ноженьки со походушки. ЗАПЕВАЛА. Болят мои белы рученьки Со работушки. КРЕСТЬЯНЕ Белы рученьки со работушки. Щемит мое ретивое сердце Со заботушки. Не знаю, как быть, Как любезного забыть! Болят мои скоры ноженьки... Со походушки. Болят мои белы рученьки Со работушки, Белы рученьки со работушки.

Входят крестьяне со снопом.

Здравствуй, матушка-барыня! Здравствуй, наша кормилица! Вот мы пришли к твоей милости, Сноп принесли разукрашенный! С жатвой покончили мы!

ЛАРИНА. Что ж, и прекрасно! Веселитесь! Я рада вам. Пропойте что-нибудь повеселей!

КРЕСТЬЯНЕ. Извольте, матушка, потешим барыню!

Ну, девки, в круг сходитесь! Ну, что ж вы? становитесь, становитесь! Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга. Уж как по мосту-мосточку, По калиновым досочкам, Вайну, вайну, вайну, вайну, По калиновым досочкам, Тут и шел-прошел детина, Словно ягода-малина, Вайну, вайну, вайну, вайну, Словно ягода-малина. На плече несет дубинку, Под полой несет волынку, Вайну, вайну, вайну, вайну, Под полой несет волынку, Под другой несет гудочек. Догадайся, мил-дружочек, Вайну, вайну, вайну, вайну, Догадайся, мил дружочек. Солнце село, ты не спишь ли! Либо выйди, либо вышли, Вайну, вайну, вайну, вайну, Либо выйди, либо вышли, Либо Сашу, либо Машу, Либо душечку-Парашу, Вайну, вайну, вайну, вайну, Либо душечку-Парашу, Либо Сашу, либо Машу, Либо душечку-Парашу, Парашенька выходила, С милым речи говорила: Вайну, вайну, вайну, вайну, С милым речи говорила: "Не бессудь-ка, мой дружочек, В чем ходила, в том и вышла, В худенькой во рубашонке, Во короткой понижонке, Вайну, вайну, вайну, вайну, В худенькой во рубашонке, Во короткой понижонке! Вайну!

3. Сцена и ария Ольги.ТАТЬЯНА. Как я люблю под звуки песен этих Мечтами уноситься иногда куда-то, Куда-то далеко. ОЛЬГА. Ах, Таня, Таня! Всегда мечтаешь ты!

А я так не в тебя, Мне весело, когда я пенье слышу (Приплясывает.) "Уж как по мосту-мосточку, По калиновым досочкам..."

Я не способна к грусти томной Я не люблю мечтать в тиши, Иль на балконе, ночью темной, Вздыхать, вздыхать, Вздыхать из глубины души.

Зачем вздыхать, когда счастливо Мои дни юные текут? Я беззаботна и шаловлива, Меня ребенком все зовут! Мне будет жизнь всегда, всегда мила, И я останусь, как и прежде Подобно ветреной надежде, Резва, беспечна, весела.

Я не способна к грусти томной Я не люблю мечтать в тиши, Иль на балконе, ночью темной, Вздыхать, вздыхать, Вздыхать из глубины души. Зачем вздыхать, когда счастливо Мои дни юные текут? Я беззаботна и шаловлива, Меня ребенком все зовут!

4. Сцена.ЛАРИНА. Ну, ты, моя вострушка, Веселая и резвая ты пташка! Я думаю, - плясать сейчас готова. Не правда ли? ФИЛИПЬЕВНА(Татьяне). Танюша! А, Танюша! Что с тобой? Уж не больна ли ты?

ТАТЬЯНА. Нет, няня, - я здорова. ЛАРИНА (крестьянам). Ну, милые, спасибо вам за песни! Ступайте к флигелю!(Няне.) Филипьевна, А ты вели им дать вина. Прощайте, други! КРЕСТЬЯНЕ. Прощайте, матушка!Крестьяне уходят. Няня тоже уходит вслед за ними. Татьяна садится на ступеньки террасы и углубляется в книгу. ОЛЬГА. Мамаша, посмотрите-ка на Таню! ЛАРИНА. А что?(Вглядываясь в Татьяну.) И впрямь, мой друг, Бледна ты очень ТАТЬЯНА. Я всегда такая, не тревожьтесь, мама! Очень интересно то, что я читаю. ЛАРИНА (смеясь) . Так оттого бледна ты? ТАТЬЯНА. Да как же, мама! Повесть мук сердечных Влюбленных двух меня волнует. Мне так жаль их, бедных! Ах, как они страдают, Как они страдают. ЛАРИНА. Полно, Таня. Бывало я, как ты, Читая книги эти, волновалась. Все это вымысел. Прошли года, И я увидела, что в жизни нет героев. Покойна я. ОЛЬГА. Напрасно так покойны! Смотрите, фартук ваш вы снять забыли! Ну, как приедет Ленский, что тогда?Ларина торопливо снимает передник. Ольга смеется. Слышен шум колес подъезжающего экипажа и звон бубенчиков. ОЛЬГА. Чу! Подъезжает кто-то. Это он! ЛАРИНА. И в самом деле! ТАТЬЯНА.(смотря с террасы). Он не один... ЛАРИНА. Кто б это был? ФИЛИПЬЕВНА(торопливо входя с казачком) . Сударыня, приехал Ленский барин. С ним господин Онегин! ТАТЬЯНА. Ах, скорее убегу! ЛАРИНА(удерживая ее). Куда ты, Таня? Тебя осудят! Батюшки, а чепчик Мой на боку! ОЛЬГА(Лариной). Велите же просить!

ЛАРИНА (казачку). Проси, скорей, проси!

Казачок убегает. Все в величайшем волнении приготовляются встретить гостей. Няня охорашивает Татьяну и потом уходит, делая ей знак, чтоб та не боялась.

5. Сцена и квартет

Входят Ленский и Онегин. Ленский подходит к руке Лариной и почтительно кланяется девицам. ЛЕНСКИЙ. Mesdames! Я на себя взял смелость Привесть приятеля. Рекомендую вам Онегин, мой сосед. ОНЕГИН (кланяясь). Я очень счастлив! ЛАРИНА(конфузясь). Помилуйте, мы рады вам; Присядьте! Вот дочери мои. ОНЕГИН. Я очень, очень рад! ЛАРИНА. Войдемте в комнаты! Иль, может быть, хотите На вольном воздухе остаться? Прошу вас, Без церемоний будьте, мы соседи, Так нам чиниться нечего! ЛЕНСКИЙ. Прелестно здесь! Люблю я этот сад Укромный и тенистый! В нем так уютно! ЛАРИНА. Прекрасно!(Дочерям). Пойду похлопотать я в доме по хозяйству. А вы гостей займите. Я сейчас.Онегин подходит к Ленскому и тихо говорит с ним. Татьяна и Ольга в раздумье стоят поодаль. ОНЕГИН(Ленскому). Скажи, которая Татьяна? ЛЕНСКИЙ. Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана! ОНЕГИН. Мне очень любопытно знать. Неужто ты влюблен в меньшую?

ЛЕНСКИЙ. А что? ОНЕГИН. Я выбрал бы другую Когда б я был, как ты, поэт! ТАТЬЯНА. (про себя). Я дождалась, открылись очи! Я знаю, знаю это он! ОЛЬГА. Ах, знала, знала я, что появленье Онегина произведет На всех большое впечатленье, И всех соседей развлечет! Пойдет догадка за догадкой... ЛЕНСКИЙ. Ах, милый друг,

ОНЕГИН. В чертах у Ольги жизни нет, Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне. Кругла, красна лицом она... Как эта глупая луна, На этом глупом небосклоне! ЛЕНСКИЙ. ...волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой... Как мы взаимной разнотой! ТАТЬЯНА. Увы, теперь и дни, и ночи И жаркий, одинокий сон. Все, все напомнит образ милый! ОЛЬГА. Все станут толковать украдкой Шутить, судить не без греха! Пойдет догадка,.. пойдет догадка за догадкой.

ТАТЬЯНА. Без умолку, волшебной силой, Все будет мне твердить о нем, И душу жечь любви огнем.

ОЛЬГА. Шутить, судить не без греха, И Тане прочить жениха! ТАТЬЯНА. Все будет мне твердить о нем, И душу жечь любви огнем!

6. Сцена ариозо Ленского. ЛЕНСКИЙ. Как счастлив, как счастлив я! Я снова вижусь с вами! ОЛЬГА. Вчера мы виделись, мне кажется.

ЛЕНСКИЙ. О да! Но все ж день целый, Долгий день прошел в разлуке. Это вечность! ОЛЬГА. Вечность! Какое слово страшное! ЛЕНСКИЙ Быть может... Но для любви моей оно не страшно!

Ленский и Ольга уходят в глубину сада.

ОНЕГИН. (Татьяне) . Скажите мне, я думаю, бывает вам Прескучно здесь в глуши, Хотя прелестной, но далекой? Не думаю, чтоб много развлечений Дано вам было. ТАТЬЯНА. Я читаю много. ОНЕГИН Правда, Дает нам чтенье бездну пищи Для ума и сердца, Но не всегда сидеть нам можно с книгой! ТАТЬЯНА. Мечтаю иногда, бродя по саду. ОНЕГИН. О чем же вы мечтаете? ТАТЬЯНА. Задумчивость моя подруга от самих колыбельных дней. ОНЕГИН. Я вижу, вы мечтательны ужасно, И я таким когда-то был.

Онегин и Татьяна, продолжая беседовать, удаляются по садовой аллее. Ленский и Ольга возвращаются.

ЛЕНСКИЙ. Я люблю вас, Я люблю вас, Ольга,

Как одна безумная душа поэта Еще любить осуждена. Всегда, везде одно мечтанье, Одно привычное желанье, Одна привычная печаль!

Я отрок был тобой плененный, Сердечных мук еще не знав, Я был свидетель умиленный Твоих младенческих забав. В тени хранительной дубравы Я разделял твои забавы. Я люблю тебя, я люблю тебя, Как одна душа поэта только любит. Ты одна в моих мечтаньях, Ты одно мое желанье, Ты мне радость и страданье. Я люблю тебя, я люблю тебя, И никогда, ничто: Ни охлаждающая даль, Ни час разлуки, ни веселья шум Не отрезвят души, Согретой девственным любви огнем! ОЛЬГА.. Под кровом сельской тишины... Росли с тобою вместе мы... ЛЕНСКИЙ. Я люблю тебя!..

ОЛЬГА. И помнишь, прочили венцы уж в раннем детстве нам отцы.

ЛЕНСКИЙ.Я люблю тебя, люблю тебя!

7.Заключительная сцена

ЛАРИНА. А, вот и вы! Куда же делась Таня? ФИЛИПЬЕВНА Должно быть, у пруда гуляет с гостем; Пойду ее покликать. ЛАРИНА. Да скажи-ка ей, Пора де в комнаты, гостей голодных Попотчевать чем бог послал! (Няня уходит.) (Ленскому.) Прошу вас, пожалуйте! ЛЕНСКИЙ. Мы вслед за вами.Ларина идет в комнаты. За ней, чуть поотстав, уходят Ольга с Ленским. От пруда к дому медленно идут Татьяна и Онегин, за ними поодаль – няня.

ОНЕГИН (Татьяне). Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил, И лучше выдумать не мог, Его пример другим наука.(Уже на террасе.) Но, Боже мой, какая скука С больным сидеть и день, и ночь, Не отходя ни шагу прочь!(Татьяна и Онегин входят в дом.) ФИЛИПЬЕВНА(про себя) . Моя голубка, склонив головку И, глазки опустив, идет смирненько, Стыдлива больно! А и то! Не приглянулся ли ей барин этот новый?(Уходит в дом, задумчиво качая головой.)

Картина вторая

Комната Татьяны. Поздний вечер.

8. Антракт и сцена с няней.ФИЛИПЬЕВНА. Ну, заболталась я! Пора уж, Таня! Рано тебя я разбужу к обедне. Засни скорей. ТАТЬЯНА. Не спится, няня, здесь так душно! открой окно и сядь ко мне. ФИЛИПЬЕВНА. Что, Таня, что с тобой? ТАТЬЯНА. Мне скучно, поговорим о старине. ФИЛИПЬЕВНА. О чем же, Таня? Я, бывало, Хранила в памяти немало Старинных былей и небылиц Про злых духов и про девиц, А ныне все темно мне стало: Что знала, то забыла. Да! Пришла худая череда! Зашибло!

ТАТЬЯНА Расскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда?

ФИЛИПЬЕВНА И полно, Таня! В наши лета Мы не слыхали про любовь, А то покойница свекровь Меня бы согнала со света! ТАТЬЯНА. Да как же ты венчалась, няня? ФИЛИПЬЕВНА. Так, видно, Бог велел! Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет! Недели две ходила сваха К моей родне и, наконец, Благословил меня отец! Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели, И с пеньем в церковь повели, И вот ввели в семью чужую... Да ты не слушаешь меня? ТАТЬЯНА. Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую, Мне тошно, милая моя, Я плакать, я рыдать готова! ФИЛИПЬЕВНА. Дитя мое, ты нездорова. Господь помилуй и спаси! Дай окроплю тебя святой водою. Ты вся горишь. ТАТЬЯНА. Я не больна, Я, ... знаешь няня, ... я... влюблена... Оставь меня, оставь меня, ... Я влюблена... ФИЛИПЬЕВНА. Да как же... ТАТЬЯНА. Поди, оставь меня одну!.. Дай, няня мне перо, бумагу, Да стол придвинь; я скоро лягу. Прости... ФИЛИПЬЕВНА. Покойной ночи Таня! (Уходит.)

9. Сцена письма.ТАТЬЯНА. Пускай погибну я, но прежде я в ослепительной надежде блаженство темное зову, я негу жизни узнаю!

Я пью волшебный яд желаний! меня преследуют мечты! Везде, везде передо мной Мой искуситель роковой! Везде, везде, он предо мною! (Быстро пишет, но тотчас же рвет написанное)

Нет, все не то! Начну сначала! Ах, что со мной! я вся горю! Не знаю, как начать... (Задумывается, потом снова начинает писать.)

Я к вам пишу, - чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать! Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте, моего стыда Вы не узнали б никогда, Никогда!.. (Задумывается.) О да, клялась я сохранить в душе Признанье в страсти пылкой и безумной! Увы! не в силах я владеть своей душой! Пусть будет то, что быть должно со мной! Ему признаюсь я! Смелей! Он все узнает!

(Продолжает писать.) Зачем, зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я б никогда не знала вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив, со временем, (как знать?) По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать...

Другой! Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете, То воля неба: я твоя! Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю: ты мне послан Богом До гроба ты хранитель мой. Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты уж был мне мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался. Давно... нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала... Вся обомлела, запылала, И в мыслях молвила: вот он! Вот он!

Не правда ль! Я тебя слыхала... Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала, Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнув тихо к изголовью? Не ты ль с отрадой и любовью Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель Или коварный искуситель? Мои сомненья разреши. Быть может, это все пустое, Обман неопытной души, И суждено совсем иное?.. Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю, Умоляю!

Вообрази: я здесь одна! Никто меня не понимает! Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна! Я жду тебя, Я жду тебя! Единим словом Надежды сердца оживи, Иль сон тяжелый перерви. Увы, заслуженным укором! Кончаю, страшно перечесть Стыдом и страхом замираю, Но мне порукой ваша честь. И смело ей себя вверяю!

Восходит солнце. Татьяна открывает окно.

10. Сцена и дуэт ТАТЬЯНА. Ах, ночь минула, Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет... Спокойно все. А я-то! Я-то?!(Татьяна задумывается. Входит няня.) ФИЛИПЬЕВНА Пора, дитя мое! Вставай! Да ты, красавица, готова! О, пташка ранняя моя! Вечор уж как боялась я... Ну, слава Богу, ты дитя здорова:

Тоски Ночной и следу нет, Лицо твое, как маков цвет! ТАТЬЯНА. Ах, няня, сделай одолженье... ФИЛИПЬЕВНА. Изволь, родная, - прикажи! ТАТЬЯНА. Не думай... право... подозренье... Но видишь... ах, не откажи! ФИЛИПЬЕВНА. Мой друг, вот Бог тебе порукой! ТАТЬЯНА. Итак, пошли тихонько внука С запиской этой к О... к тому... К соседу, да вели ему, Чтоб он не говорил ни слова, Чтоб он, чтоб он не называл меня. ФИЛИПЬЕВНА. Кому же, милая моя? Я нынче стала бестолкова! Кругом соседей много есть. Куда мне их и перечесть? Кому же, кому же, ты толком говори! ТАТЬЯНА. Как недогадлива ты, няня! ФИЛИПЬЕВНА. Сердечный друг уж я стара! Стара; тупеет разум, Таня; А то, бывало, я востра. Бывало, бывало, мне слово барской воли... ТАТЬЯНА. Ах, няня, няня, до того ли! Что нужды мне в твоем уме: Ты видишь, няня, дело о письме... ФИЛИПЬЕВНА, Ну, дело, дело, дело! Не гневайся, душа моя! Ты знаешь: непонятна я ТАТЬЯНА. ...К Онегину! ФИЛИПЬЕВНА. Ну, дело, дело: я поняла! ТАТЬЯНА. К Онегину! С письмом к Онегину пошли ты внука, няня! ФИЛИПЬЕВНА Ну, ну, не гневайся, душа моя! Ты знаешь, непонятна я!..

Няня берет письмо. Татьяна бледнеет. ФИЛИПЬЕВНА. Да что ж ты снова побледнела? ТАТЬЯНА. Так, няня право ничего! Пошли же внука своего!

Няня уходит. Татьяна садится к столу и снова погружается в задумчивость.

Картина третья Уединенный уголок сада при усадьбе Лариных. Дворовые девушки с песнями собирают ягоды.

11. Хор девушек.ДЕВУШКИ. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки! Разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, песенку заветную. Заманите молодца к хороводу нашему! Как заманим молодца, как завидим издали, разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем, вишеньем, малиною красною смородиной! Не ходи подслушивать песенки заветные, не ходи подсматривать игры наши девичьи! Девушки уходят в глубину сада. Вбегает взволнованная Татьяна и в изнеможении падает на скамью. ТАТЬЯНА. Здесь он, здесь Евгений! О Боже! О Боже! Что подумал он!.. Что скажет он?.. Ах, для чего, Стенанью вняв души больной, Не совладав сама с собой, Ему письмо я написала! Да, сердце мне теперь сказало,

Что насмеется надо мной Мой соблазнитель роковой! О, Боже мой! как я несчастна, Как я жалка! (Слышен шум шагов. Татьяна прислушивается.) Шаги... все ближе... Да, это он, это он!(Появляется Онегин.) ОНЕГИН. Вы мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья; Мне ваша искренность мила! Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства. Но вас хвалить я не хочу; Я за нее вам отплачу Признаньем также без искусства. Примите ж исповедь мою, Себя на суд вам отдаю! ТАТЬЯНА.(про себя) О Боже! Как, обидно и как больно! ОНЕГИН. Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел, То верно б, кроме вас одной, Невесты не искал иной. Но я не создан для блаженства, Ему чужда душа моя. Напрасны ваши совершенства, Их не достоин вовсе я. Поверьте, (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас. Судите ж вы, какие розы Нам заготовил Гименей, И, может быть, на много дней!

Мечтам и годам нет возврата! Ах, нет возврата; Не обновлю души моей! Я вас люблю любовью брата, Любовью брата, Иль, может быть, еще нежней! Иль, может быть еще, Еще нежней! Послушайте ж меня без гнева, Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты. ДЕВУШКИ (за сценой). Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки! Разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые.

ОНЕГИН. Учитесь властвовать собой; ... Не всякий вас, как я, поймет. К беде неопытность ведет!

Онегин подает руку Татьяне и они уходят по направлению к дому. Девушки продолжают петь, постепенно удаляясь.

Как заманим молодца, как завидим издали, разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем. Не ходи подслушивать, не ходи подсматривать игры наши девичьи!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина четвертая

Бал в доме Лариных. Молодежь танцует. Пожилые гости сидят группами и разговаривают, наблюдая за танцующими. 13. Антракт и вальс со сценой и хором.ГОСТИ. Вот так сюрприз! Никак не ожидали военной музыки! Веселье хоть куда! Давно уж здесь нас так не угощали! На славу пир! Не правда ль, господа? Уж давно нас так не угощали! Пир на славу. Не правда ль, господа? Браво, браво, браво, браво! Вот так сюрприз нам! Браво, браво, браво, браво! Славный сюрприз для нас! ПОЖИЛЫЕ ПОМЕЩИКИ. В наших поместьях не часто встречаем Бала веселого радостный блеск. Только охотой себя развлекаем, Люб нам охотничий гомон и треск. МАМЕНЬКИ. Ну уж веселье день целый летают По дебрям, полянам, болотам, кустам! Устанут, залягут, потом отдыхают, И вот развлеченье для бедных всех дам!

Появляется ротный командир. Барышни окружают его. МОЛОДЫЕ ДЕВИЦЫ. Ах, Трифон Петрович, как мили вы, право! Мы так благодарны вам! РОТНЫЙ. Полноте-с! Я сам очень счастлив! МОЛОДЫЕ ДЕВИЦЫ. Попляшем на славу мы! РОТНЫЙ. Я тоже намерен. Начнемте ж плясать!Танцы возобновляются. Среди танцующих - Татьяна и Онегин, привлекающие внимание дам. ГРУППА ДАМ. Гляньте-ка! Гляньте-ка! Танцуют пижоны! ДРУГАЯ ГРУППА. Давно уж пора бы... ПЕРВЫЕ. Ну, женишок! ВТОРЫЕ. Как жалко Танюшу! ПЕРВЫЕ. Возьмет ее в жены... ВМЕСТЕ. И будет тиранить! Он, слышно, игрок!Кончая танцевать, Онегин медленно проходит через зал, прислушиваясь к разговорам. ДАМЫ. Он неуч страшный, сумасбродит, Он дамам к ручке не подходит Он фармазон, он пьет одно Стаканом красное вино! ОНЕГИН (про себя). И вот вам мненье! Наслушался довольно Я разных сплетен мерзких! По делам мне все это! Зачем приехал я На этот глупый бал? Зачем? Я не прощу Владимиру услугу эту. Буду ухаживать за Ольгой... Взбешу его порядком! Вот она!Онегин направляется к Ольге. Одновременно к ней подходит Ленский.

ОНЕГИН (Ольге) . Прошу вас! ЛЕНСКИЙ(Ольге). Вы обещали мне теперь! ОНЕГИН(Ленскому) . Ошибся, верно, ты!(Ольга танцует с Онегиным). ЛЕНСКИЙ(про себя). Ах, что такое! Глазам не верю! Ольга! Боже, что со мной... ГОСТИ. Пир на славу! Вот так сюрприз! Вот так угощенье! Веселье хоть куда! Пир на славу! Вот так сюрприз! Никак не ожидали военной музыки! Веселье хоть куда! Уж давно нас так не угощали! Пир на славу! Не правда ль? Браво, браво, браво, браво! Вот так сюрприз нам! Браво, браво, браво, браво! Не правда ль? На славу пир, не правда ль? Да, военной музыки никак не ожидали мы! Пир на славу! Веселье хоть куда! Пир на славу!Завидев, что Ольга закончила танцевать, Ленский подходит к ней. Онегин издали наблюдает за ними.

14. Сцена и куплеты Трике. ЛЕНСКИЙ(Ольге). Ужель я заслужил от вас насмешку эту? Ах, Ольга, как жестоки вы со мной! Что сделал я? ОЛЬГА. Не понимаю, в чем виновата я! ЛЕНСКИЙ Все экосезы, все вальсы с Онегиным вы танцевали. Я приглашал вас, но был отвергнут! ОЛЬГА Владимир, это странно, Из пустяков ты сердишься! ЛЕНСКИЙ. Как! Из-за пустяков! Ужели равнодушно я видеть мог, Когда смеялась ты кокетничая с ним? К тебе он наклонялся и руку жал тебе! Я видел все! ОЛЬГА. Все это пустяки и бред! Ревнуешь ты напрасно, мы так болтали с ним, он очень мил! ЛЕНСКИЙ. Даже мил! Ах, Ольга, ты меня не любишь! ОЛЬГА. Какой ты странный! ЛЕНСКИЙ. Ты меня не любишь! Котильон со мной танцуешь ты? ОНЕГИН. Нет, со мной. Не правда ль, слово вы мне дали? ОЛЬГА(Онегину) . И сдержу я слово!Ленский делает умоляющий жест. ОЛЬГА(Ленскому). Вот вам наказанье за ревность вашу! ЛЕНСКИЙ. Ольга!

ОЛЬГА. Ни за что! Ольга и Онегин отходят от Ленского. Навстречу им двигается оживленная группа барышень. ОЛЬГА. Глядите-ка! Все барышни идут сюда с Triquet. ОНЕГИН. Кто он? ОЛЬГА. Француз, живет у Харликова. МОЛОДЫЕ ДЕВИЦЫ.Monsieur Triquet, Monsieur Triquet, Chantez de gréce un couplet! TRIQUET. Куплет имеет я с собой. Но где, скажите, mademoiselle? Он должен быть передо мной. БАРЫШНИ. Вот она! Вот она! TRIQUET. Вы здесь. Ага! Voila царица этот день. Mesdames, я буду начинайт. Прошу теперь мне не мешайт.

А cette fiete convié, De celle dont le jour est fété, Comtemploms la charme et la beauté. Son aspect doux et enchanteur Répand sur nous tous sa lueur. De is voir quel plaisir, quel bonheur! Que le sort comble ses désirs, Que la joie, les jeux, les plaisirs Fixent sur ses lévres le sourire! Que sur le ciel de ce pays Etoile qui toujours brille et luit, Elle éclaire nos jours et nos nuits.

Ви роза, ви роза Ви роза belleTatiana! Ви роза, ви роза. Ви роза belle Tatiana!

ГОСТИ. Браво, браво, браво, MonsieurTriquet, Куплет ваш превосходен и очень, очень мило спет!

ТRIQUET. Какой прекрасный этот день, Когда в сей деревенский сень Просыпался belleTatyana! И ми приехали сюда. Девиц и дам и господа – Посмотреть, как расцветайт она! Желаем много быть счастлив, Быть вечно феяdecesrives, Никогда не быть скучна, больна! И пусть среди своихbonheursНе забывайт свойserviteurИ всех своих подруг она.

Евгений Онегин на Викискладе? Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин Евгений Онегин Дуэль Онегина и Ленского И. Е. Репин, 1899 Жанр: роман в стихах (жанр)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, СССР, Ленфильм, 1958, цв., 108 мин. Фильм опера. По одноименному роману в стихах А.С.Пушкина и опере П.И.Чайковского. В ролях: Ариадна Шенгелая (см. ШЕНГЕЛАЯ Ариадна Всеволодовна), Светлана Немоляева (см. НЕМОЛЯЕВА Светлана… … Энциклопедия кино

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин Евгеній Онѣгинъ … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» опера П. И. Чайковского по роману Пушкина «Евгений Онегин» советский фильм опера 1958 года режиссёра Романа Тихомирова «Евгений Онегин» … … Википедия

- (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… … Словарь иностранных слов русского языка

Евгений Нестеренко Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Евгений Онегин. Опера. Клавир , Чайковский П.И.. "Евгений Онегин" П. И. Чайковского - один из шедевров русской и мировой оперной классики. Для концертно-педагогической практики и нотных библиотек…
  • Чайковский и музыкальный театр , Н. Туманина. Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест принадлежит оперному творчеству Чайковского. Его оперы -…

П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»

В музыкальном произведении «Евгений Онегин» Чайковский воспел высоту чувств и поэтичность души пушкинской Татьяны. Сохранив первозданные характеристики главных персонажей, композитор несколько иначе изобразил их. Так, оперный облик Ленского становится воспроизведением искренности и восторженности чувств, объединяясь в душевном родстве с образом Татьяны. Общие характеристики лирических персонажей, а также их судьбы тесно переплетены в этой драме. Сцены органично изображают душевные переживания лирических героев, подчеркивают глубину их чувств и эмоций. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев. Необходимо сказать, что оперная интерпретация пушкинского романа буквально очаровала публику и положила начало нового этапа в жанре лирической оперы.

Действующие лица

Описание

Татьяна сопрано лирическая героиня, влюбленная в Онегина
Ольга контральто сестра Татьяны
Ларина меццо-сопрано барыня, хозяйка поместья
баритон юноша из Петербурга, уставший от светской жизни
Ленский тенор друг Онегина, поклонник Ольги Лариной
Филипповна меццо-сопрано няня
Князь Гремин бас муж Татьяны

Краткое содержание


События начинаются в поместье Лариных. Здесь слышны девичьи напевы юных прелестниц – Татьяны и Ольги. Мать девушек и няня Филипповна с ностальгией вспоминают свои молодые годы. С песнями и дарами по случаю окончания жатвы к поместью подходят крестьяне.

К дому Лариных подъезжает соседский юноша и воздыхатель Ольги, Ленский. Гостя сопровождает его друг, Онегин, приехавший из столицы. Свободолюбивый парень ощущает ужасную скуку в глуши и не знает чем развлечься. Сентиментальная Татьяна влюбляется в манерного Онегина с первого взгляда.
После знакомства с Онегиным Татьяна не находит покоя. Стараясь отвлечься, девушка просит няню поведать ей что-нибудь о своих юных годах. Однако беседа с Филипповной не приносит успокоения, и Татьяна решается написать письмо своему возлюбленному. Всю ночь Ларина описывает свои чувства и к утру просит няню тайно доставить любовное послание.

Татьяна с волнением ждет ответа от своего возлюбленного. Девушка надеется на взаимность, но ответ Онегина разочаровал ее. Молодой человек благодарит свою поклонницу за искренность, но сдержанно сообщает, что не готов к серьезным отношением и брачным узам. Нравоучения светского гостя оставляют горький осадок в душе Татьяны.

Именины Татьяны. Гости веселятся и поздравляют виновницу торжества, среди них – Ленский и Онегин. Гость из Петербурга ужасно скучает, ему чужды провинциальные сплетни и пустые разговоры на балу. Чтобы развеять тоску и отомстить Ленскому за скучный вечер, Онегин решил ухаживать за Ольгой. Легкомысленная кокетка принимает ухаживания, и весь вечер танцует с другом воздыхателя. Ленский обижен действиями невесты и товарища. Во время очередного танца друзья ссорятся и Ленский в порыве гнева вызывает Онегина на дуэль. Никакие уговоры не усмиряют молодых людей. Вызов принят.
Зимнее утро. К назначенному месту дуэли приехал Ленский. Все его мысли и рассуждения посвящены Ольге. Появляется Онегин, и дуэлянты занимают свои позиции. Сражение становиться смертельным для Ленского.

Онегин возвращается в Петербург и на столичном балу внезапно встречается с Татьяной. Однако теперь девушка не свободна. Князь Гремин восторженно представляет Онегину свою любимую супругу. Охваченный внезапными чувствами, Онегин стремится встретиться с Татьяной наедине.

Татьяна читает признание влюбленного Онегина. Любовь к нему еще жива, но теперь она не имеет власти. Входит Онегин, он произносит слова любви и раскаяния. Растревоженная Татьяна вспоминает прошлое, свои признания и отверженную любовь. Однако теперь она верная жена и гордость не позволяет ей совершать опрометчивые поступки и отдаваться страстным чувствам. Татьяна взывает к чести Онегина и просит его уйти. Одиночество становиться вечным спутником главного героя, который теряет друга, любимую и надежду на взаимность.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
70 мин. 45 мин. 35 мин.

Фото :





Интересные факты

  • При написании оперы книжный сюжет «Евгения Онегина» претерпел ряд изменений. Так, например, Чайковский иначе описал вызов Ленского Онегину. Согласно пушкинскому оригиналу, назначение дуэли между друзьями было тайным, а в опере ссора произошла в присутствии гостей бала. Народ комментировал ссору и пытался вразумить товарищей, однако напрасно. Также Чайковский несколько иначе изображает влюбленную Татьяну. В отличие от пушкинской героини, «оперная» Татьяна сожалеет о написанном признании еще до беседы с Онегиным. Такое изменение событий способствует некому переосмыслению образов главных персонажей.
  • Первые постановки оперы «Евгений Онегин» заканчивались нежными объятиями Татьяны и Онегина, а также внезапным появлением супруга Татьяны – Гремина. Такая развязка вызывала недовольство публики, поэтому композитору пришлось максимально приблизить музыкальное произведение к оригиналу.
  • Спектакль «Евгений Онегин» - это новый этап развития оперного искусства, поскольку он был первым музыкальным произведением, созданным под руководством Станиславского.
  • После постановки оперы в Гамбурге и Вене под руководством дирижера Малера, спектакль был очень высоко оценен Чайковским благодаря высокому дирижерскому искусству талантливого австрийского композитора.
  • В какой-то мере работа над «Евгением Онегиным» повлияла на личную жизнь автора. Активно работая над эскизами оперы, весной 1877 года, композитор узнает о страстной любви Милюковой. Молодая студентка, так же как и Татьяна, пишет Чайковскому любовное послание. Музыкант не может ответить взаимностью и едва ли помнит девушку, поэтому по аналогии с пушкинским героем, пишет вежливый отказ. Однако спустя некоторое время от Антонины приходит еще одно откровенное письмо. Чайковский озадачен, он отправляется к влюбленной девушке, чтобы увидеть ее. Знакомство и общение с настойчивой поклонницей привело к женитьбе композитора летом 1877 года. Существует мнение, что Чайковский пытался избежать повторения ошибки Онегина, но, на самом деле, сам совершил опрометчивый поступок. Скоропостижный брак не принес счастья и спустя три недели после бракосочетания композитор уходит от молодой супруги.
  • Изначально планировалось камерное исполнение оперы, однако спустя некоторое время Чайковский создал новую редакцию произведения. Во времена Советского Союза К.С. Станиславский инициировал воссоздание первоначального варианта оперы. Сейчас зритель имеет возможность видеть обе редакции.
  • Признание оперы публикой происходило постепенно. Высокие оценки произведение получало после изменений сцен от постановки к постановке. Таким образом, музыкальное произведение превращалось в спектакль, предназначенный для большой сцены. Любимое детище Чайковского было высоко оценено как российским, так и европейским зрителем.
  • Роман Пушкина был поставлен на русской сцене еще до Чайковского. Первая постановка была создана композитором А.С. Верстовским, а другая – А.Ф. Львовом. Интересно, что инсценировки содержали лишь некоторые сцены произведения.
  • Некоторые печатные отклики о «Евгении Онегине» описывали слабость образа главного персонажа. Безусловно, Онегин не вызывал у Чайковского такого же сочувствия и одобрения, как Ленский и Татьяна, однако же и его роль в опере обрисована достаточно ярко. Первая картина описывает светскую манерность и холодную сдержанность петербургского гостя, а две последние картины представляют Онегина совсем в другом свете. Особенный драматизм просматривается в заключительной сцене оперы, когда столичный юноша с повинной головой признается Татьяне в своей страстной любви.
  • Какие бы разноречивые мнения не были напечатаны критиками в прессе, русская публика приняла оперу «Евгений Онегин» душой. Музыкально-драматическое произведение стало наиболее популярным в России и выдержало 16 постановок.

Популярные арии и номера

Ария Ленского "Что день грядущий мне готовит?" (слушать)

Сцена письма Татьяны "Пускай погибну я..." (слушать)

Полонез (слушать)

Ария Онегина "Вы мне писали..." (слушать)

Ария Гремина "Любви все возрасты" (слушать)

Музыка


«Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер. В этом произведении стихи великого поэта естественно гармонируют с музыкой, несущей душевность и драматизм. Посредством мелодий талантливый композитор в лучшем свете показал национальные черты русского человека, передал возвышенность чувств, нравственность и моральную устойчивость главной героини.

Как отметил русский композитор и музыкальный критик Асафьев, целостность музыкальной композиции «Евгений Онегин» представляет собой череду арок и звукоарок, своеобразных перекрытий от одной точки событий к другой. Музыкальная ткань состоит из оформленных тем, небольших мотивов и ладовых оборотов.

Спектакль состоит из разнообразных сольных номеров, дуэтов, а вот массовые сцены здесь показаны не так широко. Большой ансамбль встречается в опере всего один раз – в финале четвертой картины, во время скандала на праздничном балу у Лариных. Только однажды звучит небольшой квартет в той части оперы, когда на фоне общения Ленского и Онегина, слышен взволнованный, полный страсти и любопытства голос Татьяны.

Многочисленные дуэты помогают раскрыть в опере мысли и чувства персонажей. Дуэт сестер Лариных показывает характер мечтательной Татьяны и кокетливой Ольги, а ансамбль Онегина и Ленского перед дуэлью подчеркивает весь драматизм случившихся обстоятельств, ставших преградой для бывших друзей. Даже выбранная форма изложения для дуэта только усиливает это.

Арий в музыкальном произведении мало. По сути, ариями можно назвать только финальную сцену Ленского во время дуэли, а также эпизод с Греминым на балу. Ответ Онегина на признание Татьяны изначально также назывался арией, однако отсутствие контрастов и сравнительная краткость музыки больше приближает его к ариозо.

История создания

Оперу по сюжету «Евгения Онегина» Чайковский написал по совету певицы Е.А. Лавровской. Первоначально эта идея показалась ему нелепой, однако со временем композитор так увлекся романом, что всего за ночь создал сюжет, после чего начал писать музыку. Знание жизни и тонкая душевная организация Пушкина восхищали Чайковского, а книгу «Евгений Онегин» композитор называл «святой».

Сотрудничая с К.С. Шиловским, Чайковский написал либретто. В сценарии автор стремился показать эмоции и переживания персонажей, а свое произведение назвал всего лишь «лирическими сценами» романа.

«Евгений Онегин» - это воплощение идеальной интимной и сильной драмы для Чайковского, поэтому автор очень волновался о будущей судьбе своего произведения. Желая достичь непосредственности и простодушия во время сценических эффектов, композитор доверил исполнение ролей студентам Московской консерватории.

Премьера спектакля произошла в марте 1879 года. После триумфальных постановок в Большом московском театре и Мариинском петербургском, опера стала одним из наиболее востребованных и популярных музыкальных произведений.

Успех оперы Чайковского «Евгений Онегин» заключался в том, что каждый зритель находил в музыкальном произведении отзвук своих собственных переживаний и чувств, а герои драмы воспринимались публикой, как живые и близкие по духу люди. Великий русский композитор по-своему описал пушкинских героев, сохранив их первозданное обаяние и поэтичность.

Видео: смотреть оперу «Евгений Онегин»

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Евгений Онегин» на вашем мероприятии.

Паровая скоропечатня нот П.Юргенсона. Собственность издателя. 1898 г.

Чайковсий Пётр Ильич (1840-1893) – композитор, дирижёр, педагог. Родился 7 мая 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне г. Воткинск, Урдмутия) в семье горного инженера. В 1850 году семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 году. Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 году юноша сдал экзамены в только открывшуюся Петербургскую консерваторию. В 1863 году он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории. В 1866 году Чайковский написал 1 симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 году – оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 году знаменитый первый фортепьянный концерт, в 1876 году балет «Лебединое озеро». В конце 1870 годов композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, в 1878 году оставил преподавание. Тем не менее, именно в этот период было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А.С. Пушкина. Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужиной вокальной лирики, а также более чем 100 фортепьянных пьес (в их числе «Времена года»,(1876), «Детский альбом», (1878). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни – в 1885 году он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 году стал членом–корреспондентом французской Академии изящных искусств, а в 1893 – почётным доктором Кембриджского университета. Последние годы Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 году приобрёл дом (с 1894 г. – музей композитора). Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

«Евгений Онегин» – опера (лирические сцены) в 3 действиях, 7 картинах. Либретто П.Чайковского и К.Шиловского по одноименному роману А.Пушкина.

«Евгений Онегин» – непревзойдённый образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. Борис Асафьев: «Евгений Онегин» – это звенья монологов («наедине с собой») и диалогов («бесед», «собеседований»), так сплетённых друг с другом и так психологически мотивированных, что «оперность» с её риторикой и показательностью, с её масками и контурами решительно преодолевается».

Первая постановка 17(29) марта на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории. Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Партию Ленского исполнял М.Е.Медведев. На премьере исполнялся первоначальный вариант финала, в которой в последней картине Татьяна пала в объятия Онегина. Развязка драмы получалась счастливой. Были и такие варианты постановок, когда на сцену выходил Гремин и указывал Онегину на дверь. В 1880 году осенью перед представлением оперы в Большом театре, Чайковский привёл конец оперы в тот вид, в котором мы его знаем теперь. В Большом театре оперу поставили 11(23) января 1881 года. В Петербурге впервые поставлена 22 апреля (4 мая) 1883 года. кружком любителей. Мариинский театр осуществил постановку 19(31) октября 1884 года. Дирижёр Э.Ф.Направник. Опера была изначально задумана как камерная, но позже специально для постановок на сцене Императорских театров Чайковский создал новую редакцию. Несмотря на разноречивые суждения критики «Онегин» был горячо принят публикой и за короткое время стал самой популярной русской оперой, выдержав при жизни Чайковского 16 постановок в ряде городов России и за рубежом.

Первым настоящим Ленским явился Л.В.Собинов, оставшийся непревзойденным истолкователем партии. В отличие от всех предшественников, драматизировавших образ, лишавших его молодости и свежести чувств, подчёркивающих его надломленность, Собинов был молод, чист, вдохновенен.

«Собинов великолепно схватил всю сущность лирики Чайковского, её огромную задушевность и тихую грусть, все тончайшие оттенки этой лирики… Весь его внешний облик, его стройный стан, его лёгкая живая походка и все движения, исполненные простоты, естественной грации и жизненности, и наконец, лицо, бесконечно привлекательное лицо, ясное очерченное чистыми мягкими линиями и оттенённое рамками вьющихся тёмных кудрей, — всё это было совершенно безупречное с точки зрения чисто пластической, с точки зрения внешней картинности образа» – писал Зигфрид (Э.Старк). Собинов указал другим исполнителям ключ не только к образу Ленского, но и всей опере.

Впервые Л.В.Собинов выступил в партии Ленского 10 апреля 1898 года, в последний раз его слышали 24 мая 1933 года во время торжеств в ознаменование 35-летия артистической деятельности певца. За всю свою творческую жизнь Л.Собинов спел эту партию около 300 раз. Это была одна из самых его любимых партий.

Ария Ленского. Опера «Евгений Онегин». Исп. Л.В.Собинов.

Шиловский (по сцене Лошивский) Константин Степанович родился 18 ноября 1849 года – артист театра Ф.А.Корша (1888-1893), драматург, скульптор. Получил блестящее образование. Его художественная одарённость раскрылась рано, он был многосторонне одаренным, одни считали его непревзойдённым певцом, талантливейшим автором романсов, другие одарённым скульптором. Скульптуры, выполненные Константином Степановичем украшали парк в Глебово, когда в 1887 г. усадьбу пришлось продать, то он разбил скульптуры собственной рукой.

Он был беллетристом и художественным критиком. Написал обстоятельный труд «Опыт театрального грима». Он вылепил огромную голову для оперы «Руслан и Людмила», долго украшавшую спектакли Большого театра, 5 лет был актёром Малого театра. Сочинял романсы, среди которых популярными были «Царица ты иль рабыня», ‘К ней», и особенно вальс «Месяц плывёт по ночным небесам». Современник о Шиловском: «Это был крайне увлекающийся и безалаберный человек. То он погружался в алхимию, занимался чёрной магией и изучал быт древнего Египта, а то вдруг переносился в допетровскую Русь, начинал ходить летом в своём имении в боярском костюме и налаживать свой дневной обиход под древнерусский стиль». Умер Шиловский в мае 1893г. от воспаления лёгких, в маленькой квартирке, всеми оставленный.

Лирические сцены в 3 действиях. Либретто по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским.
Первое представление состоялось 17 марта 1879 года в Москве на сцене Малого театра. Исполнителями были ученики Московской консерватории.

Действующие лица:

Ларина, помещица, меццо-сопрано
Её дочери:
Татьяна, сопрано
Ольга, меццо-сопрано
Филипьевна, няня, меццо-сопрано
Евгений Онегин, баритон
Ленский, тенор
Князь Гремин, бас
Ротный, бас
Зарецкий, бас
Трике, француз, тенор
Гильо, камердинер, без слов
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры


Первое действие. Первая картина. Старый, густо разросшийся сад. Ларина и няня варят варенье. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной - Татьяна и Ольга. Их пенье рождает у матери воспоминания о давно минувших днях, об ушедших в прошлое годах, об увлечениях молодости. Вдали зазвенела песня. Она все ближе и ближе, ширится, растет. Крестьяне пришли поздравить барыню с урожаем. Протяжная песня сменяется быстрой пляской. Мечтательно-задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими Шаловливая хохотушка Ольга весело пляшет вместе с крестьянами.


Приезжает сосед Лариных по именью - Владимир Ленский, юный поэт, с пылкой нежностью влюбленный в подругу своих детских лет Ольгу. На этот раз он привез с собой приятеля Онегина, холодного, чопорного петербуржца. По смущенью Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным, прозорливая старушка- няня замечает, что ее любимице приглянулся новый барин.


Вторая картина.
Спальня Татьяны. Девушка, взволнованная встречей с Онегиным, не может уснуть. Она просит няню рассказать о старине. Старушка вспоминает прожитое, но Татьяна не слушает. Ее думами безраздельно завладел Онегин. В искренних и безискусственных словах Татьяна изливает в письме к Евгению свои чувства.

Минула бессонная ночь. Пастушья свирель возвещает приход утра. Татьяна зовет няню и просит отправить письмо Онегину.

Третья картина. Уединенный уголок сада. Вбегает Татьяна и в изнеможении опускается на скамью. С трепетным волнением ожидает она Евгения, его ответа на свое признанье.


Входит Онегин. Холодно и рассудочно звучит его отповедь: он не может ответить взаимностью на любовь Татьяны и покровительственно советует девушке учиться властвовать собой.


Второе действие. Первая картина.
Зал в доме Лариных. Бал в честь именин Татьяны. В быстром вальсе кружатся пары. Среди гостей и Онегин с Ленским. Евгений досадует на приятеля за то, что тот привез его на этот глупый бал, где надо выслушивать сплетни провинциальных кумушек. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Кокетство Ольги оскорбляет, а поведение Онегина возмущает Ленского. Между друзьями вспыхивает ссора. Ленский вызывает Онегина на дуэль.



Вторая картина. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины Ленский и его секундант Зарецкий поджидают запаздывающего Онегина. Ленский в глубоком раздумье: что ждет его в грядущем, что несет ему наступающий день?

Приходит Онегин со своим секундантом. Перед тем как начать дуэль, противники вспоминают былую дружбу. Они колеблются - не пожать ли друг другу руки, не разойтись ли полюбовно? Но отступать поздно - дуэль должна состояться, и каждый решительно отвергает мысль о примирении. Зарецкий отмеряет дистанцию. Противники становятся к барьеру. Выстрел. Ленский убит.



Третье действие. Первая картина. Прошло несколько лет. Вернувшись из заграничных странствий, Онегин попадает в Петербурге на бал. Здесь знатный вельможа князь Гремин представляет его своей жене. В блистательной светской красавице Евгений узнает Татьяну Ларину и с безудержной страстью влюбляется в нее.



Вторая картина. На пути Татьяны вновь, как призрак беспощадный, встал Онегин. Он повсюду неотступно преследует ее. Вот и сейчас, вбежав в гостиную, Онегин застает Татьяну за чтением своего письма. Татьяна в смятении, на глазах ее - слезы. Для Онегина они дороже всех сокровищ мира. Значит, он не безразличен Татьяне, значит, у него есть надежда на взаимность. Взволнованно и страстно объясняется Онегин Татьяне в любви:


Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

На пылкое признание Онегина Татьяна отвечает таким же откровенным признанием. К чему скрывать, к чему лукавить? Она до сих пор любит Онегина. С горечью и печалью вспоминает Татьяна встречу с Онегиным в деревенской глуши, те блаженные времена, когда счастье было так возможно, так близко. Но судьба Татьяны решена. Она отдана другому и будет верна ему всю жизнь. В порыве отчаяния, покинутый Татьяной, Онегин восклицает: - Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!



Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах.

Создавалась: Москва - май 1877, Сан-Ремо - февр. 1878. Датируется на основании писем Ч. (т. VI, № 565; т. VII, № 735).

Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн . Режиссер И.В.Самарин. Художник К.Ф.Вальц.

1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского - композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет «Лебединое озеро» , Первый фортепианный концерт , фортепианный цикл «Времена года» и многое, многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской . Разговор зашел о сюжетах для оперы. <...> Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять “Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь <...> как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки."

Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.Львова, известного как автора российского национального гимна «Боже, царя храни!». Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча.

Сценарий своей новой оперы «Евгений Онегин» Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим «Евгения Онегина» в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере - «Лирические сцены» - пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: " <...> я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку <...> потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро",- писал он брату.

Живя в Глебово и работая над «Евгением Онегиным», Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: «Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая», - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету «Онегина» принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы «Евгений Онегин».

Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.

Оперы, которые предшествовали «Онегину», Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: «Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену.» А несколько позже он писал своему другу К.К.Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: «Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена.» Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки «Онегина», добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: «Я готов ждать сколько угодно.»

Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: «Лирические сцены». Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: «Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах <...> г.Чайковский - несравненный элегический поэт в звуках.»

В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим. Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А.Н.Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского , но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра. На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина» на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.

Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба «Евгения Онегина» сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного «Онегина», лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы «Евгений Онегин». Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. «Евгений Онегин» до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в „Онегине“ просится на музыку. Я это и сделал как мог.»

П. Е. Вайдман

Обсудить у себя 0