Майк науменко личная жизнь. «Моя жизнь — не совсем моя»: Наталья Науменко о фильме «Лето», своем муже Майке, дружбе с Виктором Цоем и ностальгии

  • 20.06.2020

«СтарХит» решил вспомнить несколько самых интересных фактов из фильма. Петербургский журналист Михаил Садчиков лично знал Виктора Цоя, Майка Науменко и Бориса Гребенщикова. Он откровенно рассказал, какими были герои, ознаменовавшие начало новой эпохи.

«Мне Витя запомнился совсем другим. Он был немногословный, тихий, скромный. Представьте, даже со своим первым директором Юрием Белишкиным, он до самого последнего момента общался на «вы». Помню немногословного Цоя, который в начале 80-х годов пришел ко мне на интервью вместе с музыкантом Георгием Каспаряном (гитаристом группы «Кино»). Общались мы в формате «вопрос – ответ», никаких лирических отступлений, шуток, рассуждений. Четкий вопрос – четкий ответ. Таким же он был на творческом вечере в Ленинградском Дворце Молодежи в конце 80-х годов, где я был ведущим – минимум слов, максимум музыки», – поделился Михаил.

По сюжету фильма «Лето», Виктор Цой приходит к Майку Науменко просить помощи. История сохранила факты, что музыкант действительно в начале своей карьеры советовался с друним музыкантом.

Науменко окончил спецшколу и хорошо знал английский язык, увлекался музыкой – в советское время он был одним из первопроходцев в жанре ритм-энд-блюза, а также рок-н-ролла. Правда, в фильме упор делается на то, что Цою больше помог Майк, хотя это не совсем так – первый альбом Виктора продюсировал Борис Гребенщиков, который и представил широкий публике молодого артиста.

«До сих пор идут большие споры, похожи ли актеры фильма на своих прототипов. Рома Зверь, для которого эта роль стала одной из первых в карьере, очень точно выразил образ Майка. В какой-то момент я даже ловил себя на мысли, что передо мной живой Науменко, настолько ярко Зверь вжился в роль: все эти заумные фразы, взгляды, полутона. Сложнее с корейским актером Тео Ю. На концертных выступлениях Тео довольно точно передает мимику и движения Цоя, который на сцене был словно струна. В жизни же почти двухметровый Цой был плавным и размеренным, и по большей части без эмоций, а в фильме Серебренникова он показан другим», – отметил Михаил.

Был ли роман между Натальей Науменко и Виктором Цоем, это один из главных вопросов, который встает после просмотра фильма «Лето». Вокруг Цоя окружало много женщин, которые симпатизировали ему, еще бы: высокий, атлетичный, немногословный, с гитарой. Майк же души не чаял в своей Наташе, которую сильно любил и в браке у них родился сын Женя.

Свидетели подтверждают, что романа между Натальей и Виктором быть не могло. Сам Борис Гребенщиков в одном из интервью говорил о том, что Майк и Цой были приятелями, поэтому увести любимую женщину у друга погибший музыкант не мог.

«В недавнем своем интервью Наталья Науменко отмечает, что Майка нельзя было назвать хорошим отцом – он много работал, был погружен в творчество, а вот сыном в детстве занимался мало. И в пример ставит Виктора Цоя, которого называет хорошим отцом. Но авторы фильма явно перестарались со сценой, когда Цой намыливает попку младенцу Науменко. Хотя Цой в роли няньки выглядит довольно-таки трогательно, учитывая его любовь к своему единственному сыну Александру Цою», – отметил Садчиков.

Также в фильме «Лето» Цой идет записываться на студию к Андрею Тропилло. На самом деле, действительно в 80-е годы в СССР профессиональная запись музыкальных альбомов была большой редкостью, и будущие звезды старались подружиться со звукорежиссером – именно благодаря нему были изданы альбомы «Аквариума», «Кино» и других звезд. Виктор поехал к нему в студию, чтобы записать несколько песен. Другое дело, что Тропилло в фильме выглядит неожиданно вылизанным и приглаженным, хотя в жизни он всегда немного растрепан и небрежен, с привычным шальным огоньком в глазах. Также в фильме Майк Науменко приходит к Борису Гребенщикову и просит записать альбом Виктора Цоя.

«Борис Гребенщиков всегда стоял особняком в рок-тусовке. Еще тогда, в далеких 80-х, когда ему было около 30 лет, нередко про него можно было услышать слово гений. И хоть Майк и БГ знали друг друга еще до описываемых событий в фильме, сойдясь на почве интеллектуальных пристрастий, тот менторский тон, каким Майк объясняет в фильме Гребенщикову, что может случиться с музыкантом в этой стране, если его не записать, намекая на то, что Цою пора делать альбом, не вытекает из логики характера Бориса Борисовича. Вряд ли такое могло произойти», – рассказал Садчиков.

В фильме главные герои то и дело пьют пиво и вино. Алкоголь неотъемлемая часть рокерской молодежи.

«Существует версия, что Науменко сгубил именно алкоголизм. По мнению Бориса Гребенщикова это не так, он сам говорит, что в середине 80-х Майк «употреблял пиво и вино не больше, чем все остальные в этой стране». Но вот уже во второй половине 80-х за ним стал водиться этот грешок. Как-то раз Майк даже давал слово БГ, что все под контролем, но в эти годы он стал хуже писать, говорить и работать. В какой-то момент у него случился инсульт, после которого он все-таки смог оправиться и снова начал выступать. А вот причина смерти Майка до сих пор загадочна: кто-то считает, что его сгубил алкоголь, кто-то называет другую – избиение на улице возле своего дома, после которой он скончался у себя в комнате», – поделился Михаил.

Виктор Цой говорит в фильме «Лето», что его песни – не шутка. Доподлинно неизвестно, как к своему творчеству относился сам музыкант, но многие его друзья отмечают, что он не был таким революционером и социально ориентированным человеком, каким его представляют сейчас.

«Даже в знаменитой песне «Мы ждем перемен» вовсе не тот прямолинейный смысл, который принято слышать сейчас. Эту теорию подтверждает и сын Цоя, Александр, который после нескольких лет молчания появился в рок-музыке. Он отмечает, что многие песни Цой писал с иронией, а они интерпретируются сейчас совсем иначе, чем было на самом деле», – подытожил Садчиков.

Режиссер Кирилл Серебренников работает над съемками фильма «Лето», речь в котором идет о знаменитых ленинградских рок-музыкантах. В центре сюжета — лидеры групп «Зоопарк» и «Кино» Майк Науменко и Виктор Цой .

Уже на стадии производства ленты с критикой на нее обрушились многие друзья и знакомые обоих (ныне покойных) музыкантов. Критиковалась в том числе и любовная линия, предполагающая некие романтические отношения между Цоем и супругой Майка. АиФ.ru поговорил с самой Натальей Науменко о том, как она расценивает ажиотаж вокруг этой истории, а также о том, что на самом деле связывало ее с Цоем, и о том, каким был сам Майк.

Владимир Полупанов, «АиФ»: Наталья, могли бы вы прокомментировать ситуацию с фильмом?

Наталья: А зачем? Не хочется уподобляться тем, кто Пастернака не читал, но осуждает. Подождем, посмотрим, вот тогда можно будет и поговорить предметно. То, что мне удалось увидеть на съемочной площадке — атмосфера, отношения актеров и режиссера — очень понравилось. Я Кириллу верю.

Да, мне было бы намного проще жить, если бы много лет назад не поддалась на уговоры старого нашего приятеля Александра Житинского : «Я пишу книгу о Цое, а никто не может толком рассказать о нем — не знаменитом, не плакатном, юном...». Мы договорились, что мой текст Александр будет использовать исключительно во вспомогательных целях. Поэтому и разоткровенничалась. Но Саша писал письма с просьбой оставить все как есть, потому что герои выглядят благородно, и все такое прочее. Опять повелась. Вот теперь и расхлебываю...

- Майк ревновал вас к Цою?

Не было поводов ревновать. Хотя он считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем всё остальное. Не пойму, что вдруг вцепились в эту историю? Я к Вите очень хорошо отношусь, но неинтересно мне быть его «одноклассницей» (условно говоря), которых, наверняка, уже набралось класса на три, подружкой, неизвестной любовью, известной любовью... В течение очень короткого времени у нас была, смею надеяться, нежная дружба. Поздравления с Днем Девочек и Днем Мальчиков (как в Японии, вместо 23 февраля и 8 Марта) и бесконечные разговоры (кто бы что ни твердил о Цое-буке, Цое-молчуне). Глубокий человек, умница. Не слишком часто, но мог и веселиться, и рассмешить отменными шутками. А вся наша «любовная история» — детский сад. Слава богу, можно вспоминать, не смущаясь, но с огромной нежностью.

Майк Науменко с супругой. Фото из личного архива Натальи

- Вы были музой для своего мужа Майка Науменко?

Нет. Все лучшие песни о женщинах написаны до моего появления в его жизни. «Сладкая N» — это собирательный образ, идеал, Вечная Женственность... Конечно, все понимала про лирического героя, но было немного обидно слушать «Отель под названием «Брак» или «Песню простого человека». А вдруг подумают, что про меня, жалеть будут бедного Майка... Майк моей глупости улыбался и обещал объявлять на концертах, что песня не про его жену, что его жена — совсем другая...

- А есть песни, которые он вам посвятил?

Нет. Разве что однажды подарил рукописный текст одной песни, где была строчка: «Наталье с тем, чтоб не знать ее другой»...

Майк Науменко. Фото из личного архива Натальи

- Вы всё время бедствовали в те времена?

Мы тогда не считали, что бедствуем. Все жили примерно одинаково. Потом стало легче — хорошие авторские поступали. Тогда мы рухлядь на нормальную мебель поменяли. Это было событием.

-Кем был Майк для своих друзей?

Для некоторых — учителем, для некоторых — понимающим другом, для кого-то — тем, с кем классно выпить и молча послушать хорошую музыку. Думаю, в какой-то мере, Майк был (как и Борис) просветителем. Он великолепно знал английский, читал Rolling Stone, Melody Maker, Guitar player... Откуда брал — не знаю. Самое любопытное и интересное пересказывал гостям. От Майка можно было узнать, какая вышла пластинка, что стоит послушать. И переводил на слух. Вряд ли я (и не только я) стала бы слушать Лу Рида , если бы не знала, о чем его песни. И Боба Дилана , и Коэна он тоже представлял как больших поэтов. Вот бы за Нобелевку Дилана порадовался!..

Наталья с сыном Евгением. Фото из личного архива Натальи

- А каким он был отцом?

Близких отношений с сыном у него не случилось. Думаю, Майк смог бы хорошим отцом для повзрослевшего уже мальчика. Помню, как радостно он учил нашего первоклассника выводить двойки из дневника. Или завести второй дневник. Я тогда спросила: «А от кого двойки будем скрывать?». Долго смеялись... Есть мужчины, которым нескучно возиться даже с новорожденным. Цой именно таким был. Я видела, как он своего Сашеньку купал — ловко бережно. Светился от счастья, наслаждался отцовством.

- А какие у Цоя и Майка были отношения? Они были друзьями?

Нет, особой дружбы не было. Думаю, приятельские отношения... Какое-то время Майк для него был учителем. Цой говорил, что ему обязательно нужно знать мнение Майка о новой песне. В тот период он сильно комплексовал и был очень неуверен в себе. А Майку верил.

Вы вынуждены были пойти работать в котельную, чтобы получить комнату в коммуналке на Боровой. Почему вы, а не муж, занимались решением жилищного вопроса?

Майк не хотел жить с родителями. И я не хотела. Выход один — стать дворником или кочегаром. Или сторожем. Майк стал сторожем, я — кочегаром. И работа сменная, и комнату дают. А дальше можно заниматься тем, что нравится. На работе — тоже. В моей маленькой газовой котельной хорошо читалось, и письма друзьям можно было писать, и английским заниматься. Майк в бытовке тоже песни писал. Там гостей было не в пример меньше, чем у нас дома...

-Вы говорили, что он был вам больше другом, нежели мужем?

Я так сказала? Не очень корректно... Может быть, позже... Здорово же, когда и через несколько лет после свадьбы тем для разговоров хватает на всю ночь!.. Майк очень любил Петербург (кстати, никогда не называл его Ленинградом), и ему нравилось показывать красивые дворы, уголки симпатичные, набережные маленьких рек. В мае, когда расцветала сирень, мы с ним шли от нашего дома на Боровой до Марсова поля по набережной Фонтанки. На Марсовом у каждого куста дышали сиренью и возвращались по Невскому. Не торопясь. Заходили в кафе. За чашкой кофе или бокалом сухого разговаривали... И так каждый год...

-Никаких атрибутов звёздной жизни у вас не было?

Не совсем поняла вопрос... Что вы имеете в виду?

- Даже фотографий совместных у вас очень мало. Почему?

Во-первых, у нас попросту не было фотоаппарата. Во-вторых, я ненавижу сниматься. Ну, если бы знали, что пригодится, если бы знали, что мальчики так быстро покинут нас... Конечно, очень жаль, что мало фотографий и киносъемок!.. Зато если по телевизору вдруг мелькал «Аквариум», «Секрет» или «Последний шанс», такая была радость! Наших показывают!

Фото из личного архива Натальи

- Часто ли были гости в вашей коммуналке?

- Почти всегда. Телефон в коридоре появился не сразу, так что гости могли явиться с поезда и поздно вечером, и рано утром. Да и с телефоном легче не стало. Если человек едет из Калининграда, Челябинска или Владивостока, разве можно его не принять?.. Часто оставались ночевать. Некоторые и неделями жили. Ничего, справлялись.. Если гости не помещались в нашей комнате, парочку-другую забирали соседи. Прекрасная была коммуналка! Замечательные соседи! Гитарист «Зоопарка» Саша Храбунов это понял и женился на одной из соседок — нашей певунье Тасе.

Фото из личного архива Натальи

- А много тогда выпивали?

Думаю, да. Гости приносили и привозили. Цой пил мало, я вообще его не помню пьяным... Майк очень любил пиво. Какие напитки ему нравились — не знаю; выбор был убогим. Что принесут, то и наливали всем. Вообще, это больная тема...

- В последние годы жизни он вообще ничего не писал?

Песни затормозились, сам он говорил о самоповторах, что теперь у него стихи лучше получаются... Я не врач, но сейчас мне кажется, что у него тогда начала развиваться депрессия...

- После вашего ухода от него он так и остался один?

Наверное, просто не успел поменять жизнь. Мы развелись 15 августа 1991-го, а 27-го его не стало...

Вам не было страшно соглашаться на участие в проекте? Все-таки это ваша личная жизнь, отношения с близкими людьми. И вот оно перед всеми на экране.

Очень страшно. Была и раньше попытка снять об этом кино. Попросили помочь талантливому молодому человеку, так сказать, самовыразиться. Я подумала тогда, что смогу держать все под контролем, и даже работа началась, но вдруг «увидела» картинку: огромная афиша на доме, название фильма мелко, не разобрать, и большими буквами: «Неизвестная любовь Виктора Цоя». Вот ужас-то! Опомнилась, отказалась и запретила в довольно жесткой форме.

А через несколько лет опять началось, и тут снова сыграло «Твоя жизнь - не только твоя жизнь! Ты обязана думать о тех, кто любит Майка и русский рок!» Не скажу, кто мне это вбил в голову, но вбил накрепко. Это, правда, очень тяжело.

Публичность неприятна. Сидеть в уголке дивана, читать, вязать, валять - это мое. Но все же, когда говорят: «Из-за твоих капризов люди так и не узнают песен Майка», теряю волю и послушно иду на заклание.

Не от большого ума, должно быть…

- Что вам больше всего нравится в «Лете»? Что, по вашему мнению, могло бы сделать его еще лучше?

Я посмотрела фильм пока всего один раз. Эмоций в связи с его выходом, встречей с друзьями на премьере, ожиданий и страхов было так много, что, боюсь, объективной (хотя бы чуть отстраненной) оценки дать не получится.

Спасибо за слова «еще лучше»! Думаю, если бы у нас было больше времени общаться с Кириллом, а у него - больше времени оставаться на съемочной площадке, если бы не чудовищные форс-мажоры и цейтноты, всем было бы гораздо лучше.

- В чем заключались ваши функции консультанта фильма?

Честно говоря, я этот титр сняла бы. Не для того, чтобы кого-то обидеть - ну какой из меня консультант? Получилось так: много лет назад писатель Александр Житинский попросил рассказать о Цое - не знаменитом, плакатном, всеми любимом герое рок-н-ролла, а о юном мальчике Вите. Обещал, что мой рассказ будет всего лишь «сырьем» для его книги, что это очень важно для правдивости образа. Старым приятелям надо помогать. «Правдивость образа» - тоже святое дело.

Но с Витей у нас были отношения, которые не определишь одним словом: что-то вроде нежной дружбы. О них не стыдно вспоминать (там только свет и грусть), но и знать каждому не обязательно.

Все-таки решилась, написала, как подружке: вот, Саша, все, что помню, что чувствовала, бери, пользуйся, не обращай внимания на композицию - это просто поток памяти, литературно не обработанный; дарю для пущей выпуклости образа Легенды.

Житинский вдруг прислал трогательное письмо, в котором умолял вставить текст без изменений, мол, его так проняло! Да и Майк с Витей, оказывается, такие благородные, и как же об этом не рассказать? Мы с ним пререкались в письмах, но я уступила. Уже приучили, что моя жизнь - не совсем моя. Вот так текст попал в книгу, в интернет. Потом понравился некоторым людям, и они захотели снять кино.

А консультации мои, боюсь, больше мешали. Если в двух словах: никак не могла согласиться, что сценарий - это в большей степени руководство к действию, инструкция для съемочной группы, а не книга. С одной стороны, доказывала: «Мы не так друга поздравляли, не то говорили». Но, с другой стороны, чем больше замечала фантазии - легкой, с элементами абсурда, - тем больше симпатии это вызывало.

- Какие отношения у вас сложились с Кириллом Серебренниковым во время работы над фильмом?

Отношения сложиться не успели, есть просто впечатления. Кирилл для начала внимательно выслушал замечания и критику в адрес неудачного сценария. Он понял все мои опасения и неловкость ситуации. Сам по себе роман юной замужней дамы с молодым человеком (который и романом назвать нельзя - ни тебе измен, ни тебе ссор с дуэлями) никому не интересен; а если нужен для сюжета - ну, бог бы с ним, снимайте, обсуждайте. Только пикантность вот в чем: тот молодой человек стал Великим Цоем, чуть ли не бронзовым монументом. Его слушали и любили все - от поэта Алексея Дидурова до последних гопников. И вот вдруг нарисовалась какая-то Наталья и говорит: а мы с Витей встречались.

Очень не хотелось оказаться в огромной компании Витиных одноклассниц, восьмиклассниц и подружек. Пошлость невозможная. И Кирилл Семенович это тоже понял.

Он сказал, что без истории, которая двигает сюжет, обойтись нельзя, но он сделает все бережно. И обещание выполнил. Спасибо ему за это!

- Вам понравились кастинговые решения фильма?

Актеров выбирал режиссер, ему виднее. Спорить - похож не похож - бессмысленно: у каждого свои воспоминания или представления о человеке. Ребята выложились, ансамбль получился, они - молодцы!

- А образ, созданный Ириной Старшенбаум, - насколько это «вы»?

Ирочка намного красивее меня в молодости. И ростом выше. Очень милая получилась Наташа, прямо мадонна. Ну, как я могу оценивать себя со стороны?

В фильме затронута тема наставничества, она встречается и в других материалах о музыкальной истории того времени, причем «старшим товарищем» выступает то Майк, то Цой, то Гребенщиков. От чего зависел этот «статус наставника», как определялось, что именно этот друг - авторитет?

Могу повторить только то, что было при мне; то, о чем помню сама. Цой много раз говорил, что слова Майка о его песнях особенно важны, что Майку он верит больше всех. Еще помню, как мы с Марианной (Марьяна Цой, жена Виктора. - Прим. авт.) сидели на скамейке на улице Софьи Перовской, пока Майк и Витя наносили, видимо, очень важный визит Борису Борисовичу. Марьяша страшно нервничала: как-то БоГ примет Цоя. Отвечать могу только за это.

В фильме Майк слишком опекает Витю, прямо безупречный рыцарь и Учитель. В жизни, думаю, Гребенщиков сделал для Цоя что-то очень важное. Или много важного. Вывел на другой уровень. Мне, право, трудно судить, не сильно тогда интересовалась.

Майк всегда радовался появлению нового талантливого музыканта. Его спрашивали: «Не завидуешь?» Он искренне изумлялся: «Чему? Одно дело делаем. Чем нас больше, тем лучше!»

- Вы лучше всех знали Майка - если бы Майк посмотрел «Лето», что бы он сказал?

Ох, трудно предположить!

Я часто думаю, что сказал бы Майк, узнав, что Боб Дилан - лауреат Нобелевской премии, что можно, не выезжая из страны, посмотреть концерты Jethro Tull, Маккартни. Или выехать и там посмотреть. Что можно спокойно купить любую книгу, а можно и скачать. И музыку любую в прекрасном качестве.

Верю, о фильме он сказал бы добрые слова. Некоторые сцены прокомментировал бы остроумно, где-нибудь похихикал бы. Музыкальные номера точно очень понравились бы.


Сегодня, когда ищешь информацию о «Зоопарке» в Сети, находишь только немногочисленные фанатские паблики и сайты, сверстанные, кажется, еще в 90-х. Есть еще клуб-музей «Камчатка» памяти Цоя (у которого, по словам основателей, нет покровителей и его могут выселить в любой момент), кое-где в разных городах сохранились стены и другие памятные места. Но в целом все это очень хрупко и фрагментарно. Вам не кажется странным, что государство не спешит сохранить такой важный пласт - эпоху формирования русского рока, и крупные меценаты тоже таких инициатив не выдвинули?

Странно, да. Потом, как обычно, будут жалеть: не оценили вовремя, опоздали, если бы знать… Хотя… Не будут. У государства и своих забот хватает, а эти певцы из поколения дворников и сторожей столько беспокойства доставляли советскому обществу.

Я бы на месте государства и меценатов первым делом Саше Башлачеву памятник поставила. Пока есть только мемориальная доска и скромный музей.

А еще подарила бы кучу денег и предоставила лучших архитекторов для Николая Ивановича Васина . Художник, просветитель, интереснейший человек, и столько лет один бьется!

- Какие фильмы вы смотрели вместе с Майком, с Виктором? Какие книги обсуждали?

Точно помню, ходили на «Искатели приключений» - Майк сильно удивился, что все мои симпатии принадлежат не Алену Делону, а Лино Вентуре. «Большие гонки», «Покаяние»… Он расстроился, когда вышел сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Холмс в исполнении Василия Ливанова показался слишком молодым и не очень английским. Правда, быстро привык и потом смотрел с интересом. (Вот интересно, что бы он сказал о Шерлоке-Камбербэтче?) Был просто счастлив, когда по ТВ показали «О, счастливчик!» с Аланом Прайсом и «Перекресток» Уолтера Хилла. Мы ездили в Москву, чтобы посмотреть «Братья Блюз» на видео у Саши Липницкого.

О книгах много разговаривали. В начале знакомства Майк переводил «с листа» Керуака, Бротигана, читал вслух чудом попавший в руки экземпляр «Москва - Петушки», приносил от сестры почитать самиздатовские книжки («Мастер и Маргарита», например).

Майку нравился Тургенев. Обломова любил и защищал: «И что его все ругают? Добрый, честный человек. Просто не занимается тем, что считает бестолковым!» Цитировал постоянно - и «Жареная рыбка, дорогой карась», и «Таракан сидит в стакане», и «Страшно жить на этом свете, в нем отсутствует уют».

«Анекдоты из жизни Пушкина» Хармса, ясное дело. Бродский, Ахмадулина - много любимых авторов.

- Что в 1980-е делало счастливым Майка Науменко? Виктора Цоя? Вас?

Молодость. Волшебная уверенность в том, что все трудности скоро кончатся, и все будет замечательно.

- Коммуналки, безденежье, дефицит - это понятно, а что хорошего осталось в той эпохе, по чему вы скучаете?

Я не хотела бы туда вернуться. Все ностальгическое связано только с моим личным жизненным временем (юностью, которой больше нет), но не с эпохой, не с историей. Мороженое было вкусное, а помидоры, даже магазинные, пахли солнцем и той самой рассадой на окне.

- «Лето» - отличный драйвер для того, чтобы о творчестве Майка узнало поколение 15–25-летних, которые в основном все в рэпе и знают о главной музыке 80-х только какие-то базовые вещи. Какие из песен Майка вы посоветовали бы им послушать, в каких, скажем, трех или пяти композициях ярче всего проявляется его личность?

Во-первых, не вся молодежь слушает только рэп. Мои дети и их многочисленные друзья (чтобы за примерами далеко не ходить) слушают очень хорошую музыку, и не могу похвастаться, что сильно вмешивалась в их вкусы.

Какие песни Майка слушать? Да пусть слушают все. Никто не знает, какие слова вдруг всплывут из памяти и что-то подскажут, в чем-то поддержат. О Майке много расскажет песня «Сидя на белой полосе». Теперь уж точно можно сказать, что он остался верен себе, не соврал, не прогнулся.

Михаил Ефремов в интервью Дудю недавно сказал, что русский рок - это не музыка, это настроение. Что такое русский рок для вас? Выделял ли Майк «русский рок» из рок-н-ролла вообще?

Я отвечу словами Майка из разных интервью. «Нет такого понятия - советская рок-музыка. Есть разные группы, которые делают разную музыку. Нет никаких границ…» (1990 год). «Моя работа - развлекать людей. И не вижу в этом ничего плохого…» (1990 год). «Наш рок и их рок зарождались, развивались и продолжают развиваться в разных условиях - это и так понятно… У нас существует похвальная тяга к серьезному року с хорошими текстами. Минус отечественного рока - в отсутствии тинибопа для тинейджеров…» (1978 год).

Что такое русский рок для меня? Кусок жизни. Знакомство и дружба с хорошими людьми.

- Какую музыку вы слушаете?

Ну, нет такого, чтобы села и слушала. Обычно - в дороге, в метро. Закачиваю в плеер полный набор всякой всячины. Конечно, рок-н-ролл (для бодрости), что-нибудь красивое, что-нибудь ностальгическое (музыка - мощная машина времени) и что-нибудь свеженькое по рекомендации дочек (не хочется отставать от молодежи). Если нужны названия - ну, разве что выборочно: Бах, Прокофьев, ирландская музыка, вся британская рок-классика, Moon River, «Аквариум», ВИА «Аккорд», Шопен, блюзы, Muse, Kasabian и много еще чего. А вот Высоцкого и Башлачева долго слушать не могу, я их читать люблю.

Вы вспоминали долгие разговоры с Виктором Цоем. Все знают, что он был человеком прямым, но скрытным. Что его по-настоящему волновало?

Я мало конкретного помню. Совершенно точно поначалу поразило, что мы оба предпочитаем в одежде черный цвет. Как-то это обсуждали, обосновывали… О детях много говорили. О музыке. Какая песня больше нравится с этого альбома «Аквариума» или с последнего альбома Боуи.

Спорили, что сильнее действует: графика или живопись, проза или поэзия. Пунктиком, конечно, была Япония, японская культура. Там не маскируют рыбное блюдо под, скажем, куриное, а, наоборот, всеми способами подчеркивают вкус рыбы. Естественность, культ сезонов, любование как действие… То есть нас обоих восхищала не экзотика, а удивительная бережность к миру, гармония японцев с природой.

Мы не брали во внимание мегаполисы, производственные отношения людей, их несколько странные традиции. Зачем? Есть Басё, Исса, Такубоку…


Фото: Алексей Фокин

- Насколько медийный образ Цоя соответствует тому, каким вы помните его?

Помню застенчивым мальчиком с теплым светом в глазах. Позже он стал более уверенным в себе, угловатость превратилась в грациозность. Прибавилось обаяния и иронии. Все вдруг заметили, что он начитанный и шутит умно. Потом мы очень редко виделись. Но я читала воспоминания людей, которые общались с Витей в Москве. Все говорят, что он остался человеком чистым и порядочным, талантливым и нежным. Верю, что так и есть.

Вот что писал Алексей Рыбин в книге про Майка: «Он [в отличие от БГ] брал своей слабостью, на сцене он был тем, кем был на самом деле, - мальчиком из хорошей, интеллигентной семьи, знающим языки и читающим Тургенева, тонким, думающим, переживающим, все понимающим - и не способным найти в окружающем мире не то что взаимопонимания, но даже ответа на любой свой вопрос. Майк все время жаловался - даже в самых героических и разудалых песнях эта жалоба слышна. Он все время пел о том, как ему плохо, как ему некомфортно, как он страдает от того, что ему чего-то недостает - речь при этом идет о вещах совершенно нематериальных, даже „хочется курить, но не осталось папирос“ в его подаче вырастает в проблему философскую, в конфликт, и никем, кроме самого забубенного гопника, не прочитывается как проблема гастрономическая или наркологическая. Он был силен этой своей слабостью, силен тем, что не боялся ее и на ней выстроил все свое творчество». Вы согласны с этим?

Соглашусь, пожалуй. Могу ответить цитатой из очень старой статьи Артемия Троицкого: «Легко быть умным, легко быть серьезным. Легко и надежно. Трудно быть искренним, трудно быть самим собой („но возможно…“). Один на сцене - всегда босс, скромный вождь и учитель. Другой - не очень понятен, но полон тайн, очарования. Один - над залом, другой - далеко в стороне. Только Майк стоит среди них. Голый, как в своей ванной комнате, куда неожиданно набежало столько сотен народу. Он демонстративно незащищен. Он позволяет себе выглядеть в песнях жалким и нелепым. Он нарочито антипатичен даже в самых драматических ситуациях. И в результате он пожинает урожай глупых смешков и свиста нормальных ребят и девушек, у которых свои представления об искусстве. Они не хотят видеть себя, это зеркало плюет им в глаза».

С другой стороны, в чем сила, в чем слабость - как посмотреть. Майк был и сильный, потому что остался собой. И даже не в принципах дело - тут органика, его суть.

Русский рок для многих был и остается в первую очередь стремлением к внутренней свободе: вот - государство, а вот - мы и то, что у нас есть, то, чего никому не отнять. Вам удавалось в те времена ощутить себя свободной благодаря музыке?

Русский рок, нерусский рок, стихи, «Черный квадрат», придуманный прекрасный город, волонтерство в собачьем приюте, путешествие через океан на паруснике - средств для обретения свободы много. Это такая огромная тема!.. Раньше я говорила детям: «Хотите сами? Очень хорошо! Вперед! Только помните: свобода подразумевает ответственность». Теперь думаю, что это не все: внутренняя свобода - такая радость, такая сила. Если ее обретаешь, то не страшно ничего, как в любви. Самое трудное - определить, в чем твоя несвобода, какие страхи мешают… Ну ладно, это уже философия пошла…

А в те времена я не задумывалась ни о какой свободе-несвободе. Рано вышла замуж, проблем - только поворачивайся. Бунтаркой себя не считала - просто была с любимым человеком, который занимался своим делом. А я просто не мешала.


Прочитав сценарий фильма, тогда еще не снятого, Гребенщиков сказал: «Мы жили по-другому». Как вы считаете, в конечном итоге Серебренникову удалось показать, как вы жили? Если не частности, то само настроение, дух той эпохи, в которую появилась музыка Майка и его друзей?

Ну, на залив регулярно ездила как раз группа «Аквариум», а не «Зоопарк». Майк не был большим любителем природы; выпить с приятелем на набережной Фонтанки - другое дело. Чтобы честно и подробно ответить на этот вопрос, хотелось бы посмотреть кино еще раз. Пока скажу одно: послевкусие от фильма точно приятное и ностальгическое. Спасибо всем за это!

Вы ощущали тогда на себе титул «жены легенды», это как-то влияло на вашу жизнь тогда? И что изменилось сейчас, после выхода «Лета»?

Легендами и звездами наши мальчики называли себя разве что в шутку. Вся «радость» от известности мужа - гости почти каждый день. В этом, конечно, было и много хорошего: появлялись очень интересные люди из разных городов. Я видела, что Майк не зря занимается любимым делом: он нужен, его песни нужны.

Что изменилось после выхода фильма? У нас с детьми появилось еще больше общих тем для разговоров. Вот скоро все откипит, все выскажутся, утихнут, «а я отмою с паркета кровь и обрету свой душевный покой».

КАРТИНА ДНЯ в Петербурге. Кто убил Майка Науменко?

В прокат вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето» про любовный треугольник между вокалистом группы «Зоопарк» Майком Науменко , его женой Натальей и Виктором Цоем . По мнению критиков и первых зрителей, картина получилась очень светлой и доброй .

Увы, продолжение у этой истории куда мрачнее. 15 августа 1990 года разбился на машине лидер «Кино». А спустя 12 месяцев – 27 августа 1991-го – умер Науменко. Умер при весьма загадочных обстоятельствах – после перелома основания черепа у него случилось кровоизлияние в мозг. Как Майк получил смертельную травму, до сих пор неизвестно. Тут уж впору снимать беспросветный детектив, а не добрую ностальгическую мелодраму…

НИКТО НЕ НАПИСАЛ О ПРИЧИНЕ СМЕРТИ

В августе 1991 года, когда скончался Науменко, о причинах смерти почему-то не писали. Даже в «Комсомольской правде» за 28 августа 1991 года известный музыкальный журналист Артемий Троицкий просто констатировал горький факт:

«Очень печальная весть пришла из Питера. Умер Майк, по паспорту Михаил Науменко, великий российский рокер. По сути дела, Майк стал отцом-создателем русского уличного рок-н-ролла. Он пошел дальше своих философично-эзоповских предшественников Макаревича и БГ, привнеся в наш рок-язык реальный дух кухонных тусовок, пивных очередей, пикантных жизненных ситуаций. Запомните его таким. В полный рост. Похороны - в конце недели… ».

"Днем у тебя есть все - все, ради чего стоит жить: дело, друзья, иногда даже деньги и вино, и с кем его пить. Но ночью... Ночью ты опять один", - пел Науменко. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

Майк жил в питерской коммуналке на улице Боровой. Сосед обнаружил певца лежащим у двери в свою комнату в 11 утра. Тот был жив, но еле ворочал языком и не мог двигаться. Сосед подумал, что рокер пьян и перетащил его на кровать. Днем к Науменко в гости приехали мама и сестра. Увидев, в каком состоянии Миша, они вызвали «скорую». Но медики уже лишь констатировали смерть. Причина – тот странный инсульт после перелома основания черепа, о котором мы уже говорили. Причем, как выяснилось, Науменко был абсолютно трезв. Однако уголовное дело тогда так и не было заведено.

Чтобы узнать, что думают о гибели от такой травмы силовики, звоним знакомому руководителю одного из следственных отделов Ярославу Корелину. Кто жертва и когда произошла трагедия, пока не уточняем.

Мы при таких повреждениях сразу же начинаем проводить доследственную проверку по статье «Убийство», - без раздумий говорит Корелин. – А что – в вашем случае мои коллеги этого не сделали?

- Человек погиб еще в 1991 году, - объясняем. – Мы пытаемся выяснить, как умер рок-певец Майк Науменко.

Странно, что милиция тогда не стала разбираться в этом деле. После начала проверки мы в первую очередь выясняем, не было ли у жертвы врагов.


Майк умер 27 лет назад. Но вокруг его гибели до сих пор масса споров. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

ЦОЙ-СТАРШИЙ: «НАДЕЮСЬ, УБИЙЦУ НАЙДУТ»

Мы решаем выполнить работу милиционеров начала 90-х и выяснить, кто мог желать Науменко смерти. В картине «Лето» Майк и Виктор Цой показаны лучшими друзьями. Может, Науменко близко общался и с отцом лидера «Кино»? И если так, то не исключено, что Роберту Максимовичу известно о неприятелях вокалиста «Зоопарка». Назначаем Цою-старшему встречу.

Когда умер Миша, я был еще в трауре по Вите, - вздыхает пенсионер. – Как бы это резко не звучало, но мне в 91-м было не до гибели Науменко.


Науменко пережил Цоя на один год. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

- А, может, Майк вам когда-нибудь рассказывал, что кто-то желает ему зла?

Ребята, я с Витей-то в последнее время виделся раз в год из-за его постоянных гастролей. А вы меня про Науменко спрашиваете. Не знаю я ничего. Но если его убили, конечно, очень хочется, чтобы убийцу, наконец, поймали! В Питере есть такой летописец рока Андрей Бурлака. Поговорите с ним. Он должен больше знать.

«ИЗ-ЗА ПУТЧА МИЛИЦИИ БЫЛО НЕ ДО БЫТОВУХИ»

Вы по поводу говенного фильма никчемного режиссера? – доносится из телефонной трубки раздраженный голос Андрея Бурлаки. – Мы дружили с Майком. Поверьте, этот фильм не про Науменко и Цоя, а про каких-то современных [геев ], о которых Серебренников снимает все свои фильмы!

- Мы пытаемся выяснить, как на самом деле погиб Майк Науменко!

Я своими глазами видел заключение судмедэкспертизы. Там синим по белому написано: «Инсульт на почве перелома основания черепа». Видимо, Майк упал.


В последние годы жизни Науменко страдал творческим кризисом. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

А вам не показался этот диагноз подозрительным? Науменко был трезв. Вдруг он не сам упал, а его толкнули? Близкие не пытались добиться возбуждения уголовного дела?

Это бесполезно было! За пару дней до смерти Майка произошел путч, началась история с ГКЧП и развалом СССР . Милиции было не до подобных проверок. Вся страна ходила на ушах.

- У Науменко были враги?

Майк был человеком абсолютно бесконфликтным. Но версии по поводу его смерти есть, конечно, самые разные. Вон барабанщик «Зоопарка» Валера Кириллов еще на поминках Науменко пообещал найти его убийцу…


Майк и Виктор. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

ИСПОВЕДЬ НА «СРАМУ.НЕТ»

Валерий Кириллов был близким другом Майка Науменко. А еще он один из лучших барабанщиков советского рока.

На поминках я, действительно, поклялся отцу Майка, что жизнь положу, но достану того, кто виновен в его смерти, - кивает музыкант.

- А откуда у вас такая уверенность, что Науменко убили?

Долгое время это были просто подозрения. А когда появился интернет, я стал прочесывать всякие форумы и чаты в поисках хоть какой-то зацепки. Вдруг убийца расслабился и решил излить душу.

Сетевые поиски привели Кириллова на сайт sramu.net . Это что-то вроде сетевой исповедальни. Здесь все желающие анонимно публикуют постыдные истории из своей жизни.

«ПРИЛЕТЕЛ МОЩНЫЙ УДАР С КУЛАКА»

На «срамном» портале Валерий обнаружил вот такое признание:

«Мне давно за 40, ну мучает меня одна история, которая со мной приключилась в 1991-м году. Я во дворе стоял, ждал друзей, с которыми мы собрались пойти бухнуть. Подошел ко мне парняга, попросил прикурить. Он стал интересоваться, кто я, что делаю тут. Мол, он тут живет, и меня ни разу не видел. Тут вылетели мои друзья, и челу прилетел мощный удар с кулака. Он упал как подкошенный. Я начал возмущаться на друзей – что делаете вообще? На что дружбан с улыбкой сказал, что они, мол, подумали, что он до меня докапывается. Я поднял беднягу – с носа и рта у него пошла кровь. Чел, дико шатаясь, побрёл к подъезду. А мы пошли бухать..

Потом я увидел где-то фотографию Науменко. Это был тот самый человек, которого ударил мой друг. Я перестал общаться с приятелями-быдланами и вообще перестал бухать. Женился и уехал в Германию »…

- Вы уверены, что описанная история – правда? – спрашиваем у Кириллова.

Думаю, да. Написавший это, знает о таких фактах, которые мог привести только участник событий. Я опрашивал всех соседей. И местный мальчишка Гриша рассказал мне, как выбежал во двор, а там люди стояли над лежащим Майком, и один человек поднимал его. Думаю, Науменко упал от удара и получил серьезную травму. Но смог дойти до своей комнаты. И здесь уже его окончательно подкосило.

- Вы пытались найти человека, который написал этот пост?

Конечно! Но сообщение анонимное. Может, у вас, как у журналистов, получится узнать имя этого мужчины? Мы бы тогда постарались выведать у него имя того самого быдло-друга, который ударил Науменко.

Вместо послесловия

После встречи с Валерием Кирилловым мы написали запрос в Управление «К» полиции Санкт-Петербурга (данное ведомство как раз занимается поимкой преступников через интернет – прим. ред.). Мы попросили сотрудников МВД , несмотря на истекший срок давности, начать проверку по факту «предполагаемого причинения смерти по неосторожности» Михаилу Науменко. И уже в рамках этой проверки установить личность и адрес человека, который написал скандальный пост на sramu.net. Теперь ждем ответа.

Другая версия

МАЙК Науменко КВАРТИРНИК 1989. 1. Вступление (00:52) 2. Если ты хочешь (02:26) 3. Старые раны (04:59) 4. Утро вдвоём (09:12) 5. Женщина (11:05) 6. Пригородный блюз (14:58) 7. Песня гуру (18:08) 8. Седьмая глава (22:51) 9. Все те мужчины (26:45) 10. Ода ванной комнате (30:19) 11. Мария (33:22) 12. Сладкая N (36:54) 13. Уездный город N (40:25) 14. Прощай, детка (50:30) 15. Я милого узнаю по походке (52:16)

«Это был несчастный случай»

Основываться на анонимном посте в интернете – занятие неблагодарное, - считает сын Майка Евгений Науменко. – Смерть отца – это несчастный случай.

чт, 31/10/2013 - 14:13

В этой статье мы расскажем вам о таинственных смертях некоторых российских знаменитостей. Эти люди погибли при загадочных обстоятельствах и истинная причина их смерти не выяснена и по сей день.

Василий Шукшин

Его последний год жизни был очень успешным… Сергей Бондарчук предложил Шукшину роль Лопахина в картине «Они сражались за Родину». Съемки начались в августе 1974 года на Дону. К началу октября Шукшин почти полностью завершил роль, ему оставалось сняться в последнем эпизоде. 4 октября он должен был вернуться в Москву…


Есть версия, что в ту роковую ночь на теплоходе «Дунай» произошло убийство. Ведь Василий Макарович никогда не жаловался на сердце. Перед съемками Шукшин прошел обследование в «кремлевской больнице». По свидетельствам некоторых участников съемочной группы, за день-два до смерти актера на площадке, где снимался фильм «Они сражались за Родину», появился какой-то незнакомый человек. И никто не знал, откуда он и с какой целью шатался там. А исчез он сразу же после смерти Василия Макаровича.

Зоя Фёдорова

11 декабря 1981 года 71-летняя актриса Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто. Среди его возможных мотивов называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ (ходили слухи о причастности КГБ к убийству) и её связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата.

Виктор Цой


15 августа 1990 года, в 12 часов 15 минут на 35 км трассы Сока - Талси (Латвия) произошло столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280». Водителем «Москвича» был известный музыкант, лидер группы «Кино» Виктор Цой.


Официальная версия: «автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р. Цоя наступила мгновенно...»

Из материалов дела:
«Икарус-250» снесло с дороги в небольшую речушку Тёитупе, за мост… Водитель Я. К. Фибикс, работающий в Таллинском отделении Латсельхозтехники, отделался легкими ушибами и испугом. Перед этим он отвез туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Новый «Москвич-2141» Я6832 ММ мощным ударом отброшен метров на 18 к мосту. Неповрежденным остался разве что задний бампер. При осмотре заметно, что удар по автомобилю пришелся слева направо, спереди назад. Видимо, передний бампер «Икаруса» прошел по капоту «Москвича» прямо в салон. Руль согнут со стороны водителя, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Капот отлетел, все остальное смято."


Судебно-медицинское обследование показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм тела. Уголовное дело не возбуждалось «в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителей». И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились.

Майк Науменко


В августе 1991 года Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк», был найден мертвым в своей комнате в коммуналке на Разъезжей улице: причиной его смерти стал перелом основания черепа. Врачи определили, что смерть наступила 27 августа 1991 года от кровоизлияния в мозг.

Обстоятельства его смерти остаются во многом загадочными. Как писал рок-журналист Н. Харитонов: «С Цоем, по крайней мере, все было понятно - если не по сути, то по форме - как все случилось. Майк же… просто исчез, не оставив никаких следов.»


Барабанщик группы «Зоопарк» Валерий Кирилов высказал другую точку зрения: по его словам, Майк Науменко действительно умер от кровоизлияния в мозг, но оно произошло не по естественным причинам, а из-за перелома основания черепа в результате жестокого удара, нанесённого ему во дворе во время ограбления. Об этом свидетельствует пропажа личных вещей Майка Науменко.

Существуют также свидетельские показания одного подростка, который якобы видел, как Майка во дворе кто-то поднимал с земли. После нападения Майк не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, никем в коммуналке не замечаемый. Когда его наконец обнаружили близкие и вызвали скорую помощь, было уже слишком поздно.

У Алексея Рыбина, продюсера альбома песен Майка Науменко «Парк МАЙКского периода», была своя версия: «Виноват, конечно, алкоголь. В ночь перед его смертью у Васина сильно пили. Майк был плох, в очень тяжелом состоянии, с черным лицом. В таком состоянии упасть затылком на асфальт - легче легкого. Майк получил перелом основания черепа - типичная алкогольная смерть, когда человек в глубоком опьянении на спину падает.»

Игорь Тальков

Игоря Талькова убили 6 октября 1991 года. Всё произошло в питерском Дворце спорта «Юбилейный»: певца застрелили прямо возле гримерки в результате потасовки с его концертным директором Валерием Шляфманом и Игорем Малаховым. Второй возможный подозреваемый в убийстве певца, Шляфман, сейчас живёт в Израиле. Уголовное делопроизводство о гибели Талькова приостановили несколько лет назад, но не закрыли.

В ходе расследования убийства Талькова его администратор Валерий Шляфман стал одним из главных подозреваемых наряду с телохранителем Азизы Игорем Малаховым, который 6 октября 1991 года затеял разборки со стрельбой. После ряда экспертиз следствие пришло к выводу, что последний, роковой, выстрел был сделан из пистолета Шляфмана.

Похороны легендарного музыканта, погибшего на пике славы, были многолюдными. Захоронение и по сей день является местом паломничества ценителей его творчества, а с самой могилой, как и с жизнью Талькова, связано много мистического.

Игорь Сорин

По официальной версии Игорь Сорин, экс-солист группы «Иванушки-International» выбросился с балкона шестого этажа студии «Космос». В 7.10 утра Игоря доставили в 71-ю городскую больницу. Врачи констатировали перелом первого и пятого шейных позвонков, ушиб почек, полный паралич нижней части тела, частичный паралич рук. Было принято решение оперировать. Операция прошла успешно, но сердце артиста не выдержало, и 4 сентября артист скончался.


Между тем, в июле 2013-го года Андрей Григорьев-Апполонов рассказал в интервью Евгению Додолеву (канал «Москва-24»), что на самом деле имело место непредумышленное убийство: Игорю случайно свернули шею и затем выкинули из окна, чтобы скрыть обстоятельства смерти. Григорьев-Аполлонов уточнил, что навещал Сорина в больнице – тот был еще в сознании. «У него не было синяков. С седьмого этажа ты упадешь без синяков? – продолжил „рыжий Иванушка“. – Ему просто свернул шею какой-то каратист». В связи с этим, депутат Госдумы Надежда Школкина 29.08.2013 года направила запрос Генеральному прокурору РФ Ю. Чайке с просьбой провести проверку по поводу обстоятельств гибели бывшего солиста группы «Иванушки - International» Игоря Сорина.

Михаил Круг

В ночь с 30 июня на 1 июля 2002 года на дом Круга в посёлке Мамулино (микрорайоне Твери) было совершено нападение. В доме, помимо певца, находились ещё четыре человека - его жена, тёща и дети. Дверь трёхэтажного дома была открыта.

Двое неизвестных злоумышленников проникли на третий этаж дома приблизительно между 23:00 и 0:15, где обнаружили тёщу Круга, и напали на неё, причинив ей телесные повреждения. На крики женщины прибежали Михаил Круг и его жена Ирина. Преступники открыли огонь из пистолетов. Ирине удалось скрыться у соседей, а Михаил получил два тяжёлых огнестрельных ранения, после чего на время потерял сознание. Преступники скрылись с места преступления. Пришедший в себя Круг сумел добраться до дома соседа Вадима Русакова, где скрывалась его жена. Русаков отвёз его в Тверскую городскую больницу № 6. Тем временем приехали вызванные милиция и «скорая помощь», обнаружившие в доме Круга его раненую тёщу. Дети Круга не пострадали, так как во время совершения преступления спали. Сам Михаил Круг, несмотря на усилия врачей, скончался утром 1 июля.

Прощальная панихида прошла 3 июля в 10 часов утра в Тверском драматическом театре. На похоронах присутствовали Владимир Жириновский, Александр Семчев, Ефрем Амирамов, Катя Огонёк, братья Жемчужные, Вика Цыганова, многие руководители Тверской области, в том числе и её губернатор, Владимир Платов. Траурная процессия из автомобилей растянулась на несколько километров. После отпевания в Воскресенском соборе Твери Круг был погребён на Дмитрово-Черкасском кладбище.

Версии убийства строились самые различные. Например, продюсер Вадим Цыганов высказал предположение, что это могло быть попыткой ограбления. Незадолго до убийства Круг записал альбом под рабочим названием «Тверичанка» (впоследствии выпущен под названием «Исповедь»), за который он со дня на день должен был получить гонорар. Эта версия отметалась теми, кто верил, что Круга искренне уважали в криминальных кругах, однако именно она на первых порах расследования была наиболее популярной. По другой версии, Круг стал жертвой спланированного, а, возможно, и заказного убийства.

Мурат Насыров

По официальной версии, Мурат Насыров покончил жизнь самоубийством. Прокуратура закончила расследование гибели певца и, не найдя никаких улик, подтверждающих насильственный характер его смерти, закрыла дело. 19 января 2007 года певец выпрыгнул с пятого этажа, надев себе на шею фотоаппарат и прижав к груди собственный портрет.

Родные певца заявляли: «Для нас смерть Мурата - загадка до сих пор. Но знаем наверняка: уходить из жизни он точно не собирался. А вот подтолкнуть его к этому могли!..

Мурата могли отравить, - считает брат певца. - Это предположение нашей семьи. За три часа до случившегося он сидел в компании, все пили коктейль. Мурат тоже пил. Потом ушел, а девушке Кристине из компании после коктейля стало плохо, она даже не помнит, что с ней дальше было… А Мурат приехал домой…
Из рассказа брата: „Показывают, Мурат из дома позвонил близкой подруге Баглана Садвакасова: «Жанна, все нормально». А вы знаете, что он позвонил с Наташиного мобильника (жена певца - прим.), лежавшего дома? А самой Наташи дома не было. Когда с Муратом происходили те события, что он якобы впал в приступ, хотел покончить с собой, говорили, что дочка якобы скинула маме на сотовый сообщение, а мобильник-то дома, получается, был!“

"Куда-то он собирался идти. Что произошло, почему он так красиво оделся? И потом, где же та фотокамера, про которую все они говорят?.. А потом сам факт: кто видел, что Мурат упал из окна? Истинную причину тяжело узнать. Все Мурат с собой унес. Но я убежден: никакого самоубийства или несчастного случая не было."

Роман Трахтенберг


Смерть известного шоумена, успешного теле- и радиоведущего Романа Трахтенберга поразила всех его коллег, близких друзей и публику. Роману Трахтенбергу был 41 год, он говорил о себе, что никогда не болел. 20 ноября 2009 года во время прямого эфира программы «Трахты-барахты» на «Маяке» ему неожиданно стало плохо. Его соведущая Лена Батинова вспоминает: «Когда в эфире шла какая-то песня, Рома сказал: „Батинова, мне плохо...“ Я отвела его к окну, чтобы он подышал свежим воздухом. Редакторы вызвали „скорую“, но она так и не успела довезти Рому до больницы».

По официальному заключению специалистов, Трахтенберг умер из-за острой сердечнососудистой недостаточности и ишемической болезни сердца, также у него были выявлены проблемы с печенью. Эксперты пояснили, что причины смерти были очевидны: У Трахтенберга было слабое сердце. В крови Романа была обнаружена средняя доза алкоголя, следов наркотиков не было.

Роман перед смертью часто рассказывал в эфирах о постоянных снах, в которых он неизменно умирал. Буквально за несколько часов до трагедии в своем последнем прямом эфире он пафосно отметил: «Я хочу умереть на сцене...».

Владимир Турчинский


Владимир Турчинский скончался 16 декабря 2009 года в своем загородном доме в деревне Пашуково Ногинского района. По заключению экспертов, смерть Турчинского наступила в результате острой коронарной недостаточности. По факту смерти Владимира Турчинского следователи проверяли медучреждения, где он наблюдался последние полгода жизни. Одна из клиник, которую проверяли в первую очередь - это госпиталь в районе «Беговой», где Динамит делал процедуру по очищению крови.

Друзья его говорили: «Володя должен был находиться в течение суток в клинике после переливания, а он вместо этого сразу уехал ночевать домой. И остановка сердца началась во сне: если бы днем это было или в больнице, еще можно было человека спасти. Здоровье у него бешеное было… Все из-за этого омоложения»

Владислав Галкин


27 февраля 2010 года около 14:00 Владислав Галкин был найден мёртвым в московской квартире. За день до этого тревогу забил отец актёра, сообщивший другу семьи о том, что Владислав более суток не выходит на связь. В квартиру актёра приехали друзья, однако на звонки в дверь никто не ответил. Вызванная бригада спасателей вскрыла дверь квартиры в 14:07. По разнящимся данным, тело актера нашли в постели, либо на полу, он лежал лицом вниз.

При первичном внешнем осмотре тела признаков насильственной смерти обнаружено не было. Экспертиза показала, что актёр умер приблизительно за два-три дня до обнаружения тела, а причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность с остановкой сердца. В свидетельстве о смерти в качестве причины указана «кардиомиопатия (внезапная остановка сердца)»

В передаче «Человек и закон» отец Владислава Галкина, актёр Борис Галкин, предоставил факты, на основе которых можно сделать предположение о преднамеренном убийстве. Так, 19 февраля Владислав Галкин снял в банке $136 000, которые собирался потратить на ремонт в квартире, купленной после расставания с женой. По данным отца, актёр хранил деньги дома (о чём предполагаемые заказчики и исполнители преступления могли знать); кроме того, на телефон Галкина-младшего приходили SMS-сообщения с угрозами, а спустя несколько дней после визита в банк на лице актёра появились кровоподтёки.

По словам Бориса Галкина, ссадины и синяки были видны на теле уже мёртвого актёра и при первичном медицинском осмотре сразу после обнаружения трупа. Указанной Галкиным-старшим суммы при обыске квартиры найдено не было. Смутило отца и наличие в комнате рядом с телом бутылки коньяка и пакета томатного сока: после того, как у Владислава диагностировали панкреатит, он прекратил употреблять алкоголь и сел на диету. Версию Бориса Галкина поддерживает и друг семьи, врач Михаил Захаров, который предполагает, что характерные кровоподтёки и кровоизлияние говорят о смерти в результате удушения

Александр Белявский

8 сентября 2012 года в центре Москвы погиб, выпрыгнув из окна своей квартиры, народный артист Александр Белявский. Исполнитель роли Фокса в советском сериале «Место встречи изменить нельзя» погиб на месте в результате удара о землю, сообщили в правоохранительных органах.

По предварительным данным, 80-летний актер выбросился из окна на лестничной площадке между пятым и шестым этажом жилого дома. При этом, жил он на втором этаже и после перенесенного инсульта с трудом передвигался. Старшая дочь актера Надежда утверждает, что даже если он и мог самостоятельно подняться по лестнице на пятый этаж, вряд ли он мог забраться на подоконник. Она абсолютно уверена, что гибель отца – это трагическая случайность. Он мог выпасть из окна из-за проблем с сердцем.

Андрей Панин


7 марта 2013 года в квартире дома на Балаклавском проспекте был обнаружен мертвым Андрей Панин. Первоначально причиной смерти назывался несчастный случай. Актёра обнаружили лежащим на полу в своей квартире, и специалисты поначалу полагали, что он упал с высоты собственного роста и ударился головой.

Однако некоторое время спустя судмедэксперты пришли к выводу, что перед смертью артист был жестоко избит. У актера были зафиксированы множественные переломы свода и основания черепа, тяжелый ушиб головного мозга, ссадины на костяшках пальцев и синяки на коленях. Странные звуки и стоны слышали и соседи, не уделившие им должного внимания.


«Били твердыми тупыми предметами. Деревянными ножками от табуреток и стульев. А также бутылками», - говорят специалисты. Они рассказали, что в ранах Панина нашли осколки стекла, которые попали туда при ударах. Также на голове Панина имелось как минимум три серьезнейшие раны.

Близкий друг артиста Борис Полунин заявил, что на момент нахождения тела Панина вся квартира была залита кровью. «Кровь была во всех комнатах», – сказал он. По его словам, Андрея Панина нашли на кухне, при этом балкон был закрыт и подперт кухонным столом и стульями.

Следователи возбудили уголовное дело по факту смерти актёра Андрея Панина в Москве. Дело возбуждено по части 4, статьи 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего).