Одна профессия для нескольких поколений. Сочинение "трудовая династия"

  • 14.04.2019

Кругозор родителей ограничен профессиями прошлого, а возможность дать стоящий совет о будущей профессии - ошибками восприятия. Что в итоге? Печальная статистика: 8 из 10 детей поступают не в те вузы и получают не те профессии. Не желая детям зла, родители планомерно совершают одни и те же ошибки - нередко те же самые, которые совершали их собственные родители и родители родителей… Какие? Давайте разберемся, а заодно подумаем, как их избежать.

Куда мать, туда и дитя

Ошибка №1. Настаивать на своем выборе профессии для ребенка

Неприятно, когда наше мнение не учитывается: мы хотим одного, а нас настойчиво склоняют к другому, заставляя принять чужую позицию как единственно верную. Мы, взрослые, очень этого не любим. Но при этом считаем, что вести себя так по отношению к собственным детям - нормально и даже правильно. В конце концов, нам же виднее, у нас - опыт!

Пример. Как-то раз я проводила профориентацию для Екатерины, которая, окончив медицинский вуз и поработав врачом, поняла, что настало время менять профессию. Хотите верьте, хотите нет, но из медицины пытаются сбежать часто. Это во многом профессия души и большого желания, помножьте ее на огромный стресс и ответственность - и вот вам «работа мечты».

Екатерина стала врачом по желанию мамы. И папы. А заодно - бабушки с дедушкой. Уже четвертое поколение ее семьи занималось медициной, и никакая другая профессия для Кати не рассматривалась. Она и сама с этой мыслью свыклась: готовилась к меду, поступила, начала учиться… И очень быстро поняла, что «не ее». Но уйти ей, конечно, никто не дал. Ожидания семьи и настойчивое родительское «как это «не хочу», доучишься, и все будет прекрасно» заставили девушку потратить годы на профессию, которая была ей совсем не по душе.

Вращение в узкой профессиональной среде не дает ребенку сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится

Было тяжело, порой невыносимо, но решиться на изменения Екатерина смогла нескоро. Она пришла к нам с тяжелым «багажом»: полным разочарованием в профессии и жизни, а заодно с ощущением беспомощности, которое ни маме, ни папе было не понять. Надо ли рассказывать, как родители восприняли ее решение прекратить врачебную практику?

Так называемые «карьерные династии» вообще несут существенную угрозу. Не поймите меня неправильно: традиции - это хорошо, однако профессиональный кругозор ребенка в такой семье к подростковому возрасту ограничен. Хорошо, если он действительно видит себя в той же профессии, что и мама с папой. А если нет? Тогда это прямой путь к неудовлетворенности жизнью. Вращение в узкой профессиональной среде, которая может ребенку совсем не подходить, не дает ему сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится и в чем он мог бы развиваться и достичь успеха.

Подобные семейные традиции переносят паттерны прошлого из поколения в поколение и в итоге приводят к тому, что дети скованы очень узкими рамками и ограничениями, нагружены целым ворохом профессиональных предрассудков. Еще до окончания школы они уже вписаны в определенные схемы поведения, обучения, начала и продолжения карьеры, которые не менялись годами. В ситуации быстрой трансформации рынка труда (молчу о чисто психологической стороне вопроса) у детей очень высокие шансы оказаться неуспешными.

«Я знаю пароль, я вижу ориентир»

Ошибка №2. Ориентироваться на «выгодные» профессии прошлого

Лет 15 назад это были психологи, 10 - юристы, 5 - программисты. Знакомый список? Предлагаю продолжить!

Пример. Александра привела к нам на профориентацию сына Костю, студента юрфака. Женщина всю жизнь проработала на простой трудовой должности на производстве, но для сына хотела другой судьбы - успешной, с билетом наверх, из «трудовых» в «интеллигенты». Благо, парень способный. Когда пришло время выбирать профессию, Александра вспомнила, что адвокат - это и денежно, и престижно. И Костя, вроде бы, был не против, его предпочтениям это никак не противоречило, особых пожеланий у юноши не было.

Когда Костя отучился пару лет, он и его мама поняли, что стать «успешным адвокатом» сейчас не так уж просто - рынок переполнен представителями этой профессии, которые пошли на юрфак именно потому, что «выгодно». Переполненный рынок - значит, очень высокая конкуренция и отсутствие гарантий куска хлеба с маслом. Посовещавшись, семья решила Костю «перепоступить». Собственно, за тем они к нам и обратились - чтобы мы помогли найти Косте то дело, которое будет ему интересно и будет востребовано в перспективе.

Помоги себе сам

Ошибка №3. Не поддерживать выбор подростка, если вы с ним не согласны

К сожалению, многие взрослые до сих пор не понимают, что поддержка и доброе слово творят чудеса и дарят веру в себя, а с верой в себя можно горы свернуть.

Пример. История печальная и немного личная - о человеке, с которым я не просто работала, но и была хорошо знакома. Евгения всю сознательную жизнь хотела писать. Книги, статьи, заметки… Быть известным прозаиком. А может быть, журналистом? Или суровым редактором у руля топового издания? Мир слов и текстов манил, но родители были против. Нет, ну ладно журналистика, это еще куда ни шло. Но Евгения, сразу не определившись, что именно хочет писать, решила получить более общее образование и поступить на отделение русской филологии. У родителей волосы встали дыбом: что это за специальность такая, кого с нее выпускают? Кем ты будешь работать? Учителем в школе? На что ты будешь жить? Как так можно! В общем, ужас, кошмар, паника.

Родители за время обучения дочери своей категоричностью испортили отношения с ней

Родители чуть ли не саботировали сначала поступление, потом учебу. К счастью, Жене хватило веры в себя и собственные мечты, чтобы не опустить руки. А вот ее родителям, увы, серьезно не хватило чувства такта.

Будь проще

Ошибка №4. Выбирать вуз по принципу «куда проще поступить»

Понятно, что всегда нужно ориентироваться на свои возможности, однако это не значит, что нужно идти по пути наименьшего сопротивления и даже не пытаться прыгнуть выше головы, - там, наверху, много интересного.

Пример. Одна из моих любимых историй - о том, как папа не дал Максиму поступить в МГУ. Звучит абсурдно? Если бы! Об МГУ Максим мечтал чуть ли не с детства - главный вуз страны, уровень, чувство причастности и замирание сердца, когда стоишь на пороге здания университета… Максим старался, готовился, планировал поступать. Пока папа не узнал, куда целится сын.

Вместе с вузом попроще юноша получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит

Что было дальше? Совет «быть проще». Где мы, Максим, а где МГУ? Университет для детей элиты. Куда просто так не поступишь, и все по блату. А у нас откуда такие деньги, а, скажи мне, Максим? В смысле - «сдам экзамены и поступлю»? Разве ты не знаешь, как оно там происходит?

Уверенность Максима таяла с каждым днем. Скоро юноша поверил в то, что каждому свое место, и зачем целиться выше - нам и здесь неплохо. И выбрал вуз попроще. Неплохой, но не МГУ. А вместе с вузом попроще получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит: лучшая жизнь - она ведь не для всех. Мы жили так, и ты, дорогой сын, живи так же.

И еще немного

Ошибка №5. Подстраховывать и оберегать от всех ошибок

Главная задача родителей в меняющихся условиях карьерного рынка - помочь. Не посоветовать, не направить, не указать, не потащить за уши, а поддержать ребенка и помочь ему сделать выбор самому.

Мысль о будущей работе должна сформироваться в голове ребенка, а не родителя. Задача родителя - быть «в команде» ребенка и постараться не нарушить эту связь. В случае ошибки или сложности родитель должен помочь минимизировать последствия, но не убрать их, не предусмотреть заранее или полностью предотвратить. Важно позволить ребенку оступиться, но при этом быть рядом тогда, когда будет нужна помощь или поддержка.

Ошибка №6. Ориентироваться только на свой профессиональный опыт

Обычно родители не мыслят на перспективу просто потому, что, не считая собственной узкой отрасли, не видят других профессий, не отслеживают тенденции рынка, не знают, как и что развивается. Поэтому все, с чем они могут познакомить ребенка, - их собственная сфера деятельности и то, что в массовом сознании считается «перспективными профессиями». Естественно, и то, и другое может совершенно не подходить ребенку.

Ошибка №7. Считать, что психологических тестов достаточно для выбора профессии

Профориентационные тестирования не покрывают всей потребности ребенка в определении будущего пути: они шаблонные, а каждый человек уникален. Мало помогает и профориентация от психологов. Сколь бы важным ни был такой подход как часть целого комплекса действий, ориентироваться только на него - ошибка. Психологи в плане определения будущей карьеры, увы, не помощники. Их задача - разобраться в склонностях, потребностях, интересах и сильных сторонах человека, но они не знают положения дел на рынке и не в курсе тенденций и прогнозов.

Ошибка №8. Не изучать аналитику и прогнозы, не планировать карьеру, не слушать консультантов

Слушать карьерных консультантов стоит хотя бы потому, что они обладают необходимой экспертизой, видят и знают, что происходит на рынке, понимают его тенденции. А значит, могут точнее всего порекомендовать, посоветовать, проконсультировать, предостеречь.

Недавнее исследование выявило, что мы обычно выбираем из 10-15 профессий, о которых более или менее знаем, которые представлены в нашем окружении. А всего профессий более 4000! Многие ли из нас догадываются о таком разнообразии? Карьерный консультант - специалист с самым широким кругозором с точки зрения возможностей и профессий.

А как надо?

Обратили внимание, что ни к одному пункту я не добавила абзац «решение»? И не потому, что решения нет - просто над ним нужно подумать самим. Начать стоит с того, чтобы понять и принять простую истину: вы как родитель можете (и, скорее всего, будете) совершать ошибки. А значит, нужно определить, какие ошибки вам свойственны. Нужно использовать подход «от противного» и работать над собой. Научите себя слушать и слышать своего ребенка. Позвольте ему самому управлять своей жизнью.

Перестаньте страховать каждый шаг ребенка, и он станет здоровой, успешной, зрелой личностью, человеком, который будет идти по жизни уверенно и будет благодарен за то, что вы помогли ему найти свой путь. И неважно, что в процессе была набита пара шишек, - заживут.

Не пускайте на самотек будущее своих детей, подходите к процессу выбора профессии ответственно

Также очень важно руководствоваться принципом «не навреди», а лучше - «не навязывай» и «не ограничивай». Мир меняется, поэтому навязать ребенку профессию, совершенно не понимая, что будет на рынке труда через 5, 10, 15 лет, значит ограничить его и с большой долей вероятности обречь на неудачу. Уже в момент выпуска из вуза ваш ребенок может оказаться невостребованным и в итоге будет стагнировать вместе с профессией или окажется в ситуации очень высокой конкуренции, поскольку количество рабочих мест в его отрасли будет постоянно сокращаться.

Очень прошу: не пускайте на самотек будущее своих детей, не пренебрегайте возможностями подростковой профориентации с участием карьерных экспертов, подходите к процессу ответственно, и тогда безработица вашего ребенка не коснется.

Об эксперте

Алена Владимирская - хедхантер, один из ведущих экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство» .

Прежде всего знания носили чисто практический характер. Человек в эпоху своего появления во всём зависел от природы. И знания о природе им добывались практическим путем. Без этих знаний не было бы возможно выживание человечества тогда как вида. Поэтому передача знаний от старшего поколения к младшему велась на практике: во время охоты, собирательства, рыбалки, изготовления примитивных инструментов и т.д.

Переломный момент наступил тогда, когда человек смог изготавливать посуду и плавить металлы. Попутно появилось и земледелие. Именно тогда появились первые профессии, прообразы современных специальностей. Знание получило узкую направленность. И гончар обучал своих детей не охоте или рыбалке, а тому, как правильно замешать глину и тому, как правильно пользоваться гончарным кругом. И эти знания о своей профессии передавались из поколения в поколение, попутно впитывая в себя всё новые и новые элементы.

С развитием человечества появлялись и накапливались все новые знания. Знания сохранялись и записывались сначала на папирусах, бересте, позже печатались в книгах, записывались на бумаге. Знаний становилось все больше, и потребовалось формирование особой системы образования, которая бы передавала знания о тех или иных предметах желающими ими овладеть. Так образование сформировалось как система передачи знаний.

Научное знание и система образования

Современное знание огромно, и оно требует постепенного освоения, от банальных школьных основ и до узкоспециальных знаний, представляющих интерес лишь в определенных кругах научного знания. Знание с точки зрения науки имеет очень широкое дробление в самых разнообразных сферах. Чтобы создавать новые знания, необходимо искусно владеть уже имеющейся информацией и свободно распоряжаться имеющимися знаниями. Именно так выделяется наука как обособленная сфера жизни общества.

Современные высшие образовательные учреждения так же имеют узкую направленность, ориентируясь на передачу знаний в различных областях: экономика, юриспруденция, медицина, технологии и т.д. Именно там научные знания различных областей усваиваются будущими специалистами, а те, кто способен быть не просто специалистом, но и творцом нового, сделают свой вклад в копилку знаний человечества, которые впоследствии будут переданы будущим поколениям и даже будут использованы в повседневной жизни.

Номинация «О педагогике - с любовью»

Есть семьи, в которых одна профессия передаётся из поколения в поколение. В педагогических династиях удивительным образом развиты традиции преемственности поколений. И это уже больше, чем наследие, и это не просто работа, это - призвание!

Ведь невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей. На это ещё необходимо и веление души! В таких семьях из поколения в поколение передают любовь и искреннюю веру в благородство выбранной профессии.

Я хочу рассказать об учительской династии в нашей семье: своей маме - Протасовой Вере Фёдоровне, учителе начальных классов и о себе, её дочери, Труновой Наталье Викторовне, тоже учителе начальных классов.

Ранним тёплым утром 12 сентября 1952 года в с. Солдато-Александровском в молодой семье потомственных колхозников родилась долгожданная дочка, известившая мир о своём появлении громким плачем. Родители назвали девочку Верой. Что приготовила ей судьба? Какие люди встретятся на её жизненном пути? Каким человеком она вырастет и какую выберет профессию? А пока…

Быстро пролетали дни беззаботного детства, и вот, пришло время идти в школу. Стала Вера задумываться: как встретят её там, понравится ли ей в школе, какой у неё будет учитель? И вот наступил долгожданный и волнительный день 1 сентября 1959 года. В новенькой форме, с новым красивым портфелем и с большим букетом цветов, взяв за руку маму, Вера отправилась в школу. Сколько вокруг детворы, взрослых, учителей! Всё так торжественно и волнительно.

Мама подвела дочку к пожилой привлекательной женщине и сказала, что это её первая учительница. Та ласково посмотрела на Веру, улыбнулась и взяла её маленькую ладошку в свою тёплую и нежную руку. Так началась её школьная жизнь.

В детстве любимым занятием мамы была игра в учителя. Прибежав домой после уроков, усаживала она свои игрушки на диван и повторяла вместе с ними то, что изучали на уроках в школе. А на улице, где жила мама, проживало очень много маленьких ребятишек. Родители многих из них до позднего вечера были на работе, и ребята, порой, были предоставлены сами себе.

Так вот мама решила взять над ними шефство: вечерами все они выносили стульчики, скамеечки и усаживались на них на полянке перед домом. А мама была для них в роли учительницы: рассказывала ребятам о том, что сама узнавала в школе на уроках, читала книги, учила считать, а ещё все вместе пели песни, лепили из глины разные фигурки. Ну а потом, конечно, успевали и побегать, и поиграть.

Школа, в которой училась моя мама, была маленькая, но очень уютная. В ней всегда царил порядок, благодаря и стараниям самих учащихся. Отапливалась школа дровами и углем. Дети любили оставаться после уроков в школе и наблюдать за тем, как их любимая учительница проверяла тетради. А потом она рассказывала им интересные истории. В печи потрескивают угольки, а ребята заворожено слушают свою учительницу…

Образ первой учительницы навсегда оставил в памяти мамы только самые теплые воспоминания. Она всегда была для неё примером, любящим и добрым учителем, надёжным человеком. А когда мама училась в 8 классе, к ним на практику из педагогического училища пришла весёлая, задорная, энергичная девушка - будущий учитель. Все буквально влюбились в неё!

Но вот окончена и студенческая пора. Домой, домой, в своё любимое село. Ведь здесь её дом, её жизнь, её работа. Мама начала свою трудовую деятельность с воспитателя детского сада. А когда её воспитанникам пришло время идти в школу, то и ей предложили работу в этой же школе. И так вместе с ними она пошла первый раз в первый класс.

И вот уже в течение 40 лет каждый день мама переступает порог своей родной школы для того, чтобы передавать детям знания, воспитывать в них честность, целеустремлённость, порядочность. Через всю свою жизнь пронесла она и несёт до сих пор детям доброту своего сердца и свет образования. Ребята всегда с нетерпением ждали и ждут встречи с ней.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, нужно отдать им сердце». Такими словами можно сказать и о моей маме. В каждом своём ученике она старается увидеть что-то особенное, ведь каждый из них индивидуален, у всех разные способности и возможности, своя судьба. Мама считает себя состоявшимся педагогом и счастливым человеком, так как у неё есть любимое дело, она имеет возможность вновь и вновь познавать этот удивительный мир вместе со своими учениками. Имеет возможность видеть результаты своего труда. Профессия учителя самая мудрая, самая добрая, особенная. Учитель - это тот, кто все свои силы, все свои знания, доброту крупинка за крупинкой отдаёт детям. А если ты сельский учитель, то тебя все знают, вся твоя жизнь, как на ладони.

Маму ценят и уважают в нашем педагогическом коллективе. За многолетний и добросовестный труд она награждена почётными грамотами и благодарственными письмами, удостоена звания «Ветеран труда», а также награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Год от года всё сложнее заниматься учительским ремеслом, но несмотря на это мама не мыслит себя без школы. Ведь здесь её призвание, её жизнь. И я горжусь своей мамой.

Любовь к детям и профессии она привила и мне, её дочери. Маленькой девочкой я завороженно наблюдала за работой своей мамы. Мне нравилось слушать её рассказы об учениках, их успехах. Я часто бывала у неё на работе, поэтому знала многих из её учеников.

В начальных классах у меня тоже была замечательная учительница: добрая, внимательная к детям, в меру строгая. О ней я всегда вспоминаю с теплотой и уважением. Получив такой положительный пример в лице моей мамы и моей первой учительницы, я тоже решила стать учителем начальных классов. Поступив в Минераловодский педагогический колледж, я узнала, что некоторые преподаватели, учившие мою маму, ещё продолжают свою педагогическую деятельность. А заместитель директора по учебной практике, которая когда-то была её классным руководителем, искренне была рада тому, что я пошла по маминым стопам, выбрав себе такую ответственную, интересную, добрую профессию.

Пролетели годы учёбы, полные интересных событий, встреч, да и трудностей. И вот я - учитель!

В 1993 году я пришла работать в ту же школу, где работала мама. На мне лежала ответственность не только за моих будущих учеников, но и за то, чтобы оправдать доверие мамы, не подвести её. Кажется, это было совсем недавно, а вот уже 20лет я работаю учителем начальных классов.

Раннее утро. В коридорах школы царит тишина. Но это ненадолго. Скоро они наполнятся детскими голосами, звонким смехом. Побегут по ступенькам мальчишки, застучат каблучки девчонок. И жизнь в школе закипит, как в муравейнике: уроки, конкурсы, проекты, олимпиады, сокровенные беседы, интересные встречи, новые открытия.

Каждые четыре года я возвращаюсь в первый класс. И каждый раз это очень волнительно. Какие придут ко мне малыши? Как будут складываться наши взаимоотношения? Понравлюсь ли я им? Смогут ли они мне доверять? Ведь их родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей.

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими единомышленниками.

Ежедневно, каждую минуту меня окружают мои ученики. Каждый день, когда звенит звонок и начинается урок, ко мне обращены взоры моих ребят. На меня смотрят десятки пытливых глаз, которые всё высматривают, всё замечают и всё укладывают в укромные уголки детской памяти.

Для меня очень важно, чтобы каждый из них поверил мне, сохранил уважение, признательность. А я должна оправдать это доверие. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытий, мог поверить в свои силы и возможности. Если учитель не боится новизны, постоянно находится в творческом поиске, то и его ученики тоже любят творить, стремятся узнать много нового и интересного. Я учу их, а они учат меня. Ребята моего класса - творческие, активные, поэтому принимают участие в различных мероприятиях и получают призовые места. Ведь неотъемлемой частью образования является и воспитательная работа. Я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Я должна стать для малыша его «второй мамой». Ведь он со мной тоже будет делиться своими радостями и неудачами. А мне необходимо вовремя поддержать его, успокоить, порадоваться вместе с ним.

Конечно, профессия учителя требует постоянной самоотдачи, постоянного эмоционального напряжения. Ведь бывает и трудно, и чувствуешь усталость, и нужно уделить внимание своим родным. Но всегда помнишь, что наступит новый день, и ты должна быть энергичной, бодрой, уверенной в себе, потому что тебя встречают твои малыши, готовые к новым открытиям и свершениям. И это ли ни счастье!

Я считаю себя счастливым человеком, потому что у меня есть любимая работа, уважение моих коллег. Я счастлива, когда моим ребятам нравится учиться, когда вижу улыбки на их лицах, когда от счастья светятся и их глаза, когда вижу результаты своего кропотливого труда. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат. А получается он у учителя, влюблённого в свою профессию. Тогда его душа наполняется радостью, положительными эмоциями, надеждою и «рождаются» такие строки:

Здесь, на улице Некрасова, в тихом уголке Минска расположилась уникальная мастерская. В ней творят сразу несколько художников, связанных и мыслью, и семейными узами.

Возвышаясь над всем, на втором этаже, среди множества книг и картин работает глава семейства – Владимир Шаппо. Со своей будущей профессией он определился в первом классе. Потому что уже тогда начал делать первые шаги в творчестве.


В юности себя считал гениальным, потом начал как-то сомневаться. Теперь к этому отношусь очень скептически. Что есть – то есть. Искусство – это дар Божий. Если тебе дано, ты будешь художником, музыкантом. Там, наверху, где сеют звезды из золотого лукошка, звездочки падают в хлев к любому крестьянину, в царский двор, втыкаются в голову всем, без исключения. Богу все равно, что бомж, что нищий, что король.

Владимиру Шаппо посчастливилось получить в дар такую звезду. Уже сейчас, оглядываясь назад, он прекрасно понимает, чего это стоило. Ведь популярности и многочисленным выставкам предшествовал тяжелый путь становления.

Владимир Шаппо, художник, член Белорусского союза художников:
Мне для того, чтобы быть более-менее умным, более-менее уверенным в себе, пришлось прожить 50 лет. Плюс у меня библиотека, что можно не выходя из дома получить министерское образование. Вся мировая литература, поэзия, искусство, философия у меня дома присутствует.

Любовь к знаниям и страстное желание совершенствования – главное, что Владимир Шаппо сумел привить своим детям. Они хотели соответствовать ему, а он, в свою очередь, никогда не пытался навязать им свой выбор.

Владимир Шаппо, художник, член Белорусского союза художников:
Мои дети пошли, стали художниками. Но когда они учились, я сказал: «Или вы должны быть очень хорошими художниками, или лучше не суйтесь». Они были звездами уже в детской художественной школе.

Впрочем, как не стать звездой, когда ты с самого детства засиживаешься в мастерской у отца? Детская игра с красками и пластилином постепенно перерастает в осознанное желание стать художником или скульптором. Так и произошло в случае со старшим сыном Владимира Шаппо Александром. Он занялся скульптурой и сегодня успешно воплощает свои идеи в объемных фигурах. Некоторые из них стали украшением нашей столицы.

Александр Шаппо, скульптор, член Союза художников Беларуси:
Моя большая работа установлена на проспекте Дзержинского. В брестском направлении находится мемориал памяти, скорбящая мать там сидит. Большая бронзовая работа. Братские могилы воинов, которые защищали Минск и освобождали его. Я горжусь этой работой. Это большой труд, он, я думаю, нагляден.

Замечательный пример старшего брата и невероятный творческий мир отца помогли оформиться еще двум художественным талантам в семействе Шаппо: средний сын Павел и младший Антон нашли себя в изобразительном искусстве.


Я рос. Впереди были еще два брата, которые тоже работали в искусстве. Оно не могло меня не коснуться. Естественно, я в этом находился, все вместе мы лепили, рисовали. Но какого-то насилия над собой никто не делал. Я был сказал, что это была случайность, хотя я не верю в случайность. Я думаю, что это такое проведение, что три брата стали художниками.

Помимо воплощения собственных идей на бумаге Антон украшает своими рисунками тела людей. Уже несколько лет он занимается татуировкой. Некоторые работы сына Владимир выбрал для себя.

Владимир Шаппо, художник, член Белорусского союза художников:
Мой любимый художник – китаец Сибайши. Это XIX – начало XX веков. А на спине – XVIII – начало XIX века – Хокусай. Это два величайших мастера. Я себе напечатал для того, чтобы были, мне так приятно.

Дочь Владимира Шаппо хоть художницей и не стала, все же недалеко ушла от искусства. С детства она обожает литературу и языки. Потому, закончив лингвистический университет, стала переводчицей, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Мария Шаппо, поэт, переводчик:
Опять же, все от родителей. Они у меня люди очень образованные, начитанные, огромное количество поэзии дома. Поэтому много читаешь. Невольно начинаешь мыслить стихотворно, поскольку поэзии дома всегда было много, отец легко процитирует в любой момент своего любимого поэта. Мама тоже имеет своих любимых авторов. Цветаева, Ахматова. И, конечно, когда ты растешь в среде, где об этом говорят, это обсуждают, невольно этим интересуешься. И это становится частью твоей жизни.

О своем поэтическом таланте говорит скромно. Хотя, признается, строки рождаются сами собой, без усилий.

Не обошлось без талантов и в третьем поколении Шаппо. Сын Александра с успехом осваивает профессию режиссера. И уже делает первые, но уверенные шаги. В некоторых во многом помогают советом старшее поколение.

Иван Шаппо, студент Белорусской государственной академии искусств:
У меня все очень любят кино. Отец, дядя Антон – безумные киноманы. Второй дядя, Павел, в кино работает. Получается, что мы вместе все время держимся.

Антон Шаппо, художник, мастер татуировки:
Мне повезло с семьей. У меня никогда не было никаких споров на почве искусства, только помощь. Мы даем друг другу советы, спрашиваем друг друга. Нет ни зависти, ничего. На самом деле это нас держит в этом мире.

Владимир Шаппо, художник, член Белорусского союза художников:
Я горжусь тем, что они порядочные люди, творческие, грамотные, что они являются в какой-то степени умовыражением нации. Абсолютно конкурентоспособны с мозгами и творчеством всего мира.

Помогать друг другу, поддерживать и радоваться успехам в этой семье принято само собой. Такая сплоченность, невероятная сила талантов, мастерства и образованности делает эту минскую семью уникальной. Безусловно, ценный опыт переймут их будущие дети и внуки, о которых мы наверняка еще услышим.

Каролина КОРОЛЕВА,

ученица школы №1252 с углубленным изучением испанского языка имени Сервантеса

«Может, он просто выбрал не ту профессию?» - подумаете вы.

Нет! Человек выбирает себе профессию по духу, выбирает ту сферу, в которой ему нравится делать разработки, сферу деятельности, в которой он как рыба в воде. Но нередко бывает и так, что люди выбирают свое будущее образование, основываясь на том, какая профессия будет наиболее востребована.

Так какова же она, профессия из поколения в поколение?

У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Мнение у всех разное и каждое из них верно.

Лично для меня профессия из поколения в поколения - это писатель. Этот выбор исходит из моих личных интересов, стремлений.

Почему писатель?

Следуя толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, писатель - это человек, пишущий литературные произведения.

Для меня писатель - это человек пишущий. И не только литературные произведения, но и различные заметки, статьи в газеты, он берет интервью у людей со всего мира, он пишет стихи, выражая в них свои мысли и чувства, он пишет лозунги, чтобы люди присоединялись к нему, он ведет за собой народ, за ним - наше будущее.

Чехов сказал: «Я люблю родину, народ, я чувствую, что, если я писатель, то я обязан говорить о народе, о его страданиях, о его будущем».

Слово «писатель» произошло от глагола «писать». Ранее текстовые произведения писали от руки. В XX веке, с развитием науки и техники в мире, условия писательского труда изменились. Большинство писателей перешли на набор текстов на печатной машинке, а затем и на компьютере, но тем не менее слово «писатель» сохранило свое значение.

XXI век - это век высоких технологий, поэтому в связи с компьютеризацией в наше время стали очень актуальны профессии экономиста, юриста, менеджера, программиста. Они остаются популярными на протяжении последних 10 лет. Потребность в них высока, так как эти профессии стали межотраслевыми, например, быть экономистом не только престижно, но и выгодно.

А через 10 лет вырастет количество рабочих мест в сфере услуг. Вырастет спрос на специалистов, оказывающих услуги по индивидуальному заказу.

Выходит, что актуальные профессии в разные годы разные? Неужели нет стабильности в выборе работы?

Для меня профессия писателя (будь то журналист, литературный критик или же поэт) актуальна и стабильна во все времена.

Но профессия ли это - писатель?

Те люди, для кого писать - превыше всего, кто видит в этом смысл своей жизни, кто смотрит в книгу, как в свое отражение, кто пишет не только для себя, но и для всего мира, кто не мыслит себя без выражения своих мыслей на бумаге, - вот они писатели.

Профессия читателя не только интересная, но и обучающая. Мы можем перенестись в мир, полный волшебства, можем побывать в эпохе Смуты, оказавшись рядом с Василием Шуйским, или же можем оказаться в современном мире, но на другом конце Земли.

Хотя, конечно, невозможно стать писателем, если не чувствуешь пера, слога, а просто потому что ты поставил перед собой такую цель.

Необходимо быть предрасположенным к писательской деятельности с рождения.

Да, в наше время много писателей талантливых, но неизвестных. Они пишут для себя, немногие знакомы с их творчеством. Есть писатели, чье творчество не оставляет равнодушными людей разных поколений. Надеяться на удачу? Слушать свое сердце и писать!

Все это приводит меня к мысли о том, что литература и писательская деятельность продолжают свое существование, они продолжают жить, находя себе применение в разных отраслях.

Современные абитуриенты подходят к вопросу о выборе профессии очень серьезно и более чем ответственно.

И я не исключение. Передо мной стоит выбор: пойти в Литературный институт учиться на переводчика или же в другой институт учиться на журналиста? Или, возможно, на литературного критика?

Что же выбрать?

Пока что у меня еще есть немного времени, чтобы подумать над этим вопросом. Но я знаю, что «не надо давить - настоящий писатель должен слушать только голос вдохновения».