Настоящая история деда мороза. О новом годе

  • 26.06.2019

Все мы с детства помним веселые встречи Нового года с приходом Дедушки Мороза и Снегурочки. Под ватными причиндалами и блестящей шапкой сказочного персонажа обычно скрывался кто-то очень знакомый, но хотелось думать, что действительно настоящий Дед Мороз пришел нас поздравить и раздать сладости. Откуда же появился он, из каких времен и кто его придумал?

Если обратиться к истории, то придется совершить экскурс в далекое прошлое человечества, на тысячи лет назад. Оказавшись на севере евроазиатского континента, мы бы увидели народы, поклоняющиеся Варуну – творцу Вселенной. Главный судья людей, он был грозен, но справедлив. Все космические тела подчинялись этому божеству. По мере развития человеческого общества бог менял имена, у славян стал называться Сварогом. С появлением христианской религии «Дед» (Сварог) был переименован в Санта-Клауса потомками индоевропейцев. Так когда появился дед мороз на руси? Северные народности средневековой Руси почитали одного Бога – Николая Чудотворца – являвшегося тем же Святым Николаем (Санта-Клаусом) для христиан. Датировано первое упоминание примерно 3им веком нашей эры.

Зимой день, называемый солнцеворотом. Это 21 декабря. Наше светило поворачивает на лето после самой длинной в году ночи. Немного раньше христианами отмечается день Николая святителя. Наши предки «кликали мороз» с этого дня до Крещения. В русских народных сказках появляется новый персонаж – Дед Мороз. Он как прообраз древнего божества Варуна тоже судит людей по справедливости, награждая заслуживших ее и наказывая греховодников.

В руках у Деда Мороза посох, а на плече ель, украшенная звездами. Вместе с ним приходит на праздник и Снегурочка – это символ замороженной воды. В русской сказке девушка тает летом. А густая борода и волосы на голове Деда Мороза символизирует богатство и могущество. Белые рукавички на руках его обозначают святость, дары старика всегда бескорыстны и чисты. Пояс на его шубе – это символ связи нас с нашими предками. На ногах сапоги, обычно красного или белого (под серебро) цвета. На верху посоха у Деда Мороза находится голова быка – это обозначает власть над подлунным миром.

Резиденция сказочных персонажей находится ныне в городе Великий Устюг. Около этого города есть деревня Морозовица, где по легенде и поселился Мороз (не следует его путать с Дедом), младший брат Водолея. Дом дедушки Мороза построен из дерева. Остроконечная крыша здания возвышается над резиденцией. Есть небольшой зоопарк. Из Великого Устюга зимний владыка разъезжает в праздники по российским городам, к нему тоже приезжают экскурсанты посмотреть на место его жительства и на него самого.

История русского Деда Мороза December 26th, 2013

Кажется, что Новый год с ёлками, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой был всегда... Но как бы не так! Оказывается, любимый новогодний персонаж, каждый год с трепетом ожидаемый каждым русским ребенком, появился на свет не так уж давно. Однако обо всем по порядку...


Молодой дедушка

Про Новый год и ёлку я уже писала год назад () и рассказывала о том, что в нашей стране традиция рождественской и новогодней елки, а также сам праздник Нового года возникли в знакомом нам виде совсем недавно...

Но, оказывается, Дед Мороз еще моложе! Ему всего-то 100 лет. То есть до начала прошлого века не было никакого Деда Мороза... Суровый и злой Трескун был, веселый и справедливый Морозко был, в Европе все дети уже знали Санта Клауса, а вот нашего родного Дедушки Мороза не было.

Лишь к началу ХХ века складывается знакомый образ Деда Мороза - доброго волшебника с белоснежной бородой в длинной шубе и боярской шапке, который приносит подарки детям. Однако тот Дед Мороз был исключительно рождественским персонажем, ведь именно Рождество считалось наиболее значимым зимним праздником.

Смерть и возрождение Деда Мороза.

После революции образ Деда Мороза вместе со всеми рождественскими (и в целом православными) традициями подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года, когда Рождество было объявлено рабочим днем, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна, не допуская даже малейших намеков на подготовку к светлому празднику Рождества Христова.

Но, к счастью, эти безрадостные времена миновали, и уже в 1935 году была организована первая новогодняя елка. Произошло это после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П.П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового года. И вот по всей стране начинают организовывать новогодние мероприятия, с использованием хоть и рождественской, но все же сильно переосмысленной, атрибутики. А уже в 1937 году Дед Мороз впервые появился перед гостями вместе со своей внучкой Снегурочкой.

Прообразы Деда Мороза

Современный образ Деда Мороза имеет не одного предшественника. Он безусловно вобрал в себя черты бесконечно доброго и милосердного архиепископа Николая (прообраза Санта Клауса), который жил в городе Мира (Турция) еще в 4 веке и после смерти был причислен к лику святых. До сих пор Святой Николай угодник почитается не только в христианских странах, но практически по всему миру.

Наш Дед Мороз похож и на своего языческого славянского прадеда - духа зимы, повелителя морозов. Именно этот языческий бог осыпал землю снегом, замораживал реки и озера, а зачастую спасал народ от врагов, замораживая их суровой русской зимой.

Где живет Дед Мороз

Первая родина Деда Мороза - Архангельск, именно там в 1991 году были созданы "Дом Деда Мороза" и "Почта Деда Мороза".

В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе.


Лапландский заповедник

С 1998 года по инициативе бывшего мэра Москвы Ю. Лужкова в Вологодской области действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана в связи с тем, что как раз в этих числах в Великом Устюге обычно день ударяют первые сильные морозы.


Резиденция деда Мороза в Великом Устюге

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России.

В 2011 г. была открыта новая сказочная резиденция Деда Мороза в Мурманске.

С начала проекта детьми из разных стран было отправлено более миллиона писем Деду Морозу. Эти письма бережно хранятся в "сокровищнице". Письма распределяются между нашими Дедами Морозами, так что ни один их них не сидит без дела. Так, например, если в письме не указан Лапландский заповедник, то его отправляют в Великий Устюг.

Вот и получается, что у нас в России несколько общегосударственных Дедов Морозов... Но, на самом деле, все дело в том, что Дед Мороз - замечательный волшебник, поэтому он запросто может оказаться сразу в нескольких местах одновременно!

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Оказывается, таким он был не всегда: несколько столетий назад Мороз носил плащ, имел всего по три пальца на руках, а неугодных ему детей бил посохом. сайт проследил за тем, как менялся образ Деда Мороза на Руси от древних славян до наших времен.

Злой дух зимы

Никто не знает точно, где и когда появился на свет Дед Мороз. Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком - именем бога холода и зимы. Существует версия, по которой слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени древнеславянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед - деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».

Позже наши предки научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под гонами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы - Трескунец и Студенец. Изменился и образ волшебника.

Рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка - символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Несмотря на то, что такой Дед Мороз стал добрее, современным детям он вряд ли понравился бы: Студенца по-прежнему изображали свирепым косматым стариком.

Мороз Иванович

После Крещения Руси Студенец был забыт, а на смену так никто и не пришел. Дед Мороз возродился лишь в XIX веке в образе Николая Чудотворца, или Николая Угодника. Этот святой был избран для образа доброго старца с подарками для детей, поскольку еще при жизни он много помогал людям и был очень щедрым. При императоре Александре II образ святого Николая впервые был связан с Новым Годом и Рождеством. Николай Угодник ходил по домам и дарил детям подарки, но самой ребятне этот образ так и не стал близок, и в конце XIX века на смену святому пришел привычный для нас Дед Мороз.

Новый образ Деда Мороза всем пришелся по душе. Фото: Коллаж АиФ

Он был одет в длинную шубу синего или красного цвета с мехом, шапку и валенки. Весь наряд волшебника был расписан узорами. На посохе же вместо головы быка появился наконечник в форме звезды. В то время Дед Мороз жил в большом ледяном дворце и спал на перинах из снега. Где находился дом старца - никто не знал. Неизвестны были и родители волшебника, но, по русской традиции, старших нужно называть по имени-

отчеству. С легкой руки писателя Владимира Одоевского Дед Мороз стал Морозом Ивановичем. Новый образ пришелся по душе и детям, и взрослым, а вот расположение Деда Мороза тогда нужно было еще заслужить. Детям, которые хороши вели себя весь год, Дедушка дарил сладости - конфеты, леденцы и пряники. Лентяи и неряхи получали в качестве подарки сосульку, а плохие и злые дети, которые кривлялись и дразнили Деда Мороза - посохом по лбу.

После революции Дед Мороз подвергся гонениям. Вернулся волшебник лишь в канун 1936 года, да не один, а с внучкой Снегурочкой. После очередного возрождения Дед Мороз снова стал еще добрее. Теперь он начал дарить подарки всем детям, взамен на рассказанное стихотворение или песенку. Посох из орудия для тумаков превратился в волшебное приспособление, с помощью которого Дед Мороз стал зажигать новогоднюю елками разноцветными огнями.

В конце 80-х годов дед Мороз поселился в своей резиденции в Архангельске, а в конце 90-х переехал в Великий Устюг, где и живет по сей день. Дети со всей России в течение года пишут доброму волшебнику письма, рассказывая, что они хотят получить в подарок на Новый Год. Дед Мороз исполняет желания всех ребят без исключения, принося им в подарок не просто игрушки или угощения, а настоящую сказку и волшебство.

С Новым годом у нас ассоциируется множество вещей, которые уже, наверное, глубоко укоренились в наших генах. Это новогодняя елка, гирлянды, оливье и, конечно же, Дед Мороз со Снегурочкой.

Но на самом деле у каждой культуры есть свой новогодний персонаж, который имеет определенные историко-культурные корни. У кого-то из них эта история исчисляется столетиями, а у кого-то лишь годами. Да и на самом деле у них лишь одна общая черта - они приносят подарки.

Думаю, пора бы разобраться, что из себя представляют эти новогодние персонажи.

Начнем с самого близкого и знакомого нам Деда Мороза. Мало кто знает такую очевидную вещь, что Дед Мороз является обыкновенным продуктом советской пропаганды и появился он примерно в 1937 году.


Среди историков существуют две версии его появления. Поскольку на эти годы пришлось огромное количество репрессий и запретов, которые не в последнюю очередь были направлены против религии, советским пропагандистам нужно было срочно создать новые традиции. Поэтому Рождество отошло на второй план, уступив место Новому году.


Вторая версия более прозаична. Согласно ей, стимулом к созданию нового праздника и персонажа стало всего лишь желание власти отвлечь население от реальных проблем, в частности от репрессий. Ну а советская пропагандистская машина была настолько профессиональной, что благодаря ей не только Новый год, но и множество советского до сих пор находится в головах населения.


В Украине, например, в последние годы набирает силу тенденция возврата к досоветским обычаям, поэтому, понемногу вытесняя Деда Мороза, свое законное место занимает Святой Николай. Именно он когда-то был главным символом Рождества, даже не Нового года.


Согласно преданию, традиция дарить подарки появилась после того, как Николай, будучи сыном богатого купца, тайком подкинул золотые монеты бедной девушке, чтобы та могла выйти замуж за любимого. По городу пошла молва, что это был подарок от ангела, а Николай продолжил тайно раздавать различные подарки тем, кто в них действительно нуждался.


Изначально его день праздновался 6 декабря, но позже было решено перенести этот праздник ближе к рождественской ярмарке. Случилось это в годы Реформации, которая выступала против почитания святых. А вот уже при Контрреформации Святой Николай прочно закрепился как персонаж Рождества, который дарит подарки.


В Голландии Святого Николая звали Синтерклаас, история о нём вместе с голландскими колонистами попала в Америку, где он стал Санта-Клаусом. С годами этот образ прижился, стал персонажем многочисленных сказок, коммерциализировался и стал главным символом Рождества в США. А ведь даже традиция вешать носки над камином идет еще от историй о Святом Николае.


Что мы имеем в итоге? Персонажа с длинной историей, который за долгие годы несколько растерял в популярности, но всё же сумел сохраниться в некоторых странах или культурах. Его адаптированную под определенные нужды копию и персонажа, навязанного народу сверху буквально за пару лет тоталитарным режимом.


Конечно, советская пропаганда не может не вызывать восхищения: создать образ и мгновенно внедрить его в сознание населения, да так, что до сих пор не можем выкинуть его из головы, в то время как остальной мир создавал своего праздничного героя веками.

Но на самом деле неважно, кто вручает подарки, важно лишь то, что ты сам вкладываешь в понимание этих праздников. Ведь так?

Приближаются новогодние праздники. Детвора ждёт праздничную ёлку, мандаринов, сладостей и море подарков. Взрослые предвкушают праздничное веселье и, наравне с детьми, ожидают чуда и сюрпризов. С некоторых пор символами Нового года стали Дед Мороз и Снегурочка – сказочные персонажи нашего детства. Сам образ Деда Мороза, как новогодний персонаж сказок и детских утренников, к которому мы привыкли, существует сравнительно недавно. Когда родился Дедушка и кто его родил – история, покрытая мраком, поскольку корнями уходит в далёкое прошлое наших предков. Есть версия, что наш Дед Мороз – это воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Кстати, бог Морок также считался богом лжи, обмана и заблуждений. Отсюда сохранились такие выражения в русском языке, как: «упасть в обморок», «морочить голову»; в украинском языке — «запаморочення». Морок представлялся нашим прародителям как седой старик, который бродил по лесам, покрывая инеем деревья, а реки сковывая льдом. Встреча с Мороком сулила беду. Злой бог мог заморозить до смерти, поэтому люди задабривали его, как могли: угощали блинами, киселём, приглашали к столу отведать кутью, печенье, просили не губить посевы.

Как-то со временем злой Морок стал добрее, что ли, но не сразу. Вспомните хотя бы русскую народную сказку «Морозко» или сказку Владимира Фёдоровича Одоевского по народным мотивам «Мороз Иванович». Героиню сказки, которая отличалась добрым, покладистым характером и трудилась не покладая рук, Морозко немного поморозил, а потом одарил сокровищами. А сестру её сводную, злую и ленивую, заморозил насмерть. Наверное, поэтому мы своим чадам говорим, что Дедушка Мороз только послушным детям дарит подарки.

Морок, Морозко… На самом деле у этого старца много имен. Сколько имен, столько версий о его происхождении: Морок, Морозко (как мы уже знаем), он же Карачун, он же Трескун, он же Зюзя (наши братья белорусы так величали его), Позвизд (славянский бог бурь и непогод), Зимник, Дядо Коледа (в Болгарии) и т.д. Но, пожалуй, есть общее, в чем сходятся все предполагаемые прообразы нынешнего Дедушки. Во-первых, это могущественное существо – дух или бог, наделенный магической, волшебной силой; во-вторых, норов крут и суров, под стать суровой зиме – времени года, когда он правит на земле. Есть еще одно, что позволяет узнать в прообразах нашего современного героя, – внешний вид. Седые волосы и борода старца свидетельствует о почтенном возрасте, следовательно, — о мудрости и о владении могущественными магическими знаниями. Перчатки Деда Мороза ранее были трехпалы, что считалось символом божественного начала. В наше время их заменили привычными для нас варежками. На нём белая рубаха и штаны изо льна, расшитые орнаментом, – признак божества, которое несет чистую энергию. Красная длинная шуба, отороченная лебяжьим мехом, и шапка, расшитая серебром и жемчугом, и также оторочена мехом — неизменные атрибуты Деда Мороза. В качестве сильного оберега и символа связи с поколениями от предков до потомков — широкий пояс поверх шубы. В руках волшебный хрустальный посох, от прикосновения которого всё живое превращается в лёд. Наконечник посоха украшен лунницей (украшение из серебра в виде полумесяца) или головой быка – символы власти, плодородия, счастья.

Проследить, когда у Деда Мороза в качестве спутницы появилась не то дочка, не то внучка Снегурочка, сейчас уже сложно. В народном фольклоре этот образ иногда выступает самостоятельно. Даже некоторые исследователи склонны думать, что образ прекрасной снежной девушки имеет более глубокие корни – никто иная как сама Кострома (сестра Купалы). Кострома представлялась девушкой, закутанной в белом, которая в руках держит дубовую ветвь и ступает в сопровождении хоровода. В обряде похорон Костромы, проводимом нашими предками, показывалось, как девушка заболевает и умирает, а потом воскресает, что представляет собой признаки сезонного духа, и в этом наблюдается родство с образом Снегурочки. Сказочный персонаж тоже умирает – тает.