Картины серебряковой смотреть. Зинаида Серебрякова: биография и фото

  • 04.09.2019

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

З. Е. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, а воспитывалась она (после смерти отца в 1886 г.) вместе с братом, будущим графиком Е. Е. Лансере, в семье деда (по матери), Н. Л. Бенуа, петербургского архитектора.

Систематического художественного образования она не получила и своим завидным профессионализмом была обязана прежде всего влиянию среды, а еще больше - собственным усилиям и жесточайшей требовательности к себе.

Она непрерывно работала на натуре, главным образом в Нескучном, небольшом поместье под Харьковом, делая этюды, пейзажи и портреты, среди которых преобладали изображения местных крестьян.

На публику Серебрякова впервые вышла в 1910 г., показав на VII выставке СРХ четырнадцать работ, и в их числе небольшую картину "За туалетом" (1909), представлявшую собою автопортрет. Столько душевной свежести и ясности было в этой картине, так уверенно и зрело она была выполнена, что о Серебряковой сразу заговорили как о незаурядном явлении.


«За туалетом. Автопортрет»
1909.
Холст на картоне, масло 65 х 75

Москва

В 1912 г. она вступила в объединение "Мир искусства", со многими членами которого ее связывали дружеские и родственные отношения. В 1914 г. Серебрякова провела несколько месяцев в Италии (поездку прервало начало Первой мировой войны), где пристально изучала искусство Возрождения. В том же году она создала очаровательную картину "Дети", групповой портрет своих детей.


«За завтраком»
1914
Холст, масло 107 х 88,5
Государственная Третьяковская галерея


«Девочки у рояля»
1922.


«Катя с натюрмортом»
1923.


"Автопортрет с дочерьми" 1921


Катя в голубом у елки


"Тата и Катя У зеркала"

Но главные силы художницы были отданы сюжетам из крестьянской жизни. Картины "Баня" (1912, 1913) представляли собою зрелище, исполненное гармонии душевного и физического, обаяния ненаигранной бодрости.


"Баня"
1912


«Баня»
1913
Холст, масло. 135 x 174 см


"Заплетающая косу"


"Баня."
1926

Вслед за ними последовали картины "Крестьяне" (1914; фрагмент большой композиции, уничтоженной самой художницей), "Жатва" (1915), два варианта "Беления холста" и "Спящая крестьянка" (все 1917).


"Спящая крестьянка"


"Кормилица с ребенком"
1912


«Жатва»
1915.
Холст, масло. 142 x 177 см
Одесский художественный музей


«Крестьяне»
1914.


«Беление холста»
1917.
Холст, масло. 141.8 x 173.6 см
Государственная Третьяковская галерея


«Обувающаяся крестьянка»
1915

Эти произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью здесь были обогащены влиянием поэтических произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения. У художницы был несомненный дар монументалиста, но жизненные обстоятельства не позволили ей этот дар реализовать.

Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.


«Купальщица»
1911
Холст, масло. 98 x 89 см
Государственный Русский музей

Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. В марте 1919 г. умер муж, и она осталась вдовой с четырьмя детьми, жила сначала в Нескучном, а когда поместье было сожжено, перебралась в Харьков, где перебивалась случайными заработками. В конце 1920 г. Серебряковой предложили место профессора в бывшей АХ, и она переехала в Петроград, но из-за болезни к преподаванию так и не приступила. Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Наконец удалось вернуться к творчеству - она писала портреты, чаще всего своих близких.


«Портрет Б.А.Серебрякова»
Около 1905


«Портрет Б.А.Серебрякова, мужа художницы»
1908


«На лугу. Нескучное»
1912.
Холст, масло. 62.8 x 84.3 см
Нижегородский художественный музей


«Девушка со свечой. Автопортрет»
1911


«Портрет Б.А.Серебрякова»
1913


«Портрет Е.Е.Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы»
1913


"Портрет О.К.Лансере"


"Портрет Ольги Константиновны Лансере"


"Спящая Катя"


"На кухне Портрет Кати"

Среди изображений детей две картины отличаются заложенной в них печалью. Это насквозь символичное полотно "Карточный домик" и "Мальчики в матросских тельняшках". В год их создания произошло трагическое событие - в апреле 1919 года умер от сыпного тифа муж Зинаиды Серебряковой - Борис Анатольевич. На хрупкие плечи Зинаиды Евгеньевны обрушилось горе и тяжелая необходимость одной растить 4-х детей и поддерживать мать, теперь она одна должна была заботиться о семье. В конце 1919 года им придётся покинуть родной дом в Нескучном из-за начавшихся грабежей и погромов. Впоследствии имение будет разграблено и сожжено. В картине "Карточный домик" отразились раздумья матери о детях, поставленных суровыми обстоятельствами на грань выживания. На лицах детей застыло выражение растерянности, они грустны и сосредоточенны, взгляды направлены на рассыпающийся в руках карточный домик. Игра неожиданно напомнила о трагических обстоятельствах их жизни, о легко разрушаемом зыбком счастье...


«Карточный домик»
1919
Холст, масло. 65 x 75.5 см
Государственный Русский музей


«Обнаженная»
1920
Холст, масло. 76.5 x 101 см
Донецкий областной художественный музей

Увлечение балетом подтолкнуло ее к созданию нескольких небольших картин и портретов балерин.
Несмотря на сложные условия жизни, она как и прежде умеет видеть в окружающем красоту, любить близких, восхищаться своими друзьями. В своих работах Зинаида Евгеньевна стремится запечатлеть внешнюю и внутреннюю красоту человека, его достоинство и благородство. В эти годы ею создана серия работ, посвященная артистам балета. После поступления дочери Татьяны в Петроградское хореографическое училище у Серебряковой появилась возможность бывать за кулисами театра, делать зарисовки. С театром будут свазаны её новые возвышенные образы...


"Балетная уборная. Снежинки"


"Девочки-сильфиды (Балет Шопениана)" 1924


"Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки"


«Автопортрет в костюме Пьеро»

В 1924 г. Серебрякова уехала в Париж, предполагая там заработать немного и вернуться на родину, но уже вскоре возвращение стало невозможным. Париж не оправдал надежд: она трудилась, все так же не щадя себя, но благополучия это не приносило и лишь позволяло поддерживать жизнь на уровне пристойной скромности, а то, что выходило из-под ее кисти, заметно уступало исполненному в предреволюционные годы. Причина заключалась не только в житейских трудностях, но главным образом в том, что она утратила родную почву.


" Элен де Руа княгиня Жан де Мерод"


"Княгиня Ирина Юсупова"


«Портрет Дамы с собачкой. И.Велан»
1926
В конце жизни судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж. А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить.
Она умерла 19 сентября 1967 года.
Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Зинаида Евгеньевна, урожденная Лансере, происходила из художественной семьи. Жизнь ее, легкая сначала и складывавшаяся "по любви", однажды рухнула и уже не наладилась. Даже после смерти: умерла русская художница не на родной земле, а в далекой Франции. Ее прах покоится на эмигрантском кладбище в Париже среди других талантливых людей "от искусства", оставшихся когда-то и насовсем без точки опоры и с вечной тоской по родине в душе. А картины Зинаиды Серебряковой, вопреки всему, вернулись в Россию и стали неотъемлемой частью русского искусства.

Зика. Нескучное

Зика Лансере родилась, по одним данным, 10, по другим, 12 декабря 1884 года в имении своих родителей неподалеку от Харькова. Имение имело звучное название "Нескучное". Может быть потому, что людям, в нем проживавшим, было нескучно жить - они слишком любили тот мир, который их окружал, и были увлечены творчеством: мать и братья - живописью, отец - скульптурой, дед - архитектурой. А может быть, потому что жители этой местности были жизнерадостными людьми и очень любили жизнь.

Возможно, природный талант графика и влияние отца сделали бы из юного дарования хорошего скульптора, но Евгений Лансере очень рано умирает от чахотки. В то время Зике было всего два года.

Зина очень рано увлеклась рисованием - сказывались фамильные способности. В 1886 году семья Лансере перебралась в Петербург. А Нескучное осталось всего лишь местом для сюжета ежегодной летней сказки. Но именно эта сказка стала целым этапом в ее жизни: на противоположном берегу реки Муромки, почти напротив дома Лансере, в Нескучном проживал голубоглазый красавец Борис Серебряков, любовь к которому озарила девичье существование и внесла в него живительную чистую струю и терпкий вкус ожидания чуда.

Даже в Италии, куда совершила поездку Зинаида, девушка не сумела насладиться ее природой и культурой, так она скучала по своему Борису и Нескучному. При этом она писала жадно и много. Однако итальянские картины Зинаиды Серебряковой большого внимания к себе не привлекли.

Зинаида Лансере. Петербургкое

Этап жизни Зинаиды Лансере, протекавший в Петербурге, дал ей возможности получения хорошего образования и творческого развития. Художественное образование Зина получила в школе княгини Тенишевой. Раннее творчество не дало девушке известности. Но в 1905 году изменяется семейный статус Зинаиды - она выходит замуж за Бориса Серебрякова и берет его фамилию, под которой и станет известной для всех любителей поэзии Серебряного века.

Сразу после свадьбы в биографии Зинаиды Серебряковой появляется в первый раз Франция, куда она отправляется учиться любимому делу. Огромное количество этюдов, набросков, картин разнообразной тематики было написано ею во время этой поездки, в которую она отправилась вместе с мужем.

Романтические настроения, навеянные теплым и глубоким чувством к мужу, находят отражение и в картинах художницы: яркие чистые радостные цвета, рисунок будто бы прозрачный и совсем невесомый, от всего исходит ощущение позитива, счастья и света. Зинаида пишет портрет любимого мужа и себя перед началом нового счастливого дня - за утренним туалетом. Эти картины вошли в первую выставку полотен Зинаиды Серебряковой, состоявшуюся в 1910 году в Петербурге. Потом картины: автопортрет Зинаиды Серебряковой "За туалетом" и "Зеленая осень" - были куплены Павлом Третьяковым и вошли в основной фонд его галереи.

Зинаида Серебрякова. Плодотворное

Время после замужества, когда у молодой четы за небольшое время рождается четверо детей - два сына и две дочери, стало самым плодотворным и в творчестве художницы. Да и темы, к которым обращается молодая мать, связаны с землей, ее плодородием и изобильностью, русской деревней с ее большими дружными и работящими семьями и крестьянским трудом, но не тяжким бременем, а живой радостью наполняющим тружеников на земле. Красота русской природы, необъятность родных просторов отражены в таких картинах, как "Крестьяне", "Жатва", "Беление холста" и др.

Картины Зинаиды Серебряковой еще по-прежнему светлы и радостны, восприятие мира незамутненно и по-хорошему наивно. Цветовая гамма такая же яркая и насыщенная, а образы людей и природы существуют в полной гармонии. И пишет она их в любимом сердцу Нескучном. Картины Зинаиды Серебряковой именно в эти три предреволюционных года делают ее знаменитой. Самой известной работой этого периода является картина "За завтраком", отражающая счастье тихой семейной жизни и являющаяся воплощением тихого и уютного семейного быта Серебряковых.

Зинаида Серебрякова. Крах

Все ужасное в жизни всегда происходит неожиданно. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, по ее воспоминаниям, предчувствовала беду: еще перед революцией в 1917 году трагическая смерть деревенской девушки Поли Молчановой, утонувшей в Муромке, показалась ей нехорошим знаком. Так и случилось. И первым пострадало родное Нескучное - в 1918 году оно было сожжено. Зинаида с матерью и детьми перебралась в Харьков и устроилась работать в археологический музей. В то время ее муж Борис Серебряков работал на строительстве железной дороги Уфа - Оренбург, и виделись они редко. Не всегда удавалось и дозвониться - надолго порой прерывалась связь. По дороге домой Борис заражается сыпным тифом и скоропостижно умирает на руках жены. Зинаида остается с четырьмя маленькими детьми на руках. В это же время тяжело заболевает Екатерина Николаевна Бенуа - мать художницы.

В 1920 году семья Зинаиды Серебряковой перебирается в Петербург и поселяется в коммуналке, разместившейся в фамильной квартире Бенуа. Художнице предлагают работать преподавателем в Академии художеств, но она отказалась. Не хочет она писать и востребованные советской властью агитационные плакаты, которые в то время могли бы дать им и пищу и благополучие. Она пишет то, что ей было родным: пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые картины. Денег мало, средств к существованию практически не осталось. Именно в этот период пишутся самые тяжкие по духу и восприятию полотна. Самым известным из них стала картина "Карточный домик", написанная в 1919 году.

Зинаида Серебрякова. За границу!

Казалось бы, жизнь и удача вдруг повернулись к Зинаиде Серебряковой лицом: сначала в 1924 году продаются все ее картины, вошедшие в состав выставки русского искусства в Америке, затем из Парижа поступает заказ на создание большого декоративного панно. Для того чтобы выполнить работу, нужно было покинуть родную землю и отправиться во Францию, в Париж. Женщина хватается за этот спасательный круг и уезжает, оставив в России мать и детей.

Зинаида Серебрякова. В изгнании

В Париже она оказывается никому не нужной. Небольших денег, заработанных за проданные с трудом полотна, едва хватает, чтобы хоть как-то связывать концы с концами. Большую их часть она отсылает матери и детям.Через год после отъезда во Францию советские власти разрешают выехать к ней среднему сыну Александру, а еще через два года - младшей дочери Екатерине. Вернуться на Родину Зинаида Серебрякова уже не сможет, хотя картины ее в Россию возвращаются: в 1960-х годах в Москве, Ленинграде и Киеве проходили с большим успехом выставки Зинаиды Серебряковой. Евгений и Татьяна проживали в Ленинграде с бабушкой Екатериной Бенуа.

Произведения этого периода частично "навеяны" Русскими сезонами Сергея Дягилева и посвящены русскому балету, но, кроме того, связаны с той страничкой жизни, когда балетом занималась ее дочь Тата: "Балетная уборная. Снежинки", "Девочки-сильфиды" и др.

Ряд картин охватывает пейзажную тематику и отражает красоту и необычность для восприятия Серебряковой европейской природы. Есть портреты и натюрморты. Но все эти картины хранят оттенок мрачности и тоски, грусти и философского созерцания.

Зинаида Серебрякова. Возвращение без возвращения

Ниточкой, связывавшей художницу с Отечеством, стала дочь Татьяна Борисовна Серебрякова - театральный художник Московского художественного академического театра.

В 1980-е годы о Зинаиде Евгеньевне Серебряковой вспомнили и заговорили на ее родине, даже разрешили вернуться. Но у художницы уже не было ни сил, ни здоровья на этот длинный и нелегкий путь. В 82-летнем возрасте она скончалась и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Недавно, в апреле 2017 года, в Третьяковской галерее была представлена еще одна выставка Зинаиды Серебряковой. Особенно выделяются, кроме названных выше, портреты детей художницы. Также притягивают взгляд автопортреты Зинаиды Серебряковой. Что-то щемящее прокрадывается в душу, когда вглядываешься в эти лица и вспоминаешь о нелегкой судьбе персонажей.

Незабываемы и образы русских красавиц с чертами европейских Мадонн, представленные в произведениях Зинаиды Серебряковой. Озорные открытые лица, широко распахнутые глаза, полуулыбка... Есть в них что-то от красавиц эпохи Возрождения, изображенных на полотнах Леонардо да Винчи и Рафаэля. Гимн женской красоте и молодости!

Биография Зинаиды Серебряковой была очень тяжелой. Однако художница, преодолев все тяготы и невзгоды, стала одним из немногих примеров женщин, сумевших завоевать признание в мире искусства.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) , урождённая Зинаида Евгеньевна Лансере, – одно из самых громких женских имён в российской . Она была яркой представительницей символизма, и ар-деко, участницей объединения «Мир искусства», а также просто женщиной с сильным характером, перенесшей все тяготы двух войн и революций.

В открывшемся в юном возрасте таланте будущей великой художницы не было ничего неожиданного – он достался ей по наследству как представительнице творческой династии Бенуа-Лансере: знаменитый архитектор Николай Бенуа был её дедом, отец, Евгений Лансере - скульптором, а мать - художником-графиком.

В 16 лет Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу княгини Тенишевой. Позднее её образованием занимался талантливый портретист Осип Браз. А в 1905-1906 годы Серебрякова обучалась живописи в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

Долгие годы художница провела в эмиграции, однако стиль её сформировался ещё в юности, в Петербурге. Всей душой Зинаида была влюблена в Россию, и тяжкие испытания, выпавшие на долю страны, терзали её гораздо больше, чем разлука с родиной.

К раннему периоду её творчества относятся картины «Крестьянская девочка» (1906) и «Фруктовый сад в цвету. Нескучное» (1908), которые наполнены любовью к простоте и естественной красоте окружающего мира и русской земли. Эти произведения выполнены твердой рукой мастера, что говорит об очень раннем формировании профессиональных художественных навыков девушки - на тот момент ей было немногим больше 20 лет.

Однако мастерство художницы не подталкивало её создавать сложные шедевры, наполненные изощрёнными приёмами и изобилующие деталями. Напротив - картины Зинаиды отличают простота и приятная лёгкость изображения действительности. Практически никогда она не обращалась к холодной гамме цветов, в её работах преобладали светлые пастельные оттенки тёплой палитры.

Известность Серебряковой впервые принёс её собственный автопортрет, написанный в 1909 году – он носит название «За туалетом». Именно эта работа стала самой узнаваемой в творчестве художницы. На картине изображена молодая девушка, которая смотрится в зеркало, расчёсывая длинные каштановые волосы.



Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Её образ одновременно сочетает в себе аристократичность представительницы известного рода и простоту обычной русской девушки, в душе которой порой кипят страсти, а в глазах прячутся лукавство и смех. Лямка легкой кофточки небрежно спущена с одного плеча, на столике в беспорядке лежат туалетные принадлежности, вязание и украшения – автор картины не стремится приукрасить себя и не боится показаться смешной в глазах зрителя. И внешний облик красавицы, изображённой на автопортрете, и окружающая её обстановка говорят об энергичности и жизнерадостности героини.

Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась», изображая саму себя. В этой склонности её нельзя упрекнуть - какая современная девушка упустит шанс сделать собственную фотографию? У Зинаиды же под рукой всегда были все необходимые инструменты для увековечивания своего образа в разные временные промежутки, в разном настроении, в разной одежде, с родными и друзьями. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году.

Надо отметить, художница не стеснялась впускать зрителя не только в свою комнату, но и в семью. Ей было свойственно изображать свой быт. Члены семьи очень часто оказывались на холсте.

Ещё одна не менее известная работа Зинаиды, относящаяся к домашним жанровым портретам – «За завтраком» (1914). На ней художница мастерски изобразила теплую атмосферу домашнего уюта и покоя. Зритель невольно попадает в гости к семье Серебряковой во время обеда.



Её дети – Женя, Саша и Таня – сидят за покрытым белой скатертью столом, на котором расставлены тарелки с едой. На их нежных лицах написаны неподдельно искренние эмоции - скука, любопытство, удивление. Мальчики одеты в похожие синие рубашки, а на Тане домашнее платье с приятными кружевами у воротника и на плечах. В углу картины можно также заметить присутствие взрослого человека – бабушки, чьи руки заботливо наливают кому-то из детей суп. Судя по накрытому столу, семья живёт в достатке, но не стремится к излишествам.

Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. В это время её особенно интересуют русские мотивы, темы народной жизни, крестьянского быта и культуры. Любовь к родине переосмысливается художницей - вероятно, из-за сгущающей краски Первой мировой войны, отразившейся на судьбах многих русских людей. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917).

Революция и последовавшие за ней события обернулись для Серебряковой чередой драматических событий. От тифа умер её муж, и Зинаида осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью на руках. Ей пришлось сражаться с голодом и нехваткой самого необходимого для жизни. Остро встал вопрос продажи работ.

В тот период Зинаида написала свою самую трагичную картину - «Карточный домик» (1919). И снова главными героями стали дети художницы. Карточный домик, который под чутким руководством братьев и сестры строит Катя, разумеется - метафора. Она отражает непостоянство и хрупкость жизни России в то время. Даже дети забывают счастливые игры и принимаются со всей серьёзностью строить домик из карт, боясь его крушения в любой момент.



Говоря о творчестве художницы, нужно отметить её любовь к жанру портрета. Пожалуй, ни одно другое направление живописи в творчестве этой художницы не в силах сравниться со страстью к изображению лиц окружающих.

Она писала не только членов своей семьи, но и знакомых, в том числе и достаточно известных и состоятельных людей – среди них, например, поэтесса Анна Ахматова, балерина Александра Данилова, искусствовед Сергей Эрнст и княгиня Юсупова.

Портретам кисти Серебряковой свойственно частичное или полное отсутствие фона - его художница прописывала детально очень редко. Все внимание она акцентировала на персонажах своих работ. Ей удавалось передать индивидуальность каждого и «познакомить» зрителя с их индивидуальными особенностями.

Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Удивительно, как женщина способна со столь пылкой страстью изображать прекрасные изгибы девичьих тел. Но факт неоспорим: работы в стиле ню удавались Зинаиде так же успешно, как портреты и жанровые зарисовки на тему крестьянской жизни. Прекрасные юные девушки изображались ею в самых различных позах - стоя, сидя, вальяжно раскинувшись на постели. Серебрякова мастерски подчеркивала достоинства своих моделей, о особым любованием она выписывала их женственные изгибы.

В 1924 году Серебрякова отправилась в Париж, оттуда она получила заказ на создание большого декоративного панно. Разлука с семьёй, пусть и временная, сильно тревожила Зинаиду. Но поездка была необходима, так как давала возможность прокормить детей. И тяжелые предчувствия не обманули: вернуться на родину художнице не удалось. Долгие годы она была оторвана от двоих детей и матери. Правда, Сашу и Катю удалось переправить во Францию почти сразу.

За это время художница посетила огромное количество стран - не только европейских, но и африканских. Марокканская серия работы Серебряковой заслуживает отдельного внимания. Часть из них выполнена пастелью, остальные же - масляной краской.

Неизгладимое впечатление на Зинаиду произвели быт местного народа и его обычаи. В своём письме брату Евгению она рассказывает о том, как сильно её поразило, что местные жители ежедневно проводят огромное количество времени, сидя в кругу и наблюдая за танцами, фокусами и укрощением змей.

Однако ни одно самое яркое представление не позволяло Зинаиде забыть стою тоску по родине. Лишь с наступлением оттепели страна опять стала «благосклонна» к Серебряковой. В последние годы жизни она снова обрела популярность на родине и в союзных республиках. Её работы особо ценились, поступали всё новые предложения о выставках, вышла даже серия марок с её картинами, но художница так и не смогла окончательно вернуться. До последних дней она жила в Париже, принявшем её когда-то в трудное время.

С 5 апреля 2017 по 30 июля 2017 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдёт масштабная монографическая .

Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы - Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики.

Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, чтб особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли.

Годы учения Серебряковой оказались непродолжительными. В 1901 году она несколько месяцев занимается в художественной школе, которой руководил И. Е. Репин, а затем в мастерской О. Э. Браза.

В первых же работах 3. Е. Серебряковой, появившихся на выставке 1909 года, определились ее самостоятельный почерк, стиль и круг интересов. При изучении классического наследия мирового искусства в Эрмитаже, в музеях Италии и Франции Серебрякову привлекали мощной пластикой формы, умением выразить национальный характер работы Тинторетто Пуссена, Иорданса, Рубенса. Но особенно ее пленяли чистота и целомудренность образов А. Г. Венецианова. Она почувствовала значение простоты, гармонии внутреннего мира, присущих венециановским крестьянам, увидела органическую связь этих черт с русской природой. "Этим чудесным художником я не могу налюбоваться", - писала она впоследствии.

Повлияла на формирование творчества художницы и жизнь в Нескучном: чистые краски окрестного пейзажа, неторопливость усадебной жизни, свобода и пластичность движений работающих крестьян восхищали Серебрякову.

С юности художница стремилась выразить свою влюбленность в мир, показать его красоту. Наиболее ранние работы Серебряковой "Деревенская девушка" (1906, ГРМ), "Фруктовый сад в цвету" (1908, частное собрание) говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах художница проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость.

Успех у широкой публики Серебряковой принес автопортрет "За туалетом" (1909, ГТГ), впервые показанный на большой выставке Союза русских художников в 1910 году.

"Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши... и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной", - писал о картине А. Н. Бенуа.

Лучшие дня

За автопортретом последовали "Купальщица" (1911, ГРМ), портрет Е. К. Лансере (1911, частное собрание), портрет матери, Е. Н. Лансере (1912, ГРМ)-работы, поражающие зрелостью, строгостью композиции. Расцвета творчество Серебряковой достигает в 1914-1917 годах. Она создала в этот период серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и милой ее сердцу русской природе: "Крестьяне" (1914-1915, ГРМ), "Спящая крестьянка" (частное собрание).

Среди них самым значительным произведением является "Беление холста" (1917, ГТГ), здесь раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста. Фигуры крестьянок, изображенные на фоне неба, кажутся особенно величественными и мощными благодаря низкому горизонту. Цветовая композиция, построенная на сочетании крупных плоскостей красного, зеленого, коричневого, придает небольшой картине характер монументально-декоративного полотна, выглядит как часть величественного фриза. Это великолепное произведение звучит песней славы крестьянскому труду.

Серебрякова входила в объединение "Мир искусства"; избираемые ею народные темы, гармония, мощная пластика, обобщенность живописных решений выделяют художницу среди остальных мастеров этой группы. Когда в 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе, наряду с Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, М. В. Добужинским, и 3. Е. Серебрякову. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция, Сиам представлены ею аллегорически в виде прекрасных женщин. Одновременно были начаты композиции на темы античных мифов, оставшиеся незаконченными.

В творчестве 3. Е. Серебряковой продолжало развиваться и глубоко личное, женственное начало, особенно ярко проявившееся в работе над автопортретами: в них наивное кокетство девушки сменялось то выражением чувства материнской радости, то нежной поэтической грустью.

Многим планам художницы не суждено было сбыться. Внезапно от тифа умирает муж Зинаиды Евгеньевны (Борис Александрович Серебряков, инженер-путеец), на руках остались мать и четверо малышей. В 1920 году семья переезжает в Петроград. Старшая дочь Татьяна поступила в балет, и с этой поры в творчестве Серебряковой тема театра стала постоянной. Диапазон ее творчества сузился: чаще всего художница изображала балерин перед спектаклем и, несмотря на достоинства и красоту этих работ, они, безусловно, не могли удовлетворить мастера.

Осенью 1924 года Серебрякова уехала в Париж, получив заказ на большую декоративную роспись. По окончании работы она намеревалась вернуться на родину - здесь оставались мать и двое детей. Но жизнь сложилась иначе, и она осталась во Франции.

Долгие годы жизни за пределами России не принесли Серебряковой радости и большого творческого удовлетворения; они полны тоски по родине. Ее работы, созданные после 1924 года, свидетельствуют о том, что и на чужбине художница постоянно стремилась к своей любимой народной теме, оставалась верной реалистическому искусству.

Зинаида Евгеньевна много путешествовала. И в Бретани (Франция), и в Алжире, и в Марокко ее как художницу привлекали образы людей из народа; среди произведений, созданных по материалам поездок, особенно выделяются портреты крестьян и рыбаков Бретани.

В пейзажах и портретах последнего периода прежде всего ощущается личность художницы, ее влюбленность в прекрасное, будь то природа или человек. И все же было утрачено нечто самое главное - связь с близким и родным.

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялась большая выставка произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание Советским государством заслуг этого большого мастера принесли художнице огромную радость. Много произведений 3. Е. Серебряковой приобрели музеи нашей страны.

19 сентября 1967 года в Париже в возрасте восьмидесяти двух лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Материалы статьи Петровой О.Ф. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.