Выставка деревянного зодчества. Выставка "Русское зодчество XVII – XXI вв."

  • 30.06.2019

Посвященная истории деревянного зодчества, современной архитектуре и практике сохранения храмовых построек Русского Севера. Впервые феномен русской деревянной архитектуры демонстрируется в его эволюции - от XV до XXI века. Выставка продлится до 22 декабря.


___

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается масштабная выставка, посвященная не столько деревянному зодчеству, сколько его спасению

Экспозиция позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении веков, как велось изучение этого вида зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы рассказывают о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре. О возрождения деревянных храмов Русского Севера говорит представленный в экспозиции опыт работы общественной организации «Общее дело» в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Музей архитектуры представил не только хорошо известное, как, например, знаменитую Церковь Преображения Господня в Кижах, построенную без единого гвоздя и ставшую символом всего русского деревянного зодчества, но и мало кому известное. Национальный романтизм, скажем, навеянный очарованием родных городков и весей был так люб в начале прошлого века русскому обществу. Проекты затейливых дач-теремов, сделанные лучшими архитекторами того времени, и сегодня поражают воображение. Но век их был недолог, и скоро те же лучшие архитекторы стали проектировать совсем незатейливые деревянные павильоны для выставок народного хозяйства, дворцы культуры для пролетариата и колхозников, и даже… саркофаг для усопшего вождя. В то же время, нельзя не признать, выдающимся деревянным сооружением в стиле сталинского ампира был, судя по макету, цирк в Иванове, построенный в начале 1930-х и разрушенный, к сожалению, 40 лет спустя… / По материалам СМИ


2.

«Русское деревянное». Во дворе музея


3.


4.

Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


5.

Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


6.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


7.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


8.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


9.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века"


10.

В центре проекта — храмы и часовни, многие из которых были утрачены


11.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


12.


13.


14.

Экспозиция раздела «Эпоха модерна»


15.

Церковь Флора и Лавра, 1775, Ростовский приход, Архангельской области (макет 1976, автор В.И. Садовников)


16.

Фрагмент декора крестьянского дома И.И. Мельникова второй половины XIX века, Нижегородская область


17.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687, Ярославская область (копия). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


18.

Ф.О. Шехтель - павильоны России на международной выставке в Глазго, 1901 г.


19.

Успенская церковь, 1774, г. Кондопога, Карелия (макет 1980, автор В.И. Садовников)


20.

Троицкая церковь, 1727, с. Нёнокса, Архангельская область (макет 1977, авторы В.И. Садовников, В.В. Суслов)


21.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


22.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года)


23.

Макеты памятников деревянного зодчества из Архангельской и Вологодской областей и из Якутии (автор В.И. Садовников)


24.

К.С. Мельников «Павильон «Махорка» на ВСХиКП выставке 1923 года» (макет 1982 г.)


25.

Деревянное зодчество Русского Севера. Древо жизни

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

Время проведения: 15.05.2018 – 07.10.2018

Место проведения: Церковь святого великомученика Георгия Победоносца

из Архангельской области в Коломенском

Отсчет истории создания Музея деревянного зодчества начался с 1 августа 1920 года, с даты выступления основателя музея «Коломенское» и его первого директора Петра Дмитриевича Барановского на заседании ученого совета Всероссийских государственных реставрационных мастерских. Его доклад назывался «О научных задачах организации Музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском».

Практически с самого начала основания музея из окрестностей Москвы и с Русского Севера в Коломенское стали привозить деревянные постройки, которые, по словам П.Д. Барановского, были «подлинными памятниками деревянного русского зодчества, лишившимися своего функционального содержания и стихийно разрушавшимися».

Выставка, подготовленная к 95-летию музея «Коломенское» и посвященная созданию музея на открытом воздухе, рассказывает об исследовательской работе сотрудников музея-заповедника по изучению и сохранению уникальных памятников русского деревянного зодчества. На выставке экспонируются старинные инструменты мастеров-строителей, многочисленные фотоизображения деревянных сооружений, их чертежи. Каждому памятнику соответствует фоторепортаж, который включает в себя рассказ о первоначальном месте нахождения памятника, о его установке и сборке на территории Коломенского. Произведения графики отражают художественный образ памятников.

Экспозиция выстроена в хронологической последовательности. Памятники представлены в соответствии с датой их поступления в Коломенское.

Первым экспонатом, перевезенным в Коломенское, стала хозяйственная постройка из села Преображенского. В 1927 году П.Д. Барановский обнаружил в окрестностях Москвы большой деревянный сарай конца XVII–начала XVIII века, сложенный из массивных бревен, которые остались от дворца Петра I в Преображенском. В том же году постройку перевезли в Коломенское и установили на территории Государева двора.

Затем в Коломенское были перевезены и тем самым спасены уникальные деревянные строения: Моховая башня Сумского острога (1931 г.), Проездные ворота Николо-Корельского монастыря (1933 г.), Домик Петра I (1934 г.), Башня Братского острога (1959 г.), церковь святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года из Архангельской области (2008 г).

Выставка о Музее деревянного зодчества не случайно располагается в церкви святого великомученика Георгия Победоносца, которая и сама является прекрасным произведением архитектуры Севера. Ее старинный интерьер дополняет и обогащает содержание выставки.

У каждого памятника есть свои неповторимые истории. Приглашаем вас познакомиться с ними.

В прошлую пятницу случилась у нас очередная выставка народного творчества в музее деревянного зодчества под Иркутском.Съехались мастера со всей Иркутской области,привезли музыкальные коллективы,мастеров и их произведения.Очень люблю такие мероприятия,стараюсь не пропускать. Открытие,праздничное шествие

Песни,пляски,было весело несмотря на дождик

скульптуры из кедра вырезает мастер из деревни Мышелёвка(красивое название,правда?).Приезжала на выставку делегация во главе с министром транспорта Китая и нашим российским министром транспорта(что-то они заключали,какие-то договоры подписывали по нашему аэропорту,ну а устав от работы вечерком в музей поехали на весёлый сибирскои народ посмотреть.)Увидели чудесные скульптуры,и купили у мастера сразу две,поторговавшись при этом.Мастер продавал по 3тыс,а наш министр посчитал видимо,что дорого ему,попросил две за 5,и когда получил согласие,купил и одну тут же подарил своему китайскому коллеге. Вы бы видели лицо китайского министра! Он так удивился и по-детски обрадовался,чуть не захлопав в ладоши! Видимо,ему никто никогда не дарил таких чудесных подарков ручной работы..Вообще дядька забавный,ходил всем улыбался и делал ручкой приветствие.Мы все в ответ как истинно доброжелательные сибиряки так же ему делали ручкой,а я вообще обнаглела и даже ему подмигнула,ну уж очень он мне понравился своей искренностью и детской улыбкой на лице.А потом дома мне муж сказал,что все они сначала улыбаются,потому что китайцы просто так улыбаться не будут,то им лес подавай,то воду байкальскую почти даром давай,и вообще все они шпионы и нечего их пускать без разбору(он у меня человек военный и часто в иностранцах ему шпионы мерещутся). С министрами приезжала целая свита из нескольких автобусов,я столько китайцев давно не видела.Фотографировались со всеми нашими коллективами в народных костюмах.
ну и самое моё любимое-изделия мастеров

МК по ткачеству.Все коврики тканые,и те с маками,и с подсолнухами,и бабушкины половички

пальто и куртки тоже тканые.
полотенца вышитые.Обожаю филейную кайму,такая красота! Сама когда-то такую вязала.
а это коврик с вплетёными душистыми травами


ну и ещё немного.что я успела заснять в перерыве между дождичками







больше всего люблю на таких праздниках атмосферу радости.несмотря на погоду,взаимного интереса и отношения мастеров друг к другу.и ВАМ ЖЕЛАЮ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ и спасибо всем за внимание.