Отношение к женщине в иордании. Семьи иордании

  • 17.06.2019

Путешествуя по Иордании, я, конечно же, поинтересовалась, как обычно, как живут в этой далёкой малоизвестной стране наши соотечественники. Первое, что поразило, - русские женщины с удовольствием выходят замуж за жителей этой арабской страны.

В прошлом номере я упомянула, что Иордания интересна своей демографией. Это одна из немногих стран мира, где мужчин намного больше, чем женщин. А ещё интереснее то, что 80% населения страны составляют молодые люди до 30 лет. В общем, страна молодёжи. И действительно, здесь совсем не видно стариков, а вот молодые люди просто заполонили все города и пустыни. Местные жители поведали, что любая приезжая незамужняя женщина здесь будет на вес золота и именно она будет выбирать себе мужа из множества претендентов. Как-то, после известных событий в Югославии, в Иордании поселилось множество беженцев. Беженцы женского пола немедленно перестали ими быть, так как молодые мужчины-иорданцы, узнав о лагере мигрантов, прямо-таки атаковали всех югославских девушек и одиноких женщин. Буквально через месяц-два в лагере не осталось ни одной особы женского пола: все они благополучно вышли замуж и уже сегодня нарожали многочисленное новое поколение иорданцев.

Есть информация, что в настоящее время несколько российских туроператоров пытаются заключить договоры с иорданскими представителями о том, чтобы устраивать специальные женские туры в Иорданию.

Здесь я очень близко познакомилась с Ольгой, которая живёт в этой ближневосточной стране уже 20 лет. С мужем-арабом она встретилась, будучи ещё студенткой, в советском тогда Минске. Многие студенты советских вузов были в то время из стран Ближнего Востока. Культура, воспитание и обязательства заставили Абу Али вернуться домой в Иорданию и привезти с собой молодую русскую жену. Арабы живут крепкими семейными кланами и вековыми обычаями. Паранджу на Ольгу не одели, но она добровольно постепенно начала привыкать к чужой культуре. Причём осталась христианкой, так как закон страны позволяет арабу жениться на женщине монотеистической религии. При заключении брака в обязательном порядке подписывается брачный контракт, в котором указывается сумма, которую муж должен выплатить жене в случае развода. Там же прописаны обязанности жены, мужа и случаи, когда можно разводиться. Муж волен немедленно выпроводить жену из дома и просто громко на улице сказать, что он разводится. Многие женщины в Иордании ввиду таких правил быстро обогащаются. Ведь муж в случае развода обязан выплатить оговорённую в контракте сумму. Женщина же долго одна не остаётся, так как за ней уже стоит очередь. Два-три развода - и приличное состояние обеспечено. В случае с Ольгой в её брачном контракте указана сумма, которой хватит лишь на обратный билет в Россию.

Ольге пришлось заняться арабским языком и выучить его в совершенстве, чтобы стать настоящей женой мусульманина-араба. Она рассказала, как участвует во всех семейных мероприятиях. Клан её мужа составляет человек сто пятьдесят. На праздники всем надо обязательно дарить подарки, а детям раздают деньги. А так как праздников в Иордании уйма, все члены огромной семьи живут в состоянии постоянного подношения и получения подарков. Живут спокойно и радостно, растят детей и чтят традиции. В семью Ольгу приняли быстро, а свекровь любит её больше всех. Как говорит Ольга, именно свекровь помогала ей входить в новый тип жизни, учить язык, готовить традиционные арабские блюда для своего мужа. Мужчина в каждом доме - главный в семье, весь быт организуется так, чтобы было хорошо мужчине. Женщины, как правило, не работают или работают по 3-4 часа в день. Главное их предназначение - хранить домашний очаг и воспитывать детей. Муж Ольги - государственный служащий, работает в министерстве транспорта. Сама она недавно стала работать гидом для русских туристов, по её словам, чтобы помогать мужу приносить достаток в дом. Живёт семья в большом белом доме с маленьким садом. Скоро заканчивают школу две дочери, которые свободно говорят и на русском, и на арабском, и на английском. В летние каникулы девушки ездят к бабушке в Россию, на Волгу, и на родине предков им очень даже нравится. Им нравится ходить на дискотеки и допоздна гулять с подружками. Они просто мечтают выйти замуж за русского и остаться жить в России. Каждый раз, когда они уезжают к бабушке Ане, их строгий папа-иорданец Абу Али не спит ночами и постоянно напоминает Ольге, чтобы девочки долго не задерживались на берегах великой русской реки и поскорее возвращались домой, где в очередь за белокурыми черноглазыми невестами уже выстроились самые красивые и богатые иорданские парни.

Решение поехать в отпуск именно в эту страну родилось в одно мгновение. Человек, которому я доверяю всей душой, сказал про Иорданию всего пару фраз, и я почувствовала - мне сюда! И я даже специально не стала интересоваться, какая там политическая обстановка, природа-погода, потому как знала, поеду несмотря ни на что. Местечко для отдыха под городом Акаба выбрала примерно также - увидела на фотографии необыкновенной красоты небо над местным пляжем и все остальное уже было не важно. Думаете, легкомысленно? А я вам скажу, что нам всем надо почаще отключать логику и ум и доверяться сердцу. Все самое чудесное в моей жизни происходило когда я делала именно так. И когда я летела в Иорданию, мне казалось, что отправляюсь в сказочное путешествие. Так и оказалось - уверяю вас!

Итак, я в Иордании. От аэропорта в Аммане до Акабы нас вез водитель-иорданец, сносно говоривший по-русски. Оказалось, учился в Белоруссии, жена у него - русская. Все дорогу о ней рассказывал: какая Света замечательная, как вкусно ему суп готовит и т.д. и т.п. Когда звонил ей, неизменно начитал разговор со слова: «Люблю». Безумно трогательно.

Пока ехали нас несколько раз остановили местные «гаишники». Но ни разу не проверили у нас документы даже на таможенных постах (а их там полно, поскольку Иордания граничит с тремя странами - Египтом, Саудовской Аравией и Израилем). Как только слушали слов «рус», пропускали без разговоров. Иногда и говорить, что он везет русских, водителю не приходилось - «гаишники» догадывались об этом сами, поскольку из нашего микроавтобуса сильно пахло алкоголем (устоять перед дьюти фри не все смогли). Иорданские полицейские обязательно махали рукой и расплывались в очаровательной улыбке. Русских иорданцы любят. За что? Они почему-то считают, что мы похожи с ними характером. Темпераментом. Может быть. Как бы там ни было заслышав русскую речь нам почти везде в Иордании улыбались так приветливо и так искренне, что это вызывало ответное доброе чувство. Оказалось, что русским в Иордании открыт путь даже в места, куда других туристов не пускают. А вот американцев здесь не жалуют. И англичан. Если остановят их машину - перевернут все в ней и самих проверят-перепроверят.

Полицейские

О них все-таки хочется еще рассказать отдельно. Их в стране много. Почти как у нас, но... Здесь стражи порядка все с высшим образованием (это обязательное условие). И взяток не берут. Как сказал таксист Ради- если нарушил правила, полицейский может просто отпустить, но денег не возьмет, потому что об этом станет известно (типа водитель расскажет соседу, тот другому- а город маленький, все друг друга знают) и тогда его имя внесут в базу данных и он нигде не устроится на работу. Вот бы нам так! Многие полицейские стоят на постах с оружием. Или даже возле огромного Хаммера с пулеметом на крыше. Как я поняла, все эти меры безопасности для того, чтобы не пропустить террористов. Иорданцы гордятся тем, что их страна сейчас одна из самых спокойных и потому не расслабляются. Установили металлические рамки на входе в каждый отель, к примеру… Преступности в стране практически нет. Это удивительно, но вы можете оставить сумку на улице и ее никто не тронет. Уроните кошелек, вернетесь - он будет лежать на своем месте. Ну если только его цыгане не подберут (а они даже здесь есть и их иорданцы не любят).

Вода, бензин и не только

Вода здесь - огромная ценность. Ведь большая часть страны - пустыня. Потому казалось бы бутылка воды здесь должна стоить безумно дорого, но нет — примерно 50-70 центов, то есть точно не дороже чем у нас. Иорданцы платят за коммунальные услуги, включая воду на семью (из 5-7 человек) за три месяца (им квитанции приходят 1 раз в 3 месяца, а не ежемесячно) примерно... 50 долларов! Так позаботилось о них государство. Когда они слышат про наши тарифы за коммуналку, искренне изумляются. Притом что средние зарплаты у них больше, чем у нас (не считая Москву). Бензин стоит в районе 1 доллара за литр. И опять же это притом, что нефти в Иордании нет. Ни нефти, ни газа, никаких других ресурсов. «Это удивительно, в России все есть! И воды у вас сколько угодно, а вы за все это платите во много раз больше, чем мы!» - то и дело восклицал гид Махмуд Васеф. А налоги между прочим у нас примерно одинаковые: Иорданцы платят в конце года 12% от своего заработка. Деньги эти идут исключительно на медицинское обеспечение и пенсии.

Трассу через пустыню от Аммана до Акабы проложили примерно полвека назад. Дорога ну просто идеальная. За 400 км ни одной ямочки-ухабины. Мне даже обидно стало: когда проезжаю из Москвы в Брянск те же 400 км подвеску машине приходится ремонтировать. А тут - пустыня и на тебе, такая дорога! И вся разметка снизу подсвечена, так что, как в компьютерной игре, с пути не съедешь даже темной ночью. Вообще забавно бывает смотреть как остановившийся где-то на обочине бедуин разбивает себе что то вроде палатки и подключает к некой невидимой розетке (в земле она, что ли?) мини-холодильник.

Женщины Иордании

О них я готова говорить часами. Начну, конечно же, с одежды. Помню, в первое утро моего пребывания в отеле вышла к бассейну в шортах и футболке и обомлела. Там загорали (если так можно выразиться) девушки, укутанные в черное. Причем, на некоторых было что-то вроде плащей. Они расположились на лежаках будто и впрямь принимали солнечные ванны. Сверху плащей были обернуты пляжные полотенца... Видимо, что срам прикрыть, как пошутил кто-то из гостей-европейцев. Мужья и дети при этом были в плавках. Как никак сорокаградусная жара! Глядя на иорданок, снять футболку и «оголиться» до купальника было как то неловко даже. И я на полном серьезе долго размышляла как же мне окунуться в бассейн. Может сбегать еще за кофточкой? В чувства меня привели две европейки, которые «бессовестно» вышли в стрингах (у меня то хоть были плавательные шорты -- я ведь знала, что еду в арабскую страну).

Уже на морском побережье наблюдала за иорданками. Закутанные в свои одеяния они плавали прямо так, но в …. маске и ластах. Выглядело это очень забавно. Но надо сказать, что в городе Акаба (а мой отель был неподалеку от него) многие женщины ходят почти как европейки, только с покрытой головой. Есть и с непокрытой (видимо «модницы», что приехали из столицы - Аммана). Никто камнями в них не бросался. По крайней мере при мне. Вообще иорданцы, как мне показалось, очень толерантный народ. Жестких требований к одежде женщины как таковых вроде бы нет, и считается, что это выбор каждой дамы и ее мужа. Но большинство придерживаются традиций. И кстати, иорданки не закрывают лицо. Если увидишь здесь женщину, укутанную так, что видна одна щелочка для глаз, то это приезжая из соседней Саудовской Аравии. И там как раз не очень-то терпимые. Один из мужчин, приехавший в Акабу на отдых из СА, очень возмущался, увидев русскую девушку (она из Екатеринбурга) в стрингах возле бассейна. Долго что-то объяснял персоналу отеля, но тот развёл руками, дескать, это ее право. В итоге «аравиец» обиделся и даже не вышел к ужину.

Мужчины-иорданцы, конечно же, безумно любят наблюдать за европейскими туристами. Точнее туристками. Ну где они еще увидят такое шоу с оголенными руками-ногами-плечами? А на море так вообще…. На нашем пляжном клубе было наверное два десятка охранников, спасателей, уборщиков т.д. В то время как туристов там купалось примерно столько же. Я так думаю - иорданцы работали там бесплатно, только чтобы посмотреть на женщин в стрингах))). Но что интересно — смотрят они как-то... не пошло, а невинно- восхищено. После их многочисленных взглядов не хочется тут же помыться. Но вернусь к женщинам.

Мой проводник объяснил мне, что теперь женщинам без высшего образования и работы трудно выйти замуж. Не берут их… Так что теперь работают в Иордании уже 30% женщин (неслыханная цифра для страны, где это никогда не было принято). И мне посчастливилось увидеть женщину-полицейского!

И кстати, иорданцам разрешается иметь несколько жен. Но пользуются этой возможностью теперь не многие. Во-первых, дорогое это удовольствие. Во-вторых, спрос, повторюсь, на образованных работающих женщин, а такие не хотят в своем доме видеть конкуренток))). Хотя я разговаривала с таксистом (вряд ли он много зарабатывает), который имел двух жен и собирался жениться на третьей. Уж не знаю чем он их привлекает? То ли берет себе самых бесперспективных (безграмотных и бедных), то ли тайна у него какая есть....

Как говорится, продолжение следует….

Ну вот наконец-то добрались и до этой темы. Конечно, очень многих интересует вопрос, как тут принимают иностранок? Принимают по-разному, в зависимости от семьи. Но в большинстве случаев хорошо, поскольку мусульманину разрешено жениться на христианках и иудейках. Знаю девчонок, которые не меняли религию и не носят платки. Другое дело, что, например, живя в Аммане они могут вести почти европейский образ жизни. А вот в провинции приходится привыкать к местным традициям. Далеко не всем они по нраву.

Есть в нашем районе магазинчик, в котором мои дети любили покупать мороженое. Его хозяин однажды с улыбкой рассказал мне, что скоро его сын привезет невестку из Украины и просил заходить в гости. В гости зайти так и не случилось. Зато мне пришлось переводить на русский бумаги для их развода…Муж принес, сказал, сосед попросил, неудобно отказывать. Он переводил дословно, а я литературно обрабатывала и печатала на компьютере. Не понравилась украинской красавице жизнь в иорданской глуши после Харькова.

Русскими тут называют почти всех славянок – русских, украинок, белорусок, молдованок. Есть девушки из Боснии, например. В Стране мам зарегистрировано около ста жительниц Иордании. А вот в Одноклассниках полно групп, называемых «Иоданочки» или «Замужем за иорданцем» или еще в этом роде. В самой большой группе почти пять тысяч участниц со всех концов Иордании. Так что немало нас тут, немало.)))

А теперь истории девушек, которых я знаю лично. Я расположила их в хронологическом порядке нашего знакомства.

1. Алина.
Я познакомилась с Алиной через месяц после своего приезда в Иорданию. Двоюродная сестра моего мужа выходила замуж за брата мужа Алины (Эк я завернула!))) В общем, мы познакомились на свадьбе. Алине уже тогда было 38 лет. На 8 лет старше своего мужа. Приехала она из Минска. Там Алина работала вахтершей общежития для иностранцев. Там же познакомилась с Ахмадом и они поженились. Прожили в Минске несколько лет, прежде чем приехать в Иорданию.

У Алины были русые волосы и большие голубые глаза, но красавицей ее, к сожалению, назвать было нельзя. Зато она была очень добра и открыта душой. Это признавали все. К ней тянулись дети. К моменту моего приезда Алина жила в мазаре уже год. Более-менее говорила по-арабски. Не приняла Ислам и не носила платок. Иногда накидывала на голову палантин, но это скорее от солнца. У нее уже были подруги из России и Украины, у которых она брала книги и газеты почитать и давала их мне. Для нас тогда было дорого любое печатное слово. Даже «Справочник лекарственных трав» мы читали с удовольствием.)))

Я с дочкой и свекровью частенько ходила к ней в гости. Благо, недалеко. И тогда наши свекрови устраивались в гостиной, а мы сбегали на кухню, где усаживались по русской традиции, чтобы всласть поговорить.) Алина многого не могла принять в местной жизни. Например, ей не нравилось, что ее называют «мартАхмад» (жена Ахмада). «Что я вещь какая-нибудь? Я не чья-то. Я сама по себе.» Я же сразу отнеслась к этой традиции спокойно. Ну принято и принято. Приехала в чужую страну, привыкай к обычаям. Вот такой местный этикет. Детей у них не было, поэтому и в честь первого ребенка ее не называли.
Зато постоянно спрашивали, не беременна ли она и тем самым сыпали соль на рану. Алина с мужем ездили по врачам, лечились, но беременность не наступала. ЭКО тогда в провинции еще не было, а в столице стоило очень дорого.

Через год, третьего марта, Алина пришла ко мне и сказала, что зашла попрощаться…Она разводилась с Ахмадом и уезжала в Минск… Причины не назвала, но думаю, что из-за ее бесплодия. Наверняка родные все время капали, что Ахмаду нужны дети. Была бы она мусульманкой, то приняла бы вторую жену спокойно. Но…Алина выбрала развод. И уехала.

Еще через год, зайдя на почту, я увидела ее письмо к мужу. Почтальон перепутал и дал мне его. Так я узнала алинин адрес в Минске. Правда, написать так и не решилась…
Ахмад женился на девушке из Акабы и какое-то время жил там. Потом построил здесь дом рядом с родительским. Сейчас у них уже трое или четверо детей…

2. Татьяна.

О Тане я уже писала. Она – врач. Приехала из Волгограда. И познакомилась я с ней в поликлинике, когда встала на учет по беременности. Мы подружились очень быстро. Нас даже называли сестрами. Мы обе круглолицы, белокожи, русоволосы и в теле.)))
Тане приходилось принимать колоссальное количество женщин, а иногда она и терапевта дежурного заменяла. Но она была рада, что работает и зарабатывает деньги, потому что это позволило им снять отдельный от свекров дом. Дело в том, что приняли ее не очень хорошо. И это мягко говоря. То есть, когда она приезжала только знакомиться, все было чудесно. А когда они с мужем и сыном приехали жить, начались проблемы. Здесь. чтобы получить право работать врачом, нужно закончить интернатуру (имтияз), сдать экзамен и поработать бесплатно на практике. То есть первое время денег своих у них не было. И родители мужа постоянно попрекали их куском хлеба, не разрешали тратить газ, чтобы воду согреть. Не было возможности купить себе туфли – ходила в старых тапках. А езе ей не разрешали говорить с детьми на русском языке. Таня терпела и упорно учила английский. Дело в том, что она в школе у нее был немецкий, а тут весь курс медицины преподается на английском и на нем же надо сдавать экзамен. Таня выдержала все. И через пять лет вышла на работу.

А еще через пять она открыла свой частный кабинет и теперь в Мазаре и в Моте нет женщины хотя бы не слышавшей о доктОре Татьяне. (доктОра –женский род от доктор по-арабски). Муж работает хирургом в каракской больнице. У них пятеро детей – четыре сына и дочь. Старший уже учится в Волгограде на врача…
Таня с мужем взяли кредит, купили землю и выстроили двухэтажный дом, похожий на маленькую крепость. На первом этаже огромная гостиная с отдельным санузлом, общая комната для семьи с телевизором, ванная и кухня. На втором – четыре спальни и две ванные комнаты, совмещенные с туалетами. Одна отдельно для супругов, вторая - общая.

Ей, конечно, приходится много работать. Зато теперь их семья – гордость родных. Свекровь всем хвастается, что знаменитая доктора Татьяна – ее невестка…

3. Лена.

Лена – моя подруга. Она из Минска. Мы познакомились в поликлинике у дверей кабинета педиатра. Наши младшие дочки – ровесницы. С тех пор и подружились. У Лены огромные голубые глаза, очень белая кожа и очень светлые волосы. Она рассказывала мне, что в детстве снималась с сестрой в советском детском кино – «Про Красную шапочку» (сцена, где детишки на печке сидят) и «Звездный мальчик»(тоже какая-то массовая сцена с детьми).

Лена носит платок, но с кофтами и джинсами. Она – болтушка, веселушка и очень позитивный человек. Когда она с дочками приходит к нам в гости, у нас наступает праздник.) К сожалению, в последнее время это бывает всего один-два раза в год. После семи лет ожидания госработы, ее муж устроился в частный университет. Он доктор исторических наук. Теперь они живут в Аммане. Но мы, конечно, общаемся по телефону и по Скайпу. У них две дочки. Больше детей Бог не дал. После долгих лет лечения Лена махнула рукой и сказала, что ни делается, то к лучшему, и успокоилась.

Зато она очень активно занимается с детьми. Они ходят в русский культурный центр, берут книги в библиотеке, смотрят какие-то научные проекты, бродят по музеям… Старшая учит самостоятельно французский и, мечтая стать дизайнером, занимается живописью и графикой.

В общем, они наши друзья. И я все жду их к себе на новоселье, когда бы оно не случилось.)

4. Алена.

Алена – одна из самых загадочных моих знакомых. Мы провели вместе всего два часа. Она успела рассказать мне свою историю и исчезнуть…

Был августовский вечер. Мы всей семьей семьей наслаждались во дворе наступившей прохладой и ждали грузовик из Аммана, который должен был привезти мебель для наших будущих молодоженов. В сентябре предстояла свадьба младшего брата. И вот грузовик приехал. Вместе с водителем были его жена и сын. Сын остался помогать отцу, а женщину проводили к нам в гостиную. Я пошла готовить чай. И вдруг входит свекровь и радостно мне объявляет, что наша гостья – русская и я могу с ней поговорить на родном языке.
За чаем выяснилось, что гостью зовут Алена. А дальше я услышала потрясающую историю. Алене было всего восемь лет, когда ее мама вышла замуж за иорданца и они, покинув, родной Киев, переехали в Амман. Это было в 1985 году, еще до чернобыльских событий. Девочка пошла здесь в первый класс и арабский стал родным языком.

После школы она вышла замуж и родила дочь и сына. Но семейная жизнь не заладилась и они развелись. И тут, самое интересное, Алена вышла замуж во второй раз. Новый муж принял ее вместе с детьми, которые называют его папой. Случай очень редкий. Она даже просила не рассказывать об этом моим родным, чтоб не задавали лишних вопросов. Но я таки спросила: «А как же родной отец?» И получила ответ: « А он ими не интересуется.»

Мама ее тоже развелась, но, оставшись одна, на Родину не вернулась. Так живет в Аммане. Отношения между ними не очень. Зато очень радуют дети, воспитанные и любящие. Старшая дочь сама выучила русский, сын во всем помощник отцу. Жить бы и радоваться. Но я заметила в глазах Алены печаль. « Почему ты грустишь?» - спросила я.
« Я часто думаю, как бы сложилась моя судьба там, на Родине. Хоть бы разочек еще увидеть Киев…»

Мы обменялись телефонами, но то ли я где-то ошиблась в цифрах, то ли Алена сменила номер, но связаться с ней так и не получилось. А жаль…

Вот такие истории. У меня еще много знакомых славянок. Марина – красавица- стоматолог из Кишинева. Оксана – классный гинеколог и просто очень хороший человек, из Киева (если не ошибаюсь). Ирина – инженер-строитель из русской глубинки. Алина – репетитор английского языка из Боснии. И так далее, и так далее… Все мы разные, но все здесь живем, работаем (и не работаем), рожаем детей, радуемся жизни, гуляем на свадьбах и грустим на похоронах. Обычные иорданские женщины.)

Спасибо всем за внимание и хорошего дня!

Иордания является королевством, которое располагается на Ближнем Востоке, гранича с Сирией, Ираком, Саудовской Аравией и Израилем. Почти все иорданцы этнические арабы, а основная религия, конечно, ислам, хотя изредка встречаются и христиане. Иордания типичная арабская страна, но народ здесь отличается особой теплотой, гостеприимством и искренним дружелюбием.

Иностранцам жители страны легко прощают нарушения традиций, допущенные по незнанию, а уж если видят, что представитель другой страны старается следовать местным обычаям, то уважение к нему со стороны местных людей будет безмерно большое.

Многие семьи в Иордании, особенно проживающие не в городах, ведут традиционно исламский образ жизни, жилые дома, как правило, разделены на две половины, мужскую и женскую. При этом, к женщинам, прибывшим из других стран, относятся так же, как и к мужчинам-иностранцам, то есть как к уважаемым гостям, не пытаясь применить религиозные принципы.

Женское население в Иордании, при всем при том, имеет гораздо больше свобод, чем женщины в соседних арабских странах, они могут голосовать, водить автомобиль, имеют возможность получения хорошего образования. При этом женщины иорданки принимают участие в бизнесе, в политике.

На сегодняшний день в Иордании до сих пор распространены договорные браки, то есть родители полностью берут на себя заботу о создании семьи детей, а ослушаться старших тут недопустимо. Типичная семья строится на основе большой общины, имеющей свои традиции и обычаи, но следующей религиозным исламским догмам. Догмы диктуют оказывать друг другу всю возможную помощь, что очень хорошо, но, только в том случае, когда все семьи в такой общине имеют примерно одинаковый достаток.

Если же у кого-то доходы оказываются выше, чем у остальных, начинаются бесконечные семейные распри и недовольство среди родственников, ведь ислам диктует невозможность отказа в просьбе о помощи со стороны родни, отказать имеют право лишь старейшины, чье главенствующие положение в семейной общине никто даже не думает оспаривать.

Мужчина в иорданских семьях является полноправным главой. Он может иметь гарем, но не более четырех жен одновременно, все, живущие вместе под одной крышей, подчиняются порядкам, установленным в доме мужчиной-главой, любое неподчинение этим порядкам грозит изгнанием из семьи.

Изгнание же ставит на ослушавшемся человеке клеймо общественного мнения, означающее обвинение в неуважении к старшему поколению и законов общины, что общество Иордании строго порицает. Причем порой община выстраивает свои законы в противоречии с гражданскими нормами и даже религиозными догмами.

Правительственные структуры всеми возможными способами пытаются изжить эти пережитки прошлого, но пока не очень успешно, законы общины, формировавшиеся веками, очень стойки и плохо искоренимы.

В Иордании существует несколько типов семейных отношений, в которых положение женщин может разительно отличаться. Если семья состоятельная и не религиозная до фанатизма, то женщина пользуется всеми свободами, доступными и европейкам, единственно, что измены в Иордании практически невозможны в силу религиозных и общественных убеждений. Это является скорее плюсом, чем минусом в плане сохранения целостности семьи и нерушимости института брака.

Если же семья состоятельная, но при этом отличается большой религиозностью, то женская доля зависит от уровня образования и цивилизованности главы такой семьи, относительная свобода превращается порой в полную забитость и подчиненность прекрасной половины человечества мужу-тирану.

Мужчины из такого типа семейств никогда не берут в жены иностранок, выбирая мать своих будущих детей из круга себе подобных. Средний и низкий достаток семьи порождает потребительское отношение к женщине, возможно из-за того, что женщин в Иордании чуть ли не раза в два меньше, чем мужчин.

Это приводит к тому, что если бедная семья заполучила себе женщину, то она будет всеми силами стараться ее удержать и уберечь от постороннего влияния. В таких семьях женщинам запрещают работать, выходить без паранджи, то есть желание удержать эту собственность, приобретает порой нелицеприятные формы.

Поскольку религиозные взгляды требуют нахождения женщин отдельно от мужчин, в доме, как уже говорилось, две половины чужим мужчинам вход на женскую территорию строго воспрещен, а женщины не появляются на мужской половине, если там присутствует чужак.

Угощает и принимает гостя сам хозяин, но готовкой занимаются, конечно, женщины. Паранджа, кстати, в Иордании не требуется по закону, но на улицах часто можно встретить женщин, одетых с головы до пят.

Однако же в основном иорданки любят красиво и броско одеваться, в основной массе предпочитая платок и длинное платье или даже брюки с длинной же блузкой. Рукава их одежды, конечно, закрывают руки полностью, но есть некоторые модницы, не обращающие внимания на традиции и обычаи предков.

Иногда можно увидеть иорданок, словно сошедших со страниц модных журналов Западного мира. Тем не менее, в цене в восточных семьях покорность женщины, в Иордании она так же традиционно должна во всем слушаться мужа, а так же и старших женщин, что диктуют вышеописанные законы общины.

Что же касается воспитания детей, то здесь, конечно, все возложено на женщину, иорданские дети не избалованы вниманием, но и заботой не обделены. Обычно дети играют в стороне от мам, но время от времени подбегают и прижимаются к ним, получая заряд любви и порцию ласки.

Подпитавшись таким образом положительными эмоциями, они бегут играть дальше. Вот такое незатейливое, но действенное воспитание присутствует в Иордании.

Дети же сами по себе ценятся так же, как и семья в иорданском обществе. Особенно, конечно, мальчики, как продолжатели рода, но родительская любовь половых различий не знает. Развод в Иордании не приветствуется, муж иногда может просто выгнать жену без права видеть детей.

Девчонки в Иордании очень веселые и радостные.

Собственно говоря, они совершенно опрокинули мое представление о закрепощенных женщинах Востока.

Девочка надевает платок, когда становится девушкой.

Правда, наш гид рассказывала, да и мы сами это видели, что в Иордании женщина может одеваться как хочет, и никто даже взглядом не выкажет ей осуждения.

Обучение в государственных школах в Иордании раздельное. В частных - мальчики и девочки учатся вместе.

Девушки могут получить образование в шестимиллионной Иордании в 33 высших учебных заведениях, из них - 12 вузов - государственные. При приеме на работу нет дискриминации.

Такие вот наряды у девушек в жаркую погоду. Общественное мнение все-таки давит. 75% иорданских семей - ортодоксальные мусульмане.

Девчонки выходят из музея машин короля Хусейна

Девочка в Петре продает бусы

Маленькие бедуинки хотят напоить щенка водой.

Школьницы на экскурсии в Петре

Девушки в Иордании служат в армии.

В армию они идут добровольно.

Почему-то в Иордании на все экскурсии толпами ходят именно девушки, мужчин как-то на культурных объектах мало.

В плотной одежде и в форме очень жарко.

Курсантки рядом с дервишем.

Вот этот мужчина попытался помешать мне сфотографировать его жену. Таким образом закутанных женщин в Иордании много, но я стеснялась их фотографировать.

О свадебных обрядах нам немного рассказала наш гид, русская женщина из Тбилиси, которая уже 27 лет замужем за арабом.
Чтобы арабу жениться, надо иметь очень много денег, потому что он должен обеспечить свою жену всем необходимым и подарить ей много золота. Поэтому арабские мужчины женятся после 30 лет, когда получат образование и заработают на свадьбу.
Обычно это происходит так, рассказывала наш гид Стэлла. Где-то к 35 годам мужчина уже не хочет жениться, потому что он уже привык и ему уже и так хорошо, однако начинает беспокоиться его мама и подыскивает ему невесту.
Затем невесту и жениха знакомят. Если девушка совершенно закрывает свое лицо, то она может показать его жениху в присутствии брата или отца. На фигуру девушки смотрят женщины из клана жениха в бане. Есть еще много разных ухищрений узнать о состоянии здоровья девушки. Например, ей предлагают разгрызть нечищенные орешки, чтобы проверить здоровые ли у нее зубы, и так далее.
Если при первичном осмотре девушки и мужчина решают, что подходят друг к другу, то все мужчины клана жениха, а это могут быть и 50 человек и сто, встречаются с мужчинами из клана невесты и просят ее руки. Девушка должна сказать, сколько золота она хочет получить на свадьбу. Обычно женятся на ровне. Средняя семья обычно закупает золота для невесты на свадьбу примерно на 8 тысяч долларов. Если мужчины семьи невесты согласны выдать девушку, то им предлагают выпить кофе, то есть сделка завершена.
Начинается полугодовой период ухаживания за невестой, когда мужчина и девушка встречаются в кафе, ходят в кино, гости и так далее. За это время они подбирают себе квартиру, обставляют ее мебелью и всем необходимым. Это прежде всего забота жениха. В это время они, узнав друг друга получше, могут отказаться от свадьбы. В этом нет ничего страшного. До свадьбы же, разумеется, никаких сексуальных отношений.
Свадьба же обычно бывает очень большая. Приглашаются все родственники и друзья. Невеста надевает красивое белое платье. Если невеста не хочет показывать лицо, то свадьба играется "на две половины" мужскую и женскую. На одной тусуются женщины и жених с невестой без паранджи, на другую половину к мужчинам периодически выходит жених, чтобы им не было скучно.

Главой семьи тут традиционно считается мужчина. Мужчина, например, покупает в семью все продукты, решает вопросы обеспечения, отдыха, учебы детей и так далее, хотя, как хитро говорит наш гид Стэлла, как в известной поговорке "мужчина голова, а жена шея".
Мужчины могут взять себе до четырех жен, однако каждую они по закону обязаны обеспечить отдельной квартирой и полным содержанием. Почти все мужчины в Иордании теперь имеют только по одной жене, говорит Стэлла. Когда мы спросили, есть ли у ее мужа вторая жена, она очень возмутилась и сказала, что такого не потерпела бы.
При разводе мужчина должен обеспечить женщину всем необходимым. Ребенок считается собственностью мужчины, но до 15 лет суд отдает ребенка матери, а потом его спрашивают, с кем из родителей он хотел бы жить. И пусть только мужчина попробует не обеспечить только свого ребенка, тут Стэлла воинственно сверкает глазами. Женщина сразу же подаст на своего бывшего мужа в суд.

Вот в таких черных одеждах иорданские девчонки вышли искупаться на городской пляж. Они так в этих черных балахонах и окунаются. Европейские женщины могут купаться в Мертвом и Красном море в Иордании только в пятизвездочных отелях, у которых собственные пляжи, 4- и 3-звездочные отели не имеют своих пляжей, приходится ходить на городской. Если там раздеться, то никто тебе ничего не скажет, но будут смотреть ТАК, говорит наш гид Стэлла, что тебе самой не захочется больше купаться в купальнике.
Мы это испытали в ущелье с горячими источниками. В черном базальтовом ущелье, в котором стоял наш отель, сверху лились водопады с термальной водой температурой струй от 30 до 80-ти градусов. И можно было ходить под этими струями в специальных ваннах от теплой к горячей. Ну мы, европейские девушки, и ходили в купальниках, однако за нами из купальни в купальню ходила толпа арабов в плавках до колен, которые периодически погружались по пояс в воду. Мне в связи с этим вспомнился анекдот: "один петух говорит другому: Пойдем в супермаркет, на голых курочек посмотрит". Чувствовали мы себя при этом крайне неуютно.
- А как же горячие арабские мужчины, которые женятся примерно в 35 лет, обходятся все это время, - спросила я нашего гида. - Не знаю, - ответила Стэлла, стараясь при этом сделать слишком честные наивные глаза.
- Ослы, мальчики и мужчины. Это здесь развито. - ответил на мой вопрос один арабист из нашей группы. - Сексуальное общение с мальчиками и мужчинами тоже преследуется по закону, но не так строго, как с женщинами. Еще есть проститутки, о которых все знают, особенно их много приезжает с Украины. Из Киева везут целыми самолетами.
Еще одна женщина из нашей группы, у которой муж иранец, сказала мне, что эти закутанные женщины и сами не промах. По-крайней мере, в Иране две самые популярные пластические операции: первая, это пластика носа - из носа с горбинкой делают прямой аккуратненький носик, и вторая, это восстановление девственной плевы.

Это жена Лота, превращенная в соляной столб, когда она обернулась, уходя из Содома.